<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Центральный депозитарий заключает договор о взаимодействии с организациями, входящими в национальную депозитарную систему.
  Основными задачами Центрального депозитария являются сбор, государственная регистрация и хранение информации, поступающей от эмитентов, регистраторов и организаций, имеющих лицензии ГКЦБ, предоставление документов, подтверждающих права на ценные бумаги, хранящиеся в национальной депозитарной системе по запросам судов, органов государственной власти, органов государственной власти административно-территориальных образований Республики Беларусь, органов местного самоуправления, а также владельцев ценных бумаг.
  Организатором торговли на рынке ценных бумаг является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли ценными бумагами.
  Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг в свою очередь заключается в предоставлении услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
  Прежде всего организаторами торговли на рынке ценных бумаг выступают фондовые биржи. Однако помимо фондовых бирж в настоящее время создаются и внебиржевые организаторы торговли. Такие организаторы торговли также являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг и должны получить лицензию на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг. Деятельность организатора внебиржевой торговли так же, как и деятельность фондовой биржи, является исключительной. Но в отличие от биржи организаторы внебиржевой торговли могут создаваться как в форме коммерческой, так и в форме некоммерческой организации.
 
 § 4. Эмиссия и обращение эмиссионных ценных бумаг
 
  Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня юридических лиц, которые имеют право эмитировать ценные бумаги.
  Эмитент размещаемых эмиссионных ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности.
  Под раскрытием информации о ценных бумагах понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
  Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с законом.
  Раскрытие информации осуществляется в форме составления ежеквартального отчета по ценным бумагам и сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.
  Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала не позднее 30 дней после окончания и представляется в Государственный комитет по ценным бумагам или уполномоченный им государственный орган, а также владельцам эмиссионных ценных бумаг по их требованию за плату, не превышающую накладные расходы по изготовлению брошюры.
  В ежеквартальном отчете должны быть отражены наиболее существенные данные:
  об эмитенте (список лиц, входящих в органы управления эмитента, включая размер участия в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ, список владельцев эмитента, владеющих 20% и более уставного капитала эмитента, список филиалов и представительств, список юридических лиц, в которых данный эмитент владеет 20% и более уставного капитала, сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ);
  о финансово-хозяйственной деятельности эмитента (бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков за последние три финансовых года, а также на конец отчетного завершенного квартала; факты, повлекшие увеличение или уменьшение стоимости активов более чем на 10% в течение отчетного квартала; факты, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков эмитента более чем на 20% в течение отчетного квартала; данные о формировании и использовании резервного и других специальных фондов эмитента; факты сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляют 10% и более от активов эмитента по состоянию на дату сделки;
  сведения о направлениях инвестирования средств, привлеченных в результате выпуска ценных бумаг);
  о ценных бумагах эмитента (виды выпущенных ценных бумаг в течение отчетного квартала, сведения о доходах по ценным бумагам, начисленных в отчетном квартале, прочая информация).
  Сообщениями о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, признаются следующие сведения:
  о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ, сведения о фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10%, о фактах, повлекших разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков более чем на 10%, о фактах разовых сделок, размер которых либо стоимость имущества по которым составляют 10% и более от активов эмитента по состоянию на дату сделки;
  о выпуске ценных бумага, о начислении и /или выплаченных доходах по ценным бумагам;
  о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем на 25% его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида;
  о датах закрытия реестра, о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами, о решениях общих собраний;
  о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.
  Эти сообщения должны направляться эмитентом в Государственный комитет по ценным бумагам или уполномоченный им орган, а также публиковаться не позднее пяти дней с момента осуществления этих событий или совершения действий в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
  В некоторых случаях раскрытие информации обязаны осуществлять владельцы ценных бумаг и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  Владелец обязан осуществлять раскрытие информации о своем владении эмиссионными ценными бумагами какого-либо эмитента в следующих случаях:
  а) владелец вступил во владение 20% или более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента;
  б) владелец увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг;
  в) владелец снизил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг.
  Раскрытие этой информации осуществляется владельцем после соответствующих действий путем уведомления Государственного комитета по ценным бумагам или уполномоченного органа не позднее 5 дней.
  Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в следующих случаях:
  а) профессиональный участник произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумага одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100% от общего количества указанных ценных бумаг;
  б) профессиональный участник произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составляло не менее 15% от общего количества указанных ценных бумаг.
  Раскрытие указанной информации производится и позднее 5 дней после окончания соответствующего квартала или соответствующей разовой операции путем уведомления Государственного комитета по ценным бумагам или уполномоченного им органа.
  Порядок и процедура раскрытия информации устанавливаются Государственным комитетом по ценным бумагам.
  Специальные требования предъявляются законом к рекламе на рынке ценных бумаг.
  Прежде всего, в законе определяется, какая информация является рекламой, а какая - не является.
  Общедоступная информация о ценных бумагах и эмитентах, а также информация, предоставляемая уполномоченным органам в связи с выполнением им функций по регулированию рынка ценных бумаг, не является рекламой.
  Информация же о выпуске эмитентом ценных бумаг и начисленных и (или) выплаченных дивидендах является рекламой.
  В качестве обязательного условия в рекламе должно содержаться наименование (имя) рекламодателя.
  Если рекламодателем является профессиональный участник рынка ценных бумаг, он обязан также включать в рекламу сведения о видах осуществляемой им на рынке деятельности в соответствии с рекламным объявлением.
  Запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты регистрации их выпусков.
  Рекламодателям также запрещается указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности, видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними и условиям сделок, и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг; указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости; использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускаемых аналогичные ценные бумаги.
  При наличии в рекламе одного из указанных обстоятельств, реклама признается недобросовестной.
  Недобросовестной рекламой признается также публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь ибо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг.
  Эмиссия ценных бумаг включает следующие этапы:
  принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  изготовление сертификатов ценных бумаг для документарной формы выпуска;
  размещение эмиссионных ценных бумаг;
  регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг (ст. ст. 5-7 Закона о ценных бумагах и фондовых биржах).
  Процедура эмиссии в случаях, когда государственная регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии, включает также следующие этапы:
  подготовку проспекта эмиссии;
  регистрацию проспекта эмиссии;
  раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
  раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
  Стандарты эмиссии ценных бумаг устанавливаются ГКЦБ.
  Эмиссия акций и облигаций банков и иных кредитных организаций осуществляется в соответствии с правилами, устанавливаемыми Национальным банком Белоруссии.
  При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случаях, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
  Закон предусматривает необходимость государственной регистрации всех выпусков ценных бумаг вне зависимости от способа их размещения.
  Государственная регистрация позволяет снизить вероятность нарушения законодательства о ценных бумагах при их размещении, однако не является гарантией отсутствия нарушений при эмиссии.
  Регистрирующие органы несут ответственность только за полноту сведений, содержащихся в решениях о выпуске и в проспектах эмиссии, но не за их недостоверность.
  Только после регистрации выпуска ценных бумаг эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг.
  Ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению на рынке Республики Беларусь после регистрации проспекта эмиссии в ГКЦБ.
  Ценные бумаги, выпущенные эмитентом, зарегистрированным в Республике Беларусь, допускаются к обращению за пределами Республики Беларусь по решению ГКЦБ.
  Под размещением ценных бумаг понимается отчуждение ценных бумаг эмитентом первым владельцем путем заключения гражданско-правовых сделок.
  Таким образом, размещение представляет собой передачу права собственности на ценную бумагу.
  Для того, чтобы ценная бумага была признана размещенной, необходимо чтобы: ее приобретатель получил сертификат этой ценной бумаги (если эта ценная бумага предъявительская); ее приобретатель был внесен в реестр владельцев ценных бумаг и получил ее сертификат (если ценная бумага именная документарная); ее приобретатель был внесен в реестр владельцев ценных бумаг (если эта ценная бумага именная бездокументарная).
  Приобретение ценных бумаг означает приобретение прав по ним, если иное не предусмотрено нормативными актами. Так, полностью оплаченные акции предоставляют их владельцам все права, предусмотренные уставом.
  В соответствии со стандартами эмиссии, акционерных обществ существуют четыре способа размещения акций: распределение при учреждении; распределение среди акционеров; подписка; конвертация.
  При подписке ценные бумаги размещаются на основании заключенных договоров.
  Подписка в отличие от прочих способов размещения ценных бумаг связана с привлечением эмитентом дополнительного капитала. Подписка может быть открытой и закрытой. В основу этого деления положен такой критерий, как размещение ценных бумаг среди заранее определенного круга лиц или нет. Для признания подписки открытой достаточно отсутствия в представленных для регистрации документах указания на круг лиц, среди которых эмитент предполагает разместить ценные бумаги.
  Иногда подписка осуществляется эмитентом с участием других лиц -андеррайтеров. Андеррайтером признается лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента.
  Конвертация осуществляется в силу того, что она предусмотрена условиями самой ценной бумаги. Конвертируемыми ценными бумагами являются привилегированные акции определенных типов, конвертируемые в дополнительные обыкновенные акции либо в дополнительные привилегированные акции других типов.
  Суть конвертации заключается в том, что при реорганизации акционерного общества владельцы ценных бумаг реорганизованного эмитента становятся владельцами ценных бумаг эмитента, который создан в результате такой реорганизации.
  Условия конвертации определяются в соответствии с Законом "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" в договоре о присоединении и слиянии, в решении о разделении, выделении и преобразовании акционерного общества.
  После завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг.
  Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска ценных бумаг и при отсутствии нарушений регистрирует его.
  Нарушения законодательства являются основанием для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Если эти нарушения обнаружены до представления отчета об итогах выпуска ГКЦБ, регистрирующий орган вправе приостановить размещение ценных бумаг до устранения обнаруженных нарушении. Если нарушения обнаружены после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, ГКЦБ и регистрирующий орган для признания выпуска недействительным должны обратиться в суд. В случае признания судом решения о признании выпуска недействительным его государственная регистрация аннулируется.
 
 § 5. Допуск ценных бумаг к обращению на бирже. Котировка ценных бумаг
 
  В соответствии с Законом о ценных бумагах и фондовых биржах (статья 27) фондовая биржа самостоятельно устанавливает правила допуска ценных бумаг к торгам.
  Биржа допускает ценные бумаги к обращению при условии, что ценные бумаги обладают признаками надежности, доходности и ликвидности.
  Листинг можно определить как совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже или через организатора внебиржевой торговли (включение в котировальный лист) в порядке, утвержденном организатором торговли в соответствии с установленными требованиями.
  Решение о допуске принимается котировальной комиссией в определенном порядке.
  Котировальный лист - это список ценных бумаг, прошедших листинг организатора торговли на рынке ценных бумаг. Информация о ценных бумагах, внесенных в котировальный лист, предоставляется всем участникам торговли. Ценные бумаги, включенные в котировальный лист, могут быть объектом сделок, совершаемых на бирже. В соответствии с Законом о ценных бумагах и фондовых биржах ценные бумаги, не включенные в список обращаемых бумаг на бирже, в виде исключения также могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами.
  Делистинг ценных бумаг - это совокупность процедур по исключению ценных бумаг из обращения на фондовой бирже или через организатора внебиржевой торговли (исключение из котировального листа), утвержденных организатором торговли в соответствии с установленными требованиями.
  Делистинг производится по различным причинам: по заявлению об исключении ценных бумаг из котировального листка; в результате принятия регистрирующим органом решения о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся; вступления в силу решения суда о недействительности выпуска ценных бумаг; из-за ликвидации эмитента ценных бумаг; невыполнения эмитентом ценных бумаг обязательств перед организатором торговли и т.д.
  На фондовой бирже, как и на товарной, совершаются форвардные, фьючерсные, опционные сделки. Порядок совершения сделок, их регистрация, сверка расчетов по сделкам определяется фондовой биржей самостоятельно.
  Определение курса ценных бумаг является постоянно возобновляемой операцией на каждом биржевом собрании.
  С экономической точки зрения котировка ценной бумаги - это механизм выявления цены, ее фиксация и публикация в биржевых бюллетенях.
  На фондовой бирже путем определения соотношения между текущим спросом на ценные бумаги и текущим предложением выявляется цена на ценные бумаги.
  Цена, по которой совершаются сделки, называется курсом.
  Котировка определяется как объявленное участником торговли в соответствии с правилами организатора торговли предложение на покупку ценных бумаг, содержащее все существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг.
  Таким образом, цена продажи или цена покупки ценной бумаги является одним из условий котировки ценной бумаги.
  Исходя из принципов гласности и публичности проводимых торгов, фондовая биржа, помимо информации о месте и времени проведения торгов, о результатах торговой сессии, обязана оповещать о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже.
  Любому заинтересованному лицу предоставляется информация о каждой сделке, заключенной на бирже, дата и время заключения сделки; наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки; государственный номер ценных бумаг; цена одной ценной бумаги; количество ценных бумаг.
 
 
 
 
 § 6. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
 
  Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в разнообразных формах. Они предусмотрены в Указе Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. N 366 "О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг".
  Государство прежде всего устанавливает обязательные требования к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов.
  Государство осуществляет лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Оно создает систему защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
  Важной формой государственного регулирования рынка ценных бумаг является регистрация выпусков ценных бумаг и проспектов эмиссии, а также контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них.
  Законом о ценных бумагах и фондовых биржах и Указом установлены четкий порядок регистрации эмиссии ценных бумаг и отчета об их выпуске.
  Органами, осуществляющими регистрацию эмиссии ценных бумаг, является Министерство финансов (в отношении выпуска государственных ценных бумаг), Национальный банк РБ (в отношении выпуска ценных бумаг кредитными организациями), Государственный комитет по ценным бумагам и его региональные отделения (ГКЦБ). Последний является основным органом, проводящим государственную политику на рынке ценных бумаг.
  В соответствии с Положением о Государственном комитете по ценным бумагам, утвержденным Постановлением Совета Министров № 1218 от 31 июля 1998г., ГКЦБ является государственным органом исполнительной власти по осуществлению государственной политики в области ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
  Постановления ГКЦБ имеют нормативный характер и обязательны для исполнения органами государственной власти и управления, профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
  На территории Республики Беларусь ГКЦБ имеет свои региональные подразделения, действующие на основании Положения о них, утвержденного ГКЦБ.
  За нарушение законодательства о ценных бумагах к нарушителям применяются различные меры ответственности.
  Так, при понуждении профессиональными участниками рынка ценных бумаг к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах, ценах и др. профессиональным участникам может быть приостановлена или аннулирована лицензия.
  В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, ГКЦБ принимает меры к приостановлению размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии, публикует в средствах массовой информации сведения о фактах недобросовестной эмиссии, письменно извещает эмитента о необходимости устранить нарушения и. устанавливает сроки устранения нарушений, направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер к должностным лицам эмитента, материалы проверки направляются также в органы прокуратуры. ГКЦБ обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности.
  Помимо административной и гражданско-правовой ответственности в Законе предусмотрена и уголовная ответственность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии).
 
 
 Раздел VIII. РАСЧЕТНЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
 
 Глава I. КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР
 
  На современном финансовом рынке устанавливаются долгосрочные связи по кредитованию, открываются кредитные линии, складываются кредитные отношения, участники которых заранее планируют и финансируют объемы и сроки предоставления заемных средств. Конструкция традиционного договора займа не обеспечивает, однако, надлежащее правовое закрепление таких отношений. Признанием необходимости их урегулирования стало в свое время включение в Основы гражданского законодательства 1991 г. статьи 114, допустившей установление кредитным договором обязанности банка или иного лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, предоставить кредит в сроки, в размере и на условиях, согласованных сторонами. В ГК нормы о кредитных обязательствах, включающих обязанность кредитора предоставить заем, получили дальнейшее развитие. Одному из таких договорных обязательств - кредитному договору - посвящена статья 771 гл. 42 ГК.
  Сфера применения кредитного договора ограничена. Согласно п.1 ст.771, во-первых, кредиторами по такому договору могут выступать только банки и другие кредитные организации и, во-вторых, кредитный договор может устанавливать лишь сугубо денежное обязательство. К договорам, содержащим обязанность предоставить в кредит не деньги, а вещи, применяются специальные правила о товарном кредите, имеющем свои особенности, в том числе специальную область применения.
  Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность этого договора, он считается ничтожным.
  Для характеристики кредитного договора существенным является вопрос о том, насколько юридически связаны, с одной стороны, кредитор своим обязательством предоставить кредит, а с другой стороны, заемщик своим обязательством принять предоставленное кредитором. Обязанность предоставить кредит подлежит исполнению кредитором на условиях, предусмотренных договором, и в случае нарушения этой обязанности он несет перед должником ответственность, установленную законом. Отказ кредитора от исполнения этой обязанности допускается, однако, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок. К таким обстоятельствам можно отнести, например, наличие у заемщика неудовлетворительной структуры платежного баланса (неплатежеспособность). Основанием для отказа от дальнейшего кредитования заемщика является и нарушение последним предусмотренной договором обязанности целевого использования кредита.
  Очевидно, что отказ кредитора от предоставления кредита либо расторжение договора до такого предоставления возможны также при наличии соответствующих обстоятельств, предусмотренных общими положениями ГК об обязательствах.
  В отличие от кредитора заемщик менее жестко связан своими обязанностями, возникающими из кредитного договора, до получения суммы займа. По общему правилу заемщик вправе отказаться от получения кредита, предварительно уведомив об этом кредитора до установленного договором срока предоставления кредита. Из этого правила законом, иными правовыми актами или договором могут быть сделаны исключения. В настоящее время отсутствует какое-либо законодательство, кроме ГК, о кредитных договорах. Поэтому основная роль в установлении специальных условий получения кредита заемщиком принадлежит договору.
  Товарный кредит. В хозяйственной деятельности возникает потребность во временном заимствовании сырья, материалов, семян и других товаров массового производства под условием их возврата в сроки, установленные договором.
  Отношения сторон в таких случаях могут быть урегулированы либо договором займа, либо договором товарного кредита. Договор займа применяется в случаях, когда кредитор не берет на себя обязанность предоставить соответствующий товар, а сама передача товара является элементом процедуры оформления реального договора займа. Договор же товарного кредита, подобно кредитному договору, включает обязательство кредитора во исполнение договора передать должнику товары.
  Коммерческий кредит означает кредитование, осуществляемое непосредственно самими участниками производства и реализации товаров (работ, услуг), и противопоставляется банковскому кредиту, осуществляемому банками и другими кредитными учреждениями. Исходя из широкого понимания коммерческого кредита к нему следовало бы, например, отнести заем, предоставленный любым лицом, не обладающим статусом кредитной организации. Определение коммерческого кредита, данное в ст. 770 ГК, не охватывает, однако, всех случаев такого кредитования в его широком понимании. В качестве коммерческого кредита здесь рассматривается только кредит, предоставляемый не по самостоятельному заемному обязательству (договору займа, кредитному договору, договору о товарном кредите), а во исполнение договоров на реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг. В ст. 770 ГК названы и типичные случаи коммерческого кредита в его юридическом значении: аванс, предварительная оплата, отсрочка или рассрочка оплаты товаров, работ или услуг.
  Правила о коммерческом кредите (заем), содержащиеся в ГК, можно свести к двум важным юридическим положениям.
  Во-первых, как и ранее Основы гражданского законодательства 1991 г. (п.5 ст.113), ст.770 ГК подчеркивает правомерность продажи товаров в кредит, авансирования подрядчиков и других видов коммерческого кредита. Он допускается, если иное не установлено законом.
  Во-вторых, определен круг правил, применяемых к коммерческому кредиту. Согласно ст.770 к коммерческому кредиту применяются содержащиеся в гл.42 ГК правила, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и если такое применение не противоречит существу этого обязательства.
 
 Глава II. РАСЧЕТЫ
 
 Наличные и безналичные расчеты.
  В соответствии с п. 1 ст.141 ГК платежи на территории Республики Беларусь осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме бумажных денег (банкнот). При безналичных расчетах право на денежную сумму передается путем оформления бухгалтерских записей по счетам либо в иной форме, не требующей физической передачи денег.
  Кодекс устанавливает различный правовой режим расчетов с участием граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и расчетов между юридическими лицами, а также с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
  Для расчетов граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, Кодекс устанавливает принцип полной свободы выбора порядка расчетов - наличными или в безналичном порядке. Особо необходимо отметить, что ограничение этого права не допускается, поскольку норма не содержит указаний о возможности установления иного правила в каком-либо другом законе или ином нормативном акте.
  Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу должны осуществляться в безналичном порядке. Однако ГК не содержит какого-либо запрета расчетов наличными, определяя лишь возможность законодательного установления таких ограничений.
  Кодекс допускает осуществление безналичных расчетов не только через банки, но и через иные кредитные учреждения. Допускается также возможность установления законом таких форм безналичных расчетов, которые могут быть осуществлены через банки независимо от наличия в них соответствующего счета лица, по инициативе которого или в пользу которого осуществляются платежи.
 
 Формы безналичных расчетов.
  Под формой безналичных расчетов понимаются предусмотренные правовыми нормами условия безналичных платежей, отличающиеся способом зачисления средств кредитора, видами расчетного документа и порядком документооборота.
  ГК РБ предусматривает перечень наиболее часто используемых расчетов, тем самым устраняя возможность запрета или ограничения их использования в иных нормативных актах. Установление иных форм расчетов отнесено к сфере регулирования законом и банковскими правилами. Это означает, что другими подзаконными актами формы расчетов вводиться не могут, такие акты могут регулировать эти вопросы лишь в установленных законом рамках. Кроме того, ГК допускает использование форм расчетов, применяемых в банковской практике в соответствии с обычаями делового оборота. Такая возможность должна способствовать развитию новых банковских технологий, оперативному заимствованию прогрессивных форм расчетов, складывающихся в зарубежной и международной банковской практике.
  Расчеты платежными поручениями. По сравнению с действовавшими правилами определение операции, производимой на основании платежного поручения, во-первых, содержит прямое указание на возможность осуществления такой операции как при межбанковских расчетах, так и в системе одного банка; во-вторых, не исключает возможности осуществления перевода на счет самого плательщика, открытый либо в банке, начавшем перевод, либо в ином банке; в-третьих, устанавливается, что обязательства банка по переводу должны быть выполнены в определенный срок.
  Срок исполнения впервые вводится как существенное условие поручения о перечислении средств. Данная новелла направлена на обеспечение дисциплины расчетов. Срок, в течение которого перевод должен быть закончен, устанавливается законом либо а соответствии с ним, то есть может быть определен и банковскими правилами, если он не установлен законом. Сторонам предоставлено право соглашением определить срок более короткий.
  Условия исполнения банком платежного поручения определены в Законе РБ "О Национальном банке Республики Беларусь" от 14 декабря 1990г. и в Постановлении Верховного Совета РБ "ОБ Уставе Национального банка Республики Беларусь от 13 февраля 1991г. N 600-ХII. Положения этих нормативных актов предоставляют закону и установленным а соответствии с ним банковским правилам определение форм и содержания платежных поручений и предоставляемых вместе с ними расчетных документов. В настоящее время при отсутствии на этот счет специальных положений в законе форма и содержание этих поручений и документов определяется банковскими правилами, издаваемыми Национальным банком Белоруссии на основании Закона о Нацбанке, который относит определение форм расчетов, порядок их осуществления и стандартов к компетенции Нацбанка Белоруссии.
  Законодательство предусматривает для банка возможность потребовать уточнения содержания поручения, что значительно снижает еще на стадии принятия поручения вероятность его неправильного исполнения. Кроме того, принятие к исполнению поручения, содержание которого банку не ясно, можно рассматривать как обстоятельство, влекущее в ряде случаев ответственность банка.
  Запрос плательщику об уточнении поручения должен быть сделан банком в максимально короткие сроки с момента получения поручения. Срок для ответа на запрос банка об уточнении поручения предполагается установить в законе или в банковских правилах. При отсутствии нормативно установленных сроков ответ должен быть дан в "разумный срок", то есть в срок, нормально необходимый клиенту для получения запроса, подготовки ответа и направления его банку. Такой срок может быть различным в зависимости от характера связи и условий передачи информации между банком и клиентом и от необходимости для клиента, в свою очередь, делать какие-либо запросы, уточнения и т.п.
  ГК устанавливает ряд важных норм, определяющих характер исполнения поручения. Принявший поручение банк обязан перечислить средства получателю в определенный срок. Данный срок включает в себя как срок, в течение которого сумма должна быть списана со счета, так и период прохождения ее до зачисления на счет получателя.
  Банку, принявшему поручение, предоставляется право по своему усмотрению с учетом выбора наиболее выгодного и экономичного варианта определять структуру расчетов, в том числе решать, будет ли поручение исполняться банком самостоятельно или с привлечением иных банков.
  Банк обязан незамедлительно информировать плательщика об исполнении поручения. Предоставление клиенту соответствующего права имеет целью устранить распространенную ныне ситуацию, когда лицо, начавшее перевод, не имеет возможности получить от банка сведения о том, где находятся перечисленные средства и поступили ли они получателю. Данная обязанность входит в общий объем обязанностей банка по договору банковского счета, и за ее нарушение банк несет гражданско-правовую ответственность перед клиентом.
  Расчеты по аккредитиву. Основное отличие аккредитивного поручения от поручения о перечислении средств состоит в том, что при аккредитивной форме расчетов платеж производится при условии выполнении бенефициаром "всех условий аккредитива". На банк возлагается обязанность проверить их выполнение. При этом банк обязан проверить лишь соответствие документов установленным требованиям по внешним признакам, не проверяя фактического исполнения договора, соответствия товаров, работ и услуг данным, содержащимся в документах, и т.д.
  Банк действует в пределах своих полномочий, отказывая в приеме документов, если в них не содержатся сведения, которые определены в аккредитивном поручении. Но за эти рамки банк выходить не обязан. В частности, он не должен касаться вопросов правовой значимости и ценности документов, которые он принимает.
  Законодательством предусмотрена возможность использования различных видов аккредитивов, применяемых в банковской практике: покрытых и непокрытых, отзывных и безотзывных.
  При открытии покрытых аккредитивов банк-эмитент обязан перечислить подлежащие выплате клиенту суммы (покрытие) в распоряжение исполняющего аккредитив банка. Напротив, при открытии непокрытых аккредитивов исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента.
  При открытии отзывного аккредитива банк-эмитент вправе изменить или отменить аккредитив без предварительного уведомления получателя средств. Если банк-эмитент изменяет или отзывает аккредитив, открытый на таких условиях, получатель средств не вправе предъявлять к нему какие-либо требования, связанные с неполучением платежа. Все указания банка-эмитента об отзыве или изменении аккредитива вступают в силу лишь с момента получения исполняющим банком соответствующих уведомлений. До этого момента аккредитив считается открытым на прежних условиях, и исполняющий банк обязан осуществлять по нему операции на этих условиях.
  Банк, открывающий безотзывный аккредитив, принимает на себя обязательство перед получателем средств платить независимо от отзыва или изменения аккредитива плательщиком, возникновения каких-либо споров между плательщиком и получателем средств и т.д. Подобное обязательство банка носит гарантийный характер и, обеспечивая устойчивость платежного оборота, укрепляет уверенность кредитора (поставщика и др.) в своевременном получении платежа. В случае необоснованного отказа банка выплатить средства по такому аккредитиву банк-эмитент несет ответственность перед получателем средств.
  Расчеты по инкассо. Законодательное регулирование операций по инкассо необходимо для обеспечения нормального чекового и вексельного оборота. В настоящее время используются такие формы расчетов по инкассо, как платежные требования, оплачиваемые в порядке предварительного акцепта, платежные требования-поручения, требования о безакцептном списании, инкассовые поручения. ГК не устанавливает специальных правил использования возможных различных форм расчетов по инкассо, оставляя эти вопросы для урегулирования специальными нормативными актами.
  Законодательство о банковской деятельности устанавливает основные правила исполнения инкассового поручения, возлагая на банки обязанность информировать лицо, от которого было получено поручение, об отсутствии какого-либо документа или о несоответствии его инкассовому поручению и обязанность предъявить плательщику документы к их акцепту и оплате. Важное значение имеет закрепление в законе обязанности исполняющего банка немедленно передать инкассированные (полученные) суммы в распоряжение банка-эмитента, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента.
  На банки возложена обязанность информировать клиентов о неполучении платежа и причинах его неполучения. Клиенту предоставляется право самостоятельно определить способ дальнейших действий при неполучении платежа - отозвать документ и требовать взыскания средств в ином порядке либо выставить требование к счету для оплаты в соответствии с установленными правилами.
  Ответственность перед клиентом за надлежащее исполнение поручения о получении платежа и (или) акцепта банк-эмитент (банк, непосредственно получивший поручение клиента) несет на общих основаниях. В целях устранения достаточно громоздкого и неэкономичного механизма регрессной ответственности предусматривается возможность возложения ответственности перед клиентом непосредственно на банк, привлеченный для выполнения инкассовой операции (исполняющий банк), если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место из-за нарушения исполняющим банком правил совершения расчетных операций.
  Расчеты чеками. Чек представляет собой распоряжение чекодателя плательщику и является особой формой поручения, даваемого клиентом банку о совершении платежей.
  Основными участниками отношений по чеку являются чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодателем является лицо, выписавшее чек; чекодержателем - лицо, являющееся владельцем выписанного чека; плательщиком - лицо, производящее платежи по предъявленному чеку.
  Способностью являться плательщиком по чеку (пассивной чекоспособностью) наделяются исключительно банки, не допуская тем самым выдачи чеков на лиц, не имеющих лицензий на осуществление банковской деятельности. Активная чекоспособность, то есть способность выдавать (выписывать) чеки, не ограничивается.
  Выдача чека предполагает наличие денежных средств чекодателя в банке плательщика (покрытие чека). Это могут быть средства на банковском счете, при определенных условиях - средства на банковском вкладе, учтенный вексель, денежные средства, полученные в кредит от банка, либо иной вид покрытия.
  Обязанность банка, указанного в чеке как плательщик, оплачивать чек возникает вследствие соглашения чекодателя с банком - чекового договора. Без такого договора выдача чека не имеет под собой никакого основания,
  Плательщик обязан в силу соглашения с чекодателем производить оплату чеков в случаях, когда по чеку имеется необходимое покрытие, чек удовлетворяет формальным требованиям, подписан уполномоченным лицом и предъявлен в установленный законом срок.
  Чековый договор, согласно сложившимся обыкновениям, заключается путем подачи заявления банку лицом, желающим распоряжаться находящимися на его счете деньгами путем выписки чеков, и выдачи ему банком чековой книжки. Одновременно решается вопрос о подписи, которой будут подписываться чеки клиентом банка и которую банк обязывается признавать.
  Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Указанное положение основывается на том, что чек не является законным платежным средством. Кредитор по основному обязательству не обязан принимать чеки, если только такая обязанность не вытекает из договора с ним.
  Чек только заменяет, но не устраняет прежнее долговое отношение между должником и кредитором, и долг чекодателя остается в силе до момента оплаты его плательщиком. В случае предъявления чека и получения покрытия по нему чекодержатель теряет право требования к чекодателю на основании обязательства, из которого возник долг.
  Если плательщик откажет в оплате чека, чекодержатель имеет право регресса, то есть право требовать платежа от обязанных по чеку лиц (чекодателя, авалистов, индоссантов). Обязанные по чеку лица несут перед чекодержателем солидарную ответственность.
  Необходимым условием предъявления требования к обязанным по чеку лицам является отказ банка-плательщика в оплате чека. Факт отказа должен быть официально удостоверен,
  Плательщик не отвечает перед чекодержателем за неоплату чека. В случае необоснованного отказа от оплаты чека плательщик на основании чекового договора несет ответственность перед чекодателем, но не перед чекодержателем.
  Банк-плательщик вправе отказать в оплате чека как по формальным основаниям (отсутствие в чеке необходимых реквизитов, предъявление его за пределами установленного срока), так и по материальным основаниям (несоответствие предъявленного чека условиям договора с чекодержателем, отсутствие покрытия чека и т.д.).
  Обязательства по чеку безотзывны, то есть чекодатель не вправе давать плательщику указания о неоплате выписанного им чека. Отзыв чека возможен только после истечения срока его предъявления.
 
 Глава III. Банковский вклад
 
  Банковский вклад (депозит) оформляет отношения банка и его клиентов по внесению ими в банк денежных сумм (вкладов) и их возврату. При этом данный договор может оформляться как путем открытия особого банковского счета, так и путем выдачи вкладчику специальной ценной бумаги - сберегательного или депозитного сертификата.
  Следовательно, вопрос о соотношении договоров банковского вклада и банковского счета решается таким образом, что при оформлении депозита особым счетом последний рассматривается как разновидность банковского счета. Однако отношения депозита не сводятся к отношениям по расчетно-кассовому обслуживанию клиента. Более того, ГК теперь запрещает юридическим лицам осуществлять расчеты с депозитного счета, что подчеркивает специфику последнего.
  Само право на привлечение денежных средств граждан или юридических лиц во вклады должно предоставляться лишь банкам, получившим на это лицензию. Поскольку отечественная практика знает многочисленные случаи нарушения подобных запретов путем сбора денег у граждан в форме "договоров селенга" ("найма денежных купюр"), привлечения тысяч "коммандистов" в коммандитные товарищества, занимающиеся исключительно использованием собранных у них денег, выпуска различных "билетов", "векселей" и т.п., ГК предусмотрел специальные последствия совершения подобного рода действий.
  Если неуправомоченные лица приняли денежные вклады от граждан, вкладчики получают право потребовать от них, во-первых, немедленного возврата всей суммы вкладов, во-вторых, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, в-третьих, возмещения всех причиненных убытков сверх суммы указанных процентов. Если в роли вкладчиков в такой ситуации выступили юридические лица, применяются общие правила о последствиях совершения недействительных сделок, предусмотренные в ГК.
  Банковский вклад - возмездный. За его использование банк уплачивает вкладчику проценты, предусмотренные договором, а при отсутствии в договоре условия об их размере - в размере учетной ставки банковского процента. Следовательно, размер процентов по вкладу может в отдельных случаях не согласовываться сторонами, а определяться на основании закона. Уменьшение банком согласованного размера процентов допускается только по вкладам до востребования и только в том случае, если запрет таких действий не установлен договором. Но и в этом случае новый размер процентов по общему правилу может применяться к вкладам лишь по истечении месяца со дня извещения об этом вкладчиков.
  Уменьшение размера процентов по срочному или условному вкладу вообще недопустимо, если только иное правило не предусмотрено специальным законом (для юридических лиц эта возможность может быть предусмотрена и договором). Таким образом вкладчики банков получают гарантии и от необоснованного одностороннего изменения банком условий договора.
 
 Глава IV. Банковский счет
 
  Банковский счет является необходимым средством организации и осуществления расчетов, включая и кредитные операции. Договор банковского счета предполагает обязательства банка перед клиентом зачислению, перечислению и выдаче со счета соответствующих распоряжениям клиентов денежных сумм и проведению других операций по счету. Одновременно может осуществляться и кассовое обслуживание клиента. При этом банку предоставляется право использовать для своих целей средства, находящиеся на счете клиента, гарантируя ему, однако, возможность беспрепятственного распоряжения этими средствами. За пользование денежными средствами клиента банк обязан уплатить ему процент в размере, определяемом договором (а при отсутствии такого условия - в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования). Таким образом, договор банковского счета признается возмездным, если только его безвозмездный характер прямо не установлен соглашением сторон. Такова традиционная общая конструкция отношений, возникающих в связи с заключением и исполнением данного договора.
  Договор расчетного или расчетно-кассового обслуживания традиционно называемый у нас договором банковского счета, является особой, самостоятельной разновидностью гражданско-правовых договоров. Стороной -услугодателем в этом договоре всегда выступает банк или иное кредитное учреждение (например, клиринговое, специально созданное для осуществления взаимных расчетов участников), имеющее лицензию на совершение такого рода действий (сделок). Банк не хранит в буквальном смысле слова денежные средства своих клиентов, тем более существующие зачастую лишь в безналичной форме (в виде записей на счетах).
  Договор банковского счета как договор о соответствующем обслуживании клиента регламентирован ГК с соблюдением всех обычных требовании к такого рода договорам. По своей сути этот договор рассматривается законом как публичный, ибо банк в качестве коммерческой организации обязан заключать договоры банковского счета на объявленных им самим условиях с любым обратившимся к нему клиентом и не вправе отказать в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием реальной возможности принять нового клиента на банковское обслуживание либо прямо допускается законом или подзаконными актами. Необоснованное уклонение банка от заключения договора дает клиенту право требовать в суде принудительного заключения договора и компенсации всех причиненных ему убытков. Тем самым банки лишаются возможности произвольного выбора клиентов и злоупотребления своим экономическим положением.
  В законе установлена обязанность банка совершать для клиента любые банковские операции, предусмотренные для счетов соответствующего вида законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота. Лишь прямым указанием в договоре банковского счета возможно исключение отдельных видов банковских операций. Поэтому отказ от совершения конкретной банковской операции может считаться нарушением условий договора банковского счета.
  Списание денежных средств со счета осуществляется банком только по указанию клиента. Исключения составляют решения суда и иные установленные законом случаи, а также предусмотренные в договоре клиента с банком.
  Приостановление операций по счету также допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Никаких исключений из этого правила не установлено.
 
 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ
 Раздел I
 Основная
 Мартемьянов B. C. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1,2. М., 1994.
 Дополнительная
 Дойников И.В. Предпринимательское право. М., 1998.
 Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1992.
 Гражданское и торговое право капиталистических государств. М., 1993.
 Коммерческое право. С.-Пб., 1998.
 Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997.
 Раздел II
 Основная
 Жилинский С.Э. Правовые основы предпринимательской деятельности (Предпринимательское право). Курс лекций. \ Норма-Инфра, М., 1998.
 Дополнительная
 Мартемьянов B. C. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1,2. М., 1994.
 Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М., 1993.
 Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательской деятельности. М., 1993.
 Хозяйственное право: Учебник. \ Под ред. В.В. Лаптева М., 1983.
 Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. \ Общ.ред. В. Рыбалкина. М., 1993.
 Дойл Д. Как создать собственное предприятие: Пер. с англ. Таллинн, 1991.
 Кормаш Ю.И. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями в России \\ Законодательство и экономика. 1992. №14. С. 23-28.
 Акционерное общество: порядок создания и регистрации. М., 1990.
 Мясоедов С.П., Фединский Ю.И. Общество на паях. М., 1991.
 Авилина И.В., Козырь О.М. Биржа: правовые основы организации и деятельности. Создание структуры, функционирование, прекращение деятельности. М., 1991.
 Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М., 1991.
 Нормативные акты
 Конституция Республики Беларусь, 1996.
 Гражданский кодекс Республики Беларусь, Мн., 1999.
 Закон РБ от 9.12.92г. "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" Вед. ВС РБ, 1992, №35, ст.552; 1994, №6, ст.72; 1995, №19, ст.233.
 Закон РБ от 14.12.90г. "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь" Вед. ВС РБ, 1990, №2, ст.15; 1993, №2, ст.16; 1994, №15, ст.219, №35, ст.572; 1996, №33,ст. 598.
 О рынке ценных бумаг \ "Республика" от 7.04.99.
 Закон РБ от 13.03.92г. "О товарных биржах" Вед. ВС РБ, 1992, №11, ст.196; 1993, №26, ст.325.
 Декрет П РБ № 11 от 16.03.99г. "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования" \ "Республика" от 18.03.99.
 Раздел III
 Основная
 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Уч. пособие. М., Русская деловая литература, 1997.
 Дополнительная
 Мартемьянов B. C. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1,2. М., 1994.
 Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М., 1993.
 Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В. В. Лаптева. М., 1983.
 Гражданское право России: Курс лекций. Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996.
 Гражданское право. В 2-х т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 1993.
 Белов А. Обеспечение договорных обязательств по внешнеэкономической деятельности предприятий // Хозяйство и право. 1991. N2.
 Бизнес в России: Универсальный юридический справочник предпринимателя /Отв. ред. М. Ю. Тихомиров. М., 1996.
 Витрянский В.В., Герасименко С.А. Арбитражно-судебная практика: Комментарий. М., 1993.
 Егоров Н.Д. Классификация обязательств по советскому гражданскому праву // Советское государство и право. 1989. N3.
 Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / М.И.Брагинский, В. В. Витрянский, В.П.Звеков и др. М., 1995.
 Масленников В.В. Деловое партнерство: хозяйственные связи предпринимателей: Справочник. М., 1993.
 Образцы документов: договоры, контракты, доверенности, исковые заявления / Под ред. А. А. Безуглова. М., 1992.
 Образцы договоров. Мн., 1999.
 Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательской деятельности. М., 1993.
 Тихомиров Ю.А. Договоры в экономике. М., 1993.
 Универсальный юридический справочник: Пособие по ведению финансово-хозяйственной деятельности предприятий. М., 1996.
 Хозяйственные договоры. М., 1991.
 Нормативные акты
 Гражданский кодекс Республики Беларусь. Мн., 1999.
 Закон РБ "О ценных бумагах и фондовых биржах" от 12 марта 1992г.
 Закон РБ "О товарных биржах" от 13 марта 1992г.
 Закон РБ "Об иностранных инвестициях на территории РБ" от 14 ноября 1991г.
 Раздел IV
 Основная
 Мартемьянов B.C. Хозяйственное право: Курс лекций. Т.1. М., 1994. С.248-260.
 Дополнительная
 Универсальный юридический справочник. М., 1995. С. 105-109.
 Яни П.С. Актуальные проблемы применения законодательства об экономических преступлениях. // Право и экономика. 1996. N 1-2. С. 102.
 Лаптев В.В. Хозяйственное право - право предпринимательской деятельности // Государство и право. 1993. N 3.
 Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М., 1991.
 Комаров А.С. Правовые вопросы товарообменных сделок. М.,1994.
 Головлев Ю.Н. Хозяйственные преступления: понятие и система // Государство и право. 1993. N 4.
 Витрянский В.В., Тимофеев В.В. Практика применения хозяйственного законодательства (вопросы и ответы). М., 1991.
 Витрянский В.В. Защита имущественных прав предпринимателей. М.,
 1992.
 Витрянский В.В. Арбитражно-судебная практика: Комментарий. М., 1993.
 Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып.1 / Под ред. •В.Ф. Яковлева. М., 1994.
 Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. М
 1993.
 Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательской деятельности М.,1993.
 Андреев В.К. Основы предпринимательской деятельности. М,, 1995.
 Административная юстиция // Право и экономика. 1995. N21-22.
 Административная юстиция во Франции // Право и экономика. 1996. N 1-2.
 Алексеев С.С. Кодекс цивилизованного рынка. М., 1996.
 Ярошенко К.Б. Обязательства вследствие причинения вреда. М., 1996.
 Маковский А.Л. Обязательства вследствие неосновательного обогащения. М., 1996.
 Безбах В.В., Пучинский В.К. Основы российского гражданского права: Учебное пособие. М., 1995
 Петров В.В.Экологическое право России. М., 1995.
 Нормативные акты
 Конституция Республики Беларусь, 1996.
 Гражданский кодекс Республики Беларусь, 1999.
 Кодекс об административных правонарушениях.
 Уголовный кодекс РБ, 1999.
 Хозяйственно-процессуальный кодекс РБ, 1999.
 Раздел V
 Мартемьянов B. C. Хозяйственное право: Курс лекций Т. 1. Общие положения. М" 1994.
 Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М., 1993.
 Лаптев В.В. Хозяйственное право - право предпринимательской деятельности //Государство и право. 1993. N1.
 Анохин B. C. Правовая работа в народном хозяйстве в новых экономических условиях. Воронеж, 1991.
 Витрянский В.В. Защита имущественных прав предпринимателей. М., 1992.
 Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М., 1991.
 Виртянский В.В. Арбитражно-судебная практика: Комментарий. М., 1993.

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу