<< Пред. стр. 27 (из 41) След. >>
политике, правителе, защитнике общественных интересов.Прежде всего здесь нужно разграничить общественную и политическую деятельность.
Общественная деятельность есть вид профессиональной деятельности личности,
которая все свои силы и творческие способности отдает защите общественных
интересов, в которых предстают самые разные стороны человеческой жизни. Ведь
каждый человек живет в обществе, для регулирования отношений в котором людьми
создаются разные общественные институты, организации, объединения. Причем эти
отношения регулируются не столько законами, сколько так называемыми
общественными установлениями, нормами и правилами. Потому в общественные
организации и объединения люди входят на добровольных основах, выбирая лидеров
обязательно демократическим путем из тех, кто уже проявил свою активность и
бескорыстие, мудрость и настойчивость, самое главное понимание существа
общественных интересов. Для общественного деятеля очень важно чувствовать и
понимать, видеть пути сочетания индивидуальных, личных и общественных интересов,
не сталкивая на почве их расхождения членов организаций и объединений. Без этой
гармонии интересов никакого добровольного объединения людей для решения каких-то
общих проблем и задач просто невозможно. Как только начинается столкновение
интересов, приходит конец общественной организации.
В Древнем Китае мудрецами и людьми, достойными занять место в Поднебесной,
становились прежде всего не политические и государстве деятели, а те, кто
осмысливал, понимал и отстаивал общественные интересы. Думается, что и во всех
странах у всех народов происходили подобные процессы. Только у одних такие люди
назывались мудрецами, у других - старейшинами, у третьих - провидцами и
предсказателями. И это продолжалось до тех пор, пока в результате расхождения
личных и общественных интересов чисто общественная деятельность начинала
обретать характер политической. То есть в руках ли мудреца, старейшины, провидца
или предсказателя появлялась возможность принуждать несогласных к согласию, то
есть власть решать вопросы и проблемы не естественным и демократическим путем, а
силой, принуждением.
Тогда мудрецов, завоевывавших авторитет умом, заменяли сильные, волевые люди,
люди властолюбивые и честолюбивые, не всегда умные, но целеустремленные;
старейшин заменили вожди, воле и силе которых подчинялись беспрекословно. Тогда
и стали вырабатываться сначала обязательные требования, которые потом переросли
в законы, нарушение которых осуждалось не общественным мнением, а судебным
приговором и принуждением.
Политическая деятельность - это деятельность по осуществлению власти, которая
дается человеку либо по наследству (во всех случаях личной власти - царь,
император, король, шах, шейх), либо путем всенародного избрания, либо избрания
выборщиками (президенты), путем назначения парламентами, президентами, королями,
царями - премьер-министры. Есть еще и способы насильственного захвата власти,
как правило, приводящие к установлению тоталитарных режимов - революции,
государственные перевороты, мятежи. При единоличной власти все решает воля
государя, получившего ее по наследству; при единоличной власти, полученной из
рук народа, главенствует воля народа, сведенная в указы и законы; законы
господствуют при парламентских формах правления; произвол тирана - при всех
тоталитарных режимах, нередко прикрывающихся флером законности и порядка.
Вроде бы пока во всем сказанном о политических отношениях и государственном
устройстве никак не просматриваются какие-либо признаки эстетического. Тем
более, что широко распространено мнение, что народы никогда не получат такого
государства, а в государстве правительства, в котором бы торжествовала подлинная
справедливость, а граждане государства стали бы по-настоящему свободными и
удовлетворенными. Если это мнение истинно, тогда, действительно, нет оснований
говорить о политике и политической деятельности как одном из видов эстетического
творчества. Но тогда естественно возникает вопрос, почему же еще с древних
времен самые умные и мудрые философы пытались разработать такие теории политики
и государственности, в которых бы люди имели возможность становиться эстетически
творящими субъектами, занимаясь политической и государственной деятельностью?
Мы уже не раз с вами обращались к произведениям и высказываниям двух великих
древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Как универсальные личности и
мыслители своего времени они много внимания уделили осмыслению и выявлению
сущности политики и государства. Платон, например, в книгах "Государство" и
"Законы" разработал теорию идеального государства, в котором всем гражданам
жилось бы свободно и хорошо. А управляли бы этим государством мудрые
правители-философы, которые руководствовались бы во всей своей
политическо-государственной деятельности требованиями справедливости и признания
за всеми гражданами права на свободную жизнь. Причем такие правители должны были
избираться свободным волеизъявлением народа, то есть демократическими выборами.
Платон внимательно проанализировал в диалоговой форме все возможные формы
государственного устройства, уделив особое внимание тирании в ее различных
проявлениях. Он пришел к выводу, что осуществление тиранических наклонностей -
еще худшее зло для человека, чем их подавление.
Обратите внимание, что философ говорит о зле для самого носителя тиранических
наклонностей, а не только для тех, кого тиран принуждает к выполнению тех или
иных обязанностей. Он полагал, что тиран это человек, который внутренне плохо
устроен. Потому он никогда не может стать счастливым человеком, как бы полно не
исполнялись подданными его указы, замыслы, ибо он не может обрести внутреннюю
свободу. Значит этот человек обречен не получать ни в каком виде истинно
человеческого удовлетворения, гармонии умственных действий и чувственных
состояний, что для эстетики как раз и является наиболее важным. "Значит... кто
подлинно тиран, тот подлинно раб величайшей угодливости и рабства, вынужденный
льстить самым дурным людям. Ему не удовлетворить своих вожделений, очень многого
ему крайне не достает, он оказывается поистине бедняком, если кто умеет
охватить взглядом всю его душу. Всю свою жизнь он полон страха, он содрогается и
мучается, коль скоро он сходен со строем того государства, которым
управляет"[24]. История не только на высоком государственном, но и на простом
житейском уровне подтверждает, что не было ни одного тирана, ни одного
тиранического государства, которые за все время своего правления и существования
не испытывали бы страха за свою судьбу и не вызывали бы сами, как говорят, огонь
на себя, но против своей воли, а по требованию своей тиранической натуры или
тоталитарной сущности государства. Именно страх вынуждает их во всех сильных
личностях и государствах видеть своих врагов, угрозу для своего благополучия.
Ребята при внимательном наблюдении за складывающимися во всяких ребяческих
компаниях отношениями могут обратить внимание на то, сколь постоянно напряжены и
подозрительны те, кто старается захватить или уже захватил верховодство в
компании, и как они трусливы, когда появляется более сильный противник. Не
потому ли они, как правило, окружают себя "шестерками", которые по их жесту,
взгляду и команде, очертя голову, бросаются защищать авторитет своего
предводителя. Он сам боится и всю "шестерню" держит в страхе.
Но вернемся к нашей теме и к Платону. Именно Платон одним из первых мыслителей
высказал мысль, что когда-нибудь настанет время, когда политическая и
государственная деятельности будут приносить человеку счастье и эстетическое
удовольствие. Но для этого человек должен отвечать очень высоким требованиям и
обладать такими качествами характера и строем души, силой духа, которые делают
его царственным, то есть властвующим над самим собой. Сократ (учитель Платона,
главный герой всех платоновских диалогов) говорит: "... я сам объявлю, что сын
Аристона вынес решение считать самым счастливым самого добродетельного и
справедливого человека, а таким будет человек. наиболее царственный, властвующий
над самим собой; самым несчастным он считает самого порочного и несправедливого,
а таким будет тот, кто и сам для себя худший тиран, да еще и до крайности
тиранит свое государство"[25]. Платон понимал, да и мы все понимаем, что такие
государства (идеальные, справедливые и предоставляющие свободу всем гражданам,
могут существовать только в воображении) и соответствующие таким государствам
политики.
Ученик Платона Аристотель основным предназначением государства считал
организацию общения людей ради достижения какого-то блага, что вообще характерно
для всякого общения людей. Государство же обеспечивает общение ради достижения
высшего блага из всех благ, то есть наиболее важное общение. И вся политика
государства должна быть подчинена обеспечению условий для такого общения.
Естественно, что в таком понимании политика предъявляет к политику,
осуществляющему государственную власть, специфические и наивысшие в человеческом
нравственно-эстетическом плане требования. Самым первым и важнейшим качеством,
которым, по Аристотелю, должен обладать политик, сам устремленный к достижению
всеобщего блага и устремляющий всех подданных, подвластных ему людей к нему же -
это способность предвидения. Способность предвидения, считал философ, делает
личность по природе властвующей и господствующей, ибо предвидение открывает
возможность избегать в организации общения людей таких моментов и ситуаций,
которые уводят их от движения к высшему благу, а значит создают напряженности и
недоверие между людьми, распыляют их силы, устремленные на достижение единых и
благородных целей.
В этом отношении очень интересно хотя бы кратко остановиться на политической
деятельности такого незаурядного, но не выдающегося политика, каким был первый
президент СССР М. С. Горбачев. Если задать вопрос, что явилось причиной провала
его благих намерений, а они были именно самыми благими, когда он стал
Генеральным секретарем ЦК КПСС в апреле 1985 года, и почему так быстро
закатилась его политическая карьера? Ответ на этот вопрос неизбежно приведет нас
к тому, что у М. С. Горбачева как личности и политика из-за невысокой общей
культуры и в силу этого узкого кругозора отсутствовала и отсутствует до сих пор
способность к стратегическому мышлению, как говорят сегодня, или к предвидению,
как утверждал Аристотель. Если бы у него такая способность была, он не допустил
бы такого грандиозного промаха как разрыв между внешней и внутренней политикой
государства: все внимание в первые годы своего пребывания на высшем посту в
государстве (в СССР правили не Верховный Совет и не правительство, а партия) он
сосредоточил на завоевании личного авторитета у западных стран, правительств и
государств, а не на крайне необходимой нашему обществу в то время внутренней
экономической политике. Это первое. Второе, что привело его к краху состояло в
отсутствии у него властной государственной воли и способности организовать всех
советских людей на сотрудничающее для достижения всеобщего высшего блага
общение: слов благих и хороших, как и намерений было высказано немало, иногда и
довольно глубоких по содержанию и смыслу, а дела в основном были поверхностными,
как при вспышке земли не плугами, а предплужниками по методу академика Т. С.
Мальцева. Но Т. С. Мальцев рекомендовал этот метод только для определенных
почвенных и погодно-климатических условий, а М. С. Горбачев занимался
поверхностной вспашкой по всему бескрайнему пространству Советского Союза. Не
справился М. С. Горбачев и с тщеславными, честолюбивыми устремлениями, которые
нередко заслоняли от него флером туманности и невидимости общие боли общества и
государства.
А, между прочим, и Платон, и Аристотель и многие другие философы
политологического, как теперь говорят, уклона не обходили вниманием ни
тщеславие, ни честолюбие, считая их в целом положительными качествами личности,
если личность царствует над своей природой. Если же личность не управляет собой,
то тщеславие и честолюбие становятся отрицательными ее качествами, рано или
поздно приводящими их обладателя к краху. М. С. Горбачев, не владея собой, стал
слушать только себя, подчиняться в первую очередь своим желаниям и стремлениям,
забыв, что за ним стоят народы, огромное государство, доведенное до крайне
критического состояния. А его драматическая история просматривалась почти с
самого начала, во всяком случае уже в конце 1985 года, а особенно в 1986 году,
когда проходил XXVII съезд КПСС, на котором выявились непримиримые противоречия
в высшем руководстве, умело скрытые от общественности, но не от мыслящих людей.
Именно в дни работы съезда мне довелось читать лекции в разных городах Сибири:
Новосибирске, Барнауле, Рубцовске, Тюмени. Уже тогда я говорил в аудиториях о
том, что поверхностная вспашка не приведет нашу экономику к серьезным и
благодатным переменам, что жизнь, сознание, отношения людей перестройкой
затронуты слабо, поверхностно, а без этого ничего глубокого, коренного перелома
произойти не может. Увы, дальнейшее развитие событий вскрыло мою правоту, хотя
радости от этого я не испытывал и теперь не могу испытывать. За всем этим стоят
сегодняшние серьезные испытания народа.
Разве случайно у нас родилось утверждение, что политика грязное,
безнравственное, неморальное дело? Да в истории человечества иногда появлялись
политики, с деятельностью которых бывала связана аморальная политика (император
Нерон в Древнем Риме и др.), но никогда не было такого, чтобы целые народы и
государства оказывались в сфере действия аморальных политиков и аморальной
политики (депутаты бывшего Верховного Совета России и многие депутаты нынешней
Государственной Думы открыто признают, что участвуют в аморальном деле, да и
ведут себя даже на заседаниях Думы в высшей степени и аморально и крайне
бескультурно). И в таком состоянии наших политиков и политики повинны все мы,
хотя есть этому и объективные причины. Мы повинны в том, что сами выбираем в
Думу людей, которые ничем в человеческом плане не отличаются от обычных
продуктов социалистического коммунального проживания - обывателей, но крайне
тщеславных, честолюбивых и властолюбивых, о гармонии внутреннего мира которых и
не приходится говорить. Мы будущими думцами без способностей думать не
интересуемся и либо по привычке механически голосуем либо не ходим на
голосование вообще и получаем совершенно непригодный для политики человеческий
материал, не пригодный к творческой деятельности в политике. А законотворчество
есть один из сложнейших видов творческой деятельности, поскольку ощущение,
понимание совершенства и гармонии законов и наличной и будущей политической
ситуации в стране - есть высшее нравственно эстетическое требование к депутату
Думы любого уровня.
Объективное обстоятельство состоит не столько в отсутствии у нас
демократического опыта жизни и отношений, сколько в том, что за все годы
Советской власти нигде и никем не готовились высококлассные специалисты для
сферы политической деятельности, что всегда было заботой государств. Причем в
Гарвардском университете США (основной кузнице высших политических кадров
Америки), в Итонской высшей политической школе Англии будущим политикам дается
такая нравственно-эстетическая подготовка, какая не дается никаким другим
специалистам. У нас же все годы после революции в высшее партийное, а
следовательно и государственное политическое руководство проползали не по
человеческим качествам и способностям к политической деятельности, а по
угодническим, соглашательским, "чегоизвольческим" и чисто исполнительским
качествам. Если иметь в виду, что всегда политиками становились образованные,
культурные личности с сильной волей, и способностями к решительным, но
продуманным и мудрым действиям и поступкам, смелым и быстрым решениям, то нам
сегодня пока уповать не на что. Поколение настоящих политиков не может
обнаружиться вдруг и в один момент сформироваться.
Еще в самом начале 70-х годов в книге "Вопросы формирования системы
эстетического воспитания в СССР" я писал о том, что для любой руководящей,
организаторской, политической деятельности нужны люди с особой чувствительностью
на человечность, совершенство, красоту и добродетельность, со стратегическим
мышлением и здоровым честолюбием, люди не эгоистического, а коллективистского
склада писхики. И такие люди в истории человечества были и будут еще и еще.
Джавахарлал Неру и Индира Ганди, воспитанные и подготовленные к политической
деятельности великим Ганди, были для Индии теми политиками, которые всеми силами
организовывали общение народов Индии на достижение всеобщего блага, хотя делать
им это было чрезвычайно трудно. Генерал Шарль де Голль, ставший французским
президентом, руководя силами французского сопротивления в годы войны с
фашистской Германией, проявил свои не только военные, но и политические качества
и способности, давшие большинству французов основания называть его отцом нации.
Таковыми были Джавахарлал Неру и Индира Ганди для Индии. Когда ангольский народ
вел национально-освободительную войну против португальских колонизаторов
прекрасный поэт Агостиньо Нету вырос в одного из самых крупных и знаменитых,
мудрых и человечных политиков Африки, за что также заслужил звание "отца нации".
Самое главное, что возвело их на столь высокий трон исторического признания -
это их мудрость, добродетельность, сильная воля, решимость и отвага в
осуществлении чаяний своих народов. Таковым же для американцев в 30-40 годы был
трижды президент Франклин Делано Рузвельт. На этот пьедестал можно возвести П.
А. Столыпина - мудрого реформатора российской экономики в начале XX века. Вот
они как раз и стремились привести общественные и государственные организмы в
гармоническое состояние, а гражданам своим обеспечить спокойную и благополучную
жизнь. Да и сами такого типа политики, уверен, получили от своей жизни полное
удовлетворение и наслаждения от сделанного, достигнутого. Разговор в этом плане
можно продолжать...
1. Кто такой политик и какова цель его деятельности?
2.Может ли политика оказывать благотворное влияние на эстетическое и
нравственное развитие личности?
3. Почему люди занимаются общественной деятельностью?
4. Существует ли в вашей школе возможность для общественной деятельности
учащихся?
Тема 11. Художественная деятельность - высший вид
эстетического творчества.
Мы подошли к обсуждению последней и самой трудной темы данного раздела. Во всех
предшествующих темах творец имел дело с реальными явлениями и предметами,
создавая в творческом процессе реальные ценности, которые сравнительно легко и
просто мог оценить почти каждый человек. В духовно-художественном творчестве
практически все от процесса только зарождения замысла до завершения создания
произведения, как правило, является плодом интуиции, воображения, фантазии.
Конечно, у каждого даже самого фантастического произведения можно, в конце
концов, найти хотя бы отдаленные жизненные зацепы. Одного художника когда то
поразила, вызвала глубокое эмоциональное волнение, переживание услышанная от
кого-то совершенно невероятная история, какая-нибудь легенда, анекдотическая
историйка, необычное происшествие и даже видение, слуховая галлюцинация, а
другой просто берет уже кем-то описанную реальную или вымышленную историю и
разворачивает на ее основе свои образные картины, которые иногда приобретают
такую силу жизненности, что читающему, слушающему, рассматривающему эту историю
вымышленная жизнь и предстает настоящей, а своя реальная жизнь, да и реальная
жизнь окружающих людей кажется нереальной, придуманной, воображенной. Третий
берет как бы сколки с различных сторон человеческой жизни и "лепит" из них
словами, красками, звуками, линиями, штрихами, жестами, движениями, интонациями
целостную, полнокровную и счастливую жизнь - такую, о каковой мечтают огромные
массы людей, Четвертый вообще цепляется за какие-то обрывки чувственных
состояний, представлений, мыслей, сокрытых в недорешенных ученым проблемах н
задачах, не до конца продуманных мыслях, в возбуждениях толпы, доведенной до
отчаяния жизненными обстоятельствами или осуществляющими власть людьми и
общественными, властными, государственными структурами и творит реальную жизнь
вроде бы реальных людей, реальных до такой степени, что они входят в реальную
жизнь в виде нарицательных и широко применяемых почти каждым имен, образов,
картин. Как говорила Анна Ахматова, поэзия рождается из такого словесного
мусора, который иногда даже трудно вообразить.
В философии существует убеждение, что из ничего и возникает ничто, а ничто есть
вообще отсутствие какого-либо бытия. А в духовно-художественном творчестве
бывает и такое, что вроде бы из ничего возникает нечто, предстающее в образе
чего-то. Ну например, в головах людей еще в глубокой древности сложились
представления о дьяволах, чертях, леших, кикиморах, бабе-Яге, Кощее Бессмертном
и прочем, прочем, прочем. И хотя за многие века никто и никогда не видел хотя бы
реального черта, в литературе, поэзии, в живописи, музыке, мелкой пластике,
сказках, преданиях и легендах небытийствующее население представляет полчища и
полчища. В нашем веке жил в нашем мире литовец по происхождению и представитель
всего человечества по творчеству и по своим увлечениям художник и писатель,
прекрасный рассказчик и коллекционер Жмуйдзинавичус. Много лет он странствовал
по миру, а потом вернулся на родину в г. Каунас в Литве и создал в своем доме
прекрасный музей живописи, скульптуры, всяких занятных вещей и отдельно музей
чертей. В путешествиях по разным странам он увидел как по-разному люди разных
национальностей, разных культурных традиций представляют себе черта. Побывав на
этой выставке, особенно побеседовав с собирателем этой уникальной коллекции,
отчетливо представляешь себе, как удивительно плодотворно работает творческое
воображение и мастерство людей в разных концах Земли над реализацией того, чего
нет и быть не может в реальности. Эти сто чертей Жмуйдзинавичюса говорят о
единстве процессов жизни и ее осмысления человеком и о поразительной жизненности
фантазий. Идут века, тысячелетия, а черт живет, несмотря ни на какие достижения
науки, техники, искусства. Значит действительно человек может творить из себя и
конечно же для себя. Ведь когда-то же пришло кому-то в голову представить
наглядно, образно то, что гнездится во мне, терзает мою душу, производит