<< Пред.           стр. 12 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 Материальные взаимодействия человека с природой обусловлены физическими, а
 эстетические взаимодействия - эстетическими потребностями человека. Разница
 состоит в том, что, удовлетворяя материальные потребности, человек собирает дары
 природы (грибы, ягоды, орехи, злаки, корни и т. п.), добывает полезные
 ископаемые, прокладывает дороги, вырубая лес, и т.д., удовлетворяя эстетические
 потребности, человек не наносит урон природе, не нарушает ее гармонии и
 равновесия.
 Таким образом, потребности человека в его эстетических взаимодействиях с
 природой относятся к категории духовных. Интерес человека к природе объясняется
 тем, что она соответствует его духовному росту, поскольку многие ее свойства и
 качества (форма, цвет, звуки, пластическое многообразие, игра света и пр.)
 относятся к разряду эстетических. Человек, стремящийся в лес не для того, чтобы
 набрать как можно больше грибов, а для того, чтобы полюбоваться красотой
 деревьев, цветов, птиц - любым предметом природы, удовлетворяет свою
 эстетическую потребность. Впрочем, и во время сбора грибов можно любоваться их
 необычной формой, цветом, и, не глядя только под ноги, обращать внимание на
 красоту леса.
 Не взаимодействия человека с природой носят чувственно-эмоциональный характер, а
 потому их относят к эстетическим. Естественно, самой установкой личности
 является получить положительный заряд от созерцания многообразных явлений
 природы, и когда это желание удовлетворяется, человек испытывает восторг,
 восхищение, изумление, - т.е. радостные и просветленные чувства, которые не
 покидают его на протяжении всей рабочей недели. Вот этим и объясняется интерес
 человека к природе, который возрастает по мере накопления. Эстетическое
 отношение к природе не утилитарно и не прагматично.
 Но всякое ли духовное взаимодействие с природой носит эстетический характер?
 Существует и религиозное - тоже духовное - отношение к природе: либо поклонение
 природным предметам и явлениям, которое было основой язычества и сохранилось в
 представлениях людей до наших дней (праздник масленицы на Руси - это чисто
 языческое наследие, которым не пренебрегает и православие), либо страх перед
 многими природными явлениями (чаще всего трудно объяснимой либо вообще
 необъяснимый, т.е. мистический), сохранившийся до наших дней, хотя многое
 объяснено естественными науками, либо вера в "нечистую силу". Все это вызывает
 определенные эмоциональные состояния и переживания, тем более что, несмотря на
 достижения современной науки, существует еще множество тайн - например, не
 объясняет еще полтергейст или НЛО. Таинственность природы, неразгаданность
 совершенно необычных пластических, колористических, звуковых сочетании и
 переплетений поражает в людях, поклоняющихся ей, сомнения в своих силах и
 способностях постичь эти тайны, противостоять природным явлениям.
 Это тоже общение с природой, созерцание ее, но чувства и эмоции, которые
 возникают при этом, не укрепляют, а ослабляют жизненные силы человека, порождают
 сомнения в своих способностях. С большой натяжкой это можно было бы назвать
 эстетичностью - ведь, как мы уже упоминали, безобразное, ужасное, низменное,
 даже отвратительное и жестокое - тоже эстетически оцениваемые явления. Но по
 существу это антиэстетика, т.е. эстетика, которая не повышает, а понижает
 жизненный потенциал человека, вдохновляет его не на добрые, благодетельные, а на
 разрушительные поступки. Даже если религиозное отношение к природе обуславливает
 всего лишь покорность человека тайным силам, оно уже не может быть названо
 эстетическим, так как эстетика всегда возвышает человека, пробуждает в нем новые
 силы, выявляет его сущность, воодушевляет его на творчество, а не на смирение.
 Кроме естественной природы, существует природа, созданная руками человека,
 использовавшего средства ландшафтной, садово-парковой архитектуры, садоводства,
 цветоводства, оформления водных пространств. К этой природе человек тоже
 испытывает нравственное, религиозное, и эстетическое чувства. Разве у любого
 человека не возникает трепетного отношения к храмовым сооружениям? Афинский
 Акрополь, величественнейший собор Святого Петра в Риме, собор Айя-Мария в
 Константинополе, Кельнский собор, собор Святого Витта в Праге, собор Петра и
 Павла в Лондоне, Софийская церковь в Киеве, Успенский собор во Владимире,
 непостижимый и таинственный храм Покрова на Нерли, Преображенский собор на
 Кижах...- все это вызывает не только у верующего, но и у человека, не имеющего
 никакого представления о той или иной религии, почти мистический восторг перед
 способностью людей не только поклоняться, подчиняться тайнам природы, но и самим
 творить тайны, подчинять их своей воле, своему вкусу, своему духу. Причем
 восторг этот верующего человека обусловлен светлым чувством причастности к Богу
 через таинственность и божественную красоту, а у неверующего -восхищением
 красотой, которую способен создать человек и которая наполняет храм особой
 духовной атмосферой.
 Такие же чувства, переживания, эмоции возникают при созерцании многих объектов,
 составляющих культурную среду обитания современного человека, в них как бы
 сконцентрирован накопленный опыт взаимодействия людей с природой и создания
 наиболее благоприятных условий для своей жизни.
 Природа интересует нас как эстетический предмет культурного опыта человечества.
 Мировоззренчески осваивая природу как воплощение всего сущего, человек старается
 внести элемент всесущности и в среду обитания, органические вписывая свои
 творения в естественную природу или посвящая некоторые моменты своей жизни
 всесущностным творениям природы. Японцы, для которых гора Фудзияма является
 священной, обязательно посещает ее несколько раз в году, так же, как афиняне
 посещают Акрополь, римляне - Капитолийский холм, армяне - гору Арарат. В русских
 легендах, сказаниях, притчах, пословицах и поговорках часто упоминается реки
 Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, озеро Байкал. Возникли даже устойчивые
 словосочетания типа "Амур-батюшка", "Могучий Байкал", "Волга-матушка",
 "Енисей-богатырь" и т. д. Бескрайность российских просторов, лесов, горных
 массивов порождают соответствующие представления и образы, которые упоминаются в
 песнях и былинах, являются частью праздничных действ и обычаев. Они составляют
 естественный фон жизни любой среды обитания, которая только тогда и становится
 пригодной для человека, когда отражает духовную сущность народа этого края,
 региона, села или города.
 Этим-то как раз и интересны города, села и поселки человеку непоседливому,
 охочему к перемене мест, стремящемуся познавать мир, любящему путешествовать.
 Искусственная среда, созданная человеком, содержит и объекты естественной
 природы: водоемы, каналы, холмы, горы, лесные массивы и цветущие долины -
 многообразие природы переносится людьми в города и села. Например, в городах,
 построенных в пустынях и окруженных бескрайними песками, есть и лесные массивы,
 и озера, и пруды, и каналы, и фонтаны, и зеленые газоны, и цветники ... Человек
 приложил громадные усилия, чтобы иметь возможность жить в гармонии и согласии с
 природой.
 Следовательно, для гармоничного развития человека требуется гармония окружения.
 Ведь в природе господствуют естественные законы стремления к совершенству и
 гармонии, в соответствии в которыми, каждое растение, каждое живое существо
 приспособилось к природе и способно к продолжению своего вида и рода.
 Пренебрежение этими законами приводит к вымиранию, исчезновению растений и
 животных, племен и народов. Не рассматривая причины исчезновения шумерской,
 месопотамской, ассиро-вавилонской, древнеегипетской культуры и цивилизации,
 культуры и цивилизации майя, инков и других индейских племен Американского
 континента, можно утверждать, что пренебрежение природными законами
 совершенствования и гармонии сыграло не последнюю роль в таком исходе.
 Современное естествознание, достигнувшее нового уровня проникновения в ход
 природных процессов, доказывает, что естественная эволюция природы выражается в
 постоянном движении от хаоса к порядку, затем опять к хаосу и опять к порядку
 более высокого уровня. А согласно коэволюционным теориям и человеческое общество
 движется к более высокому уровню культуры и цивилизации не с помощью
 революционных взрывов, а лишь эволюционным путем, с использованием уже названных
 нами законов постоянного совершенствования и гармонизации всех взаимодействий
 человека с природой.
 С точки зрения биологии гармонизацию и гармонию можно рассматривать как
 равновесие различных природных процессов, которые взаимно влияют друг на друга.
 Нарушение равновесия приводит к изменению условий, к которому не всегда могут
 приспособиться какие-то природные существа, что и приводит их к вымиранию.
 Разумеется, человек в отличие от животного и растения обладает и разумом, и
 волей, и способностью действовать в соответствии со своими целями. Но всегда ли
 эти цели соответствует требованиям природы, и что еще более важно, всегда ли
 человек игнорирует принцип "цель определяет средства? Не бывает ли он гоним
 стремлением достигнуть свои цели любыми средствами, даже во вред окружающим, а
 следовательно, и себе? Вот это осознание того, что он причиняет вред и себя,
 когда человек использует лишь низшие потребности и желания, движимые не опытом,
 знаниями, высшими (эстетическими) чувствами и разумом, а лишь жажда обладания.
 Возможно, человек никогда не научился бы чувствовать красоту мира, если бы в
 самой природе, частью которой он является, не было совершенства, гармонии и
 красоты. Да, археологические раскопки, о которых мы упоминали на первых наших
 занятиях, свидетельствует о том, что присутствует стремление к красоте. Но оно
 не получило бы развития, если бы в самом мире не было красоты: чувства, ум,
 способности человека пробуждаются под воздействием внешних сил, предметов и
 явлений, а затем уже начинают "работать" на человека, делая его субъектом
 природы, способным к созерцательной деятельности.
 Созерцание является основным средством создания богатства души. Если философия
 рассматривает созерцание как непосредственное отношение сознания к предмету или
 как целостное осознание предмета, то для эстетики созерцание - это высший вид
 деятельности души человека, находящегося в процессе саморазвития,
 самосовершенствования и самовоспитания. Деятельность - это не только
 преобразование окружающей среды, но и преобразование, совершенствование самого
 человека. Созерцание, как уже было сказано, нельзя рассматривать как
 бездеятельность.
 Соприкоснувшись с природой, человек избавляется от тяжелых дум, мрачных
 настроений, злых помыслов, наполняется неукротимым стремлением к прекрасному,
 общение с природой отнюдь не является пустым времяпрепровождением. Неплохо было
 бы поучиться нам у японцев, для которых созерцание растений, камней, цветов
 является поиском ответов на самые разные жизненные вопросы и способы подготовки
 к добродетельным, благородным и прекрасным действиям. Но на трудно понять их
 опыт общения с природой как трудно понять, например, как можно на небольшой
 площадке в несколько квадратных метров из 15 камней создать сад, являющейся
 своеобразной моделью Вселенной.
 Мы скорее склонны постигать тайну птичьих голосов, цветка, гриба, насекомого,
 древесной веточки и т.д. Но это тоже великая работа души по постижению
 совершенства мира и его гармонии, которая делает человека более гармоничной
 личностью, использовавшей все большее тяготение к добру и красоте.
 Вопросы
 1. Любите ли вы природу и чем она привлекает вас?
 2. Считаете ли вы себя природным существом?
 3. Зависите ли вы и ваши родители от природы?
 4. Наносите ли вы урон природе?
 Тема 10. Природа, сельская жизнь и человек
 Обсуждая общие вопросы постоянного взаимодействия человека с природой, мы
 игнорировали существенные различия отношения к природе со стороны сельского и
 городского жителя. Сейчас мы сосредоточим внимание на особенностях сельской
 жизни и, следовательно, на своеобразии взаимодействий с природой сельского
 жителя.
 Вся его трудовая и семейная жизнь связана с постоянным и систематическим
 взаимодействием с природой. И не только потому, что его дом, хозяйственные
 постройки, сад, огород составляют нерасторжимое целое, но и потому, что вся
 трудовая деятельность связана с природой, осуществляется природными средствами и
 связана с получением природного продукта. Сельский житель в отличие от
 городского никогда не порывает с природой. Он обуславливает свою жизнь в
 соответствии с природой, причем скорее на чувственно-рациональной, а не на
 чисто рациональной основе. Прежде чем принять какое-то решение и совершить
 какое-то действие, особенно связанное с обустройством жизни семьи, он на
 чувственном уровне прослеживает все "за" и "против", а потом действует - а не по
 расчету, в отличие от городского жителя, который обычно составляет план,
 рассчитывая не только средства, но и последовательность действий и т. п.
  На характер переживаний и особенности житейского опыта сельского жителя
 существеннейшее влияние оказывают особенности природы его края, потому, что этот
 край является его "малой родиной". А любовь к "малой родине"- обуславливает и
 отношение ко всей России. Константин Симонов писал, что в самые тяжелые и
 страшные минуты жизни, а еще чаще в самые светлые и счастливые минуты
 "... Ты вспоминаешь не страну большую,
 Какую ты изъездил и узнал,
 Ты вспоминаешь родину - такую,
 
 Какой ее ты в детстве увидал"
 Природа "малой родины" оказывает воздействие не только на душевный настрой и
 эмоциональное состояние человека, но и на весь образ его жизни. Российский
 мужик-строитель, а таковыми становились при необходимости практически все, кто
 заводил свое хозяйство, не только присматривался к чужому опыту, бывая в других
 деревнях, или регионах, но и наблюдал за природой в разные времена года,
 оценивал и запоминал все, что нравилось, замышлял что-то улучшить, приукрасить и
 только потом приступал к строительству. Возникали села и деревни, каждые из
 которых имели, "свое лицо", "свой облик". Недаром известнейший художник Игорь
 Грабарь назвал Россию "страной зодчих", в которой каждый мужик, часто не имевший
 никакого образования, издревле владел "всеми хитростями своего художества,
 срубая в правило (по линейке) не только прямоугольные стены и кровли своих
 зданий, но и обделывая лесной материал в кружало (по циркулю), как требовалось
 при устройстве всякого рода лодок и морских судов". Эти народные умельцы
 получили приглашения и из других стран, но в первую очередь их искусство
 предназначалось их односельчанам, повседневной жизни, поскольку российскому
 мужику мир всегда представлялся прекрасным. В сельском, а затем и в городском
 строительстве польза и красота рассматривались как единое целое, так же, как и в
 повседневной жизни человека. Это только в философской эстетике принцип
 незаинтересованности эстетического суждения стал ее краеугольным камнем.
 Русские зодчие- самоучки под красотой понимали не украшательство, которым
 нередко грешат современные горожане, получившие участки земли вдали от городов и
 строящие кто во что горазд, а, по словам крупнейшего знатока деревенского
 зодчества России А. В. Ополовникова, "тонкое, сердцем прочувствованное и разумом
 осмысленное соотнесение частей и целого, мудрую простоту форм и естественное
 изящество линии". Современный деревенский плотник имеет возможность учитывать
 опыт зодчих предшествующих поколении -еще сохранились срубленные ими, дома, а то
 и целые усадьбы, в которых все было продумано и прочувствовано. Хотя зачастую
 эти дома и усадьбы находятся в плачевном состоянии.
 Народное деревянное зодчество - это явление чисто российское, так же, как и
 художник, основным инструментом которого был и остается топор. Хотя в настоящее
 время и существует множество новейших инструментов для обработки дерева,
 истинный мастер-плотник предпочитает работать топором. Сейчас, когда так
 называемые новые русские строят коттеджи и виллы вблизи старинных российских сел
 и деревень, особенно заметен контраст между строгой, органически связанной с
 природой старой деревянной и зачастую эклектической, "вилло-коттеджной"
 архитектурой. Дело даже не в наличии этого контраста, а в том, что новые виллы и
 коттеджи существуют отдельно от природы, противореча традиционным представлением
 о нерушимости связи деревенской жизни с природой. Не потому ли так часто будущие
 хозяева этих полезных, а потому зачастую уродливых построек бывают безжалостны
 по отношению к природе, круша все на своем пути.
 С философской точки зрения это можно объяснить тем, что сельский житель,
 обустраивая свою жизнь строго следует традиции, не обходя вниманием и
 современные веяния зодчества, а городской строитель в основном учитывает новые
 веяния, а не традиции, которые нередко и не знает.
 Изба же российского крестьянина - это его мир, где каждая вещь не только
 выполняет определенную роль, но имеет свой образ и символическое значение.
 Потому-то в современных деревенских домах Красным считается восточный угол
 комнаты (поскольку солнце всходит на востоке), можно увидеть голубой потолок -
 небесный свод, матицы, разрисованные звездочками - Млечный путь. А рисунки на
 печах, ларях, наличниках окон, карнизах и пр. имеют определенное значение.
 Девичьи светелки были особыми произведениями народного искусства,
 совершенствованием которых занималось не одно поколение российских крестьянок.
 Дома и их обстановка составляли столь органичное целое, что и ныне приходится
 удивляться чувству гармонии наших предков, полному соответствию каждой части
 огромного строения своему назначению. Недаром А. В. Ополовников писал: "Каждое
 сооружение - своего рода поэма. Богатырские срубы стен под стать любой крепости.
 Не таковы ли величавые, торжественные ритмы былин? А затейливые украшения
 приветливых фасадов - как мелодии деревенских хороводов". Слободные дома, да и
 целые деревни, составленные из таких домов, можно увидеть в Карелии,
 Архангельской, Вологодской, Пермской, Томской, Владимирской, Рязанской
 областях, Шатурском районе Московской области и др.
 Самое поразительное в эстетике деревянного зодчества - это изумительное чувство
 текстуры материала и истинно эстетическое умение пользоваться выразительными
 световыми особенностями дерева. Ель, сосна, лиственница и береза в русском
 деревянном зодчестве использовались для создания свето-теневых образов -
 вертикальные и горизонтальные линии на срезах этих деревьев образуют такие
 узоры, что у чувствующего красоту человека кружится голова. Осиновый лемех,
 шедший на покрытие куполов церквей и крыш домов, со временем приобретая серый
 цвет и способность отражать солнечные лучи. Текстура лиственницы или сосны, из
 которых изготовлялись перегородки между комнатами, создает простор для фантазии.
 Испокон века главным делом деревенских жителей было возделывание земли. С
 появлением в частной собственности на землю, можно ожидать обильных урожаев при
 условии бережного отношения к земле, наличия соответствующих
 сельскохозяйственных машин и отсутствия препятствий к занятию земледельчеством.
 Умелый и рачительный хозяин знает не только свое дело, но и бесчисленные
 народные приметы - итоги многолетних наблюдении за природными процессами,на
 основании которых может принимать решения о своевременности определенного этапа
 обработки земли. Сельский труд сродни художественному, хотя иногда кажется не
 слишком привлекательным, как впрочем, кажется иногда непривлекательным и труд
 художника, вынужденного отрабатывать множество черновых вариантов. Но ведь
 настоящего художника, как и .коллективизм, неустанно пропагандируемый и
 насаждаемый в советские времена, уничтожил стремление сельских жителей к
 возделыванию земли, которая стала общей, а стало быть, ничьей.
 В 50-60-е гг. в колхозах и совхозах стали создаваться комплексные полеводческие
 или животноводческие бригады, стремящиеся самостоятельно выполнить все операции,
 связанные с сельскохозяйственным производством и нести за них ответственность, -
 прообразы современных фермерских хозяйств. Сколько светлых порывов и замыслов
 было загублено по причине беспросветной глупости властей, диктовавших
 земледельцу задания, никак не учитывающие ни состояние, ни возможности земли,
 которым было абсолютно чужды и безразличны нужды и заботы тружеников села!
 Трудолюбие и достоинство всегда расценивались на селе как высокие и прекрасные
 качества человека, возделывающего землю. Все положительные качества сельских
 жителей связаны с природой, и варварское отношение к ней, наблюдающееся сегодня
 со стороны многих жителей села объясняется тем, что Советская власть,
 руководствовавшаяся несбыточными коммунистическими иллюзиями, отучила их
 трудиться на земле, получая от этого удовольствие. Да и горожане с их неуемной
 страстью взять у все природы, что она еще может дать, показывают селянам дурной
 пример. Нашествия горожан на природу приняли столь угрожающие размеры, что
 жители деревень, расположенных вблизи городов, иногда вынуждены объединяться для
 противостояния варварству. После вылазок горожан на природу зачастую впору
 организовывать санитарную очистку водных и лесных массивов. Недаром во многих
 заповедных местах запрещен индивидуальный туризм - слишком велика плата природы
 за общение с людьми.
 Рекомендации для учителей
 Ребятам было бы неплохо составить четкое представление о своеобразии
 естественной гармонии взаимодействий сельских жителей с природой. Было
 замечательно, если бы ребята отправились в непродолжительный поход и в любой
 близлежащей деревне внимательно рассмотрели сельские дома, подворья,
 хозяйственные постройки с точки зрения их архитектуры.
 Вопросы
 1. Привлекательна ли для вас сельская жизнь?
 2. Любите ли вы землю и умеете ли работать на ней?

<< Пред.           стр. 12 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу