<< Пред. стр. 19 (из 41) След. >>
существа. Они, как страусенок в песенке, всегда хотят знать "что же там, что жетам, что же там снаружи", потому и пробивают скорлупу яйца, чтобы выйти в мир.
Для малышей все встречающееся им на пути - чудо, которое надо тщательно
обследовать, то ли ощупав со всех сторон, то ли облизав, обслюнявив, то ли
попробовав на зуб, то ли побросав даже себе на голову. Да мало ли сколько и
каких способов знакомства с предметом найдет в себе ребенок. "Найдет в себе" -
это значит откроет в себе, узнает, что он уже что-то может. А узнав обрадуется и
постарается закрепить с другими предметами. Ох уж этот мир безмолвных для
взрослых предметов! Сколь же он говорлив и богат для малышей. Какие диалоги они
ведут с предметами, еще не научившись говорить даже простейшего и первейшего
слова "Мама". Разве можно говорить, что ребенок проявляет свою только какую-то
суть? Нет! Он выступает в мире предметов как целостное существо, как Повелитель
предметов. Тем более, что у многих народов (почти с уверенностью можно сказать у
всех) в быту, как правило, широко используются предметы, созданные народными
мастерами-умельцами, художниками. Да ныне и промышленность создает массовым
производством яркие по цветам и изящные по формам предметы домашнего обихода, не
говоря уже об игрушках, которые действительно представляют ребенку мир во всем
его эстетическом богатстве и разнообразии по материалам, по цвету, звуку,
формам, пластике, выразительности. Разве эти предметы идеологизированы,
разделены по классовому или религиозному признаку, по национальной
принадлежности?
Даже если взять отдельно мир игрушек, которые предоставляет современному ребенку
человечество, может быть исключая игрушечное оружие и вооружения, то в них мы
найдем все, что формирует в ребенке не только эстетическую отзывчивость,
способность к эмоциональным переживаниям, эстетическое чувство и вкус, но и
мировоззрение, и высокую нравственность, и любовь к природе (экологичность), и
представления о физическом совершенстве, силе и ловкости человека, всех живых
существ... То есть опять-таки все то, что воздействует на все стороны личности
ребенка, пробуждает их, развивает на благо его, а следовательно и всего
человечества - не будем бояться этих высоких слов: благо всего Человечества.
Кстати отметим и то, что, к сожалению, не рассматривается почти во всех теориях
воспитания, в том числе и эстетического: не может быть истинно жизненного
мировоззрения без представления в воззрениях на мир не только самого реального
мира, но и идеальных представлений людей о том, каким этот мир должен быть и что
нужно предпринимать и делать, чтобы этот мир таким стал. Человек, в каких бы
условиях и в каких бы ситуациях он не жил и не оказывался, несет с собой,
воплощает во все создаваемое им вещное и духовное богатство свое представление о
желаемом, идеальном. Особенно сильны эти идеальные представления, стремления,
желания, надежды в детских игрушках, во всех предназначенных для жизни детей
предметах и, конечно же, во всех видах искусства - главном средстве
эстетического воспитания и детей и взрослых. Если бы была возможность на
страницах нашего учебного пособия представить только эстетическое многообразие
мира игрушек, создаваемых как народными умельцами-художниками, так и
промышленными предприятиями, мы бы увидели такое необъятное богатство мира,
которое само говорило бы и о бесконечности Вселенной, и о целостности человека и
мира, и о неразделенности в этом мире телесного и духовного, природного и
социального, физического и психического, нравственного и эстетического начал в
мире - тех же истины, добра и красоты, поиск слиянности и гармонии которых
наполняет всю культуру человечества. Так и стоят перед глазами дятьковская,
филимоновская, богородская, богородицкая, великоустюжская, вологодская,
архангелогородская, семеновская глиняные и деревянные игрушки. А потом можно
выстроить такой же изумительно красивый и разнообразный ряд вырезанных из кости
или камня игрушек из Холмогор и Уэлена, из различных уральских районов или из
Тувы, Сахалина и Чукотки, Камчатки и низовьев Амура... Не о целостном ли и
разностороннем воспитании думали далекие предки разных народов, когда создавали
этот удивительный мир для детей в давние времена и передавали эту страсть,
желание и умение по наследству, как теперь передают, например, на фабрике
"Дятьковская глиняная игрушка" в Кирове бабушки-мастерицы-художницы свое
удивительное мастерство, тонкий вкус, изумительное чувство пластики и цвета
девочкам, которые сидят в кабинетах-мастерских рядом с ними и жадно следят за их
чуткими и нежными руками, обходящимися с глиной, как с живой плотью? А в Палехе,
Мстерах, Жостове, Холуе, Полх-Майдане, Семеновском, Богородском, Филимонове,
Нижнем Тагиле, Каслине, Уэлене, Холмогорах... маститые мастера-художники
передают свой человеческий художнический, нравственный и эстетический багаж
мальчикам и девочкам, а те, в свою очередь, тоже будут делать это в свое время.
Может быть и сами ребята придумают что-то новое и необычное, что будет
соответствовать уже их представлениям об эстетическом богатстве мира, но уже с
помощью компьютеров и могущих возникнуть современнейших других электронных
приборов. Появятся новые производства, но народные художественные промыслы и
ремесла никогда не отомрут, потому что творческий художественно-эстетический дух
народа ничем заменить нельзя. Да мир предметов может измениться, но
духовно-образные начала из него не исчезнут, а наоборот, как показывает история
человечества, исчезнуть не могут.
Именно и потому эстетическое воспитание, как мы смогли убедиться, может снять
вопрос о разделении всего процесс воспитания на множество разнонаправленных и
часто трудно стыкуемых подпроцессов, так и не дающих в результате целостную,
творческую и разносторонне развитую личность. Эстетическое воспитание выявляет,
формирует, развивает и ум, и чувства, и волю человека, тело и дух его. Потому
великий немецкий философ Кант (1724-1804) целостность и совершенство личности
рассматривал как органическое единство логического, физического, нравственного и
эстетического совершенства.
Более того, мы имеем все основания рассматривать эстетическое воспитание, то
есть формирование человека в культуре и через культуру самым верным путем
движения человечества к его единству в мире согласия и сотрудничества, без войн,
борьбы и противостояний. И создавать правительствам, государствам и народам надо
не многочисленные воспитательные учреждения, а строить такие системы
всенародного обучения, образования и воспитания, в которых бы все ребята
естественно воспринимали бы весь опыт родительского воспитания. Для этого
родители настоящие и будущие - сами, чтобы стать настоящими передатчиками всего
накопленного человеческого общества, нуждаются в глубочайшем погружении в
культуру. И школа прежде всего нуждается в таком совершенствовании и
раскрепощении, когда бы она не боялась говорить с ребятами о самых сложных
жизненных проблемах без какого-либо ханжества и лицемерия.
1. Что такое эстетическое воспитание?
2. Что является главным средством эстетического воспитания?
3. Что является главной целью эстетического воспитания?
Тема 4. Обучение и образование как процессы очеловечивания
человека и гармонизации его взаимодействий с миром.
В повседневной жизни людей термины воспитание, обучение и образование, как
правило, применяются в одном ряду, а чаще всего просто отождествляются, хотя они
и не совпадают по содержанию и в процессе
подготовки человека к самостоятельной жизни в обществе занимают неодинаковое
место, выполняя разные функции. Разобравшись на предыдущих занятиях с тем, что
происходит с человеком в процессе воспитания, мы можем обратить свое внимание на
обучение, на его жизненное значение абсолютно для каждого человека.
Если в самом общем виде воспитание вводит человека в мир
чувственно-эмоционального и рационально-интеллектуального повседневного
человеческого опыта, органически вписывает человека в культуру, то обучение
нацелено на развитие в человеке таких свойств и качеств, которые дают ему
возможность быть активным в культуре не только и не столько как потребителю, но
прежде всего как созидателю. То есть проявлять собственную созидательную
культурную активность. Мы только упомянули на прошлых занятиях о том, что кроме
огромной воспитательной работы, которую проводят родители с детьми они учат их
тому, что умеют сами и что умеют делать люди их времени: мама больше учит
девочек всяким женским делам, папа учит мальчиков мужским делам и обязанностям.
Все дело в том, что с одной воспитанностью в человеческом, да и вообще в мире не
проживешь, поскольку жизнь состоит не только из гармонизированных или
совершенных взаимоотношений с миром, но и из взаимодействий с ним, в процессе
которых человек добывает себе средства к существованию и создает благоприятные
условия для жизни.
Потому с глубочайшей древности у людей принято с определенного возраста учить
детей тому, что они научились по необходимости делать сами: мальчики и мужчины
охотиться, рыбачить, выкапывать из земли плоды и съедобные корни, делать
элементарные орудия добычи и оружие охоты, делать защитные укрытия и заслоны у
входов в пещеры, потом строить жилища, добывать огонь, собирать мед лесных пчел
и т. п.; женщины и девочки собирать в лесу различные плоды, готовить пищу,
мастерить набедренные повязки и плести из лозы, мягких кустарников, пальмовых
листьев подстилки и покрывала и т. п. Чтобы все это делать, надо выработать в
себе какие-то умения, которые, закрепляясь и развиваясь, перерастают в навыки. С
психологической точки зрения это означает, что в своем развитии человек
постепенно приходит к тому, что его голова и руки начинают работать слаженно. Мы
уже говорили с вами о том, что человек становится личностью не только тогда,
когда он почувствовал и пережил чувственно-эмоциональный опыт предков, вошел в
систему созданных ими ценностей, но и научился этим опытом пользоваться для
того, чтобы умножать этот опыт своими реальными делами.
А дела делают ведь руки. Голова только придумывает, что надо сделать, сами она
не может реализовать задуманное. Реализация - не ее жизненное призвание. Руки -
вот главный мотор реализации всего задуманного, придуманного, воображенного,
нафантазированного. Когда руки становятся как бы естественным продолжением
головы, образно говоря механизмом, мотором головы, работают в пандан с ней и
подталкивают, наталкивают голову на новые и новые задумки, новые решения, тогда
и рождается на свет мастер - "золотые руки". А человек, личность находит свое
место, о котором и говорят: "Вот этот человек на своем месте", ибо он делает его
так, как лучше его никто не сделает. Другой что-то другое может делать и делает
даже лучше, но это будет уже другое дело и другое место.
В чем же тут дело? Что происходит в душе человека, когда он находит свое место?
Ведь он учится очень многому, перенимает от старших массу знаний, умений и
навыков, а прикипает душой только к небольшой их части? Все дело в том, что из
всего многообразия и разнообразия знаний, умений и навыков, добытых и
наработанных людьми за всю историю, человек чаще всего на бессознательном уровне
выбирает для себя то, что ему по душе, что более всего соответствует складу его
ума, "настрою" его рук, его пробуждающимся жизненным интересам и возникающим,
вырабатывающимся в нем под их воздействием потребностям. Вот когда перед всеми
взрослыми открывается исключительно благоприятная возможность пока еще не
понять, но почувствовать душевное, сердечное влечение ребенка к определенным
знаниям и соответствующим им биениям сердца и навыкам. Ребенок, сам того не
ведая, потянулся к тому, к чему лежит душа. А душа его тянется к тому, что ей не
только импонирует, но для чего в ней есть соответствующие данные. К сожалению,
существующие в мире системы обучения не ориентированы на такой подход к делу
формирования новых поколении. Люди полагают, что раз человечество накопило массу
знаний, выработало в себе невероятное количество умений и навыков, то все
последующие поколения обязательно должны окунуться во все эти знания,
попробовать себя во всех делах и уж потом выбирать себе свое место в жизни.
Потому и обращают мало внимания на те случаи, когда ребенок, как говорят, раньше
времени находит, выбирает себя и свой жизненный путь, за исключением может быть
особо одаренных или гениальных детей. Правильно это или нет? Не лучше ли сразу,
как только ребенок обнаружил влечение к чему-то, учить его только этому делу,
вырабатывать только этому делу соответствующие знания, умения и навыки?
С точки зрения обучения, может быть, это и правильно, а с точки зрения
образования - нет. Дело в том, что ребенок пока ознакомился только с небольшой
частью знаний, умений и навыков взрослых и его что-то уже захватило, увлекло,
понравилось ему. Хорошо, если все это легло на его воспитанность, то есть его
уже погруженность в культуру, что осуществили родители. А если этого не
произошло, если в дальнейшем обучении ему откроются еще более увлекательные
именно для него и соответствующие именно его задаткам и знаниям, и умениям и
навыкам, а он уже ото всего этого отключился. Потеряет ли от этого он сам нечто,
да и семья, народ, человечество? Конечно, потеряют.
Мы же на этот момент акцентировали внимание не для того, чтобы тут же прекратить
обучение, а для того, чтобы ни родители, ни учителя не упустили случай увидеть,
почувствовать, что есть в данном ребенке, чтобы потом проследить, как будут все
больше и больше проявляться проклюнувшиеся задатки, будет ли усиливаться эта
тяга. Что нужно сделать, чтобы подпитать эти задатки и выявить их в полной мере?
Ведь из одних и тех же задатков можно прорастить, сформировать в богатой
знаниями, навыками, умениями атмосфере целый веер способностей. Но для этого и
нужно широкое поле знаний. Вот почему человечество, как оно только начало
всерьез себя осознавать, одновременно с обучением стремилось и к образованию
подрастающих поколений. Образование - это усвоение систематизированных знаний,
умений и навыков. Оно собирает опыт не только поколений данного народа, страны,
государства, но и всего человечества, чтобы последующим поколениям предоставить
возможность выбора из всего, что уже люды знают и умеют.
Предоставляя такие возможности, образование пытается предотвратить одностороннее
и ограниченное развитие человека, первоначальное увлечение которого не
обязательно является его призванием или, как говорил Н. А. Бердяев "божественным
предназначением". Способности личности к некоторым видам деятельности
обнаруживаются довольно поздно, на этапах взрослой жизни. Особенно это
характерно для сложнейших духовных видов деятельности. Правда, справедливости,
ради надо отметить, что такой сложнейший вид деятельности людей как
художественное творчество дает массу парадоксальных примеров. С одной стороны,
художественные дарования нередко проявляются очень рано. Примеры Микеланджело,
Моцарта, Бетховена, Пушкина, Лермонтова, Чайковского, Родена, Прокофьева, в наши
дни Евгения Кисина, молодых дарований в 80-е годы выявленных в Новосибирской
консерватории - тому яркое свидетельство. С другой - столь же многочисленны и
примеры позднего пробуждения и проявления художественных дарований. Гоген,
Ван-Гог, Шукшин, Гессен, Растропович-дирижер, композитор Бородин...
Разумеется это проявляется и в науке, инженерном, конструкторском,
изобретательском, педагогическом, да в любом деле. Иногда человек только в конце
жизни, наконец, выходит на стезю своего призвания и назначения, а жизненных сил
уже мало, в полной мере реализовать себя не удается. Вот тогда бывает очень
обидно и самому и всем знающим его людям, а в конце концов и народу,
человечеству.
Чтобы это случалось как можно реже образовательные системы и систематизируют все
добытые человечеством знания, выработанные умения и наработанные навыки,
соотносят их с определенными профессиями и специальностями и разрабатывает
учебники, учебные пособия и базовые элементы образования, чтобы передать их всем
поколениям, тем самым и обеспечивая возможность широкого поля выбора профессий и
специальностей по своему призванию и предназначению. Образование стремится, как
говорится, посеять знания, умения и навыки на подготовленную воспитанием душу
ребенка, которое потом уже в процессе образования и помогает педагогам держать
руку на пульсе задатков и дарований.
Вот почему всякая система образования нацеливается на тесное сотрудничество всех
своих звеньев (дошкольного, школьного, среднего специального и высшего) с
семьей, поскольку семья, как мы уже знаем, играет в воспитании главную роль. А
без воспитания очень трудно обнаружить в молодом человеке отзывчивость на те
знания, умения и навыки, которые ему предназначены Судьбой или, как говорят, на
роду написаны. Отсутствие тесного взаимодействия между обучением и воспитанием
дает в образовании такого специалиста, который по получении диплома о высшем
образовании начинает метаться между самыми разными видами деятельности, которые
бывают совершенно далекими от тех, к которым он готовился в вузе. Например,
замечательные актрисы Алла Демидова кончала экономический факультет МГУ, а Ия
Савина - исторический факультет, Марк Розовский, ныне известный театральный
режиссер, - факультет журналистики, выдающаяся певица Ирина Архипова архитектор
по образованию, поэт Андрей Вознесенский - тоже архитектор, кинорежиссер Глеб
Панфилов - инженер, певица Алла Иошпе - психолог... Несть числа таким примерам.
Василий Макарович Шукшин, замечательный писатель, актер, режиссер, совершенно
случайно попал во ВГИК, поработав до этого и учителем, директором школы,
электриком, штукатуром, маляром. Не состоись его случайная встреча со знаменитым
кинорежиссером И.А.Пырьевым, может быть и не было бы в российской культуре
удивительного писателя, киноактера, сценариста и кинорежиссера. Я убежден, что
наша культура была бы без его творений беднее.
На первый взгляд может показаться неважным, получил ли я и заострил внимание на
таких ли знаниях, умениях и навыках или на других. На самом же деле это один из
существеннейших вопросов жизни не только отдельного индивида, но и всего рода
человеческого. Именно человеческого рода, который единственный из всех родов
живых существ на Земле осознанно стремится к совершенствованию мира и к
самосовершенствованию. Если все остальные представители жизни чисто
инстинктивно, приспособительно совершенствуются, то род человеческий почти с
момента своего зарождения и подсознательно и сознательно стремится к
полнокровной и полноценной жизни на Земле и даже за ее пределами, ибо в нем, как
мы уже говорили, заложено природное стремление к совершенству, гармонии и
красоте. Так уж сложилась жизнь, конечно, за немногими в общем объеме жизни
исключениями, что люди лишь тогда становятся по-настоящему счастливы, когда они
могут реализовать все свои сущностные человеческие силы в реальном деле, буде
это дело воспроизводства рода человеческого, то есть жизнедеятельность, или дело
производства средств существования, то есть деятельность. Без плодотворной и
добродетельной жизнедеятельности или деятельности человеческого счастья на Земле
не бывает, чтобы об этом не говорили всякого рода прожигатели и любители легкой
жизни. Никчемная, пустая, бессмысленная жизнь мстит за себя каждому. Но вся беда
состоит в том, что мстит-то она уже на склоне, в конце жизни, когда уже ничего
поправить бывает нельзя, да и сил нет. Тогда и уходит человек в мир иной с
неспокойной душой. Ведь если человек умирает не в пьяном угаре или невменяемом
состоянии, он перед лицом смерти подводит итог своей жизни, и Смерть, стоя за
спиной, требует отчета, особенно самоотчета. Как утверждали на основе
экспериментов экзистенциалисты, человек на границе жизни и смерти мгновенно
пробегает по всей своей жизни и четко видит картины просветления на ней и
затемнения. Может быть эта зримая картина и дает ему наглядное представление о
том, останется ли о нем что-нибудь в памяти людей или вместе с его смертью его
жизнь покроется мраком забвения.
Как видите, процессы воспитания, обучения, образования имеют не только
экзистенциальный, но и глубокий бытийный смысл. Они выводят человека на самые
существенные смысложизненные вопросы: ради чего человек появляется на свет
божий, только ли его личное дело его собственная жизнь или это дело всего
человечества, какой след на Земле он оставляет не своей телесностью, а своей
духовностью, правы или неправы люди, которые стремятся вывести индивида на путь
его призвания и божественного предназначения, может ли уготованное природой ему
и только ему дело выполнить кто-то другой, пусть и более даровитый и
талантливый? Стоит ли каждому самому поискать ответы на поставленные здесь, да и
вытекающие из всего уже известного вопросы? А может некоторые из них стоит
обсудить с родителями, узнать, что они думают по этим вопросам, да и с близкими
друзьями, приятелями попытаться заглянуть вглубь жизни? Вдруг там откроется
что-то интересное, привлекательное, занятное, чему захочется придать реальные
очертания? Может там, как в таинственном зеркале, откроется нечто любопытное из
вашего будущего. Все может открыться любопытствующему чувству и уму. Только
уснувшим чувствам и уму ничего не открывается.
Вот почему в процессах воспитания, обучения и образования столь большое значение
придается самовоспитанию, самообучению и самообразованию. Конечно, они не
самопроизвольно проявляются в человеке, но уже на подготовленные воспитанием,
обучением и образованием кем-то почвы в душе, сердце, уме молодого человека. Все
эти "само" начинают "работать" лишь в том случае если формирующаяся личность
осознает и понимает или хотя бы чувствует свои задатки и дарования и даже свое
призвание, что пробуждает в ней интерес к своему призванию и горячее желание
реализовать свои задатки и дарования в реальном деле. История человечества
показывает, что рано осознающие себя даровитые люди концентрируют все свои силы,
внимание, способности на служении тому делу, которое они ощутили как свое
личное, глубоко внутреннее и даже интимнейшее дело. Может быть жизнь Имануила
Канта и П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Огюста Родена (любой педагог может
знать и совершенно другие примеры и рассказать о них) может послужить
свидетельством того, как раннее осознание молодым человеком себя поднимает в нем
такой жизненный порыв, который вызывает бурное желание "работать над собой" во
всех смыслах: повышать свою чувственно-эмоциональную и интеллектуальную