<< Пред. стр. 14 (из 41) След. >>
является живопись Д. Левицкого), но это был короткий период в художественномразвитии России, так как очень скоро художники осознали, что, не отобразив
отношение человека к природе, они затрудняют понимание его внутреннего мира,
характера, поступков, стремлений и желаний.
Потому вскоре после зарождения светского искусства в портретах написанных В.
Боровиковским, О. Кипренским, В. Тропининмы, К. Брюлловым и другими художниками,
человек не мыслится вне природы. Портретная живопись русских художников
подготовила появление чисто русской пейзажной живописи.
В становлении российского светского изобразительного искусства особо велика
заслуга Московское училище живописи, ваяния и зодчества, второе (после
Петербургской Академии художеств) по величине и значению художественное
заведение в России, где не столь строго придерживались закосневших академических
приемов живописания ине столь строго было требование ограниченности тематики.
А. К. Саврасов, один из представителей этой школы, в которой все же мало кто
решался естественно и просто изображать природу средней полосы России, не
приукрашая ее, предпочитал писать самые обычные пейзажи и придавал им такую
одухотворенность, значительность, динамичность, что этого не могли не
чувствовать посетители первых открытых выставок в Москве. Пейзажи А. К.
Саврасова "Вид в окрестностях Ораниенбаума", "Лосиный остров в Сокольниках",
"Грачи прилетели", "Зимний пейзаж", "Ночка", и др. были весьма значимы для
развития русской пейзажной живописи.
Современники писали о его полотнах: "Нельзя не смотреть без внутреннего
удовольствия на произведение ("Лосиный остров в Сокольниках"), в котором
художник умел так поэтично перенести на полотно знакомый каждому из нас клочок
природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта
или художника". Представленная на первой передвижной выставке в Петербурге
картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели", была названа мэтром русской
художественной критики 70-х годов XIX века В. В. Стасовым "лучшей и
оригинильнейшей картиной" художника, а по отзывам И. Крамского, пейзаж Саврасова
"Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный... душа есть только
в "Грачах". М. Е. Салтыков-Щедрин в статье, опубликованной в журнале
"Отечественные записки" назвал эту картину прелестной. Ее наброски художник
сделал во время поездки в костромскую деревню Молвиктино *. (* См.: Рождение
весны / Сост. А. Владимиров. - М., Мол. гвардия, 1973.
Существует, однако, мнение, что картина "Грачи прилетели" была написана А. К.
Саврасовым в деревне Выдрепушск, расположенной на дороге из Петербурга в
Москву.) К воплощению замысла картины художник приступил уже в Москве, и на
полотне стало проступать рождение весны, вечное противостояние различных стихий:
буйного порыва к теплу, свету и скованности, замороженности. Все писалось
по-новому: и осевший снег, и небо, и березы, уже принаряжающиеся, и грачи,
шумящие, гомонящие, постоянно перелетающие с дерева на дерево. Звон стоит в ушах
от всего пробудившегося и пробуждающегося, и радость потоком льется в душу.
Корявые березки с грачиными гнездами, полуразвалившиеся заборы, сараи,
церквушка, проталины снега и весенний гомон птиц - в этом простом мотиве
Саврасов сумел передать поэтичность и красоту природы, радость от приближения
весны. Эта картина положила начало новому этапу в развитии искусства пейзажа -
раскытие поэзии обыденного в природе, ее национального своеобразия. По выражению
И. И. Левитана, ученика А. К. Саврасова, "С Саврасова появилась лирика в
живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной стране" * (* См.: Горина
Т. Н. Искусство передвижников. - М.: Знание, 1961г.)
Прекраснейший русский лирик Ф. И. Тютчев еще в 30-е годы XIX в. писал о
невыразимой красоте русской природы:
"Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна.
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась..."
На Руси были и другие прекрасные пейзажисты. Ф. А. Васильев, проживший всего 23
года, оставил глубокий след в русской культуре. Как бы предчувствуя краткость
отпущенной ему жизни, Ф. Васильев поэтизировал природу, запечатлевая ее
предгрозовые состояния добиваясь глубокого чувственно-романтического воздействия
на зрителей. В его картинах борются свет и мрак. Его картина "Перед дождем" и
тревожит и радует, невольно рождая эмоциональную отзывчивость.
Творения В. Д. Поленова завораживают спокойными раздумьями о красоте и
таинственности природы. Свет, цвет и воздух пронизывают его светлые, спокойные и
гармоничные, радостные полотна, которые он создал и в Абрамцево и в Москве, и
конечно же, в своем родном Поленове за Тарусой на берегу Оки и в восточных
странах. Его "Московский дворик" находящийся в Третьяковской галерее настолько
поэтичен и светел, что невольно вызывает желание побродить по арбатским
переулкам и ощутить ту атмосферу, которая вдохновила художника. Он писал из
Поленова, что живет там многие годы, а красота и гармония природы остаются все
теми же. В своем завещании он написал: "Бытие человека остается и переходит в
то, что он сотворил". Картины, созданные им в течение свей его жизни, он передал
людям. Обстановка его Дома-музея позволяет понять что он чувствовал, о чем думал
и чем старался украсить мир.
Побывав в Поленове, Ясной поляне, Спасском-Лутовиново, Мелихове, Михайловском,
Овстуге, (имении Ф. И. Тютчева), на Полтавщине, в подмосковном Звенигороде,
Плесе на Волге, в Кувшинове или в Вышнем Волочке на Тверщине в Абрамцеве или
Марфине, т.е. там, где жили и творили выдающиеся художники, писатели, поэты,
невольно приходишь к выводу, люди не могут не быть поэтами природы.
Н. В. Гоголь разворачивал в своих произведениях перед читателем картину за
картиной - нам самим хотелось промчаться вихрем на русской тройке, попробовать
переплыть Днепр, побывать на Сорочинской ярмарке, которая и доныне проходит на
Полтавщине в жаркие летние дни. И. С. Тургенев исходил с охотничьим ружьем
орловские и брянские леса, вбирал в себя все богатство природы среднерусской
полосы и потом возвращал его читателю.
А. И. Куинджи, не будучи принятым в Академию художеств, самостоятельно пробился
на самые вершины русской пейзажной живописи. Он оставил нам и таинственные, и
контрастные, и спокойно-раздумчивые пейзажи. В его картинах поражает передача
эффектов освещения. Его помогает лучше понять описания Днепра, приведенные в
произведениях Гоголя "Лунная ночь на Днепре".
Пейзажи М. В. Нестерова невольно вызывают перед красотой русской природы, и
желание поклоняться ей. Художник все время искал гармонию природы и человека.
Его "Видение отроку Варфоломею" открывает целый цикл картин, посвященных Сергею
Радонежскому. А "Пустынник", "На Руси", "Великий постриг" воплощали красоту
русской природы и человека, в ней живущего. Когда в 1992 г. в новом здании
Третьяковской галереи были собраны из разных музеев и из частных коллекций
произведения М. В. Нестерова, в течение нескольких месяцев не прерывался поток
благодарных зрителей, проводивших перед его полотнами в радостных раздумьях и в
восторге от увиденного и прочувствованного духовного богатства души художника.
В Третьяковской галерее есть зал, который насыщен особой атмосферой, - это зал
И. И. Левитана, картины которого представляют вершины русской пейзажной
живописи. Его пейзажи, - "Весна - большая вода", "Март", "Вечер на Волге",
"Владимирка", "Плес. После дождя", "Над вечным покоем", "Вечерний звон",
"Золотая осень", "Летний вечер", "Сумерки. Стога" и др. - исполнены
одухотворенности и полны раздумий о жизни. Левитан, пожалуй, самый вдохновенный
поэт русского пейзажа. В его картинах присутствуют вечность и повседневность,
переплетаются радость и печаль, покой и тревожные ожидания. Художник размышляет
о смысле жизни и предназначении человека, о его земных делах и неотвратимости
смерти. Овеяна гражданской скорбью "Владимирка" (дорога, по которой шли в Сибирь
ссыльные), полон радостного чувства принуждения природы "Март"; мощь и красота
великой роли Волги переданы в картине. Наиболее оптимистическая (и последняя)
работа Левитана "Озеро" задумана как обобщающий образ родины.
Известными мастерами пейзажа были братья Васнецовы, а также И. Шишкин - "человек
- школа, верстовой столб в развитии русского пейзажа", по выражению известного
партретиста И. Н. Крамского, одного из организаторов Товарищества передвижников.
Достигнув высочайшего уровня в конце XIX в., русский пейзаж и в XX в. получил
дальнейшее развитие в полотнах Коровина, Врубеля, Кустодиева, Головина,
Кузнецова, Серебряковой, Гончаровой, Добужинского, Петрова-Водкина, Грабаря,
Пластова, Стожарова, Нисского, Пименова...
Произведения русских художников- пейзажистов, являющиеся достоянием многих
музеев мира, всегда привлекают внимание посетителей этих музеев, желающих
погрузиться в удивительно глубокий и разнообразный мир русской природы. И чем
больше урона наносится, тем большее значение приобретает русский пейзаж в жизни
людей.
Рекомендации для учителей
После двух последних занятий можно попросить ребят составить письменный рассказ
об увиденном и почувствованном в природе и искусстве, а потом обсудить их
впечатления.
Вопросы
1. Могло ли у человека, не общающегося с природой возникнуть чувство красоты?
2. Какие виды искусства, по вашему мнению, имеет природную основу?
3. Какие народные промыслы, возникшие в результате взаимодействия человека с
природой, вы знаете?
Рекомендованная литература
Антман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (
ХVIII - начало ХХ вв.). С/-Cб., 1994
Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. - М.,
1981
Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.
Бадер О.Н. Каповая пещера. - М., 1965
Вагнер Г. К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. - М., 199
Василенко В. М. Народное искусство. - М., 1974.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.
Гусев В. Е. Эстетика фольклора. - М., 1967.
Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. - М., 1970.
Замбровский Б.Я. Истоки искусства. - Воронеж, 1976.
Землянухина Л. В. Эстетика, этнография, быт. - М., 1994.
Иконников А. В. Искусство, среда, время. - М., 1985.
Искусство и общение. - Л., 1984.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. - Л., 1997.
Киященко Н. И. Сущность прекрасного. - М., 1977.
Ларичев В. Е. Прозрение. - М., 1990.
Лот А. В поисках фресок Тассили. - М., 1960.
Окладников А. П. Утро искусства. - Л., 1967.
Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. - М., 1989.
Проблемы народного искусства. - М., 1982.
Проблемы этики и эстетики. Вып. Л., 1975.
Ранние формы искусства. - М., 1972.
Русские изразцы. - Л., 1961.
Русское народное искусство Севера. - Л., 1968.
Рыдванова И. И. Семья и мир прекрасного. - Минск, 1982.
Семенов Ю. И. Как возникло человечество. - М., 1966.
Современные концепции эстетического воспитания. - М.,1998.
Словарь Античности. - М., 1989.
Фортова А. И. О диалектическом единстве нравственного и эстетического. - Киев,
1985.
Художественные промыслы Подмосковья. - М., 1982.
Человек и культура. - М., 1990.
Шепетис Л.К. Искусство и Среда. - М., 1978.
***********************************
Н.И.Киященко - Эстетика жизни (ч.2)Н. И. Киященко
Эстетика жизни
Учебное пособие. Часть II
Х- й класс
Содержание
Раздел I. Эстетика способов жизнедеятельности человека.
Тема 1. Жизнедеятельность и деятельность человека: их сходство и различие.
Творчески-созидательная и жизнестроительная сила любви
Тема 2. Воспроизводство человеческого рода как эстетический способ
жизнедеятельности людей
Тема 3. Воспитание - основной способ раскрытия природных задатков
ребенка и пробуждения в нем его родового стремления к красоте.
Эстетическое воспитание.
Тема 4. Обучение и образование как процессы очеловечивания
человека и гармонизации его взаимодействий с миром.
Тема 5. Воспитание, обучение и образование как творчество.
Раздел 2. Эстетика деятельности человека как творчества
(Красота как творчество, творчество как красота).
Тема 1. Дизайн как материально-художественное творчество
и как средство гармонизации и эстетизации среды обитания.
Тема 2. Народные промыслы и ремесла как проявление стремления
народа к красоте и материально-художественному творчеству.
Народное искусство.
Тема 3. Овладение знаниями и познавательная деятельность человека
как средства гармонизации мира в себе, себя с миром,
общества с природой. Эстетическое содержание познавательной
деятельности
Тема 4. Хозяйственно-экономическая и материально-производственная
деятельности как способы эстетического творчества.
Тема . 5 Общественная и политическая деятельность в их эстетическом
освещении.
Тема . 6 Художественная деятельность - высший вид эстетического
творчества.
Раздел I. Эстетика способов жизнедеятельности человека.
Тема 1. Жизнедеятельность и деятельность человека: их сходство
и различие. Творчески-созидательная и жизнестроительная
сила любви.
Итак, ребята, в прошлом учебном году мы уже рассмотрели, можно сказать, с
эстетической точки зрения условия существования человека. Разумеется, как
естественные, так и искусственные, то есть культурные, сотворенные человеком для
самого себя, в том числе и культурно-освоенные естественные условия - природу,
представленную средствами художественно-образного языка. Теперь нам предстоит
обсудить вопросы о том, как в этих естественных и искусственных условиях человек
осуществляет свою жизнь и воспроизводит новые и новые поколения людей, будучи
вооруженным собственно человеческим опытом и пользуясь всеми накопленными
человечеством ценностями, в том числе и богатым чувственно-эмоциональным опытом.
Нам в данном разделе нет необходимости рассматривать все богатство
взаимодействий человека с миром, но только ту сферу этих взаимодействий, которая
непосредственно связана с воспроизводством человеческого рода. Ведь обычно
деятельность человека рассматривают только в свете производства и
воспроизводства человеком средств существования, независимо от того, на что идут
и каким образом используются-- на созидание или разрушение созданные им
средства. Хотя все знают и понимают, что помимо материльных и духовных ценностей
человек тратит свои самые сокровенные силу и энергию на воспроизводство жизни,
новых поколений людей, то есть на продолжение человеческого рода. Поэтому все те
виды деятельности человека, которые совершаются им для воспроизводства жизни мы
с вами будем в дальнейшем называть способами жизнедеятельности людей. А все
другие виды активности человека, связанные с производством средств обеспечения
жизни уже родившихся людей видами деятельности. Разумеется последних гораздо
больше, чем первых. К способам жизнедеятельности людей мы будем с вами относить:
Любовь, половую любовь, семейную жизнь, воспитание, обучение, образование
подрастающих поколении, введение их в культуру, во всю систему человеческих
ценностей и человеческих отношении.
С одной стороны всякий разговор о Любви радостен, а с другой - в дрожь бросает:
разве можно хоть в малой степени высказать словами то трепетнейшее и
сокровеннейшее состояние души человеческой, через которое проходят абсолютно все
люди, когда-либо населявшие Землю и все могущие появиться на ней во все
последующие тысячи и миллионы лет.
Наверное это великое чувство вырабатывалось людьми буквально с первых шагов
появления человека, поскольку во многих и многих археологических находках самых
древнейших времен найдены различные памятники культуры, говорящие о том, как
давно первобытный человек выделял женщину среди всего живого, выражал к ней свое
особое отношение, создавал образы Мадонн, которыми он восторгался и восхищался.
Поскольку в древнейших фигурках женщин особо выделяются детородные органы
женщины, мы можем заключить, что для древнего человека чувственная и половая
Любовь совпадали. А мужчины, испытывавшие высокие духовные чувства к женщине, в
такой же степени восторгались и ее способностью продолжать род человеческий, то
есть они не рассматривали половую любовь как навязанную родом человеческим
обязанность женщины тянуться к мужчине, служить ему, подчиняться, поскольку над
ней тяготит проклятие рода воспроизводство жизни. Это мужчинам пришло в голову
только в Древней Греции, когда Платон (427-347 гг. до н. э.) разделил любовь на
2 вида. возвышенную чувственную, то есть собственно духовную, позднее названную
божественной и земную, вульгарную или простонародную плотскую любовь. Платон
женщину в первой любви назвал Афродитой (богиня Любви в древнегреческом пантеоне
богов) небесной, а во второй Афродитой простонародной или вульгарной, призванной
не столько любить и сливаться с мужчиной в единую целостную личность, сколько
выполнять свое родовое предназначение - воспроизводить род человеческий.
Надо сразу сказать, что эта философская традиция прошла почти через все
дальнейшие века развития европейской культуры, а с наступлением христианства
любовь вообще была отнесена к разряду греховных дел человеческих, вынудивших
когда-то Адама лишиться ребра и съесть в райском саду дьявольское яблоко,
предложенное ему Евой. Философы то считали Любовь главным путем к
индивидуальному бессмертию (В. Соловьев), то разделяли отношения мужчины и
женщины на Любовь и половые отношения, принижая последние и не считая половую
любовь подлинным чувством (Н. А. Бердяев), то всячески превозносили любые
отношения полов, требуя полного раскрепощения любви (В. Рязанов). Хотя, вообще
говоря, проблеме любви в философии не так уж и везло. Любовь редко занимала
внимание философов. слишком часто людей сдерживали стыдливость, лицемерие,
ханжество и даже страх перед таинственностью этого самого глубокого
человеческого чувства.
Но мы не будем вдаваться в эти глубокие теории, в которых много не только
туманного, мистического, противоречивого, излишне накрученного и запутанного.
Нас интересует тот факт, что всегда и везде в простых народных массах вопросы
любви, половых отношений не обсуждаются - они просто решаются сами собой как
неотъемлемая и естественнейшая часть жизни каждого. Это в философской мысли
России В. Розанов во всеуслышание провозгласил, что половой вопрос есть основной
вопрос жизни, что любовь не надо запрещать, не надо провозглашать ее греховной,
грязной, постыдной, что без Любви ничего на Земле происходить не может и не
будет. Н. Бердяев, занимая по вопросу о любви очень непростую позицию, не мог
отказать любви в том, что она есть самая существенная, самая радостная, самая
творческая, хотя и трагическая часто сторона, часть жизни каждого человека. Он
писал: "... ведь каждый тайно мучился этой проблемой, бился над ее решением для
себя, страдал этой мукой полового томления, мечтал о любви, каждый знает ту
признанную истину, что все почти трагедии в жизни связаны с полом и любовью.
Всем известно, что с полом связана вся наша жизненность, что половое возбуждение
носит характер экстатический и творческий"([1]). Здесь он, как говорят, ничего
не имеет против любви. Наоборот он ее защищает, выступает против христианского
принижения половой любви, отстаивает право человека не только на небесную,
божественную, но и на земную Любовь. Он ратует за то, что "назначение женщины -
конкретно воплотить в мир вечную женственность, то есть одну из сторон
божественной природы и этим путем вести мир к любовной гармонии, к красоте и
свободе. Дело это не меньше и не хуже всех мужских дел" ([2]). Но он никак не