<< Пред. стр. 7 (из 41) След. >>
Верфель Ф. Верди. Роман оперы. - М., 1991Взаимодействие и синтез искусств. - Л., 1978
Висконти Л. Статьи, свидетельства, высказывания. - М., 1986
Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М., 1985
Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988
Галеев Б. М. Светомузыка в системе искусства. - Казань, 1991
Данилова О. Н. Музыкальный мир личности. - М., 1993
Зись А. Виды искусства. - М., 1979
Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. - М., 1985
Кандинский В. О духовности в искусстве. - М., 1992
Киященко Н. И. Сущность прекрасного. - М., 1977
Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века. - Т.1. Хореографы. - Т.2.
Танцовщики. - Л., 1971
Кьярини Л. Сила кино. - М., 1955
Левик Б. Рихард Вагнер. - М., 1978
Липский В. Н. Эстетическая культура личности. - М., 1987
Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992
Любомудров М., Федор Волков и русский театр. - М., 1971
Малахов В. А. Искусство и человеческое мироотношение. - Киев, 1988
Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия
музыки. - М., 1976
Мачерет А. Художественность фильма. - М., 1975
Муриан В. Художественный мир фильма. - М., 1984
Назаренко-Кривошеина Э. М. Прекрасен ты, человек! - М., 1987
Норенков С. В. Архитектоническое искусство. - Нижний Новгород, 1991
Пондопуло Г. К. Фотография и современность. - М., 1982
Ромм М. Беседы о кино. - М., 1964
Русская художественная культура второй половины Х1Х века . Т.1. - М., 1988,
Т.2. - М., 1991
Русский авангард в кругу европейской культуры. - М., 1993
Саппак В. Телевидение и мы. - М., 1963
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Т. 1. - М., 1958
Стреллер Дж. Театр для людей. - М., 1984
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992
Холидей Ф. Е. Шекспир и его мир. - М., 1986
Чайковский П. И. О музыке, о жизни, о себе. - М., 1976
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
Х1Х век. - М., 1995. Древний мир-- эпоха Просвещения. - М., 1991
Человек в мире художественной культуры. - М., 1982
Эстетическая культура. Рук. авт. кол. Н. И. Киященко. - М., 1996
Для всех классов рекомендуются художественные альбомы выпусков последних лет по
всем видам и жанрам искусства разных эпох и разных народов.
СЛОВАРИ ПО ВСЕМУ КУРСУ:
Античная культура. Словарь-справочник. - М., 1995
Краткий словарь по эстетике. - М., 1989
Славянская мифология . Энциклопедический словарь. - М., 1995
Словарь Античности. - М., 1989
Словарь по этике. - М., 1983
Также для всех классов рекомендуются слайды, видеофильмы, диски и кассеты, по
всем темам изучаемого курса. Выбор их зависит от педагога и от возможностей
школы.
***********************************
Н.И.Киященко - Эстетика жизни (ч.1)Н. И. Киященко
Эстетика жизни
Учебное пособие
Москва
ИНФРА-М
1999-10-06 ББК
(c) Киященко Н. И., Эстетика жизни: Учебн. пособ. - М.: ИНФРА-М, 1999.
Аннотация
В книге рассматривается история эстетического воспитания, которую более 30 лет
разрабатывал доктор философских наук, профессор Н. И. Киященко. Замысел автора -
проанализировать жизнь человека - рождение, воспитание, поведение, общение,
восприятие, поведение, общение, восприятие культуры и т.д. - с
художественно-эстетической точки зрения. Используя исторический экскурс, автор
стремиться разъяснить природу возникновения у человека особых чувственных
реакций и образного восприятия.
Для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, а также для всех интересующихся
подобной тематикой.
ISBN
ББК
ИНФРА-М
Киященко Н. И., 1999
Оглавление
От автора
Раздел I. Введение в эстетику.
Тема 1. Что такое эстетика и что она изучает.
Тема 2. Стремление к красоте - врожденное чувство человека.
Тема З. Мир человека и человек в мире: существо разумное (homо sapiens),
существо производящее (homo faber), существо играющее (homo ludens) или существо
прекрасное (homo pulcher).
Раздел II. Эстетика быта.
Тема 4. Определение быта и эстетики быта.
Тема 5. Эстетика семейной жизни. Семейные праздники и торжества как эстетические
явления.
Тема 6. Мода и ее эстетическое наполнение. Мода и "Я", мода и "Другой".
Тема 7 Эстетика поведения. Единство нравственного и эстетического в поведении.
Тема 8. Эстетика общения.
Раздел III. Эстетика природы.
Тема 9. Природа как реальность и как эстетический предмет.
Тема 10. Природа, сельская жизнь и человек.
Тема 11. Город и его среда.
Тема 12. Природа как объект художественного воплощения и эстетического
восприятия человеком. Русское народное искусство.
От автора
Дорогие ребята!
Это учебное пособие по новому для школы предмету - плод моих почти сорокалетних
раздумий о том, как воплотить в педагогическую практику программу эстетического
воспитания подрастающих поколений, способствующую их более полнокровной и
творчески насыщенной жизни.
В 1993 г., работая в Институте философии Российской Академии наук я узнал, что в
Северо-восточном округе Москвы создается Учебно-воспитательный комплекс №1800
"Искусство и экономика". В разговоре с директором этого комплекса, профессором,
замечательным менеджером в области образования и культуры Сергеем Алексеевичем
Ивановым, я выразил желание проверить на практике жизнеспособности теории
эстетического воспитания, которую я разрабатывал более 30 лет. К счастью, С. А.
Иванов, хорошо знакомый с моими книгами и статьями, оказался сторонником моей
теории и великодушно предложил разрабатывать программу по эстетике для учащихся
его небольшой школы, в которой наряду с изучением общеобразовательных предметов
предполагалась углубленная гуманитарно-художественная, а также экономическая
подготовка школьников учетом складывающихся рыночных отношений в современной
России.
Я разработал программу "Эстетика жизни" для ребят 9 - 11-х классов. Мой замысел
состоял в том, чтобы в постоянных беседах с ними проанализировать всю жизнь
человека с художественно-эстетической точки зрения, установив вместе с ребятами,
что же именно может вызывать у человека чувство удовольствия или неудовольствия.
Особенно меня волновали две проблемы: роль самого человека в появлении у него
этих чувств и роль внешней среды, особенно окружающих его людей. Мне было и
радостно и тревожно: отнесутся ли с должным пониманием к моим переживания,
поймут ли, что эстетика - это тот предмет, который необходим любому человеку
независимо от рода и вида его деятельности и образа жизни. К моей великой
радости, ребята и поняли и приняли мой метод преподавания - диалог-беседа с
вовлечением в него всех учеников. В связи с этим С. А. Иванов предложил мне
вести занятия по эстетике, начиная с 6-го класса - и тут же обнаружилась
нехватка пособий, наглядного учебного материала; на занятиях приходилось
использовать лишь то, что есть в моей большой домашней библиотеке: книги,
художественные альбомы, слайды, репродукции, открытки, игрушки, предметы
декоративно-прикладного искусства. Именно тогда у меня возникло желание написать
учебное пособие по программе "Эстетика жизни", которая в мае 1996 г. была
рекомендована Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской
Федерации для учащихся школ, гимназий, лицеев и колледжей.
Поскольку следует подготовить учителей для преподавания эстетики столь
необычного и необходимого ребятам предмета, в программу, да и в эту книгу я
включил и некоторые указания для учителей, а в дальнейшем планирую написать
небольшую книгу для учителей, так как этот предмет наверняка привлечет внимание
многих школ.
Я выражаю горячую признательность не только С. А. Иванову, но и всему коллективу
УВК №1800, которые помогли мне проверить и усовершенствовать как разработанную
программу, так и рукопись учебного пособия, которое было удостоено диплома на
Второй международной выставке "Школа-98". И рекомендовано Федеральным экспертным
советом по общему образованию Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для школ, гимназий,
лицеев и колледжей. Я буду счастлив, если и ребята, и педагоги, и другие
читатели выскажут свои замечания и пожелания, которые можно будет прислать в
издательство "ИНФРА-М" или в УВК №1800. (107, Москва, ул. 2-я Сокольническая,
3).
Н. И. Киященко
Раздел 1. введение в эстетику
Тема 1. Что такое эстетика и что она изучает
Разговор о новом для школьной программы предмете "Эстетика", вероятно, следует
начать не с определения эстетики, которых насчитывается великое множество, а с
попытки выяснить, в каких случаях взаимодействия человека с миром возникают
чувственные состояния и образы, заставляющие человека стремиться к этим
взаимодействиям, чтобы вновь и вновь вызывать в себе эти приятные, благотворные
и волнующие чувственные состояния или образы. Ведь человек постоянно
взаимодействует с миром природы, процессом и результатами своего труда,
окружающими его людьми. При этом далеко не все взаимодействия способствуют
возникновению у него равных по силе и насыщенности состояний: одни
взаимодействия не задевают его чувств, а другие настолько привлекательны, что он
стремится зафиксировать их, чтобы повторять впоследствии. Значит, что-то в живой
и неживой природе заставляёт наши органы чувств, нашу чувственность приходить в
особое состояние; которое приятно и желательно, пробуждает деятельность и
активизирует дополнительные жизненные силы.
Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что еще в глубокой древности, когда у
человека не было ни знаний, ни образных систем или хотя бы представлении, у него
уже возникали чувственные реакции и представления, которые заставляли его
чему-то отдавать предпочтения, закреплять их и пытаться передавать их своим
детям, - об этом свидетельствуют многочисленные предметы жизнедеятельности
древнего человека, обнаруженные археологами * (* Археология - наука, изучающая
историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры
(орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, украшениям, местам
погребений), находимым главным образом при раскопках. Словарь иностранных слов.
- 7-е изд., переб. - М.: Русский язык, 1979.) на территории Испании, Франции,
Бельгии, Голландии, Италии, Австрии, Египта, Турции, Сирии, Ирана, Ирака,
Германии, Польши, Словакии и Чехии и, конечно, России - на Урале, в Прибайкалье
и Забайкалье на берегах Амура, даже на Чукотке и Камчатке, где всегда были особо
суровые условия жизни. Предметы эти были самыми разнообразными: примитивные
каменные орудия труда и охоты, предметы домашнего обихода (тоже сделанные из
камня), каменные статуэтки мадонн, женские украшения из ракушек, камешков, зубов
маралов и горных козлов и др. Все эти предметы, которые использовались людьми,
жившими за 50 - 40 тыс. лет назад (а по некоторым данным и более двух миллионов
лет назад) и были сделаны ими, вероятно, соответствовали их представлениям о
практичном (орудия труда, быта, охоты) и прекрасном (женские украшения)
возникшем на основе эмоционально-чувственных состояний.
Можно с достаточной степенью надежности предположить, что эти
эмоционально-чувственные состояния, оказывавшие положительное воздействие на
человека и его жизнь, возникали под воздействием каких то свойств и качеств,
присущим предметам природы. Каковы эти свойства и качества? Для эстетики,
пожалуй, самый фундаментальный вопрос, ибо под воздействием этих свойств и
качеств пробуждались такие силы и способности, которые заставляли людей от
поколения к поколению наращивать свой творческий потенциал, т.е. способность
создавать все более совершенные, а значит и более производительные орудия труда,
все более практичные предметы быта, все более изысканные украшения и т.п.
Находки археологов свидетельствуют о том, что первобытный человек делал орудия и
предметы быта, украшения и ритуальные предметы не из любого камня: речной или
морской камень, отшлифованный волной, использовался для метания, а его прямые и
острые сколы применялись для обработки кожи животных, из которой шилась одежда,
или для получения игл, наконечников стрел и копий; украшения изготавливались из
цветного или прозрачного камня, ракушек или зуба марала (барана, козла) особой
формы и расцветки; а каменные топоры - из особо прочного тяжелого камня, в
котором можно было пробить отверстие для ручки. Следовательно, первобытный
человек обращал внимание прежде всего на форму камня, кости или ракушки, а уже
потом и на твердость, цвет, податливость обработке и т.п. Не так ли поступает и
современный человек, выбирающий материал для производства какого-либо изделия?
Таким образом, из всех имеющихся под рукой средств человек выбирает наиболее
совершенное и наиболее подходящее для определенных целей.
Самые древние памятники материальной культуры, письменности Древнего Востока
(письмена на каменных и глиняных дощечках, клинописные каменные плиты на
аккадских языках - культура Шумера, Месопотамии, Вавилона, затем Древнего
Египта, древнекитайские и древнеиндийские источники), свидетельствуют о том, что
для древнего человека не только совершенство, но и сама идея совершенства
представлялись чем-то высшим, трудно достижимым и становились идеалом стремлений
и желаний на всем пути его духовного развития. В Древнем Китае достижение
совершенства поднимало человека на вершины Поднебесной, где по представлениям
могли обитать только морально чистые и благородные существа. Это первый шаг
человечества к тому, что только в середине XVIII в. было названо эстетическим, а
до этого называлось прекрасным или красивым.
Из многообразия камней, ракушек, костей, использовавшихся древним человеком в
разных целях, он отбирал такие, которые органично и естественно вписывались бы в
среду его обитания и соответствовали его занятиям связанным с обеспечением
средств к существованию себе и своему племени, особенно детям и женщинам.
Соответствие предметов параметрам окружающей среды позже было названо
гармонизацией и, думается, она была особо привлекательной для древнего человека,
ибо он сам стремился на уровне представлений об окружающем мире органично и
гармонично вписаться в естественную среду обитания. И свои взаимодействия с
миром растений и животных привести в соответствие с этими представлениями. Можно
предположить, что первобытный человек понимал, что от гармонизации
взаимодействия с окружающим миром зависят его благополучие и выживаемость. Столь
же естественно предположить, что осознание спасительной роли гармонизации в
жизни человека, вырабатывало у него стремление поддерживать это гармоническое
равновесие, т.е. ему это нравилось и вызывало приток жизненных сил. Состояние,
определяемое словом "нравится", постепенно превращалось в положительные,
жизнеутверждающие эмоции, которые хотелось испытывать вновь и вновь - уже второй
и более значительный шаг человечества к тому, что позже станет называться
эстетическим, а понятия "гармония" и "гармоническое" войдут в основы науки
эстетики, которую мы будем изучать не с теоретической, а с жизнедеятельной и
творческой позиции. Поэтому здесь мы не будем перечислять самые первые
источники, в которых понятие "гармония" рассматривалось как предтеория, а затем
и теория эстетического.
Ну а как быть с красотой? Ощущал ли человек каменного века красоту окружающего
мира? И что такое красота? Подразумевает ли это понятие лишь совершенство
внешней формы предметов? Многие инструменты и орудия охоты и труда древнего
человека, а также выполненные им на стенах пещер и скал рисунки свидетельствуют
о том, что он (может быть, чисто интуитивно) сводил воедино совершенство и
гармонию, симметрию и пропорции, иногда изящество и ритм, придавая таким образом
красоту сделанным им вещам. Конечно, мы современные люди, восхищаемся прежде
всего изяществом форм этих предметов. Но в них явственно прослеживаются чувства
и эмоции древнего человека. Мы можем представить себе его обыденную жизнь,
например, как он охотился или подготавливал подрастающее поколение к жизни,
совершая определенные ритуалы, позже названные обрядами инициации. * (* Эти
обряды у современных аборигенов Австралии и Новой Гвинеи, на островах
Филиппинского архипелага, во многих странах Африки, у индейских племен
американского континента сохранились до сих пор. Обряд инициации - это
посвящение принимающее различные формы - например, предоставление возможности
молодому человеку возглавить охоту на диких животных.)
Гораздо позже это сведение воедино различных признаков в понятие красоты
получило название прекрасно, подразумевающего совпадение формы и содержания.
Однако сейчас нас интересует не то, на какой стадии своего развития человек стал
пользоваться теми или иными понятиями, а то, как он учился чувствовать особые
качества природы и вырабатывал навыки воплощать свои чувства в результатах
своего груда.
Возможно, различные насечки, линии на орудиях труда и предметах повседневного
быта древних людей, жезлах вождей, жаровнях в святилищах и особенно на предметах
украшений для женщин и мужчин, обозначают совершенство, гармоничность этих
вещей. Но увы, древнейшие знаки с большим трудом поддаются (а иногда и вообще не
поддаются) расшифровке. Не одно поколение археологов и любителей древностей
стремилось разгадать тайны клинописи на тысячах глиняных табличек, различных
сосудах, предметах охоты, рыболовства. В результате мы можем читать сегодня
шумерские летописи, древнеегипетские сказания, легенды многих народов, писавшие
на аккадском, хеттском, палайском и других языках. И с каждым открытием мы все
больше познаем историю развития человечества, которая оказалась значительно
древнее и богаче, разнообразнее и интереснее, чем это представлено в религиозных
мифах и легендах. Правда, без этих мифов и легенд история человечества могла бы
показаться скучной и малоинтересной, но совершенство, гармония и красота
предметов древности удивляет и заинтересовывает не меньше, чем легенды и
сказания о жизни людей прошлых эпох.
Таким образом, можно предположить следующее определение эстетики: это отрасль
знания, о том как человек моделирует свою жизнь, обеспечивает средства к своему
существованию и существованию своего племени и семьи, руководствуясь своими
чувственными состояниями и возникающими на их основе представлениями о
совершенстве, гармонии и красоте, следование которым обеспечивает определенный
комфорт, благополучие и т.д. Короче говоря, эстетическими можно назвать те
чувствования человека, которые заставляют его формировать свои взаимодействия с
природой и людьми на основе представлений о совершенстве, гармонии и красоте.
Недаром же стремление людей к гармонизации взаимодействий с миром, выраженных в
разных формах, характерно для всех известных- современному человечеству эпох его
развития.
Таким образом, предметом эстетики является жизнь человека во всем богатстве ее
проявлений и во всем разнообразии взаимодействий с миром природы, людей, а также
предметов, созданных его умом и талантом. Еще раз подчеркнем, предметом эстетики
является вся жизнь человека, ибо в ней нет ни одного этапа, в котором не
присутствовали бы совершенство, гармония и красота. Каждый период или эпоха