<< Пред. стр. 18 (из 41) След. >>
удовлетворения его интереса. Например, она видит, что ребенок, перебирая всякиепопадающиеся ему под руку предметы, вдруг каким-то из них начинает водить по
полу, по стене, по попавшейся на глаза какой-то плоской вещи водить, черкать
какие-то линии, и старается тут же дать ему в руки карандаш, бумагу или дощечку,
и, дай боже - води по бумаге, чиркай, авось проявится какой-то рисовательный
пусть самый элементарный навык. Пройдет он быстро - не страшно: что-то в
головенке, в руке ребенка останется, и когда-то этот интерес может снова
проклюнуться. И так она поступает всегда, давая ребенку возможность
удовлетворить свое любопытство, которое может ему понравиться и перерасти в
устойчивый интерес. А устойчивый интерес разжигает, раздувает тлеющее в его душе
начало задатка. А мать внимательно следит, что с ним происходит в его играх.
Привлекли его звуки мелодичной музыки, надо их снова и снова повторять. Может
быть купить игрушку, которая издает мелодичные звуки и дает возможность самому
ребенку извлекать их из игрушки ли, простейшего инструменты. Что-то ребенок
начинает "мастерить из имеющихся в его распоряжении различных предметов, мать,
не вдаваясь в долгие рассуждения, конечно, если у нее есть материальные
возможности, идет и покупает ему различные конструкторы, кубики и другие детские
игры на изобретательство, а девочке покупает куклы и всевозможные принадлежности
для их обслуживания. Она, может быть не знает, но душой, сердцем чувствует, что
любая придумка ребенка - это пробуждение в нем заложенных в его природой
задатков, это - его творческий прорыв, первая завязь в мозгу того, что потом
развивается в воображение, в фантазию. В яслях, в детском саду даже хорошему
воспитателю (попадаются же в детских садах чудные воспитатели-мужчины, для
которых жизнь без детей не есть полноценная жизнь) или воспитательнице не
удается уследить за каждым ребенком, чтобы во время заметить, когда в нем что-то
проявляется. Если бы в наших детских яслях и в детсадах в группах было бы, как в
Японии, всего по 3-5 ребят, а не по 15-26, то хороший воспитатель не пропустил
бы ни одного ребенка при появлении в его развитии каких-то интересных явлений.
Он подсказал бы очень занятым родителям, на что надо обратить особое внимание, в
чем ребенку надо помочь, как его лучше подвести к школе. Он бы видел какие игры
и для какого ребенка являются наиболее привлекательными и в каких он проявляет
наибольшую изобретательность и многое , многое другое.
Ведь все это по маленьким крупицам пробуждается, проявляется и собирается в
неповторимую индивидуальность, то есть в личность. Но, увы, в нашей стране пока
это -только сладостные мечтания, ибо настоящий воспитатель в детских яслях и
садах встречается очень и очень редко. И не потому только, что в группах по
много ребят, но еще и потому, что платят в наших детских учреждениях чрезвычайно
мало, а как ни велика любовь к ребятам, есть и своя жизнь, своя семья, свои
дети, которых надо тоже всем обеспечивать, чтобы материально обеспечивать
развитие любого проявившегося интереса ребенка. А это - одно из обязательных
условий и выявления и поддержания в ребенке интереса к чему-либо, что потом
может составить фундаментальное качество и способности творческой, обязательно
творческой, личности.
Что касается создания духовной, нравственной, эстетической атмосферы для
воспитания целостной, разносторонне развитой творческой личности, то и здесь
родителям принадлежит, особенно матери, исключительная роль. Прежде всего в
каждой семье, как бы она ни была богата или бедна во всех отношениях, создается
своя неповторимая атмосфера всей жизни, но особенно духовной, нравственной и
культурной. И в первую очередь она определяется характером отношений между
родителями. Если родители действительно по-настоящему любят друг друга, вся
атмосфера духовной жизни будет наполнена любовью. В такой атмосфере и матери и
отцу не надо напрягаться, фальшивить, лицемерить во взаимоотношениях и в
отношениях к детям. Любовь станет их естественным состоянием, и каждая частица
воздуха, которым все дышат в доме будет пропущена через этот благодетельный,
добротворческий фильтр. Ребенок с молоком матери будет впитывать в себя любовь,
будет расти, развиваться на любви. Сердце его обязательно почувствует на глубоко
бессознательном, а потом и на сознательном уровне его развития теплоту и
сердечность родителей, тем более матери, которая в условиях господства в доме
любви буквально расцветет, как небесная Мадонна. Когда, ребята, вам придется
бывать в каком-либо художественном музее, обратите внимание на то, о чем мы уже
с вами говорили - все изображения художниками разных стран, эпох и народов
Мадонн представляют женщин, как бы пронизанных, светящихся Любовью к детям и к
миру, естественно наполняющих души младенцев тем же светом и Любовью. Недаром
Николай Алексеевич Некрасов писал:
И если я наполнял жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты,
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты.
Значит он будет дышать чистым воздухом Любви и покоя, нежности и внимательности.
Вот в чем проявляется и особая воспитательная роль отца, то уже можно было бы
подумать, что отец никаким образом в воспитании детей не участвует. Если его
усилиями в семье создается рассматриваемая нами атмосфера семейной жизни, это
определяет без нотаций, поучений, нравоучений и наставлении настоящую
воспитательную среду, в которой все лучшее, что накоплено и впитано родителями
легко и органично войдет в духовный и нравственный мир детей.
Руководствующиеся в своих взаимоотношениях Любовью, Уважением, Нежностью и
Вниманием друг к другу родители сами являются носителями культуры своего народа
и всей человеческой культуры и все силы прилагают к тому, чтобы естественно и
органично ввести детей в этот прекраснейший из миров.
И тут опять матери принадлежит решающая роль, хотя и не только ей. Но все-таки.
Ведь мы говорим все время об эстетике жизни. Именно мать поет ребенку первые
колыбельные песенки, она создает в детской комнате или уголке эстетизированную
среду и атмосферу, она заботится о ярких, звучных, пластичных
игрушках-погремушках и всех предметах, с помощью которых ребенок сначала на
ощупь, на "облизывание", "обнюхивание" осваивает окружающий мир, она начинает с
ним "играть в гулюшки", а потом рассказывать сказки, петь песенки, показывать
всякие картинки. Потом помогает ребенку (только помогает) придумывать игры,
обеспечивает его всем необходимым для осуществления всяких задумок, одобряет его
находчивость, изобретательность, показывает ему книжки, а в книжках картинки,
которые нужно самому раскрасить. Можно ли перечислить все способы и методы с
помощью которых мать постепенно, шаг за шагом вводит ребенка в культуру,
носительницей которой является сама, да и в которую сама входит вместе с
ребенком. Не будь ребенка, она может быть и сама никогда бы не приобщилась к
тому, что за время ее взросления и самостоятельной жизни наработано людьми, а с
ребенком все и самой осваивается и усваивается с большим интересом и значительно
эффективнее, чем в просто взрослой жизни. Тут работает материнская страсть
передать ребенку все лучшее и в наилучшем виде. Изобретательность матери
поистине не знает предела, как не знает предела и ее любовь к ребенку, к детям.
Она и отца привлекает к этой благороднейшей деятельности. Ведь родители, как
скульпторы, как величайшие художники лепят из своего ребенка будущую счастливую
и творчески добродетельную личность. Благо сейчас женщине предоставлена
возможность хотя бы до 3-х лет быть постоянно вместе с ребенком. А ведь еще не
очень давно декретный отпуск предоставлялся всего на 3 месяца, потом на полгода,
потом на 1 год. Невыход на работу после 3-х месячного отпуска грозил серьезными
последствиями. Даже представить сегодня невозможно, в какие жесткие условия были
поставлены в нашей стране женщины-матери. А сколько их скиталось с детьми по
концлагерям. И все же они умудрялись и ухитрялись в жесточайших условиях
воспитывать хороших и не ожесточившихся людей. Это стоит всего на свете. Это
стоит всяких памятников и похвал женщине-матери - великому воспитателю рода
человеческого. Вот уж поистине прекрасно сказал о женщине русский поэт
Константин Бальмонт:
Женщина - с нами, когда мы рождаемся,
Женщина - с нами в последний наш час,
Женщина - знамя, когда мы сражаемся,
Женщина - радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастье,
В лучшем стремлении - первый привет.
В битве за право - огонь соучастья.
Женщина - музыка, Женщина - свет.
По этой части темы было бы хорошо, если бы ребята, кто, конечно, захочет,
рассказали о своих семьях, особенно о мамах - в самом рассказе они проникнутся к
маме и крепнущей любовью и вниманием и нежностью.Разумеется, желательно
попробовать повести разговор и об отцах как воспитателях и просветителях своих
детей, то есть вызвать ребят на разговор о родителях.
1. Что вы понимаете под воспитанием?
2. Кто д.ля вас является главным воспитателем в семье и в школе?
3. Как вы понимаете выражение "Родина-Мать"?
Часть 2. Эстетическое воспитание
На прошлом занятии мы упомянули, что в процессе осуществления воспитания
подрастающих поколений человечество за свою уже довольно долгую историю
умудрилось не только в теории, но и на практике разделить этот единый и
целостный процесс на целый ряд подпроцессов и научилось готовить специалистов по
каждому из них. Среди множества и множества причин, приведших к такой
дифференциации процесса и узкой специализации специалистов, которые мы не будем
с вами обсуждать, поскольку их знать не обязательно, да и не нужно: в жизни
человеческого общества в наше время начался мощный процесс интеграции всех
народов, наций и государств в единое человеческое братство. Самое главное
состоит в том, что мы с вами постепенно входим в курс эстетики жизни и уже
знаем, что в реальной жизни главным, единым и целостным специалистом в
воспитательном процессе выступают родители, особенно мамы.
Вот с точки зрения мамы нам и надо посмотреть на все известные сегодня виды
воспитания и поискать в них то, что их объединяет в целостность, которая только
и может дать целостную, гармоничную и разносторонне развитую личность: каждая
мама для каждого ребенка и выступает реально как таковая личность сама, и она
воздействует своей жизнью на ребенка именно в этом направлении.
Но сначала все-таки перечислим все известные на сегодня виды воспитания и
попытаемся понять, что же вызвало их разделение, и нет ли среди всех них такого
вида воспитания, который бы в существе своем нес их гармоничное единство и
являлся бы надежным средством воспитания целостной личности. Итак, сегодня можно
встретить множество книг, брошюр, статей, учебников и учебных пособий по
вопросам формирования мировоззрения (мировоззренческое воспитание), по
идейно-политическому воспитанию, по патриотическому, интернациональному,
трудовому, по нравственному, экологическому, физическому, религиозному,
художественному, эстетическому и атеистическому воспитанию - все их и не
перечислишь. И по каждому из них готовятся свои специалисты, создаются
специальные программы, работают многочисленные учреждения и т. д. и т. п. А
направлены все они, сколько бы их не было и сколько бы не было еще придумано все
на того же ребенка, который от их существования и борьбы за ребенка не стал
многосоставным, а остается и будет оставаться целостным существом. Главных
причин складывания и существования такого положения в воспитании мы будем
называть две, хотя на самом деле их, очевидно, больше. Но нас интересуют те,
которые вызвали такую дифференциацию единого процесса. Это прежде всего
идеологическая причина, вызванная к жизни сначала разделением людей по интересам
(хотя совершенно очевидно, что вообще не может быть людей, не имеющих своих
интересов и не стремящихся их реализовать через потребности в своей реальной
материально-производственной, духовно-практической и поведенчески-общенческой
деятельности и жизнедеятельности) и необходимостью защиты этих интересов. Хотя
учение об идеологии, как и сам термин идеология, появились только в XVIII веке,
в реальной жизни идеология существовала и "работала" и на людей и против людей с
самой глубокой древности. В глубине всех самых первых раздоров и столкновений
между людьми, потом между родами, племенами, народами, нациями, государствами,
обществами, религиозными системами, в глубочайших подвалах подсознания человека
лежала именно эта причина - идеология. Отсюда имеющие место до сих пор
несовпадения во взглядах на мир и в представлениях о мире (мировоззрения),
отсюда проращивались самые разнообрезные и невероятные, как нам сегодня
представляется, пути выбора предметов поклонения - самых ли различных явлений
природы (от солнца, птицы, животного до каменных глыб и скал), признаки которых
сохранились и до наших дней и элементы которых входят в мирочувствования и
миропредставления многих и многих людей, отсюда разделение религиозных верований
на самые разнонаправленные и часто непримиримые течения, конфессии, секты,
школы. Отсюда же даже разные представления о труде, о патриотизме, национализме
и интернационализме, да обо всем, о чем хотите. Если бы все эти столкновения
мироощущений, мирочувствований, миропредставлений и миропониманий существовали
бы только как естественное и природно необходимое разнообразие людей, то это
было бы нормальным и даже прекрасным явлением. Но вся беда человечества
заключается в том, что оно никак не хочет мириться с тем, что у кого-то рядом со
мной живущего не те ощущения, не те представления, не те взгляды, не те
верования, которые есть у меня: личности ли, какой-то социальной группы (хотя бы
семьи), народа, нации, государства, общества, но непременно хочется втянуть
других в свою орбиту ощущений, представлений, пониманий, верований, убедить и
что самое страшное по последствиям заставить разделять мои нормы, мои привычки и
даже мои вкусы. Ну никак за многие тысячелетия не удается найти такую форму
выражения своих интересов и способов их реализации, которая устраивала бы всех,
не вызывая столкновении, часто кровавых, и разделения людей на враждующие
группы, лагеря и т. п., на злонамеренных и добродетельных, на созидателей и
разрушителей.
Вроде бы мир настолько богат и разнообразен, что способен обеспечить всему
населению Земли безбедное существование, если к нему, конечно, приложить ум,
чувства, руки и старания. Но беда в том, что люди, даже глубоко верующие и свято
выполняющие библейские заповеди, забывают главное и определяющее всю
человеческую жизнь указание Всевышнего Творца человеку о том, что он в поте лица
своего будет добывать хлеб свой и стремятся к хорошей жизни, к удовлетворению
своих потребностей и интересов за счет других, силами других, потом других. И
это-то началось не со времен создания Библии и письменного изложения заповедей
того, кого назвали Богом, а с момента возникновения человечества и длится до
наших дней. Но человек-то в отличие от животного существо разумное,
производящее, играющее и прекрасное! Почему же эти его изумительные для всего
живого качества "не работают" в полную меру или с полной отдачей. Именно поэтому
сидящему в самых глубинных подвалах нашего существа, а при всплытии в сознание
оправдываемому им идеологического нашего расхождения по интересам и
потребностям, по взглядам и вкусам, по нормам и привычкам и т. п.
Вторая причина, которая в перечислительном ряду уже названа нами при изложении
первой, вызвавшая довольно резкие различия в подходах к перечисленным видам
воспитания, да и саму дифференциацию видов воспитания, носит изначально
природно-социальный характер. Это возникновение в определенных природных,
климатических, а потом и социальных условиях разного рода представлений и
веровании в то, от каких природных явлений зависит благополучие жизни и успех в
делах. В попытках объяснить какие-то стихийные проявления и бедствия состоянием
тех или иных космических, природных явлений и процессов - первых зачатков
религиозных представлений, из которых потом и родились разные представления о
богах в виде ли Саваофа - Всевышнего творца, Иисуса Христа, Аллаха, Шивы, Будды,
Императора, как наместника Бога на Земле (Япония), а еще раньше в Месопотамии,
Ассиро-Вавилонии, в Шумерской цивилизации, у инков, майя и т. д., потом в
Древней Греции, Древнем Риме боги всех сторон жизни и всех видов деятельности,
боги различных городов, а в наше время и свои святые у каждой деревни, не только
города. И сторонник каждого из них всеми силами и средствами пытается доказать
другим, убедить их, а то заставить силой поверить, что уж их-то Бог и есть
настоящий, а все остальные ненастоящие. Разве тут не кроется вплоть до наших
дней серьезнейшее основание для разделения людей на враждующие и борющиеся друг
с другом лагеря. Сколько десятилетий не знает покоя Ближний Восток, в том числе
и по религиозным причинам? Какая трагедия обрушилась на все Югославские
республики, особенно на Боснию и Герцеговину во многом из-за религиозных
столкновений, легших на благодатную почву территориальных притязаний?
Если же всерьез подойти к воспитанию с занятой нами позиции, то идея разделения
воспитания на множество подвидов воспитания окажется не только не плодотворной,
но и вредной. Ведь она исходит из того представления о воспитании, которое мы
отвергли на предыдущем занятии. Ведь мы говорим о воспитании, как передаче от
поколения к поколению всего чувственно-эмоционального опыта, накопленного всем
человечеством, а не только моей деревней, городом, страной, народом, нацией,
обществом. Значит в самом этом опыте уже заложено единство национального и
общечеловеческого, индивидуального и общего. Более того в общечеловеческом опыте
совершенных и гармонических взаимодействий человека с миром, впитанном сердцем и
умом, то есть эмоционально пережитом отсутствует разделение на мое и чужое, злое
и доброе, поскольку в культуре всегда культивируется, лелеется, возделывается
доброе, а не злое. В систему ценностей человечества включается лишь то, что
воздействует на него благотворно и созидательно, а не злотворно и разрушительно.
Далее. Будучи от природы наделенным, как и все живое, склонностью к игре, в игре
человек придумывает, потом отрабатывает и затем творит опять-таки мир
благодетельный, добротворческий. Придумать что-то лучшее, чем то, что есть в
реальности - это наше природное стремление, которое в конце концов и прорастает
в стремление к красоте, а красота, как мы уже выяснили, не идет по жизни без
добра, а вместе они без жажды истины мило значат.
Вот мы и пришли естественно и органично к тому, что оказывается есть в
человеческой культуре то, что может обеспечить воспитание подрастающих поколений
как целостных, гармоничных и добротворящих прекрасных людей, Этот вид воспитания
возник в арсенале человечества в самой глубокой древности. Он составляет
существо матери как родительницы-воспитательницы, он заложен в глубине ее души и
сердца, обеспечивая и ей самой и ее детям настоящую целостность, не разрываемую
никакими идеологическими, политическими и прочими соображениями: мать
естественно хочет обеспечить своему ребенку счастливое, полнокровное, мирное,
спокойное и прекрасное будущее, без воин и кровопролитий, без яростной борьбы и
столкновений.
Но мать ведь не только носитель природной жизнетворческой силы, но и силы
социальной: она как всякое человеческое существо наследует и впитывает в себя
весь духовный багаж, который накопило человечество, в котором истина, добро и
красота слиты в неразрывное единство. Мы же с вами уже говорили, что красота,
вернее возможности увидеть, почувствовать, понять красоту человек может
буквально во всем: от самых простых предметов, которые его окружают, явлений,
которые происходят вокруг него, до высочайших созданий искусства.
Использование всего этого богатства, создание из него условий жизни, когда бы
истина, добро и красота постоянно окружали человека, создавали бы его жизненный
настрой, тонус, вызывая в нем положительные чувственно- эмоциональные
переживания и пробуждая в нем творческие силы и составляет то, что должно
составлять содержание процесса воспитания, а не только эстетического воспитания,
как это представлялось еще совсем недавно.
Иначе говоря, не случайно эстетическое воспитание возникло и бытовало в
человечестве тогда, когда не было никаких признаков разделения людей по
социальным, религиозным, политическим и идеологическим признакам. И оно будет
всегда существовать, пока существует человеческий род, поскольку передача от
поколения к поколению опыта взаимодействия людей с миром, запечатленного в
эмоционально-чувственно действующих наглядных, образных конкретных средствах
составляет естественное, органически присущее людям стремление обеспечить
будущим поколениям счастливое и прекрасное будущее. Ведь эстетическое
воспитание, когда оно еще так и не называлось использовало для воздействия на
детей абсолютно все, что отвечало их представлениям о плодотворности,
благодетельности и благополучии жизни. Например, сегодня многие из перечисленных
нами теоретически обоснованных и неплохо обеспеченных видов воспитания просто не
обращают внимания на тот вещный мир, который составляет среду обитания
современного человека, взрослый он или ребенок. А эстетическое воспитание именно
с него и начинает вводить ребенка в мир человеческой культуры. Оно погружает
ребенка в мир предметов сотворенных бабушками, дедушками, мамами, папами,
всеми взрослыми, предоставляя этот мир для игр, для пробуждения в ребенке его
природных задатков, воображения и фантазии, любознательности и любопытства.
Вспомните многие и многие мультфильмы для малышек, в которых показываются то
котенок, то щенок, то мышонок и т. д., которые просто сгорают от любопытства,
когда встречают на своем пути какие-то незнакомые им предметы или живые