<< Пред.           стр. 17 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 укреплению рода человеческого - укреплению здоровья, а значит и продлению жизни
 каждого гражданина Земли.
 Ныне уже ни для кого не стало секретом и неожиданностью то, что уровень
 культурного и цивилизационного развития стран и народов определяется
 продолжительностью жизни людей, то есть способностью социумов обеспечить всем
 представителям тех или иных народов, государств, обществ здоровую и
 благополучную жизнь. И теперь, когда в истории человечества уже появились
 народы, государства и общества, которые во главу угла своей жизнедеятельности и
 политики ставят заботу о здоровье людей, как перспективу дальнейшего улучшения
 воспроизводства человеческого рода нужно рассматривать накопление опыта
 выявления на ранних этапах развития ребенка его природных задатков и дарований,
 чтобы на их основе формировать в благоприятных материальных, духовных,
 нравственных и воспитательно-образовательных условиях личностей талантливых,
 добродетельных, благородных и прекрасных. А в дальнейшем сама собой встанет и
 проблема формирования в каждом человеке высокой ответственности перед природой,
 человечеством и Богом, для всех верующих, за предельно полное раскрытие в земной
 жизни всех человеческих сил и реализацию их в добрых и прекрасных делах.
 Мы не можем не обращать внимания на такое обогащение опыта современного
 человечества в воспроизведении человеческого рода, который наработан уже в
 период жизни поколений, родившихся во второй половине XX века. Во-первых, именно
 во второй половине XX века проблема здоровья целых народов и обществ стала одной
 из основных проблем социальной политики в развитых или цивилизованных странах
 (Израиль, США, Германия, Англия, Франция, Голландия, Дания, Бельгия, Швеция,
 Финляндия, Япония и др.). Во-вторых, только в 60-70-е годы XX века были собраны
 убедительные доказательства того, что на предыдущих этапах поднималось на смех и
 рассматривалось в лучшем случае как иллюзия, а в худшем как бред: доказано, что
 благоприятные материальные, духовные, медицинские условия, да и нравственные,
 жизни будущей матери благотворно сказываются на развитии плода в чреве матери.
 Меня, например, подняли на смех в 1972 году, когда я написал об этом статью в
 один сборник. Смех-то ничего, но некоторые стали обвинять в мистицизме и
 антинаучности. А теперь этим уже никого не удивишь. Как и тем, что высшие
 человеческие эмоции, имеющие собственные эмоциональные центры в коре больших
 полушарий человеческого мозга, оказывают каталитическое воздействие на развитие
 ума, интеллекта человека, когда в те же 70-е годы действительно в коре больших
 полушарий были открыты функциональные эмоциональные центры (в правом и левом
 полушарии свои).
 Ведь и этими исследованиями люди занимаются для того, чтобы естественным путем
 изжить те недуги, которые порождены условиями социальной жизни человека, его
 бытием в сложнейшей социальной ситуации, которая отягощена не природными,
 естественными, но искусственными отрицательными влияниями. Думается, что и
 современное состояние семьи вызывает у наших современников обоснованную тревогу:
 свободный секс, а не эрос не лучшим образом сказывается на воспроизведении
 человеческого рода. И упущения в воспитании высокой эстетической чувственности
 оборачиваются страданиями как отдельных индивидов, так и целых народов и
 обществ, строящих свою жизнь на гуманистических принципах. Все эти упущения,
 нравственная вседозволенность, широкая пропаганда массовой культурой, средствами
 массовой информации половой распущенности и безответственности перед будущим
 человечества тяжелым бременем ложатся не только на здоровую часть каждого
 народа, государства и общества, но и абсолютно на каждого гражданина Земли, в
 каком бы уголке ее он не жил и бездумно предавался плотским наслаждениям.
 Люди, жившие до нас и вообразить себе не могли, что в 70-е годы XX века - века
 высокой цивилизации и культуры - на людей обрушится дефицит иммунной защиты -
 СПИД и начнет уносить в цветущем возрасте тысячи и миллионы любителей легкой
 сексуальной жизни. К несчастью человечества жертвами этого страшного, собственно
 человеческого недуга, в первую очередь стали талантливые, то есть самые
 продуктивные люди, богато наделенные природой всем, кроме сдержанности. Этот
 отрицательный опыт старших поколений людей XX века уже потребовал от
 человечества неимоверных усилий для его преодоления, оздоровления всех будущих
 поколений и обеспечения их безопасности,
 
 Еще одна беда, которая подкрадывалась давно к человечеству, но не осознавалась
 им, а теперь осознана и повергает многих в ужас возможность экологической
 катастрофы, подготовленная всем ходом развития современного человечества, долгие
 годы решавшего свои проблемы взаимодействия с природой, игнорируя эстетические
 требования гармонизации и самосовершенствования. Эта реальная беда, нависшая,
 как Дамоклов меч, над человечеством - яркое доказательство того, что
 эстетические требования есть естественные требования, что никому не дано
 пренебрегать теми требованиями, которые наработаны эволюционным процессом.
 Осознание этой необходимости выступило в виде современной теории коэволюции,
 которая сама собой исключает всякие революции, как антиестественные перерывы
 постепенности. А наш советский опыт жизни явился реальным доказательством
 пагубности революционного вмешательства в естественные процессы жизни. Можно
 утверждать, что революционные движения XX века явились невольными ускорителями
 движения человечества к экологически опасной ситуации, поставив перед будущими
 поколениями множество сложнейших проблем, для решения которых потребуются усилия
 не отдельных государств и народов, а всего человечества.
 
  Ведь революция привела к возникновению системы
 жизни, образа жизни и отношений, основанных на принципиально противоположных уже
 существовавшей и продолжавшей существовать системе принципах. Каждая из систем
 начала бороться за выживание любыми средствами, что естественно и закономерно
 породило постоянные напряжения, чреватые разрушениями, уничтожением жизни,
 природы и гонкой самых невероятных средств вооружения, таким натиском на
 природу, при котором невозможно не то, что говорить, но и думать о гармонизации
 всех взаимодействий человека с природой. Самые главные следствия: ухудшение как
 материальных, так и нравственных, духовных, культурных условий для
 воспроизводства человеческого рода не в отдельных странах, взаимоистребляющих
 друг друга, но и на всей планете Земля. От ухудшения экологической ситуации нет
 спасения на Земле кроме отрезвления всего человечества и объединения его усилий
 
 на исправление допущенных усилий. Вот какой оказывается жестокой вся система
 эстетических отношений человека с миром, хотя она и кажется самой мирной,
 благодетельной и жизнетворческой.
 Но" жестокость"-то эстетики и вызвана тем, что она стоит на страже не просто
 жизни человеческого рода, но жизни созидательной, добротворческой, жизни,
 улучшающей, совершенствующей человека, открывающей ему возможность стать
 гармоничным, прекрасным существом. Хотя эстетика и кажется, на первый взгляд,
 наукой чисто субъективной, на самом деле она основывается на очень жестких
 закономерностях и требованиях, не выполнять которые не позволено никому, какой
 бы властью и волей он ни обладал. Ведь и каждый отдельный человек рано или
 поздно расплачивается за неподчинение требованиям жизни и расплачивается он
 своим счастьем, здоровьем, эмоциональным состоянием, настроением и даже жизнью.
 И если бы только своей жизнью! Он ведь оказывает растлевающее и разлагающее
 влияние на жизнь окружающих его людей, особенно близких и тем более собственных
 детей, жены, родителей и вообще всех родственников, друзей и приятелей.
 Что самое поразительное во всей драматической жизни человека как представителя
 рода человеческого - это его нежелание пускать под откос только свою жизнь,
 которая на самом деле принадлежит не только ему самому, даже если он бездомный
 бродяга, как современные бомжи. Он обязательно ищет себе сообщников, а если их
 не находит, то начинает детей и подростков приобщать к тем зельям и гадостям,
 какими уже испортил, испоганил свою жизнь. Вот почему современное человечество
 все более и более озадачивается будущим человеческого рода, а потому и приходит
 неизбежно к необходимости поиска реальных и действенных путей выработки в каждом
 человеческом существе чувства личной ответственности перед людьми и перед
 Всевышним за достойное лучшим человеческим представлениям и нормам проживание
 своей жизни. Одним из реальных путей или подступов к решению этой проблемы
 является то, о чем мы уже не раз в разной связи упоминали в нашем курсе -
 способность старших поколений на ранней стадии становления и развития ребенка
 выявлять все его природные потенции и создание самых благоприятных условий для
 формирования на основе выявленных задатков и дарований творческих способностей
 абсолютно каждого гражданина Земли. Дальнейшее развитие этого пути видится нам в
 обеспечении всех возможностей для свободного приложения сформированных
 творческих способностей к реальному делу, которое приносит радость и
 удовлетворение как обладателю этих творческих способностей, так и его близким,
 народу, стране, обществу и, следовательно, всему человечеству. Да, да именно
 всему человечеству, арсенал ценностей которого слагается из крупиц, созданных не
 столько народами, сколько отдельными творцами.
 Без реализации творческие способности - пустой звук, мертвый груз, от которого
 никому ни холодно, ни жарко. Природа, наделяя человека каким-либо даром
 "рассчитывает"на то, что дар этот заставит его носителя сверкать перед
 
 человечеством всеми гранями своей души, а не мазать его мрачными красками своих
 низменных увлечений, которым он не может противостоять в силу своего безволия.
 Наверняка в процессе обсуждения этой темы на уроках у ребят могут проявиться
 какие-то прозрения, которыми можно будет дополнить и продолжить разговор,
 который, буде он состоись, безусловно окажет благотворное влияние на души ребят.
 Ведь воспроизводство рода человеческого, когда уже, как утверждают
 естествоиспытатели, закончилась биологическая эволюция - это формирование души и
 духа человеческого, совершенствованию и развитию которых не может быть предела:
 ведь реализация жизнью какого-то идеала или его части, немедленно рождает новые
 идеалы, так что идеал до конца реализуемым быть не может, как никогда до конца
 не раскроется все богатство человеческой души (невероятные истории жизни
 безмерно любящих своих детей матерей говорят именно о безмерности и
 неисчерпаемости души) и духа (та же история человечества говорит о том, что
 тверже, крепче, основательнее духа нет ничего на Земле, да, видимо, и во
 Вселенной) человеческого. Ребята, наверняка, могут вспомнить о замечательных
 душевных качествах и силе духа известных им из их еще небольшого жизненного
 опыта людей.
 Вся эта тема, как и все предыдущие, обсуждаются на уроке с обязательным учетом
 опыта жизни и наблюдений самих ребят. А педагог может только направлять этот
 разговор.
 ? 1.Что вы понимаете под жизнедеятельностью и чем она отличается от
 деятельности?
  2.Какие произведения искусства (любого вида) , запомнившиеся вам на данную
 тему, вы можете назвать и какие эмоции они вызвали в вас?
  3.Какое самое главное чувство связывает детей и родителей?
 
 Тема 3. Воспитание - основной способ раскрытия природных
  задатков ребенка и пробуждения в нем его родового стремления
  к красоте. Эстетическое воспитание.
  В процессе воспроизводства населения воспитание является важнейшим средством
 развития и совершенствования человеческого рода, выявления в каждом гражданине
 Земли его истинно человеческих качеств или, как говорил К. Маркс, "человеческих
 сущностных сил". Для того, чтобы наш разговор был понятным и эффективным, нам
 необходимо точно определить, что мы будем иметь в виду под воспитанием и какие
 задачи мы на него возложим. До сих пор в теориях воспитания в нашей стране и в
 педагогике господствовало представление, которое шло не от ребенка и его
 внутренних потенций, а от взрослых, вооруженных коммунистической идеологией. Оно
 всегда представлялось как процесс систематического и целенаправленного
 воздействия на воспитуемых либо с целью привития ему качеств, нужных
 воспитателю, либо в целях подготовки личности к производственной, общественной и
 культурной деятельности. Не удивительно, что вся система общественного
 воспитания, начавшая складываться сразу после Октябрьской революции 1917 года и
 работавшая до развала СССР, да и сейчас еще в основном работающая в России и во
 всех странах СНГ, почти ничего не делала, чтобы идти от самого ребенка, от его
 природных задатков, развивая которые можно было бы формировать поколения
 творческих людей. Основная цель воспитания заключалась в том, чтобы вложить в
 подрастающие поколения то, что нужно было коммунистической идеологии, не
 считаясь с тем плодотворно это сказывается на развитии личности или уродует ее
 жизнь.
 Разумеется целенаправленность и систематичность обязательно присутствуют в
 воспитании. Но плодотворными они оказываются лишь тогда, когда процесс
 воспитания строится от ребенка, а не от взрослых, хотя, конечно же, нет и не
 может быть воспитания без взрослых. Как это происходит и к чему это приводит и
 должно приводить мы и будем выяснять на этом занятии, предварительно обсудив с
 вами, как ваши родители представляют себе процесс вашего воспитания и
 благотворно ли сказывается оно на вас. Но прежде нам важно сформировать
 представление о воспитании,
 Давайте пока представим себе, что процесс воспитания есть целенаправленный и
 систематический процесс ненавязчивой передачи от поколения к поколению
 накопленного человечеством чувственно-эмоционального опыта взаимодействия людей
 с окружающим миром, которое, как мы уже выяснили, человечество стремится
 осуществлять на принципах совершенствования, гармонизации и воплощения
 прекрасного или красоты. Важнейшими моментами в этом процессе для нас будут
 являться следующие:
 - естественность и ненавязчивость в передаче этого опыта от старших к младшим,
 поскольку чувственные и эмоциональные состояния при насильном или принудительном
 воздействии на сердце и ум ребенка никакого результата не дают и дать не могут;
 - обязательный учет чувственных, умственных и волевых особенностей каждого
 воспитуемого, его задатков, темперамента, характера и т. п.;
 - создание благотворных и плодотворных материальных, духовных, нравственных и
 эстетических условий, в которых ребенок естественно развивается и органично
 входит в наследуемую им культуру, созданную всеми предшествующими поколениями.
 Для рассмотрения первой части намеченной нами программы нам надо в известном
 смысле вернуться к тому, о чем мы говорили на предыдущем занятии. Помните мы с
 вами говорили о первом естественном разделении труда по воспроизводству
 человеческого рода между мужчиной-отцом и женщиной-матерью. В сегодняшней теме
 это своеобразная специализация особенно актуальна. Ведь чувственно-эмоциональный
 опыт, передача которого составляет основное содержание процесса воспитания,
 попросту говоря есть душевный опыт взаимодействия людей между собой. А кто в
 семье, которая всегда была и будет основным звеном во всей системе общественного
 воспитания подрастающих поколений, является основным носителем душевного опыта
 человечества? Конечно же, женщина-мать, душа которой наполняется всем теплом,
 накопленным человечеством, чтобы потом перелиться в души своих детей. Причем она
 никому ничего не навязывает. Она просто жить не может иначе как, отдавая всю
 свою душевную щедрость детям. Что, конечно, делает и отец, но по-своему,
 по-мужски, с надлежащей мужчине твердостью и мужественностью. Отец передает
 детям то, что раскрывает их внешнему миру, мать - то, что раскрывает их
 внутренний душевный мир. А. П. Чехов писал: "Наша мать, Евгения Яковлевна, в
 отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она обладала поэтической
 натурой... На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное
 отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей
 признательностью". Потом, гораздо позже он признал: "Талант у нас со стороны
 отца, а душа со стороны матери". В душе-то вся суть воспитания и состоит. В нее
 не вольешь идеи, принципы, нормы, максимы, ибо в нее прежде всего входит все
 человечное, то, что и делает человека человеком, вырывая его из мира животных.
 Мать и в радости, и в горе, и в печали, будучи рядом с детьми, оказывает на них
 благотворное влияние. Русский писатель С. Т. Аксаков о матери всегда говорил
 только с восторгом и великой любовью."Вот где настоящее торжество безграничной,
 бескорыстной, полной самоотвержения материнской любви! Я был прежде больной
 ребенок, и она некогда проводила целые годы безотлучно у моей детской кроватки;
 никто не знал, когда она спала, ничья рука, кроме ее, ко мне не прикасалась...
 Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни; едва он
 начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием собственной жизни,
 собственного дыхания". И ведь она разожгла этот светильничек жизни до такого
 накала, что Сергей Тимофеевич прожил большую и очень плодотворную для русской
 культуры жизнь. Потому-то он и привык думать, что маменька может сделать все,
 что захочет, и счастливая будущность засияла перед ним всеми радужными цветами
 счастливого прошедшего. В мировой истории почти невозможно встретить примеров,
 когда бы известные миру люди не отмечали бы великую жизнетворческую силу
 материнской любви, а многие по-настоящему счастливые люди бывали награждены и
 отцовской любовью, вниманием и лаской. Ф. М. Достоевский признавался, что: "Из
 дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценнее
 воспоминаний у человека, как от первого детства в родительском доме, и это почти
 всегда так..." Потому он часто писал в письмах матери, что не может дождаться
 минуты, когда увидит мать. И всегда эти минуты приносили ему радость.
 Разумеется, каждая мать, имея одного ли или много детей, к каждому подходит
 по-своему, каждому тепло-полной мерой, но в меру каждого, каждому ласка и
 внимание, каждому сердечность и любовь, но в таком виде и в таком выражении,
 чтобы все это ложилось на уже имеющиеся душевные качества ребенка. Мать знает
 все тонкости души и психики каждого, потому ей-то и удается раньше всех
 разгадать, узнать, с чем родился ее ребенок, какие в нем заложены природные
 задатки и что из этих природных задатков может получиться. Иван Андреевич
 Гончаров, произведения которого "Обрыв" и "Обломов" изучаются в школе, писал:
 "Она умно любила, следя неослабно за каждым нашим шагом, и с строгою
 справедливостью распределяла поровну свою симпатию между всеми нами четырьмя
 детьми. Она была взыскательна и не пропускала без наказания или замечания ни
 одной шалости, особенно если в шалости крылось зерно будущего порока". Умная,
 строгая и справедливая любовь для воспитания поколений оказывается более
 действенной и благотворной, чем попустительство в любви. Самое поразительное
 состоит в том, что дети очень точно и правильно реагируют на такие тонкости,
 которые не каждому взрослому под силу. Дело в том, что дети воспринимают
 воздействия матери сердцем, а взрослые, как правило умом. Именно поэтому мы и
 настаиваем вслед за всеми выдающимися педагогами и писателями, особенно за Л. Н.
 Толстым, что женщина может и, возможно, должна работать на общество, пока она не
 станет матерью. Но, став матерью, она должна заниматься прежде всего детьми. От
 этой ее самой творческой и благородной деятельности страна, общество получают
 больше, чем от ее даже успешной творческой производственной деятельности. Лев
 Николаевич убеждал всех: "Пускай женщины идут в учительницы и доктора, они это
 могут, но, когда они замужем, тогда первое дело - семья".
 Мать не только в детстве представляется ребенку чем-то несказанно прекрасным,
 небесным и святым, но и взрослых людей она продолжает воспитывать лишь самим
 своим присутствием, да и отсутствием тоже. Помните, вконец обленившийся Илья
 Ильич Обломов, лежит на диване и грезит: "... Ему опять улыбался новый образ, не
 эгоистки Ольги, не страстно любящей жены, не матери-няньки, увядающей потом в
 бесцветной, никому не нужной жизни, а что-то другое, другое, высокое, почти
 небывалое...
 Ему грезилась мать - создательница и участница нравственной жизни целого
 счастливого поколения".
 Гончарову И. А. почти вторит Л. Н. Толстой, но уже не от имени героя романа, а
 от своего имени: "Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным
 существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими
 меня искушениями, я молился ее душе, и эта молитва всегда помогала мне".
 Самое поразительное - в родительском, особенно материнском опыте воспитания
 никогда этот процесс не разделяется на всякие виды воспитания, как это делается
 в общественных системах воспитания. В нем идейное, мировоззренческое,
 экологическое, физическое, нравственное, художественное и эстетическое
 воспитание выступают как единый, слитный процесс, не разделяемый на важное и
 неважное, нужное и ненужное. Ребенок для матери является всегда любимым, всегда
 целостным и разносторонним существом. Потому и воздействует она на него как на
 целостное существо своей целостностью и разносторонностью.
 Это вовсе не означает, что кроме матери в мире нет и не бывает воспитателей, в
 том числе и среди мужчин. Это только означает, что для успехов в воспитательной
 работе обязательно должно быть доброе и любящее детей сердце, обязательно должен
 быть в наличии жар души и опыт человечности, которые и передаются от души в
 душу.
 Как же мать разгадывает те тайны и загадки, с которыми родился ребенок? Она же,
 как правило, не пользуется какими-то экспериментами с детьми? Ответ и прост и
 ясен. Она просто внимательно следит за тем, что ребенка привлекает, к чему он
 тянется, что он хочет делать. И она создает ему элементарные условия для

<< Пред.           стр. 17 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу