<< Пред. стр. 9 (из 41) След. >>
сожалению, из многообразия значений латинского слова faber философы выбрали лишьодно - производитель, причем почему-то только материальных продуктов и
ценностей. А ведь данное слово переводится как: "мастер", "ремесленник",
"художник", "творец", "создатель". Все эти значения и определяет ипостаси
человека, поскольку в деятельности мастера, ремесленника, особенно творца и
художника в разном соотношении взаимодействуют разум, чувства и воля,
определяющие в совокупности разнообразные способности человека. Разумеется,
человек в первую очередь обеспокоен добыванием средств к существованию. Поэтому
он пытается заимствовать у природы какие-то орудия труда и продукты питания
(охота, рыболовство, бортничество, сбор дикорастущих плодов, ягод, корнеплодов и
т. п.) либо выращивать овощи и фрукты. Человек начинает заниматься земледелием,
а потом и скотоводством. На протяжении веков он создавая новые сорта злаковых и
других растений, продуктивные породы скота, одновременно решая вопросы наиболее
эффективной переработки и хранения полученных продукты и создавая емкости
разного назначения. Процесс их создания требовал совершенствования способов
производства, а значит, и совершенствования своих возможностей с помощью метода
проб и ошибок, подразумевающего создание нескольких вариантов одной модели и
выбор наиболее оптимального из них.
Именно поэтому "faber" в переводе с латинского - это скорее мастер, ремесленник
и художник, творец, и только потом созидатель и производитель. В XIX и XX веках
производство стали понимать упрощенно: поставить или закрепить заготовку и
нажимать на педаль или кнопку. Но конструкция станков, машин, приборов,
технология обработки заготовок, да и сами заготовки - были придуманы и
изобретены мастерами, творцами. Производство - это только конечная операция
процесса получения продукта, однако ее-то и возвели в ранг определяющих, в том
числе и структуру общественных отношении, в частности взаимоотношений
производителей продуктов и их владельцев.
Это одностороннее упрощенное понимание производства как первопричины
взаимодействия людей на основе имущественных, собственнических отношений.
Разумеется, без ручного труда человек никогда не сможет обойтись, ибо любые
самые совершенные машины, приборы, станки, технологические линии создаются
руками, которыми руководит разум человека, опирающийся на знания. Разум доводит
движения рук до автоматизма, что, в свою очередь, представляет разуму
возможность творческой работы, поиска вариантов создания все более совершенных
машин, станков, оборудования, приборов, технологических линий и процессов,
выпускающих все более совершенные продукты, удовлетворяющие материальные и
духовные потребности людей.
Каждое поколение людей проходит минипроцесс развития человечества, за годы от
младенчества, до окончания вуза, техникума, ПТУ. Старшие передают подрастающему
поколению свои опыт, знания, умения и навыки, чтобы каждый человек выполнил
предназначенную ему самой жизнью роль мудреца, творца, созидателя и
производителя.
Человек существо играющее (homo ludeus). Итак, XVIII в. в науке о человеке
появился термин "человек-созидатель", преобразованный в XIX в. в другой термин -
человек-производитель. Эта метаморфоза объясняется тем, что в XIX в. главной
задачей было производство как можно большего количества машин, станков,
оборудования и продуктов в связи со стремительным развитием капитализма.
Поскольку потребности людей возрастали, развивалось производство разнообразных
товаров, удовлетворяющих эти потребности. Понятно, что термин
"человек-созидатель" более приемлем для проведения четкой грани между ним и
другими представителями животного мира, но индустриальный XIX в. отдавал
предпочтение другому термину - "человек-производитель".
А вот в XX в. было сделано заключение, что этих двух терминов, подчеркивающих
специфические особенности человека, недостаточно, чтобы иметь более определенно
выделить его из животного мира, поскольку именно человеку присущи нехарактерные
для других живых существ любая деятельность человека является игрой. Широко
известно выражение Уильяма Шекспира "вся жизнь - театр, а люди в ней актеры".
Эта же мысль прослеживается и в творчестве французских драматургов Пьера Корнеля
и Жака Расина, испанцев Феликса Лопе де Вега и Педро Кальдерона, немецких
философов и поэтов Иоганна Гете и Фридриха Шиллера, русских писателей Николая
Гоголя и Федора Достоевского. Однако общефилософская точка зрения на игру
появилась лишь в 30-е гг. XX в., когда нидерландский философ Йохан Хейзинга
призвал считать человека существом играющим, введя термин "человек играющий", и
философски обосновав его. Его книга "Homo Ludens" ("существо играющее") издана в
России в 1992 г.
Игра - важнейшее средство культурно-эстетического развития человека, который
любит играть в любом возрасте в отличие от животных. Известно, что и человеку, и
животному, находящемуся в младенческом возрасте, свойственно стремление к игре,
которая с биологической точки зрения является средством подготовки их к жизни,
средством адаптации к условиям существования, средством укрепления и развития
наследственных форм поведения. Но ведь известно, что инстинкт всегда проявляется
спонтанно, естественно и не требует упражнений, способствующих его проявления -
он заложен природой и все равно проявится, ибо в противном случае живое существо
не сможет приспособиться к жизни. Значит, игра есть форма проявления избытка
жизненных сил, которые животные бескорыстно расходуют в процессе игры, доставляя
себе этим удовольствие. Очевидно, что детенышей животных привлекает и элемент
новизны, поскольку в игру невольно вовлекаются пока неизвестные им предметы,
игра с которыми может развить некоторые навыки, необходимые при добывании пищи.
Многие, наверное, видели как кошка или лиса, поймав и слегка придушив мышку,
играет с ней, прежде чем приступить к трапезе. Однако сколько бы не
накапливалось наблюдений биологов-исследователей за поведением детенышей
животных, единой точки зрения на природу и функцию игры у животных до сих пор не
существует.
Что же касается точки зрения на природу и функцию игры применительно к человеку,
то существует твердое убеждение, что она необходима для его творческого и
эстетического развития. По мнению Ф. Шиллера, вне игры не может состояться
совершенствование личности, вне игры невозможно добиться гармонизации всех
взаимодействий человека с миром и осознать красоту окружающего. Именно Шиллеру
принадлежит утверждение, что красота спасет мир, впоследствии уточненное Н. К.
Рерихом: не красота, а эстетика, проникновение ее в мир человеческих отношений
спасет мир. Шиллер доказывал, что мир красоты, эстетики человек может познать
только посредством игры, развивающей его умственные и физические возможности.
Согласившись с этим, можно добавить, что едва ли не главным для познания
эстетики является развивающаяся в процессе игры чувственность, создающая основу
для умственной деятельности.
Дело в том, что основу культурно-эстетической деятельности человека составляет
творчество, которое и представляет собой прежде всего игру его развитых и
развивающихся творческих сил: только в процессе творчества осуществляется
движение не только от простого к сложному, но и от простого к еще более
простому. Иными словами, в творчестве совершенствуется все, что уже известно
человеку, что им создано, что в какой-то мере удовлетворяло и еще удовлетворяет
его потребности. Однако человек стремиться к чему-то новому, более интересному,
гармоничному, а в конце концов - прекрасному. Человек - единственное из живых
существ, которое окружающие его предметы или явления могут удовлетворять лишь в
течение короткого времени; поскольку каждая удовлетворенная его потребность
почти сразу рождает новые потребности. Но для удовлетворения новых потребностей
требуются и новые предметы - всегда придумывает человек, который применяет
имеющиеся у него знания, добавляет и новые знания и навыки.
Главное в том, что человек перед созданием чего-то мысленно представляет все
возможные варианты действия и решений, призывая на помощь свои чувство,
воображение и разум. Сохранившиеся на стенах пещер - обиталищ человека схемы и
свидетельствуют о том, что, готовясь к охоте, человек разрабатывал планы и схемы
расстановки охотников на возможных путях движения животных к водопою, пастбищам,
местам отдыха и т. п. В процессе детских игр ребенок манипулирует с различными
по форме, пластике, расцветке предметами, развивая зрение, осязание, обоняние,
вкус хватательные, двигательные способности, получая запас цветовых,
пластических и звуковых впечатлений запоминая названия, т.е. формируя свой
словарный запас. Все, что делает ребенок до 6 - 7 лет - это игра его природных
задатков и дарований, создающая основу для развития творческих способностей,
направленность которых определяется социальными условиями его настоящей и
будущей жизни.
Игра, рассмотренная в любом аспекте, - как развлечение, как факт духовной жизни,
как обязательный элемент творчества, как способ уйти от "обыденной" жизни, как
религиозный обряд, игра как праздник или праздник как игра и т.д. - во всех
случаях свободная деятельность, т.е. свободное и бескорыстное (причем самое
интенсивное) проявление участвующими в ней людьми своих чувств. Вспомните, в
какое неистовство приходят болельщики, наблюдая за игрой в футбол, хоккей,
баскетбол и т. п.! Как веселы и жизнерадостны бываю люди, присутствующие на
массовых празднествах и представлениях! Если бы можно было составить каталог
игр, начиная с эпохи развития человечества, он наверняка, занял бы по своему
объему первое место в "Книге рекордов Гинесса".
Игра настолько естественно органично вошла в жизнь человека, что стала
неотъемлемой частью политики, правосудия, науки, искусства, военных действий,
образования и других сфер человеческой деятельности.
Человек - существо прекрасное (homo pulcher). Почему человек как существо
прекрасное рассматривается нами лишь в конце определения основных качеств,
достоинств и отличий человека от всех живых существ? Потому ли, что процесс
создания представления о нем оказывается слишком замедленным? Потому ли, что
качество, определяемое словом "прекрасное" проявилось в нем позже всех его
других качеств? Потому ли, что этого качества труднее всего достичь? А может
потому, что природа не наделила человека теми силами, стремлениями, надеждами и
желаниями, которые необходимы, чтобы он мог называться прекрасным? На все эти
вопросы можно ответить и положительно, и отрицательно. Однако природа проявила
щедрость, наделив человека в отличие от животных врожденным стремлением к
красоте, о чем мы говорили в самом начале наших занятий.
А может ли человек стать прекрасным, не используя силу, гибкость,
изобретательность, мудрость разума и способность созидать? Не есть ли человек
прекрасный - квинтэссенцией человеческого разума, созидательного начала,
игрового выражения всех его чувств, определяющих в конце концов совершенство и
гармоничность всех его взаимодействий с миром природы, людей и собственным
миром?
Эти вопросы всегда волновали людей. Все древнейшие письменные источники и
древняя философия (Индии, Китая, Греции, Рима) попытались определить, в каком
случае человек достигает нирваны становится известным "всей Поднебесной" -
обретая мудрость, уравновешенность и красоту или становясь сильным, смелым и
мужественным? Независимо от ответа на этот вопрос, согласно каждой философии
путь к человеку прекрасному является самым долгим и самым трудным.
Почему же люди, зная по опыту предыдущих поколений о трудности и неисповедимости
восхождения к Олимпу Прекрасного, продолжили идти по этому пути? Очевидно, не
только потому, что их привлекал этот сияющий идеал, постоянно воплощаемый в
искусстве разных эпох, создающем разнообразные статуи Мадонны, Афродиты, Венеры,
Аполлона и т.д., в эталонах и канонах красоты, но и потому, что присущее
человеку природное стремление к красоте не позволяло ему успокоиться на
достигнутом, заставляя постоянно стремиться к еще более совершенному,
гармоничному и прекрасному.
Поистине нет в мире силы, способной уничтожить стремление человека к красоте.
Даже самые никчемные, казалось бы люди испытывают это стремление - вспомните
отца Сонечки Мармеладовой из "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского,
героев рассказов А. П. Чехова, пьесы А. М. Горького "На дне".
Однако, не само по себе природное стремление человека к красоте выделяет его из
животного мира, а его способность почувствовать, понять, осознать это качество,
выявить его в себе и развивать по мере обогащения своего жизненного опыта. На
основе стремления человека к прекрасному, находящегося на вершине пирамиды всего
сущего, древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н. э.) создал
философскую систему, в том числе философию прекрасного. А греческий философ
Плотин (204 - 270 гг.) был убежден, что человек, может сделать свою жизнь
благостной, добродетельной и прекрасной, только познав и поняв себя. Возможно,
философия дзэн-буддизма, о которой мы упоминали, основана не столько на
восточном, сколько на европейском понимании сущности человека и рассмотрении его
возможностей сделать свою жизнь эстетически прекрасной. Известная фраза из
трагедии "Антигона" Софокла - сейчас стала афоризмом.
Дзэн-буддисты сформулировали требование к каждому человеку - "стать художником
своей собственной жизни". Согласно их рассуждениям, человек наделен врожденным
стремлением к красоте, а его тело есть не что иное как материал, соответствующий
холсту, дереву, глине, мрамору или металлу, из которых скульптор делает
прекрасные скульптуры, флейте или виолончели, на которых играет музыкант,
вокальным данным певца, он используя свое тело, мысли, чувства, эмоции,
реализует свой творческий потенциал в процессе общения, во всех формах
деятельности и в итоге становится художником своей жизни. Конечно, требуется
огромные усилия, чтобы создать свое собственное Я и занять только тебе
предназначенное место в мире.
Вот здесь и обнаруживается, что человек прекрасный - наиболее социальное
существо, ибо стремясь стать художником своей жизни, человек - разумный,
человек-созидатель и человек-играющий реализуют все свои лучшие качества,
заложенные природой, если они востребованы обществом. В связи с этим становится
понятным, сколь губительной оказывается для человека давящая, гнетущая, убогая
жизнь, лишенная нравственных устоев, норм и привычек. Подозрительность,
доносительство, неискренность, лживость отношений в обществе, основанном на
страхе, угнетении и бесправии людей, лишает человека многих возможностей сделать
свою жизнь эстетически прекрасной. В лучшем случае этого можно достигнуть,
предпочитая затворничество, изоляцию от общества, однако при этом человек
лишается богатства и разнообразия жизни и (что самое главное) собственная жизнь
может показаться малоинтересной и скучной. Это будет лишь существование,
прозябание, но не творческая, интересная, богатая впечатлениями, деяниями,
духовными прозрениями жизнь.
Великий немецкий философ И. Кант, рассматривая процесс совершенствования
человека, начал с логического его совершенства, затем физического,
нравственного, и, заключительнвым этапом этого процесса он считал эстетическое
совершенство человека. Только, пройдя все этапы совершенствования, человек
реализовал себя как художник собственной жизни.
Рекомендации для учителей.
Может быть, в результате этого занятия ребята осознают, что каждому из них
присущи имеются значительные творческие потенции разумного, созидательного,
игрового и эстетического характера и сами захотят стать художниками собственной
жизни, обратившись к опыту мудрецов прошлых эпох. Во всяком случае совместное
творческое обсуждение данной темы заставит их задуматься - возможно с этого и
начнется их процесс самопознания.
Вопросы
1. Кто такой, по вашему мнению, человек разумный?
2. Что означает термин "человек производящий"?
3. Кто такой "человек играющий"?
4. Кто такой "человек прекрасный" в соответствии со всеми предшествующими
терминами?
Раздел II. Эстетика быта
Тема 4. Определение быта и эстетики быта.
Итак, на предыдущих занятиях мы приблизились к храму под названием "эстетики".
Теперь нам предстоит войти в этот храм и, запастись впечатлениями от тех
таинств, которые могут встретиться. Поскольку этот чудный храм находится в еще
более грандиозном и величественном храме под названием "Жизнь", мы приобщимся,
может быть, к некоторым тайнам жизни.
Прежде всего следует уяснить, что такое быт в чувственном, умственном и волевом
проявлениях. В повседневном обиходе слово "быт" означает обыденную жизнь, не
связанную с общественно-полезной деятельностью человека, сферу жизни, через
которую каждый человек входит в жизнь, в мир людей. Быт - это материальные
условия жизни людей, т.е. среда, в которой протекает основная часть жизни
человека происходит удовлетворение его материальных потребностей. В быту человек
готовит пищу, заботится о своем здоровье и здоровье близких ему людей, о
воспитании, обучении детей, передаче им своего опыта и опыта предшествующих
поколений, осваивает большую часть духовных благ, культурных ценностей,
общается с родными, близкими, приятелями, друзьями, развлекается, созерцает
природу и собирает ее дары, изготавливает и использует различные необходимые для
жизни предметы, делит с близкими людьми все радости и горести жизни и т. д.
Поскольку ребенок начинает познавать мир находясь в бытовой среде, к ней
предъявляется прежде всего эстетические требования. Вся атмосфера домашней,
семейной жизни влияет на пробуждение и формирование чувств ребенка. Известно,
что детское восприятие значительно отличается от восприятия взрослого, поэтому
разработаны определенные требования к оформлению комнаты, в которой находится
ребенок, к цветовому, пластическому решению стен, мебели, игрушек. От качеств
игрушек и предметов, окружающих ребенка, во многом зависит его реакция на
чувственное богатство мира, а также объем и качество чувственной информации,
усвоенной им. Более 90% всей информации человек получает посредством зрения, 6%
-слуха и 4% -обоняния, вкуса и осязания, поэтому предметы, предназначенные для
развития каждого органа чувств, должны соответствовать своему предназначению.
Еще в местах обитания первобытного человека были найдены предметы, которые не
годились для утилитарных целей и могли использоваться только в качестве игрушек.
Создавая из дерева, камня или глины фигурки человека или животных, первобытный
человек знакомил ребенка с миром, в котором ему предстояло жить. И в современном
обществе с помощью игрушек, сказок стремятся облегчить ребенку понимание законов
бытия.
Изучение воздействия света, цвета, звука и формы на физиологию, психику ребенка,
развитие его чувств дает возможность создателям предметов, предназначенных для
детей, придавать этим предметам высокие эстетические качества.
Бытовая среда не только, пробуждает, но и развивает чувственность ребенка. В
семейной бытовой обстановке особенно остро воспринимаются события жизни каждого
члена семьи, родственников, друзей. Здесь человек учится сочувствовать,
сопереживать, сострадать, радоваться, и т. п.
Основную часть свободного времени человек проводит в бытовой среде, какую бы
активную общественную и духовно-культурную жизнь он ни вел. Для большинства
людей - это прежде всего активная и напряженная чувственная жизнь, которая
разделяется на три потока: первый из них - это информация, воспринимаемая
неосознанно, задевая или не задевая чувства; второй поток - информация, которая
оказывает сильное воздействие на чувства, порождая чувственную активность
личности и соответствующие реакции и поступки; третий поток - чувственная
информация, требующая активного осмысления и вызывающая поэтому активную и
напряженную работу мозга; причем это может происходить и во время активных,
целенаправленных наблюдений за какими-то явлениями природы, и во время, казалось
бы, спокойного созерцания мира или при самосозерцании, когда человек пытается
разобраться в своих чувствах.
Особые возможности для разносторонней чувственной жизни появляется у человека
при общении с природой. Почти всегда во время прогулок по лесу, берегу моря,
горных прогулок и т.д. человек может столкнуться с чем-то неожиданным и
неизвестным, что может взбудоражить чувства, вызвать какие-то образы,
ассоциации, о чем-то напомнить, а в результате изменить всю жизнь человека,
оказать влияние на многие его решения.
Если бы человек задумывался над ролью чувств в повседневной жизни он, возможно,
внимательнее относился бы ко всему, что его задевает, заставляет волноваться,
нагоняет тоску или, наоборот, придает силы, вызывает активность; он
прислушивался бы к своим чувствам, а значит, силы лучше контролировать свои
поступки и мысли.
Если человек живет в свободном обществе, предоставляющем ему права и возможности
выбирать род деятельности, соответствующий его предназначению, природным
задаткам и дарованиям, которые он распознал, его чувственная жизнь естественным
образом перерастает в жизнь интеллектуальную, постигающую мир и эстетически его
осмысливающую. В быту его разум будет сосредоточен на решении житейских проблем,
проблем воспитания и обучения детей, заботах о друзьях и близких людях, а также
на собственном интеллектуальном развитии, постоянном духовном обогащении,
осмыслении пережитого, планировании будущей жизни, воплощении собственных
мечтаний, надежд и стремлений. Чувства чаще всего определяются подсознательными
влечениями, иногда неудобствами, дискомфортом и надежды, стремления и желания
лишь начинают формироваться. Однако наступает момент, когда с ними уже нельзя не