<< Пред. стр. 38 (из 41) След. >>
Брандо (в фильме Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже", вовлекая впроцесс импровизации и Мари Шнайдер, в фильмах Ф. Копполы "Крестный отец" и
"Апокалипсис-70"), как это часто делает Жан-Поль Бельмондо в фильмах почти всех
режиссеров, с кем он работал.
Здесь перед режиссером стоит только одна проблема - знание актера, с которым он
начинает работать. Если он знает, что актер обладает высокой культурой слова, то
есть чутьем и способностью употребить каждое слово только на его месте и в
соответствии с характером, образом героя или персонажа, он создает на съемочной
площадке атмосферу творческих дерзаний. Разве можно было, например, не доверять
словесному чутью замечательного и великого русского актера Е. П. Леонова, если
он и в театре и в кино каждое слово своего героя, как он сам говорил,"обкатывал,
отшлифовывал на языке". Я был свидетелем, как он на съемках фильма "Тилль
Уленшпигель", играя Ламму Гудзака каждую фразу "обкатывал" на языке и так и
эдак, переставляя в фразе слова местами и приговаривая: "нет это слово не
ложится на язык, оно какое-то шершавое, колючее". Причем у каждого героя Евгения
Павловича были свои колючие слова. Им нужно искать "достойную" замену, чтобы они
не разрушали создаваемый образ,
Режиссер же имеет в кино еще и возможность использовать внутренний монолог
героя, перевести этот монолог в закадровый голос, когда на экране герой делает
что-то другое, ввести в фильм сны и фантазии, невообразимые мечтания и даже
галлюцинации. То есть кинематограф обладает многими специфическими особенностями
фиксации воображенной жизни героев, привлекая и возможности всех изобразительных
искусств, и музыки, поэзии и прозы, архитектуры и самой разнообразной техники.
Современный кинематограф может воссоздать в студии любой ландшафт, любой пейзаж,
вообще выходящую за рамки обыденных представлении и даже самых невероятных
фантазий атмосферу, которая во многом и определяет действия и поступки героев,
вызывая в них те или иные чувства, переживания, мысли, на которые и откликается
зритель.
Ведь кино как искусство, возникшее в ходе культурно-технического развития
человечества, призвано познавать, показывать, представлять те стороны жизни
человеческого духа, которые не могут выразить и показать наглядно, динамично, в
движении все другие уже давно известные искусства. Конечно, в кино ставится
огромное (основное) количество фильмов, в которых господствует не дух
человеческий, а способность (часто спонтанная) человека к действию, движению,
борьбе, руководимых не глубоким чувством и не мыслью, а чувственными порывами,
мгновенными реакциями на обстоятельства и т. п. В этом, конечно, ничего
необычного нет: все виды искусства развиваются с древнейших времен, можно
сказать, на двух уровнях. Основная масса создаваемых художниками произведений
откликается на текущие, повседневные потребности людей, как говорят, на злобу
дня. Они нужны людям, удовлетворяют их какие-то житейские духовные потребности,
будоражат их чувства, доставляют удовольствие и приятные эмоции. Этот слой или
уровень искусства всегда был и всегда будет. Здесь совершенствуется понемногу
язык искусства, нарабатывается новая система образов, проклевываются какие-то
художественные находки. Короче здесь накапливается художественно-творческий опыт
поколений. Это, так сказать, "бродильная среда" для настоящего, высокого
искусства, для рождения, созревания больших художников - создателей великих
произведений, которые являются проводниками своего поколения в будущее.
Будущее культуры или арсенал культурно-художественных средств для формирования,
культивирования будущих поколений всегда создается предыдущими и настоящими
поколениями людей. Среди огромного количества художников немногие, а, может
быть, даже и единицы фокусируют в себе всю художественно-творческую мощь данного
поколения, то есть наиболее полновесно и мощно образными средствами представляют
духовную жизнь своего времени, в которой не только содержатся, но уже и
прорастают добротворческие зерна духовной жизни грядущих поколений. Именно на
этих произведениях, на этих творцах потом история и останавливает свое внимание.
Она ведь оценивает художников не по признакам происхождения, даже не по
официальным оценкам и их отметки титулами, заслугами своего времени, а по
реальной значимости созданных ими произведений, работавших и в свое время и
усиливающих свою работу в последующие времена. Увы, история часто запаздывает со
своими оценками она выносит свой приговор нередко тогда, когда творец уже прожил
свою жизнь, когда любимчики времени уже насладились всем, что могло дать их
время, а подлинные творцы нищенствовали "телом" при великом Духе, творили в
непризнанности, а то и в неизвестности. Утешает здесь лишь то, что Дух их
творений потом, уже после смерти творцов разрастается до Вселенских масштабов, а
дух "титанов"своего времени нередко сжимается до полного исчезновения. История -
привередливая и капризная дама: она требует Нечто, а не Ничто, нередко рядящееся
в наряды "Нечто".
Интересен для обсуждения вопрос о том, почему кинематограф так стремительно
самоопределился в семье искусств? Ведь он всего за сто лет своего существования
обогатил человечество бесценными духовными сокровищами, которым хорошо
кинематографически подготовленный педагог может посвятить отдельное семинарское
занятие с чтением рефератов учащихся? Только ли в том дело, что кино есть дитя
технического прогресса и вооружается все более и более совершенной техникой для
фиксации на кинопленке движущейся, динамичной жизни тела и духа человека? Ответ,
видимо, надо искать в том, что все предшествующие кинематографу виды и роды
искусства в своей долгой истории выработали такой художественный язык, так
проявили свою специфику, что к концу XIX века стала очевидна их ограниченность,
особенно в неспособности их не только схватить, почувствовать, понять жизнь в ее
стремительной динамике и быстрой смене чувственных состояний и переживаний
реального человека, что кино очень быстро нашло свою нишу в семействе муз. Оно
взяло из каждого давно определившегося искусства только то, что работало на
постижение жизни в динамике ее физического и духовного проявления. Фактически
оно начало свое существование с возможности запечатления движения и его
последующего воспроизведения в нужный момент и в нужном месте. Вспомним, что
первый фильм братьев Люмьер был посвящен приходу поезда на Парижский вокзал.
Потом оно привлекло театрального актера со всем его многовековым театральным
опытом представления на сцене и реальной и вымышленной жизни - собственно
киноактер, не робеющий перед камерой и работающий в полном контакте с ней
появился через 20-25 лет после возникновения кинематографа. И то сначала как
творец, великолепно владеющий своим телом, так как от него требовалась
выразительная пластика, мимика, жест, поскольку звукового кино еще не было и
слово еще не составляло одно из выразительных средств киноязыка. Вот почему в
период немого кино как нельзя кстати оказались танцовщики из кабаре Фред Астор,
Макс Линдер, а потом появился и гениальный Чарли Чаплин со своим неповторимым
образом маленького человечка. В русском кинематографе сразу заблистали Иван
Мозжухин и Вера Холодная, а потом появился в "Процессе о двух миллионах" Игорь
Ильинский и Алексей Кторов, чуть позже появились Эраст Гарин и Сергей Мартинсон,
актеры, способные и без слов донести до зрителя всю правду о воссоздаваемой на
пленке жизни. С появлением в кино звука и цвета этот вид искусства становится
подлинно синтетическим, то есть объединяющим в своем киноязыке выразительные
возможности языков всех других искусств. Вот тогда и начинает формироваться
собственно кинематографический актер, хотя кино никогда не отказывалось и не
может отказаться от услуг театрального актера, особенно обладающего высокой
культурой владения словом и телом.
Педагог на этом уроке может уделить особое внимание выдающимся актерам театра и
кино, назвав лишь немногие имена, чтобы вовлечь в этот интересный разговор
ребят. Ну например, Евгений Леонов, Николай Караченцов, Андрей Миронов, Сергей
Юрский... А далее ребята сами продолжат список и российский и зарубежных
актеров. Важно только при этом не упустить возможности дать ребятам выговориться
и обосновать свой выбор того или иного киноактера как самого интересного и
любимого. Разумеется, некоторые из них остановят свой выбор на американских
актерах, поскольку наше телевидение и кинотеатры взяты в полон американским
кинематографом из разряда массового искусства. Ну и пусть выбирают себе в
любимцы американских актеров. Тем более, что чем-чем, а актерским мастерством
американский кинематограф отличается в самую хорошую сторону. Только пусть
ребята покажут в обосновании этого выбора и чувство и вкус и свою способность не
бездумного отношения к искусству. Это же уже третий год изучения "Эстетики
жизни". И в 11-ом классе у ребят уже могут и должны быть заметны изменения во
вкусах. Можно проверить художественную восприимчивость и развитость ребят и
вопросами музыкального, художественного оформления фильмов, устроив своеобразный
музыкально-песенный конкурс на знание песен из фильмов и напевание их мелодий.
В принципе к окончанию этой большой темы курса педагог может подготовить таблицы
для тестирования учащихся на знание творцов художественных произведений,
разделения искусства на роды, виды и жанры. Ну например, составить пофамильный
список классиков художественного творчества из различных видов искусств и
просить учащихся поставить против каждой фамилии какой-либо знак вида искусства:
архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, опера, балет, поэзия, проза,
театр, кино. Это тестирование необходимо не столько для выставления каждому из
учащихся каких-то оценок, сколько для представления о том, что осталось в их
чувствах и умах от изучения этой большой темы. Разумеется возможно тестирование
и на знание творцов определенных произведений искусства или на разделение музыки
на серьезную и легкую, песенную и инструментальную или на знание молодежной
музыки по направлениям, по жанрам, по группам и по отдельным певцам. Творцов
искусства можно называть из разных эпох, стран и народов. Если в школах,
гимназиях или лицеях изучается курс "Мировая художественная культура", можно
составить тест и из самых выдающихся памятников разных эпох, которые могут
упоминаться и в курсе "Эстетика жизни". Это поможет еще раз закрепить знания,
освежить впечатления от их созерцания в какой-либо форме: на репродукции,
слайде, видеофильме, в музее, в альбомах и книгах, в исторических хрониках или
красочных книгах о многих и многих из шедевров искусства.
1. Когда возникло кино и кто его создал?
2. Чем кинематограф отличается от театра?
3. Есть ли у вас любимый жанр кино и любимые киноактеры?
4. Какие виды искусств объединяются в мультфильмах?
Тема 11. Духовный потенциал радио- и телевизионного искусства.
Радио и телевидение в моменты своего изобретения предназначались лишь для
передачи информации. Долгое время после своего возникновения они использовались
и совершенствовались прежде всего как средства коммуникации. Но люди за всю
долгую историю развития средств коммуникации, особенно за долгую историю
существования искусства как средства художественной коммуникации, настолько
привыкли к тому, что любое техническое открытие, изобретение может передавать не
только чисто информационные сигналы, но и сигналы художественной, то есть
образной информации. Тем более, что перед ними уже существовал опыт
использования фотографии и кинематографа в художественных целях. Тем более, что
вся их информационная деятельность основывались на слове. А слово, как известно,
в себе самом содержит "строительный материал" как для передачи информации, так и
для создания художественного образа. К моменту технического решения проблем
телевизионного вещания радио уже накопило собственный художественный опыт,
заключавшийся не только в привлечении для чтения на радио поэтических и
прозаических произведений, для чтения сказок, но и собственно радиоспектаклей по
сложнейшим драматическим произведениям. Еще с 20-х годов ребята огромной Росси
слушали не только сказки в бабушкином или мамином, дедушкином или папином
чтении, но и в исполнении их по радио незабываемым и любимым всеми Николаем
Литвиновым, радиоволшебником, как его называли многие десятилетия. Можно
сказать, что радио вместе с кинематографом осваивало художественные возможности
техники.
Если кинематографу на первых порах неоценимую помощь в этом деле оказывали уже
сложившаяся художественная фотография и имевшие многотысячелетний художественный
опыт театр и музыка, литература, то радио воспользовалось не только опытом
театра, музыки, литературы, но и искусством художественного слова, которое, как
мы говорили уже, сформировалось как искусство именно в России. Так что для
телевидения накопился такой мощный арсенал художественных средств, что оно могло
бы довольно долго существовать на трансформировании уже созданных художественных
ценностей - трансляции спектаклей, показе фильмов, концертов музыкальных,
эстрадных и литературных. И оно на первых порах именно так и поступало:
показывало прямо из театров, концертных залов, из музеев совершавшиеся там
художественные действа.
Но... не мог этим удовлетворится человек-творец. если создано такое мощное
средство коммуникации, сплочения людей в единое информационно насыщенное
человечество, чтобы нельзя было на его технической основе создать и новый
образный язык и специфическую телевизионно-чувствующую и телевизионно-мыслящую
аудиторию. И телевидение вдруг перестало транслировать оперы, балеты,
драматические и комические спектакли, стало отказываться от простого показа
телефильмов, массовых празднеств и зрелищ. Уже в конце 50-х годов XX века,
особенно в начале 60-х стали появляться кинотелефильмы, телеспектакли, различные
телешоу и телезрелища, организованные и показанные по законам телезрелища. То
есть с использованием возможностей показа не только общей картины происходящего,
но и с выделением "ударных точек", наиболее выигрышных моментов массового
действа или шоу крупным планом, с фиксацией внимания телеспектакля на деталях,
определяющих силу и действенность художественного образа. Справедливости ради,
надо отметить, что вообще-то крупный план родился в кинематографе, хотя там он
используется не столь уж часто, как это даже нужно кинематографу. А для
телевизионного искусства возможность заглянуть через глаза в душу человеческую -
такая искусительная сила, которой нельзя не воспользоваться. Снимая
телеспектакль, телефильм или телешоу сразу несколькими камерами с разных точек,
постоянно приближая к зрителю происходящее в них или в персонажах, героях,
участниках шоу или любого массового действа, телевидение и самого телезрителя,
по крайней мере чувственно-эмоционально, делает участником показываемого
действия. Невероятные возможности оформления любого художественно-телевизионного
действия архитектурными, изобразительными, музыкально-шумовыми, световыми и
цветовыми эффектами создает завораживающую эмоциональную духовную атмосферу,
которая может потрясти и катарсически очистить даже самую заскорузлую душу, как
говорят самого толстокожего человека.
Радио тоже опирается на возможности всех искусств, но строит свой художественный
язык, конечно же, на особой выразительности художественного слова,
интонированного неповторимыми тембровыми особенностями голоса театрального,
киноактера, мастера художественного слова или радиоактера. Упомянутый уже нами
Николай Литвинов был первым, но не единственным чистым радиоактером. Юрий
Левитан был таким актером, который любой самый обычный чисто информационный
текст мог поднять до высокого трагедийного звучания, отзывавшегося в сердцах и
головах людей чувствами радости и скорби, восторга и гнева. Почти во всех видах
радиовещания (официального информационного, спортивного, детского, юношеского,
художественно-информационного, музыкального и пр.) были и есть свои художники,
хотя они нередко и не заслуживают по профессиональному перечню звания артиста. А
есть еще на радио и телевидении и организаторы, постановщики художественного
действа.
Опыт жизни нынешних поколений людей и еще по одной причине с помощью радио и
телевидения становится более богатым в духовно-художественном отношении: сегодня
каждый житель нашей планеты в любой момент может стать духовным соучастником
любого художественно-массового действия в любом уголке Земли. Будет ли это
всегда чрезвычайно интересный н эмоционально завораживающий праздник любого
народа или государства или общечеловеческий праздник (встреча Нового года,
например, одновременно большей частью Человечества или его частями в разное
время). Сколько радостных минут, а то и часов доставляют радио и телевидение,
когда рассказывают, а особенно показывают традиционные праздники разных народов,
стран, континентов, даже городов и деревень, отдельных земель. А какая
чувственно-эмоциональная картина раскрывается перед нами каждый раз, когда наше
телевидение начинает показы карнавалов из латиноамериканских стран, которые там
длятся неделями и месяцами. Эстетически зрелый наблюдатель может даже и не
загореться желанием совершить путешествие, но он не сможет не испытать чувства
радости, восторга, восхищения, изумления от обилия звуков, цвета, изумительной
пластики, изобретательности, выдумки человеческой, необъятности человеческой
фантазии, воображения, открытости душ к празднику, веселью, розыгрышу,
танцевальной ненасытимости. Иногда создается впечатление, что телевидение могло
бы и не придумывать разного рода собственные художественные шоу - оно могло бы
обходиться своевременными съемками только того, что происходит каждый день и
каждый час, даже каждую минуту на нашей планете. Да на Земле творится людьми
немало черных, страшных, трагических дел, но все-таки на ней больше происходит
радостного, праздничного, веселого, забавного, что стоит показывать людям, чтобы
поднимать их дух, вселять в них надежду.
Эта вселенскость к радио и телевидению пришла не сразу, не свалилась на них, как
манна небесная сама по себе. Им пришлось добиваться ее долгим и упорным трудом
огромного количества по-настоящему творческих, одаренных и дерзновенных людей,
которые сознательно и целеустремленно добивались того, чтобы своими средствами
расширить духовные горизонты каждого жителя планеты. Если даже массовые действа
вселенского масштаба, такие как олимпиады, чемпионаты мира, грандиозные пробеги,
походы и ралли через всю планету, кругосветные гонки на яхтах или моторизованных
аппаратах, массовые воздушные праздники, организовывают и проводят не сами
работники радио и телевидения, то уже достоянием всех людей земли эти действа
делают только они.
Созерцая, наблюдая, воспринимая умом и сердцем праздничные, радостные, веселые и
занимательные грандиозные действия или информируя о страшных событиях жизни
современного человечества, радио и телевидение способствуют сплочению людей на
добрые, благородные, благодетельные, гуманные дела и вооружают ненавистью и
гневом против дел зверских, античеловеческих. К сожалению школы нашей страны
пока не располагают таким радио- и телеоборудованием каждого класса или хотя бы
школы, которое позволяло бы в моменты передачи самых острых и самых радостных
минут в жизни современного человечества, народов и стран прерывать занятия,
чтобы приобщиться со всем человечеством к этим радостям или горестям. В смысле
формирования и воспитания подрастающих поколений эти минуты и часы даже более
значимы, чем те знания, которые дети могут получить за время показа таких
действий и событий. Увы, наша педагогическая мысль об этом пока еще даже не
задумывалась, хотя нередко и обращает внимание на, якобы, совершающийся на наших
глазах процесс дегуманизации людей.
Педагогу "Эстетики жизни" предоставляется возможность обратить внимание и на
другие возможности художественно-эстетического воздействия современных радио и
телевидения.
1.Радио и телевидение для вас только средство информации или искусство ?
2.Чем, какими средстивами вас привлекают радио и телевидение?
3.Могут ли радио и телевидение помочь образованию и воспитанию?
Раздел 2. Эстетическая культура общества и личности.
Тема 12. Эстетическая культура общества.
Итак, мы рассмотрели, как представляется, все возможные стороны или сферы и
ступени духовной жизни человека в их художественном и эстетическом преломлении.
Естественно, что вся человеческая жизнь, в конце концов, синтезируется в
каких-то чувственных и умственных свойствах и качествах личности и общества,
которые становятся универсальными характеристиками и той и другого. В начале
предыдущего раздела мы охарактеризовали художественную культуру общества и
личности. Но в первых пяти разделах нашего курса мы главное внимание уделяли
процессу эстетического становления, формирования, воспитания и развития
личности, которые протекают на общем фоне эстетического состояния общества и
организуемым, направляемым, так или иначе контролируемым обществом процессом
подготовки к жизни подрастающих поколений. Мы попытались пройти с личностью по
всем этапам ее жизни в социуме, то есть в той атмосфере жизни определенного
общественного организма и общества в целом, которая заключает в себе не только
господствующие в обществе эстетические представления, но и опыт их реализации в
общественных системах воспитания и образования.
Чтобы наш разговор получился столь же конкретным и понятным, как в предыдущем
разделе, нам необходимо четко и ясно определить на основе уже имеющихся у нас
знаний эстетическую культуру, а потом и рассмотреть ее структуру, ее содержание
и проявление как в обществе, так и в каждой отдельной личности. Естественно, что
стягивающим все на себя, фокусирующим все в себе словом-понятием и здесь будет
слово "культура". Только теперь мы будем говорить о культивировании, лелеянии,
взращивании, воспитании всего того в обществе и личности, что обеспечивает им
гармонизацию всех-всех взаимодействий как вне себя, так и внутри, а также
нацеливает их на постоянное и непрерывное совершенствование как взаимодействий,
ток и самих субъектов этих взаимодействий (общества и личности). Однако,
взаимодействия эти всегда многосоставны, разносторонни и многоуровневы. Одни