<< Пред.           стр. 7 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 Верфель Ф. Верди. Роман оперы. - М., 1991
 Взаимодействие и синтез искусств. - Л., 1978
 Висконти Л. Статьи, свидетельства, высказывания. - М., 1986
 Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М., 1985
 Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988
 Галеев Б. М. Светомузыка в системе искусства. - Казань, 1991
 Данилова О. Н. Музыкальный мир личности. - М., 1993
 Зись А. Виды искусства. - М., 1979
 Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. - М., 1985
 Кандинский В. О духовности в искусстве. - М., 1992
 Киященко Н. И. Сущность прекрасного. - М., 1977
 Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века. - Т.1. Хореографы. - Т.2.
 Танцовщики. - Л., 1971
 Кьярини Л. Сила кино. - М., 1955
 Левик Б. Рихард Вагнер. - М., 1978
 Липский В. Н. Эстетическая культура личности. - М., 1987
 Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992
 Любомудров М., Федор Волков и русский театр. - М., 1971
 Малахов В. А. Искусство и человеческое мироотношение. - Киев, 1988
 Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия
 музыки. - М., 1976
 Мачерет А. Художественность фильма. - М., 1975
 Муриан В. Художественный мир фильма. - М., 1984
 Назаренко-Кривошеина Э. М. Прекрасен ты, человек! - М., 1987
 Норенков С. В. Архитектоническое искусство. - Нижний Новгород, 1991
 Пондопуло Г. К. Фотография и современность. - М., 1982
 Ромм М. Беседы о кино. - М., 1964
 Русская художественная культура второй половины Х1Х века . Т.1. - М., 1988,
 Т.2. - М., 1991
 Русский авангард в кругу европейской культуры. - М., 1993
 Саппак В. Телевидение и мы. - М., 1963
 Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Т. 1. - М., 1958
 Стреллер Дж. Театр для людей. - М., 1984
 Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992
 Холидей Ф. Е. Шекспир и его мир. - М., 1986
 Чайковский П. И. О музыке, о жизни, о себе. - М., 1976
 Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
 Х1Х век. - М., 1995. Древний мир-- эпоха Просвещения. - М., 1991
 Человек в мире художественной культуры. - М., 1982
 Эстетическая культура. Рук. авт. кол. Н. И. Киященко. - М., 1996
 Для всех классов рекомендуются художественные альбомы выпусков последних лет по
 всем видам и жанрам искусства разных эпох и разных народов.
 СЛОВАРИ ПО ВСЕМУ КУРСУ:
 Античная культура. Словарь-справочник. - М., 1995
 Краткий словарь по эстетике. - М., 1989
 Славянская мифология . Энциклопедический словарь. - М., 1995
 Словарь Античности. - М., 1989
 Словарь по этике. - М., 1983
 Также для всех классов рекомендуются слайды, видеофильмы, диски и кассеты, по
 всем темам изучаемого курса. Выбор их зависит от педагога и от возможностей
 школы.
 
 ***********************************
 
 Н.И.Киященко - Эстетика жизни (ч.1)Н. И. Киященко
 Эстетика жизни
 Учебное пособие
 Москва
 ИНФРА-М
 1999-10-06 ББК
 (c) Киященко Н. И., Эстетика жизни: Учебн. пособ. - М.: ИНФРА-М, 1999.
 
 Аннотация
 В книге рассматривается история эстетического воспитания, которую более 30 лет
 разрабатывал доктор философских наук, профессор Н. И. Киященко. Замысел автора -
 проанализировать жизнь человека - рождение, воспитание, поведение, общение,
 восприятие, поведение, общение, восприятие культуры и т.д. - с
 художественно-эстетической точки зрения. Используя исторический экскурс, автор
 стремиться разъяснить природу возникновения у человека особых чувственных
 реакций и образного восприятия.
 Для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, а также для всех интересующихся
 подобной тематикой.
 ISBN
 ББК
 ИНФРА-М
 Киященко Н. И., 1999
 
 Оглавление
 
 От автора
 Раздел I. Введение в эстетику.
 Тема 1. Что такое эстетика и что она изучает.
 Тема 2. Стремление к красоте - врожденное чувство человека.
 Тема З. Мир человека и человек в мире: существо разумное (homо sapiens),
 существо производящее (homo faber), существо играющее (homo ludens) или существо
 прекрасное (homo pulcher).
 Раздел II. Эстетика быта.
 Тема 4. Определение быта и эстетики быта.
 Тема 5. Эстетика семейной жизни. Семейные праздники и торжества как эстетические
 явления.
 Тема 6. Мода и ее эстетическое наполнение. Мода и "Я", мода и "Другой".
 Тема 7 Эстетика поведения. Единство нравственного и эстетического в поведении.
 Тема 8. Эстетика общения.
 Раздел III. Эстетика природы.
 Тема 9. Природа как реальность и как эстетический предмет.
 Тема 10. Природа, сельская жизнь и человек.
 Тема 11. Город и его среда.
 Тема 12. Природа как объект художественного воплощения и эстетического
 восприятия человеком. Русское народное искусство.
 От автора
 Дорогие ребята!
 Это учебное пособие по новому для школы предмету - плод моих почти сорокалетних
 раздумий о том, как воплотить в педагогическую практику программу эстетического
 воспитания подрастающих поколений, способствующую их более полнокровной и
 творчески насыщенной жизни.
 В 1993 г., работая в Институте философии Российской Академии наук я узнал, что в
 Северо-восточном округе Москвы создается Учебно-воспитательный комплекс №1800
 "Искусство и экономика". В разговоре с директором этого комплекса, профессором,
 замечательным менеджером в области образования и культуры Сергеем Алексеевичем
 Ивановым, я выразил желание проверить на практике жизнеспособности теории
 эстетического воспитания, которую я разрабатывал более 30 лет. К счастью, С. А.
 Иванов, хорошо знакомый с моими книгами и статьями, оказался сторонником моей
 теории и великодушно предложил разрабатывать программу по эстетике для учащихся
 его небольшой школы, в которой наряду с изучением общеобразовательных предметов
 предполагалась углубленная гуманитарно-художественная, а также экономическая
 подготовка школьников учетом складывающихся рыночных отношений в современной
 России.
 Я разработал программу "Эстетика жизни" для ребят 9 - 11-х классов. Мой замысел
 состоял в том, чтобы в постоянных беседах с ними проанализировать всю жизнь
 человека с художественно-эстетической точки зрения, установив вместе с ребятами,
 что же именно может вызывать у человека чувство удовольствия или неудовольствия.
 Особенно меня волновали две проблемы: роль самого человека в появлении у него
 этих чувств и роль внешней среды, особенно окружающих его людей. Мне было и
 радостно и тревожно: отнесутся ли с должным пониманием к моим переживания,
 поймут ли, что эстетика - это тот предмет, который необходим любому человеку
 независимо от рода и вида его деятельности и образа жизни. К моей великой
 радости, ребята и поняли и приняли мой метод преподавания - диалог-беседа с
 вовлечением в него всех учеников. В связи с этим С. А. Иванов предложил мне
 вести занятия по эстетике, начиная с 6-го класса - и тут же обнаружилась
 нехватка пособий, наглядного учебного материала; на занятиях приходилось
 использовать лишь то, что есть в моей большой домашней библиотеке: книги,
 художественные альбомы, слайды, репродукции, открытки, игрушки, предметы
 декоративно-прикладного искусства. Именно тогда у меня возникло желание написать
 учебное пособие по программе "Эстетика жизни", которая в мае 1996 г. была
 рекомендована Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской
 Федерации для учащихся школ, гимназий, лицеев и колледжей.
 Поскольку следует подготовить учителей для преподавания эстетики столь
 необычного и необходимого ребятам предмета, в программу, да и в эту книгу я
 включил и некоторые указания для учителей, а в дальнейшем планирую написать
 небольшую книгу для учителей, так как этот предмет наверняка привлечет внимание
 многих школ.
 Я выражаю горячую признательность не только С. А. Иванову, но и всему коллективу
 УВК №1800, которые помогли мне проверить и усовершенствовать как разработанную
 программу, так и рукопись учебного пособия, которое было удостоено диплома на
 Второй международной выставке "Школа-98". И рекомендовано Федеральным экспертным
 советом по общему образованию Министерства общего и профессионального
 образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для школ, гимназий,
 лицеев и колледжей. Я буду счастлив, если и ребята, и педагоги, и другие
 читатели выскажут свои замечания и пожелания, которые можно будет прислать в
 издательство "ИНФРА-М" или в УВК №1800. (107, Москва, ул. 2-я Сокольническая,
 3).
 Н. И. Киященко
 
 Раздел 1. введение в эстетику
 Тема 1. Что такое эстетика и что она изучает
 
 Разговор о новом для школьной программы предмете "Эстетика", вероятно, следует
 начать не с определения эстетики, которых насчитывается великое множество, а с
 попытки выяснить, в каких случаях взаимодействия человека с миром возникают
 чувственные состояния и образы, заставляющие человека стремиться к этим
 взаимодействиям, чтобы вновь и вновь вызывать в себе эти приятные, благотворные
 и волнующие чувственные состояния или образы. Ведь человек постоянно
 взаимодействует с миром природы, процессом и результатами своего труда,
 окружающими его людьми. При этом далеко не все взаимодействия способствуют
 возникновению у него равных по силе и насыщенности состояний: одни
 взаимодействия не задевают его чувств, а другие настолько привлекательны, что он
 стремится зафиксировать их, чтобы повторять впоследствии. Значит, что-то в живой
 и неживой природе заставляёт наши органы чувств, нашу чувственность приходить в
 особое состояние; которое приятно и желательно, пробуждает деятельность и
 активизирует дополнительные жизненные силы.
 Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что еще в глубокой древности, когда у
 человека не было ни знаний, ни образных систем или хотя бы представлении, у него
 уже возникали чувственные реакции и представления, которые заставляли его
 чему-то отдавать предпочтения, закреплять их и пытаться передавать их своим
 детям, - об этом свидетельствуют многочисленные предметы жизнедеятельности
 древнего человека, обнаруженные археологами * (* Археология - наука, изучающая
 историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры
 (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, украшениям, местам
 погребений), находимым главным образом при раскопках. Словарь иностранных слов.
 - 7-е изд., переб. - М.: Русский язык, 1979.) на территории Испании, Франции,
 Бельгии, Голландии, Италии, Австрии, Египта, Турции, Сирии, Ирана, Ирака,
 Германии, Польши, Словакии и Чехии и, конечно, России - на Урале, в Прибайкалье
 и Забайкалье на берегах Амура, даже на Чукотке и Камчатке, где всегда были особо
 суровые условия жизни. Предметы эти были самыми разнообразными: примитивные
 каменные орудия труда и охоты, предметы домашнего обихода (тоже сделанные из
 камня), каменные статуэтки мадонн, женские украшения из ракушек, камешков, зубов
 маралов и горных козлов и др. Все эти предметы, которые использовались людьми,
 жившими за 50 - 40 тыс. лет назад (а по некоторым данным и более двух миллионов
 лет назад) и были сделаны ими, вероятно, соответствовали их представлениям о
 практичном (орудия труда, быта, охоты) и прекрасном (женские украшения)
 возникшем на основе эмоционально-чувственных состояний.
 Можно с достаточной степенью надежности предположить, что эти
 эмоционально-чувственные состояния, оказывавшие положительное воздействие на
 человека и его жизнь, возникали под воздействием каких то свойств и качеств,
 присущим предметам природы. Каковы эти свойства и качества? Для эстетики,
 пожалуй, самый фундаментальный вопрос, ибо под воздействием этих свойств и
 качеств пробуждались такие силы и способности, которые заставляли людей от
 поколения к поколению наращивать свой творческий потенциал, т.е. способность
 создавать все более совершенные, а значит и более производительные орудия труда,
 
 все более практичные предметы быта, все более изысканные украшения и т.п.
 Находки археологов свидетельствуют о том, что первобытный человек делал орудия и
 предметы быта, украшения и ритуальные предметы не из любого камня: речной или
 морской камень, отшлифованный волной, использовался для метания, а его прямые и
 острые сколы применялись для обработки кожи животных, из которой шилась одежда,
 или для получения игл, наконечников стрел и копий; украшения изготавливались из
 цветного или прозрачного камня, ракушек или зуба марала (барана, козла) особой
 формы и расцветки; а каменные топоры - из особо прочного тяжелого камня, в
 котором можно было пробить отверстие для ручки. Следовательно, первобытный
 человек обращал внимание прежде всего на форму камня, кости или ракушки, а уже
 потом и на твердость, цвет, податливость обработке и т.п. Не так ли поступает и
 современный человек, выбирающий материал для производства какого-либо изделия?
 Таким образом, из всех имеющихся под рукой средств человек выбирает наиболее
 совершенное и наиболее подходящее для определенных целей.
 Самые древние памятники материальной культуры, письменности Древнего Востока
 (письмена на каменных и глиняных дощечках, клинописные каменные плиты на
 аккадских языках - культура Шумера, Месопотамии, Вавилона, затем Древнего
 Египта, древнекитайские и древнеиндийские источники), свидетельствуют о том, что
 для древнего человека не только совершенство, но и сама идея совершенства
 представлялись чем-то высшим, трудно достижимым и становились идеалом стремлений
 и желаний на всем пути его духовного развития. В Древнем Китае достижение
 совершенства поднимало человека на вершины Поднебесной, где по представлениям
 могли обитать только морально чистые и благородные существа. Это первый шаг
 человечества к тому, что только в середине XVIII в. было названо эстетическим, а
 до этого называлось прекрасным или красивым.
 Из многообразия камней, ракушек, костей, использовавшихся древним человеком в
 разных целях, он отбирал такие, которые органично и естественно вписывались бы в
 среду его обитания и соответствовали его занятиям связанным с обеспечением
 средств к существованию себе и своему племени, особенно детям и женщинам.
 Соответствие предметов параметрам окружающей среды позже было названо
 гармонизацией и, думается, она была особо привлекательной для древнего человека,
 ибо он сам стремился на уровне представлений об окружающем мире органично и
 гармонично вписаться в естественную среду обитания. И свои взаимодействия с
 миром растений и животных привести в соответствие с этими представлениями. Можно
 предположить, что первобытный человек понимал, что от гармонизации
 взаимодействия с окружающим миром зависят его благополучие и выживаемость. Столь
 же естественно предположить, что осознание спасительной роли гармонизации в
 жизни человека, вырабатывало у него стремление поддерживать это гармоническое
 равновесие, т.е. ему это нравилось и вызывало приток жизненных сил. Состояние,
 определяемое словом "нравится", постепенно превращалось в положительные,
 жизнеутверждающие эмоции, которые хотелось испытывать вновь и вновь - уже второй
 и более значительный шаг человечества к тому, что позже станет называться
 эстетическим, а понятия "гармония" и "гармоническое" войдут в основы науки
 эстетики, которую мы будем изучать не с теоретической, а с жизнедеятельной и
 творческой позиции. Поэтому здесь мы не будем перечислять самые первые
 источники, в которых понятие "гармония" рассматривалось как предтеория, а затем
 и теория эстетического.
 Ну а как быть с красотой? Ощущал ли человек каменного века красоту окружающего
 мира? И что такое красота? Подразумевает ли это понятие лишь совершенство
 внешней формы предметов? Многие инструменты и орудия охоты и труда древнего
 человека, а также выполненные им на стенах пещер и скал рисунки свидетельствуют
 о том, что он (может быть, чисто интуитивно) сводил воедино совершенство и
 гармонию, симметрию и пропорции, иногда изящество и ритм, придавая таким образом
 красоту сделанным им вещам. Конечно, мы современные люди, восхищаемся прежде
 всего изяществом форм этих предметов. Но в них явственно прослеживаются чувства
 и эмоции древнего человека. Мы можем представить себе его обыденную жизнь,
 например, как он охотился или подготавливал подрастающее поколение к жизни,
 совершая определенные ритуалы, позже названные обрядами инициации. * (* Эти
 обряды у современных аборигенов Австралии и Новой Гвинеи, на островах
 Филиппинского архипелага, во многих странах Африки, у индейских племен
 американского континента сохранились до сих пор. Обряд инициации - это
 посвящение принимающее различные формы - например, предоставление возможности
 молодому человеку возглавить охоту на диких животных.)
 Гораздо позже это сведение воедино различных признаков в понятие красоты
 получило название прекрасно, подразумевающего совпадение формы и содержания.
 Однако сейчас нас интересует не то, на какой стадии своего развития человек стал
 пользоваться теми или иными понятиями, а то, как он учился чувствовать особые
 качества природы и вырабатывал навыки воплощать свои чувства в результатах
 своего груда.
 Возможно, различные насечки, линии на орудиях труда и предметах повседневного
 быта древних людей, жезлах вождей, жаровнях в святилищах и особенно на предметах
 украшений для женщин и мужчин, обозначают совершенство, гармоничность этих
 вещей. Но увы, древнейшие знаки с большим трудом поддаются (а иногда и вообще не
 поддаются) расшифровке. Не одно поколение археологов и любителей древностей
 стремилось разгадать тайны клинописи на тысячах глиняных табличек, различных
 сосудах, предметах охоты, рыболовства. В результате мы можем читать сегодня
 шумерские летописи, древнеегипетские сказания, легенды многих народов, писавшие
 на аккадском, хеттском, палайском и других языках. И с каждым открытием мы все
 больше познаем историю развития человечества, которая оказалась значительно
 древнее и богаче, разнообразнее и интереснее, чем это представлено в религиозных
 мифах и легендах. Правда, без этих мифов и легенд история человечества могла бы
 показаться скучной и малоинтересной, но совершенство, гармония и красота
 предметов древности удивляет и заинтересовывает не меньше, чем легенды и
 сказания о жизни людей прошлых эпох.
 Таким образом, можно предположить следующее определение эстетики: это отрасль
 знания, о том как человек моделирует свою жизнь, обеспечивает средства к своему
 существованию и существованию своего племени и семьи, руководствуясь своими
 чувственными состояниями и возникающими на их основе представлениями о
 совершенстве, гармонии и красоте, следование которым обеспечивает определенный
 комфорт, благополучие и т.д. Короче говоря, эстетическими можно назвать те
 чувствования человека, которые заставляют его формировать свои взаимодействия с
 природой и людьми на основе представлений о совершенстве, гармонии и красоте.
 Недаром же стремление людей к гармонизации взаимодействий с миром, выраженных в
 разных формах, характерно для всех известных- современному человечеству эпох его
 развития.
 Таким образом, предметом эстетики является жизнь человека во всем богатстве ее
 проявлений и во всем разнообразии взаимодействий с миром природы, людей, а также
 предметов, созданных его умом и талантом. Еще раз подчеркнем, предметом эстетики
 является вся жизнь человека, ибо в ней нет ни одного этапа, в котором не
 присутствовали бы совершенство, гармония и красота. Каждый период или эпоха

<< Пред.           стр. 7 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу