<< Пред.           стр. 37 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 латынью и древнегреческим - основными в то время литературными языками, но
 
 жаждали писать на родном французском языке. Они его не считали варварским
 языком, как это представлялось всем говорящим и пишущим на латыни в то время
 европейцам. Точно так же произошло и с русским литературным языком, который в
 его современном виде предстал только в поэзии великого русского поэта А. С.
 Пушкина, хотя до него уже существовала большая русская литература и длительная
 литературная традиция. Однако язык Г. Р. Державина и В. К. Тредиаковского, М. В.
 Ломоносова и А. П. Сумарокова, А. Н. Радищева и Н. М. Карамзина уже не мог
 выразить того богатства чувственно-эмоциональных состояний и переживаний,
 которые нужно было выражать поэтам в лирической поэзии. В таком же аспекте можно
 говорить и возникновении современного английского литературного языка в XIV
 веке, представшем в поэзии Джеффри Чосера и окончательно оформившемся только в
 поэзии великого поэта-драматурга Вильяма Шекспира. Если проследить становление
 литературных языков других народов, то обнаруживается та же картина - во всех
 странах реформаторами и создателями литературных языков выступили крупные
 лирические поэты. Это естественно порождает вопрос: почему именно лирические
 поэты, прекрасно владевшие классическим для всей Европы латинским языком, а
 многие владели и древнегреческим, обратили свое внимание и отдали все свои силы
 созданию родного литературного языка?
 Дело объясняется двумя собственно литературными обстоятельствами, порожденными
 общечеловеческими процессами духовного развития. Эпоха Возрождения, как мы уже
 говорили в предыдущих разделах, после Средневековых ограничений интереса к
 телесным, земным радостям не только открыла широкие возможности для проявления
 духа человеческого, но и для выражения состояний этого духа в самых
 разнообразных жизнерадостных и жизнеутверждающих формах. Далее. Именно в эпоху
 Возрождения усиливается внимание и интерес к личностным качествам и творческим
 потенциям человека-творца своего счастья, открылись перед ним широкие
 перспективы для реализации им всех своих природных возможностей. Тем самым
 человек получил возможность заявлять, говорить о всем богатстве своих
 чувственных состояний, переживаний, связанных с личной, индивидуальной жизнью.
 Более того эпоха Возрождения нацелилась на реализацию гармонических
 взаимодействий с природой, что еще более усилило ее гуманистический потенциал.
 Недаром именно в это время и рождается во всех охваченных ренессансом странах
 лирическая поэзия и новый прозаический жанр роман. Они-то и потребовали от
 поэтов и писателей объяснений с читателем на родном для каждого народа языке,
 как более близком и понятном для людей, могущих испытывать те же чувства и
 переживания, высказывать те же мысли, которые приходят в головы художественно
 одаренным личностям -- их согражданам. Таким образом процесс образования
 литературных языков отражал и выражал происходившие в жизни человечества и в
 развитии культуры процессы гуманизации всей жизни людей и демократизации
 культуры, которая не только старалась художественными средствами познать,
 осознать, понять все богатство чувственных взаимодействии человека с миром, но и
 сделать доступными самым широким массам людей результаты этого познания,
 осознания, понимания, представавшими перед людьми в художественных образах.
 Эпоха Возрождения в конечном итоге названа так не потому лишь, что она пыталась
 возродить античную культуру, чтобы с ее помощью возродить интерес ко всем
 сторонам человеческой жизни, в слове, звуке, линии, рисунке, цвете, жесте,
 мимике, пластике, движении все радости и горести земной жизни людей. Ведь
 Средневековье за склонность к земным материальным, вещественным, телесным
 радостям преследовало людей, отправляло их на костры инквизиции, во имя духа
 ущемляло плоть. Потому людям Средневековья Античность и представлялась желанной,
 что в античные времена, как представлялось человек жил полнокровной и
 полноценной жизнью, не ограничивал ничем ни духовную, ни плотскую жизнь.
 На самом деле идеалы Возрождения были и богаче и разностороннее, чем идеалы
 античности. По существу рождались новые представления о человеке как о существе
 творящем, причем творящем сознательно и целеустремленно. Человеке, не
 сдерживаемом в своем творческом порыве никакими земными ограничениями, поскольку
 сам Бог-творец создал его по образу и подобию своему - стало быть наделил его
 неиссякаемой творческой мощью. А в творчестве человеком своего мира участвуют
 все его природные силы, независимо от того носят ли они духовный или телесный
 характер, идеальны ли они или материальны.
 Очевидно, что конец XIII и XIV века просто дышали свежими ароматами
 разнообразных человеческих творческих сил. Потому именно в это время и рождаются
 во всех видах и родах искусства новые языки, новые жанры. Появляются, как из
 рога изобилия, таланты во всех сферах деятельности людей. Дух человеческий,
 мысль человеческая, да и чувственность человеческая никак не насытятся новым
 пониманием духовной действенной силы цвета, звука, слова, жеста, мимики,
 пластики, движения. Во всех странах, охваченных Ренессансом, бурно развивается и
 расцветает лирическая поэзия, наполняющая всю чувственную жизнь человека, его
 Любовь глубоким философским содержанием. Именно в эпоху Возрождения рождается и
 роман, как литературная форма, охватывающая художественным языком все богатство
 человеческой жизни: ее общественные, социальные, политические, нравственные,
 экологические, правовые, художественные и эстетические аспекты. В романе просто
 невозможно отделить духовную жизнь от материальной, чувственную от умственной.
 роман интересуется человеком как целостным существом во всем богатстве его
 взаимодействий с миром и отношения к миру.
 С этого времени письменная культура человечества окончательно разделилась на ту,
 которая просто фиксирует различные события, происходящие в жизни -
 летописно-историческая письменность, письменность, фиксирующая все результаты
 познания человеком окружающего его мира, и письменность художественная,
 фиксирующая образными средствами всю сферу человеческих мироотношений и всю
 воображенную, придуманную поэтом или писателем в соответствии со сложившимися в
 головах людей той или иной эпохи идеалами жизнь, то есть такую, какой она должна
 быть, а не есть на самом деле. Именно эта "вооруженность" художественной
 письменности идеальным будущим содержанием и придала художественному слову такую
 силу, что оно сравнялось, а в некоторых случаях и превзошла по действенности
 проповедническое слово религии. Религиозные и церковные деятели некоторых стран,
 в которых они еще имели силу, подвергали поэтов и писателей преследованиям,
 сжигали в кострах их произведения. Суды инквизиции обрекали художников на
 молчание. Короче говоря использовали все имевшиеся у них средства борьбы с живым
 словом и его носителями. Да дело и не только в религии и церкви, которые всегда
 претендовали на руководство духовной жизнью человека, а в том, что во все
 времена и у всех народов господствующие в обществах и государствах силы
 прилагали немало стараний к тому, чтобы подчинить своему влиянию духовную жизнь
 людей, направить ее в русло той идеологии, которая господствовала в данном
 обществе или государстве. Особенно усердствовали на этом поприще все
 авторитарные и тоталитарные режимы, которые создавали специальный
 государственный аппарат идеологического принуждения.
 В России со времен Ивана Грозного постоянно велась беспощадная борьба между
 государственным царским режимом и религией за сердца и умы людей. Иван Грозный
 сам подбирал митрополитов, формировал высшее церковное руководство. Когда же
 назначенный им митрополит Филипп отказался проводить в жизнь церкви его взгляды,
 он просто выслал его в Кирилло-Белозерский монастырь и приказал удушить его
 подушками во время сна. А Петр I просто подчинил церковь государству. Большевики
 же после революции 1917 года, не мудрствуя лукаво, по распоряжению В. И. Ленина
 просто упразднили церковь, варварски разоряя храмы и уничтожая
 церковнослужителей. Ведь церковное слово никак не могло быть угодно
 коммунистической идеологии. Только буквально подвижнические усилия церковных
 служителей, да жившая тайно в душах людей религиозная вера помогли сберечь от
 уничтожения очень небольшое количество храмов в разных концах России, многие из
 которых являются истинно художественными творениями народного творческого духа.
 Здесь дело заключается в том, что духовная жизнь человека в отличие от
 материальной, особенно художественно-духовная жизнь свободна по существу своему,
 то есть независима от тех идеологических влияний, которые навязываются человеку
 силой. Она ведь нацелена на гармонию истины, добра и красоты, как мы с вами
 неоднократно уже говорили, а любое принуждение исключает эту гармонию, как
 говорят, в зародыше. Если человеческий дух что-то не принимает на веру, то
 никакие силы не могут принудить человека следовать тому, что навязывается.
 История знает немало случаев, когда человек бывает готов поплатиться жизнью и
 платится ею, если его духу, его принципам жизни, его убеждениям противно то, что
 от него требуется.
 Художественное слово как раз и отличается тем, что оно естественно и органично
 входит в человека, воздействуя на его эмоции, чувства, сознание, становясь
 частью его убеждений и мировоззрения, на основе которых он и строит всю систему
 своих мироотношений. Потому-то со времени своего возникновения искусство, а
 словесное искусство в особенности, постоянно и систематически совершенствует
 художественный язык (языки всех без исключения искусств), чтобы не ослабить силу
 художественно-эстетического воздействия.
 С тех пор как в письменной культуре человечества сложилась письменность как вид
 художественного творчества в литературе поэзии, прозе, публицистике - не было ни
 одного крупного поэта, писателя и публициста, который бы не старался
 совершенствовать литературный язык, придать художественному слову все более и
 более действенную силу. Не потому ли, еще раз повторим, именно лирические поэты
 явились во многих странах создателями литературного языка, что мир
 чувственно-эмоциональной интимной жизни людей, который они познавали и выражали,
 особенно не терпит ничьего вмешательства. То есть мир личной жизни настолько
 свободен и независим, насколько вообще может быть свободен человек. И еще.
 Богатство и разнообразие, зависимость любовно-чувственных состояний человека от
 строя его души столь велика и столь действенна сила выражающего эти состояния
 слова, что поэты искали возможности использовать все оттенки слова. Именно они в
 первую очередь и обратили внимание на факт интонационной выразительности слова,
 как и музыканты они ухватились за интонационное богатство того или иного языка,
 Еще М. В. Ломоносов в Российской грамматике обратил внимание на особую
 выразительность и интонационное богатство русского языка. Он напомнил
 высказывание Карла V (императора "Священной Римской империи" в 1519-1556 годах)
 о том, что "испанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с
 неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он
 российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со
 всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского,
 живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того
 богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".
 В наше же время дело дошло до того, что философия стала различать слово
 написанное и слово произнесенное, уделяя этим различиям исключительное внимание.
 Однако в художественной жизни россиян еще до возникновения особого интереса к
 выразительности языка в философии родилось искусство звучащего художественного
 слова. Может быть в 20-30-е годы XX века это было вызвано неграмотностью
 значительной части населения России? А может быть сам процесс развития словесных
 искусств - литературы, театра, а потом и кинематографа - выявил особо одаренных
 актеров, чутких к интонационной выразительности русского языка. Не потому ли уже
 в конце 20-х годов стали появляться сначала первые статьи о выразительности
 звучащего русского слова, а потом и книги А. Я. Закушняка создателя жанра
 "вечера рассказа". С этого времени в России жанр художественного слова стал
 общераспространенным, хотя, если следовать исторической правде, на Руси с
 давних, давних пор всегда были великие сказочники, которые ходили по деревням и
 весям и несли неграмотным сельчанам сильное и богатое выразительностью русское
 слово. А за ними вслед ходили собиратели творцов русской словесности, которых
 тоже было немало на Руси.
 Ведь народное словесное творчество никогда не иссякнет, как бы высоко не была
 поднята образованность населения, в том числе и сельского. И это характерно не
 только для России. Во всех странах, у всех народов народное языковое творчество
 является серьезнейшим средством совершенствования и обогащения языка, в том
 числе и литературного языка народов.
 Что касается России, то учителя и учащиеся любого региона могут назвать не
 только всей России известных мастеров художественного слова В. Аксенова, Э.
 Каминку, С. Кочаряна, В. Яхонтова, напомнить о том, что многие современные
 известнейшие России и всему миру актеры записывают на диски, кассеты целые
 моноспектакли, несут слушателям художественное слово по радио и с экранов
 телевидения, но и в различных областях и городах России имеются свои мастера
 художественного слова. Можно напомнить и о том, что в России были и есть
 мастера, которых трудно зачислить, например, только по театру или по
 художественному слову. Такими были А. Б. Орленев, Д. Журавлев, И. Ильинский, И.
 Любезнов, Б. Бабочкин... Этот список можно продолжать и продолжать. Факт для
 художественной жизни россиян состоит в том, что им нужно для хорошего
 духовно-эмоционального самочувствия не только слово написанное, но и слово
 произнесенное по всем секретам родного языка. Ведь чтобы звучащим словом
 повлиять на состояние духа человеческого надо не только знать силу слова, но и
 передаваемого им настроения, чувства, состояния, надежды, стремления и желания
 человека.
 Российская педагогика, школа давно нацелены на использование духовно-действенных
 возможностей звучащего слова. Имеются неплохие программы художественного чтения.
 Не хватает нам только одного - времени и терпения в реализации этих программ,
 особенно при подготовке педагогов-словесников, главным оружием воздействия на
 чувства и сознание ребят которых было бы не написанное, а звучащее слово. Может
 быть настанет такое время, когда на уроках литературы останется только
 художественное чтение. И домашними заданиями станут упражнения по развитию
 выразительного чтения, а не социального анализа прочитанного.
 По разделу художественного слова в рассматриваемой теме жизни человеческого духа
 можно провести несколько семинарских занятий, сосредоточив внимание на
 особенностях поэтического и прозаического слова. А в какой-то школе, лицее,
 гимназии может возникнуть потребность в обсуждении особенностей и
 публицистического слова, особенно в тех, где изучается риторика или школа
 ориентирована на изучение политических аспектов жизни современного человечества,
 вводя специальные политологические курсы для учащихся 11 классов. Наше движение
 к подлинной демократии рано или поздно поставит перед школой и этот вопрос на
 повестку дня. Хотя публицистика потребна не только для сферы политической жизни
 и политических отношений, но и для сферы художественной жизни общества. Что же
 касается риторики, то эта сторона языково-речевой подготовки подрастающих
 поколений россиян кричаще необходима. Достаточно послушать российское радио и
 посмотреть программы телевидения, чтобы понять сколь низка языково-речевая
 культура большинства журналистов, общающихся со слушателями с помощью радио и
 телевидения, как плохо мы владеем словом.
 Значительная доля вины в этом изъяне в культурном развитии россиян ложится на
 школу, которая и язык и литературу, устную и письменную речь изучают не в
 социально-художественном, а лишь в социальном аспекте. А владение выразительной
 родной речью не стало обязательным требованием ни средней, ни высшей школы, в
 том числе и высшего педагогического образования.
 Между тем следовало бы обратить внимание на тот факт истории духовного развития
 человечества, что словесная художественная культура, начав свое бурное развитие
 в эпоху Возрождения к XIX и XX векам стала определяющим фактором всего процесса
 художественного развития человечества. Можно ли представить современный театр,
 оперное, хореографическое, кинематограф, эстрадное и молодежное музыкальное
 искусства, радио и телевизионные художественные передачи и развлекательные
 программы без словесной сценарной основы? Реальная жизнь современного искусства
 или современной художественной культуры сложилась таким образом, что
 художественный уровень театрального, кинематографического, телевизионного,
 хореографического, оперного и музыкально-песенного искусства закладывается в
 сценарно-текстовой основе произведения. И это идет не от недоверия к
 специфическим возможностям самих названных искусств, а от того, что
 художественное слово тоже входит в эти специфические особенности, являясь
 цементирующим началом музыкального, пластического, зрительного ряда всех
 названных искусств. Все-таки пока слово является универсальным средством и
 общения людей и раскрытия выразительных возможностей почти всех искусств: вообще
 искусство есть прежде всего общение людей друг с друг ом с помощью самых
 разнообразных средств, но прежде всего слова.
 1.Чем литературный (художественный) язык отличается от языка разговорного?
 2.Кто является создателем русского литературного языка? Почему у всех народов
 создателями литературного языка явилдись поэты?
 3.Вы больше любите читать или слушать художественное слово?
 4.Что вы знаете о литературном, особенно поэтическом языке?
  Тема 10. Кинематографическая жизнь человеческого духа
 Кинематограф как и театр относится к разряду синтетических (объединяющих
 возможности различных видов искусств для создания театральных художественных или
 кинематографических образов) искусств. Как и театр он использует все
 выразительные средства изобразительных искусств, архитектуры, музыки,
 хореографии, театрального актера. Но системообразующим фактором
 художественно-образной силы кинематографа является слово. Причем слово не в том
 смысле, что без него в кино ничего не происходит. Столетняя история развития
 художественного кинематографа знает немало примеров создания замечательных
 произведении, в которых почти нет слов ("Голый остров" японского режиссера
 Кането Синдо, его же "Человек", "Никто не хотел умирать" Витаутаса Жалакявичуса,
 не очень много говорят и в "Апокалипсисе-70" Френсиса Ф. Копполы, "Урга" Никиты
 Михалкова" и т. д.). Но весь художественный строй таких фильмов заложен в
 словесной сценарной основе. Дело здесь в том, что из сценарного слова прорастает
 вся изобразительная, световая и цветовая, пластическая культура фильма, игра
 актера, музыкально-звуковое оформление и музыкально-ритмический строй фильма,
 представляющий мастерство режиссера-постановщика художественного произведения.
 Не потому ли все известные и великие кинорежиссеры нередко становились авторами
 сценариев или соавторами, а потом, разрабатывая режиссерский сценарий, проявляли
 себя как художники, музыканты и блистательные актеры. Не имея возможности
 перечислить все имена великих ~режиссеров, назовем лишь С. М. Эйзенштейна,
 Лукино Висконти, Акиро Куросаву и Федерико Феллини, для которых каждое слово в
 сценарии имело не только собственный смысл и значение, но и живописный и
 музыкальный эквивалент. На полях режиссерских сценариев фильмов С. М.
 Эйзенштейна обязательной была не только раскадровка в рисунках, но рисунки
 представлялись в цвете (когда он снимал цветные фильмы) и в ритмическом решении.
 Федерико Феллини замысел фильма часто строил, исходя из реальных жизненных
 наблюдений, многочисленных бесед с самыми разными людьми, из которых он выбирал
 персонажей и героев своих фильмов. Как говорил мне великий режиссер, он потом
 старался в фильме воссоздать жизнь понравившегося ему своей историей человека,
 сохраняя его языковые особенности и интонации.
 Это совсем не означает, что режиссер потом, в процессе съемки фильма, строго
 ограничен сценарием и не может проявить свое воображение и фантазию. Феллини
 говорил, что именно хороший, художественный сценарии как раз и представляет
 наибольшие возможности для творчества режиссера, оператора, актеров, музыкантов
 и т. д. Ведь человек рассказавший свою жизнь во время подготовки сценария,
 попавший в него повествует об уже состоявшейся жизни и уже проявившем себя так,
 а не иначе характере. Режиссер же имеет возможность, включая его в качестве
 персонажа в совершенно иную жизненную ситуацию, открывать новые возможности для
 другой, теперь уже воображенной жизни. Да и в самих реальных обстоятельствах
 съемки уже состоявшийся характер может проявить себя совсем с другой стороны,
 неизвестной и самому его носителю. Более того, Феллини, по его словам, всеми
 силами старался на съемочной площадке создать такую атмосферу, в которой бы
 максимально могли проявиться актерские способности каждого участника съемки. Он
 был убежден, что в каждом человеке можно пробудить актерские способности, если в
 процессе съемки ставить перед ним четкие и ясные задачи и цели, заставляя его
 некоторые эпизоды уже состоявшейся жизни прожить по-новому, то есть по той
 жизни, которая разворачивается в фильме. Режиссер и выступает той творческой
 силой, которая организовывает эту новую воображенную жизнь, оценивая ее с самого
 начала уже как идеальную жизнь и каждого персонажа и всего населения фильма.
 Возможности для этого у режиссера самые невероятные, ибо он может проявить свои
 творческие возможности буквально в каждом кадре, не говоря уже об эпизодах или
 сценах. О потом еще будет монтаж, озвучивание фильма и многое другое, что в
 целом и составляет весь кинопроцесс.
 Если в процессе съемок режиссер имеет дело с актером, для которого в силу его
 особого дарования или высокого профессионализма не составляет никакой проблемы
 почувствовать себя в своей тарелке в любой жизненной ситуации, он дает актеру
 возможность в процессе импровизации обогащать образ своего персонажа или героя
 (как это делала незабвенная Ани Жирардо в фильме С. А. Герасимова "Журналист",
 как это нередко делает в процессе съемок знаменитый американский актер Марлон

<< Пред.           стр. 37 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу