<< Пред.           стр. 15 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 мог смириться с тем, что возвышенная Любовь, Эрос как индивидуальное половое
 избрание, как слияние начала мужественного с вечной женственностью, может
 совмещаться и совмещается с Любовью половой или родовой, поскольку последняя не
 есть соединяющее утверждение пола, а есть лишь продолжение дробления, что она не
 может дать целостной личности.
 Простые же люди своей реальной жизнью, в которой возвышенная и родовая Любовь
 дают прекраснейшие результаты - и счастливую жизнь любящим, и талантливых, а то
 и гениальных людей человечеству и полное слияние влюбленных и любящих в единое
 целое - семью - опровергали и опровергают идеальные и мистические устремления
 философов. Они может быть и не слагают стихов о любимой женщине и
 женщине-матери, но в быту, в семейных отношениях выражают ей все свои сердечные
 чувства и глубочайшую привязанность, симпатию и уважение, считая ее
 действительной Мадонной. Хотя, конечно, они и читают великих поэтов, пытавшихся
 и пытающихся до наших дней, да и будут пытаться всегда выразить свой восторг
 перед женщиной.
 А. С. Пушкин, наверное, в миллионный раз свое восхищение Мадонной выражл в
 одноименном сонете:
 Не множеством картин старинных мастеров
 Украсить я желал свою обитель,
 Чтоб суеверно им дивился посетитель,
 Внимая важному сужденью знатоков.
 В простом углу моем, средь медленных трудов,
 Одной картины я желал быть вечно зритель,
 Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
 Пречистая и наш божественный спаситель
 Она с величием, он с разумом в очах
 Взирали, кроткие, во славе и лучах,
 Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
 Исполнились мои желания, Творец
 Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
 Чистейшей прелести чистейший образец.
 Если исходить из библейских преданий, то Мадонной можно называть богоматерь,
 которая каждому художнику, изображающему ее с младенцем, представляется в
 соответствии с его верованиями и его пониманием всечеловеческого значения акта
 рождения Иисуса Христа, разумеется, и с его идеалами о красоте Мадонны и
 божественной красоте младенца. Для многих же поэтов, художников, писателей и
 композиторов Мадонна - это просто всегда прекрасная женщина-мать, поскольку
 художники не являлись сторонниками резкого разделения небесной и земной любви,
 то есть Любви, как высшего духовного чувства, и плотской любви, как родовой
 обязанности женщины. Между прочим для абсолютного большинства людей на Земле,
 истинно любящих и влюбленных в женщину этого философического разделения Любви на
 возвышенно-небесную и плотско-земную не существовало и не существует. Поскольку
 простым людям представляется, что высшим плодом и результатом Любви мужчины к
 женщине является не только слияние душ и тел в единую личность, но и рождение в
 этом слиянии новых и новых поколений людей. Ребенок для них и является
 воплощением искомого единства мужчины и женщины в Любви, выражение совершенных
 качеств отца и матери. Философам же представляется, что именно рождение ребенка
 - результата половой, земной любви говорит о дроблении и даже распаде
 совершенного мира. Н. Бердяев вслед за Платоном писал: "Совершенный мир не
 должен продолжаться в чем-либо ином, не должен ничего рождать, он остается в
 вечности, остается самим в себе. Все совершенное и безмерно-прекрасное есть
 достояние вечности, не дробится, не продолжается в рождении из себя
 несовершенных частей. Любовь родовая не есть соединяющее утверждение пола, она
 продолжает лишь дробление" ([3]). Противопоставление личности и рода оказалось
 для философов не только камнем преткновения на пути достижения совершенства, но
 и явилось средством оправдания однополой любви мужчины к мужчине
 (гомосексуализм), женщины к женщине (лесбиянство), а также всякого рода половых
 извращений, право на которые современные люди отстаивают, прикрываясь
 философскими оправданиями.
 Для философа женщина может представиться даже исчадием ада, воплощением
 гиперсексуальности и греховных вожделений. Для поэта, художника, писателя,
 композитора, и вообще для любого человека с высоко развитой чувственностью
 женщина всегда есть объект Любви, воплощение красоты и идеала, которые наполняют
 душу несказанным восторгом и благороднейшими стремлениями, желаниями и
 чувствами. Ф. И. Тютчев лиричнейший из русских поэтов - сказал:
 Еще томлюсь тоской желаний,
 Еще стремлюсь к тебе душой -
 И в сумраке воспоминаний
 Еще ловлю я образ твой...
 Твой милый образ, незабвенный,
 Он предо мной везде всегда,
 Недостижимый, неизменный,
 
 Как ночью на небе звезда...
 А прекраснейшая русская поэтесса конца XIX - начала XX века Мирра Лохвицкая,
 написав "Песнь любви", выразила высшую жизненную ценность этого великого чувства
 так :
 Хотела б я свои мечты,
 Желанья тайные и грезы
 В живые обратить цветы,
 Но... слишком ярки были б розы!
 Хотела б лиру я иметь
 В груди, чтоб чувства, вечно юны,
 Как песни, стали в ней звенеть, -
 Но... порвались бы сердца струны!
 Хотела б я в минутном сне
 Изведать сладость наслажденья, -
 Но... умереть пришлось бы мне,
 Чтоб не дождаться пробужденья!
 Ссылок на поэтов можно приводить бесчисленное множество, причем поэтов разных
 стран и народов, живших во все времена человеческой истории. Но нас в данной
 главе в основном волнует вопрос, в чем же состоит живительная, творческая и
 жизнестроительная сила любви. По этому вопросу столь же многочисленны и
 разнообразны по образам выраженные образцы искусств и поэзии. Главное в этих
 образах состоит в том, что Любовь уже на стадии только ее зарождения, которую
 называют влюбленностью, пробуждает в человеке все самые лучшие, самые
 благородные, самые добродетельные его силы, как бы придавая им крылья для
 полета, Ребята, попробуйте внимательно, причем не умом, а сердцем, прочитать
 первый том стихов А. С. Пушкина из десятитомного собрания его сочинений,
 выпущенных четвертым изданием в Ленинграде. Стихотворения, написанные им в
 1813-1820 годах (возраст А. С. от 14 до 21 года). Я верю, что вас не может не
 потрясти эммоционально то, как начинающий поэт в ярких образах показывает
 пробуждение первых чувств и желаний поэта,блистательные стихи раскрывают его
 быстрое созревание и мудрение во влюбленностях и в Любви. В этом томе есть и
 такие прозрения, которые в наше время оказываются непосильными даже взрослым
 людям. Причем А. С. Пушкин всегда пишет легко и непринужденно, с такой
 искренностью и чистотой, что при чтении его стихов сами собой отпадают все
 наслоения современности на чувственную жизнь людей нашего времени: слишком
 разнятся наши современные представления о Любви от того, что связывается с
 настоящей Любовью и что действительно является ею. Современные молодые люди
 почти не умеют различать в своих чувственных состояниях увлеченность,
 влюбленность и Любовь. Оказываясь чаще всего сами виновниками своих несчастий в
 отношения с женщинами, не умея понять и разбудить друг в друге лучшие
 человеческие чувства, молодые люди начинают смотреть на Любовь как на неизбежное
 явление, часто отождествляют ее со злом, неудачи в любви с конкретной девушкой
 или женщиной начинают переносить на всех девушек и женщин. В них рождаются или
 жено- или мужененавистники. Для женоненавистников не существует идеала
 Прекрасной женщины, который через многие века прошел в образе Прекрасной дамы.
 Представление о том, что в Любви не бывает некрасивых женщин или мужчин,
 находится за пределами их житейского опыта. Их сердце не способно реагировать на
 красоту.
 На самом деле, разве не удивителен тот факт, что за всю многовековую историю
 люди не зафиксировали каким-либо образом ни одного факта некрасивой любви и
 факта Любви некрасивых людей. Любовь оказалась таким и пожалуй единственным
 человеческим чувством, которое всецело базируется на красоте и поднимает
 последнюю до статуса прекраснейшего чувства. Именно красота этого чувства и
 вдохновляет человека на самые невероятные, всегда прекрасные, благородные и
 добродетельные дела. Она пробуждает в душе любящего такие силы, которых он в
 себе не ощущал и не имел представления о том, что они у него имеются.
 В чем же дело? Почему другие чувства, причем самые благородные и возвышенные,
 например, мужество, отвага, храбрость, теплота, сердечность, отзывчивость... не
 достигают такого уровня, чтобы быть водруженными на вершине всех представлений о
 
 красоте? Один из существенных ответов заключается в том, что Любовь независимо
 от условий жизни, от существующего окружения и состояния социума делает человека
 счастливым, всегда счастливым пока он любит. Вопреки и наперекор всему в сердце
 любящего человека сияет счастье, он светится им, оно освещает все в его
 жизненном опыте и состоянии особым светом радостного вдохновения. Вячеслав
 Иванов - поэт "серебряного века в русской поэзии" писал:
 Солнце, сияя, теплом излучается:
 Счастливо сердце, когда расточается.
 Счастлив, кто так даровит
 Светлой любовью,что светлому чается,
 Будто со всем он живым обручается.
 Счастлив, кто жив и живит.
 Счастье не то, что годиной случается
 И с мимолетной годиной кончается.
 Счастья не жди, не лови.
 Дух, как на царство, на счастье венчается,
 В счастье, как в солнце, навек облачается.
 Счастье - победа любви.
 И еще. Человек в любви постоянно испытывает также светлую радость. Восторженное
 состояние души становится для него привычным. Оно раздувает жар души и
 вдохновляет на творческие дерзания. Вот в этом вопросе у философов всех времен
 существовало убеждение, что все творчество культуры есть лишь объективация того,
 что совершается в скрытой таинственной глубине души влюбленного и любящего
 человека, что "без влюбленности в вечную женственность, мужчина ничего не
 сотворил бы в истории мира, не было бы мировой культуры; бесполое всегда
 бессильно и бездарно. Мужчина всегда творил во имя Прекрасной Дамы, она
 вдохновляет его на подвиг и соединяет с душой мира". Более того "Только женщине
 могут открыться некоторые тайны жизни, только через женщину может приобщиться к
 ним мужчина" ([4]).
 Не даром история человеческой культуры знает бесчисленное количество примеров
 создания самых выдающихся произведении литературы и искусства силой Любви и на
 пике Любви, когда сам творимый образ предстает в облике и образе любимой женщины
 - реальная ли она или только воображаема. Так великий итальянский поэт -
 предвестник Возрождения - признавался, что толчком к пробуждению в нем поэта
 явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари
 - прекрасная Беатриче. Но в его творчестве Беатриче стала потом самим духом
 поэзии, образом, который вдохновил его на создание "Божественной комедии" -
 одного из выдающихся духовных памятников XIV века (Данте Альгьери жил с 1265 по
 1321 годы) во Флоренции, откуда был изгнан и заочно приговорен к смерти властями
 Флорентийской республики. Приступив к осуществлению столь грандиозного труда,
 якобы по совету великого древнеримского поэта Вергилия, сомневаясь в том, хватит
 ли у него сил для осуществления великого замысла, Данте призывает для совета
 Беатриче:
 "Из сонма тех, кто меж добром и злом,
 Я женщиной был призван столь прекрасной,
 Что обязался ей служить во всем.
 А она сказала:
 Я Беатриче, та, кто шлет тебя;
 Меня сюда из милого мне края
 Свела любовь; я говорю любя.
 Ну как же можно не прислушаться к такому совету, как можно не преодолеть в себе
 страх перед величием вергилиева поручения. И Данте отвечает:
 Единственная ты, кем смертный род
 Возвышенней, чем всякое творенье,
 Вмещаемое в малый небосвод,
 Тебе служить - такое утешенье,
 Что я, свершив, заслуги не приму;
 Мне нужно лишь узнать твое веленье.
 А в ходе осуществления замысла поэмы Беатриче уже в образе Прекрасной
 Дамы-вдохновительницы постоянно приходит на помощь поэту в самые трудные и
 счастливые минуты его творческого подвига. В сонетах же Данте Беатриче уже
 выступает как воплощение Любви и постоянной творческой силы и вдохновения.
 Еще более поразительный пример великой веры в творческую силу Любви
 продемонстрировал своей поэзией младший современник Данте Франческо Петрарка
 (1304-1374), который будучи монахом и, естественно, никогда не женившимся
 человеком, создал образ прекраснейшей женщины Лауры в своих сонетах "равной
 которой не было ни в античности, ни в новое время, и, наверное, не будет" (сонет
 64 на смерть Донны Лауры). Так никто не знал и не узнает, видел ли когда-нибудь
 Петрарка настоящую Лауру или это только плод его поэтического воображения и
 неведомо возвышенной Таинственной Любви.
 Любовь столь всесильна и могущественна, что она смогла заставить Леонардо да
 Винчи, влюбленного и любившего жену одного богатого флорентийца, писать портрет
 ее целых 15 лет и ни разу не промолвиться ей хотя бы словом, хотя бы намеком о
 своей Любви. Она была столь прекрасна и таинственна, столь возвышенна и
 божественна, что Леонардо, считая себя некрасивым человеком, дал себе слово
 никогда и никому не говорить о своих чувствах и страданиях от их
 невысказанности. Он уезжал в Милан, а через некоторое время снова просил ее
 позировать ему; в сеансах работы над портретом он наслаждался ее красотой и
 вдохновлялся на великий творческий труд. Так родилось одно из величайших
 творений мировой живописи "Джоконда", увидеть которое - значит приобщиться к
 великой красоте - Прекрасному, наполнив свою душу и чувственную память
 потрясающим зарядом жизни и Любви.
 Любовь может принимать и такие творения духа человеческого как скульптуры,
 фрески и архитектурные строения Микеланджело Буанарроти (1475-1564), как
 "Портрет Незнакомки" Н. Крамского, как "Стихи о Прекрасной Даме" Алексадра
 Блока, как чудные женские портреты Огюста Ренуара или скульптуры Огюста Родена.
 Микеланджело, правда, свою Любовь к Прекрасной Даме возвел в неутолимое
 стремление создать своим умом, своими руками такую красоту, которая бы
 превосходила самые высокие земные представления о ней. Но для этого он отрекся
 от земной Любви во имя, как сказали бы Платон и Бердяев, да и В. Соловьев, Любви
 небесной, Божественной. Наверное в реальной жизни Микеланджело любил, и его,
 наверное, любили. Но он сознательно решил отграничить себя от любви ко всему,
 что не касается искусства. Если Любовь касалась искусства, он ее не только
 глубоко чувствовал, понимал и принимал, если нет, то он считал себя не вправе
 отдаваться любви.
 Лишь вашим взором вижу сладкий свет,
 Которого своим, слепым, не вижу;
 Лишь вашими стопами цель приближу,
 К которой мне пути, хромому, нет.
 Бескрылый сам, на ваших крыльях, вслед
 За, вашей думой, ввысь себя я движу;
 Послушен вам - люблю и ненавижу,
 И зябну в знои, и в холоде согрет.
 Своею волей весь я в вашей воле,
 И ваше сердце мысль мою живит,
 И речь моя - часть вашего дыханья.
 Я - как луна, что на небесном поле
 Невидима, пока не отразит
 В ней солнце отблеск своего сиянья.
 Любовь к красоте была настолько всепоглощающей, что он до конца дней своих не
 выпускал из рук своих ни кисти, ни резца, до восьмидесятилетнего возраста он не
 выпускал из рук и пера, написав последний из дошедших до нас сонет, в котором
 все еще не отказывался от радостей земной жизни, великую силу которых он познал
 еще в детстве:
 Надежная опора вдохновенью
 Была дана мне с детства в красоте, -
 Для двух искусств мой светоч и зерцало.
 Кто мнит не так, - отдался заблужденью:
 Лишь ею влекся взор мой к высоте,
 Она резцом и кистью управляла.
 Безудержный и низкопробный люд
 Низводит красоту до вожделенья,
 Но ввысь летит за нею светлый ум.
 Из тлена к божеству не досягнут
 Незрячие; и чуять вознесенья
 Неизбранным - пустейшая из дум!
 И уж если природа избрала его проводником своей красоты, то полюбить дело
 творения красоты надо так, чтобы ничем не отвлекаться от этого святого и
 божественного дела. Чему жизнь великого Микеланджело, как и жизнь Леонардо да
 Винчи - ярчайшее свидетельство. Один и другой титаны Возрождения всю свои жизнь,
 весь жар своих сердец посвятили любви к искусству. Оба стали разносторонне
 одаренными и разносторонне проявившими себя людьми в живописи, скульптуре,
 архитектуре, науке, поэзии. Оба до конца дней своих оставались образцом
 преданности своему призванию, своему предназначению. Оба были воплощением
 понимания своей высочайшей ответственности на Земле. Они действительно
 реализовали себя в полной мере.
 Таких людей в истории человеческой культуры, разумеется, было немало. И,
 думается, абсолютное большинство из них были женщины, которые поняли свое
 великое предназначение быть продолжательницами рода человеческого. А поняв это
 предназначение, они всегда были не только обожаемы и любимы мужчинами, но и
 выработали в себе великое чувство Любви к детям, наполнив его такой
 сердечностью, теплотой, вниманием, заботливостью и нежностью, что род
 человеческий развивался и творил новый культурный мир, вдохновляясь именно
 Любовью к женщине-матери. Именно женщина-мать передает подрастающим поколениям
 не только свой собственный жизненный опыт, но и все лучшее из опыта любимого
 мужа - отца детей. Прежде всего речь идет о духовном, нравственном, эстетическом
 опыте, а навыкам и умениям мальчиков лучше учит отец, девочек - мать. Но ведь
 для творчески-созидательной деятельности более важен именно духовно-нравственный
 и эстетический опыт, вооружась которым и вырастает добродетельная и
 эстетически-творческая личность.
 Мать всегда более внимательно следит за развитием ребенка и быстрее, а главное
 точнее замечает происходящие в нем изменения и проклевывающиеся в нем дарования
 и задатки, опираясь на которые и можно в ребенке развить те или иные обязательно
 творческие способности. Да и в трудные моменты становления и развития личности
 мать, как правило, является более надежной опорой, поскольку она вооружена
 материнской Любовью, не позволяющей ее сердцу охладеть к ребенку, в какой бы
 ситуации он не оказался. Не потому ли и целые народы в лихую годину жизни своей
 Родины, в тяжкие минуты жизни народа не только вспоминают Родину-Мать, но и
 вместе с ней преодолевают все препятствия. Любовь к Родине-Матери сродни Любви к
 женщине-матери. ей верность, ей все добрые дела, ей сердечный жар и нежность -
 все ей. 3амечательный современный поэт Николаи Тряпкин, далекий от романтических
 восторгов, становится восторженным, когда пишет о Руси-Родине;
 ...Узнаю тебя, Русь. И не буду в обиде
 И свой подвиг свершу как смогу.
 И пускай той ракитой в осенней хламиде
 Загрущу я в пустынном лугу.
 И склонюсь под железом высокою рожью,

<< Пред.           стр. 15 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу