<< Пред. стр. 31 (из 41) След. >>
Вообще "Лаокоон" посвящен разграничению поэзии и изобразительных искусств, ноего значение выходит далеко за рамки обозначенной в подзаголовке темы:
возможности и значение искусства вообще - вот настоящая тема разговора Лессинга
об искусстве. В искусство допускается вся жизнь в ее самых невероятных
проявлениях. "Оно подражает, - пишет Лессинг, - теперь - так обыкновенно
говорится - всей видимой природе, в которой прекрасное составляет лишь малую
часть. Истина и выразительность являются его главным законом, и так же, как сама
природа часто приносит красоту в жертву высшим целям, так и художник должен
подчинять ее основному своему устремлению и не пытаться воплощать ее в большей
мере, чем это дозволяют правда и выразительность. Одним словом, благодаря
истинности и выразительности самое отвратительное в природе становится
прекрасным в искусстве" (Лессинг. Лаокоон. М., 1957. С. 85-90.). Руссо вообще
возвращает искусству природного человека. А зарождающийся в Германии романтизм в
лице движения "Бури и натиска" в отличие от классицизма провозглашает
преувеличенное значение субъективного начала в искусстве.
XIX век в европейском искусстве проходит под знаком расширения образной природы
искусства, отмечен поисками гармонического сочетания в художественных образах
рационального и чувственного, объективного и субъективного начал, а литературное
творчество Ф. М. Достоевского естественно вводит в художественную ткань романов
не только постигаемый душевный мир, психологию человека, но и его
бессознательные, подсознательные начала, то есть такие движения души
человеческой, которые никак в XIX века не давались разуму, не объяснялись
рационально. Романтики давали жизнь преувеличенную, прикрашенную, с кипящими и
великими страстями человеческими, реалисты художественно исследовали тонкости
чувств человеческих (как Гюстав Флобер и И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. П.
Чехов), глубины человеческих переживаний (Ф. М. Достоевский и Бальзак),
проникали в самые глубины смысложизненных поисков человека и проникновения его
разума в самые глубины его бытия.
Но вот подошел XX век, и образная природа искусства подверглась яростной атаке
со стороны самих художников. Причем представителей практически всех видов
искусства. Все началось как и всегда в изобразительном искусстве, произведшем
разительную ломку не только внутри устоявшихся представлений об образе, но и
предложившем принципиально иные подходы к самому пониманию отражения и
изображения. В последней четверти XIX века импрессионизм выдержал борьбу с
кондовым реализмом в его академическом (предельно устремленном к правдоподобию)
преломлении или варианте, потом постимпрессионизм пробивал себе дорогу. Мы уже
говорили с вами, через что прошли Эдуард Мане и Клод Моне, Сислей и Писсаро,
потом Ван Гог, Гоген, Сезан. А в начале XX века появляются кубизм в
изобразительном искусстве, в поэзии расцветает символизм, футуризм заявляет свои
претензии на все виды искусства, в архитектуре складывается стиль модерн, в
музыке идет движение от импрессионизма Дебюсси, Равеля через поиски
Стравинского, Скрябина к новой музыке Веберна, Шёнберга, Прокофьева,
Шостаковича.
Не будем говорить обо всем. Но подчеркнем, что все эти поиски, особенно
плодотворная деятельность в изобразительном искусстве русских художников Василия
Кандинского, Казимира Малевича, всех художников, объединившихся вокруг журнала
"Мир искусства", особенно Александра Бенуа необычайно расширили
образно-выразительные возможности искусства XX века. В драматургии Метерлинк,
Стриндберг, А. П. Чехов дали импульс рождению нового театра. К. С. Станиславский
воспользовался этим импульсом, создав новый общедоступный театр как открытую
арену обсуждения и решения насущных вопросов жизни простых людей. Подчеркнем
также, что этот процесс бесконечен, как бесконечны дискуссии по вопросу о
природе художественного образа.
Хорошо бы этот разговор продолжить либо в Третьяковской галерее, либо в Музее
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Эрмитаже и т. д.
1.Как вы представляете себе художественный образ?
2.Что для вас является ведущим в художественном образе: мысль, чувство или
эмоция?
3.Какое отношение к жизни имеет художественный образ?
Тема 3. Художественная жизнь общества и личности как жизнь
духа в линии, цвете, пластике, движении, жесте, звуке, слове,
вере, мечте, грезе, идеальных представлениях, в слиянности
чувства, мысли и действия.
Теперь мы с вами подошли к тому рубежу, когда можем и должны все свои
чувственные и интеллектуальные силы потратить на то, чтобы подробно и
внимательно рассмотреть все стороны и аспекты художественной жизни как общества,
в котором мы живем, и вообще живет человек, так и каждой личности, особенно
жизни каждого из вас. При этом для нас аксиоматичным является положение о том,
что абсолютно каждый нормальный (рожденный без каких-либо патологических
отклонений) человек неповторим, сколько бы не жило на Земле людей. Больше мы об
этом говорить не будем, но в сердце и уме будем держать это всегда, чтобы нам
облегчить эстетико-художественное общение с каждым из вас.
Теперь для продолжения нашего разговора нам нужно иметь представление о
художественной культуре как общества, так и личности, в которых не будет строгих
и точных определений понятий, но будет все, что поможет нам в дальнейшем иметь
представление о всех формах взаимодействия человека с искусством и всей его
инфраструктурой, как теперь принято говорить. Мы не будем останавливаться на,
многочисленных точках зрения на художественную культуру, а попытаемся
представить себе ее сущность, структуру и место в жизни как общества, народа,
государства, так и каждой личности.
Итак, художественная культура человечества, народа, общества есть совокупность
опыта людей по созданию, распространению, хранению художественных ценностей; по
организации и способам доведения до людей этих ценностей, организации
постоянного и систематического общения людей с искусством; опыт оценки созданных
художниками произведений искусства и философско-эстетического осмысления этого
опыта, доведения его до подрастающих поколений через общественные системы
воспитания и образования, особенно художественного и эстетического воспитания и
образования; опыт подготовки новых и новых поколений художников и создания для
них социальных, политических, идеологических, экономических, материальных и
духовно-культурных условий; опыт поддержания творческого климата в обществе и
раскрытия в каждом одаренном человеке его потенциальных природных возможностей;
опыт выработки художественных и эстетических идеалов в обществе и наполнения ими
всей атмосферы жизни.
Представление, конечно, получилось громоздким и не сразу укладывающимся в голове
и не поддающимся целостному одномоментному чувствованию. Поэтому в дальнейшем
разговоре мы будем, не спеша, двигаться по этой сложной структурной лестнице,
уделяя особое внимание при обсуждении проблем художественной жизни личности
возможным различным способам восприятия и переработки каждым воспринимающим
художественные ценности в свете его индивидуальных неповторимых особенностей.
Разумеется в нашем повседневном общении и взаимодействии с миром художественной
культуры, мы, как правило, представляем ее уже существующей и опускаем из наших
представлений многое из того, что мы перечислили, то есть останавливаем внимание
на наличном, не очень беспокоясь, часто, о том, что уже было, и особенно о том,
что еще будет. Я полагаю такой подход ущербным как для системы общественного
образования, так и особенно воспитания подрастающих поколений. Считаю, что
именно на этих стадиях становления, формирования, воспитания и развития личности
может быть пропущено или упущено то, что потом просто невозможно восполнить,
наверстать. Особенно опасным считаю возможность при таком поверхностном подходе
к художественной жизни упустить, не заметить талант кого-либо из учащихся именно
к художественному творчеству, да и вообще к любому творчеству, ибо искусство как
главное средство художественной жизни личности в силу своей особо творческой
природы способно пробуждать творческие потенции личности, поднимать их для ее
собственного осознания и способности действовать в направлении их формирования и
развития.
Несмотря на то, что человечество долгие и долгие тысячелетия специально не
занималось культивированием художественно-творческих способностей людей, всецело
полагаясь на спонтанное, стихийное, естественное проявление природных задатков и
дарований людей, мы все-таки начинаем рассмотрение художественной жизни общества
именно с опыта создания и накопления художественных ценностей, с которыми и
вокруг которых сама собой и возникла художественная жизнь и общества и личности.
Нужно было время, очень продолжительное время, для того, чтобы не только
прочувствовать, но и осознать духовно-действенную, развивающую чувства и ум
человеческий силу того, что у древних людей представало сначала в виде штрихов,
знаков, значков, линии, рисунка, картины, статуэтки, фигурки, искусно сделанного
предмета охоты, рыболовства, потом земледелия и т. д., предметов быта в пещере,
а потом и в жилище. Потом крайне необходимо было преодолеть пренебрежительное
отношение к художественному творчеству как делу шутейному, несерьезному,
развлекательному, которым можно заниматься в часы, по нынешнему выражаясь,
досуга, то есть вне серьезной сосредоточенности творца на своем деле. Если
хотите нужно было понять и осознать, что игра. человеческих сил не есть просто
забава, непроизвольное проявление сил и способностей человека, что
художественная, образная игра человеческих сил и способностей есть одно из самых
ответственных и серьезных дел человека на свете, если иметь в виду, что
первостепенным делом всей его жизни является продолжение рода человеческого,
воспроизводство жизни. И чтобы новая жизнь была полнее, богаче, разностороннее,
благополучнее, добродетельнее и счастливее, чем жизнь предыдущая, то есть жизнь
предшествующих поколений.
Именно отсюда и пошло то, что по мере созревания человека, обогащения его
знаниями, опытом, особенно опытом чувственно-эмоциональной жизни, многие народы
и государства стали создавать специальные системы воспитания и образования
людей, способных создавать художественные ценности и делать их достоянием всех
людей. Правда, сами по себе государственные или частные системы
художественно-эстетического образования до сих пор не исключили, да и не могут
исключить возможности проявления художественных дарований у людей, получивших
специальное образование по совершенно другим специальностям и профессиям: такова
уж природа художественного дарования, что оно не всегда дает о себе знать в
нужный период формирования и развития личности. История художественной жизни
человечества знает немало примеров как очень раннего проявления художественной
одаренности, так и очень позднего, на склоне жизни личности. Бывает и такое, что
как будто художественно одаренная личность именно в процессе специального
художественного образования, как говорят, "художественно засыхает" или раньше
времени отцветает пустоцветом, не успев дать плоды.
Странное противоречие сопровождало жизнь людей многие столетия: в реальной
повседневной жизни люди, если не понимали, то чувствовали воспитательную и
развивающую человека силу искусства, наполняли свою жизнь как могли и чем могли:
художественно выполненными изделиями из дерева, бересты, камня, глины, железа,
наличниками окон и карнизами, а то и фризами домов, различными флюгерами и
решетками, репродукциями и картинками-обертками, а то и расписанными стенами,
печами по извести, изразцами с сюжетами из сказочных, мифологичных сюжетов и
картинками на темы повседневной жизни и т. д., а управляющие обществом и
государством силы не считали нужным считаться с эмоционально действенными
возможностями искусства, а может быть и боялись их. Ведь большинство
государственных мужей прошлого у себя дома создавали художественно действенную
среду, но противились созданию таковой для всех членов общества. Вспомните,
какое негодование у многих и многих людей из дворянского сословия вызвало в
конце прошлого века решение П. М. Третьякова сделать свое собрание картин
доступным для всех. Вспомним также, сколь презрительным в свете в XIX века в
России считалось занятие искусством. Лишь великий А. С. Пушкин первым в России
открыто заявил, что занятие поэзией или искусством может стать основным и всем
делом жизни человека, его профессией, его призванием. До А. С. Пушкина в России
каждый художник должен был состоять где-то на службе, а уж в свободное время мог
заниматься единственно его делом - художеством, Думается, что все-таки страх
господствующих в обществе и государстве кругов и сил перед силой искусства
перевешивал все другие мотивы ограничения доступа к искусству всех членов
общества. Но не это нас сейчас занимает. А то, что все-таки человечество доросло
до осознания того, что каждое общество может и должно тратить и определенные
средства и силы на подготовку, воспитание новых и новых поколений художников,
чтобы никогда не иссякала копилка художественных ценностей человечества. Она
представлялась и представляется как хранительница не только самих ценностей, но
и всего опыта художественного постижения и освоения мира человеком - мира вне
человека и особенно мира человека.
Мы же теперь дожили и до того состояния, что на наших глазах теперь уже во
всемирном масштабе и по инициативе российских деятелей культуры создается
всемирное движение и система раннего выявления, формирования, воспитания,
образования и развития художественных талантов. Пока оно называется движение
"Молодые таланты" или "Новые имена" и охватило уже значительную часть
человечества. Но перспективы стать истинно всемирным у него чрезвычайно велики.
Обращу ваше внимание, ребята, на то, что это родилось не случайно именно в наше
время. Дело в том, что современное человечество все больше интегрируется в
большие сообщества государств, народов. И духовным основанием такого объединения
людей в различного рода содружества, союзы и объединения может быть только
общечеловеческая система ценностей и ее главной составляющей - полнокровной,
свободной, духовно насыщенной и эстетически развитой жизни личности, то есть
человека прекрасного (homo pulcher). Вот это признание духовной интегрирующей
человечество в единую семью народов и является главным духовным завоеванием
человечества в XX веке. Он передает XXI веку неплохую эстафетную палочку,
которую дальше придется нести вам, ребята, как бы легкомысленно вы не относились
к себе и своей жизни сегодня.
Мы не будем прослеживать с вами процесс очень медленного, постепенного создания
человечеством ныне огромной и разнообразной системы хранения духовных
художественных ценностей. Давайте только обратим внимание на тот факт, что у
многих, и многих народов, в разных странах на определенных этапах их
исторического художественного развития появлялись, появляются и будут появляться
хорошо поработавшие состоятельные люди, любимым внеделовым занятием которых было
и является собирательство художественных ценностей и одновременно поддержки
художественных талантов. Эти люди, которых потом назвали меценатами, на свои
средства строили специальные здания под картинные галереи, разбивали парки
искусств, строили выставочные павильоны, которые потом переоборудовались в
музеи, строили в своих имениях специальные здания театров, как, например,
Шереметевы в Кусково и Останкино в Москве, Юсуповы в Архангельском под Москвой и
в Санкт-Петербурге, Трубецкие, Голицыны в разных местах Подмосковья... всех не
перечесть, а потом завещали свои богатейшие собрания художественных ценностей
своей стране, народу или городу. Причем у каждого мецената были свои пристрастия
и, как правило, высочайший вкус. Например, П. М. Третьяков собирал коллекцию
только из произведений российских художников, проявляя удивительное чутье на
таланты и поразительно щедрое отношение к их творчеству. А такие
собиратели-меценаты художественных ценностей как Морозов и Щукин увлекались
западноевропейским искусством XIX и начала XX веков. Жаль, что теперь их
собрания находятся частично в Эрмитаже, частично в Московском Музее
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. А вот крупнейший меценат С. И.
Мамонтов безумно любил театр, поддерживал оперных певцов, создал в Москве
частную оперу, которая потом стала филиалом Большого театра СССР и по существу в
самых жесточайших условиях идеологического контроля была экспериментальной
площадкой советского оперного театра. По всей земле российской, в самых разных
губерниях и городах были свои меценаты. Так в последней трети прошлого века
городским головой г. Иркутска был Владимир Платонович Сукачев, уроженец
Иркутска, человек высокообразованный не только оставил городу свою коллекцию, в
которую входили произведения выдающихся европейских и русских художников, но и
построил на свои средства здание театра. Картинная галерея В. П. Сукачева
послужила основой для создания в Иркутске крупнейшего в Сибири художественного
музея. Однако сибирякам не дает покоя одна идея, которая родились еще при
Сукачеве - создать в каком-то из городов Сибири специальную картинную галерею
сибирских художников. А вот братья А. Г. и Н. Г. Рубинштейны вошли в историю
российской культуры тем, что Антон Григорьевич построил и основал консерваторию
в Петербурге, а его младший брат Николаи Григорьевич построил и основал
Московскую консерваторию.
Меценаты начинали создавать системы хранения и распространения художественных
ценностей, училищ, институтов и академий художественного творчества почти во
всех странах, а потом к этому процессу пришли государственные деятели,
царствующие особы и правительства. Так создалась ныне колоссальная
инфраструктура, которая и обеспечивает художественную жизнь современного
общества. Следует обратить внимание на то, что в современных условиях любое
учреждение культуры не существует и не может существовать без разнообразных и
многосторонних связей с подобными учреждениями в своей стране и во многих
зарубежных странах. Это все, ребята, тоже веяние времени: культурные обмены и
культурные связи - самые верные средства установления взаимопонимания между
странами и народами, преодоления недоверия народов друг к другу, средства
раскрытия духовных надежд и стремления народов к миру, согласию, благополучию,
спокойной и полнокровной жизни. Запомните эти положения и вспомните о них, когда
мы с вами будем говорить о жизни человеческого духа в штрихе, линии, цвете,
пластике, движении, звуке, слове, жесте, мимике и попытаемся доказать, что все
названные нами средства художественного языка в каждой картине, скульптуре,
рисунке, мелодии и интонации, слове, жесте проявляются не только неповторимо
национально, но и личностно неповторимо.
Теперь представляется само собой разумеющимся существование того, что называется
художественной критикой или движущейся, по словам В. Г. Белинского, эстетикой.
Вы, с вашим еще не очень богатым опытом личной художественной жизни, уже нередко
пользуетесь для встреч с теми или иными произведениями искусства тем, что
говорят по радио и телевидению, а может и тем, что пишут в газетах, о чем
говорят в семье, в школе, в общественном транспорте. То есть собираетесь
совершить паломничество в музей, выставочный зел, в кино или театр, в концертный
зал или в Консерваторию по подсказке либо близких вам людей, либо по
рекомендации совершенно незнакомых вам людей, а может и реклама вас завлекла.
Форма и средство в данном случае не столь уж важны. Важно, что такая форма
общественной художественной жизни становится и частью вашей личностной
художественной жизни. Но об этом мы поговорим более подробно.
Важно отметить и тот факт, что совершенно естественно человечество подошло к
тому уровню духовно-художественной жизни, когда оно не только задумалось, но и
обеспечило возможности не только для группового, коллективного удовлетворения
художественно- эстетического вкуса и потребностей граждан, но и для создания
каждым по своему свободному выбору возможностей индивидуального общения с
искусством, то есть дома. Именно этой цели и служит огромная система
репродуцирования, тиражирования, распространения художественных ценностей в
самых разнообразных формах. А современные компьютеры открывают для этой цели
совершенно необъятные перспективы, которые, как говорят, не снились даже
телевидению в его самых невероятных претензиях вселенского масштаба.
Наконец, чисто духовный аспект и духовное значение художественной жизни
общества, который, собственно, и поможет нам на следующем уроке перейти к
рассмотрению художественной жизни личности. Речь идет о том, что именно в
обществе происходит концентрация того чувственно-эмоционального опыта жизни
людей, способов их чувственного прежде всего опыта освоения мира, который и
определяет в сфокусированном, сжатом, обобщенном виде представления каждого
конкретного рода, племени, народа о прекрасном и безобразном, возвышенном и
низменном, трагическом и комическом, героическом и антигероическом, которые и
определяют эстетические и художественные возможности, стремления, желания,
надежды и идеалы общества. Эти последние и составляют, независимо от того
осознаваемы они обществом или нет, те ориентиры, на которые устремлена, которым
подчинена вся целеполагающая и целеустремленная деятельность всех общественных
организмов, начиная от семьи и кончая государственными механизмами. Давно
замечено, если конечной целью государства не становится достижение народного
блага, то меркнет при этом сама идея государства. Все послепетровское время
существования Российской империи до Екатерины II, а это более трех с половиной
десятков лет, говорит о том, что главная и высочайшая для Петра Великого цель -
развитие России во имя народного блага - была утрачена и по существу в это время
шел распад государства как единого слаженно работающего механизма: перевороты,
совершаемые гвардейскими офицерами следовали один за другим, на престол
приходили случайные люди, задумки и реформы Петра I угасли, Россия пребывала в
дремучем состоянии. Никто из крупнейших русских историков не был в восторге или
увлечении этим периодом российской истории. Может быть более светлым пятном на
общем мрачном фоне было 20-летнее правление императрицы Елизаветы Петровны