<< Пред. стр. 2 (из 41) След. >>
испытывал чувственно-эмоциональные состояния удовольствия, наслаждения отсделанного, достигнутого. Такого рода материалы можно продемонстрировать в
краеведческом музее или многочисленных трудах российских археологов ( В. Е.
Ларичев, А. П. Окладников, Б.А. Рыбаков, А. Д. Столяр и др.). Закономерно встает
вопрос о выяснении объективных обстоятельств природного и социального порядка и
субъективных особенностей и усилий личности, необходимых для проявления этого
родового качества и его активного использования в созидательной творческой
деятельности человека. Особая роль семьи, дошкольных учреждений и школы в
проявлении и развитии этого качества.
Тема 3. Человек в мире и мир человека. Человек - существо разумное (homo
sapiens), существо производящее, творящее (homo faber), существо играющее (homo
ludens) и существо прекрасное ( homo pulcher).
Естественен интерес к истории осознания человеком своего места и роли в мире
природы, ибо с осознания своей особости и началось его превращение в существо,
которое , являясь частью природы, не только приспосабливается к ней, как все
живые существа, но и приспосабливает ее к себе путем вмешательства в природные
процессы и явления. Логика появления различных определений человека тесно
связана с процессом адаптации его к природе путем ее познания и действия с ее
предметами и явлениями. Обращается внимание на то, что в истории развития
человечества наблюдается то же движение от познания через наблюдение и действие,
а потом через проигрывание в представлениях, в уме различных вариантов
построения действия к реальному созданию вещей, предметов, выработке чувств,
умений и навыков, затем суждений и умозаключений, которые представляют человека
как существо совершенствующееся, стремящееся к установлению гармонических
отношений с миром и как существо прекрасное.
В этом разделе даются лишь самые общие представления, содержание и смысл которых
будут раскрываться постепенно и в последнем разделе предстанут уже в
теоретическом изложении.
Раздел 11. Эстетика быта и повседневных человеческих отношений
Тема 4. Определение быта и выявление эстетики быта. Чувственная, разумная и
волевая стороны быта . Созерцательное и деятельное в быту.
Определение быта в узком и широком смысле как повседневной жизни человека,
связанной с воспроизводством жизни, как сферы жизни, в основном требующей от
человека всего богатства чувственных отношений , гармонирующих с разумными
поступками и действиями. Быт - это условия жизни, через которые ребенок входит в
мир людей, удовлетворяя в нем свои материальные и духовные потребности. В быту
же происходит и освоение ребенком основной части культурных ценностей, опыта
предшествующих поколений. Особое значение чувственно-эмоционального оформления
быта и его влияние на психологию воспитывающихся поколений людей. Эстетические
требования к пластическому, колористическому, звуковому оформлению бытовой жизни
человека. Разнообразие чувственной жизни в быту. Эстетические особенности быта
как условия плодотворной созерцательной деятельности человека, его
самовоспитания и проявления внутренней душевной активности.
Бытовая жизнь и встречи человека с природой. Закладывание в быту основ
экологической культуры личности.
Зависимость бытовых условий и взаимоотношений человека в быту от уклада жизни,
народных обрядов, обычаев, традиций.
Быт и социальная атмосфера в обществе и государстве.
Зависимость быта каждого человека от его характера, способностей и жизненной
активности.
Быт и свободное время человека.
Тема 5 . Эстетика семейной жизни . Ответственность семьи в раскрытии природных
задатков и дарований человека , в формировании в нем чувства ответственности за
их реализацию.
Семья является первичной ячейкой общества, первичной социальной ячейкой, которая
с древнейших времен создается для продолжения жизни рода человеческого в
процессе его постоянного совершенствования и гармонизации всех взаимодействий
человека с миром. Особое место чувственных отношений, взаимосвязей и
взаимодействий людей в семейной жизни. Любовь как высшее и прекраснейшее
человеческое чувство. Исключительное место в чувственных взаимоотношениях и
взаимодействиях женщины: возлюбленной, жены, матери. Эстетически-воспитывающая и
организующая жизнь подрастающих поколений роль женщины-матери, педагога,
воспитателя. Естественные и закономерные
переходы от влюбленности к чувству любви, к глубочайшему уважению любящими друг
друга, к нерасторжимости жизней мужчины и женщины, к взаимному пересечению
чувств и вкусов, интересов и желаний. Многообразие проявлений любви в семейной
жизни. Единство вкусов, надежд, стремлений, желаний и идеалов членов семьи как
основа семейной гармонии. Эстетическая ответственность семьи за формирование
подрастающих поколений, за развитие божественного, творческого начала в каждом
члене семьи.
Равная ответственность матери и отца за чувственное, умственное, культурно-
духовное, особенно языковое развитие детей, за погружение их в традиции, нравы,
обычаи, обряды своего народа, в лучшие достижения всего человечества. Атмосфера
общения членов семьи как главный фактор нравственного, физического,
экологического, трудового, художественного и эстетического воспитания и развития
ребенка.
Тема 6. Семейные праздники и торжества как эстетические явления
Основания деления событий семейной жизни на праздничные и торжественные.
Природные и социальные причины праздников, социально-деятельностные основания
семейных торжеств. Особая чувственно-эмоциональная атмосфера семейных праздников
и торжеств, разнообразные проявления активности каждого члена семьи как в
процессе их подготовки, так и проведения. Эстетическая насыщенность
взаимодействий, отношений и общения всех участников праздника или торжества,
особое внимание к внешнему виду каждого участника. Праздничный стол как
проявление гармонии вкусов всех членов семьи или дружеской компании: сочетание
художественного таланта и изобретательности каждого участника. Воспитывающая
сила и эстетическая действенность семейных праздников и торжеств, раскованность
и духовная насыщенность общения.
Тема 7. Мода и ее эстетическое наполнение. Объективные и субъективные
закономерности смены моды. Постоянное и преходящее в моде. Мода и "Я", мода и
"Другой"
В философско-эстетическом смысле смена форм и образцов одежды от года к году, от
сезона к сезону - это периодические изменения чаще всего внешних форм культуры,
а в собственно эстетическом смысле - непродолжительное господство определенного
вкуса в различных сферах жизни.
Естественно, что влияние моды связано не только с изменением форм одежды, но
всей материальной и даже духовной среды быта. Движение, смена, господство моды,
соответствие женщины моде - это и средство и способ возвращения ее от статуса
"домохозяйка" к статусу "возлюбленная", "любимая", "подруга жизни".
Естественная смена поколений как объективная основа смены моды. Космические,
космогонические, астральные, а ныне и коммерческие воздействия на моду. Разная
продолжительность действия вкуса в материальной и духовной жизни, в
художественно-творческой, дизайнерской деятельности. Мода в одежде, прическе,
макияже, обуви и т. п. Мода в вещах длительного пользования: мебели, бытовой
технике, предметах культурного и культового назначения.
Временные параметры в языковых, художественных, дизайнерских предпочтениях
поколений, народов, стран и даже континентов. Усиление влияния субъективных
факторов смены моды: деятельность кутюрье, парикмахеров, визажистов, мастеров
макияжа, косметологов, дизайнеров, художников, хореографов . Роль в этом
объективных процессов интеграции стран и народов, расширения культурных обменов
и взиамовлияния культур.
Объективные требования моды к знанию каждым человеком своего "Я" - внешнего и
внутреннего, своих особенностей, достоинств и недостатков, черт характера и
душевных качеств. Роль моды в установлении, укреплении связей людей. Личностное
и формальное в моде.
Тема 8. Эстетика поведения. Эмоциональное и рациональное как поведенческие
установки личности.- Природное и социокультурное в поведении. Единство
нравственного и эстетического.
Нравственные, экологические, художественные и эстетические проблемы в их
взаимодействии и взаимопереплетении естественно возникают в жизни каждого
человека, стремящегося строить свою жизнь на принципах ее постоянного
совершенствования и гармонизации своих взаимодействий с миром природы и миром
людей. В этой сфере свободная, раскрепощенная жизнь чувств и разума протекает в
рамках выработанных людьми за долгую историю норм, ценностей, нравов, обычаев и
обрядов, подчинение которым может рассматриваться либо как принуждение, либо как
свободный выбор каждым способа своего существования, либо вынуждает личность
ломать систему норм, ценностей и нравов и предлагать нечто новое.
В широком смысле слова поведение человека - это все формы его взаимодействия с
окружающей средой, которая предъявляет к каждому вполне определенные требования.
Следование этим требованиям постепенно вырабатывает нормы, навыки и привычки
поведения, которые помогают личности так адаптироваться к среде, чтобы каждый
раз оказываться в состоянии удовлетворения, комфорта и т. п. Приведение своим
поведением личности именно в такое состояние и означает с эстетической точки
зрения стремление к совершенствованию, гармонизации своей жизни с природными
явлениями и жизнью других людей. Особенно тех людей, с которыми приходится
вступать в самые различные отношения либо по необходимости
(общественно-полезная, трудовая или какая-либо другая форма активности), либо по
собственному желанию и выбору. Отсюда и вытекают различные формы нормативного
поведения и еще более многообразные формы свободного, диктуемого собственными
чувственными состояниями и рациональными решениями поведения.
Естественно отметить более свободный и эстетически насыщенный характер форм
поведения, подсказываемых личности ее вкусом, развитой чувственностью,
желаниями, стремлениями и идеалами. Эстетический характер поведения определяется
также и тем, что этнические, традиционные нормы, правила и привычки поведения в
пределах той или иной социальной общности также носят эстетический характер.
Ведь в них, как правило фокусируется все лучшее, самое плодотворное, что добыто
опытом предшествующих поколений, что эмоционально заражает каждого человека и
что отвечает представлениям данного социума о гармоничном и прекрасном.
Именно в повседневном поведении человек научился вырабатывать
психолого-эстетические установки на возможное поведение в самых различных
ситуациях. Следование этим установкам, как правило, облегчает вхождение личности
в каждую конкретную ситуацию, характер поведения в которой определяется не
только собственными установками, но и нормами, требованиями других участников
взаимодействия, в том числе и природы. Понятно, что человек, бывая на природе,
также руководствуется сложившимися в его социуме нормами, привычками, правилами
и требованиями. Здесь много могут подсказать моральные нормы, а также
господствующие в том или ином обществе привычки поведения, оцениваемые и с
эстетической точки зрения.
Тема 9. Эстетика общения. "Я" и "Другой" в общении. Общение как взаимный
духовно-ценностный обмен. Общение как диалог личностей.
Одной из самых неразработанных в современной эстетике, в том числе и в эстетике
жизни, проблем является эстетика общения. Психология рассматривает общение как
самый плодотворный и необходимейший вид взаимодействия людей друг с другом и с
природой, в котором проявляются все лучшие качества общающихся. Правда, общение
бывает в основном двух видов: формальное и неформальное. Формальное - это
обязательное, вынужденное, должное, неформальное - это добровольное, желаемое
общение. Однако, и формальное общение бывает в радость, если человек свои
обязанности выполняет по зову души, если это его желание, стремление.
Именно в таких ситуациях и формальное и неформальное общение способствуют
раскрытию самых совершенных, лучших, эмоционально заразительных качеств
общающихся сторон. Потому-то издавна люди рассматривали душевное общение как
минуты счастливого состояния. Здесь психология и эстетика действительно
сливаются в гармоническом взаимодополнении возможностей. Психология обеспечивает
установку, настрой личности на определенный характер общения. Эстетика придает
общению насыщенный, эмоционально заразительный, душевно очищающий характер. В
общении люди перестраивают , совершенствуют и обогащают друг друга. Потому
общение и рассматривают как особый вид творческой деятельности, т.е.
жизнедеятельности. Прежде всего человек в жизнедеятельности готовится к
благополучной и интересной жизни, а потом уже в деятельности создает для этого
условия.
Раздел Ш. Эстетика природы и среды обитания человека
Тема 10. Природа как реальность и как эстетический предмет культурного опыта
человечества. Природа и человек. Природа и искусство
Природа для эстетики как философского учения о совершенном, гармоничном и
прекрасном в мире и в человеке, как философии искусства в особенности, является
исходным началом всех видов познания человеком мира. Но если познавательную
деятельность, науку и все виды производства определяют материальные потребности
человека, вызывающие необходимость его вмешательства в природные процессы и
явления, то эстетические потребности человека удовлетворяются природой без его
вмешательства в ход природных процессов и явлений. Поэтому эстетические
взаимодействия человека с природой надо рассматривать как экологически чистые.
Для своего эстетического развития человек берет от природы то, что в ней никогда
не убывает, не исчезает, не разрушается: симметрию, пропорции, изящество,
пластичность, красочность, игру света и теней, силуэтность, грациозность,
гармонию и красоту. То есть все те качества, подражая которым человек с
древнейших времен взращивал в своей душе, в самом себе чувственно-эмоциональную
отзывчивость, восприимчивость к самым лучшим творениям природы, у нее же учась
также оценивать и свои собственные творения.
Не потому ли и до наших дней прогулка на природу, общение с природой,
созерцательные состояния человека на природе являются самыми существенными для
духовного развития личности видами ее созерцательной жизнедеятельности.
Конечно, носящими и оздоровительный характер, проверяющими прочность, крепость
нравственных качеств личности. В бережном, уважительном отношении к природе
проявляется в первую очередь его уважение к себе; здоровье природы и здоровье
человека - явления взаимозависимые и неразрывно связанные, варварство по
отношению к природе есть варварство по отношению к своему внутреннему миру, его
разрушение, подрыв собственной жизненной энергии. В нынешних условиях это
доказывают не только развитие экологических исследований, но и тенденции
органического соединения в здравоохранении
традиционной и нетрадиционной медицины, медицины восточного типа с западной
медициной, медицины, опирающейся на религиозное и на философское мировоззрение.
Святость жизни распространяется восточными религиями на все живое, а красота
всех жизненных проявлений признается высшим проявлением красоты.
Программа предусматривает рассмотрение всего многообразия взаимодействий
человека с природой.
Тема 11. Природа, сельская жизнь и человек. Эмоциональный тонус сельской жизни.
Культурно-эстетическая значимость сельского быта.
Эта тема вводится в программу не столько затем, чтобы охватить вниманием
эстетики и учащихся сельских школ, сколько для того, чтобы и городским учащимся
попытаться раскрыть именно с эстетическо-экологической точки зрения
замечательные стороны сельской жизни. Чтобы попытаться вскрыть истоки народных
традиций, обычаев, обрядов, народных промыслов и ремесел, народного искусства -
народной эстетики, которая пробивает себе дорогу независимо от того, как, в
каких социальных духовных и материальных условиях протекает жизнь селянина.
Дело не только в том, что вся бытовая и трудовая жизнь и деятельность человека
села осуществляется в неразрывном единении с природой, особенно, если человек
наделен жизненной мудростью и не поднимает на природу руку, а в том, что селянин
вне природы чувствует себя не очень уютно, дискомфортно, его психика и здоровье
начинают давать сбои. Настоящий селянин не чувствует свою жизнь состоявшейся,
развернувшей все его сущностные творческие силы, если он оторвался от природы.
Здесь важно сосредоточить внимание на том, как природа всегда подсказывала
сельскому жителю и уклад, и образ жизни и образный ряд всех его жилых и
хозяйственных строений. Для этого достаточно педагогу привлечь внимание ребят к
складыванию разнообразных архитектурных (или как их раньше называли, зодческих)
школ в разных регионах России. Речь должна идти не только о школах храмового
строительства, где, как многим представляется, различия установить проще, но
прежде всего о школах жилого и хозяйственного строительства. Сейчас почти в
каждом регионе имеются музеи деревянного зодчества, обобщенно, но очень точно
представляющие не только сами принципы строительства, но и мастерство,
изобретательность и тонкое чувство материала сельских строителей. Альбомов по
деревянному зодчеству почти всех регионов России в библиотеках имеется в
достаточном количестве. В них представлено и внутреннее убранство храмов, жилых
домов и хозяйственных строений, раскрывающее самые лучшие, эстетические образцы
сельского уклада, сельского быта, народного искусства, народного костюма и
изделий народных промыслов, которые обязательно имеются в каждом регионе нашей
необъятной и родной России.
Постоянная связь с природой, любование природой, а может и привычное поведение в
ней - это та эмоционально-чувственная аура, в которой селянин чувствует себя
уютно, комфортно и счастливо. Его культура есть социально- природная культура,
органичная для него и гармонически вписывающая его в жизнь его народа, общества
и государства.
Тема 12. Город и его среда. Городская среда и образ времени. Эстетическая
организация среды - традиция городских культур.
Городскую среду в отличие от сельской следует рассматривать как всецело
культурную среду, т.е. созданную руками человека, его умом , знаниями и
талантом. Это означает, что и природные объекты в городской среде - водоемы и
водные артерии, лесопарки и острова, овраги, горки и холмы - все подвергается
культурной обработке, так как именно городская архитектура требует создания
гармоничной среды для жизни людей. Гармоничность решения всего осваиваемого
архитектурой пространства - один из фундаментальных принципов зодчества. Если
сельское строительство определяется наличными природными условиями и
материалами, то городское изначально не только приспосабливалось к природным
условиям, но и в соответствии с требованиями городской жизни вносило изменения в
природную среду, гармонизируя взаимосвязи гораздо большего количества явлений,
чем сельское строительство. Судя по археологическим раскопкам древнейших
городов, таких, как Эребуни (нынешний Ереван), Ниневия - один из древнейших
городов в Междуречьи Тигра и Ефрата, Фивы, Луксор - древнейшие города Древнего
Египта, Мохенджо- Даро в Индии, Пенджикент в Средней Азии , Херсонес в Крыму и
др., можно сделать вывод о том, что города изначально строились по планам, к
которым предъявлялись эстетические требования. Основным из них было
гармоническое сочетание местоположения создаваемого города со всеми создаваемыми
людьми строениями, площадями, храмами, садами, парками, мостами, причалами,
каналами, каскадами прудов и т. д. Тогда уже важно было, чтобы будущий город
располагался на пересечении караванных торговых путей и его рост, благополучие и
красота определялись бы средствами, получаемыми от налогов на купцов и
торговцев, осуществлявших различные связи между странами и городами.
В наше время города тоже строятся, даже как -будто бы в совершенно непригодных
для жизни местах, как например, Навои и Зеравшан в пустыне Кызылкумы в
Узбекистане, Шевченко в Казахстане или Мирный, Урай, Уренгой в России. Но
современеные города привязываются не к пересечению торговых путей, а к
источникам природного сырья . Алмазный край в Якутии дал жизнь городу Мирный,
слюда - Мамакану, никель - Норильску, золото - Заравшану, тяжелые металлы -
Навои, нефть - Шевченко, Урай, Нижне-Вартовску, газ - Уренгою и.т.д. В пустыне
Кызылкумы, в городах Навои и Заравшан, не только построены дома, дворцы, театры,
заводы, но и посажены леса, созданы озера. В бесконечных болотах Тюменьской
области у первой давшей нефть скважины возник город Урай, условия жизни в
котором отвечают самым высоким материальным и духовным потребностям людей. Из
всего этого можно сделать вывод о том, что человек не только приспосабливается к
природе, не только пользуется ее благами, эксплуатирует ее, господствует над
ней, но и постепенно учится облагораживать ее, помогает природе справиться с ее
болями и невзгодами, создавая прекрасные ландшафты, оазисы жизни и т. д.
При изучении этой темы в городской школе можно и должно опираться на историю
возникновения и развития данного города, облагораживания природы или варварского
отношения к ней в самом городе и в ближайшей округе. Здесь архитектуру
необходимо рассматривать не только в эстетическом, но и в экологическом аспекте,
в том числе и промышленную, производственную. Здесь у педагога широкое поле
исследовательской деятельности: узнать имена архитекторов, проектировавших и
строивших самые интересные в городе дома, комплексы, ансамбли, дворы, храмы,