<< Пред. стр. 3 (из 41) След. >>
проспекты, улицы; обратить внимание на материалы, их обработку , гармоничноеиспользование разных по фактуре, структуре, цвету и светоотражательным
возможностям материалы; изучить историю создания парков и садов, ландшафтных
объектов и мостов, прудов и каналов. В краеведческих городских и поселковых
музеях все эти материалы имеются в достаточном количестве. А может и заняться с
ребятами краеведческой работой? Это же очень интересно.
Города с древней историей могут многое рассказать о времени строительства тех
или иных дворцов, ансамблей, хоромных комплексов, улиц и площадей; объяснить,
почему на одной и той же улице могут соседствовать совершенно непохожие друг на
друга строения. Архитектура поведает об истории города, укладе и образе жизни
горожан в разные времена, об их идеалах и духовных стремлениях; поможет выяснить
создает ли город условия для спокойной, свободной и благополучной жизни.
Тема 13. Природа как объект художественного отражения и эстетического отношения
человека. Природа и происхождение искусства. Русское народное искусство,
искусство народов России.
Подражание природе, попытки воспроизведения природы во всех ее проявлениях,
постижение ее в чувственно воспроизводимых видимых и слышимых формах лежат в
основе возникновения в глубочайшей древности такого вида жизнедеятельности
человека , который гораздо позже был назван художественным творчеством. То есть
человек относился к природе не только как кормилице и защитнице от всякого рода
невзгод, но и как предмету поклонения, чувственного любования и восхищения.
Более того, судя по древним рисункам, музыкальным инструментам, статуэткам,
предметам домашнего быта и т. п., в художественном, т.е. образном
воспроизведении природы человек познавал самого себя как часть природы, свою
выделенность из природы, свое особое место в ней. Прочувствовав более глубоко,
чем окружавшие его люди, одаренный от природы человек и своих сородичей,
соплеменников приобщал к чувственно-эмоциональному взаимодействию с природой,
внушал рисунками, картинами, статуэтками, музыкальными звуками любовь к природе
как своей праматери.
Важно обратить внимание на то, что этот процесс в похожих формах происходил в
самых разных регионах Земли. Об этом свидетельствуют многочисленные
археологические открытия, говорящие о том, что человеческое стремление к красоте
проявлялось и проявляется в самых разнообразных природных и социальных условиях
жизни людей. Характерно также постепенное движение ко все более масштабному
обобщению природы художественно одаренными представителями самых разных племен,
народов, государств и континентов: от изображения особенностей родного уголка
природы, до планетарных и космических пейзажей, от лепки портретов конкретных
людей, до обобщенных, в человеческом облике воплощенных представлений о добре и
зле, любви и ненависти, благородстве и варварстве и т. д. и т. п. Природа в
развитии этого вида жизнедеятельности людей поставляла им также и материал для
выражения своих духовных, нравственных социальных представлений.
Еще одна особенность взаимодействия человека с природой и выражения человеком
своего отношения к ней заключается в том, что процесс художественного освоения
человеком природы шел параллельно с процессом познания природы и овладения ее
силами и недрами в производственной деятельности: чем глубже человек проникал в
тайны природы, тем сильнее, значительнее и эмоционально действеннее становилось
чувственно-образное выражение им своего восхищения природой, любование ее
разнообразием и многообразием проявления жизни.
У природы же человек подсматривал и подслушивал формы и звуки предметов, которые
он лепил из глины, выплавлял из металла, вырезал из дерева или камня,
воспроизводил с помощью дудочек, свистулек, а потом и из более сложных
инструментов и пользовался всем этим в повседневной жизни. Так рождался мир
декоративно-прикладного искусства, многие находки которого естественно и
органично перешли в архитектуру, монументальное искусство, скульптуру, музыку,
вокальное искусство, театр и т. п.
Тесная связь с природой обнаруживается в произведениях народного искусства,
создателями которых, как правило, являются сельские жители - люди,
непосредственно связанные с землей, природой, подсматривающие ее красоты,
выпытывающие ее секреты. Произведения народных промыслов и ремесел , имеющиеся
во всех регионах России, могут послужить на уроках наглядным учебным материалом,
благодаря которому ребята могут выйти на просторы чувствования и даже понимания
профессионального искусства, сравнить свои представления о красоте, гармонии и
совершенстве с представлениями народных и профессиональных художников.
После этого ребята могут легко перейти к пейзажной, анималистической
живописи, натюрморту, к росписям храмов и дворцов , к символике архитектуры и
скульптуры, к особенностям выражения человеческого духа в народном и в
профессиональном искусстве, которое зарождалось и до сих пор основывается на
языке и образном строе народного искусства.
Х класс
Раздел 1. Эстетика способов жизнедеятельности человека
Тема 1. Жизнедеятельность и деятельность человека: их сходство и различие.
Творчески созидательная и жизнестроительная сила любви.
Только эстетика, которая занимается постижением сущности и действенности
природных и социальных процессов, предметов и явлений с точки зрения их
воздействия на духовный, психический и физический мир человека, разделяет все
способы и виды социально-действенной активности человека на способы
жизнедеятельности и виды деятельности. Жизнедеятельность определяет те способы
социальной активности человека, которые связаны с его основным предназначением -
воспроизводством человеческого рода. Виды же деятельности - это многообразные и
разнообразные способы проявления социально-действенных ,
творчески-преобразовательных сил человека, нацеленные на познание, постижение
мира и создание по их результатам материальных предметов и продуктов,
обеспечивающих благополучное существование человека, удовлетворение его
материальных потребностей как единичного существа и как
члена разнообразных человеческих сообществ.
Любовь - самое древнее социально-активное жизнестроительное действие человека,
основанное на чувственно-эмоциональных связях людей разного пола, соединяющихся
для воспроизводства человеческого рода. Архаические представления о любви.
Античная любовь как прототип современных представлений о любви. Многообразие
проявлений любви: любовь мужчины к женщине, любовь родителей к детям, детей к
родителям, любовь к родной земле, отечеству, любовь к делу, любовь к разным
сторонам жизни человечества, любовь к определенным видам творчества и т. д.
Жизненаполняющая и жизнестроительная сила любви. Любовь возвышенная,
романтическая, любовь небесная и любовь земная, как ее определяли философы еще
со времен Платона. Любовь - основная тема литературы и искусства и вообще
духовной деятельности людей.
Тема 2. Воспроизводство человеческого рода как эстетический способ
жизнедеятельности людей.
Воспроизводство жизни в сообществе людей - практический аспект любви.
Эволюционные процессы в природе и проблема воспроизводства. Особенности
воспроизводства человеческого рода, его трудности и сложности как природно-
биологического, так и социально-духовного порядка. Особое значение и сила любви
в воспроизводстве человеческого рода. Разные представления народов, философов и
эстетиков о роли любви в воспроизводстве новых поколений людей. Особое место в
этом процессе материнской любви и разнообразие ее проявлений. Общественная
значимость воспроизводства человека и ответственность мужчины и женщины,
соединяющихся в семью, за жизнь детей, их формирование, обучение, воспитание,
образование. Увеличение сроков подготовки подрастающих поколений к взрослой
самостоятельной жизни по мере роста общественного благополучия, запаса добытых
человечеством знаний, усложнением технологий материально-производственной
деятельности, требований к способностям человека, эффективно проявляющимся в
различных способах его жизнедеятельности и видах деятельности.
Разделение семейных обязанностей между мужчиной и женщиной по
жизнедеятельностному признаку. Крепость и продолжительность родственных связей у
людей в отличие от большинства видов животных. Причины роста продолжительности
жизни людей, их связь с цивилизационными и культурными процессами. Ответственное
отношение к собственной жизни как фактор роста ее продолжительности. Значение
экологической ситуации для воспроизводства и существования рода человеческого.
Привычки и пристрастия людей ХХ в. и их негативное влияние на воспроизводство
человеческого рода (курение, алкоголь, наркомания, венерические болезни, СПИД и
т. п.).
Тема 3. Воспитание - основной способ раскрытия природных задатков ребенка и
пробуждения в нем природного стремления к красоте. Эстетический характер
воспитания. Эстетическое воспитание.
Воспитание вообще, эстетическое воспитание в особенности как важнейшие факторы
развития и совершенствования человеческого рода, подготовки подрастающих
поколений не только к потреблению того, что создано предшествующими поколениями,
но и к обогащению их представлений о жизни человека, его возможностях и
творческих потенциях. Целенаправленность и систематичность всего процесса
воспитания. Общечеловеческие, общественные и национальные требования к
воспитанию. Объективное и субъективное в воспитании. Разнонаправленность
воспитания: от взрослого к ребенку и от ребенка к взрослому. Роль
субъект-субъектных отношений в воспитании и общении воспитателей и воспитуемых.
Бесконечность процесса воспитания.
Направленность и нацеленность воспитания на совершенствование рода
человеческого, гармонизацию всех взаимодействий людей с миром, реализацию
извечной мечты человечества о совершенном, всесторонне и гармонически развитом,
прекрасном человеке. Особая роль в этом процессе эстетического воспитания,
осуществляемого совершенными методами и художественно-эстетическими средствами.
Роль эстетического воспитания в формировании на основе природных задатков
творческих способностей людей и создании ими прекрасного, духовно насыщенного
мира, благодаря которому человек приходит к ощущению полноты жизни и счастью.
Основные требования к воспитанию, особенно эстетическому:
· естественность и ненавязчивость в передаче опыта воспитания от поколения
поколению, чувственно-эмоциональная чистота воспитательных усилий старших при их
воздействиях на младших;
· обязательный учет чувственных, умственных и волевых особенностей каждого
воспитуемого, его задатков, темперамента, характера;
· создание благоприятных и плодотворных материальных, духовных, нравственных и
эстетических условий, в которых ребенок будет естественно, органично и свободно
развиваться, добровольно входить в наследуемую им культуру, уважительно
относиться к ценностям жизни, традициям и обычаям старших поколений и своим
стремлениям и желаниям, вырастать в свободно действующую и проявляющую себя
личность.
Своеобразие эстетического воздействия матери и отца на процессы воспитания
ребенка, особенно на воспитание его чувственности, умственных способностей и
волевого начала.
Тема 4. Обучение и образование как процессы очеловечивания человека и
гармонизации его взаимодействий с миром.
Совершенно очевидно, что в воспроизводстве жизни наряду с воспитанием огромное
значение имеют процессы обучения и образования. Поэтому необходимо четко
разграничить эти процессы и понятия, их выражающие, с тем, чтобы потом
рассмотреть эти способы жизнедеятельности человека в эстетическом и творческом
аспектах. В самом общем виде обучение можно представить как процесс передачи
старшими поколениями подрастающим поколениям всего того, что накопило
человечество за свою историю в виде умений и навыков к различным видам
деятельности, в том числе и умственной. Так, знания, добытые человечеством и
закрепленные в учебниках, учебных пособиях, различных задачах, теоремах и
схемах, сначала воспринимаются, запоминаются и понимаются в процессе умственной
деятельности . Затем ребята решают задачи, доказывают теоремы, чертят графики и
схемы и т. д. - это они учатся практически материализовать заученные умственные
положения.
Изображения на стенах пещер, мест обитания первобытных людей животных-- основных
объектов охоты или рыболовства, у которых отмечены самые поражаемые места -
представляют собой учебные пособия древности. На таких пособиях древнейшие люди
обучали молодежь охоте и рыболовству.
Для выработки навыков к труду применялись методы наглядного показа, которые до
сих пор сохраняются во всех народных промыслах, ремеслах и даже в народном
искусстве, да и в профессиональном художественном творчестве. И уроки труда в
современной школе основаны, главным образом , на наглядном показе. Чем с большим
количеством видов производственной деятельности знакомят учащихся в школах,
училищах, на курсах, тем более разнообразные умения и навыки у них формируются.
Даже обучение работе на компьютере на уроках информатики начинается с
конкретного ознакомления с компьютером, с приемами, правилами и особенностями
работы на нем.
Умения-- результат первой стадии обучения. Навыки - это доведенные до
автоматизма умения взаимодействовать, обращаться с теми или иными орудиями
труда, которые используются для разных видов деятельности. Даже умению работать
с книгой, карандашом, ручкой надо учиться, хотя потом эти умения и навыки будут
казаться естественными и органичными. Школьные учебники, учебные пособия и
методические разработки , карты, таблицы, схемы -- это многообразные средства
обучения, которые учитывают особенности каждого предмета школьной программы.
Чувствовать и мыслить человек тоже обучается, как и манипулировать самыми
разнообразными предметами.
Образование в процессе подготовки к жизни новых поколений выполняет более
ответственные задачи и функции. Оно органически соединяет процессы воспитания и
обучения с той культурно-цивилизационной атмосферой, с тем укладом и образом
жизни, которые сформировались и господствуют в данном обществе, государстве,
даже в отдельной семье. Более того ,оно быстрее и эффективнее адаптирует
подрастающие поколения разных народов в складывающуюся общечеловеческую
атмосферу взаимоотношений и взаимодействий с миром. Нарастание интегративных
процессов в социально-политической, экономической и правовой сферах современного
общества, особенно в духовной жизни и в духовно-художественном производстве уже
в последней четверти ХХ века вызвали необходимость реформирования систем
образования во многих развитых странах, что выразилось почти в одновременой
разработке базовых элементов (стандартов) образования, его показателей и
требований к нему.
Тема 5. Обучение, воспитание и образование как творчество
Для раскрытия этой темы надо прежде всего в самом общем виде представить, что
такое творчество, какова его зависимость от предмета или объекта творчества, от
субъекта или от материала, с которым имеет дело человек обучающий,
воспитывающий, образовывающий. В культуре современного человечества творчество
представляется прежде всего как открытие, изобретение, постижение нового, ранее
неведомого и невидимого людьми. Однако это самое общее представление требует
уточнения и корректировки. И зависит это от того, что человек никогда не
является лишь изучаемым, обучаемым, воспитываемым и образовываемым существом, но
и сам, являясь изучающими, обучающим, воспитывающим и образовывающим существом,
оказывает влияние на творца и сам является творцом.
Во-первых, вся жизнедеятельная подготовка детей к взрослой жизни есть взаимный
психологический, чувственный, умственный и волевой обмен между обеими сторонами
творческого процесса. Во-вторых, в жизнедеятельном творческом процессе ни одна
сторона не остается неизменной. В-третьих, то, что в деятельности человека может
рассматриваться как уже известное, привычное и даже банальное, в жизнедеятельных
процессах может представать как новое, неизвестное. Например, педагог передает
ребятам умения, навыки, знания, которые уже давно известны взрослым. Для ребенка
все это новое, неизвестное, интересное, что надо узнать, чему следует научиться.
Но этот же процесс и для педагога нов и творчески насыщен, ибо каждый раз надо
передать знания, сформировать умения и навыки у ребенка, который имеет свою
психику, свой характер, свои чувствования и способности к умственной
деятельности.
Именно поэтому педагогика, как реальное жизненное явление возникшая в глубокой
древности, никогда не переставала развиваться, зачастую приспосабливаясь к
социально-политическим, идеологическим условиям жизни, которые не располагают к
творчеству. Конечно, в условиях жесткого государственного идеологического
контроля и политического давления она готовит меньше творчески развитых людей,
не способных успокаиваться на достигнутом, да такому государству творчески
неугомонные люди и не нужны, поскольку ими труднее управлять и их почти
невозможно принуждать. Но в силу своей творческой сущности педагогика даже в
таких условиях закладывает в новые поколения способность и готовность (может
быть сначала готовность, а потом и способность) к свободному творческому
состоянию духа и его проявлению в самых жестких идеологических и политических
рамках жизни. Это объясняется тем, что педагогика, всегда имеющая дело с живым,
подвижным, растущим и развивающимся материалом - новыми и новыми поколениями
детей - перманентно находится в творческом состоянии . Каждый педагог может
сослаться не только на собственный опыт работы и на опыт своих учителей, коллег,
но и взять из истории педагогики пример многих выдающихся педагогов разных эпох,
народов и стран. Можно сослаться на опыт Сократа, Платона, Аристотеля (учителя
А.Македонского), Дестервега, Коменского, Корчака, Ушинского, Сухомлинского,
Амонашвили, Кабалевского... Ведь у педагогики во все времена самая возвышенная и
прекрасная в мире цель - формирование, воспитание, образование новых поколений,
целостных и гармонически развитых личностей, наделенных большим творческим
потенциалом, чем предшествующие поколения.
Эстетический характер всех способов жизнедеятельности заключается в том, что по
положению всякое творчество есть стремление к совершенствованию, гармонизации
всего многообразия человеческих взаимодействий с миром, а значит и самого
человека, т. е. возведение его до состояния, называемого в эстетике " человек
прекрасный."
Раздел 2. Эстетика деятельности человека как творчества ( Красота как
творчество, творчество как красота)
Тема 6. Дизайн как материально-художественное творчество и как средство
гармонизации и эстетизации среды обитания
Переход от жизнедеятельности к деятельности человека следует рассматривать в
эстетическом плане как смену объекта эстетического исследования: если через
способы жизнедеятельности выявляется, формируется и воспитывается красота самого
человека, то во всех видах деятельности сам человек творит красоту вокруг себя,
создавая для себя эстетизированную среду обитания. В деятельности человек
преобразовывает в соответствии со своими представлениями о совершенном,
гармоничном и прекрасном как материальную среду, так и духовную атмосферу жизни.
Программа и нацелена на раскрытие эстетических сторон и возможностей всех видов
деятельности преобразовывать и творить мир по законам красоты.
Естественно при этом сначала остановиться на том, что деятельность есть
специфически человеческий способ взаимодействия с миром, поведения в мире, не
присущий ни одному виду живых существ. Главное, что отличает приспособление,
адаптацию человека к миру от приспособления и адаптации животных к среде - это
целенаправленность и целеустремленность, выводящие человека за пределы простой
адаптации или инстинктивного приспособления на создание собственного мира,
который должен быть гармоничным продолжением внешнего мира.
Дизайн как раз и есть такая деятельность человека, результаты которой являются
наиболее гармоничными по отношению к внешнему миру. Иначе говоря они составляют
такую жизненную среду, которая в наибольшей мере благоприятствует жизни
творящего культуру человека. По сути - это совокупность различных видов
проектировочной деятельности человека, нацеленных на формирование эстетически и
функционально качественной предметной Среды. Естественно, что такая предметная
Среда, которая повышает качество жизни и усиливает творческий потенциал человека
имеет не только материальное, но и духовное содержание и наполнение.
Почему именно ХХ век стал временем самоопределения дизайна как вида
материально-художественного творчества? Ответ надо искать в уровне
экономического и культурного развития некоторых стран и народов, получивших
возможность обратить внимание на качественное состояние и духовное наполнение
всех условий жизни каждого члена общества. В прежние века дизайн в эстетическом
плане существовал прежде всего для богатых слоев населения. Неимущих и бедных он
практически не касался. В 20-х годах ХХ в. в России и в Германии возникли первые
школы профессионального дизайна, ориентированного на создание эстетизированной,
творчески заряжающей жизненной среды не по материальному достатку людей. Это
ВХУТЕМАС (Всероссийские художественно-технические мастерские) в Москве и Баухауз
в Мюнхене, в Германии.
Конечно, без развития науки и техники, без формирования у масс людей высоких
эстетических вкусов и потребностей в благоприятных в материальном и духовном
отношении условий существования дизайн не мог бы подняться до уровня
материально-художественного творчества. Уже тогда, а не только в последней трети