<< Пред.           стр. 11 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 восприятие весьма субъективно и зависит от индивидуальных представлений человека
 о красоте. Поскольку же процесс эстетического развития молодого поколения всегда
 протекает в определенной культурно-эстетической атмосфере и осуществляется под
 прямым или косвенным руководством или воздействием взрослых, то в эстетических
 чувствах и особенно вкусах молодых людей обязательно наличествуют устойчивые,
 константные элементы, связывающие поколения. Это же прослеживается и в
 деятельности художников-модельеров, разработчиков предметов одежды и обуви,
 мебели и бытовой техники, приборов и посуды, предметов украшения, причесок и
 т.д. Более того, периодическое обращение моды к прошлому, свидетельствует о том,
 что модельеры стремятся участвовать национальные традиции.
 Однако в моде немного и преходящего, обусловленного желанием человека выделиться
 из его окружения, подчеркнуть свое отличие. "Мини", "миди" и "макси",
 каблуки-"шпильки" высотой до 15 см, или, наоборот, толстенные "платформы" и т.д.
 - все это преходяще веяния моды, которые естественны и закономерны, поскольку
 желание каждого поколения внешне отделиться от старших поколений неистребимо.
 Взаимодействие преходящего и постоянного в моде - вполне закономерное явление.
 Ненормально, когда доминирует либо только преходящее, либо только постоянное.
 Даже в народном традиционном костюме учитываются веяния времени и моды: слегка
 изменился рисунок, подправлен орнамент, появилась новая деталь одежды и т.д.
 Важное значение для каждого человека имеет соотношения "мода и Я", "мода и
 Другой". Здесь настолько тесно переплетены проблемы нравственной и эстетической
 жизни каждой личности, что рассматривать их можно только вместе. Современные
 средства массовой информации, особенно телевидение, постоянно предоставляют
 обилие жизненно важной информации о человеке, его повседневной жизни, желаниях,
 стремлениях, идеалах. Под влиянием этой информации происходит изменение ощущений
 человека я и развитие его чувств и вкусов, что, безусловно, способствует
 осознанию им его зависимости не только от родных и друзей, но и от состояния
 всего человечества.
 Естественная заинтересованность направлениями моды, в том числе и в
 социально-культурном смысле, где мода тоже играет большую роль, способствует
 пробуждению внимания к самому себе, к формированию себя как личности, а этот
 процесс предусматривает ответы на все вопросы: Чего я хочу и почему хочу именно
 этого? Что я могу, а в чем мне нужна помощь взрослых? Что зависит от меня, а что
 от меня не зависит? Зависит ли мое отношение к людям только от них или в большей
 степени от меня?
 Любой из этих вопросов приводит человека в дискомфортное состояние, будоражит
 его чувства и ум, возможно, вырабатывает решимость предпринять какие-то
 действия, т.е. постепенно вырабатывает волю. А пробудившееся желание получать
 удовольствия от красивой одежды, обуви, украшений и удовлетворение от
 восхищенных взглядов окружающих людей заставляют человека следить за собой,
 чтобы постоянно нравиться людям, т.е. стремиться к совершенству - и не только
 физическому, но и нравственному.
 Привычки человека, предпочтения, которые он отдает определенному виду или цвету
 одежды, его жизненные принципы, свидетельствуют о степени его уважения к людям,
 деловых качествах.
 Так возникает проблема Другого - любого настоящего или будущего собеседника.
 Неважно, мимолетное знакомство или крепкие дружеские узы. Встреча с Другим, -
 это встреча двух Миров, которым есть чем обменяться друг с другом, чем обогатить
 друг друга. Самое главное - это возможность раскрыть друг другу свою
 неповторимость, свою душу.
 Мода, свойственная людям определенной национальности, может о многом поведать
 представителям других культур, поскольку определяет стиль жизни и поведения
 человека, его внешний облик, отражает национальную культуру и т. п. Человек,
 который сможет воспринимать культуру Другого обогатит себя и чувственно, и
 умственно.
 Рекомендации для учителей
 На соотношении "Мода и Другой" рекомендуем обратить особое внимание, предложив
 ребятам вспомнить свои взаимоотношения с приятелями. Это будет своеобразной
 подготовкой к последующим занятиям.
 Кроме того, можно предложить ребятам рассказать о реакции их близких и о
 собственной реакции на направления моды. Важно, чтобы они смогли определить что
 является преходящим и постоянным в моде.
 Вопросы
 1. Что вы понимаете под словом "мода"?
 2. Как мода соотносится с эстетическим вкусом?
 3. Как вы понимаете соотношения мода и "Я", мода и "Другой"?
 Тема 7. Эстетика поведения. Единство нравственного и эстетического в поведении
 Если рассматривать поведение как взаимодействие человека с окружающей средой, то
 изучение этой темы в разделе "Эстетика быта" вполне оправданно, поскольку в
 основном в быту начинают вырабатываться нормы и навыки, привычки поведения,
 происходят основные жизненные процессы. Домашняя среда, домашний быт оказывает
 воздействие и на нормы, привычки, выработанные в другой среде.
 В отличие от двух живых существ человек вынужден постоянно взаимодействовать не
 только с естественной, природной, но и социальной средой, которая неизмеримо
 разнообразнее, и в которой человек зависит от окружающих его людей, вещей,
 предметов, объектов, составляющих любую ситуацию поведения, поэтому в отличие от
 животных, поведение которых обусловлено врожденными инстинктами, помогающими им
 приспособиться к природной среде, поведение человека обусловлено постоянно
 изменяющимися эмоциями, вкусами, привычками. Поведение человека демонстрирует
 богатство его чувств, неосознанные привычки и нормы, выработанные под влиянием
 определенного сообщества людей (семьей, учебным или трудовым коллективом и т.
 д.). Эти выработанные нормы и привычки - накопленный человечеством опыт
 приспособления к природной и социальной среде, - передающийся от поколения к
 поколению в виде традиций, обрядов, обычаев и т.д.
 Привычки и нормы поведения индивидов, объединяющихся в определенные социальные
 общности, обязательно дополняются этническими, национальными,
 социально-групповыми и расовыми особенностями, сложившимися в глубокой древности
 под воздействием природно-климатических условий существования различных племен и
 родов.
 Может быть, этим и определяется сложность рассмотрения проблемы поведения
 человека в эстетике. Философия рассматривает поведение просто как присущее всем
 живым существам взаимодействие с окружающей средой. Правила этики требуют чтобы
 поведение человека соответствовало выработанным нормам и моральным принципам. А
 эстетика рассматривает все невероятное многообразие жизненных ситуаций и
 способность человека приспособиться к ним с точки зрения ценности поведения
 индивида или группы людей, их представлений о добре, чести, достоинстве,
 благородстве, совершенстве, гармонии и красоте и т. п. и подразумевает
 удовлетворение человека от взаимодействия с окружающей средой, достижение
 эмоциональной комфортности обеими взаимодействующими сторонами, если речь идет о
 людях - субъектах взаимодействия.
 Мораль, определяя нравственное поведение личности, руководствуется
 преимущественно разумом, а эстетика поведения - в основном, чувствами, поскольку
 эстетическое чувство сочетает и эмоциональное и интеллектуальное начало, причем
 интеллектуальное начало находится как бы на уровень подсознания, естественно и
 спонтанно воздействуя на эмоции. Это индивидуальное чувство, придающее
 взаимодействию каждого человека природой, людьми, культурой личностный характер.
 Однако присутствие лишь разумного и интеллектуального начала, способствовать
 эстетическому взаимодействию человека с миром, поскольку, положительно
 воздействуя на поведение человека, оставляет его холодным и равнодушным в
 возможным взаимодействиям с окружающим миром, обуславливает его расчетливость и
 прагматичность - качества которые препятствуют возникновению дружеских
 отношений, доверчивости, открытости и симпатии между людьми. Поведение человека,
 лишенное этих качеств не может быть названо эстетическим.
 Конечно, поведение человека не должно всегда быть эмоциональным - иногда
 требуется и холодный расчет, и соблюдение жестких правил, и учет интересов
 каждого взаимодействующего лица и т. д. Но и в этих случаях во взаимоотношениях
 между людьми могут и должны присутствовать - сердечность, откровенность и
 душевная предрасположенность, тем более это бытовые взаимоотношения. Следует
 признать, что отношения между работниками сферы обслуживания и их клиентами
 (особенно в государственных учреждения) находятся еще на уровне доисторического
 развития. Изменить "Российский сервис", который давно стал притчей во языцех, -
 значит решить вопрос о нравственном поведении работников сферы обслуживания.
 Естественно, неурядицы жизни всегда сказываются на поведении людей, в том числе
 и домашнем быту: издерганность, эмоциональная неуравновешенность,
 раздражительность, озлобленность - их естественная реакция. Внимательное
 отношение членов семьи друг к другу может разрядить любую напряженную ситуацию и
 снять стрессы. Невозможно перечислить все средства и способы эмоционального
 воздействия: шутка, ироническое замечание, теплое сочувствие и т.д. Эстетически
 развитый человек на сознательном и интуитивном уровне мгновенно выбирает манеру
 поведения, которая соответствует конкретной ситуации и особенностям его
 собеседника.
 Эти своеобразные эмоциональные и интеллектуальные установки на формы поведения в
 различных ситуациях человек постепенно вырабатывает. С точки зрения современной
 психологии установка - это психологический самонастрой на будущие ситуации, к
 которым готовится человек. Настрой может быть деловым, чувственно-эмоциональным,
 интеллектуальным, серьезным или легкомысленным, и определяет соответствующее
 поведение человека. Самонастрой определяется не только темпераментом,
 характером, чувствами, интеллектом и волей личности, но и знанием своих
 возможностей, а также способностью быстро и безболезненно приспосабливаться к
 поведенческой ситуации, которая определяется обеими сторонами взаимодействия.
 Психологические установки личности связаны и с установками на результаты
 поведения - в основном всегда оптимистическими, а возможно, возвышенными т.е.
 эстетическими по своей сути.
 Поведение, т.е. поступок или действие человека по отношению к среде, в которой
 он оказывается, к людям, которые составляют часть этой среды, психологически
 всегда означает активность личности, ее способность совершенствовать,
 гармонизировать среду, получать нравственное удовлетворение от этого.
 Внутренняя установка на эстетическое по сути своей поведение и получение
 удовлетворения от него нередко становятся стимулом, определяющим именно такое
 поведение, а следовательно, и воздействие на окружающую среду.
 Имея такую установку, любой человек может сделать жизнь своей семьи легкой и
 радостной, облегчая решение всех вопросов, проблем, неурядиц и недоразумений.
 Вспомните, как меняется всеобщее настроение, если в компании, появляется
 веселый, жизнерадостный человек, который к каждому может найти индивидуальный
 подход и сформировать оптимистическое отношение к происходящему в мире.
 В истории развития человечества вырабатываемые теми или иными социальными
 общностями нормы поведения, естественно превращавшиеся в обычай (обычное
 поведение), одновременно оценивались не только с моральной, т.е. этической, но и
 с эстетической точки зрения. Поэтому этическое и эстетическое в поведении людей
 всегда составляли нерасторжимое единство, а человек, воплощавший в своем
 поведении это единство, становился не только моральной, но и эстетически
 развитой личностью. Это делает понятной извечную проблему единства добра и
 красоты, которые на разных этапах истории приобретали различные, но всегда
 прекрасные формы, закрепляющиеся как нравственные нормы. Например, Библия
 закрепила эти нормы в виде 10 заповедей, которые предписывалось соблюдать
 каждому христианину, желающему заслужить расположение Бога. Представления многих
 мыслителей о единстве добра и красоты в самом общем виде можно выразить
 следующим образом: "Не делай людям того, чего не сделал бы себе"; "Поступай так,
 как хотел бы, чтобы так поступали с тобой" и др. Важно отметить, что во всех
 этических учениях поступки и мотивы деятельности человека рассматривались
 одновременно и как этические, и как эстетические, т.е. не только как добрые или
 злые, но и как прекрасные или безобразные. Понятно, что добро всегда соотносится
 с такими эстетическими понятиями, как прекрасное, гармоничное, совершенное,
 возвышенное, изящное, изумительное и т. д., а зло-- с безобразным, низменным,
 ужасным, отвратительным,
 Иначе говоря, у всех народов постепенно складывалось представление о том, что
 высоконравственное поведение характеризует человека и как существо возвышенное,
 благородное, прекрасное. Героический поступок нельзя, да и невозможно оценивать
 только с моральной точки зрения, не давая одновременно и эстетической оценки,
 поскольку он характеризует человека как совершенную в морально-эстетическом
 отношении личность. Некоторые люди и любят рассуждать о красоте, подчеркивая ее
 ценность, совершая при этом, однако, неблаговидные поступки, - этим людям
 внутренне не присущи этическое и эстетическое, т.е. мораль и красота ; правила и
 нормы поведения не стали внутренними регуляторами их взаимоотношений с миром,
 особенно с людьми.
 Это расхождение между внутренним и внешним очевидно для окружающих, которым
 ясно, что человек, демонстрируя хорошие манеры, не испытывает никаких
 эстетических эмоций, чувств, не переживает сам и не сопереживает другим.
 Эстетическое определяет этическое, делает человека открытым для других.
 В повседневном общении иногда человек попадает в сложную ситуацию слепо следуя
 моде, не соотнося ее со своими особенностями. Руководствуясь самыми лучшими
 побуждениями он готовится к деловой встрече, однако беседа не клеится, несмотря
 на проявление внимания и сердечности. А дело в том, что собеседник шокирован
 экстравагантностью человека, следующего вроде бы последней моде. Короче говоря,
 эстетика поведения - явление привередливое: если она присуща человеку - это
 легко обнаружится если не присуща - то всегда будет ясна ее искусственность.
 Рекомендации для учителей
 Возможно, ребята расскажут о некоторых случаях из своей жизни, своих
 наблюдениях, и подтверждающих или противоречащих представлениям об эстетике
 поведения.
 Ребятам следует получить представление о поведении, мотивах, моральных нормах,
 обычаях, единстве в поведении этических (моральных) и эстетических начал,
 эстетических оценках поведения и поступков человека как регуляторах внутреннего
 состояния человека в его повседневном поведении. Особое внимание надо уделить
 эмоциональным и рациональным установкам относительно поведения и их
 благотворному воздействию на человека.
 Вопросы
 1. Испытываете ли вы удовольствие, делая приятное для людей?
 2. Бывает ли вам стыдно за некрасивые поступки?
 3. Кого обычно люди ставят другим в пример? И за что? Почему?
 Тема 8. Эстетика общения
 
 Повседневную жизнь людей невозможно представить без их постоянного общения.
 Современные словари определяют общение как взаимодействие субъектов, в процессе
 которого они не только обмениваются информацией, опытом, знаниями, умениями и
 навыками, чувственным и духовным богатством, но и формируют духовный мир друг
 друга. Общение детей с родителями, со взрослыми, да и друг с другом - это
 творческий процесс. Начиная познавать все лучшее, что накоплено человечеством,
 они естественно погружаются в мир культуры. Философия и психология в основном
 акцентируют внимание на том, что в общении взаимодействуют субъекты
 деятельности, определяющие общие цели, разрабатывающие способы, методы, орудия,
 организующие процессы производства, обменивающиеся опытом и результатами
 деятельности. Этика и эстетика больше внимания уделяют тому, что в процессе
 взаимодействия люди, воздействуя друг на друга, способствуют раскрытию природы
 человека, т.е. его способностей, потребностей, чувственных и интеллектуальных
 проявлений и возможностей. Конечно, бытовое общение невозможно без обмена
 материальными результатами деятельности человека, однако здесь не менее важен и
 необходим обмен социальным опытом, опытом психического развития человека и
 результатами духовной деятельности - идеями, ценностями, идеалами, чувствами и
 настроениями, знаниями и способностями мышления, желаниями и стремлениями.
 Семья оценивается прежде всего по тому, какие отношения устанавливаются в ней
 между ее членами, какие настроения, надежды, желания, идеалы и стремления
 присущи детям, готовящимся ко взрослой самостоятельной жизни, т.е. каким
 внутренним богатством наделяет их общение с членами и друзьями семьи.
 Мы уже говорили, что каждый человек - это целый мир и каждый субъект общения с
 ним может обнаружить в нем собственного мира, и, возможно, испытывает желание
 изменить свой Мир, дополнить его тем, что понравилось в мире другого. Это для
 очень важно с точки зрения эстетики. Самое поразительное, что влияние мира
 другого человека на мир людей, общающихся с ним, происходит на подсознательном
 уровне, т.е. независимо от желания людей. Если в процессе общения с другим
 человеком всем понравятся его доброта, благородство и другие положительные
 качества, значит, и в вашем мире, появятся эти качества.
 Такое благотворное взаимодействие людей возможно лишь при доверительном общении,
 в процессе которого человек раскрывает свою душу, все богатство своего
 внутреннего мира. Но существует и формальное общение, про котором человек
 вынужден соблюдать определенные правила, не переходя грань дозволенного и
 недозволенного, в которых нередко невозможно разобраться. Формальное общение,
 увы, может наблюдаться и в семье, если ее раздирают постоянные противоречия,
 распри, неурядицы, если между членами семьи отсутствуют взаимоуважение и
 взаимопонимание. Юному поколению свойственны естественные и закономерные
 потребности и желания, которые иногда не понятны их родителям или которые
 нередко не возможно удовлетворить в силу объективных причин таких ситуациях
 могут "замкнуться в себе", и добиться доверительного общения, сколь бы ни
 стремились к этому та или иная сторона, будет очень трудно. Может быть, так
 начинается процесс формирования нелюдимых, скрытых, всецело погруженных в себя
 личностей? У подобных детей почти невозможно раскрыть природные задатки и
 сформировать на их основе творческие способности, поскольку творческое отношение
 к жизни подразумевает открытость миру и людям.
 Существует много способов установления доверительного общения. Прежде всего это
 эмоциональная отзывчивость на красоту души другого человека, на его благородные
 стремления и желания, добродетельные дела и поступки. Если в делах и поступках
 человека проявляются его доброта, благожелательность, к нему непременно
 возникнет интерес, а потом симпатия, которая рождает теплоту отношений,
 подталкивает к открытости и потом желанию поделиться с человеком радостями и
 горестями, достижениями и ошибками.
 При этом совпадение или близость характеров не является обязательным условием.
 Иногда доверительное общение возникает и между людьми противоположных
 характеров, которые как бы дополняют друг друга. Главное в этом общении -
 интерес друг к другу, теплота отношений и душевная открытость, а значит и
 постоянное взаимообогащение чувствами, роскошь человеческого общения - не
 делового, формального, а общения, основанного на внутреннем влечении, не так
 уж часто выпадает на долю каждого человека.
 Чем прочнее узы симпатии, дружбы и любви, тем интенсивнее взаимообмен лучшими
 качествами, присущими общающимся. Впрочем, иногда происходит взаимообмен и
 отрицательными качествами - особенно это свойственно ребятам в подростковом
 возрасте, которые, демонстрируя грубость, которая зачастую маскирует их робость,
 стремятся самоутвердиться, "быть таким, как все", не осознавая, что лучший
 способ самоутверждения - это стремление к самосовершенствованию. Из столкновения
 грубости с грубостью никогда не высечь искру доброты. Взаимное пресечение
 грубости всегда лучше, чем взаимное ее разжигание. Демонстрируя грубость человек
 не преодолевает робость и не вызывает интерес к себе. Спешите , ребята, делать
 добро - ведь, к сожалению, жизнь человеческая не бесконечна, и ваши близкие
 могут не успеть почувствовать вашу заботу и любовь, тем более если вы тщательно
 скрываете эти чувства, считая их ненужной сентиментальностью.
 В процессе доверительного и заинтересованного общения обогащается язык,
 оттачивается владение символами, метафорами, сравнениями и т.д., наиболее часто
 употребляющимися при обмене мнениями о произведениях искусства и литературы, что
 имеет существенное значение для формирования эстетического отношения к жизни.
 Вопросы
 1. Что такое "общение" и какова его роль в вашей жизни?
 2. С кем вы чаще всего общаетесь и почему?
 3. Приносит ли вам радость общение с одноклассниками?
 Раздел III. Эстетика природы
 Тема 9. Природа как реальность и как эстетический предмет культурного опыта
 человечества
 Являемся ли мы природными существами или главное в нас социальное или
 общественное начало?
 Природа - это совокупность естественных условий существования человека и часть
 среды его обитания (другую часть среды своего обитания - быт - человек создает
 сам - об этом мы говорили в разделе "Эстетика быта").

<< Пред.           стр. 11 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу