<< Пред.           стр. 33 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 для людей движитель жизни с мощным зарядом энергии. Из этого заряда каждая
 личность берет то, что больше всего соответствует ее особым личностным силам и
 способностям. И это изъятие из идеала, наиболее соответствующего данной
 личности, опять-таки происходит на чувственно-эмоциональном уровне: если
 человека какая-то сторона идеала не захватит, не очарует или не заразит, как
 говорил Л. Н. Толстой, то в ней ничего и не останется от него. Головное,
 рациональное восприятие идеала, как правило, не бывает действенным. А если
 внешне и захватывает как будто личность, то неглубоко и не надолго, а по
 существу для личности не жизненно важно и не творчески.
 Вот потому-то и ответ на вторую часть поставленного нами вопроса является
 однозначным: потому, что искусство и только оно представляет идеальный образ в
 конкретно-чувственном воплощении. Идеал это не выхолощенная жизнь, а реальная
 жизнь людей, видящих свои изъяны, недостатки, ошибки и промахи, но всегда
 находящих в себе силы прочувствовать, познать и понять свои промахи, разум и
 волю для неповторения их в дальнейшей жизни. Это образы людей, которые своими
 реальными поступками и действиями, своим отношением к людям несут в себе
 какие-то идеальные начала, которым хочется подражать или которые по своему
 хочется воспринять и реализовать в своей собственной жизни.
 Вряд ли искусство и родилось и культивировалось людьми, если бы в нем не
 воплощалось в образах идеальное начало - высшая мечта человечества о счастье,
 благополучии, справедливости, добре и красоте. Даже существование в сознании
 миллионов и миллионов людей представлений о высшем творческом существе Боге, в
 каком бы обличии он не представал, не снимает, не изымает из их сознания
 представлений об идеале. Ибо это земные представления, вернее представления
 земных, реальных людей, а не высших, недосягаемых и непостигаемых умом высших
 духовных существ. Идеал хоть в какой-то мере, хоть и очень медленно и с большими
 усилиями со стороны самих людей, но реализуется. Потому он и оказывает
 действенное влияние на волю людей, вливая в них животворные силы. Вера же в Бога
 ставит людей в положение существ, зависимых от воли Всевышнего, Первотворца,
 больше обрекает личность на созерцательность, нежели на творческую активность.
 Люди почему-то в верованиях своих забывают о том, что, согласно Библии, Бог
 сотворил человека по образу и подобию своему. А его образ - это прежде всего
 Образ Творца. Почему же, веруя в Бога, человек часто не верит в свои собственные
 творческие потенции и силы и ждет спасения от всемогущего за свои земные
 прегрешения, ища его в покаянии и раскаянии, в получении на исповеди отпущения
 грехов своих земных. За земные прегрешения и надо искать прощения в делах
 земных, а не у Всевышнего, в Духе.
 Вот искусство как раз и погружает художественную жизнь личности в атмосферу
 земных душевных и духовных, материальных и идеальных дел, действий и поступков.
 Ибо даже в иконах, в религиозных сюжетах картин, храмов, романов, поэм,
 песнопений и хоралов художник говорит прежде всего о земной жизни людей. Она и
 отличает одного иконописца от другого их взглядами на мир и на жизнь людей. А в
 русской православной иконописи изображению облика святого уделяется не больше
 внимания, чем изображению в клеймах его земных деяний, за которые он и поднят
 благодарной памятью людей в высшие сферы Духа, в сонм святых. Иисус Наввин сам
 прошел через многие земные испытания и сам натворил массу благородных,
 милосердных, а потому и богоугодных дел, чем и заслужил право стать сыном Бога и
 вместе с ним составить Дух святой. Да он исцелял и спасал от несчастий и
 невзгод. Но каждому спасенному он завещал не грешить, не тратить свою жизнь
 попусту, а в любви к людям и благодеяниях проявлять свою человеческую сущность.
 Не наказ ли это всем землянам искать спасения и утешения в добродетельных
 деяниях своих и не в злотворениях? И на эти вопросы своими творениями отвечает
 искусство. Великие Микеланджело и Эль Греко, Ботичелли и Караваджо, Пентуриккио
 и Веласкес, да и многие другие выдающиеся художники дают нам образцы
 художественного решения сложнейших проблем земного бытия человека, его духовного
 вознесения или падения.
 Учащимся Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода,
 Саратова, Астрахани, Иркутска, Хабаровска и многих других городов, особенно
 Вологды и Архангельска, Владимира и Суздаля, Переславля Залесского и Сергиева
 
 Посада, Звенигорода и Твери достаточно совершить экскурсии в Музей
 древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Третьяковскую галерею, Русский
 музеи, музеи и храмы названных и неназванных городов (уж Великий Новгород,
 Псков, Ростов Великий, Углич просто нельзя не назвать, хотя все не перечислишь),
 чтобы убедиться сколь может быть земной и жизненно необходимой человеку
 религиозная живопись и иконопись. Во всяком случае нет у нас городов, где бы не
 имелось краеведческого музея, в котором обязательно имеются в экспозициях либо
 иконы, либо картины на религиозные сюжеты. Педагогу и учащимся предоставляется
 право выбора: на живописном, архитектурном, литературном, музыкальном или
 вокальном материале рассматривать возможности художественной жизни личности. Тем
 легче изучать эстетику жизни, чем больше в том или ином регионе, городе,
 поселке, селе и деревне имеется художественно-эстетических ценностей. А они есть
 везде и всюду - Человечество, народы достаточно натворили за свою историю
 богатств, каждая встреча с которыми пробуждает духовные потребности и
 удовлетворяет интересы всех людей. Преподаватель эстетики в смысле наглядного
 материала находится в самом выгодном положении среди преподавателей всех
 остальных школьных предметов естественного и социогуманитарного циклов.
 Сколь бы много внимания в художественной жизни общества и личности мы не уделяли
 их чувственно-эмоциональной составляющей, мы не можем обойти вниманием и
 эстетическое содержание умственной, интеллектуальной жизни, поскольку, начиная
 со вкуса, умственно-интеллектуальная жизнь органично переплетается с
 чувственно-эмоциональной. А в строгом смысле слова в реальной жизни личности не
 бывает серьезного разрыва между разными сторонами жизни. Ежеминутно, ежечасно и
 
 ежедневно они так переплетаются, что нередко трудно бывает в тех или иных
 состояниях, поступках и действиях личности отличить одно от другого. Ведь жизнь
 по полочкам не раскладывается, в ней нет непереходимых перегородок.
 Тем не менее мы говорим, что для осознанной художественно-эстетической жизни
 человек должен созреть. И в его сознании совершается движение от чувственных
 восприятий, переживания ко вкусам, идеалам и мирочувствованию, миропониманию,
 мировоззрению и мироотношению. Во всех этих элементах сознания личности
 взаимопереплетение чувственно-эмоциональной и рационально-интеллектуальной
 сторон жизни - непременное условие гармоничного ее развития, а в мироотношении
 столь же органична и волевая сторона жизни, ибо само мироотношение предполагает
 проявление художественно и эстетически направленной позиции и действенности,
 активности личности. Если мироощущение, мирочувствование и базируются в основном
 на данных ощущений и чувственных восприятий, то уже мировосприятие,
 миропонимание, мировоззрение и мироотношение без осмысления данных
 мирочувствования просто невозможно сформировать. В них личность уже выступает
 как целостный субъект взаимодействия человека с миром, в том числе и с миром в
 себе, а не только вне себя.
 Ранее мы прослеживали цепь складывания самых общих представлений о человеке и об
 устремленности целеполагающей деятельности человечества. Теперь мы можем
 сказать, что в сознании личности тоже идет движение от чувственных образных,
 картинных впечатлений через постоянно действующие функциональные органы развитой
 чувственной жизни, ко вкусам, идеалам и мировоззрению. Подчеркнем, что последнее
 не может быть полноценным и реально действенным для жизни личности, если оно
 опирается только на рациональное знание, на взгляды человека на мир и на себя в
 мире без его чувственных представлений, надежд, желаний и стремлений видеть мир
 не только таким, какой он есть, но и таким, каким его хотелось бы видеть и в
 каком хотелось бы жить, чтобы чувствовать себя свободным, полностью
 реализовавшим все свои силы, удовлетворенным жизнью и хотя бы иногда счастливым.
 1. Как вы представляете себе художественную жизнь личности?
 2.Может ли быть полнокровной и полноценной жизнь личности вне общения с
 искусством?
 3. Как часто вы и ваши родители "погружаются" в художественную жизнь?
 
  Тема 5. Жизнь человеческого духа в линии, цвете, свете, пластике,
  объеме, силуэте
 Мы уже имели с вами возможность, и неоднократную, говорить о том, что и развитие
 человека, как представителя рода человеческого, и человечества, как всей
 совокупности людей на Земле, и каждого индивидуума начиналось, будет всегда
 начинаться с духовного освоения мира через штрих, линию, цвет, пластику, форму,
 объем. То есть через все то, что входит в человека в качестве его первичных
 ощущений через глаз, зрение. Теперь нам, может быть, не касаясь особенностей
 художественной образности и художественного мастерства в изобразительных
 искусствах, предстоит познакомиться с тем, как и в какой степени различные
 изобразительные средства могут выражать и выражают различные состояния
 человеческого духа: ощущения, эмоции, чувства, переживания, настроения, надежды,
 стремления, идеалы и даже мировоззрение. Сосредоточение внимания на абстрактных
 возможностях различных изобразительных средств совсем не означает, что мы не
 будем обращаться к конкретным примерам реализации этих возможностей в творчестве
 различных художников-живописцев, рисовальщиков, скульпторов. Но теперь наш
 разговор о рисунках, гравюрах, офортах, скульптурах, горельефах, барельефах
 будет вестись не с точки зрения разной степени художественного мастерства, а с
 точки зрения воплощения в уже готовых произведениях возможностей выражения
 человеческого духа.
 Предварительно отметим, что не только нашему времени (конец XX века) присущи
 бесконечные поиски как в области изобразительных, так и всех известных
 современному человечеству видов, родов и жанров искусств. С тех самых времен,
 как только человек первобытных времен научился наносить на стены пещер, на
 камни, кости, рога, глиняные и деревянные пластины, дощечки штрихи или линии,
 цветные, пятна, он никогда не переставал выявлять все новые и новые возможности
 выражения ими своих неосознаваемых или смутно осознаваемых состояний, движений
 своей души, хотя представления о душе еще просто и не было, но были ощущения,
 эмоции и чувственные состояния и настроения. Кто-то в последующих поколениях
 этими находками прежних пользовался как готовым и достаточным инструментарием,
 другим они служили только отправным пунктом для своих собственных поисков. Это
 зависело всегда и будет зависеть во веки веков от мощи творческого духа новых
 поколений художников. Пусть на тысячу художников нового поколения один бывал
 наделен особой неукротимостью духа, именно он прокладывал новые пути в
 неизведанное и вел за собой, иногда при жизни, а иногда и после смерти, всех
 остальных из тысячи и тысяч. Его не удовлетворяли на степень развития разума
 человеческого, ни его способности производить, созидать, творить, ни
 многообразие возможностей для игры всех его сущностных человеческих сил, ни
 сложившиеся до него представления о прекрасном, система ценностей и критерии
 художественной и эстетической оценки. Вся его одаренная природой и проявившая
 свою одаренность в сформированных способностях натура заставляет его искать
 способы более полного, свободного и насыщенного духом удовлетворения неуемного
 желания и стремления к совершенствованию, гармонии и красоте[1].
 
 Фантастично, но факт, что такого рода духовно неукротимые таланты, гении не
 боялись, что открытое, найденное ими не будет понято тысячами тех, кто не
 наделен силой их чувствований и понимания, их видением средств и способов
 создания гармонизированных человеческих сообществ и гармонизирующих способов
 взаимодействия человека с миром: они знали, были уверены, что развивающийся
 человек рано или поздно дозреет до всего, и со временем сегодня необычное и
 несбыточное станет обычным и даже обыденным, привычным и вполне осуществимым
 почти для каждого смертного, если он не потерял вкус к жизни.
 Сразу же отметим также, что на возможности выражения человеческого духа теми или
 иными средствами оказывало и оказывает влияние все, что окружает человека и все,
 что создано, выработано, наработано им самим. Но особую силу этим выразительным
 возможностям изобразительных средств придают сам опыт духовной жизни народов в
 различных природных и социальных условиях: общие взгляды на жизнь и на понимание
 человека, его назначения и смысла его жизни, его земной и загробной жизни, его
 идеалов, надежд и стремлений, желаний и влечений, его понимания любви, верности,
 справедливости, совести, чести и достоинства. Невозможно все перечислить.
 Климатические, погодные и вообще атмосферные процессы, цвет земли и гор, лесов и
 полей, состояния и силь солнца и луны, - все, как показывает история культурного
 развития народов, влияет на складывание тех или иных традиций, обрядов, обычаев,
 ритуалов, но и на их цветовое восприятие и оформление, на их линейную, объемную,
 силуэтную и пр. фиксацию. Например, мы с вами говорили в предыдущих разделах о
 способности тех или иных народов различать фантастическое количество оттенков
 белого или голубого, черного или красного и т. д. цветов.
 Но сейчас для нас интереснее не сама способность различения оттенков, а то, что
 кроется за этими оттенками. И не столько состояние природы, атмосферы, рассеяния
 света, а оттенки ощущений, восприятий, чувствований человека, нюансировка,
 переходы его настроений от мажора (радостных чувств) к минору (грусти, тоске,
 унынию), от бурной активности к спокойствию и уравновешенности. Почему,
 например, у россиян и многих других европейских народов белый цвет означает
 радость, красоту, волю, свободу, чистоту, девственность и независимость.
 Обратите внимание на такой факт: многие народы борющиеся за независимость и
 обретающие ее обязательно на своих знаменах и флагах имеют белый цвет -
 треугольник, полосу или квадрат. Или обязательный для невесты белый свадебный
 наряд - символ чистоты и девственности, незапятнанности. А у некоторых народов
 белый цвет - это цвет траура (в Индии, Болгарии, в то время как у россиян (почти
 у всех народов) и европейцев цвет траура, печали, горя - черный цвет, а у
 китайцев в дни траура одевают фиолетовые одеяния и траурные церемонии
 оформляются в фиолетовые (особенно темно-фиолетовые) цвета. Только ли
 атмосферные процессы на это влияют или обычные состояния природного окружения
 таково? Оказывается не это главное для определения значимости цвета и
 соответственного его использования в живописи, в оформлении быта, традиций,
 обрядов, обычаев, даже цветовой значимости нравов. Хотя возможно в период
 становления того или иного этноса колорит окружающей среды и стоял у истоков
 формирования тех или иных психологических состояний во вполне определенных
 обстоятельствах. А потом, очевидно, эти психологические состояния и переходили
 на мироотношенический уровень, на миропонимание и мировоззрение. Представляется,
 что присутствие в древнекитайских воззрениях Поднебесной как определяющего все
 целеустановки и целеустремления различных китайских этносов и родило, в конце
 концов, фиолетовый цвет - цвет меркнущей Поднебесной - как траурный цвет.
 Ведь для представителей европейского менталитета фиолетовый, особенно
 темно-фиолетовый цвет представляется устрашающе-мрачным и холодным до леденящего
 ощущения цветом. Тем не менее он не стал цветом траура, небытия, смерти. Значит
 различия в цветоотношениях представителей разных этносов есть показатель разных
 мирочувствований, то есть носят чисто психологический характер. И именно
 психологически они передаются от поколения к поколению, поскольку осознанию и
 осмысленному изучению человеческая значимость цвета, штриха, линии, формы,
 объема, силуэта подвергаются лишь тогда, когда уже в десятках поколений они
 закрепляются в чувственных механизмах или функциональных механизмах головного
 мозга человека. Здесь, очевидно, и возникает генный мостик в социогенетику.
 Именно психологическая устойчивость отношения к цвету и рождает у представителей
 разных народов своеобразную нюансировку отношений к смешению цветов, а
 следовательно и к колористическому богатству живописи. Не потому ли художники
 разных эпох и разных народов пытались и пытаются выстраивать различные схемы
 цветоотношений, хотя в реальной практике любой художник идет от собственных
 чувствований, которые в общем повторяют сложившиеся в психике родного ему народа
 типы чувствований, но со своей собственной нюансировкой. Неудачи французских
 художников Синьяка и Сёра в попытках разработки таких схем или систем на основе
 только физических законов, говорят о том, что в искусстве, в духовном освоении
 цвета и света субъективно-психологические начала превалируют над физическими
 законами. Ибо цветоотношения и цветочувствования сложились задолго до открытия
 законов оптики и не подлежат перестройке на основе формул и предписаний.
 Может быть единственным всеобщим, если не указанием, то пожеланием в сфере
 мирочувствования и мироотношений, связанных с художественной жизнью человека
 может стать пожелание психологической настройки, установки при каждой
 возможности встречи с искусством того или иного художника, тем более с
 художником, представляющим искусство другого этноса, народа, страны, континента.
 В теоретических же разработках художников, искусствоведов, теоретиков искусства
 можно столкнуться с тем, что никак не ляжет на сложившиеся стереотипы
 восприятия. Особенно, когда в схемах, системах, рекомендациях представителей
 одного и того же народа встречаешься с противоречивыми пожеланиями. Достаточно,
 например, внимательно почитать книги двух русских художников и теоретиков
 искусства В. Кандинского "О духовном в искусстве" (М., 1992) и Н. Н. Волков.
 "Цвет в живописи" (М., 1985), чтобы понять, что в художественном творчестве и в
 художественной жизни не может быть выработано единых рецептов для всех и на все
 времена. Чувственная жизнь человека гораздо менее подвластна всякого рода
 нормативам и регламентациям, чем жизнь рациональная, умственная.
 Последнее положение еще более справедливо по отношению к такому важнейшему
 средству изобразительных искусств как рисунок, по мнению многих теоретиков
 изобразительных искусств, составляющий вообще основу живописи. Не вдаваясь в
 вечные споры о приоритете рисунка, цветового пятна или колорита, на опыте
 выдающихся художников прошлых веков и нашего времени, покажем, сколь
 значительную роль играет штрих, линия, рисунок во всех без исключения
 изобразительных искусствах - будет ли это живопись, графика, все виды гравюр,
 скульптура и все ее разновидности, мозаики, витражи, монументальное искусство в
 любом исполнении и материале и, наконец, все разновидности
 декоративно-прикладного искусства. Мы уже говорили, что вообще художественное
 развитие человечества началось с овладения им секретами значения, символики и
 смысла штриха, линии, которые нередко определяли у древних людей особенности их
 мироотношения. Например, у древних славян, как известно расселявшихся на весьма
 и весьма обширных территориях, на которых ныне располагаются большинство стран
 Европы и Евро-Азии, круг означал границы "своего" а прямая линия была знаком
 разделения "своего" и "чужого". Выход за нее означал совсем другое поведение
 человека, чем в круге, поведение в котором подчинялось вполне определенным
 нормам и табу, которые гораздо позже были сведены в нравственные нормы и даже
 императивы поведения.
 Естественно, что эта своеобразная жизненная значимость штриха, линии, круга,
 овала (неуклонно в течение веков и веков сказывавшаяся не всем строе, укладе
 жизни древних славян, в принципах организации жилищ, поселений, святилищ,
 начиная с простых капищ и огнилищ и т. п.) органично вошла в обратном движении в
 творчество древнейших художников, по существу создававших своими настенными
 росписями в пещерах помещения разного духовного назначения: для повседневной
 обыденной жизни, для собрании родов и племен, для совершения различных обрядов.
 Не потому ли, как мы уже упоминали, уже тогда были помещения с так называемыми
 ныне произведениями массовой культуры и помещения с созданиями высокого
 искусства. А в обрядовых помещениях создавались произведения высокого духовного
 накала для современников древних художников.
 Дело, видимо, в том, что в изобразительных искусствах без линии, рисунка, штриха
 просто невозможно передать динамику движения изображаемых объектов, придать
 живость и характерность картине, фреске, мозаичному панно, витражу. А скульптор
 просто не приступает к работе со своим материалом, пока в рисунке не определит и
 не выразит точно существа своего замысла. Не потому ли величайшие художники
 эпохи Возрождения Джотто, Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело, Альбрехт
 Дюрер, а в другие эпохи художественной жизни Веласкес, Рубенс, Гойя, уже в XX
 веке Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Ороско, Ривера, Сикейрос и многие-многие
 другие придавали рисунку огромное значение, сами будучи великолепными
 рисовальщиками. В российской, русской живописи невозможно назвать ни одного
 крупного или великого художника, которые бы не были великолепными мистерами
 рисунка у которых бы линия, штрих не были певучими, подвижными, динамичными.
 Возьмете ли вы рисунки и живописные полотна Крамского, Перова, Поленова,
 Сурикова, Серова, Саврасова, Куинджи, Айвазовского, Бенуа, Бакста, Головина,
 Поповой, Экстер, Гончаровой, Репина, Васнецова, Нестерова, большинства наших
 современных художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства,
 а теперь и дизайнеров самого разного назначения, без рисунка вы не продвинетесь
 ни на шаг в постижении секретов их мастерства и величия. Если вы бываете на
 выставках в музеях, выставочных залах или смотрите альбомы по изобразительным
 искусствам, вы не пройдете мимо витрин с рисунками. Причем рисунки чаще всего
 выступают не как подготовительные работы к тому или иному произведению, а как
 самостоятельные образные создания, не вместившиеся в живописные полотна или в
 скульптурные монументы.

<< Пред.           стр. 33 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу