<< Пред.           стр. 15 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 Если земельный участок превышает установленные нормы от­вода, то за превышенную часть площади налог взимается в дву­кратном размере.
 Если рассматриваемые (городские) земли заняты жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, ин­дивидуальными и кооперативными гаражами, то за них в рамках норм отвода земель предусмотрены более низкие размеры налого­обложения — 3% ставок земельного налога, установленных в го­родах и поселках городского типа, но не менее предусмотренного федеральным законом предела.
 Специальные размеры налогообложения установлены для рас­положенных вне населенных пунктов земель, занятых предпри­ятиями промышленности, транспорта, связи, других отраслей хо­зяйства, полигонами и т.п.
 
 
 Особые ставки налога предусмотрены для земель водного и лес­ного фондов.*
 ______________________
 * В законах о федеральном бюджете на очередной год стали определяться ко­эффициенты применения ставок земельного налога. Так, в 1999 г. должны приме­няться ставки, действовавшие в 1998 г. с коэффициентом 2 для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставлен­ных сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и т.п. (ст. 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»).
 
 
 
 Законом РФ предусмотрены и льготы, по налогу. Здесь учиты­вается общественное значение землепользования (например, осво­бождаются от налога заповедники, национальные парки), задачи стимулирования определенной деятельности (занятие традицион­ными промыслами в местах проживания малочисленных народов, научной деятельностью в области сельского хозяйства); необходи­мость финансовой поддержки социально-культурных учреждений (освобождаются от налога учреждения культуры, здравоохране­ния, образования и т.п., финансируемые за счет соответствующего бюджета либо за счет средств профсоюза) и крестьянских (фермер­ских) хозяйств. Граждане, впервые организующие эти хозяйства, освобождаются от уплаты налога в течение пяти лет. Предоставля­ются также льготы социальные (военнослужащим, инвалидам) и связанные с заслугами перед государством и обществом (участни­ки Великой Отечественной войны) и др.
 Помимо льгот, предусмотренных в Законе РФ «О плате за землю», дополнительные льготы на основании этого Закона вправе устанавливать законодательные (представительные) органы влас­ти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправ­ления.
 Земельный налог уплачивается ежегодно. Организации сами исчисляют суммы налога и не позднее 1 июля представляют в на­логовые органы расчет по каждому земельному участку.
 Граждане уплачивают налог на основании платежных извеще­ний, которые вручаются им налоговыми органами не позднее 1 ав­густа.
 Налог уплачивается равными долями в два срока (не позднее 15 сентября и 15 ноября). Однако органы законодательной (пред­ставительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправ­ления с учетом местных условий вправе устанавливать другие сроки уплаты.
 Средства, полученные от этого налога, имеют целевое назначе­ние. Они (а также арендная плата) учитываются в бюджете отдельной строкой и должны использоваться исключительно на указан­ные в Законе цели, а именно: финансирование мероприятий по землеустройству, повышению их плодородия и т.п., на компенса­цию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на инженерное и социальное обустройство территории. Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направ­ляются по целевому назначению в следующем году.
 Часть средств платы за землю, в том числе земельного налога, кроме бюджетных счетов органов местного самоуправления, час­тично перечисляются на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе и соответствующего субъекта РФ.*
 ________________________
 * См.: ст. 18 и 19 Закона РФ «О плате заземлю»; с ИЗМ.//СЗ РФ. 1998. №31. Cт.3810
 
 3.5.4. Сбор на нужды образовательных учреждений
 Законом РФ от 22 декабря 1992 г. налоговая система РФ допол­нена целевым сбором на нужды образовательных учреждений.*
 _______________________
 * ВВС. 1993. №4. Ст. 118.
 
 
 
 Этот сбор отнесен к числу налогов субъектов РФ, установление его входит в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Он имеет строго целевой характер и должен использоваться на дополнительное фи­нансирование образовательных учреждений. Данный платеж на­зван в законодательстве сбором. Однако он обладает всеми призна­ками налогов, в частности, ему свойственна, как и налогам, регу­лярность поступлений. Поэтому он рассматривается в настоящей главе в числе целевых налогов.
 Плательщиками сбора являются организации, расположен­ные на территории субъекта Федерации. Сюда входят также пред­приятия с иностранными инвестициями, зарегистрировавшие свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ. Учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, но не за­нимающиеся предпринимательской деятельностью, к уплате дан­ного сбора не привлекаются.
 Объектом обложения данным сбором определен годовой фонд заработной платы плательщика.
 Закон РФ определяет предельный размер ставки сбора, он не должен превышать 1% годового фонда оплаты труда организации. Исходя из этого, законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации устанавливают размер сбора на своей территории.
 Расходы плательщика по уплате сбора относятся на финансо­вые результаты его деятельности.
 Плательщики сами исчисляют суммы платежа и представляют в налоговые органы расчет по ней. Сроки уплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согла­сованию с налоговыми органами. Сбор зачисляется в бюджеты субъектов Федерации.
 В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. такой платеж не предусмотрен в перечне налогов и сборов.
 3.5.5. Налог с продаж
 Федеральным законом от 31 июля 1998 г.* в Российской Феде­рации вновь был установлен налог с продаж, действовавший ранее в течение 1991 г. на основании указа Президента СССР, однако в новом варианте. Налог отнесен к перечню налогов субъектов РФ. Суммы его поступлений предписано зачислять в бюджеты субъек­тов РФ и местные бюджеты в размере соответственно 40% и 60%. При этом они должны направляться на социальные нужды мало­обеспеченных групп населения. Поэтому данный налог отвечает признакам целевых налогов (хотя механизм использования этих средств по указанному целевому назначению в упомянутом феде­ральном Законе не определен).
 ________________________
 * Федеральный закон «0 внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «0б основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998. №31. Ст. 3828.
 
 
 
 В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. названный налог также упоминается и включен в группу региональных на­логов.
 Согласно Закону РФ от 31 июля 1998 г. плательщиками налога являются:
 а) российские организации;
 б) иностранные юридические лица, компании, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на тер­ритории РФ;
 в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на российской территории.
 Объектом налогообложения выступает стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К продаже за наличный расчет в этом случае приравнива­ются расчеты посредством кредитных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физичес­ких лиц, а также передача товаров (выполнение работ, услуг) на­селению в обмен на другие товары (работы, услуги).
 В соответствии с Законом эти товары (работы, услуги) подраз­деляются на две группы. В первую группу входят конкретно ука­занные в Законе виды товаров (работ, услуг): подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные про­дукты питания, автомобили, меха, ювелирные изделия, услуги по рекламе, услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц и др. По второй группе отмечается, что это товары и услуги не первой необходимости (без какого-либо их перечня). Они определяются законодательными органами субъектов РФ, по решению которых стоимость этих товаров и услуг становится объектом налогообло­жения.
 Вместе с тем Федеральный закон устанавливает круг товаров (работ, услуг) первой необходимости, которые не могут быть объ­ектом налогообложения. Их также можно подразделить на две группы. Первая содержит конкретное их перечисление (и как по объектам налогообложения обязательна на всей территории РФ). К ней относятся: хлеб, хлебобулочные изделия, молоко и молоч­ные продукты, масло растительное, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания, детская одежда и обувь, услуги по перевозке пассажиров транспортом об­щего пользования, ритуальные услуги похоронных бюро, клад­бищ и крематориев, услуги, предоставляемые кредитными орга­низациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами и т.д.
 Кроме того, другой перечень товаров первой необходимости (вторая группа) устанавливается законодательными органами субъектов РФ с целью, как подчеркивается в Законе, недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп. Этот перечень (как и по объектам налогообложения) действует только на терри­тории установившего его субъекта РФ.
 Ставка налога установлена в размере до 5% стоимости подле­жащих налогообложению товаров (работ, услуг). При этом в дан­ную стоимость включается налог на добавленную стоимость, а на подакцизные товары - и акцизы. Учитывая установленный пре­дельный размер, законодательные органы субъектов РФ сами оп­ределяют ставку налога. Исчисленная по этой ставке сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работ, услуг), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), который факти­чески и уплачивает налог. Таким образом, этот налог является косвенным.
 Налог с продаж устанавливается в соответствии с федеральным законом и вводится в действие законами субъектов РФ. Помимо уже упомянутых элементов, в них определяется порядок и сроки уплаты налога, льготы и формы отчетности.
 При введении налога с продаж на территории субъектов Феде­рации должно прекращаться взимание регионального сбора на нужды образовательных учреждений, а также многих местных налогов и сборов (налога на строительство объектов производствен­ного назначения в курортной зоне, сбора за право торговли, лицен­зионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями и др., всего 16 видов, включенных в ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Какими особенностями отличаются целевые налоги?
 2. Какие налоги по российскому законодательству относятся к целе­вым?
 3. Какие налоги предназначены для зачисления в дорожные фонды? Как они распределяются по этим фондам разных уровней? Каким законо­дательством регулируются?
 4. Дайте юридическую характеристику каждого из налогов, зачисля­емых в дорожные фонды соответственно основным элементам закона о налоге (плательщики, объект налогообложения, ставки, льготы).
 5. К каким классификационным группам относится земельный налог?
 6. Дайте юридическую характеристику земельного налога. Каким за­конодательством он регулируется? Какие положения о земельном налоге содержатся в Налоговом кодексе РФ?
 7. Какие группы плательщиков земельного налога выделяет законода­тельство?
 8. В каком порядке устанавливаются ставки земельного налога?
 9. В чем проявляется целевой характер земельного налога? В какой бюджет (какие бюджеты) зачисляются суммы по земельному налогу?
 10. К каким классификационным группам относится сбор на нужды образовательных учреждений? По каким признакам он сходен с налога­ми?
 11. Кто является плательщиками сбора на нужды образовательных Учреждений? Что является объектом обложения данным сбором? Какова ставка платежа?
 12. Каким законодательным актом в РФ установлен налог с продаж?
 13. К каким классификационным группам относится налог с продаж?
 
 
 14. Дайте юридическую характеристику налога с продаж соответст­венно основным элементам закона о налоге (плательщики, объект налого­обложения, ставки, льготы).
 15. Что не может быть объектом налогообложения по налогу с продаж?
 16. Каковы права субъектов РФ по правовому регулированию налога с продаж?
 17. Какие налоги прекращают действие с введением налога с продаж?
 
 
 
 3.6. Иные налоги, общие для организаций и физических
 Помимо рассмотренных в предыдущей главе целевых налогов, плательщиками большей части которых являются одновременно организации и физические лица, в том числе предприниматели без образования юридического лица, такими же общими для них на­логами являются и другие — налог на покупку иностранной валю­ты, на игорный бизнес, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
 Общее значение для юридических и физических лиц, являю­щихся субъектами малого предпринимательства, является упро­щенная система их налогообложения. На более широкий круг на­логоплательщиков, особенно организаций, распространяются нормы права о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите. В связи с этим отмеченные вопросы также рассматрива­ются в данной главе.
 3.6.1. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
 Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, введен в Россий­ской Федерации впервые Федеральным законом от 21 июля 1997 г.* и отнесен к платежам федерального уровня.
 Объектом налогообложения по данному платежу являются операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, или, как опреде­лено в Законе, операции по покупке наличной иностранной ва­люты.
 _____________________
 *' СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3592; 1998. № 29. Ст. 3396.
 
 
 
 Налогооблагаемой базой определена сумма в рублях, уплачи­ваемая при совершении следующих операций:
 • покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли;
 • покупке платежных документов в иностранной валюте за на­личные рубли;
 • выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов;
 • покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефек­тов;
 • выдаче иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов.
 Плательщики налога. К ним относятся физические лица, ор­ганизации, а также филиалы и представительства, в том числе нерезиденты, совершающие указанные выше операции. Однако не являются плательщиками данного налога организации, деятель­ность которых полностью финансируется из бюджетов (всех уров­ней). Его не уплачивает также Центральный банк Российской Фе­дерации. Не облагаются налогом и операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями как у Централь­ного банка РФ, так и у других кредитных организаций.
 Ставка налога первоначально была установлена в размере 0,5% налогооблагаемой базы. Впоследствии Федеральным зако­ном от 16 июля 1998 г. она была повышена до 1%.*
 ___________________
 *' См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выра­женных в иностранной валюте» // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3396.
 
 
 
 Порядок удержания налога. Налог удерживается теми кредит­ными организациями, которые производят операции с иностран­ной валютой, в момент получения иностранной валюты платель­щиком налога. Суммы налога должны быть перечислены в бюджет не позднее дня, следующего за днем удержания налога.
 Хотя данный налог является федеральным, суммы его поступ­лений распределяются между бюджетами всех уровней. Закон установил распределение их между федеральным бюджетом и бюд­жетами субъектов Федерации в следующем соотношении: 60% и 40% соответственно. При этом законодательные (представитель­ные) органы государственной власти субъектов РФ вправе прини­мать законы о передаче местным бюджетам всей суммы или части суммы от налога, поступающей в бюджеты субъектов Федерации.
 3.6.2. Налог на игорный бизнес
 Налог на игорный бизнес как самостоятельный вид налогового платежа был введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г.* До принятия этого закона полученные от игорного бизнеса доходы также облагались налогом, но на основании Закона РФ от 27 декаб­ря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» по ставке в размере 90% доходов, полученных от игорного бизнеса.
 ______________________
 * См.: Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес»//СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3820.
 
 
 
 Однако если организация, осуществляющая деятельность в области игорного бизнеса и уплачивающая с него соответствую­щий налог, получает прибыль и от других видов деятельности, то она уплачивает с нее и налог на прибыль.
 Под игорным бизнесом Закон понимает предпринимательскую деятельность, не являющуюся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанную с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.
 Игорным заведением признается предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской дея­тельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: т.е. казино, тотализатор, бук­мекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).
 Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации и физические лица, которые осуществляют предпринима­тельскую деятельность в области игорного бизнеса.
 Объекты налогообложения. В Законе дается перечень следую­щих видов объектов игорного бизнеса, которые подлежат обложе­нию данным налогом:
 • игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих пред­ставителей как: а) сторона; б) организатор и (или) наблюда­тель;
 • игровые автоматы;
 • кассы тотализаторов;
 • кассы букмекерских контор.
 Перечень этих объектов является исчерпывающим.
 Общее количество каждого вида объектов игорного бизнеса под­лежит обязательной регистрации в налоговых органах по месту их нахождения до момента установки, о чем выдается свидетель­ство. Требуется также регистрация в течение пяти дней изменений общего количества объектов налогообложения каждого вида. При установлении незарегистрированных объектов налогообложения на территории игорного заведения или несоблюдении установлен­ного порядка уплаты налога более двух раз в течение календарного года может быть отозвана лицензия на осуществление предпри­нимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.
 Ставки налога. Закон устанавливает минимальные ставки на­лога в твердо фиксированных размерах, кратных минимальной месячной оплате труда, на каждый объект налогообложения в рас­чете на один год. Так, за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участ­вует как сторона, ставка налога составляет 1200 минимальных размеров оплаты труда, а если как организатор и (или) наблюда­тель — то 100 минимальных размеров оплаты труда; за каждый игровой автомат — 45 минимальных размеров оплаты труда; за каждую кассу тотализатора — 1200 минимальных размеров опла­ты труда; за каждую кассу букмекерской конторы — 600 мини­мальных размеров оплаты труда.
 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе установить на своей территории став­ки, превышающие указанные минимальные размеры. Если норма­тивный акт субъекта РФ отсутствует, то действуют ставки, уста­новленные названным федеральным законом. Запрещено вводить ставки налога для отдельных категорий плательщиков.
 Суммы налога, подлежащие уплате, определяются налогопла­тельщиком самостоятельно, исходя из количества зарегистриро­ванных объектов налогообложения и ставок налога. Уплата произ­водится равными долями в размере одной двенадцатой годовой суммы налога с учетом изменения количества и видов объектов налогообложения. Сумма налога включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности.
 Налог на игорный бизнес отнесен к платежам федерального уровня. Однако часть поступлений по нему может зачисляться в бюджеты субъектов Федераций. Это касается сумм, соответствую­щих превышению над минимальным размером ставки налога, если законодательством субъектов Федерации предусмотрено такое превышение. Все суммы налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки, установленному федеральным за­коном, зачисляются в федеральный бюджет.
 
 
 3.6.3. Налог на отдельные виды транспортных средств
 Налог на отдельные виды транспортных средств установлен Федеральным законом от 8 июля 1999 г.,* вступившим в силу с момента его опубликования. Введение данного налога, дополни­тельного к тому, что уплачивают все владельцы транспортных средств, связано с обострившимися проблемами наполнения бюд­жета доходами и необходимостью решения этих проблем как ус­ловия предоставления России кредитов Международным валют­ным фондом.
 _____________________
 * Российская газета. 1999. 14 июля.
 
 
 
 Объектом налогообложения по данному налогу являются лег­ковые автомобили, но только те, рабочий объем двигателя которых превышает 2500 куб. см. Причем из этого круга исключаются пол­ноприводные автомобили, произведенные на территории Россий­ской Федерации, а также автомобили, произведенные за двадцать пять лет и более до дня уплаты налога.
 Особо отмечается, что налогообложение распространяется на транспортные средства, имеющие местонахождение на террито­рии Российской Федерации и подлежащие регистрации в соответ­ствии с законодательством РФ.
 Плательщики налога — а) организации, являющиеся юриди­ческими лицами в соответствии с законодательством РФ, ино­странные организации, находящиеся на территории РФ; б) физи­ческие лица, являющиеся собственниками указанных транспорт­ных средств, либо осуществляющие их эксплуатацию по доверен­ности.
 При исчислении налога налоговая база определяется как рабо­чий объем двигателя в куб. см. Последний и является единицей налогообложения.
 Закон устанавливает две ставки налога:
 а) для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб. см. до 3000 куб. см. — 2 руб. за 1 куб. см.;
 б) для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 300 куб. см. — 3 руб. за 1 куб. см.
 Однако предусмотрены понижающие коэффициенты в зависи­мости от времени производства автомобиля: для автомобилей, про­изведенных за десять и более лет до дня уплаты налога, применя­ется коэффициент 0,4, а для легковых автомобилей, произведен­ных за пять лет и более, но не более, чем за десять лет до дня уплаты налога, коэффициент равен 0,7.
 Налог уплачивается за период, равный одному году, который начинается со дня вступления Закона в силу. Налогоплательщи­ки-организации должны произвести уплату до 1 сентября кален­дарного года, а физические лица — до 1 октября.
 Налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога. Этот налог отнесен по своему уровню к федеральным платежам* и зачисляется в федеральный бюджет. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет возложен на налоговые органы.
 ____________________
 * См.: Федеральный закон «О внесении дополнений в статью 19 Закона Россий­ской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 8 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 14 июля.
 
 3.6.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
 Федеральным законом от 31 июля 1998 г.* введена новая форма налогообложения доходов от предпринимательской деятельности в области оказания бытовых услуг, розничной торговли, бухгал­терских, аудиторских, юридических и иных услуг, связанных в основном с обслуживанием населения, и установлен новый вид налога, а именно единый налог на вмененный доход для определен­ных видов деятельности. Данный налог включен в группу налогов субъектов РФ в соответствии с изменениями ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Следует за­метить, что в перечне налогов, содержащемся в Налоговом кодексе РФ (ст. 13—15), такой налог не предусмотрен.
 _____________________
 * См.: Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для опреде­ленных видов деятельности» 3// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3826; 1999. № 14 Ст. 1661.
 
 
 
 При введении этого налога в действие с плательщика прекра­щается взимание не только многих налоговых платежей, за не­которыми исключениями, но и платежей в государственные со­циальные внебюджетные фонды. Поэтому он называется единым. Но по некоторым платежам, включенным в налоговую систему, обязанность налогоплательщика вносить их в бюджет сохраняет­ся. Это касается государственной и таможенной пошлин, лицен­зионных и регистрационных сборов, земельного налога, налогов на приобретение транспортных средств, владельцев транспортных средств, на покупку иностранной валюты, подоходного налога с физических лиц (кроме налогообложения доходов, получаемых от предпринимательской деятельности в указанных упомянутым Законом сферах).
 Под вмененным доходом, с которого взимается данный налог, понимается потенциально возможный доход за вычетом потенци­ально необходимых затрат. Он рассчитывается по особой методике с учетом типа населенного пункта, места осуществления предпри­нимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина и т.д.), сезонности, качества предоставляемых услуг, ин­формации и др.
 Таким образом, такая форма налогообложения в определенной мере удобна и налогоплательщику, и налоговым органам, умень­шая объем расчетов, отчетной и учетной документации, а также упрощая выполнение налоговыми органами контрольных функ­ций.
 На территории конкретных субъектов РФ налог устанавливает­ся и вводится в действие их законодательными органами государ­ственной власти в соответствии с положениями упомянутого феде­рального закона.
 Плательщиками единого налога являются юридические лица (организации) и физические лица (предприниматели без образова­ния юридического лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность в указанных законодательством сферах.
 Федеральный закон относит к ним:
 1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;
 2) оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви» часов, обслуживание автотранспортных средств и т.п.);
 3) оказание физическим лицам парикмахерских, медицин­ских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг;
 4) оказание предпринимателями услуг по кратковременному проживанию;
 5) оказание предпринимателями консультаций, бухгалтер­ских, аудиторских услуг, обучение и иная деятельность в области образования;
 6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, сто­ловых и т.д.) с численностью работающих до 50 человек;
 7) розничная торговля через магазины с численностью работа­ющих до 30 человек, палатки, рынки, лотки и т.п.;
 8) розничная торговля горюче-смазочными материалами;
 9) оказание транспортных услуг предпринимателями и субъек­тами малого предпринимательства с численностью работающих 100 человек;
 10) оказание транспортных услуг предпринимателями и предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.
 
 
 В пределах этого перечня законы субъектов РФ устанавливают сферы предпринимательской деятельности, на которые распро­страняется единый налог. На каждый вид деятельности налого­плательщику выдается свидетельство по форме, установленной Правительством РФ. Порядок выдачи свидетельства устанавлива­ется законодательными органами субъектов РФ.
 Объектом налогообложения является вмененный доход на оче­редной календарный месяц. Налоговый период установлен в один квартал.
 Ставка единого налога составляет 20% вмененного дохода. При этом размер вмененного дохода по видам деятельности и зна­чение его составляющих устанавливаются законодательными ор­ганами субъектов РФ. Они же определяют порядок исчисления налога.
 Уплата налога производится ежемесячно авансовыми платежа­ми в размере 100%. Налогоплательщик может произвести авансо­вые платежи и за 3, 6, 9 или 12 месяцев.
 Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, вносят­ся в бюджеты всех трех уровней и государственные внебюджетные фонды в установленных федеральным законом размерах.
 Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, распределяются следующим образом:
 • в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 75%,
 • в государственные внебюджетные фонды — 25% общей суммы налога.
 Распределение сумм налога между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определяются законодательными органами субъектов РФ. Актами этих же органов устанавливаются и льготы. по налогу.
 3.6.5. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
 Сложность налоговой системы, включающей несколько десятков платежей, вызывает затруднения у малых предприятий в рас­четах по многочисленным налоговым платежам, ведении бухгал­терского учета и отчетности в связи с отсутствием на них соответ­ствующих квалифицированных работников. С учетом этих обсто­ятельств принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»*.
 ____________________
 * СЗ РФ 1996. № 1. Ст. 15.
 
 
 К субъектам малого предпринимательства, на которые рас­пространено действие упрощенной системы, отнесены: а) юриди­ческие лица (организации) с предельной численностью работаю­щих до 15 человек (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера), независимо от вида осуществляемой деятельности; б) физические лица, осущест­вляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели).
 Под действие упрощенной системы налогообложения не подпа­дают организации, созданные на базе ликвидированных струк­турных подразделений действующих предприятий, а также кре­дитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, про­фессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и др., для которых Минфи­ном РФ установлен особый порядок ведения учета и отчетности.
 Каждый из субъектов малого предпринимательства вправе самостоятельно, на добровольной основе избрать для себя упро­щенную систему налогообложения, а также возвратиться к общей системе.
 Однако организации и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться правом перехода на упрощенную систему налогообложения лишь при следующем условии: если в течение года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на упрощенную систему, совокупный размер валовой выручки данно­го налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного ми­нимального размера оплаты труда (учитывая размер оплаты труда на первый день квартала, в котором подано заявление).
 Упрощенная система налогообложения для организаций состо­ит в том, что вместо совокупности налогов всех трех уровней (фе­дерального, субъектов Федерации и местных налогов и сборов) уп­лачивается единый налог, исчисляемый по результатам хозяйст­венной деятельности за отчетный период.
 Однако переход на упрощенную систему организаций не затра­гивает обязанности уплаты следующих платежей: таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение авто­транспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в госу­дарственные социальные внебюджетные фонды (к последним от­носятся Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования). Все перечисленные платежи уплачиваются в прежнем порядке.
 При переходе на упрощенную систему налогообложения инди­видуальных предпринимателей уплата подоходного налога с дохода физических лиц, полученного от осуществляемой предприни­мательской деятельности, им заменяется на уплату стоимости па­тента на занятие этой деятельностью.
 Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель считаются субъектами упрощенной системы на­логообложения с того квартала, в котором произошла их офици­альная регистрация согласно поданному заявлению о переходе на эту систему.
 Объектом налогообложения единым налогом выступают: а) со­вокупный доход, полученный за отчетный период (квартал) или б) валовая выручка, полученная за отчетный квартал.
 Совокупный доход исчисляется как разница между валовой вы­ручкой и затратами на производство продукции (работ, услуг), на уплату отчислений в социальные фонды и другие, указанные в Законе.
 Валовая выручка — сумма выручки, полученной от реализа­ции товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализо­ванного за отчетный период, и внереализационных доходов. К вне­реализационным доходам относятся доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и другие, непо­средственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.
 Ставки единого налога. Законом установлены ставки налога по зачислению, во-первых, в федеральный бюджет и, во-вторых, в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.
 Ставка налога на совокупный доход, подлежащего зачисле­нию в федеральный бюджет, составляет 10% этого дохода, а в бюд­жет субъекта Федерации и местный бюджет — в суммарном разме­ре не более 20%.
 Ставки налога по валовой выручке: налог, подлежащий зачис­лению в федеральный бюджет, уплачивается в размере 3,33% суммы валовой выручки, а в бюджет субъекта Федерации и мест­ный бюджет — не более 6,67%.
 Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.
 Распределение единого налога между бюджетом субъекта Феде­рации и местным бюджетом производится органами государствен­ной власти субъекта РФ.
 Упрощенная система налогообложения сочетается с упрощен­ной системой учета и отчетности.
 
 
 Официальным документом, удостоверяющим право на приме­нение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент. Он выдается субъектам малого предпринима­тельства сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предприни­мателей на налоговый учет.
 Рассмотренный порядок уплаты налогов не только делает его более доступным для налогоплательщика. По расчетам экономис­тов применение упрощенной системы налогообложения для малых предприятий ведет и к некоторому снижению налогов, сбо­ров и других платежей, взимаемых с них.* Такой порядок более удобен и для контроля за налогообложением.
 _____________________
 * См.: Финансы. 1996. № 12. С. 23.
 
 3.6.6. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
 Законом РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» от 20 де­кабря 1991 г.* названный финансово-правовой институт был вве­ден в нашей стране впервые. Он применяется в развитых капита­листических странах (в США, например, с 60-х гг.) в качестве налоговой льготы как средство стимулирования инвестиций в новое оборудование, затрат на научные исследования и разработ­ки.** По российскому законодательству данный институт отличает­ся особенностями, включает в себя некоторые черты других нало­говых категорий (в частности, налоговой отсрочки).
 В связи с введением в действие части первой Налогового кодек­са РФ признан утратившим силу Закон РФ «Об инвестиционном налоговом кредите».*** Вместе с тем Налоговый кодекс внес уточне­ния в нормы этого института.
 _____________________
 * ВВС. 1992. № 12. Ст. 601; № 34. Ст. 1976.
 ** См., например: Финансы капитализма / Под ред. Б.Т. Болдырева. М., 1990. С.347—348.
 *** СЗ РФ. 1998, №31. Ст. 3825.
 
 
 
 Налоговый кодекс выделяет налоговый кредит и инвестицион­ный налоговый кредит, рассматривая их как формы изменения срока уплаты, налога (ст. 61). Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, яв­ляются:
 • по федеральным налогам — Министерство финансов РФ;
 • по региональным и местным налогам — соответственно фи­нансовые органы субъектов РФ и муниципального образо­вания;
 • по налогам, поступающим в связи с перемещением товаров через таможенную границу — таможенные органы.
 Налоговый кредит, как и инвестиционный налоговый кредит, предоставляются заинтересованному лицу по его заявлению и оформляются договором с уполномоченным органом. Последнее (заключение договора между заинтересованным лицом и уполно­моченным органом) отличает их от других форм изменения срока уплаты налога. Имеются различия и между названными двумя формами налогового кредита при многих сходных чертах.
 Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года, причем по одному или нескольким налогам. Кодекс не уточняет, какому лицу он предо­ставляется, следовательно, имеются в виду все налогоплательщи­ки, т.е. организации и физические лица. Основаниями его предо­ставления являются хотя бы одно из следующих обстоятельств:
 1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодоли­мой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа; 3) угроза банкрот­ства в случае единовременной выплаты лицом налога.
 Договор о налоговом кредите заключается в течение семи дней после принятия по этому вопросу решения уполномоченным орга­ном. В договоре должны быть указаны: сумма задолженности по налогу, начисляемые на нее проценты, срок действия договора, порядок погашения задолженности и процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручитель­ство, а также ответственность сторон. Проценты начисляются только при предоставлении налогового кредита в случае угрозы банкротства.
 Инвестиционный налоговый кредит может быть предостав­лен, в отличие от налогового кредита, согласно Налоговому кодек­су РФ по ограниченному кругу налогов, а именно: по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66). Такой кредит предоставляется организациям.
 Инвестиционный налоговый кредит — это получение организа­цией возможности в течение определенного срока и в определен­ных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой их и начисленных процентов. Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет.
 В каждом отчетном периоде, а также в течение всего налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы . налога, подлежащей уплате.
 
 
 Основаниями предоставления инвестиционного налогового кредита является наличие хотя бы одного из следующих обстоя­тельств:
 1) проведение организацией научно-исследовательских, опыт­но-конструкторских работ или технического перевооружения соб­ственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвесторов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
 2) осуществление внедренческой или инновационной деятель­ности;
 3) выполнение организацией особо важного заказа по социаль­но-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
 Такой кредит предоставляется на основании заявления органи­зации и оформляется договором с уполномоченным органом. Ре­шение о предоставлении кредита должно быть принято уполномо­ченным органом в течение одного месяца со дня получения заяв­ления.
 В течение срока действия договора не допускается реализация (или передача во владение, пользование, распоряжение) другим лицам оборудования, приобретение которого было условием для предоставления инвестиционного налогового кредита. Такие поло­жения должны содержаться в договоре.
 Закон устанавливает ограничения по процентам на сумму кре­дита: они не должны быть ниже одной второй и выше трех четвер­тых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
 Представительные органы субъектов РФ и местного самоуправ­ления вправе устанавливать по региональным и местным налогам соответственно иные условия предоставления инвестиционного налогового кредита.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. К каким классификационным группам относится налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте? Каким законом он регулируется? Кто является пла­тельщиком этого налога, назовите объект налогообложения и налогооблагаемую базу. Каковы ставки налога и порядок его уплаты? В какой бюд­жет (бюджеты) зачисляется данный налог?
 2. Когда и каким законом введен налог на игорный бизнес?
 3. К каким классификационным группам относится налог на игорный бизнес?
 
 
 4. Дайте юридическую характеристику налогу на игорный бизнес со­ответственно основным элементам закона о налоге (плательщики, объек­ты налогообложения, ставки).
 5. Каким законом и в связи с какими обстоятельствами установлен налог на отдельные виды транспортных средств?
 Что является объектом налогообложения по данному налогу? Какие транспортные средства не подлежат налогообложению?
 Кто является плательщиком налога? Какие ставки и сроки уплаты по данному налогу?
 6. Каким законом установлен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности?
 7. К каким классификационным группам относится единый налог? Объясните наименование данного налога.
 8. Кто относится к плательщикам единого налога?
 9. На какие сферы предпринимательской деятельности распространя­ется единый налог?
 10. Что является объектом налогообложения по единому налогу? Ка­кова его ставка? В какой бюджет (бюджеты) зачисляется он?
 11. Определите круг субъектов малого предпринимательства, на кото­рых распространяется упрощенная система налогообложения? Каким за­коном регулируется эта система?
 12. В чем состоит упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства?
 13. Что является объектом налогообложения по этой упрощенной сис­теме?
 14. Какие ставки определены по единому налогу, уплачиваемому по упрощенной системе? Как они распределены по бюджетам разных уров­ней?
 15. Какой порядок применяется при упрощенной системе налогообло­жения в отношении индивидуальных предпринимателей?
 16. Каким нормативным актом регулируется налоговый кредит и ин­вестиционный налоговый кредит?
 17. Дайте понятие налогового кредита.
 18. В каком порядке предоставляется налоговый кредит? На какой срок? Что является основанием его предоставления? Что должен содер­жать договор о налоговом кредите?
 19. Дайте понятие инвестиционного налогового кредита. Чем он отли­чается от налогового кредита и каково сходство между ними?
 20. Каковы основания предоставления инвестиционного налогового кредита? Кому он предоставляется? На какой срок?
 21. Кто (какие органы) вправе принимать решения о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита?
 
 
 3.7. Местные налоги и сборы
 3.7.1. Особенности местных налогов и сборов
 Конституция РФ закрепила право органов местного самоуправ­ления устанавливать местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132). Эта норма получила развитие в федеральных законах «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Рос­сийской Федерации».*
 ___________________
 * СЗ РФ.1995. ,№ 35.Ст.3506;1997.№ 12.Ст.1378, № 39.Ст.4464.
 
 В зарубежных развитых странах местные налоги и сборы явля­ются главным источником доходов местных бюджетов. В Россий­ской Федерации они таковыми пока еще не стали, хотя число их в 90-х гг. существенно возросло.
 В указанные годы в Российской Федерации сформировалась новая система местных налогов и сборов взамен действовавшей на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 янва­ря 1981 г. «О местных налогах и сборах»* до вступления в действие Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федера­ции» от 27 декабря 1991 г.** В соответствии с названным Указом в число местных налогов входили лишь три платежа — налог с вла­дельцев строений, а также земельный налог и налог с владельцев транспортных средств, не идентичные установленным позднее одноименным налогам. Предусматривалась также возможность введения нескольких местных сборов, не получивших широкого распространения.
 ___________________
 * ВВС. 1981. №. 5. С. 121, 1984. № 45. Ст. 790; 1988. № 12. Ст. 186. До этого акта действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах» от 10 апреля 1942 г. // ВВС. 1942. № 13.
 ** ВВС. 1992. № 11. Ст. 527; с изм. и доп. на 17 июня 1999г. // СЗ РФ. 1999. №25. Ст.3041.
 
 
 
 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. выделяет в налоговой системе группу платежей, именуемую местными налогами. В нее включе­ны налоги в собственном смысле слова, помимо них — сборы и другие платежи, близкие по своим юридическим свойствам к на­логам. Всего в Законе с учетом изменений и дополнений (на фев­раль 1999 г.) предусмотрено 23 таких платежа.
 В отличие от названного Закона РФ Налоговый кодекс РФ (часть первая) 1998 г. резко сократил число местных налогов. К ним относится только пять платежей: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследо­вание или дарение, переведенный из перечня налогов федерально­го уровня, и местные лицензионные сборы (ст. 15 Кодекса). Однако эта статья еще не вступила в действие.*
 ______________________
 * СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 3825.
 
 
 
 Установление местных налогов и сборов относится к предметам ведения муниципальных образований (местного самоуправления) в числе других финансовых вопросов местного значения и нахо­дится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления также самостоятельно устанавливают и льготы по этим налогам.
 В рассматриваемых правах органов местного самоуправления нашли отражение положения Европейской хартии местного само­управления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., в кото­рой особо выделена компетенция местных сообществ, касающаяся местных налогов и сборов. В этом документе отмечается, что мест­ные сообщества имеют право в рамках экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномо­чий. «По крайней мере часть финансовых ресурсов, — говорится в Хартии, — должна поступать за счет местных сборов и налогов, уровень которых они имеют право устанавливать в рамках закона» (п. 1,3 ст. 9).
 Местным налогам и сборам согласно законодательству РФ свой­ствен ряд общих особенностей, а именно:
 а) использование поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории, подведомственной соответствую­щему органу местного самоуправления;
 б) зачисление их в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;
 в) отнесение организации введения и взимания данных плате­жей к компетенции органов местного самоуправления;

<< Пред.           стр. 15 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу