<< Пред. стр. 37 (из 41) След. >>
латынью и древнегреческим - основными в то время литературными языками, ножаждали писать на родном французском языке. Они его не считали варварским
языком, как это представлялось всем говорящим и пишущим на латыни в то время
европейцам. Точно так же произошло и с русским литературным языком, который в
его современном виде предстал только в поэзии великого русского поэта А. С.
Пушкина, хотя до него уже существовала большая русская литература и длительная
литературная традиция. Однако язык Г. Р. Державина и В. К. Тредиаковского, М. В.
Ломоносова и А. П. Сумарокова, А. Н. Радищева и Н. М. Карамзина уже не мог
выразить того богатства чувственно-эмоциональных состояний и переживаний,
которые нужно было выражать поэтам в лирической поэзии. В таком же аспекте можно
говорить и возникновении современного английского литературного языка в XIV
веке, представшем в поэзии Джеффри Чосера и окончательно оформившемся только в
поэзии великого поэта-драматурга Вильяма Шекспира. Если проследить становление
литературных языков других народов, то обнаруживается та же картина - во всех
странах реформаторами и создателями литературных языков выступили крупные
лирические поэты. Это естественно порождает вопрос: почему именно лирические
поэты, прекрасно владевшие классическим для всей Европы латинским языком, а
многие владели и древнегреческим, обратили свое внимание и отдали все свои силы
созданию родного литературного языка?
Дело объясняется двумя собственно литературными обстоятельствами, порожденными
общечеловеческими процессами духовного развития. Эпоха Возрождения, как мы уже
говорили в предыдущих разделах, после Средневековых ограничений интереса к
телесным, земным радостям не только открыла широкие возможности для проявления
духа человеческого, но и для выражения состояний этого духа в самых
разнообразных жизнерадостных и жизнеутверждающих формах. Далее. Именно в эпоху
Возрождения усиливается внимание и интерес к личностным качествам и творческим
потенциям человека-творца своего счастья, открылись перед ним широкие
перспективы для реализации им всех своих природных возможностей. Тем самым
человек получил возможность заявлять, говорить о всем богатстве своих
чувственных состояний, переживаний, связанных с личной, индивидуальной жизнью.
Более того эпоха Возрождения нацелилась на реализацию гармонических
взаимодействий с природой, что еще более усилило ее гуманистический потенциал.
Недаром именно в это время и рождается во всех охваченных ренессансом странах
лирическая поэзия и новый прозаический жанр роман. Они-то и потребовали от
поэтов и писателей объяснений с читателем на родном для каждого народа языке,
как более близком и понятном для людей, могущих испытывать те же чувства и
переживания, высказывать те же мысли, которые приходят в головы художественно
одаренным личностям -- их согражданам. Таким образом процесс образования
литературных языков отражал и выражал происходившие в жизни человечества и в
развитии культуры процессы гуманизации всей жизни людей и демократизации
культуры, которая не только старалась художественными средствами познать,
осознать, понять все богатство чувственных взаимодействии человека с миром, но и
сделать доступными самым широким массам людей результаты этого познания,
осознания, понимания, представавшими перед людьми в художественных образах.
Эпоха Возрождения в конечном итоге названа так не потому лишь, что она пыталась
возродить античную культуру, чтобы с ее помощью возродить интерес ко всем
сторонам человеческой жизни, в слове, звуке, линии, рисунке, цвете, жесте,
мимике, пластике, движении все радости и горести земной жизни людей. Ведь
Средневековье за склонность к земным материальным, вещественным, телесным
радостям преследовало людей, отправляло их на костры инквизиции, во имя духа
ущемляло плоть. Потому людям Средневековья Античность и представлялась желанной,
что в античные времена, как представлялось человек жил полнокровной и
полноценной жизнью, не ограничивал ничем ни духовную, ни плотскую жизнь.
На самом деле идеалы Возрождения были и богаче и разностороннее, чем идеалы
античности. По существу рождались новые представления о человеке как о существе
творящем, причем творящем сознательно и целеустремленно. Человеке, не
сдерживаемом в своем творческом порыве никакими земными ограничениями, поскольку
сам Бог-творец создал его по образу и подобию своему - стало быть наделил его
неиссякаемой творческой мощью. А в творчестве человеком своего мира участвуют
все его природные силы, независимо от того носят ли они духовный или телесный
характер, идеальны ли они или материальны.
Очевидно, что конец XIII и XIV века просто дышали свежими ароматами
разнообразных человеческих творческих сил. Потому именно в это время и рождаются
во всех видах и родах искусства новые языки, новые жанры. Появляются, как из
рога изобилия, таланты во всех сферах деятельности людей. Дух человеческий,
мысль человеческая, да и чувственность человеческая никак не насытятся новым
пониманием духовной действенной силы цвета, звука, слова, жеста, мимики,
пластики, движения. Во всех странах, охваченных Ренессансом, бурно развивается и
расцветает лирическая поэзия, наполняющая всю чувственную жизнь человека, его
Любовь глубоким философским содержанием. Именно в эпоху Возрождения рождается и
роман, как литературная форма, охватывающая художественным языком все богатство
человеческой жизни: ее общественные, социальные, политические, нравственные,
экологические, правовые, художественные и эстетические аспекты. В романе просто
невозможно отделить духовную жизнь от материальной, чувственную от умственной.
роман интересуется человеком как целостным существом во всем богатстве его
взаимодействий с миром и отношения к миру.
С этого времени письменная культура человечества окончательно разделилась на ту,
которая просто фиксирует различные события, происходящие в жизни -
летописно-историческая письменность, письменность, фиксирующая все результаты
познания человеком окружающего его мира, и письменность художественная,
фиксирующая образными средствами всю сферу человеческих мироотношений и всю
воображенную, придуманную поэтом или писателем в соответствии со сложившимися в
головах людей той или иной эпохи идеалами жизнь, то есть такую, какой она должна
быть, а не есть на самом деле. Именно эта "вооруженность" художественной
письменности идеальным будущим содержанием и придала художественному слову такую
силу, что оно сравнялось, а в некоторых случаях и превзошла по действенности
проповедническое слово религии. Религиозные и церковные деятели некоторых стран,
в которых они еще имели силу, подвергали поэтов и писателей преследованиям,
сжигали в кострах их произведения. Суды инквизиции обрекали художников на
молчание. Короче говоря использовали все имевшиеся у них средства борьбы с живым
словом и его носителями. Да дело и не только в религии и церкви, которые всегда
претендовали на руководство духовной жизнью человека, а в том, что во все
времена и у всех народов господствующие в обществах и государствах силы
прилагали немало стараний к тому, чтобы подчинить своему влиянию духовную жизнь
людей, направить ее в русло той идеологии, которая господствовала в данном
обществе или государстве. Особенно усердствовали на этом поприще все
авторитарные и тоталитарные режимы, которые создавали специальный
государственный аппарат идеологического принуждения.
В России со времен Ивана Грозного постоянно велась беспощадная борьба между
государственным царским режимом и религией за сердца и умы людей. Иван Грозный
сам подбирал митрополитов, формировал высшее церковное руководство. Когда же
назначенный им митрополит Филипп отказался проводить в жизнь церкви его взгляды,
он просто выслал его в Кирилло-Белозерский монастырь и приказал удушить его
подушками во время сна. А Петр I просто подчинил церковь государству. Большевики
же после революции 1917 года, не мудрствуя лукаво, по распоряжению В. И. Ленина
просто упразднили церковь, варварски разоряя храмы и уничтожая
церковнослужителей. Ведь церковное слово никак не могло быть угодно
коммунистической идеологии. Только буквально подвижнические усилия церковных
служителей, да жившая тайно в душах людей религиозная вера помогли сберечь от
уничтожения очень небольшое количество храмов в разных концах России, многие из
которых являются истинно художественными творениями народного творческого духа.
Здесь дело заключается в том, что духовная жизнь человека в отличие от
материальной, особенно художественно-духовная жизнь свободна по существу своему,
то есть независима от тех идеологических влияний, которые навязываются человеку
силой. Она ведь нацелена на гармонию истины, добра и красоты, как мы с вами
неоднократно уже говорили, а любое принуждение исключает эту гармонию, как
говорят, в зародыше. Если человеческий дух что-то не принимает на веру, то
никакие силы не могут принудить человека следовать тому, что навязывается.
История знает немало случаев, когда человек бывает готов поплатиться жизнью и
платится ею, если его духу, его принципам жизни, его убеждениям противно то, что
от него требуется.
Художественное слово как раз и отличается тем, что оно естественно и органично
входит в человека, воздействуя на его эмоции, чувства, сознание, становясь
частью его убеждений и мировоззрения, на основе которых он и строит всю систему
своих мироотношений. Потому-то со времени своего возникновения искусство, а
словесное искусство в особенности, постоянно и систематически совершенствует
художественный язык (языки всех без исключения искусств), чтобы не ослабить силу
художественно-эстетического воздействия.
С тех пор как в письменной культуре человечества сложилась письменность как вид
художественного творчества в литературе поэзии, прозе, публицистике - не было ни
одного крупного поэта, писателя и публициста, который бы не старался
совершенствовать литературный язык, придать художественному слову все более и
более действенную силу. Не потому ли, еще раз повторим, именно лирические поэты
явились во многих странах создателями литературного языка, что мир
чувственно-эмоциональной интимной жизни людей, который они познавали и выражали,
особенно не терпит ничьего вмешательства. То есть мир личной жизни настолько
свободен и независим, насколько вообще может быть свободен человек. И еще.
Богатство и разнообразие, зависимость любовно-чувственных состояний человека от
строя его души столь велика и столь действенна сила выражающего эти состояния
слова, что поэты искали возможности использовать все оттенки слова. Именно они в
первую очередь и обратили внимание на факт интонационной выразительности слова,
как и музыканты они ухватились за интонационное богатство того или иного языка,
Еще М. В. Ломоносов в Российской грамматике обратил внимание на особую
выразительность и интонационное богатство русского языка. Он напомнил
высказывание Карла V (императора "Священной Римской империи" в 1519-1556 годах)
о том, что "испанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с
неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он
российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со
всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского,
живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того
богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".
В наше же время дело дошло до того, что философия стала различать слово
написанное и слово произнесенное, уделяя этим различиям исключительное внимание.
Однако в художественной жизни россиян еще до возникновения особого интереса к
выразительности языка в философии родилось искусство звучащего художественного
слова. Может быть в 20-30-е годы XX века это было вызвано неграмотностью
значительной части населения России? А может быть сам процесс развития словесных
искусств - литературы, театра, а потом и кинематографа - выявил особо одаренных
актеров, чутких к интонационной выразительности русского языка. Не потому ли уже
в конце 20-х годов стали появляться сначала первые статьи о выразительности
звучащего русского слова, а потом и книги А. Я. Закушняка создателя жанра
"вечера рассказа". С этого времени в России жанр художественного слова стал
общераспространенным, хотя, если следовать исторической правде, на Руси с
давних, давних пор всегда были великие сказочники, которые ходили по деревням и
весям и несли неграмотным сельчанам сильное и богатое выразительностью русское
слово. А за ними вслед ходили собиратели творцов русской словесности, которых
тоже было немало на Руси.
Ведь народное словесное творчество никогда не иссякнет, как бы высоко не была
поднята образованность населения, в том числе и сельского. И это характерно не
только для России. Во всех странах, у всех народов народное языковое творчество
является серьезнейшим средством совершенствования и обогащения языка, в том
числе и литературного языка народов.
Что касается России, то учителя и учащиеся любого региона могут назвать не
только всей России известных мастеров художественного слова В. Аксенова, Э.
Каминку, С. Кочаряна, В. Яхонтова, напомнить о том, что многие современные
известнейшие России и всему миру актеры записывают на диски, кассеты целые
моноспектакли, несут слушателям художественное слово по радио и с экранов
телевидения, но и в различных областях и городах России имеются свои мастера
художественного слова. Можно напомнить и о том, что в России были и есть
мастера, которых трудно зачислить, например, только по театру или по
художественному слову. Такими были А. Б. Орленев, Д. Журавлев, И. Ильинский, И.
Любезнов, Б. Бабочкин... Этот список можно продолжать и продолжать. Факт для
художественной жизни россиян состоит в том, что им нужно для хорошего
духовно-эмоционального самочувствия не только слово написанное, но и слово
произнесенное по всем секретам родного языка. Ведь чтобы звучащим словом
повлиять на состояние духа человеческого надо не только знать силу слова, но и
передаваемого им настроения, чувства, состояния, надежды, стремления и желания
человека.
Российская педагогика, школа давно нацелены на использование духовно-действенных
возможностей звучащего слова. Имеются неплохие программы художественного чтения.
Не хватает нам только одного - времени и терпения в реализации этих программ,
особенно при подготовке педагогов-словесников, главным оружием воздействия на
чувства и сознание ребят которых было бы не написанное, а звучащее слово. Может
быть настанет такое время, когда на уроках литературы останется только
художественное чтение. И домашними заданиями станут упражнения по развитию
выразительного чтения, а не социального анализа прочитанного.
По разделу художественного слова в рассматриваемой теме жизни человеческого духа
можно провести несколько семинарских занятий, сосредоточив внимание на
особенностях поэтического и прозаического слова. А в какой-то школе, лицее,
гимназии может возникнуть потребность в обсуждении особенностей и
публицистического слова, особенно в тех, где изучается риторика или школа
ориентирована на изучение политических аспектов жизни современного человечества,
вводя специальные политологические курсы для учащихся 11 классов. Наше движение
к подлинной демократии рано или поздно поставит перед школой и этот вопрос на
повестку дня. Хотя публицистика потребна не только для сферы политической жизни
и политических отношений, но и для сферы художественной жизни общества. Что же
касается риторики, то эта сторона языково-речевой подготовки подрастающих
поколений россиян кричаще необходима. Достаточно послушать российское радио и
посмотреть программы телевидения, чтобы понять сколь низка языково-речевая
культура большинства журналистов, общающихся со слушателями с помощью радио и
телевидения, как плохо мы владеем словом.
Значительная доля вины в этом изъяне в культурном развитии россиян ложится на
школу, которая и язык и литературу, устную и письменную речь изучают не в
социально-художественном, а лишь в социальном аспекте. А владение выразительной
родной речью не стало обязательным требованием ни средней, ни высшей школы, в
том числе и высшего педагогического образования.
Между тем следовало бы обратить внимание на тот факт истории духовного развития
человечества, что словесная художественная культура, начав свое бурное развитие
в эпоху Возрождения к XIX и XX векам стала определяющим фактором всего процесса
художественного развития человечества. Можно ли представить современный театр,
оперное, хореографическое, кинематограф, эстрадное и молодежное музыкальное
искусства, радио и телевизионные художественные передачи и развлекательные
программы без словесной сценарной основы? Реальная жизнь современного искусства
или современной художественной культуры сложилась таким образом, что
художественный уровень театрального, кинематографического, телевизионного,
хореографического, оперного и музыкально-песенного искусства закладывается в
сценарно-текстовой основе произведения. И это идет не от недоверия к
специфическим возможностям самих названных искусств, а от того, что
художественное слово тоже входит в эти специфические особенности, являясь
цементирующим началом музыкального, пластического, зрительного ряда всех
названных искусств. Все-таки пока слово является универсальным средством и
общения людей и раскрытия выразительных возможностей почти всех искусств: вообще
искусство есть прежде всего общение людей друг с друг ом с помощью самых
разнообразных средств, но прежде всего слова.
1.Чем литературный (художественный) язык отличается от языка разговорного?
2.Кто является создателем русского литературного языка? Почему у всех народов
создателями литературного языка явилдись поэты?
3.Вы больше любите читать или слушать художественное слово?
4.Что вы знаете о литературном, особенно поэтическом языке?
Тема 10. Кинематографическая жизнь человеческого духа
Кинематограф как и театр относится к разряду синтетических (объединяющих
возможности различных видов искусств для создания театральных художественных или
кинематографических образов) искусств. Как и театр он использует все
выразительные средства изобразительных искусств, архитектуры, музыки,
хореографии, театрального актера. Но системообразующим фактором
художественно-образной силы кинематографа является слово. Причем слово не в том
смысле, что без него в кино ничего не происходит. Столетняя история развития
художественного кинематографа знает немало примеров создания замечательных
произведении, в которых почти нет слов ("Голый остров" японского режиссера
Кането Синдо, его же "Человек", "Никто не хотел умирать" Витаутаса Жалакявичуса,
не очень много говорят и в "Апокалипсисе-70" Френсиса Ф. Копполы, "Урга" Никиты
Михалкова" и т. д.). Но весь художественный строй таких фильмов заложен в
словесной сценарной основе. Дело здесь в том, что из сценарного слова прорастает
вся изобразительная, световая и цветовая, пластическая культура фильма, игра
актера, музыкально-звуковое оформление и музыкально-ритмический строй фильма,
представляющий мастерство режиссера-постановщика художественного произведения.
Не потому ли все известные и великие кинорежиссеры нередко становились авторами
сценариев или соавторами, а потом, разрабатывая режиссерский сценарий, проявляли
себя как художники, музыканты и блистательные актеры. Не имея возможности
перечислить все имена великих ~режиссеров, назовем лишь С. М. Эйзенштейна,
Лукино Висконти, Акиро Куросаву и Федерико Феллини, для которых каждое слово в
сценарии имело не только собственный смысл и значение, но и живописный и
музыкальный эквивалент. На полях режиссерских сценариев фильмов С. М.
Эйзенштейна обязательной была не только раскадровка в рисунках, но рисунки
представлялись в цвете (когда он снимал цветные фильмы) и в ритмическом решении.
Федерико Феллини замысел фильма часто строил, исходя из реальных жизненных
наблюдений, многочисленных бесед с самыми разными людьми, из которых он выбирал
персонажей и героев своих фильмов. Как говорил мне великий режиссер, он потом
старался в фильме воссоздать жизнь понравившегося ему своей историей человека,
сохраняя его языковые особенности и интонации.
Это совсем не означает, что режиссер потом, в процессе съемки фильма, строго
ограничен сценарием и не может проявить свое воображение и фантазию. Феллини
говорил, что именно хороший, художественный сценарии как раз и представляет
наибольшие возможности для творчества режиссера, оператора, актеров, музыкантов
и т. д. Ведь человек рассказавший свою жизнь во время подготовки сценария,
попавший в него повествует об уже состоявшейся жизни и уже проявившем себя так,
а не иначе характере. Режиссер же имеет возможность, включая его в качестве
персонажа в совершенно иную жизненную ситуацию, открывать новые возможности для
другой, теперь уже воображенной жизни. Да и в самих реальных обстоятельствах
съемки уже состоявшийся характер может проявить себя совсем с другой стороны,
неизвестной и самому его носителю. Более того, Феллини, по его словам, всеми
силами старался на съемочной площадке создать такую атмосферу, в которой бы
максимально могли проявиться актерские способности каждого участника съемки. Он
был убежден, что в каждом человеке можно пробудить актерские способности, если в
процессе съемки ставить перед ним четкие и ясные задачи и цели, заставляя его
некоторые эпизоды уже состоявшейся жизни прожить по-новому, то есть по той
жизни, которая разворачивается в фильме. Режиссер и выступает той творческой
силой, которая организовывает эту новую воображенную жизнь, оценивая ее с самого
начала уже как идеальную жизнь и каждого персонажа и всего населения фильма.
Возможности для этого у режиссера самые невероятные, ибо он может проявить свои
творческие возможности буквально в каждом кадре, не говоря уже об эпизодах или
сценах. О потом еще будет монтаж, озвучивание фильма и многое другое, что в
целом и составляет весь кинопроцесс.
Если в процессе съемок режиссер имеет дело с актером, для которого в силу его
особого дарования или высокого профессионализма не составляет никакой проблемы
почувствовать себя в своей тарелке в любой жизненной ситуации, он дает актеру
возможность в процессе импровизации обогащать образ своего персонажа или героя
(как это делала незабвенная Ани Жирардо в фильме С. А. Герасимова "Журналист",
как это нередко делает в процессе съемок знаменитый американский актер Марлон