<< Пред.           стр. 34 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вспомните, мы с вами много говорили о великом Создании Александра Иванова
 "Явление Христа народу". Представьте сейчас в воображении это огромное и великое
 живописное полотно. А теперь, имея его в голове и в чувствах, разумеется,
 вспомните сотни этюдов, экспонируемых в том же зале Третьяковской галереи, где
 выставлено само полотно. Ведь там вы не заметите, где представлен чистый
 рисунок, где живописный этюд, а где образ, почти в неизменном виде вошедший в
 окончательный вариант картины. Иногда бывает очень трудно не профессиональным
 взглядом отличить один рисунок от другого, чуть-чуть измененной линии рисунка в
 окончательном варианте картины или скульптуры, чтобы понять, сколь влияет линия
 на усиление образности произведения. Но профессионалу или опытному, с высоким
 вкусом и великой любовью к изобразительным искусствам зрителю эти чуть-чуть
 говорят об очень и очень многом. Ему совершено ясно, что художник в каждой
 черточке образа искал предельной выразительности изображенного характера, духа
 личности, а каждым отдельным образом в совокупности он искал предельной
 живописной или скульптурной выразительности своего замысла, вложенной в
 произведение идеи, а в конечном счете предельной выразительности своего
 гражданского и художнического жизненного кредо, своего понимания и человека и
 его земной предназначенности.
 Да, в изобразительных искусствах были, есть и еще будут направления и течения,
 которые вообще пренебрегают либо рисунком, либо живописностью, колоритом,
 нюансировкой и т. п. средствами, как в скульптуре есть сторонники не объемной и
 не плоскостной скульптуры, а неизвестно какой. Но их можно рассматривать как
 своеобразные направления эксперимента в изобразительных искусствах, которые, в
 конце концов, положительно сказываются на языке живописи, скульптуры, графики и
 декоративно-прикладных искусств.
 Да, мы с вами должны, ребята, постоянно помнить о том, что любые изменения в
 языке изобразительных искусств обязательно сказываются и на всем нашем вещном
 
 мире, значительную долю в котором занимают произведения декоративно-прикладного
 искусства: посуда, особенно стекло, хрусталь, фарфор, фаянс, майолики, керамика,
 все предметы украшений как человека, так и его жилища, различные панно из глины,
 керамики, чеканки из металла, балконные и оконные решетки, садовые калитки,
 многие предметы мебели, которые делают не дизайнеры, а именно художники. Россия
 всегда славилась (по археологическим раскопкам с древнейших времен) изделиями
 ювелирного искусства самого разного назначения: от чисто женских украшении до
 специальных предметов мебели досугового назначения - ломберных, шахматных и
 прочего назначения столиков, тумбочек, этажерочек, шкатулок, тайничков,
 канделябров, каминов, каминных полок, решеток и наборов инструментов к каминам,
 украшений для холодного и огнестрельного оружия, сбруи и снаряжения для лошадей,
 саней, колясок, таратаек, детских санок, а теперь и лыж как произведений
 декоративно-прикладного искусства. Посмотрите, ребята, на свой дом и на весь ваш
 вещный мир теперь с точки зрения человека, что-то знающего об изобразительных
 искусствах и особенно о декоративно-прикладном искусстве. А когда будете на
 какой-либо выставке, связанной с экспонированием произведений
 декоративно-прикладного искусства, обратите внимание на то, что нередко рядом с
 готовым произведением представлен бывает его первоначальный замысел в виде
 рисунка, в котором не всегда присутствует замкнутая линия. Может быть именно
 рисунок поможет вам понять замысел творца представленного произведения. И
 никогда никому не верьте, что в мире может быть художник, который, якобы, ничего
 не замышлял, а просто по наитию взял и сотворил тот или иной сервиз, ту или иную
 вазу, бокал, кружку или тарелку, если он ее представляет на выставку: творение
 по наитию есть чувственно выношенный и даже выстраданный замысел, который, может
 быть, давным-давно занял в душе художника свое укромное местечко и теребил его,
 пока не настало его время воплотиться в конкретный материал. Да есть замыслы,
 которые созревают и являются в окончательном варианте как бы мгновенно. Но и тут
 речь идет о конкретном воплощении замысла, подсказанном каким-то случайным
 наблюдением, которое может озарить весь замысел образным видением. Так это
 случилось, в свое время с великим историческим русским живописцем В. И.
 Суриковым, когда он после долгих и долгих поисков образа раскольницы боярыни
 Морозовой однажды увидал нахохлившуюся на сероватом снегу ворону, образ которой
 и дал ключ к решению образного строя всей картины. Мастеру же
 декоративно-прикладного искусств форму произведения может подсказать и необычный
 полевой или лесной цветок, архитектурное произведение, развалины замка или
 башни, лесное озеро, скалистый остров или необычный пейзаж лесной, степной,
 горный, водный, все что хотите может подсказать форму, если она будет целиком и
 полностью соответствовать содержанию произведения.
 Видите. И здесь природа идет с нами рука об руку, входя органично и естественно
 в нашу художественную жизнь со всем строем и настроем всей нашей душевной и
 духовной жизни!
 Хотелось бы, ребята, чтобы тот урок, как и все последующие, связанные с
 различными формами и средствами воплощения жизни человеческого духа, подвигли бы
 вас на попытки осмысления, а может быть и пересмотра вами всей сферы ваших
 мироотношений, особенно всего богатства ваших отношений с вашими сверстниками,
 взрослыми, всего богатства вашего наличного языка взаимодействия с миром.
 Уверен, что это поможет вам углубиться в себя и поточнее определить свое место
 хотя бы пока в школьном мире, то есть в вашей основной на сегодня деятельности.
 В обыденной жизни, особенно в науке изобразительные искусства и архитектуру еще
 называют пластическими искусствами, подчеркивая тем самым исключительное
 значение в их языке открытой, зримой формы изображенных, вылепленных или
 построенных предметов или объектов. Это делают и живопись, и графика, и фрескf,
 и мозаика, и витраж. Но особую роль язык пластики, конечно, играет в
 архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре. Эти виды искусства
 не только могут, но и обязаны представить все свои создания в пространственных
 объемных форма х и отношениях. Потому в их языке, в их изобразительных
 возможностях обязательно рассматриваются соотношения различных объемов, силуэт,
 пространственная композиция. Хотя, конечно, и живопись в своем развитии долго,
 но настойчиво искала возможности изобразить на плоскости, каковой является
 картина, глубину пространства, то есть объемно представить не только
 изображаемые предметы, но и происходящие события, следовательно и соотношения
 между предметами. Именно с этими поисками живописи, рисунка и графики связано
 открытие в эпоху Возрождения перспективы, особенно усилиями великого Леонардо да
 Винчи. Потом была открыта наряду с прямой и обратная перспектива, и уже на
 рубеже XIX и XX веков открыта была и воздушная перспектива или на языке
 специалистов изобразительных искусств - пленер (одна из основных заслуг живописи
 импрессионистов).
 Однако, если для различных видов и жанров изобразительных искусств, связанных с
 изображением реальной действительности на плоскости превращение последней в
 пространство -задача чисто выразительная, то для скульптуры,
 декоративно-прикладного искусства и архитектуры (зодчества на профессиональном
 языке художников) пространственное представление сотворенного - естественное
 условие их существования. Просто невозможно представить себе в реальной жизни
 плоскостной архитектуры, если это не план, не проект на бумаге, или плоскостной
 скульптуры, любого предмета декоративно-прикладного искусства, будь это всего на
 всего лишь любое украшение или настенное панно из любого материала: дерева,
 керамики, фарфора, фаянса, глины, пластиков и т. п. Поэтому использование
 пространственных возможностей рассматриваемых искусств является одной из главных
 выразительных возможностей их языка,: объемы и их самое разнообразное
 соотношение; силуэт и его вариации с различных точек освоенного и доступного
 зрителю пространства; светотеневые эффекты в различное время года и в различное
 время суток; динамика форм различных элементов произведения и, как и в любом
 произведении искусства, соответствие формы содержанию.
 Надо сразу отметить, что еще с глубокой древности мастера пластики усиленно
 искали возможности выражения в разных материалах основных начал или принципов
 духовной жизни. В самых ранних из найденных статуэток древнейшие скульпторы
 старались в камне, дереве, кости подчеркнуть огромное значение женщины как
 хранительницы жизни и продолжательницы рода человеческого, наполняя именно ее
 образ таким духовным содержанием, в чувствовании которого и родилось
 представление о красоте как высшем духовном знаке жизни. Эта линия в развитии
 пластических искусств займет потом главенствующее положение: скульпторы все
 больше сосредоточивали внимание на раскрытие всего богатства духовной жизни
 человека, начав с выражения духовных аспектов повседневной жизни его и
 постепенно поднявшись до постижения в пластике его высших духовных взглядов:
 совершения героических поступков, проявления высшего благородства, духовной
 стойкости, отваги и т. п.
 Самое интересное заключается в том, что с глубочайшей древности принципы
 раскрытия различных сторон жизни человека и их духовной насыщенности
 закладывались и в строительство жилищ, поселений, а позже и городов. Никто
 сейчас не установит точно с какого из древнейших городов на нашей планете это
 началось -- разделение каждого населенного пункта на три части, слитых в
 гармоническое целое: обязательно закладывался (проектировался, говоря по
 современному) центр религиозной жизни (во всех городах древнейшего Шумера
 обязательно имелся храм наиболее почитаемой в них богини), затем рядом или
 вокруг этого центра духовной жизни располагался центр общественной жизни, а
 потом шли жилые кварталы, то есть создавались центры частной или повседневной
 жизни людей. Эта стихийно сложившаяся схема построения городов, видимо, с
 древности настолько устраивала людей, что она прошла через столетия и
 тысячелетия существования человеческой культуры почти в неизменном виде. Может
 наиболее классическим выражением такой схемы строительства крупных городов
 являются древние Афины, принципиальная схема строительства которых сохранилась и
 в наши дни. Центральный и самый высокий холм Акрополя, на котором еще в
 древности были построены храмы покровительницы города богини Афины, стал
 центром, вокруг которого на более мелких и плоских холмах Агора, Ареопаг и Пникс
 располагался политический центр города (Агора - высшее демократическое собрание,
 Ареопаг - место заседаний совета старейшин, Пникс - народные собрания разного
 назначения), а далее шли жилые кварталы, в которых протекала повседневная жизнь
 древних афинян. Точно по такому же принципу чуть позже были построены и морские
 ворота Афин город-порт Пирей, соединенный шестикилометровым коридором,
 заключенным в каменные стены, с Афинами. В дальнейшем все крупные города
 строились по такому же принципу. Поэтому и ныне, попадая почти в любой город
 мира, вы увидите в центре главный храм или кафедральный собор города, как
 правило узнаваемый каждым и видимый почти с любого конца города, ибо он
 располагается на естественном или искусственном возвышении. В ближайшем
 окружении этого духовного центра располагаются многие другие центры духовной
 жизни: музеи, театры, картинные галереи, музыкальные центры и т. д. и т. п. и
 потом уже идут центры проявления общественной активности человека, отодвигая все
 дальше и дальше жилые кварталы. Рим, Москва, Константинополь, Киев, Александрия,
 Иерусалим, Каир, Марсель и многие другие города построены на холмах и
 удивительно используют ландшафтные выразительные возможности для создания своих
 неповторимых и своеобразных обликов, довольно точно соответствующих характеру
 населяющих их людей. Дело даже не в соответствии архитектуры и всей атмосферы
 городов характеру населяющих их людей, а в выражении архитектурой и атмосферой
 городов самого существа духовных запросов, потребностей жителей, всей их
 духовной жизни.
 Когда кто-то из умных людей (теперь это уже никто не восстановит, кто и когда)
 пустил в повседневный обиход замечательное выражение о том, что архитектура -
 это застывшая музыка, он и не подозревал, на сколько этим точно схвачено
 состояние духа города, каждый из которых все-таки имеет свой неповторимый
 архитектурный облик. А к музыке этот умный человек обратился, наверняка, потому,
 что именно музыка наиболее полно и понятно для всех людей, наиболее глубоко
 постигает и выражает духовную жизнь людей. Приезжая или прилетая в любой город,
 человек с развитой чувственностью уже на вокзале или в аэропорту чувствует ритм
 жизни города, в который он приехал или прилетел, биение пульса жизни в этом
 городе. Потом, проходя по улицам и площадям, паркам и скверам, переулкам и
 закоулкам города, спокойно созерцая архитектурный облик города, прослеживая по
 архитектурным сооружениям историю строительства, творения города населявшими его
 людьми, этот духовно зрелый наблюдатель и созерцатель по архитектуре готовится к
 общению с жителями этого города, настраивается на их жизненный тонус. Без этой
 серьезной духовной подготовки к встрече не только с жителями города, но и с
 самим городом затруднительно бывает общение с ними и выработка представлений об
 образе города, которыми потом можно поделиться с друзьями, близкими и родными
 людьми. Конечно, современному человеку помогает всякая съемочная аппаратура. Но
 чувственно-эмоциональная память оказывается все-таки более живой и действенной,
 особенно она становится оживленной при встрече Нового года, когда каждый
 отчитывается о своих самых сильных впечатлениях и переживаниях в заканчивающемся
 году. Ведь и в своей душе в предновогоднюю ночь каждый наводит какой-то порядок,
 выстраивая все прочувствованное и пережитое за год по своеобразному ранжиру.
 Может быть духовное наполнение архитектуры (и внешнее - экстерьерное, и
 внутреннее - интерьерное) российские школьники лучше всего усвоят по
 пластическому, образному решению храмов в различных регионах России, по их
 внутреннему оформлению и насыщению пластикой, фресками, иконами, иконостасами,
 царскими вратами, раками и т. п., особенно по художественному решению усадеб,
 которых по всем областям России было настроено великое множество (здесь все
 решалось в едином художественном замысле - строения, парки, сады, водные
 пространства, пейзажная перспектива, ансамбли строений разного назначения и,
 конечно, интерьеры), но особую напряженность духовной жизни они могут
 почувствовать и понять при посещении памятных мест жизни великих российских
 поэтов, писателей, художников, музыкантов, которые также разбросаны по всей
 необъятной российской территории. Например, побывав в Михайловском и Тригорском
 Псковской области, в Болдино Горьковской области, в Тарханах и Белинском
 Пензенской области, ребята не смогут не почувствовать разницы в поэтическом
 строе и настрое, в художественных пристрастиях и воззрениях А. С. Пушкина, М. Ю.
 Лермонтова и В. Г. Белинского. Приехав же в имение Ф. И. Тютчева Овстуг в
 Брянской области, или в Спасское-Лутовиново Орловской области, в Ясную Поляну в
 Тульской области, в г. Тихвин Новгородской области, село Константиново Рязанской
 области, село Карабиху в Ярославской области, в Щелыково Костромской области,
 ребята более глубоко и основательно постигнут творчество Ф. И. Тютчева, И. С.
 Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, С. А. Есенина, Н. А. Некрасова,
 А. Н. Островского. Им в этом помогут и природа, и архитектура, и интерьеры и
 весь вещный мир великих художников русского слова или российской словесности. Но
 ведь можно же побывать в Красноярске в доме, в котором родился, рос и
 формировался художник В. И. Суриков, побывать в Звенигороде, в городке Плес на
 Волге, поездить по подмосковным деревням, походить по московским паркам и
 дворам, побывать в Марфино и Середниково, Шахматово и в Клину, Фроловском
 Поленово и г. Таруса и в Болшево, чтобы душевно и духовно припасть к великому
 духу Исаака Левитана и Алексея Саврасова, Василия Поленова, Михаила Лермонтова и
 Александра Блока, Петра Чайковского и Константина Паустовского. На Руси было
 столько великих духовников во всех областях человеческой жизни и духовного
 творчества, что во всех регионах России всегда почти рядом со школой, лицеем,
 гимназией и колледжем найдется интереснейшее в художественно-- эстетическом
 отношении место, в котором либо родился и формировался великий художник, либо
 творил на благо всех людей Земли. У нас просто нет возможности перечислить все
 такие места, но нельзя все-таки не упомянуть Таганрог, где во всем жив дух А. П.
 Чехова и П. И. Чайковского в маленьком, но уютнейшем и насыщенном музыкой музее
 великого композитора, в малюсенькой лавке, в которой начинал свою взрослую жизнь
 Антоша Чехов, нельзя обойти вниманием и Подмосковное имение А. П. Чехова
 Мелихово, где чеховское присутствие чувствуется буквально во всем, все дышит
 Чеховым и все вводит в его предельно гуманное творчество.
 Короче говоря, и у педагога и у ребят в связи с изучением этой темы появляется в
 каждом городе или селе великолепная возможность через архитектуру увязать в
 единый узел духовное богатство всех искусств и всех уроков, которым в тех или
 иных классах они отдали немало сил и времени, нередко упуская великолепные
 возможности литературы, музыки, рисования, черчения, природоведения и т. п.
 оказать существенное влияние на весь строй и настрой нашей жизни. Теперь сюда
 добавились еще и уроки краеведения, которые в совокупности со всеми
 художественными предметами естественно и органично впишут жизнь ребят в их малую
 родину, через которую только и лежит путь к Родине.
 1.Что вы относите к изобразительным искусствам?
 2.Что такое архитектура? Какие архитектурные памятники и скульптурные монументы
 вы знаете в вашем родном городе?
 3.Почему изобразительные искусства и архитектура называются еще и пластическими?
 4.Что такое колорит, нюанс, композиция?
 5.Какие виды искусств использует архитектура?
 6.Какое место в архитектуре занимает храмовое строительство?
 Тема 6. Жизнь человеческого духа в звуке и музыкальной
  пластике
 Из темы общения на предыдущем занятии можно было бы естественно и органично
 перейти к вопросу художественного освоения человеком звуков и выражении в звуке
 невероятного эмоционального богатства человека. Тем более, что архитектурная,
 живописная пластика так и просятся перерасти в музыкальную пластику. И если
 живописная пластика, говоря словами испанского философа XX века Ортеги и
 Рассета, жизненное начало в его пространственном выражении, то музыкальная
 "пластика" - это жизненное начало в его временном выражении. Ведь музыка при
 любом ее старании никак не может представить себе жизненное начало развернутым в
 пространстве или хотя бы на плоскости. Зато она обладает неограниченными
 возможностями давать временную развертку жизненного начала, особенно жизни
 человеческого духа в его чувственно-эмоциональном выражении. й поскольку мы с
 вами говорили, что человек значительно больше живет в миру чувств чем в мире
 разума, то музыка и есть среди всех искусств то искусство, которое дает
 человеческому духу возможность вечной жизни. Она закрепляет в сочетаниях
 гармонизированных звуков душевные движения людей, в которых наиболее полно
 выражается отношение человека к окружающему его миру. В этих же душевных
 движениях и отношениях с миром, собственно и состоит жизнь. Тот же Ортега и
 Гассет говорил, что "жизнь - это обмен субстанциями, а следовательно,
 сожительство, сосуществование, сеть тончайших взаимоотношений, в процессе
 которых субстанции поддерживают, питают, придают друг другу силы"[2]. Так же как
 живопись придает возможность изображенному, именно живописно изображенному,
 вечной жизни, так и музыка, именно музыкальное выражение чувств и эмоций есть
 придание вечной жизни пережитому человеком опыту чувственных взаимодействий его
 с миром. И не по какой-либо иной причине, кроме той, что в тончайших душевных
 взаимоотношениях, в чувственности человека кроется глубокое интуитивное знание,
 которое точнее и тоньше, целесообразнее и эффективнее вписывает человека в
 окружающую его реальную действительность - природную и человеческую. Недаром же
 в философских учениях Востока и Античности (то есть древних времен)
 интуитивно-врожденное (то есть переданное человеку по наследству, я бы сказал по
 социальному наследованию, социальной генетике) знание почиталось высшим знанием.
 И именно через него только и мог человек постичь сущность музыки. Разумеется
 
 древние не полагали, что каждый человек может постичь сущность музыки.
 Интуитивно-врожденное знание требует уже от каждого конкретного человека
 напряженной работы собственного духа. В этой направленной работе человек
 "овладевает своими чувствами", и это овладение как раз и раскрывает ему сущность
 музыки. Древние полагали, что овладеть своими чувствами может только философ, и
 только ему оказывается "по зубам" постичь сущность музыки. Тогда возникает
 вопрос совсем непростого порядка: огромное число музыкантов (и творцов музыки и
 ее исполнителей) не являются философами ни по складу дарования, хотя можно
 назвать и немало музыкально-философских дарований, ни по опыту собственных
 рефлексий сферы своего музыкального творчества, они тоже не постигают сущности
 музыки? Ведь они жизни своей не представляют вне музыки и воспринимают все
 происходящие в реальной жизни события и отношения через мир звуков и их
 гармонизированных сочетаний.
 Древние выделяли философа среди всех смертных за его способность или
 таинственное умение созерцать. Ну, скажите пожалуйста, проявил ли "таинственное"
 умение созерцать выдающийся российский композитор Георгий Свиридов, когда он,
 путешествуя по деревням и городам Курской области всей душой воспринял
 "таинственную красоту" народной песенной мелодики и передал эту "таинственность"
 всем слушателям в оратории "Курские народные песни"? Или когда он же писал
 чудную, божественную музыку к пушкинской "Метели" и в свое время писал музыку на
 стихи С. А. Есенина. Во всех этих, да и многих других его вещах стихая народного
 интонирования и музицирования обретала удивительные формы организованности и
 чувственно-эмоциональной осмысленности. Миллионы слушателей его музыки

<< Пред.           стр. 34 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу