<< Пред.           стр. 8 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 духовного развития человечества характеризуются созданием людьми для своего
 
 блага и во имя гармоничного взаимодействия с миром различных предметов,
 олицетворяющих совершенство, гармонию и красоту, и становящихся общенародным
 достоянием независимо от расовой, национальной или временной принадлежности их
 создателей. Эстетика не устанавливает истину, но делает истинно нужными вещь,
 изделие или природное явление, как условие его собственного благополучного и
 жизнедеятельного состояния.
 К следующему занятию, ребята, уясните, что обозначают термины "чувственный" и
 "чувствующий", "совершенный" и "совершенство", "гармония" и "гармоничный",
 "красота" и "красивый". Желательно просмотреть книги по археологии: Бадер О. Н.
 Каповая пещера. - М., 1965; Древние цивилизации. М., 1905; Дэвидсон Бэзил. Новое
 открытие древней Африки. - М., 1962; Ларичев. В. Е. Прозрение. - М., 1990; Лот
 Анри. В поисках фресок Тассили. - М., 1962; Обермайер Г. Доисторический человек.
 - М., 1913; А. П. Окладников. Утро искусства. - М., 1967.
 Вопросы
 1. Что изучает эстетика?
 2. Какое природное свойство человека лежит в основе эстетики?
 3. Когда человек вступил в эстетические отношения с миром?
 
 Тема 2. Стремление к красоте - врожденное свойство человека.
 
 Издавна существовало немало споров о том, каким образом первобытный человек, а
 затем все последующие поколения людей открывали красоту в мире и самих себе.
 Основным предметом споров до сих пор является вопрос, имеет ли человек
 врожденную предрасположенность возникновению у него эстетического чувства или
 это чувство является приобретенным, формируемым социальной средой, окружением,
 старшими поколениями. Ответить на этот вопрос пытались выдающиеся философы
 (Платон и Аристотель, Кант и Гегель), естествоиспытатели (Ч. Дарвин, М.
 Сеченов), крупнейшие литературные и художественные критики (В. Белинский, Н.
 Чернышевский, В. Стасов), однако эти попытки были интуитивными, поскольку
 археологические открытия были совершены только в середине XX в. (во Франции -
 Пеш-Мерль в 1922 г., Монтеспан в 1923 г., Ля Бом Латрон и Ляско в 1940 г. Англь
 сюр Англен в 1949 г., Ля Мадлен в 1952 г., Руфиньяк в 1956 г., в России -
 Каменная могила в Приазовье в 1939-1940 гг., раскопки у села Шишкино на берегу
 Лены в 1948 г., Каповая пещера на р. Белой в Башкирии в 1960-1964 гг.; открытия
 в Грузии, на Украине, в Молдове, в Узбекистане и др.). Эти открытия окончательно
 убедили исследователей в том, что людям, живущим в глубочайшей древности и
 ведущим стадный и природно-адаптивный или приспособительный образ жизни, уже
 были свойственны высокоразвитые эстетические чувства - об этом свидетельствуют
 найденные орудия охоты, предметы быта, украшения и многочисленные рисунки на
 стенах пещер и на скалах. Эти же находки дают все основания утверждать, что уже
 в первобытном обществе женщины пыталась создать благоприятные условия для
 выращивания детей. Все статуэтки, изображающие мадонн каменного века,
 подчеркивают основное предназначение - быть продолжательницей рода. Следую
 своему предназначению, она не могла не заметить, что младенец требует от нее
 какого-то особого внимания, а не только утоления естественных потребностей в
 еде, тепле, воде и т. п. Удовлетворению скрытых и не всегда понятных желаний
 ребенка служили, очевидно, резко цветные ракушки и камешки, обкатанные волной.
 Извечный вопрос, ставящий в тупик почти каждую молодую мать и по сей день, что
 делать если ребенок капризничает без видимых на то причин?
 Известно, что еще в утробе матери ребенок развивается и чувственно и умственно,
 в том числе и эстетически. Согласно последним исследованиям женщины, которые с
 самых ранних сроков беременности ежедневно в одно и то же время напевали
 определенную колыбельную песню, отмечали, что их будущий ребенок ждал этой песни
 и начинал недовольно двигаться, если женщина забывала ее спеть. После своего
 рождения малыши, так же, как дети, матери которых во время беременности часто
 слушали тихую, спокойную музыку и разговаривали со своим будущим ребенком,
 значительно опередили в развитии других младенцев. Размеренная спокойная и
 насыщенная поэзией, музыкой, общением с природой жизнь беременной женщины
 сказывается на физическом и духовном развитии ее ребенка.
 Зачастую люди настолько доверяют печатному слову, что игнорируют собственные
 наблюдения и знания, получаемые в процессе воспитания подрастающего поколения.
 Как правило, молодая мать замечает, что ребенок сразу после рождения реагирует
 на шумы, грубые или нежные прикосновения и т.п., однако не придает этому
 значения, не более того, когда на эти вещи обращают их внимание они не верят:
 ведь ребенок еще не умеет поворачивать голову, не водит глазами, стремится
 зафиксировать реакцию ребенка на разные звуки. Индивидуальные врожденные
 биоритмы присущие каждому ребенку, определяют его отрицательную или
 положительную реакцию на шумовой фон. Возможно, мать является рьяной поклонницей
 молодежной, так называемой агрессивной музыки, но ребенку она может принести
 большой вред; возможно также, что именно такая какофония звуков, а не спокойная,
 мелодичная и гармоничная классическая музыка может успокоить его. На это следует
 обращать внимание, чтобы обеспечить гармоничное развитие чувственных, умственных
 и физических возможностей ребенка.
 Пристрастие к определенным ритмам не только отдельных поколений, но и целых
 народов и даже рас объясняется их темпераментом и характером, в свою очередь
 зависящих от определенных природно-климатических условий их жизни - об этом
 свидетельствуют исследования процессов социокультурного развития разных народов
 и рас, их музыкально-ритмических предпочтений и пристрастий, их вклада в
 музыкальную культуру человечества. Известно, что негроидная раса подарила
 человечеству джазовую музыку, характеризующуюся эмоциональными и напряженными
 ритмами, и что представители этой расы имеют врожденные
 ритмическо-музыкально-двигательные способности, поражая пластичностью движений и
 умением даже на консервных банках импровизировать совершенно потрясающие ритмы.
 Эти способности, характерные, пожалуй, для детей всех рас и национальностей,
 
 отмечаются и у взрослых представителей негроидной расы, двигательно-пластическая
 активность которых поразительно разнообразна и которые даже в спокойном
 состоянии как бы прислушиваются к музыкальным ритмам. Танцевально-плясовая
 культура народов этой расы оказала влияние почти на все их обряды и обычаи, в
 том числе и обряды проводов человека в последний путь, и на коллективные
 трудовые процессы.
 Судя по историческим источникам, двигательно-плясовая активность свойственна
 всем народам - например, на первый взгляд невозмутимые японцы, занимаясь
 рыболовством, тянут рыболовные сети, пританцовывая и напевая ритмичные мелодии,
 которые, по их мнению, облегчают их труд. Не этим ли объясняется ритмизация,
 характерная для многих видов спорта - гребли, фигурного плавания и др.?
 Существует множество доказательств того, что человеку присуще врожденное
 неосознанное стремление к совершенствованию, гармонизации взаимодействия с
 окружающим миром. Стремление к красоте как природное человеческое свойство или
 признак обусловило чувственное восприятие мира - то, что греки назвали словом
 aisthetikos - чувствующий, чувственно познаваемый. Позднее философы наряду с
 логическим познанием выделили чувственное познание и назвали его словом
 эстетика. Еще позднее философы, осмыслявшие целостность мира, не могли не прийти
 к выводу, что человеку свойственны не только явные, но и скрытые качества,
 которые оказывают огромное влияние на его жизнь, гармоничность его
 взаимодействия с миром.
 Означает ли наличие этого врожденного свойства - стремления к красоте -
 предопределенность и высокий уровень эстетического развития каждого человека?
 Увы, не означает - это только основа, для эстетического расцвета личности;
 человек же зачастую лишь приспосабливается к окружающей действительности,
 пассивно воспринимая ее, либо пресекает стремление к прекрасному и ведет
 уныло-однообразную, бесцельную жизнь, не раскрыв свои природные задатки и
 дарования. Эстетическое будущее зависит от многих обстоятельств, особенно от
 социальных, т.е. условий жизни человека в семье, роде, племени, государстве,
 обществе, поскольку природные условия независимо от социальных предоставляют
 богатые возможности для разносторонней эстетической жизни, при которой природное
 свойство превращается в его качество.
 Возможно, такая жесткая зависимость уровня эстетического развития личности от
 социальных обстоятельств и являясь причиной утверждения что человек, конечно,
 существо природное, но главное в его жизни - социальное начало. К сожалению, в
 силу осознания этой же зависимости многие люди пассивно ждали, когда же
 социальные обстоятельства позволят им эстетически развиваться, вести интересную
 духовно-творческую жизнь, которая позволила бы им воспринимать мир во всем его
 совершенстве, гармонии и красоте, не задумывался над тем, что многие
 обстоятельства, препятствующие эстетической жизни, можно преодолеть, если
 выявить в себе природные задатки и развить на их основе способность творчески
 заниматься разнообразными видами деятельности.
 К сожалению множество людей так и не осознали свои природные возможности и не
 попытались сделать свою жизнь свободной именно свободной, ибо творческий человек
 в любых обстоятельствах свободен духовно и нравственно. Однако, творчески
 сильные личности и в самых тяжелых социально-политических, и
 материально-экономических условиях (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рембранд,
 Родэн, Ван-Гог, А. С. Пушкин, М. С. Мусоргский, в наши дни - Б. Шергин, А.
 Солженицын и др.) жили напряженной духовной жизнью и создавали произведения,
 которые ныне составляют духовное богатство человечества.
 К сожалению, проблема свободы и самореализации человека, как правило,
 обсуждается и рассматривается преимущественно в политически-правовом или
 хозяйственно-экономическом аспекте, да и то на рациональном уровне. Однако
 чувственно-эмоциональная жизнь человека, а именно ее и изучает эстетика, гораздо
 более значима, информационно насыщена и эстетически разнообразна, чем жизнь
 рациональная, умственная, причем жизнь любого человека - и так называемого
 простого, обыкновенного и известного своими открытиями. Кстати, в эстетике нет
 понятия "простой человек" - любой человек необычайно сложен, если не в реальной
 жизни, то в потенции, и предельно интересен и разнообразен в своих проявлениях,
 взаимодействиях с миром, переживаниях и чувствованиях. Как справедливо заметил
 Е. Евтушенко в одном из своих стихотворений, "Людей не интересных в мире нет, их
 судьбы - как истории планет". Эстетика, как раз и помогает выявить
 неповторимость каждой личности, те таинственные силы развив которые, можно
 пробудить дремлющие творческие способности и сформировать личность, обогащающую
 общество новыми открытиями, духовными и материальными творениями.
 Это следует особо подчеркнуть, поскольку зачастую ребята, приступая к изучению
 новой школьной дисциплины, в силу недостатка жизненного опыта и отсутствия
 серьезного отношения к настоящей и будущей жизни оценивают эту новую дисциплину
 не по ее значимости, а по другим критериям: легкость, полезность и т.п. К
 сожалению, наша система образования построена таким образом, что ни одно из ее
 учреждений не ставит своей задачей понять, с чем человек появился на свет, и
 ничего не предпринимают для того, чтобы он познал самого себя, а потом и осознал
 свою ответственность перед обществом, понял, что природа наделила его
 определенными задатками и дарованиями для того, чтобы он оставил свой след в
 истории человечества. Мы привыкли думать, что каждый из нас - ничтожная песчинка
 среди миллионов и миллиардов себе подобных, но если бы большинство людей не
 оставили после себя ни потомства, ни материальных и духовных ценностей, ни
 выработанных нравственных норм и правил человеческого общежития, мы были бы
 лишены многого из того, что составляет сейчас духовные и материальные богатства
 человечества. В годы Советской власти и строительства мифического общества
 всеобщего благоденствия всем нам внушали, что человек рождается и живет не для
 себя, а в первую очередь для общества, государства, партии и т.д. Но природа
 человека заставляет его подсознательно сопротивляться пренебрежению,
 проявляемому к его индивидуальности, частным интересам и подчиняться своим
 внутренним побуждениям, чувствам, надеждам, желаниям и стремлениям, наивысшим из
 которых является стремление к красоте, о котором мы и ведем речь.
 Эстетика больше чем все другие учебные дисциплины, может снабдить каждого
 ребенка таким запасом световых, цветовых, пластических и звуковых впечатлений,
 которых хватит для пробуждения любой творческой способности, проявления интереса
 ко всему, что может встретиться в процессе его жизнедеятельности.
 Рекомендации для руководителей:
 В ходе этого занятия надо сформировать у ребят представление о природе человека
 и его зависимости от многообразных социальных отношений; рассказать о
 возможностях эстетки развивать скрытые творческие способности, которые имеются
 абсолютно у всех людей, рожденных без каких-либо патологических отклонений.
 Следует более подробно остановиться и роли школы и семьи в процессе выявления
 способностей человека. Отдельно следует подчеркнуть представление о
 чувственности и чувственных взаимодействиях человека с миром, перечислив все
 чувства и особо выделив наличие подсознательных ощущений.
 Это станет основой для следующего занятия, посвященного разным сторонам жизни
 человека, основным его, отличиям от других живых существ.
 
 Вопросы
 1. В чем различие между чувственной и умственной жизни человека?
 2. Что составляет основу одаренности каждого человека?
 3. Какие высшие человеческие чувства, присущие человеку, вы можете назвать?
 Тема 3. Мир человека и человек в мире: существо разумное (homo sapiens),
 сущеcтво производящее (homo faber), существо играющее (homo ludens) или существо
 прекрасное (homo pulcher)
 Прежде, чем рассматривать различные стороны человеческой жизни с точки зрения
 эстетики, попытаемся проанализировать представления о человеке, которые
 накопились за долгую историю развития человечества, поскольку в этих
 представлениях отражены основные стороны его индивидуальной и общественной
 жизни.
 Самым распространенным и известны представлением о человеке является положение о
 том, что человек есть существо разумное (homo sapiens). Появилось оно раньше
 других представлений о человеке потому, что начинавшему изучать свою историю
 человечеству надо было выделиться из природного мира, чтобы строить свои
 взаимоотношения с ним, и отделить себя от всех других живых существ. Кажется,
 последнее обстоятельство сыграло главную роль, так как еще Аристотель (384 - 322
 год до н. э.) - величайший философ Древней Греции, воспитатель Александра
 Македонского, выделил человека из всего живого мира, не объяснив при этом, что
 же такое человек как обладающее разумом существо, - ответить на этот вопрос до
 сих пор не смогла вся мировая философия. Даже высказывание французского философа
 Рене Декарта (XVII в.) "Я мыслю, следовательно, существую", подтверждающее
 исключительное значение разума для определения места человека в мире, не
 определило его сущность.
 Наличие разума обеспечило человеку возможность, приспосабливаясь к условиям
 мира, использовать окружающие его предметы в качестве примитивных орудий труда и
 быта, совершенствовать их; постепенно осознавать свое отличие от других живых
 существ; объединяться в сообщества, чтобы добывать себе и членам сообщества все
 необходимое. Может быть, и потому столь высоко с глубокой древности человек
 ценил свой разум, что именно он в конце концов освободил его от постоянной,
 ежедневной необходимости заниматься добыванием средств к жизни. Благодаря
 наличию разума человек создавал все более сложные, а значит, более
 производительные орудия труда. Этому способствовали его природное стремление к
 постоянному движению, совершенствованию, а также постоянно развивающиеся память
 и способность восприятия целостных картин, образов, действий, приводящих к
 наибольшему успеху с меньшей затратой усилий и сил.
 Правоту последнего утверждения можно доказать хотя бы тем, что ребенок во время
 игры часто использует один и тот же предмет для разных целей, придавая ему
 свойства живых существ, машин и всего, что наделено способностью двигаться. При
 этом не имеет значения, намеревается ли ребенок что-то запомнить или что-то
 использовать в следующий раз - в его памяти уже образовались какие-то "узелки",
 которые помогут ассоциировать данную ситуацию с более или менее похожей, а
 может, и прямо противоположной. Важно одно: ум человека развивается не только в
 процессе осознанных действий, но и на подсознательном уровне присутствия в мире,
 взаимодействия с миром, особенно на подсознательном уровне самопогружения в
 себя, даже отождествления себя со всем, что встречается на его пути. Это
 соответствует восточной философии дзэн-буддизма: "Чтобы познать цветок, нужно
 стать им, цвести, наслаждаться солнечным теплом и перестуком дождя. Когда я
 достигну этого, цветок раскроется мне, заговорит со мной, но на своем
 собственном языке". Разве дети не так поступают, во время игры? Они представляют
 себя цветком, машиной, пароходом и т.д. Философия дзэн постепенно подготавливает
 взрослого человека, пытаясь научить его использовать свои неосознанные
 возможности (ребенок использует их спонтанно).
 Многое из этих ощущений знакомы и взрослыми людям, не постигшими тайны дзэн, но
 находиться постоянно в состоянии дзэн мы не умеем. А ведь это состояние
 предоставляет богатые возможности пробуждать в себе интеллектуальные
 способности, органично связанные с процессами совершенствования, гармонизации и
 погружения в красоту. "Вместе с сокровенным постижением цветка, - утверждает
 восточная философия, - я раскрою все секреты Вселенной, включая тайны
 собственного Я, которые в обычной жизни ускользают от нас... Познав цветок, я
 познаю и себя". Не трогайте ребенка, когда он погружен в созерцание чего-то,
 занят каким-то делом или просто задумался, не смейтесь над ним, ибо вы в таком
 случае смеетесь над собой - ребенок умеет "погружаться в раздумья" и делает это
 чаще, чем взрослый человек, которому обычно некогда, и который разучился это
 делать.
 "Погружение в раздумья" основной и самый эффективный способ умственного
 развития, следующий этим после выработки способности и привычки представлять
 себя каждый раз новым предметом в игровой ситуации. Такое постижение мира своего
 Я дзэн называет волящим или творческим. Человек, находящийся в волящем и
 творческом состоянии, воспринимает жизнь как единое целое, а не как мозаику из
 кусочков разрозненных и абстрагированных знаний, и есть по сути эстетическое
 постижение мира, запечатлевающее в сознании человека целостные представления,
 образы материального и духовного мира. На этом и зиждется бытующее в странах
 Востока, да встречающееся и на Западе, что не все люди могут стать учеными, но
 все могут быть художниками - не в буквальном смысле, а художниками собственной
 жизни. Стремление человека решить огромное количество проблем практических,
 утилитарных * (* утилитарность - польза, выгода) проблем нередко не дает ему
 возможности почувствовать себя художником жизни и ощутить от этого удовольствие.
 Прагматизм ** (** Сосредоточение внимания на том, что дает полезные результаты.
 - прим. авт.) и утилитарность взаимодействий с миром не оставляют многим людям
 времени для самопознания, углубления в себя, постижения своего Я, а значит, и
 возможности стать художниками собственной жизни.
 Следовательно, играя огромную роль в жизни человека, разум вместе с тем во
 многом и ограничивает ее. Вы, ребята, наверное знаете людей, о которых говорят:
 "Это одержимый человек, он знает только свое дело и ни о чем другом слышать
 ничего не хочет". Действительно немало людей, вся жизнь которых подчинена одной
 идее, одной проблеме или одной страсти. Хорошо, если эта идея благотворна. Но
 если человек одержимый идеей неутолимой наживы, власти над людьми, не говоря уже
 о таких пороках, как проблема алкоголя и наркотиков, которые лишают его воли, он
 не сможет стать ни творцом, ни художником жизни. Кроме того, всякая идея, даже
 самая возвышенная, но не соприкасающаяся с реальной действительностью, рано или
 поздно становится ограниченной, абстрактной. Служение только этой идее
 препятствует раскрытию всех творческих сил и возможностей человека, делает его
 жизнь скучной и однообразной, и является даже пагубным не только для самого
 одержимого идеей человека, но и для многих его современников. Примером может
 быть хотя бы идея создания общества всеобщего братства, равенства и свободного
 проявления человека, т.е. коммунизма - сколько одержимых людей, руководствуясь
 прекрасными стремлениями и желаниями, отдали свои жизни построению этого
 общества! А что из этого получилось? Вместо равенства, свободы, братства,
 всеобщей справедливости и благоденствия - множества загубленных жизней и
 талантов...
 Одержимые люди нередко не замечают бесчисленное количество реальных жизненных
 идей, противостояние которым ради защиты может нанести непоправимый ущерб.
 Например, попытка ввести в школе преподавание Закона Божьего потерпела крах,
 
 поскольку и не может быть школы, где бы учились представители лишь одного
 Вероятно, наличия одного разума еще недостаточно для определения понятия
 "человек".
 По мнению многих мыслителей прошлого, особенно непримиримых материалистов,
 человека разумного дополняет человек - существо производящее (homo faber). К

<< Пред.           стр. 8 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу