<< Пред.           стр. 31 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вообще "Лаокоон" посвящен разграничению поэзии и изобразительных искусств, но
 его значение выходит далеко за рамки обозначенной в подзаголовке темы:
 возможности и значение искусства вообще - вот настоящая тема разговора Лессинга
 об искусстве. В искусство допускается вся жизнь в ее самых невероятных
 проявлениях. "Оно подражает, - пишет Лессинг, - теперь - так обыкновенно
 говорится - всей видимой природе, в которой прекрасное составляет лишь малую
 часть. Истина и выразительность являются его главным законом, и так же, как сама
 природа часто приносит красоту в жертву высшим целям, так и художник должен
 подчинять ее основному своему устремлению и не пытаться воплощать ее в большей
 мере, чем это дозволяют правда и выразительность. Одним словом, благодаря
 истинности и выразительности самое отвратительное в природе становится
 прекрасным в искусстве" (Лессинг. Лаокоон. М., 1957. С. 85-90.). Руссо вообще
 возвращает искусству природного человека. А зарождающийся в Германии романтизм в
 лице движения "Бури и натиска" в отличие от классицизма провозглашает
 преувеличенное значение субъективного начала в искусстве.
 XIX век в европейском искусстве проходит под знаком расширения образной природы
 искусства, отмечен поисками гармонического сочетания в художественных образах
 рационального и чувственного, объективного и субъективного начал, а литературное
 творчество Ф. М. Достоевского естественно вводит в художественную ткань романов
 не только постигаемый душевный мир, психологию человека, но и его
 бессознательные, подсознательные начала, то есть такие движения души
 человеческой, которые никак в XIX века не давались разуму, не объяснялись
 рационально. Романтики давали жизнь преувеличенную, прикрашенную, с кипящими и
 великими страстями человеческими, реалисты художественно исследовали тонкости
 чувств человеческих (как Гюстав Флобер и И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. П.
 Чехов), глубины человеческих переживаний (Ф. М. Достоевский и Бальзак),
 проникали в самые глубины смысложизненных поисков человека и проникновения его
 разума в самые глубины его бытия.
 Но вот подошел XX век, и образная природа искусства подверглась яростной атаке
 со стороны самих художников. Причем представителей практически всех видов
 искусства. Все началось как и всегда в изобразительном искусстве, произведшем
 разительную ломку не только внутри устоявшихся представлений об образе, но и
 предложившем принципиально иные подходы к самому пониманию отражения и
 изображения. В последней четверти XIX века импрессионизм выдержал борьбу с
 кондовым реализмом в его академическом (предельно устремленном к правдоподобию)
 преломлении или варианте, потом постимпрессионизм пробивал себе дорогу. Мы уже
 говорили с вами, через что прошли Эдуард Мане и Клод Моне, Сислей и Писсаро,
 потом Ван Гог, Гоген, Сезан. А в начале XX века появляются кубизм в
 изобразительном искусстве, в поэзии расцветает символизм, футуризм заявляет свои
 претензии на все виды искусства, в архитектуре складывается стиль модерн, в
 музыке идет движение от импрессионизма Дебюсси, Равеля через поиски
 Стравинского, Скрябина к новой музыке Веберна, Шёнберга, Прокофьева,
 Шостаковича.
 Не будем говорить обо всем. Но подчеркнем, что все эти поиски, особенно
 плодотворная деятельность в изобразительном искусстве русских художников Василия
 Кандинского, Казимира Малевича, всех художников, объединившихся вокруг журнала
 "Мир искусства", особенно Александра Бенуа необычайно расширили
 образно-выразительные возможности искусства XX века. В драматургии Метерлинк,
 Стриндберг, А. П. Чехов дали импульс рождению нового театра. К. С. Станиславский
 воспользовался этим импульсом, создав новый общедоступный театр как открытую
 арену обсуждения и решения насущных вопросов жизни простых людей. Подчеркнем
 также, что этот процесс бесконечен, как бесконечны дискуссии по вопросу о
 природе художественного образа.
 Хорошо бы этот разговор продолжить либо в Третьяковской галерее, либо в Музее
 изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Эрмитаже и т. д.
 1.Как вы представляете себе художественный образ?
 2.Что для вас является ведущим в художественном образе: мысль, чувство или
 эмоция?
 3.Какое отношение к жизни имеет художественный образ?
 Тема 3. Художественная жизнь общества и личности как жизнь
  духа в линии, цвете, пластике, движении, жесте, звуке, слове,
  вере, мечте, грезе, идеальных представлениях, в слиянности
  чувства, мысли и действия.
 Теперь мы с вами подошли к тому рубежу, когда можем и должны все свои
 чувственные и интеллектуальные силы потратить на то, чтобы подробно и
 внимательно рассмотреть все стороны и аспекты художественной жизни как общества,
 в котором мы живем, и вообще живет человек, так и каждой личности, особенно
 жизни каждого из вас. При этом для нас аксиоматичным является положение о том,
 что абсолютно каждый нормальный (рожденный без каких-либо патологических
 отклонений) человек неповторим, сколько бы не жило на Земле людей. Больше мы об
 этом говорить не будем, но в сердце и уме будем держать это всегда, чтобы нам
 облегчить эстетико-художественное общение с каждым из вас.
 Теперь для продолжения нашего разговора нам нужно иметь представление о
 художественной культуре как общества, так и личности, в которых не будет строгих
 и точных определений понятий, но будет все, что поможет нам в дальнейшем иметь
 представление о всех формах взаимодействия человека с искусством и всей его
 инфраструктурой, как теперь принято говорить. Мы не будем останавливаться на,
 многочисленных точках зрения на художественную культуру, а попытаемся
 представить себе ее сущность, структуру и место в жизни как общества, народа,
 государства, так и каждой личности.
 Итак, художественная культура человечества, народа, общества есть совокупность
 опыта людей по созданию, распространению, хранению художественных ценностей; по
 организации и способам доведения до людей этих ценностей, организации
 постоянного и систематического общения людей с искусством; опыт оценки созданных
 художниками произведений искусства и философско-эстетического осмысления этого
 опыта, доведения его до подрастающих поколений через общественные системы
 воспитания и образования, особенно художественного и эстетического воспитания и
 образования; опыт подготовки новых и новых поколений художников и создания для
 них социальных, политических, идеологических, экономических, материальных и
 духовно-культурных условий; опыт поддержания творческого климата в обществе и
 раскрытия в каждом одаренном человеке его потенциальных природных возможностей;
 опыт выработки художественных и эстетических идеалов в обществе и наполнения ими
 всей атмосферы жизни.
 Представление, конечно, получилось громоздким и не сразу укладывающимся в голове
 и не поддающимся целостному одномоментному чувствованию. Поэтому в дальнейшем
 разговоре мы будем, не спеша, двигаться по этой сложной структурной лестнице,
 уделяя особое внимание при обсуждении проблем художественной жизни личности
 возможным различным способам восприятия и переработки каждым воспринимающим
 художественные ценности в свете его индивидуальных неповторимых особенностей.
 Разумеется в нашем повседневном общении и взаимодействии с миром художественной
 культуры, мы, как правило, представляем ее уже существующей и опускаем из наших
 представлений многое из того, что мы перечислили, то есть останавливаем внимание
 на наличном, не очень беспокоясь, часто, о том, что уже было, и особенно о том,
 что еще будет. Я полагаю такой подход ущербным как для системы общественного
 образования, так и особенно воспитания подрастающих поколений. Считаю, что
 именно на этих стадиях становления, формирования, воспитания и развития личности
 может быть пропущено или упущено то, что потом просто невозможно восполнить,
 наверстать. Особенно опасным считаю возможность при таком поверхностном подходе
 к художественной жизни упустить, не заметить талант кого-либо из учащихся именно
 к художественному творчеству, да и вообще к любому творчеству, ибо искусство как
 главное средство художественной жизни личности в силу своей особо творческой
 природы способно пробуждать творческие потенции личности, поднимать их для ее
 собственного осознания и способности действовать в направлении их формирования и
 развития.
 Несмотря на то, что человечество долгие и долгие тысячелетия специально не
 занималось культивированием художественно-творческих способностей людей, всецело
 полагаясь на спонтанное, стихийное, естественное проявление природных задатков и
 дарований людей, мы все-таки начинаем рассмотрение художественной жизни общества
 именно с опыта создания и накопления художественных ценностей, с которыми и
 вокруг которых сама собой и возникла художественная жизнь и общества и личности.
 Нужно было время, очень продолжительное время, для того, чтобы не только
 прочувствовать, но и осознать духовно-действенную, развивающую чувства и ум
 человеческий силу того, что у древних людей представало сначала в виде штрихов,
 знаков, значков, линии, рисунка, картины, статуэтки, фигурки, искусно сделанного
 предмета охоты, рыболовства, потом земледелия и т. д., предметов быта в пещере,
 а потом и в жилище. Потом крайне необходимо было преодолеть пренебрежительное
 отношение к художественному творчеству как делу шутейному, несерьезному,
 развлекательному, которым можно заниматься в часы, по нынешнему выражаясь,
 досуга, то есть вне серьезной сосредоточенности творца на своем деле. Если
 хотите нужно было понять и осознать, что игра. человеческих сил не есть просто
 забава, непроизвольное проявление сил и способностей человека, что
 художественная, образная игра человеческих сил и способностей есть одно из самых
 ответственных и серьезных дел человека на свете, если иметь в виду, что
 первостепенным делом всей его жизни является продолжение рода человеческого,
 воспроизводство жизни. И чтобы новая жизнь была полнее, богаче, разностороннее,
 благополучнее, добродетельнее и счастливее, чем жизнь предыдущая, то есть жизнь
 предшествующих поколений.
 Именно отсюда и пошло то, что по мере созревания человека, обогащения его
 знаниями, опытом, особенно опытом чувственно-эмоциональной жизни, многие народы
 и государства стали создавать специальные системы воспитания и образования
 людей, способных создавать художественные ценности и делать их достоянием всех
 людей. Правда, сами по себе государственные или частные системы
 художественно-эстетического образования до сих пор не исключили, да и не могут
 исключить возможности проявления художественных дарований у людей, получивших
 специальное образование по совершенно другим специальностям и профессиям: такова
 уж природа художественного дарования, что оно не всегда дает о себе знать в
 нужный период формирования и развития личности. История художественной жизни
 человечества знает немало примеров как очень раннего проявления художественной
 одаренности, так и очень позднего, на склоне жизни личности. Бывает и такое, что
 как будто художественно одаренная личность именно в процессе специального
 художественного образования, как говорят, "художественно засыхает" или раньше
 времени отцветает пустоцветом, не успев дать плоды.
 Странное противоречие сопровождало жизнь людей многие столетия: в реальной
 повседневной жизни люди, если не понимали, то чувствовали воспитательную и
 развивающую человека силу искусства, наполняли свою жизнь как могли и чем могли:
 художественно выполненными изделиями из дерева, бересты, камня, глины, железа,
 наличниками окон и карнизами, а то и фризами домов, различными флюгерами и
 решетками, репродукциями и картинками-обертками, а то и расписанными стенами,
 печами по извести, изразцами с сюжетами из сказочных, мифологичных сюжетов и
 картинками на темы повседневной жизни и т. д., а управляющие обществом и
 государством силы не считали нужным считаться с эмоционально действенными
 возможностями искусства, а может быть и боялись их. Ведь большинство
 государственных мужей прошлого у себя дома создавали художественно действенную
 среду, но противились созданию таковой для всех членов общества. Вспомните,
 какое негодование у многих и многих людей из дворянского сословия вызвало в
 конце прошлого века решение П. М. Третьякова сделать свое собрание картин
 доступным для всех. Вспомним также, сколь презрительным в свете в XIX века в
 России считалось занятие искусством. Лишь великий А. С. Пушкин первым в России
 открыто заявил, что занятие поэзией или искусством может стать основным и всем
 делом жизни человека, его профессией, его призванием. До А. С. Пушкина в России
 каждый художник должен был состоять где-то на службе, а уж в свободное время мог
 заниматься единственно его делом - художеством, Думается, что все-таки страх
 господствующих в обществе и государстве кругов и сил перед силой искусства
 перевешивал все другие мотивы ограничения доступа к искусству всех членов
 общества. Но не это нас сейчас занимает. А то, что все-таки человечество доросло
 до осознания того, что каждое общество может и должно тратить и определенные
 средства и силы на подготовку, воспитание новых и новых поколений художников,
 чтобы никогда не иссякала копилка художественных ценностей человечества. Она
 представлялась и представляется как хранительница не только самих ценностей, но
 и всего опыта художественного постижения и освоения мира человеком - мира вне
 человека и особенно мира человека.
 Мы же теперь дожили и до того состояния, что на наших глазах теперь уже во
 всемирном масштабе и по инициативе российских деятелей культуры создается
 всемирное движение и система раннего выявления, формирования, воспитания,
 образования и развития художественных талантов. Пока оно называется движение
 "Молодые таланты" или "Новые имена" и охватило уже значительную часть
 человечества. Но перспективы стать истинно всемирным у него чрезвычайно велики.
 Обращу ваше внимание, ребята, на то, что это родилось не случайно именно в наше
 время. Дело в том, что современное человечество все больше интегрируется в
 большие сообщества государств, народов. И духовным основанием такого объединения
 людей в различного рода содружества, союзы и объединения может быть только
 общечеловеческая система ценностей и ее главной составляющей - полнокровной,
 свободной, духовно насыщенной и эстетически развитой жизни личности, то есть
 человека прекрасного (homo pulcher). Вот это признание духовной интегрирующей
 человечество в единую семью народов и является главным духовным завоеванием
 человечества в XX веке. Он передает XXI веку неплохую эстафетную палочку,
 которую дальше придется нести вам, ребята, как бы легкомысленно вы не относились
 к себе и своей жизни сегодня.
 Мы не будем прослеживать с вами процесс очень медленного, постепенного создания
 человечеством ныне огромной и разнообразной системы хранения духовных
 художественных ценностей. Давайте только обратим внимание на тот факт, что у
 многих, и многих народов, в разных странах на определенных этапах их
 исторического художественного развития появлялись, появляются и будут появляться
 хорошо поработавшие состоятельные люди, любимым внеделовым занятием которых было
 и является собирательство художественных ценностей и одновременно поддержки
 художественных талантов. Эти люди, которых потом назвали меценатами, на свои
 средства строили специальные здания под картинные галереи, разбивали парки
 искусств, строили выставочные павильоны, которые потом переоборудовались в
 музеи, строили в своих имениях специальные здания театров, как, например,
 Шереметевы в Кусково и Останкино в Москве, Юсуповы в Архангельском под Москвой и
 в Санкт-Петербурге, Трубецкие, Голицыны в разных местах Подмосковья... всех не
 перечесть, а потом завещали свои богатейшие собрания художественных ценностей
 своей стране, народу или городу. Причем у каждого мецената были свои пристрастия
 и, как правило, высочайший вкус. Например, П. М. Третьяков собирал коллекцию
 только из произведений российских художников, проявляя удивительное чутье на
 таланты и поразительно щедрое отношение к их творчеству. А такие
 собиратели-меценаты художественных ценностей как Морозов и Щукин увлекались
 западноевропейским искусством XIX и начала XX веков. Жаль, что теперь их
 собрания находятся частично в Эрмитаже, частично в Московском Музее
 изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. А вот крупнейший меценат С. И.
 Мамонтов безумно любил театр, поддерживал оперных певцов, создал в Москве
 частную оперу, которая потом стала филиалом Большого театра СССР и по существу в
 самых жесточайших условиях идеологического контроля была экспериментальной
 площадкой советского оперного театра. По всей земле российской, в самых разных
 губерниях и городах были свои меценаты. Так в последней трети прошлого века
 городским головой г. Иркутска был Владимир Платонович Сукачев, уроженец
 Иркутска, человек высокообразованный не только оставил городу свою коллекцию, в
 которую входили произведения выдающихся европейских и русских художников, но и
 построил на свои средства здание театра. Картинная галерея В. П. Сукачева
 послужила основой для создания в Иркутске крупнейшего в Сибири художественного
 музея. Однако сибирякам не дает покоя одна идея, которая родились еще при
 Сукачеве - создать в каком-то из городов Сибири специальную картинную галерею
 сибирских художников. А вот братья А. Г. и Н. Г. Рубинштейны вошли в историю
 российской культуры тем, что Антон Григорьевич построил и основал консерваторию
 в Петербурге, а его младший брат Николаи Григорьевич построил и основал
 Московскую консерваторию.
 Меценаты начинали создавать системы хранения и распространения художественных
 ценностей, училищ, институтов и академий художественного творчества почти во
 всех странах, а потом к этому процессу пришли государственные деятели,
 царствующие особы и правительства. Так создалась ныне колоссальная
 инфраструктура, которая и обеспечивает художественную жизнь современного
 общества. Следует обратить внимание на то, что в современных условиях любое
 учреждение культуры не существует и не может существовать без разнообразных и
 многосторонних связей с подобными учреждениями в своей стране и во многих
 зарубежных странах. Это все, ребята, тоже веяние времени: культурные обмены и
 культурные связи - самые верные средства установления взаимопонимания между
 странами и народами, преодоления недоверия народов друг к другу, средства
 раскрытия духовных надежд и стремления народов к миру, согласию, благополучию,
 спокойной и полнокровной жизни. Запомните эти положения и вспомните о них, когда
 мы с вами будем говорить о жизни человеческого духа в штрихе, линии, цвете,
 пластике, движении, звуке, слове, жесте, мимике и попытаемся доказать, что все
 названные нами средства художественного языка в каждой картине, скульптуре,
 рисунке, мелодии и интонации, слове, жесте проявляются не только неповторимо
 национально, но и личностно неповторимо.
 Теперь представляется само собой разумеющимся существование того, что называется
 художественной критикой или движущейся, по словам В. Г. Белинского, эстетикой.
 Вы, с вашим еще не очень богатым опытом личной художественной жизни, уже нередко
 пользуетесь для встреч с теми или иными произведениями искусства тем, что
 говорят по радио и телевидению, а может и тем, что пишут в газетах, о чем
 говорят в семье, в школе, в общественном транспорте. То есть собираетесь
 совершить паломничество в музей, выставочный зел, в кино или театр, в концертный
 зал или в Консерваторию по подсказке либо близких вам людей, либо по
 рекомендации совершенно незнакомых вам людей, а может и реклама вас завлекла.
 Форма и средство в данном случае не столь уж важны. Важно, что такая форма
 общественной художественной жизни становится и частью вашей личностной
 художественной жизни. Но об этом мы поговорим более подробно.
 Важно отметить и тот факт, что совершенно естественно человечество подошло к
 тому уровню духовно-художественной жизни, когда оно не только задумалось, но и
 обеспечило возможности не только для группового, коллективного удовлетворения
 художественно- эстетического вкуса и потребностей граждан, но и для создания
 каждым по своему свободному выбору возможностей индивидуального общения с
 искусством, то есть дома. Именно этой цели и служит огромная система
 репродуцирования, тиражирования, распространения художественных ценностей в
 самых разнообразных формах. А современные компьютеры открывают для этой цели
 совершенно необъятные перспективы, которые, как говорят, не снились даже
 телевидению в его самых невероятных претензиях вселенского масштаба.
 Наконец, чисто духовный аспект и духовное значение художественной жизни
 общества, который, собственно, и поможет нам на следующем уроке перейти к
 рассмотрению художественной жизни личности. Речь идет о том, что именно в
 обществе происходит концентрация того чувственно-эмоционального опыта жизни
 людей, способов их чувственного прежде всего опыта освоения мира, который и
 определяет в сфокусированном, сжатом, обобщенном виде представления каждого
 конкретного рода, племени, народа о прекрасном и безобразном, возвышенном и
 низменном, трагическом и комическом, героическом и антигероическом, которые и
 определяют эстетические и художественные возможности, стремления, желания,
 надежды и идеалы общества. Эти последние и составляют, независимо от того
 осознаваемы они обществом или нет, те ориентиры, на которые устремлена, которым
 подчинена вся целеполагающая и целеустремленная деятельность всех общественных
 организмов, начиная от семьи и кончая государственными механизмами. Давно
 замечено, если конечной целью государства не становится достижение народного
 блага, то меркнет при этом сама идея государства. Все послепетровское время
 существования Российской империи до Екатерины II, а это более трех с половиной
 десятков лет, говорит о том, что главная и высочайшая для Петра Великого цель -
 развитие России во имя народного блага - была утрачена и по существу в это время
 шел распад государства как единого слаженно работающего механизма: перевороты,
 совершаемые гвардейскими офицерами следовали один за другим, на престол
 приходили случайные люди, задумки и реформы Петра I угасли, Россия пребывала в
 дремучем состоянии. Никто из крупнейших русских историков не был в восторге или
 увлечении этим периодом российской истории. Может быть более светлым пятном на
 общем мрачном фоне было 20-летнее правление императрицы Елизаветы Петровны

<< Пред.           стр. 31 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу