<< Пред.           стр. 16 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 И сорокой скакну у ручья.
 Ты - единый мой свет на моем раздорожье
 И единая пристань моя...
 На все положительное и прекрасное, вызванное любовью к женщине, матери, Родине,
 своему делу, детям, к искусству и т. д. и т. п. можно, конечно привести и немало
 примеров отрицательного значения. Почему же тогда Любовь не противостоит
 ветрености, изменам, бегству от семьи, от любимой женщины, из любимой Родины в
 трудную для них годину, даже предательству по отношению к любимому делу?
 Вопросов подобного рода можно задать бесчисленное количество, да и примеров
 подтверждающих право на их постановку можно привести не меньше. Прямо на такие
 вопросы ответить нет никакой возможности: столь бесчисленны варианты ответов,
 что все их перечислить никто никогда не сможет. Но надо попытаться найти хоть
 какие-то причины хрупкости любви в самом широком смысле слова.
 Прежде всего речь, конечно, идет о любви мужчины к женщине и о причинах ее
 хрупкости и часто наблюдаемой недолговечности. Сами эта хрупкость и
 недолговечность дают повод философам принижать земную или родовую любовь,
 которая делит, дробит совершенство возвышенной любви. Но сами же философы в
 поисках ответа нередко оказываются очень близки к истине. Главная каверза этой
 проблемы заключается в том, что абсолютно каждый вступающий в жизнь человек
 представляет себе любовь по-своему, опираясь лишь на очень небольшой опыт
 собственных чувственных состоянии, эмоциональных переживаний, само появление
 которых он обязательно связывает с любовью. На самом деле ведь на волне
 восхищения кем-то, постоянного желания видеть его, любоваться им появляется
 только влюбленность, проклевывается влечение, прекращается уединенность,
 эгоистическая замкнутость, самодовольство и намеренно грубое и безразличное
 отношение к существам другого пола. Конечно, на фоне замкнутости,
 самодовольства, бравирования грубостью и даже хамством, оторванности повышенное
 биение сердца не может не вызвать восторга, любование, влечение начинает
 волновать кровь, появляется томление, жизнь начинает казаться тусклой и
 непривлекательной без того, кто взволновал - все светлые лучи мира сходятся на
 предмете влечения и томления. Но ведь часто не по неопытности и
 неосведомленности влечет в существе другого пола что-то одно: кого-то привлекают
 волосы своей необыкновенностью в цвете, волнистости, особой прическе, другого
 губы, третьего - шея, даже уши, нос, рот, жесты, манеры, ноги, фигура, да мало
 ли что может привлечь наше внимание вплоть до походки, исключая характер, манеру
 разговора, язык и прочие собственно социально-культурные атрибуты личности, но
 не сама целостная личность. То есть совершенно точно можно утверждать, что
 нарождение любви, влюбленность начинается с дробления личности на части,
 целостность на начальном этапе ускользает, она просто не интересует
 влюбляющегося. И эту влюбленность чаще всего и воспринимают как любовь: если
 жизнь становится немыслимой без того, чтобы не иметь возможность постоянно
 видеть "любимого", "любимую", быть хотя бы рядом, чтобы видеть носителя и
 носительницу этого лица, волос, шеи, ушей, носа, подбородка, ног, фигуры,
 походки, если сердце замирает и тоскливо ноет в его (ее) отсутствии, то это и
 есть любовь. Великий итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка писал:
 3ефир ее рассыпанные пряди
 Закручивал в колечки золотые,
 И свет любви, зажегшийся впервые,
 Блистал в ее, нещедром ныне, взгляде.
 Тогда казалось, что не о прохладе
 Вещают краски нежные, живые
 Ее лица; и вспыхнули стихии
 Моей души, пожаром в вертограде.
 Она предстала мне виденьем рая,
 Явлением небесным - вплоть до звука
 Ее речей, где каждый слог - Осанна.
 И пусть теперь она совсем иная -
 Мне все равно; не заживает рана,
 Хоть и ослабла тетива у лука.
 Хорошо, как говорят, было Петрарке: ослабление тетивы у лука его не озаботило,
 не разочаровало. Но ведь многих и многих влюбленных оно разочаровывает. Иногда
 рана действительно не заживает, но ведь часто быстро покрывается травой
 забвения. Ведь чувства еще не зрелые, опыт глубоких эмоциональных переживаний
 невелик, эмоциональная память еще не заполнена ничем. Чуть-чуть поныло сердце и
 перестало. Значит парень или девушка могут сделать вывод, что не так страшна и
 любовь и разочарование в ней, раз так быстро и безболезненно все прошло. А
 милых, прелестных девушек или интересных мальчиков - вон сколько кругом, разве
 нельзя забыться с кем-нибудь из них, позабавляться с другими? Покопаться в своей
 душе некогда, не хочется, да и опыта самоанализа своих чувств и переживаний еще
 нет. Так и начинается прохаживание, прогулки по "любви", порхание над девичьей
 нивой для срывания прелестных цветочков или убирание, смягчение шипов прекрасной
 розы перед всяким желающим ее сорвать. Ведь Дон-Жуанизм не появился на пустом
 месте он расцвел в пышном саду, наполненном розами, лилиями, гвоздиками или
 выросшими не лесной поляне фиалками, незабудками. В душе, в сердце формируется
 опыт легкой достижимости наслаждения, вседозволенности и доступности. Тут уж
 некогда ждать, пока раскроется перед влюбленным (ой) целостная личность предмета
 увлечения, когда все соберется воедино: лицо, волосы, губы, шея, стан, походка,
 манеры, характер, язык, культура, вкусы, пристрастия, увлечения, надежды,
 стремления и желания. Нетрудно угадать, что чаще всего из такого рода
 влюбленности никогда не прорастет истинная, глубокая и всепоглощающая Любовь,
 которая навеки свяжет влюбленных крепчайшими жизненными узми. Когда каждый день
 и каждый час любимый или любимая раскрывается перед возлюбленным все новыми, и
 новыми, всегда интересными и неожиданными, гранями своей личности, когда интерес
 к жизни и ее творческим сторонам, а не только томление и желание слиться друг с
 другом в несказанном наслаждении действительно как бы образуют новую единую
 целостную и разностороннюю личность.
 Конечно, в огромном жизненном пространстве Любви огромную роль играют
 господствующие в обществе, в семье, в душах людей представления о прекрасном,
 добром, благородном, вечном. Особенно, если они органично и естественно входят
 во внутренний мир личности, накладывают отпечаток на характер всех ее
 взаимоотношений с миром, на характер самооценки личностью всех своих поступков и
 действий, на опыт переживания ею всех случающихся с нею событий. Но нельзя все
 же при этом сбрасывать твердость характера и воли личности, живущей в наличных
 материальных, природных условиях, духовной атмосфере и системе нравственных
 отношении. Например, в начале этой главы мы рассматривали философские и
 житейские представления о любви, сложившиеся в европейской культуре, выделив
 разделение любви на небесную и земную, возвышенную и плотскую или родовую. А в
 культурах Востока такого разделения не существует. Там любовь супругов
 представляется как высшая Любовь."В индийской культурной традиции не было такого
 противопоставления физической и духовной любви, но индийские мыслители
 интуитивно угадывали раздельность индивидов и несоединимость их в половом акте,
 противопоставляя этому слияние влюбленных в любви как эстетическом чувстве"
 ([5]). Именно переживание влюбленными наслаждения друг другом, испытывание
 каждым из них экстаза в половом акте как высочайшего и прекраснейшего состояния
 духа и тела и представляет в восточных культурах истинную Любовь, которая и
 духовна, возвышенна, прекрасна и в то же время плотская, земная или родовая,
 говоря по европейски. Если для европейца Эрос и эротика всегда нечто неземное и
 только духовное, то для Индии Эрос и эротика означали и высшее состояние
 влюбленных и науку о создании человека и выполнении желаний плоти. Думается, что
 вообще для простых людей, не погружающихся в философские раздумья о любви, ближе
 восточная позиция нежели европейская. Что было бы с человеческим родом, если бы
 вдруг в мире восторжествовала европейская философская позиция о любви и родовом
 проклятии женщины? Могут ли многочисленные факты разочарований в Любви, распадов
 семей и т. п. стать серьезным основанием для принижения земной, плотской любви?
 Ведь в жизни случается и так, что влюбленные и любящие расстаются друг с другом
 не только по своей воле, но и по зависяще-независимым от них обстоятельствам.
 Вот тогда Любовь оставляет в их сердцах томительные, тягостные, но сладкие
 воспоминания и чувства. Например, М. Ю. Лермонтов по разным причинам и
 обстоятельствам, как пишут знатоки его жизни и творчества, не был счастлив в
 любви, и, влюбляясь, не находил взаимности, Но он писал:
 Расстались мы, но твой портрет
 Я на груди моей храню:
 Как бледный призрак лучших лет,
 Он душу радует мою.
 И новый преданный страстям,
 Я разлюбить его не мог.
 Так храм оставленный - все храм,
 Кумир отверженный - все бог!
 Поэт очень точно схватил то в чувственной жизни, что истинная, настоящая Любовь
 никогда не проходит бесследно для сердца человеческого. Она оказывает
 благотворное влияние на всю последующую жизнь человека, каждый раз по-новому
 открывая ему все новые и новые духовные горизонты.
 Вряд ли у кого-то вызовет возражение утверждение, что Любовь требует постоянной
 работы души каждого из любящих: ведь она у каждого из них вызывает страстное
 стремление к самосовершенствованию, чтобы быть достойным партнером в любви,
 чтобы вызывать в возлюбленном постоянный интерес к себе, испытывая, разумеется,
 взаимный интерес к любимому или любимой. А это и есть пробуждение в любимом
 существе творческих сил и способностей. Ведь стремление к совершенствованию и
 самосовершенствованию неизменно и неизбежно вызывает и стремление к гармонии
 каждого из любящих в их взаимодействиях с миром и особенно во взаимоотношениях
 друг с другом. Ну а раз есть стремление к совершенству и гармонии, тут же ищи и
 красоту. Все эти начала и скрепляют любящих в такое единство, которое невозможно
 разорвать никакими силами: сердечные узы гораздо крепче связывают людей, чем
 расчетливые рациональные, утилитарные и прагматические отношения между ними.
 Конечно, сколько бы мы не говорили о Любви, мы никогда не сможем сказать и
 тысячной доли того, что относится к этому величайшему и благодетельнейшему
 чувству. Мы лишь кратко можем осветить то, как тысячи и тысячи поколений людей
 жили в Любви и пытались осознать ее живительную силу. Так древние греки, уже
 упоминавшиеся нами, различали разные виды любви: "Эрос" - восторженную и
 страстную Любовь; влюбленность, направленную на плотское или духовное; "Филию"
 Любовь-дружбу, Любовь-приязнь индивида к индивиду; "Сторге" -
 Любовь-привязанность, особенно семейная; "Агапе" - жертвенную и снисходящую
 Любовь "к ближнему". В любом смысле Любовь была для них космической силой,
 подобной силе тяготения. Европейская культура и философия XX века выделяют три
 вида любви: "Эрос" в собственном смысле слова как половое индивидуальное
 избрание, слияние начала мужественного с вечной женственностью в Богом
 предназначенном конкретном образе; мистическое влечение к ближнему и родному, к
 брату и сестре во Христе, радостное слияние в Богочеловеческом теле; ощущение
 личности каждого существа далекого, даже врага и любовное уважение к потенции
 образа Божьего, обращение с каждым человеческим лицом, как целью в себе, а не
 средством. В любом случае Любовь есть сила преображающая мир и освещающая жизнь
 каждого человека несказанно чистым и радостным светом.
 Благословен день, месяц, лето, час
 И миг, когда мой взор те очи встретил!
 Благословен тот край, и дол тот светел,
 Где пленником я стал прекрасных глаз!
 Благословенна боль, что в первый раз
 Я ощутил, когда и не приметил,
 Как глубоко пронзен стрелою, что метил
 Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!
 Благословенны жалобы и стоны,
 Какими оглашал я сон дубрав,
 Будя отзвучья именем Мадонны!
 Благословенны вы, что столько слав
 Стяжали ей, певучие канцоны, -
 Дум золотых о ней, единой, сплав!
 Так написал великий Петрарка.
 ? 1. Чем привлекательно для людей чувство Любви?
  2. Почему во всех мировых религиях любовь к ближнему предстает как первая
 заповедь?
  3. Какие виды любви вы знаете и можете назвать?
  4. Почему любовь мужчины к женщине называют самым великим человеческим
 чувством?
  5. Является ли любовь побудительной силой творчества?
  6. Кто такой Эрот в древнегреческой мифологии?
 Тема 2. Воспроизводство человеческого рода как эстетический
  способ жизнедеятельности людей.
 Итак, дорогие ребята, на прошлых занятиях мы очень кратко рассмотрели любовь как
 важнейшую для человеческого рода жизнетворческую силу и раскрыли основные
 господствующие представления о ней. Сегодня нам предстоит рассмотреть
 практический аспект любви, гарантирующий продолжение человеческого рода, то есть
 воспроизводство жизни. Естественно возникает вопрос, а почему же люди не
 размножаются также как животные, которые всецело подчиняются родовому инстинкту
 и никаким образом не регулируют деторождаемость? Не размножались ли таким же
 естественным образом наши далекие самые первобытные предки? Отвечая на эти
 вопросы, мы должны подумать о том, что сам эволюционный процесс в природе,
 наверное можно так сказать, был своеобразным регулятором интенсивности
 размножения многих и многих видов живых существ. Не может быть чисто случайным
 то, что многие и многие из них, продолжительность жизни которых очень невелика,
 да и в той выживают очень немногие, размножаются в больших количествах. По мере
 же увеличения сроков жизни способность к размножению уменьшается, а процесс
 вынашивания ребенка в утробе матери увеличивается. Все высшие животные,
 ископаемые, да и известные нам сегодня способны к воспроизводству не более раза
 в год и, как правило, не более одного детеныша.
 Можно подумать, что в природе действует какое-то разумное начало, какая-то
 сверхмудрая предопределенность, которая управляет всеми живыми процессами. А что
 же тогда говорить о человеке, которого природа наградила разумом? И по
 религиозным преданиям и мифам, по легендам и сказаниям Всевышний избрал человека
 проводником своих идей и замыслов на Земле. Если уж современные высшие животные
 даже помимо природных инстинктов как-то регулируют деторождаемость, создавая
 своеобразную моногамную семью, как у волков или медведей, либо регулируя половые
 отношения по вертикали, как у человекообразных обезьян, живущих большими семьями
 или родами, то человеку, раньше всех пришедшему к семейному образу жизни, а
 потом и к роду и племени, как говорят, сам Бог велел думать в первую очередь не
 о размножении, а о сохранении потомства. Древнейшие из исторических известных
 ныне нам данных говорят о том, что еще в глубокой древности, когда человек еще
 обитал в пещерах, а уже тем более, когда он начал строить первые жилища, уже
 сложилась сначала смешанная (круг лиц, которым разрешены половые отношения), а
 потом и моногамная семья с запретами половых связей по вертикали (то есть
 кровосмесительных отношений).
 Не сыграла ли в этом благотворном для человечества с самого начала его
 существования плодотворную роль рано зародившаяся любовь, которая разделила
 людей на группы или пары по сердечным влечениям и привязанностям? Нельзя ли
 предположить, что уже древний человек чисто интуитивно и эмпирически потом
 предположил, что ребенок как результат любовных отношений мужчины и женщины
 оказывается и более живучим и жизнестойким, лучше приспосабливается к условиям
 наличной среды жизни? К сожалению мы и сегодня не можем дать категорически
 положительный ответ на этот вопрос, дело в том, что и в наши дни, когда
 систематически исследуется все, что хотите, так и не существует специальных
 исследовательских групп по вопросу, влияет ли Любовь как высшая форма половых
 связей двух душевно близких индивидов разного пола на жизнестойкость поколений,
 на их выживаемость и крепость, в конце концов? Разумеется интуитивный и в
 некоторой степени чисто эмпирический ответ на этот вопрос существует - да,
 влияет и только в положительном смысле"Но наше время требует всему
 статистического подтверждения. Мы в дальнейших наших рассуждениях на эту очень
 непростую тему будем исходить из позитивного ответа на этот каверзный вопрос.
 Мы исходим из того, что еще с глубокой древности естественным результатом Любви
 являлись половые отношения влюбленных, сознательно нацеленных на воспроизводство
 человеческого рода. Сама природа готовила женщину к тому, чтобы она была
 способной не только воспроизводить потомство, но и лелеять, выхаживать,
 оберегать его до состояния собственной способности к жизни в мире. Опять-таки не
 случаен тот факт, что только человека природа поставила в условия необходимости
 лелеяния (лелеяние и воспитание гораздо, гораздо позже стали основными
 определителями культурного развития человечества) младенца, до взрослого
 состояния. Ведь все другие живые существа довольно быстро становятся на
 собственные ноги и сразу же под присмотром матери сами себе добывают средства к
 существованию. А человеку было дано, по крайней мере, не менее 10 лет для
 становления, формирования, воспитания и развития в самостоятельно живущую особь
 (10 - это было давно, в наше время - это, как правило, 18-20 лет). Но это уже
 проблема не необходимости, а возможности человеческого рода обеспечить новым
 поколениям безбедное существование до их созревания по современным понятиям
 зрелости, Учитывается при этом, конечно, и тот объем знаний, опыта, умений,
 навыков, которые нужно передать для полноценной жизни последующим поколениям.
 Совершенно определенно можно утверждать, что именно воспроизводство
 человеческого рода, издревле не рассматривавшееся как проклятие для женщины,
 явилось причиной первичного разделения бытовых функций между мужчиной и
 женщиной. Женщина как существо более нежное, сердечное, внимательное, теплое,
 беззащитное и в первую очередь предназначенное и приспособленное для
 деторождения и детовыхаживания естественно становилась хранительницей очага и
 крова, а мужчина самой жизнью обязывался добывать средства к существованию,
 чтобы одновременно и развить в себе силу, ловкость, мужество, отвагу в борьбе с
 опасным зверем, водным потоком (при ловле рыбы и водных животных). И добытое он
 уже не мог сам поглощать, родительский долг, чувствуемый еще, а не осознаваемый,
 подсказывал ему, что добытое надо доставить в пещеру или в хижину и там уже
 вместе с семьей утолять свой голод и голод женщины-матери и ребенка А мать
 впитывая сердцем и опыт, и доброту, и мужество, и ловкость мужа, лелея,
 воспитывая ребенка, передавала ему с особой сердечностью, теплотой и
 заботливостью, готовила его к тому, чтобы передать в руки отцу мальчика как
 помощника и продолжателя всех мужских дел.
 И тут природа, Всевышний и кто там еще есть в высях небесных позаботились о том,
 чтобы и при взрослении потомства родственные связи не прерывались. Животный
 инстинкт не обладает той силой, какой обладают человеческие чувства: они
 оказываются сильнее и значительнее собственно природных сил и связей. У животных
 детеныш вырос и, как правило, отбился от стаи, живет своей жизнью и борется за
 нее сам. У людей, же как правило, даже обзаведение своей семьей не означает
 разрыва с прежней. А у некоторых народов новая семья даже укрепляет старые
 родственные связи - внуки, то есть через поколение, еще крепче привязывают
 родителей уже к взрослым, детям-родителям в свою очередь. Такова система
 укрепления связей сложилась в русском народе. За многие века она не ослабевает,
 а укрепляется. Хотя у некоторых европейских народов, например, у немцев эти
 связи ослабевают.
 Наверное, следует обратить внимание и на то, что именно эволюционный процесс в
 природе ограничил и возрастные пределы способности деторождения как высшим
 животным, так и человеку. Очевидно, что в сравнительно молодом, как правило,
 здоровом возрасте половые отношения обеспечивают воспроизводство здоровых
 поколений людей. Разумеется природа не рассчитывала на то, что люди научатся
 сами подрывать свое здоровье то табаком и наркотиками, то алкоголем и прочими
 зельями, которые не усиливают жизненные силы и потенции, а ослабляют их, ведут к
 вырождению людей, растрате генофонда, что, например, в России привело к
 страшным, уже можно сказать, последствиям: каждый шестой ребенок ныне рождается
 с патологическими отклонениями и умственно отсталым, то есть дебилом. Многие
 люди оказались бессильными в противостоянии всякого рода искусам, вводящим его
 психику в галлюцинаторное состояние. Природа здесь, разумеется, не при чем. Это
 уже последствия социальной, то есть совместной жизни людей. А точнее
 неспособности разного рода общностей людей справляться с теми проблемами, ради
 разрешения которых эти общности и создавались: обеспечить всем членам
 человеческого рода безбедное, благополучное существование и полное развитие всех
 природных задатков и дарований каждого появившегося на свет Божий человека. И в
 главную копилку человеческого опыта, в главный арсенал человеческих ценностей во
 все эпохи в первую очередь отбиралось, культивировалось то, что способствовало

<< Пред.           стр. 16 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу