<< Пред. стр. 24 (из 41) След. >>
мире из глубин народной жизни вырастали и вырастают, формируются в гуще народнойжизни, варятся в ее духовно-нравственном соку подлинно народные художественные
таланты, хотя их иногда и завлекают в союзы писателей, художников, теперь и
дизайнеров, композиторов, объединяющих людей по профессиональному признаку. Они
по-прежнему занимаются сельскохозяйственным трудом, хотя бы на своем земельном
наделе, знают жизнь сельчан не понаслышке. Им близки их переживания, их
стремления, желания и идеалы. Для них своя в селе культура, быт и искусство.
И еще. В профессиональном искусстве на первом месте стоит личное, индивидуальное
творчество, даже в так называемых коллективных искусствах или коллективных видах
творчества: кино, театр, танцевальные ансамбли и коллективы и т. п. В народном
искусстве и в наши дни господствует коллективное творчество, особенно в
традиционных народных художественных промыслах, сосредоточенных в Палехе,
Федоскино, Мстере, Холуе, Жестово, Полхов-Майдане, Городце, Семенове,
Холмогорах, Уэлене, вологодских, велико-устюжских, костромских,
нижне-тагильских, ростовских, ярославских мастерских и фабриках, торжокских и
елецких артелях. Теперь там, в некоторых случаях, созданы и школы для обучения
новых поколений мастеров, например, в Палехе. Но в школах этих очень строго
соблюдают традиции, которые принесли славу художественным промыслам и которые
известны всему миру неповторимостью и оригинальностью их произведений, потому и
хороши открывающиеся школы народного мастерства, что они не отступают от
традиций и не теряют высокого народного эстетического вкуса.
Народное искусство настолько жизненно и заразительно, что и в городах,
окруженных народными промыслами (Петрозаводске, Архангельске, Костроме, Вологде,
Ярославле, Иванове, Владимире, Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Великом
Устюге, Орле и Липецке, Воронеже и Пензе в самые последние годы появляются очень
интересные профессиональные художники, которые начинают работать в стиле и
жанрах народного искусства: лубочные картины со смешными и едкими стихами,
изразцы с современными сюжетами, сцены из сельской жизни, выполненные в манере
Холуя или Палеха, Федоскина или Мстеры.
А современные города, имеющие богатые возможности для насыщенной
художественно-эстетической жизни (музеи, картинные галереи, выставочные залы,
концертные залы, театры, прекрасные архитектурные комплексы и ансамбли) теперь
уже нередко приглашают народных мастеров для художественного оформления зданий
общественного назначения, например, тех же музейных комплексов, концертных
залов, гостиниц, ресторанов, теперь и храмов, восстанавливаемых, реставрируемых
и вновь строящихся.
И это понятно. Подлинно высокое профессиональное искусство без подпитки народным
искусством развиваться не может так, чтобы повышать свой духовный статус и свой
престиж не только у небольшого слоя интеллектуальной и духовной элиты общества,
но и представителей разных слоев общества, тянущихся к духовному обновлению и
испытывающих потребности в напряженной и полнокровной эстетической жизни.
"Народный мастер как носитель традиции, как творческая личность связан
исторической преемственностью мастерства, художественных принципов искусства и
уже тем самым представляет собой ценность для культуры"[10], - пишет известный
знаток народного искусства М. А. Некрасова.
Есть еще одно у народного искусства существенное по сравнению с профессиональным
искусством преимущество - оно устойчиво ко. всякого рода веяниям и модным ветрам
в художественном творчестве. В профессиональном искусстве постоянно идет процесс
совершенствования языка искусства, поэтому художественный эксперимент в нем -
нормальное и даже необходимое средство развития искусства. Но в профессиональном
искусстве значительное место занимают произведения на злобу дня и на самые
острые сиюминутные потребности массового потребителя искусства. Потому эта часть
профессионального искусства и называется массовым искусством, а культурная жизнь
людей, основывающаяся на "потреблении" массового искусства и всего, что с ним
связано, называется массовой культурой или масскультом. Здесь тоже идет процесс
развития, но он обусловлен не поисками средств выразительности, не
художественными экспериментами, не обогащением языка, а двумя наличными для
каждого периода времени обстоятельствами: требованиями воздействия на сознание
широких масс и наработанным высокопрофессиональным искусством языком.
Первое из названных обстоятельств принуждает всех творцов массового искусства
внимательно следить за модными ветрами и течениями, за малейшими изменениями
чувственных состояний и вкусов масс, за их стремлениями и желаниями, давая
каждый раз на всякие изменения в потребностях, вкусах, желаниях масс, в их
сознании свои специфические ответы, вернее якобы ответы, чаще уводящие от
реальных жизненных проблем, нежели приближающие к ним. Иногда массовое искусство
старается предугадать возможные изменения в сознании, как это было в начале XX
века, когда начался выход из декаданса конца XIX века и стал в разных
проявлениях складываться модернизм, точнее говоря авангардизм буквально во всех
видах и родах искусства. Так случилось в конце 50-х начале 60-х годов, когда
поп-арт пытался взять художественную власть "в свои руки" и определить пути
развития искусства, а в наше время такую предугадывательную функцию развития
искусства и художественной культуры пытается взвалить на себя андеграунд,
возникший в определенных социально-политических условиях и не могущий уловить
моментов изменения этих условий, чтобы во время перестроиться. Мода еще не
совсем прошла, но обстоятельства-то изменились, интерес к нему угасает и
потребности в протесте, эпатаже и экстравагантности угасают.
Чем высокое профессиональное искусство в чем-то сходно с народным искусством? В
том, что оно спокойно и последовательно совершенствуется само - а без этого, без
совершенствования всякое творчество непредставимо - совершенствуется его язык,
совершенствуется вся художественная культура, то есть жизнь общества. Но делает
это, не спеша, с достоинством и со строгим подходом ко всем достижениям.
Конечно, прежде всего в нем совершенствуется художественный язык, но оно не
пренебрегает и теми находками всякого рода модных течений, в том числе и
масскультом или массовым искусством, если и в них совершаются какие-то
художественно-языковые открытия.
Ведь и народное искусство тоже не стоит на месте, хотя следование
художественно-эстетическим традициям в нем осуществляется не столько в связи с
результатами художественных экспериментов, сколько с изменениями в укладе,
образе жизни сельчан, изменениями их чувственности, эстетических представлений -
в общем сферы сознания. Но в народном искусстве происходящие изменения довольно
дифференцированы, не принимая всеобщего характера для всех народных промыслов
художественного характера. Например, в послереволюционный период в искусстве
палехской миниатюры в технике живописи, в технологии изготовления шкатулок, в
материалах практически никаких изменений не произошло, то есть язык народного
искусства, можно сказать, остался прежним. Но содержательно жизнерадостное и
чисто русское искусство Палеха обогатилось тематически, сюжетно и по сфере
приложения своих сил: все палехские художники старшего поколения были
знаменитыми на Руси иконописцами, поэтому после Октября 1917 года, когда все
иконописные мастерские были закрыты, иконописная техника была перенесена на
сказочные сюжеты и мотивы; до революции сложился и стиль монументальной
стенописи, но после революции он стал применяться шире и масштабнее; палехские
мастера стали желанными в театрально-декорационном деле, в наши дни особенно в
кукольных, детских и юношеских театрах; они занялись иллюстрированием и
оформлением книг, активно способствуя превращению книжного дела в книжное
искусство. Писать лаковые миниатюры на шкатулках из папье-маше их заставила
нужда. Но эта лаковая миниатюра в наше время сделала их всемирно известными
художниками.
А после революции в поисках работы и занятий любимым живописным делом палехские
иконописцы разбрелись по стране. Выдающийся иконописец П. Д. Корин осел в Москве
и стал одним из самых серьезных и крупных живописцев, в знаменитом триптихе
которого, написанного в годы Великой отечественной войны, портрет маршала Г. К.
Жукова. Он оставил всем нам великолепное собрание произведений древнерусского
искусства, находящееся в музее его имени на Погодинской улице в Москве (ст.
метро "Спортивная" или "Фрунзенская"). 10 лет проработали в Москве Н. М.
Зиновьев, И. И. Голиков, И. П. Вакуров и многие другие тоже искали счастья в
Москве. Но родной Палех притягивал их к себе. И в декабре 1924 года в Палехе
была организована "Палехская артель древней живописи" в составе: А. В. Котухин,
А. И. Зубков, И. И. Голиков, И. В. Маркичев, Н. М. Баканов, И. И. Зубков, В. В.
Котухин. Во время подготовки к Парижской выставке к артели присоединились А. И.
Ватагин, Г. М. Баканов, и Д. Н. Буторин. Это был 1925 год, который прославил
палехских мастеров на весь мир - артель получила на выставке в Париже золотую
медаль. Так было положено начало производству шкатулок из папье-маше (сами
шкатулки сначала закупались в Федоскино), покрытых лаковой миниатюрой, по
которым мы теперь и узнаем в любом конце Земли изделия наших замечательных
народных живописцев.
Как видим, палешане ничего не растеряли из того, что их предки наработали в
иконописи еще в XVI-XIX веках, они не отступили ни от техники живописи, ни от
своей собственной палехской манеры письма, ни от понимания цвета и его
символического значения и в новых видах изделий переориентированного народного
промысла.
Почти такой же путь прошли и замечательные живописцы Мстеры, Фелоскино, Холуя.
Важно, что при всех исторических перипетиях в художественных промыслах
сохранялась верность народным мотивам в творчестве мастеров всех поколений,
верность традициям мастерства и готовность каждого из промыслов и мастеров
служить своим искусством людям своего края. В наше время постепенно возрождаются
более трех десятков только промыслов народной росписи по дереву. Народные
художественные промыслы, производящие игрушки для детей никогда не прекращали
своей деятельности, хотя бы и руками только отдельных мастеров, которые бережно
передавали молодым крестьянам-колхозникам секреты своего мастерства, производя
радующую детишек продукцию, формирующую и развивающую их эстетические вкусы,
часто будучи для сельчан единственным средством эстетического воспитания и
выявления художественных творческих способностей сельских ребятишек.
На одно из занятий по этой теме ребята могли бы принести в класс имеющиеся в их
домах произведения народного искусства, предметы утвари, украшения и рассказали
бы о том, в какие моменты жизни они обращаются к этим произведениям и предметам
и каким образом они облагораживают и украшают интерьер.
1.Что такое народные промыслы с эстетической точки зрения?
2.Назовите народные промыслы, которые вы знаете и которые есть в вашем городе
или селе?
3.Чем народное искусство отличается от промыслов и что в нем выражается?
4.Знакомы ли вам произведения народного искусства? Назовите их.
Тема 8. Овладение знаниями и познавательная деятельность
человека как средства гармонизации мира в себе, себя с миром,
общества с природой. Эстетическое содержание
познавательной деятельности
В предыдущем разделе мы рассматривали передачу знаний от поколения к поколению
как естественную функцию и спонтанно и целенаправленно формировавшейся во всех
обществах систему обучения. Теперь нас процесс овладения знаниями подрастающими
поколениями будет интересовать как творческий процесс. Предварительно нам надо
вспомнить то, о чем мы уже говорили, когда в предыдущем же разделе определяли
процесс творчества вообще. Помните, мы говорили о том, что творчество не есть
только открытие, изобретение, создание чего-то нового, дотоле неизвестного людям
и что приносит людям большую пользу или большие блага. Тогда же мы оговорили и
возможность такого понимания творчества, когда весь творческий процесс
совершается в самом субъекте творчества, способствуя в первую очередь его
развитию и совершенствованию, а косвенно оказывающий благотворное влияние и на,
может быть, близких ему людей, на народ, государство, общество и в конце концов
на все человечество.
Так вот в первой части этой темы мы будем говорить только об этом, то есть о
том, что происходит с каждым из вас, ребята, в процессе овладения знаниями и
почему без современных знаний не может быть сформирован и современный
образованный, культурный, разносторонне развитый человек. Для начала давайте
зададимся вопросом, что такое знания и в какой форме они предстают перед каждым
появившимся на свет Божий человеком?
Общепризнанным является определение знания как проверенного практикой результата
познания действительности и верного ее отражения в мышлении человека. Хотя и по
первой части этого определения и по второй идут бесконечные споры, особенно на
современном этапе развития научно-познавательной деятельности человека и
обобщения им результатов познания в учебниках и учебных пособиях. Дело в том,
что и практическая проверка знания не поддается однозначному пониманию и
верность отражения действительности только в мышлении вызывает возражения и
сомнения. Ведь люди многое иэ того, что знают обретают и проверяют не только
мышлением, но и чувствами. И им очень часто и не бывает нужно какие-то знания
обязательно осмысливать, чтобы в дальнейшем поступать правильно, в соответствии
с требованиями жизни или вести себя соответственно верно в действительности. Мы
с вами упоминали уже в своем месте о большом значении для человеческой жизни
бессознательной сферы человека и его чувственных взаимодействий с миром. Все это
мы и будем иметь в виду в ходе дальнейших размышлений.
Начнем буквально с первых минут жизни любого человека, полагая, что еще в
процессе утробного развития начался процесс формирования чувств ребенка, которые
начинают работать сразу же после его рождения. Пусть в первые дни у него в
глазах все предстает в перевернутом виде, пусть уши его еще не распознают звуки.
Но он что-то видит и что-то слышит, а слышимые звуки его собственные биоритмы
принимают или не принимают, заставляя его успокаиваться или волноваться от
аритмичной для него музыки или каких-либо других звуков. Уже в этих
элементарнейших реакциях ребенка на свет и звуки совершается наполнение его
простейшими, но чрезвычайно важными для его будущего знаниями-впечатлениями, без
которых трудно себе представить дальнейший процесс его становления,
формирования, воспитания и развития. Это можно даже назвать, может быть, до
чувственным уровнем познания. Но нельзя отрицать при этом, что познавание или
овладение знаниями уже началось, поскольку начался прижизненный процесс творения
человека действительностью, который в психологии называется процессом
становления. С эстетической точки зрения сразу же начинается процесс выявления в
человеке его человеческих начал - человеческих чувств. Тут действительно творит
пока сама действительность, вызывая в ребенке какие-то реакции, а целеполагание
заложено в самой природе человеческого существа. Да и родители сразу же начинают
оказывать целенаправленное и благотворное воздействие на психику ребенка: своей
теплотой, своей нежностью, заботливостью, внимательностью, желанием и
готовностью избавить сразу же ребенка от возможных стрессов, вызываемых даже
неудобным положением, которое он сам пока изменить не в силах. Здесь же в
порядке, так сказать, лирического отступления заметим, что процесс творения
человека совершается всю жизнь и самой действительностью и людьми из окружения в
том случае когда человек становится только объектом творения. То есть сам он не
становится субъектом самотворения и всячески сопротивляется воздействию других в
благотворном направлении.
Вот среди вас есть самые разнообразные примеры протекания творения каждого из
вас. В каждом классе есть ребята, которые с радостью ухватываются за любую
возможность узнать что-то новое и хотя бы почувствовать, если не осознать, что
что-то происходит с ним под воздействием новых знаний: в чувствах, уме, воле. Но
есть и такие, кто еще не научился, а то и не желает ни чувствовать, ни понимать,
что с ним происходит под воздействием новых знаний. А есть и такие ребята,
которых никто не учил ни дома, ни в детском саду, ни в школе заниматься даже
самым простым самоанализом. Странно это?. Да странно, поскольку формирование
личности, по представлениям современной философии, по экспериментальным
утверждениям психологии, да и по достижениям талантливых воспитателей и
педагогов, происходит в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. То есть
уже в этом возрасте ребенок начинает осознавать и понимать свою
индивидуальность, проявлять определенный характер, волю и обретает некую
внутреннюю свободу проявления своих сил.
Трудно сказать, какая из этих ситуаций сложнее: в том ли случае, когда ребята
сами осознанно или неосознанно сопротивляются возможности почувствовать, понять
в новом знании позитивное начало для себя; или в том случае, когда по разным
причинам никто не научил ребят почувствовать тягу, интерес к новому знанию и
понять в саморазмышлении его благотворность для выявления и развития собственных
сил и возможностей? В первом случае открывается перспектива движения из одной
беды в другую, еще более глубокую и тяжкую для всей дальнейшей жизни. Во втором
случае сохраняется возможность выхода из сложившейся ситуации, но сохраняется и
возможность стать равнодушным, безучастным к своему будущему человеком. Во
всяком случае отсутствие личностного отношения к самому себе - явление
неблагоприятное и далекое от человекотворческого начала.
Где-то в раннем детстве родителями и всеми окружавшими ребенка взрослыми были
допущены губительное равнодушие, безразличие к тому, с чем ребенок родился,
отсутствие попыток подправить темперамент, повлиять на формирование характера,
расшевелить чувственность, повлиять на выработку воли. Да мало ли родители и
детские сады допускают просчетов, за которые расплачиваться приходится детям.
Где-то в каком-то месте прерывается цепь беспрерывного творения человека в
личность.
С чего же начинается тяга к овладению знаниями? В раннем детстве кажется все
понятно: все, с чем ребенок встречается для него ново, неведомо и потому
интересно. А это "интересно" и для малого ребенка и для взрослого человека -
пусковой механизм тяги к знаниям и жажды знаний. Было бы самым лучшим моментом
для учащихся, если бы тяга и жажда знаний порождались бы интересом, который бы
пробуждался у них в школе учителем, поскольку в школе все-таки даются
систематические знания, а не отрывочные, которые он может получить буквально
отовсюду. по радио и телевидению, из газет, из уличных разговоров, из рекламы,
да из чего хотите. Но увы, школа нередко либо не умеет, либо не хочет этого
делать. Это всецело зависит не от самого предмета, а от учителя, которому самому
безразлично знание и который не может творчески относиться к
учебно-воспитательному процессу. Но об учителях как творцах мы тоже говорили в
предыдущем разделе.
Давайте пойдем дальше в нашем разговоре о творении вас в процессе овладения вами
знаниями. Вы в раннем детстве научились уже многому: радоваться цветам, световым
эффектам, звукам, различным формам предметов (пластике), красивым пластичным
движениям, не только владению предметами, но и складыванию из них различных
фигур и т. п. Самое главное, вы научились играть в различные игры. Разве весь
этот огромный багаж, облаченный уже в слова, понятия, определения не служит вам
службу, когда вы в подготовительном классе детского сада и в первых классах
школы сталкиваетесь с новыми знаниями по языку, по счету и арифметике, по
чтению, по рисованию, по пению, по движениям на уроках физкультуры (знания о
возможностях своего тела)? А потом из класса в класс прибавляются новые знания и
новые учебные предметы. И все это отпечатывается в вас, в ваших чувствах, уме,
мышлении, воле, в ваших душевных движениях, порывах, переживаниях и поступках.
Тяга и интерес к каким-то предметам усиливаются, к каким-то усиливается
безразличие и непонимание. Начинаются драмы учебы: чего-то хочется, но не
получается, а что-то, получается легко и как бы непроизвольно, а не очень
хочется. Что вы начинаете делать в таких ситуациях, уже зависит только от вас. И
это каждый может проверить на себе, если вспомнит по каждому классу свои
собственные успехи и провалы, то есть "хождения по мукам". У кого то успехи
вызывают прилив сил, интерес к какому-то предмету становится устойчивым и
рождает потребность постоянно поддерживать его своими собственными усилиями:
больше почитать по этому предмету, порешать задачи, не пропустить передачу по
радио или ТВ, посмотреть фильм, сходить в театр, музей - возможностей много. А у
другого, наоборот, неуспехи в чем-то, провалы могут вызвать приток сил, чтобы с
этими неуспехами справиться самому, преодолеть провалы, доказать другим ребятам,
что я не хуже их и не глупее. Тут тоже рождается потребность, но ее
психологическим основанием становится либо честолюбие, либо зарождающееся
тщеславие.
Чем вы по существу занимаетесь во всех перечисленных случаях? Вы занимаетесь
творением себя, то есть самотворением. В данном случае возможности для
самотворения, и возможности бесконечные и самые разнообразные, вам предоставляет
получаемое вами в школе или другими способами знание. И будьте уверены, ребята,
если в вас когда-то появилась потребность в самотворении, вы с этой потребностью
уже никогда не расстанетесь. Она в отличие от многих материальных потребностей,
как одна из самых мощных духовных потребностей, никогда не удовлетворяется
полностью, ее огонь в человеке, особенно в личности постоянно разжигается,
разгорается и горит вечным огнем.
Из нее рождается теперь глубокий жизнестойкий интерес к какой-то определенной
области знания. И сюда вы теперь направляете основные усилия, ибо в вас
прорастает чувствование и понимание того, что тут вы можете найти себя, свое
призвание. Мы с вами говорили о том, что у некоторых особо одаренных от природы