<< Пред.           стр. 39 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 развиты в большей степени полноты их возможного проявления, другие - в меньшей.
 Нас же будут интересовать только высшие уровни этих взаимодействий и состояний
 субъектов, а также высший уровень их реализации в материальных или идеальных,
 вещественных или духовных формах. Ведь мы же с вами во всех темах курса, на всех
 уроках постоянно говорили о явлениях, объектах, предметах и процессах, имеющих и
 двойственную природу и, самое главное, двойственное назначение или
 функционирование как в жизни общества, так и в жизни каждого человека.
 При этом мы не забудем, конечно, и об универсальности эстетики и ее
 представлений, понятий, универсальном значении эстетической культуры и общества
 и личности, поскольку она сказывается на всех сторонах жизни общества и
 личности. Более того, эстетическая культура и общества и личности является
 определяющим началом и средством в реализации извечных их стремлений к
 достижению гармонии между истиной, добром и красотой. Получается, что
 эстетическая культура стоит и в начале и в конце этого процесса гармонизации. В
 начале потому, что исходным пунктом познавательной и добротворческой,
 созерцательной и деятельностной сторон жизни человека является его родовое
 стремление к совершенству, гармонии и красоте, его вечная и неуемная
 неудовлетворенность познанным, содеянным, достигнутым, его никогда не насыщаемые
 чувства и ум. В конце потому, что хотя бы минутные удовлетворения, минутные
 счастливые моменты в жизни и общество и личность испытывают в моменты реализации
 каких-то идеальных целей, при решении каких-то крайне важных для их бытия в мире
 задач, результаты решения которых хоть чуть-чуть улучшают, облагораживают и
 осчастливливают жизнь и общества и личности. Самое главное потому, что
 реализация этих целей и решение этих задач делают субъектов этих процессов более
 творческими и созидательно мощными. Когда человек еще ничего не знал, когда он
 пользовался только результатами собственных наблюдений, закрепленных в его
 чувственных состояниях, сидящее в нем, заложенное в него природой стремление к
 красоте породило в нем то, что ныне называется любознательностью и любопытством.
 Хотя эти понятия отсутствуют во всех современных философских, психологических,
 эстетических и этических словарях, они "работают" и поныне как на общественном,
 так и на личностном уровне. Мы их будем считать в первую очередь эстетическими
 понятиями, поскольку они уже объединяют в себе познавательные и нравственные
 начала в некое гармоническое единство. А главное - они, прорезавшись,
 сформировавшись в человеке, изначально содержали в себе интенцию к
 совершенствованию прежде всего человеком самого себя. Ибо он, как ныне это
 делает абсолютно каждый ребенок, стремясь удовлетворить свою любознательность и
 любопытство быстрее выходит на путь самосовершенствования и ближе оказывается к
 гармонизации своего внутреннего мира с миром внешним. Тем самым он, хочет он
 того или нет, нацеливается на совершенствование общества или нет, вносит свою
 лепту в совершенствование и общественного организма и жизнь этого организма. С
 любознательности и любопытства все и началось в духовной жизни человечества. И
 продолжается до сих пор.
 Это собственно и есть исток культуры, из которого и вырос весь Космос, вся
 Вселенная современной культуры или культуры современного человечества, в котором
 ничто из действительно ценного для него не вымылось и не кануло в Лету. Вот
 здесь и возникает один из фундаментальнейших для каждого поколения вопрос.
 почему из всего сделанного предшествующими поколениями человечества что-то
 исчезает, не вызывая в людях сожаления и чувства утраты, а что-то сохраняется и
 бережно лелеется, культивируется или используется человечеством для
 совершенствования его жизни? Что является тем началом, что накладывает на
 достигнутое, сделанное, совершенное печать вечности и необходимости для людей?
 Думается, мы всем курсом "Эстетики жизни" старались отвечать на этот
 сакраментальный вопрос (священный, заветный, традиционный): наличие в данном
 предмете, вещи, представлении, понятии человеческой культуры опыта эстетического
 освоения человеком мира, опыт проявленности в поколениях людей их родового
 стремления к красоте, в каком бы виде им эта красота не представлялась. Она была
 их собственным опытом гармонизации всех их взаимодействий с миром и она
 запечатлелась на всем, что они в свое время делали, творили, чем они дышали и
 жили. Почему же последующие поколения интересуются этим опытом, стремятся его
 сохранить, разыскать и сделать участником уже своей собственной жизни? Да
 потому, что этот уже реализованный во всех вещах и предметах материальной жизни,
 в представлениях, образах, нормах, обрядах, обычаях, привычках, канонах и т. п.
 опыт дает возможность новым поколениям не тратить силы на познание, творения,
 создание уже познанного, найденного, воплощенного, а двигаться дальше. Познавать
 непознанное, непостигнутое, невоображенное, непридуманное, несотворенное,
 несозданное - это и значит двигаться дальше, использовать новые средства и пути
 движения к благополучию, удовлетворению и счастью, на что всегда подвигает
 человека никогда не удовлетворяемое стремление к красоте.
 Сначала его вроде бы удовлетворяет созданная, сотворенная, придуманная,
 воображенная им вещь, представление или образ. Но вот он начал ею пользоваться,
 удовлетворять свои материальные или духовные потребности и замечает в ней
 какие-то недочеты, недоделки, несовершенства. Как представитель рода
 человеческого он ее не выбрасывает на свалку истории, хотя на свалку
 повседневного бытия ежедневно, ежечасно выбрасывает немалое количество
 сделанного, он начинает ее совершенствовать, доводить, что называется, до высшей
 кондиции, до совершенства, возможного для данного изделия. Тогда это изделие и
 обретает эстетические свойства и качества, делающие эту вещь, предмет или образ
 исторически ценными явлениями, явлениями эстетической культуры человечества, или
 народа, племени, рода.
 Ведь мы так и рассматривали в каждой теме нашего курса всю жизнь человеческого
 рода и каждого члена этого рода, через "эстетическое увеличительное стекло"
 рассматривая и весь окружающий его материальный и идеальный мир и всю его
 бытийную и бытийственную жизнь. Нас постоянно интересовало не только то, как он
 чувствовал мир и себя в мире, как познавал, понимал и осознавал его и себя
 одновременно, как относился к миру, а следовательно, и к себе самому.
 Удовлетворялся ли он прочувствованным, познанным, сделанным? Что с ним
 происходило, если ему удавалось удовлетвориться достигнутым, сделанным? И
 происходило ли? А если ничего не происходило, то почему? Где случился прокол в
 его жизни, и к каким последствиям этот прокол привел его самого, его род, племя,
 народ, страну, человечество? Взаимосвязь всего со всем никогда не ускользал из
 нашего поля зрения.
 И тут опять встает сакраментальный вопрос. Почему именно в курсе "Эстетика
 жизни" нас не могли и не могут удовлетворить какие-то частичные ответы или
 ответы на какие-то частные стороны жизни? Почему нам непременно нужно взойти на
 пик развития любого процесса, лицезреть обязательно высшие результаты его
 развития? Да потому, что мы изучаем эстетику, которая все свои силы
 сосредотачивает на всем многообразии способов проявления стремления человека к
 красоте. красота, особенно ее высшее проявление прекрасное находится на вершине
 всего сущего, характеризуя максимальную степень развития всего сущего. Только
 человек наделен этим стремлением от природы и только он в процессе своей жизни
 нашел множество способов его проявления, реализации в своих чувствованиях,
 мыслях, стремлениях, желаниях, поступках, действиях.
 Всякое сообщество людей, совместно живущих по каким-то принципам, правилам,
 нормам и канонам, вырабатывает само эти принципы, правила, нормы, каноны и
 представления, чтобы с их помощью обеспечивать каждому члену сообщества
 возможность проявить заложенное в нем стремление к красоте. С их помощью оно
 также оценивает все этапы процесса становления, формирования, воспитания и
 развития каждого члена сообщества, оценивать все его поступки и действия, все
 результаты его жизнедеятельности и деятельности, в которых обнаруживается и
 проступает степень развития его чувственных, умственных способностей, его
 волевая подготовка к жизни, его нацеленность на решение благоприятных для
 человеческого рода проблем и задач, его стремление к полнокровной и счастливой
 жизни. Именно сообщество людей (род, племя, этнос, народ, общество,
 человечество) постоянно и непрерывно в процессе жизни вырабатывают и
 эстетические идеалы, в соответствии с которыми и пытается строить всю жизнь,
 создавая не только соответствующую этим идеалам атмосферу жизни, но и
 соответствующие системы общественного воспитания и образования. Человеческому
 роду как никакому другому такие системы воспитания и образования необходимы для
 передачи всего накопленного новым поколениям.
 Таким образом, мы можем записать и запомнить, что эстетическая культура общества
 есть культивирование, лелеяние, возделывание, воспитание подрастающих поколений
 на основе совокупности всех материальных и духовных ценностей высшего порядка,
 создававшихся всегда и создаваемых ныне и во веки веков по законам совершенства,
 гармонии и красоты; использование всего созданного таким образом для пробуждения
 и активного проявления каждым членом человеческого рода заложенного в него
 стремления к красоте и способностей творить мир в соответствии с его
 
 требованиями.
 Именно по этой причине человечество столь бережно относится ко всему, в чем это
 стремление к красоте уже проявилось в процессе жизни всех прошедших уже по Земле
 поколений. А еще и потому, что в самом сокровенном истинно человеческом смысле
 только и только таким путем можно прийти к состоянию счастья и к полной
 реализации всех жизненных сущностных человеческих сил.
 1. Как вы представляете себе эстетическую культуру общества?
 2. Какое место она занимает в общей культуре общества?
 3. Что человечество включает в свой арсенал эстетических ценностей?
 Тема 13. Эстетическая культура личности.
 Мы не потому столь подробно сначала остановились на понятии эстетическая
 культура общества, что на первое место в системе ценностей ставим жизнь
 общества, а потом только личности. Ныне для всего человечества становится нормой
 признание первостепенной ценности жизни личности, каждого человека. И мы всем
 нашим курсом это показали. Но сейчас нам важно показать, что эстетическая
 культура личности не только в процессе формирования, но и в процессе ее
 проявления в жизни личности во многом определяется атмосферой общественной
 жизни, всей совокупностью общественных представлений об эстетическом, формах,
 способах и методах его реализации в жизни каждой личности.
 Мы в нашем курсе начали разговор с создания материальных и духовных условий
 жизни людей, в которых появляется на свет божий, проходит процессы становления,
 формирования, воспитания и развития каждый представитель человеческого рода. То
 есть об атмосфере, в которой начинается и всю жизнь продолжается пробуждение,
 насыщение и развитие прежде всего чувственности человека, процесс его
 умственного развития и волевой закалки; в которой он получает сначала самые
 первые представления об эстетически сотворенном, а следовательно, и эмоционально
 действенном предшествующими поколениями мире, а потом и первые представления о
 том, что среди взрослых уже людей считается хорошим или плохим, красивым или
 отвратительным, благородным или диким и т. д.
 Значит в человеческом существе сначала вызывается эстетическое или
 антиэстетическое ощущение, восприятие образов предметов, вернее самих предметов,
 мимики, жестов, движений, слов, из которых и возникают образы. Цель этого
 процесса - способность эстетического восприятия, то есть пробуждение заложенного
 в нем стремления к красоте. Этому служит все и все, что и кто окружает
 родившегося человечка, что и кто закладывает в будущую личность все уже
 сотворенное человечеством по законам красоты. Предполагается, что появление
 способности эстетического восприятия уже подготавливает чувственность ребенка к
 возможности переживания им увиденного, услышанного, воспринятого осязанием,
 обонянием и вкусовым органом. Результаты переживания складываются в такое
 константно-изменчивое образование, как эстетическое чувство, которое для своего
 закрепления и постоянного совершенствования требует все новых и новых
 эстетических переживаний материала эстетических восприятий. И вот чувственная
 цепь эстетического развития личности почти выстроена. Теперь начинается процесс
 органичного и естественного перехода от чувственного к умственному эстетическому
 развитию Личности. На арену сути, духа Личности выступает эстетический вкус,
 соединяющими в себе способности и чувственной оценки всего воспринятого,
 пережитого, прочувствованного и умственной его оценки в виде складывающихся
 эстетических представлений, понятий, суждений, а потом и умозаключений. Если
 этот эстетический "кентавр" сформировался в личности, то уж ничто не помешает
 дальнейшему эстетическому развитию личности. Она уже вкусила прелесть и
 собственных эмоционально-чувственных состояний и радость их собственной оценки.
 Тут личность уже сама оказывается способной владеть, управлять своей
 чувственностью с помощью разума. Теперь ей не хватает только воли, чтобы
 воспользоваться чувственностью и интеллектом для направления всей своей
 деятельности, а потом и жизнедеятельности по эстетически-созидательному
 творческому пути, чтобы быть не только потребителем всего уже созданного
 человечеством, но и стать умножателем эстетических ценностей человечества.
 Тут воля нужна, чтобы овладеть уже накопленными знаниями, выстроить в своей душе
 законы красоты и поступать в соответствии с их требованиями во всей своей
 дальнейшей жизни. В процессе уже творчески-созидательной жизни сами собою
 вырабатываются взгляды на жизнь, в которых и проступает не просто мировоззрение
 личности, а эстетически завершенное мировоззрение, то есть та система взглядов
 на мир и на место человека в мире, но такая система, в которой мир представлен
 не только таким, каков он есть (в соответствии с результатами знаний о нем), но
 и таким, каким он должен быть или стать благодаря стараниям человечества, в том
 числе и данной конкретной личности.
 Вот когда из самого разнообразного (лучше большого, чем малого) эстетического
 опыта личности, отложившегося в ней своими совершенными результатами от
 впечатлений о всем мире вне нее и в ней, сформировывается и закрепляется в
 различных функциональных органах мозга эстетическая культура личности. Она-то и
 "расстилает" в дальнейшем перед личностью дорогу к полной реализации ею всех
 своих природных задатков и способностей, проявленных в жизни с максимальной
 отдачей и доставляющих удовлетворение и немногие хотя бы минуты, состояния
 счастья.
 Именно поэтому мы в нашем курсе постоянно вели речь не о том, что само по себе
 получение тех или иных знаний, в том числе и эстетических, выводит личность на
 стезю эстетической культуры, а пронизывание всей жизни личности эстетическими
 началами, определение этими началами всего строя и настроя чувственной,
 умственной жизни, всей жизнедеятельности и деятельности личности, которая только
 и обеспечивает истинную гармонизацию прежде всего мира самой личности, а потом и
 всех ее взаимодействий с миром, с Космосом.
 Таким образом, эстетическая культура личности предстает как закрепленный в
 чувствах, уме и воле человека накопленный им опыт восприятия мира вне себя и
 
 своего собственного мира, взаимодействия со всем миром на основе своего
 пробудившегося и развитого стремления к красоте, вынуждающий его свободно и
 добровольно, сознательно и с чувством удовлетворения взаимодействовать с миром,
 добиваясь совершенных, гармоничных и прекрасных результатов.
 1. Какие свойства и качества включает в себя эстетическая культура личности?
 2.Чем эстетическая культура личности отличается от ее художественной культуры?
 3. Чувствуете ли вы себя более уверенно в мире культуры в результате изучения
 эстетики?
 Тема 14. Человек прекрасный как высший венец природы
  и общества.
 В заключение нашего курса мы вынуждены попытаться выяснить, каким же оказывается
 человек, если он становится эстетически культурным и осознающим свою
 ответственность перед человечеством за полную реализацию всех своих сущностных
 человеческих сил. В начале нашего курса, рассматривая самые общие представления
 о человеке, которые к нашему времени выработаны человечеством и проявляются в
 жизни большинства людей, говорили и о человеке прекрасном как высшем идеальном
 результате всего процесса человеческого развития. Теперь мы на это представление
 можем посмотреть уже с позиций знающих, а не только представляющих людей о том,
 что такой человек может быть не только идеалом, но и существовать в реальной
 жизни.
 И здесь нас в основном будет занимать вопрос о том, в каких условиях духовного,
 материального и социального бытия может появиться такой человек и какую роль в
 процессе его становления, формирования, воспитания и развития играют не только
 условия его бытия, но и, самое главное, он сам, как носитель тех или иных
 природных задатков и дарований? Ведь в разные эпохи культурно-цивилизационного
 развития человечества разрабатывались философами и господствовали в умах людей
 самые разные представления о соотношении в человеке природных и родовых,
 биологических и социальных начал, как объективного, так и субъективного, как
 материального, так и духовного порядка. Даже уже после эпохи Возрождения, то
 есть после развития и обоснования гуманистических представлений и идей,
 чувствований и воззрений, к началу эпохи Просвещения (XVIII век) в философии
 господствовали механистические представления о человеке. Главный труд
 французского философа А. Ламетри так и назывался "Человек - машина". После
 торжества гуманистических идей в трудах философов и художников эпохи Возрождения
 английский философ XVII века Томас Гоббс провозгласил лозунг "Человек человеку -
 волк", который в XX веке пытался реализовать фашизм. То человек провозглашался
 разумной машиной, то в нем доминирующими провозглашались чувства и воля, то есть
 внемыслительные способности и силы: игра жизненных сил и влечений (Ф. Ницше) или
 игра бессознательных сил, инстинктов (З. Фрейд) и т. п. В наше время в философии
 существует целое направление - философская антропология, а в культурологии -
 культурантропология, то есть философия человека и культура человека. Если
 философию занимает и всегда занимала проблема, что есть человек по сути своей и
 какое место он занимает среди всего живого, то культурологию прежде всего
 занимает человек как культуротвторящее и культуру потребляющее существо и вся
 его созидательная жизнь, рассмотренная через призму динамики культурного
 развития человечества.
 Нас же в связи с обозначенным в заголовке представлением "человек прекрасный"
 интересует не просто культурно развитый человек, но человек носящий в себе и
 проявляющий во всех сферах своей жизни высшие представления и достижения
 культуры, воплощающие собой представления всех времен и данного времени о
 прекрасном. О каких бы фактах, событиях и происшествиях в жизни человека
 прекрасного мы не говорили мы всегда соотносим их с нашими представлениями о
 гармонии истины, добра и красоты во всех реакциях этого человека на них
 (чувственных, умственных и волевых). То есть мы занимаемся по существу
 эстетической культурной антропологией, которая когда-нибудь станет одним из
 разделов общей культурологии.
 Этим самым мы ставим себя в более трудное положение, поскольку в реальной
 истории человечества и в реальной жизни нашего времени мы обречены на очень
 редкие встречи с человеком прекрасным, хотя довольно часто встречаемся с людьми
 культурными, много о них читаем, слышим из средств массовой информации и т. п.
 А. П. Чехов выразил извечную мечту человечества о человеке прекрасном простыми и
 понятными словами. Он сказал: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо и
 одежда, и душа и мысли..." А персидский, таджикский поэт Фирдоуси, живший в X
 веке эти же положения выразил так:
 В цепи человек стал последним звеном,
 И лучшее все воплощается в нем.
 Как тополь, вознесся он гордой главой,
 Умом одаренный и речью благой.
 Вместилище духа и разума он,
 И мир бессловесных ему подчинен.
 Во все эпохи и у всех народов можно найти много подобных высказываний. Это
 объясняется тем, что, видимо, уже с момента своего рождения и до наших дней
 человек несет в существе своем желание благополучной, счастливой жизни и
 способность к ее совершенствованию, в конце концов, фокусирующееся в нем в
 стремление к красоте, которое все время находится в центре нашего внимания.
 Смеем мы с вами предположить, что эти его желания и стремления усилились и стали
 оказывать на человека все большее влияние с тех пор, как он вынужденно (под
 влиянием своего культурного развития) отказался от идолопоклонства и обратился к
 вере в богов человекоподобных образов - от язычества к индуизму, иудаизму,
 христианству, мусульманству.
 Но Бог, в каком бы облике он не представал в воображении и верованиях людей,
 непостижим и всегда прекрасен. А вот прекрасного человека не только можно
 представить, нарисовать в воображении, но и встретить в реальной жизни. Пусть
 хотя бы временно, но каждый человек в периоды влюбленности и любви имеют дело с
 прекрасным существом другого пола - возлюбленной или возлюбленным. Влюбленность
 может перерасти в Любовь и тогда он обречен на счастье много-много лет жить
 рядом с прекрасным человеком. Но любовь может и не состояться. Краткий миг
 влюбленности может принести разочарование и сомнение в правильности
 представлений о человеке прекрасном и о каждом из самих влюбленных, если они не

<< Пред.           стр. 39 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу