<< Пред. стр. 26 (из 41) След. >>
поставили на свои места. В другой раз он поехал отбывать воинскую повинность,шел по бульвару маленького городка Мон-Валерьен и, вдруг ему представилось
решение занимавшей его задачи. А что значит представилось? Это значит, что в
голове, как на экране, представилась математически выраженная картина решения. О
таких же, причем, многочисленных фактах говорит научная жизнь в XVII веке
голландского математика Петра Рамуса. А французский исследователь-математик Жак
Адамар в конце прошлого века предпринял попытку вникнуть в суть научных открытий
путем опроса всех известных в его время математиков, и не только математиков, но
вообще известных ученых естествоиспытателей. Вот что отвечал Адамару на один из
вопросов его анкеты автор теории относительности, один из величайших умов XX
века Альберт Эйнштейн. "Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо,
ни малейшей роли в механизме моего мышления! Психологическими элементами
мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые
могут быть "по желанию" воспроизведены и скомбинированы. Существует,
естественно, некоторая связь между этими элементами и рассматриваемыми
логическими концепциями. Ясно также, то желание достигнуть в конце концов
логически связанных концепций этой достаточно неопределенной игры в элементы. Но
у психологической точки зрения эта комбинационная игра, видимо является основной
характеристикой творческой мысли - до перехода к логическому построению в словах
или знаках зрительного типа, с помощью которых, эту мысль можно будет сообщить
другим людям. Элементы у меня бывают обычно визуального или изредка
двигательного типа. Слова или другие условные знаки приходится подписывать (с
трудом) только во вторичной стадии, когда эта игра ассоциаций дала некий
результат и может быть при желании воспроизведена"[23].
Вот еще когда в науку стали проникать и учеными осознаваться образные
представления для выражения научных результатов. А. Эйнштейн был одним из
пионеров, наряду с А. Пуанкаре, провозгласившими, что с эстетической точки
зрения любая сама сложная истина должна быть выражена такими средствами, чтобы
она была понятна, как говорил Эйнштейн, и ребенку, то есть предельно просто.
Оказывается простота выражения научных результатов для крупных ученых является
важнейшим эстетическим критерием научного творчества. Она то, эта простота, и
дает ученому наивысшее наслаждение, которое он сам расценивает как эстетическое.
Но еще из древнеиндийской и древнекитайской философий известно, что именно в
моменты наслаждения или, по-индийски, нирваны - это и есть истинно гармоническое
взаимодействие человека с миром- достигается состояние совершенной
удовлетворенности и самодостаточности. Но такое состояние требует глубочайшего
самопогружения или, как, теперь настойчиво утверждает В. Налимов, медитации.
Именно в такие моменты личность и познает себя в такой мере, чтобы быть
способной определить свое призвание или высшее предназначение собственной жизни,
а следовательно, и осознания своей высшей ответственности перед собственной
природой за полную реализацию ее возможностей.
Для учителя и учащихся по итогам изучения этой темы открываются благоприятнейшие
возможности для выявления природных задатков если не каждого учащегося, то
многих, особенно тех, кто открыты для доверительного и нестеснительного общения
и с классом и с педагогом. В ходе бесед на семинаре могут всплыть такие вопросы,
которые по другим темам просто не приходят на ум, не поднимаются из глубин
подсознания учащегося, его душевных движений на поверхность сознательных
процессов - в логическое мышление.
23. Адамар Жак.Исследование психологии процесса изобретения в области
математики.М.,1970.С.80
1. Чем познавательная деятельность отличается от учебы?
2. Что, как правило, доставляет ученому радость и наслаждение?
3. Облагораживают и гармонизируют ученые взаимодействия человека с миром?
Тема 9. Хозяйственно-экономическая и материально-производственная
деятельности как способы эстетического творчества.
Естественно возникает вопрос, что происходит с добытыми человеком знаниями?
Каким образом они входят в его реальную повседневную жизнь и деятельность.
Получаются ли из знаний какие-то результаты и могут ли они обладать
эстетическими свойствами и качествами?
Ответы на эти вопросы вроде бы лежат на поверхности, но на самом деле все не
столь очевидно, да и результаты от применения одних и тех же знаний получаются
иногда диаметрально противоположные. Например, открытие в 90-х годах прошлого
века Беккерелем радиоактивного излучения и в те же годы Мари и Жолио Кюри
явления распада ядер урана обещали и могли принести человечеству огромную
пользу. Но расколовшийся в XX веке на различные противостоящие друг другу
враждебные и воинственные группировки мир в первую очередь направил свои усилия
на выявление разрушительного, а не созидательного начал в явлениях излучения и
распада, использовав энергию атома сначала в военных, а потом только в мирных
целях. И таких примеров в XX веке не счесть.
Таким образом вопрос о материализации, то есть о воплощении научных открытий в
машины, технику, приборы имеет много ответов. И ответы эти часто кроются не в
самих научных достижениях, а в самом общем состоянии человечества. Принесет ли
научное открытие людям благо, добро или несчастья, зло - это сфера не научного
знания, а его социального применения. В сфере материализации научных знаний,
переведения их из теоретической плоскости в инженерные, конструкторские решения
совершается резкий скачок из нейтральности в идеологическом и политическом
отношении результатов деятельности ученого в плоскость острого противостояния
одних и тех же научных идей. Этим обстоятельством прежде всего и объясняется
факт засекречивания научных исследований в XX веке, создания мощных закрытых
научных центров, исследовательских программ и лабораторий, появления крупнейших
ученых, которых при жизни мало кто знает и т. д. Сама по себе научная истина,
научное открытие аполитичны и аидеологичны, ибо добытой ученым истине нет дела
до страстей человеческих, она может одинаково плодотворно служить и доброму и
злому гению.
Почему именно XX век четко и недвусмысленно выявил этот процесс идеологизации и
политизации научного знания? Да потому, что XX век это век стремительного
научно-технического развития человеческой цивилизации, что именно в XX веке все
достижения в области техники, технологий и информационного обеспечения жизни
появляются на основе научных открытий, теоретических обобщений всех добываемых
человечеством знаний. Ведь в прошлые века нередки были случаи, когда те или иные
изобретения и открытия в области техники (паровая машина Уатта, двигатель
внутреннего сгорания, электрические лампочки и моторы, паровоз братьев
Черепановых, изобретения Ивана Кулибина и т. д. и т. п.) появлялись задолго до
создания тех или иных физических или химических теорий и их математического
обоснования. Правда и в наши дни совершаются иногда технические и
технологические прорывы, но не без теорий, а на стыке разных теорий, в котором
(стыке) изобретательский ум обнаруживает, видит возможности перехода к новой
теории. Потому в наше время и развиваются стыковые науки: физическая химия,
хим-физика, био-физика, гео-химия, гео-физика, астро-физика, бионика.
Но нас теперь волнует вопрос, может ли человек при материализации научных
достижений и открытий, переводе научных знаний в машины, станки, оборудование и
приборы добиваться эстетически значимых результатов? И другой вопрос, может ли
человек, работающий на этих машинах и станках получать эстетическое
удовольствие от труда и также давать эстетически значимый продукт? Вопросы тоже
на однозначны по возможным ответам. Долгое время существовало убеждение, что
современное механизированное массовое производство само по себе не вызывает к
себе эстетического отношения и результаты оно, то есть свою продукцию, не может
обеспечить эстетическими качествами.
Но фактическая сторона дела выглядит несколько иначе. Прежде всего XX век дал
массу примеров того, как в процессе перехода научных знаний сначала в проекты
различных машин, оборудования и приборов, а потом и в реальные машины и приборы,
в конструкции и форму тех или иных изделий, получались эстетически значимые
результаты. И это не могло быть иначе. Ведь труд проектировщика, инженера,
конструктора - труд не менее творческий, а значит эстетический по человеческому
наполнению и по результатам, чем труд ученого, художника. Недаром именно в XX
веке родилась особая научно-практическая отрасль знания - научно-техническая
эстетика, в одно и то же время и предтеча и детище дизайна. Техническая эстетика
доказала одно: всякая машина, станок, оборудование, прибор и предмет быта,
созданные в соответствии с эстетическими требованиями отличаются не только
красотой, изяществом и пластичностью форм, но и оказываются более эффективными и
производительными. То есть инженеры, конструкторы, разработчики придают своим
творениям не только привлекательную, удовлетворяющую и материальные и духовные
запросы потребителя форму, но и добиваются внутреннего конструктивного и
функционального совершенства, Для инженера и конструктора гармония или полное
соответствие между функциональным назначением и конструкцией машины - не
излишество, а жизненная необходимость. А для этого надо знать не только теорию
материалов и машин, но и уметь на основе знаний подобрать в каждом случае такие
материалы, которые поелико возможно предельно соответствуют всем функциональным,
техническим, экономическим и потребительским требованиям. Разве сведение всего
этого воедино не есть действительный акт творчества, в процессе которого
получается и эффективный результат и эстетическое наслаждение.
Теперь об эстетических возможностях труда на машинах, станках и оборудовании,
созданных и сконструированных инженерами и конструкторами в соответствии с
требованиями эстетики. По этому вопросу в 60-70-е годы XX века тоже велись
жаркие споры и дискуссии. Многие философы и социологи доказывали, что любой труд
на механизированном производстве является трудом однообразным, рутинным,
нетворческим и т. п. Потому, получалось по таким утверждениям, основная масса
населения Земли была выключена из процесса творчества по законам красоты. Только
те работники материального производства, утверждали такие философы и социологи,
которые заняты ручным трудом (ремесленники в терминах прошлых веков), имеют
широкие перспективы для самостоятельного творчества. Но откуда тогда в
стандартизированном массовом производстве огромного количества товаров народного
потребления появляются прекрасные предметы, машины, приборы домашнего обихода?
Может быть над их окончательной отделкой перед сдачей в торговлю работают
специально подготовленные люди? Нет и нет. Практика деятельности многих и многих
предприятий, выпускающих продукцию для широкого потребления, показывает, что
эстетические, а потому и конкурентоспособные параметры закладываются в саму
конструкцию, инженерно-дизайнерское решение, в подбор материалов, обладающих
специфической пластикой при проектировании , а само производство организуется и
строится в соответствии с законами эстетического творчества. Естественно, что на
таким образом организованном производстве каждый его участник получает
удовлетворение и даже наслаждение и от процесса труда, и от его результатов.
Разумеется, возможности для творчества каждого в таком производстве ограничены,
но никто не будет отрицать, что в ходе реализации даже самых совершенных
технологических процессов всегда сохраняются возможности для усовершенствования
тех или иных операций, инструментов, приборов и способов обработки заготовок.
Что же это такое, законы эстетического творчества в любом виде труда и
материального производства? Вообще законы, согласно философии - это необходимая,
существенная, устойчивая, повторяющаяся связь. Такая связь обнаруживается во
всех многообразных проявлениях мира, во всех взаимодействиях людей с миром. На
протяжении многовекового совершенствования процессов обработки материальных
предметов с целью получения удовлетворяющих человека продуктов труда, люди
замечали, что какие-то приемы, способы обработки, методы подхода к оформлению
результатов труда дают больший эффект, а другие меньший. Так постепенно
приобретался не только опыт обработки материалов, но и способы осмысления этого
опыта. Раньше всего, если судить по сохранившимся письменным источникам, люди
поняли, что у каждого предмета есть своя мера внутреннего строения и внешнего
оформления, что именно этой мерой он отличается от всех других. Каждый человек
тоже имеет свою внутреннюю и внешнюю меру. В трудовом процессе эта меры
встречаются. Разница только в том, что мера предмета остается почти неизменной
(чрезвычайно медленное ее изменение под влиянием внешних условий людьми часто не
замечается), а мера человека постоянно находится в движении: его знания, умения,
навыки, его духовный, нравственный и трудовой опыт находятся в движении,
меняются его эстетические чувства, вкусы и представления, растет профессионализм
и квалификация и т. д. Так встреча меры развития каждого отдельного человека и
меры предмета даже в самом стандартизированном производстве все-таки дает
несколько отличный результат. Он не всегда замечается потребителями, но самими
производителями он фиксируется несомненно.
В эстетическом творчестве этот закон еще называют мерой целесообразного
совершенства. Далеко не все люди ее осознают, но несомненно, что все настоящие
профессионалы и квалифицированные производители строго следуют ей в своей
материально-созидательной деятельности. Значит она, сложившись в человеке,
"работает" на уровне подсознания, интуитивного чувствования и непроизвольного
проявления.
Второй, также еще в древности проявившей себя и ставшей известной людям не
только практически, но и теоретически, закономерностью всякого вида деятельности
человека является ее ритмическая организация и соответственно проявляющаяся
ритмичность в результатах труда, во всех продуктах деятельности, будет ли она
материально-производственной или духовно-практической или даже общением людей
друг с другом. Вообще ритм, как мы с вами уже говорили в III разделе, является
фундаментальным принципом организации структурных элементов всей живой и неживой
природы. Без этой закономерности не бывает единства в многообразии как на
природном, так и на социальном уровне, как в материальной, так и в духовной
жизни людей. Через ритм человек совершает переход от природно-физических и
социально-биологических процессов к процессам психологическим. Теперь уже по
радио и телевидению стали сообщать ритмическую обстановку и советуют
приноравливаться к ней в соответствии со своими ритмами, которые неповторимы у
абсолютно каждого человека (биожизненные ритмы). Иначе говоря, "ритмическое
бытие" природных и социальных явлений, жизни и деятельности человека,
повторяемость их структурной организации в эстетике и теории творчества
соотносятся с особенностями восприятия, чувственно-эмоциональной жизни человека,
его мышления, воображения и фантазии с психофизиологической цикличностью
бессознательной и сознательной деятельности субъекта, а также с процессами
возбуждения и торможения мозга человека.
Постижение ритмов в структуре ощущаемых и исследуемых людьми процессов и
явлений, в конструкциях и работе машин, в произведениях искусства и порождаемых
ими переживаниях, в процессах мышления, в общественной жизни, во взаимодействии
людей с миром и друг с другом, да еще в сочетании с мерой целосообразного
совершенства - все это так или иначе приводит творческого человека к овладению
объективной гармонией мира, творимого природой и самим человеком.
Ну а без гармонии как важнейшей закономерности эстетического творчества самого
творчества просто не существует, метафорически говоря, ибо- в действительности
гармония, как говорил А. Пуанкаре и подтверждал А. Эйнштейн, существует
объективно в природе, то есть независимо от того, осознает ее человек, понимает,
чувствует или нет. Если он ее чувствует, знает и осознает, он обеспечивает себе
успех в любом виде деятельности и жизнедеятельности.
Давайте поймем и запомним еще один факт из истории развития науки и производства
в XX веке - веке сначала всеобщей машинизации, механизации, технизации, потом
информативного насыщения и компьютеризации, а в наше время господства
электронных технологий - родилась такая прикладная отрасль научного знания о
человеке как инженерная психология, которая теперь уже изучается даже в
технических институтах. Именно инженерная психология призвана естественно и
органично вписать, адаптировать, приспособить человека к современному высоко
технологичному, мерному, ритмичному в значительной мере гармонизированному
производству. В соответствии с ее рекомендациями проектируются, конструируются,
строятся и оформляются все современные технические средства, приборы,
оборудование и все технологические процессы. Инженерная психология соотносит
ритмы работы машин с двигательными и мыслительными ритмами человека, работающего
на них. Ни одна ручка на панели управления машиной или прибором ныне не
располагается без рекомендации инженерной психологии. Бывает и так, что сначала
вырабатываются ритмы и темпы производительной, эффективной и неаварийной работы
человека на машине, а потом проектируется сама машина и разрабатывается
технологический процесс.
Инженерная психология вырабатывает оптимальные режимы работы оператора машины.
Она учитывает при этом в первую очередь его возможные эмоциональные, чувственные
состояния и нагрузки, допустимые при выполнении тех или иных функций,
нацеливаясь при этом на обеспечение комфортности и эмоциональной приподнятости.
Особенно актуальной оказывается визуально-ритмическая организация поля
деятельности оператора (пластическое решение панели управления, композиционное,
колористическое), соотносимого с ритмикой деятельности оператора: смена
интеллектуальной фазы, эмоциональной или даже механической (автоматической,
навыковой). Активность одних мозговых центров сменяется активностью других.
Гармония же обязательно приводит человека к созданию совершенных в
функциональном, техническом, технологическом и организационно-композиционном, то
есть в эстетическом отношениях. Потому эстетическая деятельность рассматривается
как наиболее полное воплощение гармонии субъект-объектных отношений. Полагаю,
что вы, ребята, теперь уже сами можете сделать вывод о том, что в такой
деятельности результаты труда оказываются непременно эстетически значимыми.
Сегодня вы уже можете на каждом шагу видеть, сколь стремительно и в лучшую
сторону меняется весь окружающий нас и потребляемый нами вещный мир, уже во
многих случаях создаваемый нашими предприятиями, рука ми и умом наших рабочих.
Отсюда мы можем заключить также и о том, что еще недавно у нас производилась в
основном продукция низкого качества для сферы народного потребления не по
причине низкой квалификации наших рабочих, а по той простой причине, что все
руководство хозяйственно-экономической деятельностью государства, да и все
политическое руководство были безразличны к тому, в каком вещном мире мы живем.
Потому для всех видов производства не были выработаны стандарты, отвечающие
самым лучшим, передовым достижениям современной науки, техники и технологии.
Всегда гораздо проще и легче свалить свою вину на плечи широких трудящихся масс,
палец о палец не ударив для того, чтобы стимулировать массы на
высококачественный и эффективный труд.
Разумеется, все рассмотренные закономерности дают любому человеку возможность
стать творцом совершенных и гармоничных предметов только в том случае, когда у
него на основе их знаний выработаны особые личностные качества, которые в
совокупности и обеспечивают ему возможность творить эстетически значимые вещи и
предметы. В общем виде к таким свойствам и качествам личности относятся
интуиция, воображение, фантазия, импровизация. Но в материальном производстве
эти качества могут и не дать творческого эффекта без почти полного слияния
работы головы и рук. Здесь умелые руки категорически необходимы, ибо в них
кроется мастерство, основанное на умениях и навыках, "схвативших" тайны ремесла.
В народе такие руки называют "говорящими руками", но их можно называть и
творящими, поскольку в реальном деле они могут вести за собой и голову, чисто
интуитивно нащупывая пути к конструктивному, функциональному и пластическому
совершенству вещи, продукта производительного труда. Руки мастера в процессе
изготовления того или иного продукта нередко интуитивно совершенствуют проект
инженера, конструктора, дизайнера. Вот почему проектировщики и дизайнеры при
доведении своих проектов до массового производства стремятся руками лучших
мастеров сделать образец, эталон, по которому делается штамп для машины.
При обсуждении этой темы нам важно в сознании каждого учащегося сформировать
убеждение в том, что нет и не может быть нетворческих профессий во всех видах
деятельности, бывают только нетворческие профессионалы, которые в своей
деятельности не хотят выходить за пределы обозначенного, предначертанного,
зафиксированного в производственном задании. Каждый педагог и учащийся может по
своему усмотрению проанализировать любую профессию и вычленить в ней
эстетические моменты.
1. Может ли человек в любом виде деятельности проявлять себя как творец?
2. Можете ли вы назвать какие-нибудь продукты хозяйственной и производственной
деятельности, которые вызывают в вас эстетические чувства?
3. Что делает труд радостным?
Тема 10. Общественная и политическая деятельность
в их эстетическом освещении.
Логика и последовательность рассмотрения человеческой жизни подвела нас к
рассмотрению одного из самых сложных в эстетическом отношении видов человеческой
деятельности. Сложных не в том смысле, что она слишком насыщена эстетически
значимыми элементами, но в том прежде всего смысле, что в ней гораздо труднее их
почувствовать, понять, представить и самому человеку, занимающемуся общественной
и политической деятельностью и тем людям, которые находятся под их влиянием.
Трудность заключается также и в том, что именно в этих видах деятельности
гораздо труднее добиться ощутимого результата, который бы более или менее
отвечал идеальным представлениям о совершенном, мудром и нравственно чистом