<< Пред.           стр. 40 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 являются только самовлюбленными субъектами. Тогда разочарование может оказаться
 благотворным в процессе духовного созревания молодых людей. Однако в более
 широком смысле первые представления о человеке прекрасном у всех без исключения
 народов воплощались в образах мудрецов, как в Древнем Китае или гуру,
 синниясина, как в древней и современной Индии, всесторонне развитого человека,
 как в Древней Греции, фараона или его жены, как в Древнем Египте, всего Олимпа
 богов Древней Греции. А с возникновением христианства, конечно, высшим
 воплощением представлений о человеке прекрасном стал Иисус Христос (Иисус Навин
 из Назарета) и все его апостолы, проповедники и последователи. Во всем
 христианском мире самые верные последователи Иисуса Христа за их земные
 богоугодные, а значит и добродетельные для людей дела стали провозглашаться
 всеобщим мнением, выраженным и закрепленным церковью, святыми. И вот тут
 оказалось, что прекрасных людей не так уж мало было, есть и будет на Земле. В
 святости своей они никогда не уйдут из памяти народной и из исторической памяти
 и будут всегда притягательным примером для подрастающих поколений людей.
 Разве когда-нибудь из чувствований, сознания китайского народа, из его памяти
 сотрется имя великого учителя Конфуция, жившего в VI-V веках до нашей эры. Много
 было в Древнем Китае, да и есть в Китае наших дней учителей и мудрецов? Но
 Конфуций, как Эверест (Джомолунгма) над Гималаями, возвышается над всеми
 учителями и мудрецами Китая. В Древней Индии с середины 2-го тысячелетия до 6-го
 века до нашей эры оставшиеся безвестными мудрецы свели воедино все имевшиеся на
 то время в Индии знания в одну книгу, написанную на ведийском языке, отчего
 книга была названа "Веды". Они и не подозревали сколь определяющей для всей
 духовной жизни народов Индии станет эта книга: она лежит в основании религии
 индуизма, культуры Индии, науки и искусства. Без "Вед" не было бы, наверное, ни
 Упанишад, ни Бхагавадгиты да и грандиозный эпос Махабхарата имел бы, очевидно,
 другое содержание. В одном индусы никогда не сомневались: "Веды" написали
 чистые, прекрасные мудрецы - основоположники всей духовной жизни народов Индии.
 Именно поэтому в дальнейшей истории Индии самые стойкие последователи Вед,
 защитники и проповедники их основных положении становились не просто гуру -
 учителями, но земными богами, людьми, воплощавшими в своих душах богов. Это были
 Рамакришна, Рамохан Рай, Вивекананда, Гхош Ауробиндо и др., конечно же, "отец
 нации" Махатма Ганди. Из деревней Греции нам много светит ярких имен
 замечательных людей. Но свет, исходящий от Сократа (ок. 470-399 гг. до н. э.),
 перебивает все именно в этическом и эстетическом смысле. Живи Сократ в эпоху
 христианства, он несомненно был бы провозглашен святым.
 Мы не будем сейчас перечислять представителей разных народов и стран,
 причисляемых породившими их народами к людям прекрасным. Мы лишь назовем из
 истории Руси, России тех людей, без которых наша история была бы не та история,
 которой гордятся не только россияне, но и многие исторически мыслящие люди из
 других стран, представители других народов. Владимир - "Красное солнышко", князь
 новгородский и киевский, ввел в 988 году христианство на Руси; Владимир Мономах,
 Ярослав Мудрый и другие князья и воеводы. И уже совсем невозможно представить
 себе российскую историю без князей Александра Невского и Дмитрия Донского;
 Сергия Радонежского и Зосимы с Савватием. И не только потому, что Александр
 Невский и Дмитрий Донской прославились борьбой со шведами, псамирыцарями
 Тевтонского ордена, мечом насаждавшими католическую веру, и татаро-монголами,
 поработившими Русь но и потому, что по мнению всех летописцев того времени они
 были мудрыми политиками, добродетельными и благородными людьми, правившими по
 принципам справедливости и добронравия. Они живут в нашей истории, влияют на
 духовный настрой народов России в годины тяжелых испытании, их имена знают и
 помнят почти все россияне. А в памяти народной злые люди, их недобрые дела
 надолго не задерживаются. Так уж устроена духовная жизнь людей: залечив душевные
 раны, она стирает из сердец и умов народных всех тех, кто своими делами,
 поступками, своим поведением разрушал их идеальные представления о человеке
 добродетельном, благородном, прекрасном. Не просматривается ли в этой
 удивительной способности человеческой памяти природная предрасположенность и
 устремленность к доброму и прекрасному? Это ведь еще один аргумент к тому, что
 все-таки на вершине пирамиды жизни находится человек с его представлением о
 прекрасном.
 Мы еще обратим внимание и на то, что также во все времена и у всех народов в
 каждом регионе, а иногда и в каждом месте проживания людей рождаются, вырастают
 и добродетельно действуют свои учителя-мудрецы, которые не по должности, а по
 призванию освещают своей жизнью жизнь своих земляков. Если учесть это
 обстоятельство и принять его как аргумент, то окажется, что на Земле всегда было
 и всегда будет немало людей прекрасных, по образу и подобию жизни которых ребята
 могут задумывать и осуществлять и свою жизнь. Сегодня, когда в школах введены
 уроки краеведения, учитель любой школы может познакомить ребят с замечательными
 людьми своего села, города, области, республики, края, всей России.
 Нельзя упускать из виду и тот факт, что, как правило, все великие художники,
 вообще деятели культуры и науки не только своими произведениями, культурными,
 научными, техническими достижениями входят в мир духовной жизни своих народов и
 всего человечества, но и своей повседневной жизнью, своей общественной
 деятельностью они вдохновляют людей на добрые, благородные, милосердные и
 прекрасные дела. В них самих и в их произведениях раскрывается то душевное
 благородство и духовное богатство россиян, которому всегда завидовали и сегодня
 завидуют многие народы мира.
 Когда неизвестный нам Боян слагал "Слово о полку Игореве", когда неизвестным
 автором писалось "Остромирово евангелие", когда летописец Нестор начинал писать
 свою "Повесть племенных лет", когда писались неизвестными авторами древнерусские
 повести "Повесть о разорении Рязани Батыем" (более известная под названием
 "Повесть о нашествии Батыя на Рязань"), "Повесть о житии и храбрости
 благоверного и великого князя Александра Невского" (конец XIII века),
 "Задонщина","Сказание о Мамаевом побоище", "Казанская история", "Моление Даниила
 3аточника", "Легенда о граде Китеже" и многие другие, их создатели не только
 описывали конкретные исторические события, но и передавали свое восхищение
 мужеством, красотой, героизмом мудрых князей русских, отважных воинов русских,
 ставших непреодолимой преградой на пути движения татаро-монгольской орды по
 миру, спасших Европу от жестокого разорения и гнета. Эти неизвестные творцы не
 только повествовали о прекрасных людях, но и вкладывали в свои творения красоту
 своей души и своих мыслей, которыми старались, как могли, зажечь сердца людей, а
 по-пушкински "глаголом жечь сердца людей", то есть поднимать их на обеспечение в
 мире торжества гармонии истины, добра и красоты. Глагол ведь значит действие, а
 не созерцание, утверждение чего-то, а не констатацию.
 И вообще невозможно встретить произведение любого художника, если это подлинное
 произведение искусства, которое не было бы наполнено не только восхищением
 каким-либо человеком, его поступками и действиями, но и природой, или любым
 воображенным, созданным фантазией художника явлением, но и непременным желанием
 зажечь в сердце читателя, зрителя, слушателя словом или жестом, мимикой или
 движением, звуком или пением, светом или цветом, штрихом или линией, пластикой
 или объемом, силуэтом желание следовать за своим восторгом, восхищением,
 изумлением, радостью и т. д.
 Конечно, в истории художественного развития человечества сохранились не только
 творения великих художников, но и рассказы, повествования и романы о жизни
 многих из них (особенно творчество французских писателей Андре Моруа к Ромена
 Роллана, американского писателя Ирвина Шоу), интереснейшие мемуары и
 воспоминания, письма и беседы многих и многих выдающихся творцов. Пусть не
 всегда в этих художественно-исторических свидетельствах жизнь творцов
 прекраснейших и великих произведений искусства выглядит гладкой, прекрасно,
 безмятежной и легкой, какой она нередко представляется обывательскому сознанию.
 Но их творения, навечно вошедшие в арсенал художественных ценностей всего
 человечества оставляют в сердцах и умах последующих поколении не частности и
 мелочи их повседневной жизни, а их высшие художественные прозрения, взлеты их
 могучего художественного духа.
 Да жизнь Леонардо да Винчи и Микеланджело Буанаротти, судя по свидетельствам
 современников и их самих, не отличалась яркостью красок и многообразием
 радостных житейских происшествий, но их творения в самых разнообразных видах
 художественного, научного, технического творчества говорят с неимоверной
 убедительностью, что их жизнь внутренняя была и прекрасной, и радостной и до
 краев насыщенной. Пусть они не испытали, может быть, полноты любовного счастья,
 не напились любовным напитком до полного утоления жажды. Но их творения полны
 любви и таинственности, клокотания могучего духа и титанической человечности.
 Может быть поэтому прежде всего они, да и многие их великие современники позже
 дали повод назвать эпоху Возрождения эпохой господства титанов в живописи,
 архитектуре, скульптуре и поэзии. Эпоха резкого перелома во всей духовной,
 нравственной, политической и экономической жизни человечества требовала титанов,
 эта же эпоха и породила титанов во всех областях человеческого творчества.
 Почти такой же по духовному накалу перелом проступал и на Руси после
 освобождения от татаро-монгольского ига. Он тоже потребовал титанических
 духовных усилии от россиян. И появился тогда Андрей Рублев на Москве, пришел из
 Суздаля и Владимира. Тогда же, в XIV-XV веках для Возрождения России появились
 зодческие и иконописные школы огромного художественного потенциала в Пскове и
 Новгороде, Вологде и Ярославле, Костроме и Ростове Великом, Суздале и Владимире,
 на разоренной татарами Рязанской земле и в Твери. Москва же, возрождаясь после
 многочисленных разорений татарскими полчищами, пожаров и моров, построила вместо
 деревянного белокаменный Кремль, а в Кремле появились прекраснейшим Успенский
 собор (1475-1479), построенный по образу и подобию Успенского собора во
 Владимире, а в конце XV - начале XVI века белокаменные стены Кремля были
 заменены стенами из красного кирпича (нынешний облик), а потом было построено в
 разное время 20 башен Кремля, Благовещенский собор (1484-1489), одновременно
 строилась церковь Ризположения (1484-1485), Грановитая палата (1487-1491),
 Архангельский собор (1505-1509). А иконостас Успенского собора создавался другим
 титаном возрождения России Дионисием с сыновьями, знаменитейшим во все времена
 российской художественной культуры мастером фрески, расписывавшим от пола до
 потолка фресками собор Ферапонтова монастыря на вологодчине. Позже в Кремле были
 построены Чудов и Воскресенский монастыри со своими храмами и соборами (они
 полностью уничтожены большевиками в конце 20-х - начале 30-х годов. При Иване IV
 (Грозном) на Васильевском спуске Красной площади чудо-архитекторы Барма и
 Постник построили из каменных кружев Покровский собор (собор Василия
 Блаженного), породивший после множество легенд и сказаний. Нельзя не упомянуть и
 о том, что по горячим следам татаро-монгольского нашествия и героической борьбы
 с ним родилась и русская литература, ряд произведений которой нами уже названо.
 Можно называть еще и еще, например повести о Евпатии Коловрате, о князе Тверском
 Михаиле, первым из русских князей нанесшем поражение полчищам Батыя, о князе
 Довмонте, "Повесть о горе-злосчастии", о рязанской княгине, которая предпочла
 смерть татарскому плену, выбросившись с младенцем-сыном из окна терема и др.
 Не забудем мы и прекрасных творцов XIX века с именами которых связан для всего
 человечества духовный взлет России в XIX веке: все это могучие творцы и
 прекрасные люди, исполненные великой любви к России и ее процветанию. Каждый
 учитель может по своему выбору перечислить десятки великих и прекрасных
 художников, рассказав о жизни и творчестве тех из них, чьи произведения больше
 на слуху или на виду, на памяти ребят и их родителей. Но никак не обойти А. С.
 Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, М. А.
 Балакирева, М. И. Глинку, П. И. Чайковского...
 1. Какой, по вашему, человек может быть назван прекрасным и знаете ли вы таких
 людей?
 2. Соотносится ли для вас такой человек с идеалом? Каков ваш идеал?
 3. Почему все народы мира вырабатывают в своем эстетическом развитии свой идеал
 человека прекрасного?
 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ:
 Киященко Н.И. Эстетика жизни. Учебное пособие. М., 1999
 Альберт Г. Моцарт. Кн. 1 и 2 . М., 1987, 1988
 Альшванг А. Бетховен . М. , 1976
 Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М. , 1990
 Бажанов Н. Рахманинов. М., 1962
 Бергман Ингмар. Статьи, рецензии, сценарии, интервью. М., 1969
 Валенси Теодор. Берлиоз. М., 1969
 Верфель В. Верди. Роман оперы. М., 1991
 Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978
 Висконти Лукино. Статьи, свидетельства, высказывания. М., 1986
 Волков Н. Н. Цвет в живописи .М.,1985
 Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988
 Галеев Б. М. Светомузыка в системе искусства. Казань, 1991
 Голейзовский К.Образы русской народной хореографии. М., 1964
 Данилова О. Н. Музыкальный мир личности. М., 1993
 Зись А. Я. Виды искусства. М., 1979
 Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М., 1985
 Каган М. С. Эстетика как философская наука. Спб., 1997
 Кандинский В. О духовности в искусстве . М., 1992
 Киященко Н. И. Сущность прекрасного. М., 1977
 Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века. Т. 1. Хореографы. Т.
 2 .
  Танцовщики. Л., 1971
 Кремнев Б. Шуберт. М., 1964
 Кьярини Луиджи . Сила кино . М., 1955
 Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978
 Липский В. Н. Эстетическая культура личности. М., 1987
 Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992
 Любомудров М. Федор Волков и русский театр. М., 1971
 Малахов В. А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев, 1988
 Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия
 
  музыки. М., 1976
 Мачерет А. Художественность фильма. М. , 1975
 Муриан В. М. Художественный мир фильма. М., 1984
 Норенков С. В. Архитектоническое искусство. Нижний-Новгород, 1991
 Пондопуло Г. К. Фотография и современность. М., 1982
 Ромм М. Беседы о кино . М., 1964
 Русская художественная культура второй половины Х1Х века. Т.1. М., 1988, Т. 2.
 
  М.,1991
 Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993
 Саппак В. Телевидение и мы. М., 1963
 Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика).
  Отв.ред.Киященко Н.И. М., 1998
 Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Т. 1. М., 1958
 Стреллер Джордже. Театр для людей. М., 1984
 Хейзинга Й . Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
 Холидей Ф. Е. Шекспир и его мир . М., 1986
 Чайковский П. И. О музыке, о жизни, о себе. М., 1976
 Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
 Х1Х
  век. М., 1995. Древний мир - эпоха Просвещения. 1991
 Человек в мире художественной культуры. М., 1982
 Чехов и театр. М., 1961
 Эстетическая культура . Рук.авт.коллектива Киященко Н. И. М., 1996
  ГЛОССАРИЙ ПО ВСЕМУ КУРСУ
 -Авангардизм ( от франц. слова avant-garde-- передовой отряд) - понятие,
 определяющее все новаторские начинания в искусстве.Хотя бывают в развитии
 искусства периоды, в которые возникают целые авангардистские направления разного
 названия.
 Аллегория - слово греческого происхождения, обозначающее иносказание в разных
 видах искусства, представление в образах отвлеченных понятий, например, в
 древности Справедливость или Правосудие изображалась с весами в руках.
 Андеграунд - в переводе с англ. подполье или направление в искусстве,
 противостоящее официальному в обществе и государстве искусству.
 Анималистическое искусство - искусство образного изображения животных в разных
 видах искусства, особенно в живописи, скульптуре,графике.
 Античность - понятие, которым обозначают культуру и искусство Древней Греции.А
 вообще слово античность обозначает древность.
 Археология --наука, изучающая историю человечества по материальным памятникам.
 Ассоциация в психологии - связь между двумя или более псмихическими
 образованиями (ощущениями, восприятиями, образами, иедями), возникающая в
 определенных условиях, особенно при встречах с произведениями искусства.
 Барельеф - в пластических искусствах и архитектуре изображение предмета или
 фигуры на стене или еще на какой-то плоскости, когда этот предмет или фигура
 выступает больше чем на половину своего объема.
 Барокко в переводе с итальянского причудливый - художественный стиль,возникший в
 конце 16 века в Италии благодаря усилиям великого Микеланджело.
 Бессознательное - совокупность психических процессов, операций и состояний, не
 представленных в рациональном сознании субъекта, а в чувственном.
 Быт - уклад повседневной жизни людей, их жизнь, не связанная с
 общественно-полезной производственной деятельностью, но связанная с
 удовлетворением их материальных и духовных потребностей и воспроизводством рода
 человеческого.
 Бытие - понятие, обозначающее объективную реальность, существующую независимо от
 сознания человека.Бытие человека в отличие от его существования обозначает
 созидательную активность человека, то есть его культуротворческую деятельность.
 Вернисаж - торжественное открытие любой выставки, на которой, как правило,
 присутствуют специально приглашенные лица.
 Возрождение - в культурно-художественном развитии человечества величайшая эпоха
 перехода от Средневековья к Новому времени.Самое главное, что в эту эпоху
 человечество вступило на путь гуманистического развития, то есть постепенно
 стало совредотачивать внимание на человеке, его интересах, правах и
 обязанностях.
 Восприятие - в психологии и эстетике целостное отражение в чувствах и сознании
 человека предметов и явлений в момент непосредственного его контакта с ними.
 Гармония от греческого связь, стройность, соразмерность, к которой каждый
 культурный, особенно эстетически развитый человек, стремится во всех своих
 взаимодействиях с миром.
 Гобелен от франц.слова,обозначающего тканый ковер-картину ручной работы высоких
 художественных достоинств.Теперь появились и нетканые гобелены.
 Готика - художественный стиль, возникший в середине 12 века во Франции,
 завершивший развитие европейского средневекового искусства. Особое
 распространение получил в храмовой архитектуре, витражах, в живописи и в одежде.
 Гравюра - вид графики, получаемой путем печатания на бумаге с доски, на которой
 вырезаны художественные изображения.
 Графика (от греч.grapho- пишу,рисую) - вид изобразительного искусства,
 изображающего различными средствами на бумаге замыслы художника.
 Грация от латинского gratia-- прелесть, миловидность, изящество в движениях.
 Гротеск в художественном творчестве вид образности, причудливо сочетающей и
 соединяющей реальное и фантастическое, трагическое и комическое, прекрасное и
 безобразное.
 Декоративно-прикладное искусство - один из видов пластических искусств,
 используемых человеком для эстетизации среды обитания.
 Деятельность - основная форма проявления человеческой активности во всех
 взаимодействиях человека с природой, с миром, в которых человек реализует свои
 цели.
 Жанр - область искусства , ограниченная определенным кругом тем ( жанровая
 картина в живописи, жанровая литература, жанровый спектакль...)
 Жизнедеятельность-- все способы проявления человеческой активности, связанные с
 воспроизводством рода человеческого.
 Золотое сечение в архитектуре, изобразительных искусствах, в кинематографе
 математическое соотношение частей, в котором одна из двух частей во столько же
 раз больше другой, во сколько сама меньшек целого.Это гармоническое деление или
 золотая пропорция.Идеальные образы в скульптуре основываются на золотом сечении,
 известном еще древним грекам.
 Идеал - образец, нечто совершенное, высшая цель человеческих стремлений.
 Идея-- в философском смысле форма отражения в мысли объективной реальности,
 включающая в себя сознание цели познания и преобразования этой реальности.

<< Пред.           стр. 40 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу