<< Пред.           стр. 24 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 мире из глубин народной жизни вырастали и вырастают, формируются в гуще народной
 жизни, варятся в ее духовно-нравственном соку подлинно народные художественные
 таланты, хотя их иногда и завлекают в союзы писателей, художников, теперь и
 дизайнеров, композиторов, объединяющих людей по профессиональному признаку. Они
 по-прежнему занимаются сельскохозяйственным трудом, хотя бы на своем земельном
 наделе, знают жизнь сельчан не понаслышке. Им близки их переживания, их
 стремления, желания и идеалы. Для них своя в селе культура, быт и искусство.
 И еще. В профессиональном искусстве на первом месте стоит личное, индивидуальное
 творчество, даже в так называемых коллективных искусствах или коллективных видах
 творчества: кино, театр, танцевальные ансамбли и коллективы и т. п. В народном
 искусстве и в наши дни господствует коллективное творчество, особенно в
 традиционных народных художественных промыслах, сосредоточенных в Палехе,
 Федоскино, Мстере, Холуе, Жестово, Полхов-Майдане, Городце, Семенове,
 Холмогорах, Уэлене, вологодских, велико-устюжских, костромских,
 нижне-тагильских, ростовских, ярославских мастерских и фабриках, торжокских и
 елецких артелях. Теперь там, в некоторых случаях, созданы и школы для обучения
 новых поколений мастеров, например, в Палехе. Но в школах этих очень строго
 соблюдают традиции, которые принесли славу художественным промыслам и которые
 известны всему миру неповторимостью и оригинальностью их произведений, потому и
 хороши открывающиеся школы народного мастерства, что они не отступают от
 традиций и не теряют высокого народного эстетического вкуса.
 Народное искусство настолько жизненно и заразительно, что и в городах,
 окруженных народными промыслами (Петрозаводске, Архангельске, Костроме, Вологде,
 Ярославле, Иванове, Владимире, Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Великом
 Устюге, Орле и Липецке, Воронеже и Пензе в самые последние годы появляются очень
 интересные профессиональные художники, которые начинают работать в стиле и
 жанрах народного искусства: лубочные картины со смешными и едкими стихами,
 изразцы с современными сюжетами, сцены из сельской жизни, выполненные в манере
 Холуя или Палеха, Федоскина или Мстеры.
 А современные города, имеющие богатые возможности для насыщенной
 художественно-эстетической жизни (музеи, картинные галереи, выставочные залы,
 концертные залы, театры, прекрасные архитектурные комплексы и ансамбли) теперь
 уже нередко приглашают народных мастеров для художественного оформления зданий
 общественного назначения, например, тех же музейных комплексов, концертных
 залов, гостиниц, ресторанов, теперь и храмов, восстанавливаемых, реставрируемых
 и вновь строящихся.
 И это понятно. Подлинно высокое профессиональное искусство без подпитки народным
 искусством развиваться не может так, чтобы повышать свой духовный статус и свой
 престиж не только у небольшого слоя интеллектуальной и духовной элиты общества,
 но и представителей разных слоев общества, тянущихся к духовному обновлению и
 испытывающих потребности в напряженной и полнокровной эстетической жизни.
 "Народный мастер как носитель традиции, как творческая личность связан
 исторической преемственностью мастерства, художественных принципов искусства и
 уже тем самым представляет собой ценность для культуры"[10], - пишет известный
 знаток народного искусства М. А. Некрасова.
 Есть еще одно у народного искусства существенное по сравнению с профессиональным
 искусством преимущество - оно устойчиво ко. всякого рода веяниям и модным ветрам
 в художественном творчестве. В профессиональном искусстве постоянно идет процесс
 совершенствования языка искусства, поэтому художественный эксперимент в нем -
 нормальное и даже необходимое средство развития искусства. Но в профессиональном
 искусстве значительное место занимают произведения на злобу дня и на самые
 острые сиюминутные потребности массового потребителя искусства. Потому эта часть
 профессионального искусства и называется массовым искусством, а культурная жизнь
 людей, основывающаяся на "потреблении" массового искусства и всего, что с ним
 связано, называется массовой культурой или масскультом. Здесь тоже идет процесс
 развития, но он обусловлен не поисками средств выразительности, не
 художественными экспериментами, не обогащением языка, а двумя наличными для
 каждого периода времени обстоятельствами: требованиями воздействия на сознание
 широких масс и наработанным высокопрофессиональным искусством языком.
 Первое из названных обстоятельств принуждает всех творцов массового искусства
 внимательно следить за модными ветрами и течениями, за малейшими изменениями
 чувственных состояний и вкусов масс, за их стремлениями и желаниями, давая
 каждый раз на всякие изменения в потребностях, вкусах, желаниях масс, в их
 сознании свои специфические ответы, вернее якобы ответы, чаще уводящие от
 реальных жизненных проблем, нежели приближающие к ним. Иногда массовое искусство
 старается предугадать возможные изменения в сознании, как это было в начале XX
 века, когда начался выход из декаданса конца XIX века и стал в разных
 проявлениях складываться модернизм, точнее говоря авангардизм буквально во всех
 видах и родах искусства. Так случилось в конце 50-х начале 60-х годов, когда
 поп-арт пытался взять художественную власть "в свои руки" и определить пути
 развития искусства, а в наше время такую предугадывательную функцию развития
 искусства и художественной культуры пытается взвалить на себя андеграунд,
 возникший в определенных социально-политических условиях и не могущий уловить
 моментов изменения этих условий, чтобы во время перестроиться. Мода еще не
 совсем прошла, но обстоятельства-то изменились, интерес к нему угасает и
 потребности в протесте, эпатаже и экстравагантности угасают.
 Чем высокое профессиональное искусство в чем-то сходно с народным искусством? В
 том, что оно спокойно и последовательно совершенствуется само - а без этого, без
 совершенствования всякое творчество непредставимо - совершенствуется его язык,
 совершенствуется вся художественная культура, то есть жизнь общества. Но делает
 это, не спеша, с достоинством и со строгим подходом ко всем достижениям.
 Конечно, прежде всего в нем совершенствуется художественный язык, но оно не
 пренебрегает и теми находками всякого рода модных течений, в том числе и
 масскультом или массовым искусством, если и в них совершаются какие-то
 художественно-языковые открытия.
 Ведь и народное искусство тоже не стоит на месте, хотя следование
 художественно-эстетическим традициям в нем осуществляется не столько в связи с
 результатами художественных экспериментов, сколько с изменениями в укладе,
 образе жизни сельчан, изменениями их чувственности, эстетических представлений -
 в общем сферы сознания. Но в народном искусстве происходящие изменения довольно
 дифференцированы, не принимая всеобщего характера для всех народных промыслов
 художественного характера. Например, в послереволюционный период в искусстве
 палехской миниатюры в технике живописи, в технологии изготовления шкатулок, в
 материалах практически никаких изменений не произошло, то есть язык народного
 искусства, можно сказать, остался прежним. Но содержательно жизнерадостное и
 чисто русское искусство Палеха обогатилось тематически, сюжетно и по сфере
 приложения своих сил: все палехские художники старшего поколения были
 знаменитыми на Руси иконописцами, поэтому после Октября 1917 года, когда все
 иконописные мастерские были закрыты, иконописная техника была перенесена на
 сказочные сюжеты и мотивы; до революции сложился и стиль монументальной
 стенописи, но после революции он стал применяться шире и масштабнее; палехские
 мастера стали желанными в театрально-декорационном деле, в наши дни особенно в
 кукольных, детских и юношеских театрах; они занялись иллюстрированием и
 оформлением книг, активно способствуя превращению книжного дела в книжное
 искусство. Писать лаковые миниатюры на шкатулках из папье-маше их заставила
 нужда. Но эта лаковая миниатюра в наше время сделала их всемирно известными
 художниками.
 А после революции в поисках работы и занятий любимым живописным делом палехские
 иконописцы разбрелись по стране. Выдающийся иконописец П. Д. Корин осел в Москве
 и стал одним из самых серьезных и крупных живописцев, в знаменитом триптихе
 которого, написанного в годы Великой отечественной войны, портрет маршала Г. К.
 Жукова. Он оставил всем нам великолепное собрание произведений древнерусского
 искусства, находящееся в музее его имени на Погодинской улице в Москве (ст.
 метро "Спортивная" или "Фрунзенская"). 10 лет проработали в Москве Н. М.
 Зиновьев, И. И. Голиков, И. П. Вакуров и многие другие тоже искали счастья в
 Москве. Но родной Палех притягивал их к себе. И в декабре 1924 года в Палехе
 была организована "Палехская артель древней живописи" в составе: А. В. Котухин,
 А. И. Зубков, И. И. Голиков, И. В. Маркичев, Н. М. Баканов, И. И. Зубков, В. В.
 Котухин. Во время подготовки к Парижской выставке к артели присоединились А. И.
 Ватагин, Г. М. Баканов, и Д. Н. Буторин. Это был 1925 год, который прославил
 палехских мастеров на весь мир - артель получила на выставке в Париже золотую
 медаль. Так было положено начало производству шкатулок из папье-маше (сами
 шкатулки сначала закупались в Федоскино), покрытых лаковой миниатюрой, по
 которым мы теперь и узнаем в любом конце Земли изделия наших замечательных
 народных живописцев.
 Как видим, палешане ничего не растеряли из того, что их предки наработали в
 иконописи еще в XVI-XIX веках, они не отступили ни от техники живописи, ни от
 своей собственной палехской манеры письма, ни от понимания цвета и его
 символического значения и в новых видах изделий переориентированного народного
 промысла.
 Почти такой же путь прошли и замечательные живописцы Мстеры, Фелоскино, Холуя.
 Важно, что при всех исторических перипетиях в художественных промыслах
 сохранялась верность народным мотивам в творчестве мастеров всех поколений,
 верность традициям мастерства и готовность каждого из промыслов и мастеров
 служить своим искусством людям своего края. В наше время постепенно возрождаются
 более трех десятков только промыслов народной росписи по дереву. Народные
 художественные промыслы, производящие игрушки для детей никогда не прекращали
 своей деятельности, хотя бы и руками только отдельных мастеров, которые бережно
 передавали молодым крестьянам-колхозникам секреты своего мастерства, производя
 радующую детишек продукцию, формирующую и развивающую их эстетические вкусы,
 часто будучи для сельчан единственным средством эстетического воспитания и
 выявления художественных творческих способностей сельских ребятишек.
 На одно из занятий по этой теме ребята могли бы принести в класс имеющиеся в их
 домах произведения народного искусства, предметы утвари, украшения и рассказали
 бы о том, в какие моменты жизни они обращаются к этим произведениям и предметам
 и каким образом они облагораживают и украшают интерьер.
 1.Что такое народные промыслы с эстетической точки зрения?
 2.Назовите народные промыслы, которые вы знаете и которые есть в вашем городе
 или селе?
 3.Чем народное искусство отличается от промыслов и что в нем выражается?
 4.Знакомы ли вам произведения народного искусства? Назовите их.
 Тема 8. Овладение знаниями и познавательная деятельность
  человека как средства гармонизации мира в себе, себя с миром,
  общества с природой. Эстетическое содержание
  познавательной деятельности
 В предыдущем разделе мы рассматривали передачу знаний от поколения к поколению
 как естественную функцию и спонтанно и целенаправленно формировавшейся во всех
 обществах систему обучения. Теперь нас процесс овладения знаниями подрастающими
 поколениями будет интересовать как творческий процесс. Предварительно нам надо
 вспомнить то, о чем мы уже говорили, когда в предыдущем же разделе определяли
 процесс творчества вообще. Помните, мы говорили о том, что творчество не есть
 только открытие, изобретение, создание чего-то нового, дотоле неизвестного людям
 и что приносит людям большую пользу или большие блага. Тогда же мы оговорили и
 возможность такого понимания творчества, когда весь творческий процесс
 совершается в самом субъекте творчества, способствуя в первую очередь его
 развитию и совершенствованию, а косвенно оказывающий благотворное влияние и на,
 может быть, близких ему людей, на народ, государство, общество и в конце концов
 на все человечество.
 Так вот в первой части этой темы мы будем говорить только об этом, то есть о
 том, что происходит с каждым из вас, ребята, в процессе овладения знаниями и
 почему без современных знаний не может быть сформирован и современный
 образованный, культурный, разносторонне развитый человек. Для начала давайте
 зададимся вопросом, что такое знания и в какой форме они предстают перед каждым
 появившимся на свет Божий человеком?
 Общепризнанным является определение знания как проверенного практикой результата
 познания действительности и верного ее отражения в мышлении человека. Хотя и по
 первой части этого определения и по второй идут бесконечные споры, особенно на
 современном этапе развития научно-познавательной деятельности человека и
 обобщения им результатов познания в учебниках и учебных пособиях. Дело в том,
 что и практическая проверка знания не поддается однозначному пониманию и
 верность отражения действительности только в мышлении вызывает возражения и
 сомнения. Ведь люди многое иэ того, что знают обретают и проверяют не только
 мышлением, но и чувствами. И им очень часто и не бывает нужно какие-то знания
 обязательно осмысливать, чтобы в дальнейшем поступать правильно, в соответствии
 с требованиями жизни или вести себя соответственно верно в действительности. Мы
 с вами упоминали уже в своем месте о большом значении для человеческой жизни
 бессознательной сферы человека и его чувственных взаимодействий с миром. Все это
 мы и будем иметь в виду в ходе дальнейших размышлений.
 Начнем буквально с первых минут жизни любого человека, полагая, что еще в
 процессе утробного развития начался процесс формирования чувств ребенка, которые
 начинают работать сразу же после его рождения. Пусть в первые дни у него в
 глазах все предстает в перевернутом виде, пусть уши его еще не распознают звуки.
 Но он что-то видит и что-то слышит, а слышимые звуки его собственные биоритмы
 принимают или не принимают, заставляя его успокаиваться или волноваться от
 аритмичной для него музыки или каких-либо других звуков. Уже в этих
 элементарнейших реакциях ребенка на свет и звуки совершается наполнение его
 простейшими, но чрезвычайно важными для его будущего знаниями-впечатлениями, без
 которых трудно себе представить дальнейший процесс его становления,
 формирования, воспитания и развития. Это можно даже назвать, может быть, до
 чувственным уровнем познания. Но нельзя отрицать при этом, что познавание или
 овладение знаниями уже началось, поскольку начался прижизненный процесс творения
 человека действительностью, который в психологии называется процессом
 становления. С эстетической точки зрения сразу же начинается процесс выявления в
 человеке его человеческих начал - человеческих чувств. Тут действительно творит
 пока сама действительность, вызывая в ребенке какие-то реакции, а целеполагание
 заложено в самой природе человеческого существа. Да и родители сразу же начинают
 оказывать целенаправленное и благотворное воздействие на психику ребенка: своей
 теплотой, своей нежностью, заботливостью, внимательностью, желанием и
 готовностью избавить сразу же ребенка от возможных стрессов, вызываемых даже
 неудобным положением, которое он сам пока изменить не в силах. Здесь же в
 порядке, так сказать, лирического отступления заметим, что процесс творения
 человека совершается всю жизнь и самой действительностью и людьми из окружения в
 том случае когда человек становится только объектом творения. То есть сам он не
 становится субъектом самотворения и всячески сопротивляется воздействию других в
 благотворном направлении.
 Вот среди вас есть самые разнообразные примеры протекания творения каждого из
 вас. В каждом классе есть ребята, которые с радостью ухватываются за любую
 возможность узнать что-то новое и хотя бы почувствовать, если не осознать, что
 что-то происходит с ним под воздействием новых знаний: в чувствах, уме, воле. Но
 есть и такие, кто еще не научился, а то и не желает ни чувствовать, ни понимать,
 что с ним происходит под воздействием новых знаний. А есть и такие ребята,
 которых никто не учил ни дома, ни в детском саду, ни в школе заниматься даже
 самым простым самоанализом. Странно это?. Да странно, поскольку формирование
 личности, по представлениям современной философии, по экспериментальным
 утверждениям психологии, да и по достижениям талантливых воспитателей и
 педагогов, происходит в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. То есть
 уже в этом возрасте ребенок начинает осознавать и понимать свою
 индивидуальность, проявлять определенный характер, волю и обретает некую
 внутреннюю свободу проявления своих сил.
 Трудно сказать, какая из этих ситуаций сложнее: в том ли случае, когда ребята
 сами осознанно или неосознанно сопротивляются возможности почувствовать, понять
 в новом знании позитивное начало для себя; или в том случае, когда по разным
 причинам никто не научил ребят почувствовать тягу, интерес к новому знанию и
 понять в саморазмышлении его благотворность для выявления и развития собственных
 сил и возможностей? В первом случае открывается перспектива движения из одной
 беды в другую, еще более глубокую и тяжкую для всей дальнейшей жизни. Во втором
 случае сохраняется возможность выхода из сложившейся ситуации, но сохраняется и
 возможность стать равнодушным, безучастным к своему будущему человеком. Во
 всяком случае отсутствие личностного отношения к самому себе - явление
 неблагоприятное и далекое от человекотворческого начала.
 Где-то в раннем детстве родителями и всеми окружавшими ребенка взрослыми были
 допущены губительное равнодушие, безразличие к тому, с чем ребенок родился,
 отсутствие попыток подправить темперамент, повлиять на формирование характера,
 расшевелить чувственность, повлиять на выработку воли. Да мало ли родители и
 детские сады допускают просчетов, за которые расплачиваться приходится детям.
 Где-то в каком-то месте прерывается цепь беспрерывного творения человека в
 личность.
 С чего же начинается тяга к овладению знаниями? В раннем детстве кажется все
 понятно: все, с чем ребенок встречается для него ново, неведомо и потому
 интересно. А это "интересно" и для малого ребенка и для взрослого человека -
 пусковой механизм тяги к знаниям и жажды знаний. Было бы самым лучшим моментом
 для учащихся, если бы тяга и жажда знаний порождались бы интересом, который бы
 пробуждался у них в школе учителем, поскольку в школе все-таки даются
 систематические знания, а не отрывочные, которые он может получить буквально
 отовсюду. по радио и телевидению, из газет, из уличных разговоров, из рекламы,
 да из чего хотите. Но увы, школа нередко либо не умеет, либо не хочет этого
 делать. Это всецело зависит не от самого предмета, а от учителя, которому самому
 безразлично знание и который не может творчески относиться к
 учебно-воспитательному процессу. Но об учителях как творцах мы тоже говорили в
 предыдущем разделе.
 Давайте пойдем дальше в нашем разговоре о творении вас в процессе овладения вами
 знаниями. Вы в раннем детстве научились уже многому: радоваться цветам, световым
 эффектам, звукам, различным формам предметов (пластике), красивым пластичным
 движениям, не только владению предметами, но и складыванию из них различных
 фигур и т. п. Самое главное, вы научились играть в различные игры. Разве весь
 этот огромный багаж, облаченный уже в слова, понятия, определения не служит вам
 службу, когда вы в подготовительном классе детского сада и в первых классах
 школы сталкиваетесь с новыми знаниями по языку, по счету и арифметике, по
 чтению, по рисованию, по пению, по движениям на уроках физкультуры (знания о
 возможностях своего тела)? А потом из класса в класс прибавляются новые знания и
 новые учебные предметы. И все это отпечатывается в вас, в ваших чувствах, уме,
 мышлении, воле, в ваших душевных движениях, порывах, переживаниях и поступках.
 Тяга и интерес к каким-то предметам усиливаются, к каким-то усиливается
 безразличие и непонимание. Начинаются драмы учебы: чего-то хочется, но не
 получается, а что-то, получается легко и как бы непроизвольно, а не очень
 хочется. Что вы начинаете делать в таких ситуациях, уже зависит только от вас. И
 это каждый может проверить на себе, если вспомнит по каждому классу свои
 собственные успехи и провалы, то есть "хождения по мукам". У кого то успехи
 вызывают прилив сил, интерес к какому-то предмету становится устойчивым и
 рождает потребность постоянно поддерживать его своими собственными усилиями:
 больше почитать по этому предмету, порешать задачи, не пропустить передачу по
 радио или ТВ, посмотреть фильм, сходить в театр, музей - возможностей много. А у
 другого, наоборот, неуспехи в чем-то, провалы могут вызвать приток сил, чтобы с
 этими неуспехами справиться самому, преодолеть провалы, доказать другим ребятам,
 что я не хуже их и не глупее. Тут тоже рождается потребность, но ее
 психологическим основанием становится либо честолюбие, либо зарождающееся
 тщеславие.
 Чем вы по существу занимаетесь во всех перечисленных случаях? Вы занимаетесь
 творением себя, то есть самотворением. В данном случае возможности для
 самотворения, и возможности бесконечные и самые разнообразные, вам предоставляет
 получаемое вами в школе или другими способами знание. И будьте уверены, ребята,
 если в вас когда-то появилась потребность в самотворении, вы с этой потребностью
 уже никогда не расстанетесь. Она в отличие от многих материальных потребностей,
 как одна из самых мощных духовных потребностей, никогда не удовлетворяется
 полностью, ее огонь в человеке, особенно в личности постоянно разжигается,
 разгорается и горит вечным огнем.
 Из нее рождается теперь глубокий жизнестойкий интерес к какой-то определенной
 области знания. И сюда вы теперь направляете основные усилия, ибо в вас
 прорастает чувствование и понимание того, что тут вы можете найти себя, свое
 призвание. Мы с вами говорили о том, что у некоторых особо одаренных от природы

<< Пред.           стр. 24 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу