<< Пред. стр. 6 (из 41) След. >>
регулярное телевизионное вещание.Оно тоже сначала выполняло лишь информационные функции.Но очень быстро стало
использоваться для трасляции концертов, театральных спектаклей, а потом и
кинофильмов. Показ кинофильмов породил необходимость снимать фильмы для
телевидения - телевизионные фильмы, использующие художественную специфику
телевидения - приближение героя-актера к каждому телезрителю, возможность их
задушевного общения и показа событий в замедленном темпе, как бы разложенными на
элементы, тщательный анализ чувств и мыслей героя. Потом (уже в конце 50-х
годов) стали сниматься телевизионные сериалы, каждый день поставляющие
телезрителю художественно осмысленную и эмоционально выраженную информацию о
жизни людей в прошлые эпохи и в наши дни.
Уже в наши дни телевидение сосредоточило внимание на многообразных телешоу,
более или менее художественно и эстетически организованных, чтобы постоянно
держать современника в эмоциональном напряжении. Конечно, если он сам этого
хочет. Для обсуждения на этом уроке можно выбрать любые передачи
художественно-эстетического характера и попытаться оценить их с точки зрения
художественно и эстетически развитого чувства, вкуса, взглядов.
Тема 11. Жизнь человеческого духа в художественном слове
Обсуждение этой темы в заключение этого раздела, с одной стороны, облегчается
тем, что ребята все годы обучения в школе изучают родной язык
и литературу, иностранные языки и литературу, с другой стороны, затрудняется
тем, что литература в школе до сих пор изучается как предмет, а не как вид
искусства. Между тем именно как искусство литература занимает особое место в
художественной жизни и общества и личности, а в некоторые века (как в Х1Х) она
являлась основополагающим для художественной культуры средством ее развития и
цементирования.
И в наше время литература является необходимым средством создания образного
строя театрального искусства, кинематографа, всего песенного творчества, радио-
и телевизионного искусства, в широком смысле слова является стержнем культуры.
Но тем не менее она обладает собственными художественными достоинствами и по
количеству своих приверженцев - читателей вряд ли уступает другим видам
искусств. Конечно, имея в виду подлинно художественную жизнь человеческого духа.
Вряд ли стоит на уроке обсуждать вопрос о том, предшествовала ли литература
многим видам искусства или они предшествовали ей. А вот вопрос о том, что в
процессе художественного развития перед всеми странами и народами возникла
необходимость создания наряду с разговорным и литературного языка, который по
замыслам его создателей должен был обладать особой художественной
выразительностью и действенностью. При этом представители разных
народов-создатели литературных языков использовали уже накопленный опыт поэзии.
Основное внимание надо сосредоточить на том, что создателем современного
русского литературного языка был А.С. Пушкин, а французского литературного языка
два прекрасных поэта ХУ1 в Ж. Дю Белле и П. Ронсар. Почему же именно поэты, да
потому, что поэзия ко времени создания языков накопила большой опыт выражения в
слове и передачи в нем всего накопленного людьми чувственно-эмоционального опыта
жизни, поисков ее смысла, страданий и переживаний людей своего времени и своего
народа. Слово не только схватывает, но и фиксирует на все времена художественно
преображенную жизнь человеческого духа. И. А. Бунин это замечательное качество
слова выразил так:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Не потому ли так радостно в Х1Х веке человечество переживало факт прочтения
клинописных текстов, зафиксировавших древнейшие культуры шумеров, ассирийцев,
вавилонян и древних египтян?
Очень важно обсудить вопрос о том, что при существовании в мире более трех тысяч
языков и художественной литературы на них, человечество постоянно совершенствует
технику художественных переводов, чтобы все люди Земли могли читать
художественные творения всех народов, впитывая в себя все духовные богатства
человеческого гения.
Обязательно надо постараться дать ребятам почувствовать, что без чтения
литературы невозможно в самом себе систематизировать весь собственный опыт
общения с разными видами искусства, ибо слово в культуре, особенно в
художественной жизни личности выполняет выполняет обобщающую и цементирующую
функцию. Специфический художественный язык литературы учащиеся знают из уроков
литературы и родного языка. Здесь важно, чтобы они почувствали и поняли, что для
чтения поэзии, наслаждения ею, понимания ее требуется не столько умение читать,
сколько умение вчитываться не в слова, а в художественный язык поэтический и
прозаический.
Писателей и поэтов, на произведениях которых можно построить всю беседу, каждый
педагог может выбрать по своему вкусу, ибо в русской и в мировой литературе
столько выдающихся имен и произведений, которые могут удовлетворить самые
разнообразные художественные и эстетические чувства и вкусы.
Раздел 2. Эстетическая культура общества и личности
Тема 12. Эстетическая культура общества
Этот раздел как бы подведет итог всему тому, что ребята узнали, чему научились
за все три года изучения курса "Эстетика жизни". Педагог же может проверить с
помощью самим им составленных тестов, как духовно выросли ребята за три года,
насколько они обогатились и созрели в художественном и эстетическом отношении.
По поведению ребят , их отношению друг к другу, к школе, к учебе, по тому, какой
выбор они совершили к окончанию школы, по их отношению к самим себе можно
почувствовать и понять, удалось ли педагогу ввести их жизнь в эстетическое
русло. По аналогии с тем, как в предыдущем разделе рассматривалась
художественная жизнь общества и личности, здесь нужно художественную культуру
включить в состав эстетической культуры, дополнив ее всеми эстетическими
проявлениями во всех других сферах жизни. Отличие от художественной жизни будет
весьма существенным, поскольку художественной не исчерпывается жизнь
человеческого духа. Только для художественно одаренных людей художественная
жизнь и художественная культура могут составить сферу их основных жизненных
интересов и переживаний. Тем не менее и их художественная культура прорвется за
пределы художественного творчества в самых разнообразных его проявлениях и
формах. Эстетичность художественной культуры проявит себя во всем богатстве
взаимодействий личности художника со всем миром. Для большинства же людей
художественные чувства, вкусы, представления, идеалы, взгляды являются лишь
частью их духовных взаимодействий с миром. Многие расширяют свои эстетические
горизонты в процессах созарцания красоты природы, делового взаимодействия с ней
(биологи, ботаники, зоологи, геологи, почвоведы, гидрологи, географы, моряки,
лесники, метеорологи и др.). Другие за счет проникновения в тайны природы с
помощью различных способов (ученые-исследователи материального мира, астрономы,
астрологи, космонавты, астрофизики, геофизики и т.д.). Третьи в процессах
материализации добытых учеными знаний в машины, станки, приборы, оборудование,
компьютеры и пр. А четвертые в повседневном взаимодействии с природой во всех
видах сельскохозяйственного производства и проложения различного рода
транспортных коммуникаций, строительства линий электропередач и разнообразных
современных средств связи людей. Всем способам проявления природной и социальной
активности человека присущи эстетические особенности. Именно поэтому от каждого
современного человека требуется овладение эстетической культурой своего региона,
государства, народа и выход на просторы мировой эстетической культуры через все
каналы современного информационного обмена.
В художественной культуре сложилась четкая система тиражирования,
репродуцирования, распространения художественных ценностей, обмена ею между
регионами, государствами, континентами. В эстетической культуре, к сожалению,
пока такая четкая система не сложилась. Но есть организованный и стихийный обмен
эстетическими теориями, материальными предметами, опытом строительства
эстетически организованных сел, городов, отдельных туристских и санаторных
комплексов, фабрик и заводов, производящих огромное количество разнообразных
материальных предметов, из которых создается эстетизированная материальная среда
жизни.
Эстетическая культура столь же необъятна и разнообразна в проявлениях, сколь
необъятна сама жизнь. Однако общество в каждую эпоху вырабатывает свои
представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и
комическом, героическом и антигероическом, об изящном и грубом, гармоническом и
дисгармоническом . Общество же через семью и разные общественные институты и
организации старается передать подрастающим поколениям все эти представления.
Особенно через многоразличные предметы материальной культуры, оформляющей жизнь
человеческую и придающей ей духовную направленность. Важно, чтобы новые
поколения вырастали не только потребителями уже созданных ценностей, но и
творцами, созидателями новых. А без овладения опытом предшествующих поколений,
без развития стремления к красоте, гармонии, творчеству ничего нового, более
совершенного не создашь. Поэтому обществу необходимо сформировать, воспитать
отзывчивые к гармонии и красоте поколения, закрепить в них опыт постоянного
общения с красотой, восприятия красоты, умножения форм и способов ее выражения.
Когда в человеке формируются устойчивое эстетическое чувство, способность
переживания и сопереживания, высокий эстетический вкус, знание теории эстетики и
собственные эстетические взгляды, когда в мировоззрении каждой личности
обязательно присутствует мир как целостность, тогда можно говорить о наличии
эстетической культуры как активного действенного начала в жизни общества.
Тема 13. Эстетическая культура личности
Если эстетическая культура общества зиждется на фундаментальных основах
общественной жизни, то эстетическая культура личности более локальна и
ограничена и основания ее заложены в конкретных особенностях каждого индивида,
хотя во многом определяется эстетической культурой общества. Характер,
темперамент личности, сила или слабость ее нервной системы, профессия, широта ее
социальных связей ( на житейском языке общительность или замкнутость),
устроенность или неустроенность жизни, любовь к искусству или равнодушие, а то и
безразличие к нему, опыт самопознания, самовоспитания или отсутствие такового -
все влияет на процесс формирования, выработки эстетической культуры личности.
Именно скорее эстетическая, чем художественная культура личности позволяет ей
легко, без стрессовых состояний чувствовать себя на плюральном поле культуры,
входить в другие культуры, чувствовать, переживать и понимать их без жертвования
своим чувствами, вкусами, взглядами.
Важно в теме раскрыть также два таких принипиальных момента в действии
эстетической культуры личности, как: во-первых, эстетическая культура делает
свободными все творческие взаимодействия личности с миром природы и миром людей,
что чрезвычайно важно для достижения полноты жизни, ответственного отношения
личности к своим природным задаткам и дарованиям; во-вторых, хотя эстетическая
культура личности и формируется на базе представлений общества об эстетическом и
его основных проявлениях, будучи сформированной, она обеспечивает личности
терпимость к эстетическим представлениям личностей, принадлежащих к другим
социальным, общественным образованиям. Можно сказать, что именно эстетическая
культура в наибольшей мере реализует заповеди всех основных современных
религиозных течений - веротерпимость, свободу совести, уважение к миру
чувствований и взглядов, вкусов и идеалов других. Не потому ли общение
эстетически развитых личностей всегда оказывается доверительным,
взаимообогащающим и предельно гуманным?
Тема 14. Человек прекрасный как высший венец природы и общества
В первом разделе курса "Эстетика жизни" уже рассматривался вопрос о человеке
прекрасном как завершении построения пирамиды представлений людей о человеке, во
все эпохи представлявшем воплощение самых сокровенных их желаний, надежд и
идеалов. Но если в начале курса педагог постепенно вместе с ребятами прослеживал
как человек выделялся из мира природы и какие качества при этом в нем
формировались и обозначали его отличие от всех других живых существ, то теперь,
к завершению курса, ребята подготовлены к пониманию логики развития именно
такого порядка представлений о человеке: homo sapiens, homo faber, homo ludens ,
homo pulcher. Учащиеся уже знают, а многие, будем надеяться, чувствуют и
понимают, чем отличается человек прекрасный от человека разумного, производящего
(творящего), играющего, что он во всех этих представлениях объединяет,
синтезирует, что усиливает (творческое начало, например), а что ослабляет, чему
помогает раскрыться в полной мере, а что может и задержать в раскрытии
(например, слишком сильную рационализацию всей жизни человека-творца).
Теперь надо сосредоточить внимание на том, что человек прекрасный - это прежде
всего личность, чувства, ум и воля которой развиты в их гармоничном
переплетении, взаимодействии и взаимодополнениях. Именно он помогает ребятам в
попытках самсопознания и самовоспитания, выбора жизненного пути по призванию.
Конечно, это очень трудно уловить, выявить, но индивидуальная беседа может
оказаться решающей при выборе жизненного пути каждым учеником. Выпускники школы
уже по всем показателям находятся на взлете и жизненном переломе, на пике
радостного жизнеощущения и на пике же раздумий о будущем. Помочь каждому из них
пройти этот переломный момент - высшее призвание педагога и высшая радость
педагогического творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса "Эстетика жизни" учащиеся должны:
1. з н а т ь:
- что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы
стремлением к красоте;
- что человечество начало свое художественное развитие в глубокой древности с
освоения человеком звука, штриха, линии, цвета, с организации быта и заботы о
продолжении рода человеческого;
- что такое творчество вообще, а эстетическое в особенности;
- какой путь должен и может пройти человек , чтобы стать человеком прекрасным;
- что каждый человек рождается с природными задатками, на основе которых в
процессе воспитания формируются способности к творчеству в любом способе
жизнедеятельности и виде деятельности;
- что такое искусство, на какие виды , роды и жанры оно делится.
2. у м е т ь :
- отличать явления и предметы эстетические от неэстетических или
антиэстетических;
- отличать явления, предметы и произведения материальной культуры от культуры
духовной, материальной жизни человека от духовной;
- отличать произведения разных эпох и разных народов, произведения
профессионального от произведений народного искусства;
- пользоваться справочной и специальной литературой, художественными
репродукциями и альбомами, слайдами, диафильмами, аудио и видеотехникой и т.п.;
- анализировать произведения искусства и высказывать хотя бы самые простые
суждения о них, о среде обитания,об одежде.
3. и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:
- об эстетике, ее предмете и социальном назначении, особенно об эстетике жизни;
- общие представления о человеке, которые выделяли его из всего животного мира и
об истории их изменения от эпохи к эпохе;
- о пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его
шаге, поступке и действии;
- об основных эстетических особенностях всех способов жизнедеятельности и
основных видов деятельности человека;
- о художественной и эстетической культуре общества и личности, об их
соотношении и взаимодействии;
- о том, чем отличается художественное творчество от эстетического и каким
образом они соотносятся;
- о влиянии на эстетическое и художественное развитие людей их образа, уклада,
стиля жизни и национального характера;
- о саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствовании и саморефлексии как
необходимых средствах и способах движения человека к полной самореализации и
счастливой жизни;
- о роли в человеческой жизни гармонии истины (знания), добра и красоты;
- о художественной и эстетической жизни человека и их месте в его духовном
и материальном бытии, то есть созидательной активности.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1Х класс:
Киященко Н. И. Эстетика жизни.Учебное пособие. - М., 1999
Антман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (ХУШ
- начало ХХ в.). - Спб., 1994
Апресян Г. З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. М.,
1981
Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970
Бадер О. Н. Каповая пещера. - М., 1965
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993
Василенко В. М. Народное искусство. - ., 1974
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М.,1972
Еремеев А. Ф. Первобытная культура .В 2-х частях. - Саранск, 1997
Землянухина Л. В. Эстетика, этнография, быт. - М., 1994
Иконников А. В. Искусство, среда, время. - М., 1985
Искусство и общение. - Л., 1984
Ларичев В.Е. Прозрение. - М., 1990
Лот А. В поисках фресок Тассили. - М., 1960
Окладников А. П. Утро искусства. - Л., 1967
Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. - М., 1989
Проблемы народного искусства. - М., 1982
Проблемы общения в психологии. - М., 1981
Русское народное искусство Севера. - Л., 1968
Рыдванова И. И. Семья и мир прекрасного. - Минск, 1982
Словарь Античности. - М., 1989
Художественные промыслы Подмосковья. - М., 1982
Человек и культура. - М., 1990
Шепетис Л. К. Искусство и Среда. - М., 1978
Х класс
Киященко Н. И. Эстетика жизни. Учебное пособие. - М., 1999
Акопджанян Е. С. Эстетическое в научном творчестве. - Ереван, 1978
Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1978
Взаимосвязи. Тетар и контекст культуры. - Л., 1991
Выготский Л. С. Психология искусства.- М., 1986
Галеев Б. М. Человек, искусство, техника. - Казань, 1987
Герасимова И.А. Человек в мире: эволюция сознания. М., 1998
Герасимова М. П. Бытие красоты. - М., 1990
Гончаров И. Ф. Подвигнут я тобою. Слово о матери. - Л., 1988
Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства
и действительности. - М., 1986
Гулыга А. Искусство истории. - М., 1980
Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. - М., 1972
Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. - М., 1985
Зись А. Я. Искусство и эстетика. - М., 1975
Искусство и точные науки. - М., 1979
Киященко Н. И. Сущность прекрасного. - М., 1977
Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество. - М., 1984
Неменский Б. Искусство, культура, образование. - М., 1993
Пономарев Я. А. Психология творчества. - М., 1976
Прасолова Е., Бузол М. Пробуждение к прекрасному. - Тула, 1985
Розин В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993
Современные концепции эстетического воспитания. Отв. ред. Киященко Н.И. М., 1999
Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1985
Трактаты о любви. - М., 1994
Федь А. М. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук. - Киев, 1994
Химли Г. Ф. Поэзия науки. - М., 1970
Художественное и научное творчество. - Л., 1972
Х1 класс
Киященко Н.И. Эстетика жизни. Учебное пособие. - М., 1999
Альберт Г. Моцарт. - М., 1987, 1988. Кн. 1, "
Альшванг А. Бетховен. - М., 1976
Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М., 1990
Бажанов Н. Рахманинов. - М., 1962