<< Пред. стр. 10 (из 41) След. >>
считаться, надо установить их значимость и возможные последствия, в случае ихреализации.
Да и жизнь все время рождает новые проблемы: меняемся мы, растут дети,
происходят грандиозные изменения в стране и во всем мире, появляются новые
предметы, совершенствующие наш быт, обогащающие наши потребности и возможности
их удовлетворения, открывающие новые формы общения с миром... Разве не может
оказать влияние на чувственное и умственное развитие тот факт, что ныне
практически каждый получил права и возможности посетить любой уголок земного
шара? Теперь можно не только прочесть о каких-либо достопримечательностях, но и
увидеть их воочию, познакомиться с культурой других народов, другими укладами
жизни. Надо осознать, и что движение от чувств к мысли, от мысли к действию - не
однонаправленно, многообразно, и, приложив усилия, добиться результата и затем
прочувствовать его.
В этих ситуациях на первый план выступает волевая сторона быта. Даже ощущая все
богатство и разнообразие быта, в том числе и эстетическое, постигая многое из
этого богатства и разнообразия, о многом мечтая, ко многому стремясь, ничего
нельзя получить при отсутствии воли при выборе цели по ценностным критериям и
усилий для ее достижения. Воля - одна из важнейших характеристик человека,
поскольку чувственные устремления и умственные достижения она переводит в
действие, воплощающее в жизнь мечты, надежды и стремления. Воля так органично
связана с нравственностью личности, что чувственное желание и умственное усилие
и решение не принимаются к исполнению, если выбранные цель и пути ее достижения
не соответствуют нравственным принципам личности. Если же выбрана ценностно
значимая, добродетельная цель, "хочу" и "могу" личности подчиняются понятию
"надо". В этом случае воля подчиняет себе слабости личности, предупреждает ее
нерасчетливые действия. Воле личности противостоят сомнения, леность,
нерешительность - многие люди формулируют идеальные цели (вспомните хотя бы
Обломова из романа И. А. Гончарова "Обломов"), но воплотить их в жизнь не могут
именно из-за отсутствия воли. Существует масса и таких примеров, когда воля
отдельной личности и даже целых народов сталкивается с волей властного режима,
который лишает человека возможности чувственного, умственного и волевого
развития и действия не только в производственной и общественной деятельности, но
и в быту.
Результатом этого являются убогий, нищенский быт, приземленные интересы и
несбыточные, утопические идеалы, что было свойством советским людям, в течение
многих лет живших в условиях тоталитарного режима, унижающего человеческое
достоинство. Но история человечества не раз доказывала, что воля и решимость
целеустремленных людей, объединенных идеей свободы и демократии, сметала в конце
концов все преграды и выводила на путь эволюционного творческого развития. Ваши,
ребята, дедушки и бабушки могут рассказать вам о том, что воля и труд человека
действительно творят дивные дела, но и мерзостей творят немало, если воля,
выбравшая недостойные цели и средства, направляет людей на действия,
противоречащие человеческим принципам и нормам.
Быт требует от человека проявления разнообразных чувственных, умственных и
волевых усилий, способностей и возможностей. Ведь человек, как правило,
обустраивает свой быт, создавая такую среду обитания, которая соответствует его
характеру, склонностям, вкусу и потребностям. Многообразие человеческих
характеров, темпераментов, склонностей, вкусов, стремлений и желаний
обуславливает многообразие быта. Предметы, составляющие бытовую обстановку, не
столь уж многочисленны, однако их компоновка, утилитарная предназначенность,
освещенность и цветовое сочетание могут быть столь же многообразны, сколь
многообразны вкусы хозяев. Среда обитания человека деятельного, активного и
человека, склонного к созерцанию, погруженного более в самого себя, чем во
внешний мир, различна, даже если включает в себя одни и те же предметы мебели, -
в ней можно найти множество вещей, которые присущи только данному человеку,
соответствуют только его потребностям и интересам, в то время как другим людям
они кажутся безделушками. Иногда представляется, что человек весь погружен в
мелочи, если судить по окружающим его вещам. Но ведь это разнообразие вещей
может свидетельствовать о многообразии его интересов и потребностей, а не только
о страсти к накопительству. Человек созерцательного типа может, например,
повесить в своей комнате простенький пейзаж или натюрморт и посредством их
осмысливать и мир и, главное, самого себя - другому же для этой цели требуется
множество вещей и вещичек. Ведь созерцание и настраивает человека на то, что
Плотин и философия дзэн-буддизма называют художественным построением жизни, -
личность настраивается на ту жизнь, которая кажется ей достойной человека, и
представление о которой всегда присутствует в его чувствованиях, мыслях,
надеждах, желаниях и стремлениях. Потому созерцание, в которое погружается
человек в домашней обстановке, во время прогулок, в концертном зале, картинной
галерее, театре и т.д. нельзя рассматривать как бездеятельность, пустую трату
времени. Это внутренняя деятельность человека, занимаясь которой он творит себя
по тому образу и подобию, которые сложилось в его чувствах и сознании в виде
идеалов, а может быть, и в виде божественного творческого начала, заключенного в
нем самом, но еще не осознанного им.
Активный в силу своего характера и темперамента человек стремится немедленно от
созерцания к осуществлению прочувствованного и осмысленного. Он начинает
составлять планы и искать средства и способы воплощения их в жизнь. Испытывая
нетерпение, он часто при первой же неудаче бросает начатое дело и устремляется к
другому. Его цель - создать красоту вне себя, в своем окружении, тогда как
созерцатель творит красоту в себе. Между этими крайними позициями существует
множество вариантов. Чем больше у человека свободного времени, тем больше у него
возможностей для создания красоты в себе и для себя, в себе и для людей, и т. д.
К сожалению, множество людей в России, не проявляя внутреннюю, ни внешнюю
творческую активность, просто существуют, покорно плывя по течению жизни,
бездействуя и, как правило, ведя духовно разрушительную жизнь. Все в этих людях
подчинено одной неглубокой страсти - стяжательству, алкоголизму, наркотикам,
поискам острых ощущений и т.д. Неосознанно они тоже создают свой эстетический
мир, оцениваемый, однако, с позиций не прекрасного, а безобразного. Их жизнь
способствует не совершенству, а хаосу.
Ребята, попробуйте оценить домашний быт и быт школы с учебной информации,
полученной вами в ходе занятий. Отдельно оцените себя как участников бытовой
сферы, стараясь быть как можно более объективными.
Вопросы
1. Каково значение термина "Быт"?
2. Каково ваше отношение к домашнему и школьному "быту"?
3. Что такое, по вашему мнению, эстетика "быта"?
Тема 5. Эстетика семейной жизни
Вам, ребята, конечно, известно, что семья - это малая социальная группа, члена
которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью, это
отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на любви и
обеспечивающие продолжение человеческого рода и передачу накопленного жизненного
опыта от поколения к поколению. Как социальная ячейка общества семья возникла в
древнейшие времена, о чем свидетельствуют раскопки древних поселений людей и
древние памятники культуры.
Как мы уже говорили, красота в доме, постоянное совершенствование быта
способствует эстетическому воспитанию детей. Родители создают эстетизированный
быт для ребенка, окружая его яркими предметами, игрушками, создавая особый,
обязательно ритмичный звуковой фон, когда ребенок бодрствует. Еще одно средство,
способствующее эстетическому воспитанию детей, - "беседы" родителей с ребенком
начиная с первых минут его жизни, формирующие его будущую речь и многие
положительные качества. Желательно, чтобы в первые годы жизни ребенка женщина
была освобождена других забот, уделяя как можно больше внимания своему ребенку.
В этом исключительно важна роль ребенка освобождающего жену от всяких житейских
дел. (Однако, к сожалению, таких мужчин не так уж много.)
Ничто в раннем детстве не проходит мимо внимания ребенка - все оседает в
глубинах его души, всплывая позже в его сознании. Родители, передавая ребенку
большой запас слов, способствуют его словотворчеству, а возможно, и развитию его
поэтического таланта (все дети без исключения поэтически одарены). Мы часто либо
глухи к слову, либо слишком озабочены решением житейских проблем, чтобы
полностью сосредоточиться на ребенке. А между тем ответственность семьи
заключается прежде всего в передаче всего языкового богатства от старших
поколений младшим, от родителей - детям.
Язык отражает уровень культурного и эстетического развития личности, он является
средством общения, которое, Антуан де Сент-Экзюпери считал самым значительным из
всех духовных богатств. Язык раскрывает духовное богатство человека - его
природные задатки, дарования, таланты. А для семьи нет более ответственной и
благородной задачи, чем выявление, раскрытие природных творческих задатков
ребенка, чтобы вырастить из него человека - творца.
В постоянном общении родителей с ребенком и выявляется его природные задатки,
прежде всего способность к словотворчеству, закрепляющаяся в различных играх с
предметами, игрушками, его умением фантазировать перевоплощаться в домашних
животных, а также животных, которых может увидеть в зоопарке, на прогулке в
лесу, о которых узнает из рисунков, сказок, мультфильмов и т.д.
Грандиозную эстетико-воспитательную функцию выполняют в семье и разговоры
родителей на различные темы, а также их общение между собой, т.е. проявляемые
друг к нежность, уважение, восхищение. Все западает в душу ребенка и рано или
поздно отзывается ответным чувством, поступком. Родители несут двойную
ответственность: во-первых, перед обществом за будущее своего ребенка, который
должен стать здоровым и счастливым, благородным и творчески активным человеком;
во-вторых, перед самим ребенком, способствуя максимальному раскрытию его
творчески-созидательных сил и способностей, благородства и красоты его души, его
жизненных стремлений, надежд, желаний и идеалов. Далеко не всем родителям это
удается, но это не является аргументом для отрицания роли семьи в жизни каждого
человека. Никто не является рабом судьбы - этим зачастую люди оправдывают свои
неблаговидные поступки и действия, неудачи, промахи в жизни. Необъяснимость
многого в самом человеке, невозможность постичь стечение обстоятельств, незнание
многих процессов в природе и жизни породили представление о судьбе, о фатальной
предопределенности тех или иных событий. Эта вера в рок, судьбу расслабляет
некоторых людей, лишает их воли к жизни, заставляет ждать своего "звездного"
часа, а у других вызывает решимость самим распоряжаться своей судьбой и, призвав
на помощь свои чувства и разум, изменить свою жизнь к лучшему. По сути, это
вторая категория людей, незнакомая с философией Платона и дзэн-буддизмом,
моделируют свою жизнь в соответствии со всеми художественными принципами,
требованиями, законами и представлениями. Именно они во все времена добивались
полной реализации собственных творческих сил и способностей. Люди, обладающие
высокими творческими способностями, сосредоточивали усилия на любимом деле,
своем призвании, ведя предельно простой образ жизни. Они стали примером высокой
требовательности к себе и своему предназначению. Известно, что Микеланджело,
рано осознав свой великий дар ваятеля и живописца, не считал возможным тратить
силы на что-либо другое, в том числе и на создание семьи. До конца своих дней он
не выпускал из рук резца, кисти и пера: ваял, рисовал, проектировал и слагал
стихи.
Разумеется, чтобы человек ради своего предназначения не должен отрекаться от
радостей жизни (а в том, что семейная жизнь и воспроизводство рода человеческого
связаны с богатейшей сферой чувственной, разумной и волевой жизни, ни у кого нет
сомнений), - он должен лишь помнить о том, что его природные задатки и дарования
предназначены для благородных, добротворческих дел, что он несет ответственность
за раскрытие и реализацию своих дарований, чтобы остаться в благодарной памяти
последующих поколений.
Почему же именно на семью возлагается обязанность формирования чувства
ответственности у подрастающего поколения за выявление и реализацию его
дарований, за выполнение в полной мере его предназначения, о котором
свидетельствуют его природные задатки? Прежде всего потому, что именно в семье
можно впервые распознать природные задатки ребенка, создав ему условия для
развития всех его духовных и физических сил. Однако абсолютное большинство
взрослых осознали до конца своих способностей, не умеют и не учатся познавать
себя. Им не свойственны самосозерцание, осмысление своих чувств, а некоторые
даже не подозревают о наличии у них природных задатков, таланта. Поэтому надо
стремиться выявить природные задатки ребенка, понять, в какой игре и в какой
степени в нем проявляются его дарования, а для этого следует как можно больше
времени находиться рядом с ребенком, уделяя ему как можно больше времени и
внимания, поскольку обобщающих, четких инструкций и указаний, какой должна быть
эстетика быта, чтобы способствовать наиболее совершенному развитию ребенка, не
существует.
Семейные праздники и торжества как эстетические явления
Рекомендации для учителей
В современных словарях, да и в "Толковом словаре живого великорусского языка"
Владимира Даля нет четкого различия между праздником и торжеством. К торжествам
в нем отнесено все, что связано с победой как важным событием в жизни людей, а
самое общее понятие праздника - это день, свободный от работы. Если исходить из
понятий, становиться очевидным, что торжества появились гораздо раньше, чем
праздники, поскольку они в представлениях людей всегда связывались, да и
связываются с победой над чем-либо или кем-либо, в том числе и над собой. В то
время как появление праздников, т.е. свободных от работы (охоты, сбора даров
природы и т. д.) дней соответствовало, очевидно, довольно высокому уровню
развития человеческого общества, торжества победы (например, над мамонтом,
носорогом или пещерным медведем) возникли в глубокой древности и, эмоциональным
подъемом всех членов племени - радостными возгласами и хаотическими движениями,
постепенно обретшими определенный ритм и ставшими прототипом танца. Обнаруженные
археологами наскальные изображения свидетельствуют о том, что люди с
незапамятных времен отмечали радостные для них события.
И торжества и празднества сплачивают семью, восстанавливают нарушенные
отношения, устраняют отчуждение членов семьи друг от друга.
Семейные праздники и торжества относятся к не столь уж частым, к сожалению,
явлениям, которые наиболее благотворно воздействуют на каждого члена семьи и на
семью в целом. В период подготовительной работы, распределяются предпраздничные
обязанности по уборке квартиры ее украшению, наведению чистоты и порядка и т.д.
Все члены семьи получают возможность раскрыть свой творческий талант и
продемонстрировать изобретательность, все оценивается с точки зрения
совершенства, гармонии и красоты. После наведения порядка и сервировки стола в
соответствии со вкусом хозяев дома, надо приниматься за себя.
Теперь эстетическая фантазия (фантазия женщин), особенно получает полное
раздолье. Все тщательно продумывается - и прическа, и одежда, и обувь, и
украшения...Времени, как правило, в обрез, а надо еще и успокоиться, и придумать
теплые слова и для гостей, и для виновника торжества или праздника. Чтобы не
ошибиться в выборе этих слов, приходится полностью задействовать воображение,
эмоции и интеллект. Наконец, все образумилось, утряслось и осталось даже время
еще раз взглянуть в зеркало ...
В волнующие моменты подготовки к празднику (а от любого из них мы всегда
невольно ожидаем хоть маленького чуда) душа смягчается, наполняется нежностью,
благодарностью за дружную совместную работу у людей возникает желание просить
друг друга прощение за нанесенные когда-то обиды...Наиболее любимый для всех
праздник - Новый год, когда загадывают желания, составляют новые планы, находят
самые теплые и нежные слова для родных, близких и друзей. Эмоции, испытанные в
дни праздника, продолжают длительное время созидательную "работу" на благо
семьи, дружбы и т. д.
Вы, ребята, наверняка ощущали взволнованность, радость, любовь к своим родным во
время любого семейного праздника. Выбирая подарок, вы мобилизуете свою
изобретательность, фантазию, т.е. свой творческий талант.
Рекомендации для учителей
В этот раз ребятам нужно усвоить: что такое семья, каково ее предназначение, на
чем основана семья, в чем состоит ответственность семьи перед человечеством, и
ответственность самого человека перед собой.
До выяснения понятий "праздник" и "торжество" и до выявления их различий можно
спросить ребят, что, на их взгляд, возникло раньше - праздники или торжества? В
обсуждение этого вопроса надо вовлечь весь класс, чтобы пробудить интерес к
знакомой для них теме; затем следует выяснить не только эстетические особенности
этих явлении в семейной жизни, но и проявления эстетической активности каждого
члена семьи. Используя вопросы, уточнения в процессе обсуждения, можно
попытаться определить эти понятия, доказав на примерах археологических и
этнографических находок, что "торжество", очевидно, более древнее понятие чем
"праздник", и что эти понятия не всегда являются тождественными. Особенно важно
выяснить, какую роль играет каждый член семьи в период подготовки к празднику
или торжеству, в чем проявляется его активность и изобретательность, кто
проявляет наибольшую инициативу. Самое важное в том, что ребята, даже самые
безынициативные, непроизвольно раскрывают и осмысливают собственные
культурно-эстетические свойства и качества, иногда вспоминая, как и под чьим
воздействием они формировались.
Вопросы
1. Бывает ли жизнь в семье неэстетической?
2. Активную или созерцательную позицию вы занимаете в своей семье?
3. Что такое "праздник" и что такое "торжества"?
4. Какие семейные праздники и торжества вы знаете?
5. Какие чувства вы испытываете при подготовке к праздникам и торжествам и во
время их проведения?
Тема 6. Мода и ее эстетическое наполнение. Мода и "Я", мода и "Другой"
В повседневной жизни человека, вынужденного решать массу житейских проблем, одно
из первых мест занимает мода (от лат. modus - мера, способ правило),
преобразующая и мужчин, и женщин, придавая им особый шарм.
Что же такое мода? Стоит только произнести это слово - все ребята дружно
ответят, что мода - это смена образцов одежды. С этим можно было бы согласиться,
если бы эстетика не была философской дисциплиной и не рассматривала бы жизнь, в
том числе и бытовую ее сторону, во взаимодействии со всем миром. Поэтому наряду
с бытовым понятием "мода" надо дать и общее философское ее определение -
периодически повторяющееся частичное изменение чаще всего внешних форм культуры.
В эстетическом смысле мода - это непродолжительное превалирование определенного
направления в различных сферах жизни, особенно в быту, художественном творчестве
и художественной жизни.
В повседневной жизни постоянно изменяющийся, подвижный эстетический и
художественный вкус оказывает решающее влияние на внешний вид и человека, и
предметов, окружающих его в повседневной жизни. Если мода на одежду, прическу,
макияж может совершать неожиданные скачки, иногда противоречащие индивидуальному
и разрабатывается для людей разного возраста, то мода на предметы длительного
пользования (мебель, бытовую технику, посуду и т.п.) более устойчива и зависима
от массового производства: потребность в этих вещах более постоянна, чем в
вещвх, от которых непосредственно зависит внешний вид человека.
Повседневная, бытовая жизнь людей определяется быстротечными изменениями, а в
основном традициями, и больше зависит от материальных условий, чем от желаний
людей, их склонностей и способностей. Ведь вкус, эстетическое чувство человека
одновременно и стабильны, и подвижны. Нельзя забывать и о том, что вкус сочетает
в себе чувственное и рациональные начала человека. Рациональное начало, опираясь
на разум, тщательно оценивает все новое, его достоинства и недостатки, а
чувственное начало, основанное на эмоциях, зачастую безоговорочно воспринимает
все, что произвело неотразимое впечатление на человека: выбирая одежду, обувь,
прическу, макияж, т.е. все, что определяет наш внешний вид, мы почти всегда
руководствуемся принципом "я так хочу", а организуя свой быт, придерживаясь
культурных привычек, традиций, обрядов и обычаев, - принципом "могу".
Мода, определяющая внешний вид человека, учитывает разные сферы его
жизнедеятельности: работа, быт, отдых и т.д.
Именно в быту (конкретнее - в семейном быту) предоставляет свобода эстетическим
чувствам и вкусу: здесь человек, сам решает, что и когда надеть. Учебные же
заведения, некоторые учреждения и организации зачастую предъявляют особые
требования к внешнему виду человека, в том числе к прическе, макияжу,
украшениям. Совсем недавно в наших школах была отменена школьная форма, которая,
по убеждению многих, должна была дисциплинировать учеников.
Каждое поколение вносит в моду свои представления о красоте человека, культуре
его поведения. Новые поколения, отвергая некоторые прежние направления моды,
воспринимают те из них, которые обеспечивают проявление их индивидуальности.
Изменение потребностей вызывает изменение производства, обслуживающего человека
и обеспечивающего его всем необходимым. Развитие средств массовых коммуникаций
обеспечивает быстрый обмен информацией, в том числе и о веяниях моды. Однако их