<< Пред.           стр. 1 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 Н.И.Киященко
 Программа курса "Эстетика жизни"
 КИЯЩЕНКО Н. И. доктор философских наук
 "ЭСТЕТИКА ЖИЗНИ"
 IХ-- ХI классы
 
 Пояснительная записка
 Учащиеся 1Х--Х1 классов школ, гимназий, лицеев и колледжей - это мальчики и
 девочки отроческого и юношеского возраста, когда идет активный процесс духовного
 созревания личности, начинают формироваться мировоззрение, убеждения и важнейшие
 жизненные принципы. Это также период, когда уже полученные от предшествующих
 поколений или добытые собственным жизненным опытом знания начинают выстраиваться
 в некую систему, которая становится базой, фундаментом выработки гражданской
 позиции личности.
 Именно в этот период все накопленные с момента рождения ребенка жизненные,
 чувственные в первую очередь, впечатления от всего, что есть в мире природы и в
 мире людей, начинает складываться в целостную картину или образ эстетическая
 культура личности: чувства, душевные качества, сознание молодого человека, уже
 подготовленные к восприятию всего богатства мира, к элементарной оценке
 воспринятого с определенных позиций, встраивающих человека в наличный социум или
 противопоставляющих его ему. Хотя, разумеется, все это только подступы к
 эстетической культуре личности, закладывание основания в будущую пирамиду, на
 вершине которой стоит человек прекрасный. Сложившаяся эстетическая культура
 позволит человеку почти в любых условиях чувствовать себя свободно и расковано,
 хотя бы в своих чувствованиях и поступках, если не всегда в действиях.
 Вот здесь-то изучение курса "Эстетика жизни" соберет все накопленное, пережитое,
 воспринятое и принятое душой отрока или юноши в такое единство , которое в
 дальнейшей жизни личности и составит основу ее духовного богатства. Оно явится
 также и основой потребности и способности личности быть не только потребителем
 созданных предшествующими поколениями ценностей, но и создателем новых,
 обогатителем духовно- ценностного арсенала человечества. В школах до сих пор не
 было такой гуманитарной дисциплины, которая всем содержанием, материалом и
 способами его подачи была бы устремлена на органичное и гармоничное
 "встраивание", "впечатывание" мира каждого человека, мира Личности в мир
 Социума, Человечества, Космоса.
 Такое построение, такая направленность курса в раскрываемые в программе способы
 подачи материала, методика работы с учащимися отражают естественное движение
 человека от бессознательного к чувственности и рациональности, ибо в
 повседневной жизни личность более чем на 90% живет чувственной жизнью и
 пользуется, руководствуется в первую очередь чувственной, а не рациональной
 информацией. Разум
 человека работает лишь при решении сложнейших проблем бытия. Однако во многих
 системах государственного и частного образования к 1Х классу все программы,
 учебные планы освобождаются от каких-либо признаков чувственного знания и
 чувственной жизни молодого человека, от возможных способов получения знаний от
 старших поколений. Уже после первого класса нагрузка на умственное начало,
 умственные способности ребенка начинает непомерно возрастать , а игровые,
 чувственные способы воздействия на ребенка резко сокращаются и к 1Х классу, а
 может быть и раньше, сходят на нет. Случаен ли тот факт, что до нынешнего УП
 класса у многих ребят еще как-то поддерживается интерес к учебе, а с УШ класса
 он резко снижается. Ребята считают неприличным хорошо учиться, да их головы и не
 готовы к тому, чтобы воспринимать, заучивать, понимать огромные пласты
 рационального теоретического материала по естественнонаучным и социогуманитарным
 дисциплинам.
 Нельзя упускать из виду несомненный факт вредного, нередко подрывающего
 авторитет школы влияния средств массовых коммуникаций, особенно кино,
 телевидения, а теперь и компьютерные игры ввязались в конкурентную борьбу с
 ними. С помощью современной теле- и аудиовидеотехники подрастающим поколениям
 поставляется, как правило, коммерчески выгодная, ходовая массовая продукция,
 негативно действующая не только на еще не устоявшиеся вкусы молодых людей,
 сколько на их чувства, стремления и желания. Дело в том, что по уровню
 актерского и режиссерского мастерства массовая продукция нередко не уступает
 произведениям высокого искусства. Однако по отбору жизненного материала, его
 интерпретации и способам образного решения затрагиваемых проблем даже высокие по
 критериям массового искусства произведения не идут в сравнение с произведениями
 высокого искусства. Они пытаются прежде всего оказать (и часто оказывают)
 шокирующее воздействие на чувства, составляющие как бы поверхностный , начальный
 слой чувственности личности.
 Это характерно не только для современного киноискусства, которое через виде
 офильмы становится подлинно домашним видом чувственного потребления, но и для
 массовой, особенно молодежной музыки, и для того литературного хлама, которым
 сейчас буквально завалены прилавки книжных магазинов . До языковых ли изысков
 "писательницам" и "писателям" дашковым, марининым, малышевым, корецким,
 незнанским, степановым, устиновым, когда каждый месяц нужно состряпать по
 роману, чтобы ненасытные издатели и бездумные, примитивно чувствующие читатели
 получали коммерческое или щекочущее нервы "удовольствие"! Самое сложное для
 семьи, школы и всей системы образования и воспитания состоит в том, что между
 высоким и массовым искусством грани весьма расплывчаты, неопределенны, для
 эстетически неокрепшего человека невидимы и неразличимы. Например, среди певцов
 и музыкантов многочисленных направлений, стилей и жанров современной молодежной
 музыки встречаются исполнители высокого класса. Творчество таких музыкантов,
 безусловно окажет влияние на всю музыкальную культуру, хотя в общественном
 сознании их причисляют к творцам массового искусства. А многие поборники
 высокого искусства призывают бороться с ними всеми доступными средствами. К
 сожалению они забывают о том, что путем запрета и идеологического гнета никому
 не удавалось предотвратить то, что рождалось в жизни людей той или иной эпохи ,
 того или иного возраста. Это совсем не означает, что все надо пустить на
 самотек, отдать во власть стихии. Образовательные и воспитательные системы для
 того и создаются, чтобы старшие поколения мудро и ненавязчиво, не нарушая
 процесса духовно-психологического созревания личности, давали ей возможность
 подниматься по лестнице духовной зрелости , учитывая собственные интересы и
 потребности личности.
 Но потребности при этом формируются на материале предыдущего этапа развития
 человека. В нашей система образования ребенок лишь чуть-чуть соприкасается с
 изобразительными искусствами ( 1 час в неделю с 1 по УП класс). Это по
 программам и учебным планам. Фактически же около половины детей по многим
 причинам вообще не получают никакой художественно-эстетической подготовки.
 Предлагаемая программа ориентирована на формирование не теоретических знаний,
 требующих заучивания, запоминания, логического обоснования и понимания, а
 чувственно закрепляемых представлений, образных картин и способностей восприятия
 и переживания эстетических сторон всех явлений жизни, в их взаимосвязанности с
 живым и неживым миром.
 Структура программы соответствует логике движения и развития жизни,
 психофизиологическим особенностям каждого возрастного этапа, ведущим для каждого
 возраста видам жизнедеятельности и деятельности. Исходным началом построения
 программы является убеждение в том, что стремление к красоте - родовое качество
 человека, проявление и развитие которого определяется не только природными, но в
 большей мере социальными факторами и конкретными условиями его материальной и
 духовной жизни на каждом этапе существования.
 Принципиальная задача курса состоит в том, чтобы при активном участии ребят в
 обсуждении всех вопросов, показать, что у каждого из них есть возможность
 прикоснуться к жизни совершенной, гармоничной и прекрасной. И здесь важен
 рассказ о том, как и какими средствами возможно это осуществить.
 Программа предусматривает выделение дополнительного времени для обсуждения
 наиболее острых и интересных вопросов, выявления перспектив возможного их
 
 решения. Это может осуществляться на уроке, в музее, на природе, во дворце или в
 храме, на улице, в концертном зале или в театре после спектакля, в процессе
 экскурсии или во время подготовки школьного или семейного праздника. При этом
 учитывается, что опыт каждого школьника в осмыслении собственных эстетических
 впечатлений еще невелик, но из совокупности опыта каждого учащегося в классе
 может сложиться довольно богатая, духовно насыщенная картина.
 Методика каждого урока определяется его темой и характером вопросов,
 предлагаемых педагогом для обсуждения, а также конкретным опытом учащихся
 каждого класса. Например, при обсуждении проблем пейзажной живописи существует
 немало вариантов рассмотрения темы: в школе, если имеется изокружок или
 изостудия, в музее, выставочном зале или картинной галерее, на природе, особенно
 в марте-апреле или в сентябре-октябре - излюбленных художниками временах года.
 Столь же широки возможности
 для ознакомления с архитектурой и ее эстетическим богатством: зданиями
 общественного, производственного или жилого назначения в их взаимосвязях с
 природой и обусловленности ею. А какой спектакль можно разыграть в классе при
 обсуждении вопроса об эстетическом содержании подготовки и проведения семейных
 праздников и торжеств. Все виды воспитания слиты при этом в единое целое.
 Автор изначально не стремился подчинить программу одной методике-- слишком
 разнообразна и многостороння жизнь человека, чтобы ее эстетическое осмысление
 можно было бы уложить в одну схему. Разнообразием методик проведения
 уроков-бесед и семинаров-собеседований преследуется еще одна цель: именно на
 уроках эстетики можно и нужно попытаться разговорить ребят. Причем говорить надо
 не на молодежном сленге, а нормальным и даже лучше литературным языком.
 Обогащение разговорной практики, пробуждение интереса к большой литературе,
 формирование у ребят способности заинтересованного общения - одна из целей
 предлагаемого курса. Достижение этой цели способствует формированию у ребят
 способностей к саморефлексии, то есть к осмыслению содержания собственных
 чувственно-эмоциональных переживаний. Таким образом в растущей личности
 закладываются основы ее эстетической культуры.
 Говоря о превалировании в жизни человека чувственного начала над рациональным,
 программа не ограничивает чувственностью процесс эстетического становления,
 формирования, воспитания и развития личности, а нацеливает на соблюдение
 принципа последовательности и преемственности в психо-духовном развитии
 человека. Восхождение от чувственного к рациональному, от эмоционального к
 интеллектуальному - основной принцип любой системы образования, а тем более
 воспитания.
 Собственно теоретическое обсуждение проблем эстетического развития личности
 происходит только в последнем разделе программы. И это понятно. Во-первых,
 ребята заканчивают Х1 класс. Они уже взрослые. За три года подготовлена почва
 для осмысления ими своего собственного эстетического опыта. Во-вторых, снова
 рассматриваются те представления о человеке и его
 жизни, с которых начался курс. Но эти представления теперь наполнены и опытом
 переживаний и опытом их осмысления, сформирована способность формулирования ими
 рациональных, логически обоснованных оценок своих чувственно-эмоциональных
 переживаний и состояний, связанных с восприятием многих явлений жизни ,
 произведений российской и мировой художественной культуры.
 Принципиальной важной является направленность программы на изложение, обсуждение
 всех тем в эстетико-деятельностном ключе. Что делает человека активным на каждом
 отрезке его существования, в любой сфере его жизни и деятельности, в его
 взаимодействиях с миром природы и с миром людей? Как не только в чувствах,
 желаниях, стремлениях, но и в поступках, в общении и поведении можно проявить
 свою именно эстетическую творческую силу? Это совсем не означает, что программа
 не уделяет внимания способности человека находиться в созерцательном состоянии.
 Оно рассматривается эстетикой как мощное внутреннее деятельностное,
 духосозидательное и душестроительное состояние личности, крайне важное именно
 для духовного созревания и приобретения опыта саморефлексии, возникновения
 стремления к самовоспитанию. К сожалению, школьные предметы и дисциплины не
 затрагивают проблему саморефлексии, не пытаются раскрыть и показать ребятам ее
 механизмы, подчеркнуть ее чрезвычайную значимость для осознания каждым своей
 самости и предназначенности в мире, ответственности перед миром и собственной
 природой.
 Именно этим обстоятельством и определяется дифференциация в курсе различных
 сторон быта и бытия , жизнедеятельности и деятельности человека по эстетическим
 параметрам, вовлечение в собеседование каждого учащегося по всем вопросам курса,
 если не на первичном по теме уроке, то на семинаре (система докладов и рефератов
 на семинарах не предусматривается). На уроках и семинарах осуществляется попытка
 вовлечения в осмысление не только впечатлений учащихся, но и эстетического опыта
 их родителей и друзей.
 Эстетическое воспитание может выполнить задачи всех известных видов воспитания:
 национально-патриотического, трудового, экологического, нравственного,
 идеологического, политического, правового, художественного и т.д., поскольку его
 возможности из-за бесконечного разнообразия средств, способов и методов
 воздействия на человека неисчерпаемы.
 Эта универсальная воспитательная значимость эстетики проявляется в каждом
 разделе курса в том, что в обсуждение вовлекаются новые для нашей системы
 образования и воспитания проблемы. Например, мы только-только начинаем
 заниматься разработкой проблем экологического воспитания под воздействием
 набирающего силу всемирного движения зеленых, хотя во многих странах (особенно в
 Германии) проблема эта уже обрела статус государственной. Эстетика же органично
 включает в себя проблему гармонических взаимодействий человека с природой, что
 еще с древности представлялось одной из высших идеальных целей в развитии
 человека, в его движении к совершенству, благополучию и счастью. Нане же в
 экологии речь идет не только об отношении человека к природе, но и об экологии
 культуры, даже об экологии самого человека.
 Этим объясняется включение к программу современных представлений и знаний об
 эколого-эстетических влияниях природно-климатических условий на развитие
 способностей восприятия человеком внешних воздействий и об
 эстетико-воспитательной действенности этих условий. Свето-цветовая и
 звуковысотная активность , чувствительность и отзывчивость как качества
 эстетически развитой личности, рассматриваются в программе в органической
 зависимости от, как говорил П.Н.Милюков от природно-климатических условий
 развития культуры и человека - ее творца.
 Насыщенный разнообразным материалом курс вынуждает каждого педагога
 к постоянному творческому поиску, к попыткам раскрыть в ребятах их природные
 задатки, направить их чувственную и рациональную жизнь на поиски самих себя в
 соответствии с собственной природой. Это - чрезвычайно трудная задача, поскольку
 система образования специально не нацелена на выявление дарований учащихся, на
 формирование на их основе творческих способностей каждого ребенка.
 Это и заставляет прибегать к различным методическим приемам в зависимости от
 материала повседневной жизни в его эстетическом освещении: что-то зафиксировать
 во всех видах памяти - визуальной, слуховой, механической, кинетической; что-то
 привязать к определенным историческим событиям и именам, особенно значительным в
 культурно-духовной жизни народов; что-то порекомендовать для ознакомления,
 размышления; во что-то вплести реальную жизнь ребят, а от чего-то попытаться их
 избавить. Особенно трудно приходится вытаскивать ребят из языкового мусора, в
 который они погружены повседневной жизнью города и деревни , молодежным общением
 на особом сленге, средствами массовой информации и так называемой литературой
 для бездумного чтения. Здесь мировая поэзия и процессы создания современных
 литературных языков именно лирическими поэтами оказывают существенную помощь. К
 сожалению современная система подготовки педагогических кадров только
 предпринимает попытки изучения риторики, погружения студентов в искусство
 художественного слова. Будущие словесники и культурологи пока только приобщаются
 к замечательному опыту человечества-- введению подрастающих поколений в
 культурно значимое и духовно насыщенное языковое пространство.
 Конечно, для полного успеха желательно принципиально иное материально-
 техническое обеспечение школы. Все самые современные средства массовой
 информации и коммуникации человечество должно направлять в школы, включая сюда
 подключение школ к мировой информационной системе Internet. Ведь будущее
 культуры и цивилизации зависит от уровня развития новых поколений, их
 культуротворческих сил и способностей, их целеустремленности, настойчивости и т.
 д.
 Сегодня школы, гимназии, лицеи, колледжи должны иметь современные аудиовизуальны
 средства, видеотеки, фонотеки, компьютеры, диски и дискеты с самыми разными
 обучающе-воспитывающими программами, в том числе и игровыми ( если к игре
 подходить как необходимому способу развития самостоятельного творческого
 мышления и чувствования); собрания магнитных дисков с записями разнообразных
 музыкальных течений классической музыки, и современных музыкальных явлений;
 слайдовые комплекты по мировой и отечественной культуре, по природе Отечества и
 многих стран и континентов мира. Все это необходимо, чтобы естественно и
 органично вводить ребят в родную культуру и культуру других стран и народов, в
 систему общечеловеческих ценностей.
 Язык культуры чрезвычайно многообразен. В то же время это самый доступный язык,
 поскольку он повествует о чувственно-эмциональной и интеллектуальной жизни людей
 образами, символами, метафорами, аллегориями, мимикой, жестами, звуками,
 красками, светом. Овладение всеми языками культуры необходимо не только для
 включения личности в насыщенную и духовно богатую жизнь своего народа и
 человечества, но и для того, чтобы каждый человек стал активным субъектом
 культуры, ее творцом, созидателем. Ибо вне культурного развития человеческая
 жизнь не может считаться состоявшейся, поскольку творчески одаренная личность не
 проявляется, не реализуется.
 Программа трехгодичного курса "Эстетика жизни" рассчитана на 96 ч. при нагрузке
 1 ч. в неделю (по 32 ч. на каждый класс ) и на 192 ч. при нагрузке 2 ч. в неделю
 ( по 64 ч. на каждый класс). Форма занятий как классная, так внеклассная. Место
 проведения занятий, кроме класса, определяется вместе с учащимися в зависимости
 от темы: это может быть парк или природный объект, дом моделей или магазин
 модной одежды, магазин мебели или салон-парикмахерская, музей или выставочный
 зал, театр или кинотеатр, концертный зал или дискотека, сельская или городская
 улица и площадь, ландшафтные комплексы, плотины электростанций, морские или
 речные порты. В 1Х классе предлагается работать по 1-ой части , в Х классе по
 2-ой части и в Х1 классе по 3-ей части программы.
 Программа разработана и экспериментально проверена в течение 5 лет в
 Учебно-воспитательном комплексе № 1800 "Искусство и экономика" Восточного
 окружного управления Московского комитета образования (директор доктор
 экономических наук, академик С.А.Иванов).
 П Р О Г Р А М М А
 1Х класс
 Раздел 1. Эстетика жизни как органичная часть философской эстетики,
 ее предмет и основные проблемы
 Тема 1. Введение в эстетику и самое общее представление о ней.
 Чувственная жизнь человека, его эмоциональные взаимодействия с миром природы и
 миром людей - особая форма познания им мира в себе и вокруг себя.
 Археологические свидетельства зарождения особой формы чувственного познания.
 Предметы материальной и духовной культуры древнейших людей как средства фиксации
 и материализации ими своих чувственных состояний и представлений о мире:
 утилитарное и неутилитарное в древнейших орудиях труда, предметах быта,
 предметах и символах поклонения различным природным силам и явлениям.
 Первые шаги человека в сфере художественной деятельности. Представления шумеров,
 ассиро-вавилонян, древних египтян, китайцев и индийцев об особом месте
 чувственных впечатлений, чувственного образа мира в жизни людей. Заслуга древних
 греков в начале осмысления роли чувственного начала в жизни людей, стремления
 подражать явлениям природы и фиксировать эти подражания разными средствами:
 специально обработанным и воспроизведенным звуком, штрихом, линией, цветом,
 светом, словом. Зарождение искусства как особой формы постижения человеком мира
 и фиксации различными средствами результатов этого постижения.
 Чувственно-эмоциональный способ фиксаций в образах, картинах.
 Тема 2. Стремление к красоте - родовое качество человека. Какова его природа и
 как оно проявляется?
 История дискуссий и споров о том, что заставляет человека быть всегда
 неудовлетворенным достигнутым. Почему среди всех живых существ только человек
 обладает таким качеством? Дано ли оно человеку природой или приобретается в
 совместной жизни людских сообществ: рода, племени, семьи, народа, общества,
 государства? Доказательство археологами того, что первобытный человек уже

<< Пред.           стр. 1 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу