<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Целями применения Вооруженных Сил России являются:
 * в крупномасштабной региональной войне в случае ее развязывания одним государством или группой государств - защита независимости, суверенитета и территориальной целостности России и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий;
 * в локальных войнах и международных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, нейтрализация агрессора;
 * во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции РФ и федеральных законов;
 * в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, создание условий для справедливого мирного урегулирования.
  Основными формами применения Вооруженных Сил России являются:
 * в крупномасштабной и региональных войнах - стратегические операции и боевые действия;
 * в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - войсковые операции и боевые действия;
 * во внутренних вооруженных конфликтах - специальные операции;
 * при участии в борьбе с терроризмом - контртеррористические операции. Сюда же входят миротворческие операции.
  Основными задачами применения Вооруженных Сил Российской Федерации в различных условиях являются следующие.
 1. По обеспечению военной безопасности:
 * своевременное выявление угрожающего развития военно-политической обстановки и подготовки вооруженного нападения на Россию или ее союзников;
 * поддержание боевой готовности и подготовка стратегических ядерных сил на уровне, гарантирующем нанесение ответного удара агрессору;
 * поддержание боевого потенциала группировок войск общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
 * содержание вооружения и военной техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;
 * поддержание готовности к стратегическому развертыванию вооруженных сил при переводе страны на условия военного времени;
 * охрана и защита государственной границы и важных государственных объектов;
 * предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
 * предупреждение экологических и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий др.
 2. По отражению вооруженного нападения на Россию или ее союзников:" частичное или полное стратегическое развертывание армии;
 * ведение стратегических операций, боевых операций и действий по разгрому войск агрессора в районах их сосредоточения и на коммуникациях;
 * поддержание готовности к применению потенциала ядерного сдерживания;
 * локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;
 * поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
 * защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника и др.
 3. Во внутренних вооруженных конфликтах:
 * ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп, уничтожение их баз, центров подготовки и коммуникаций;
 * восстановление мира и правопорядка, обеспечение общественной безопасности;
 * поддержание режима чрезвычайного положения в районе конфликта;
 * локализация и блокирование района конфликта;
 * пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
 * изъятие оружия у населения в районе конфликта и др.
 4. В операциях по поддержанию и восстановлению мира:
 * разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;
 * обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;
 * блокирование района конфликта для обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;
 * создание предпосылок для политического урегулирования ситуации.
  Одним из основных условий обеспечения военной безопасности России является ее экономическое обеспечение. Главная цель этого обеспечения - удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах.
  Основными задачами военно-экономического обеспечения являются:
 * своевременное и полномасштабное финансовое обеспечение решаемых военных проблем;
 * концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на ключевых направлениях обеспечения военной безопасности;
 * экономическое и финансовое обеспечение совершенствования стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники;
 * развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил России и военной инфраструктуры в интересах обеспечения безопасности страны и др.
  Существенная роль в обеспечении национальной безопасности России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.
  От государства требуется обеспечение всех необходимых условий для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований в целях разработки и создания в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.
  Для формирования и поддержания стабильности, обеспечения адекватного реагирования на возникновение внешних угроз на ранних стадиях ограниченные контингента Вооруженных Сил России и других войск могут размещаться в стратегически важных регионах за пределами территории Российской Федерации в составе объединенных или национальных группировок и отдельных баз (объектов). Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.
  Следует помнить, что в мире, в том числе в непосредственной близости от российских границ, сохраняется более 70 горячих точек, а свыше 20 районов оцениваются как зоны потенциальных конфликтов25.
  В "Военной доктрине Российской Федерации" отмечено, что российская армия должна обеспечить осуществление миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных вооруженных сил.
  Под миротворческой деятельностью понимаются коллективные действия международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.) политического, экономического, военного и иного характера, осуществляемые после возникновения конфликта в соответствии с нормами и принципами международного права, направленные на разрешение международных споров, предотвращение и прекращение вооруженных конфликтов преимущественно мирными способами в целях устранения угрозы международному миру и безопасности26.
  К сожалению, как в недавнем прошлом в СССР, в США и некоторых других странах идея миротворчества и введения войск на территорию другого государства воспринимается в искаженном, политизированном виде.
  Все локальные войны, которые вел СССР, преследовали, прежде всего, идеологические цели. Советские солдаты умирали во время экспорта революции, за спасение Азии и Африки от колониального ига; мы вводили танки в Германию, Польшу, Венгрию, Чехословакию для защиты "завоеваний социализма".
  В послевоенное время Советский Союз (и США тоже) активно вмешивался во внутренние дела третьих стран, поддерживая I в них сепаратистов в целях приведения к власти угодных им режимов.
 _____________________________________________________________________________
  Косвенным подтверждением этому служит Закон "О ветеранах", содержащий Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Список впечатляющий: Китай (1946-1949 гг., 1950-1953 гг.), Венгрия (1956 г.), Алжир (1962-1964 гг.), Египет (1962-1963 гг., 1967 г., 1968 г., 1969-1972 гг., 1973-1974 гг., 1974-1975 гг.), Йемен (1962-1963 гг., 1966-1969 гг.), Вьетнам (1961-1974 гг.), Сирия (1967 г., 1970 г., 1972-1973 гг.), Ангола (1975-1979 гг.), Мозамбик (1967-1969 гг., 1975-1979 гг.), Эфиопия (1977-1979 гг.), Афганистан (1978-1989 гг.), Камбоджа (1970 г.), Бангладеш (1972-1973 гг.), Лаос (1960-1963 гг., 1964-1968 гг., 1969-1970 гг.), Сирия и Ливан (1982 г.). Доходило до парадоксов. К примеру, в Сомали наши участвовали в боевых действиях с обеих воюющих сторон.
  Список впечатляет не только тем, что огромное число наших граждан погибло неизвестно где, а и тем, что все это было совершенно бессмысленно. Ведь в конечном итоге они так и не навели желаемого порядка нигде.
 _____________________________________________________________________________
  Не отстали от СССР и развитые капиталистические страны. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой 1 Дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
 _____________________________________________________________________________
  "Буря в пустыне", "умиротворение" в Боснии, война НАТО против Югославии, акция возмездия США международному терроризму в Афганистане, операция "шок и трепет" в Ираке - вот далеко не полный перечень "миротворческих" акций. В качестве новых потенциальных мишеней США эксперты называют около десятка стран. В списке фигурируют КНДР, Иран, Сомали, Судан, Йемен, Филиппины, Ливан, Сирия27.
 _____________________________________________________________________________
  Следует отметить, что впервые за многие десятилетия Россия в ограниченной мере участвует в "капиталистической" войне в Афганистане. Это полезно для нас по многим причинам, позволяющим:
 * покончить с агрессивным крылом движения "Талибан", которое дестабилизирует наши южные границы и является источником терроризма;
 * установить в Афганистане не "прогрессивный режим", который затем нам придется бесплатно кормить, вооружать и защищать от всего мусульманского мира, а нейтральный, который будет поддерживать западное сообщество;
 * подорвать преступный наркобизнес, основой которого является бедность жителей Афганистана;
 * ликвидировать базы подготовки кадров для чеченских банд формирований;
 * выступать не одиноким флагманом (коммунизма), а в коалиции со странами, которые принято считать развитыми и цивилизованными.
  В этой ситуации России следует воздержаться лишь от одного привычного и пагубного для нее образа действий - посылать своих солдат воевать и погибать.
  К обеспечению военной безопасности России непосредственно примыкают задачи по надежной охране и защите государственной границы, обеспечению пограничной безопасности страны. Более того, осуществление войскового прикрытия границы является одной из основных задач Вооруженных Сил Российской Федерации.
  Охрана государственной границы - это составная часть системы обеспечения безопасности государства, одна из сфер реализации государственной пограничной политики. Она заключается в "осуществлении уполномоченными законом федеральными органами мер политического, правового, экономического, военного, оперативного, санитарного и иного характера по недопущению противоправного изменения прохождения государственной границы, в обеспечении соблюдения юридическими и физическими лицами установленных правоотношений и в борьбе с правонарушителями"28.
  Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы при условии неукоснительного соблюдения установленного порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.
  Угрозы безопасности и интересам России в пограничной сфере обусловлены двумя обстоятельствами: экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию; активизацией деятельности трансграничной организованной преступности и международных террористических организаций.
  Радикальные геополитические изменения конца XX в. превратили Россию в страну, почти наполовину состоящую из приграничных регионов.
 _____________________________________________________________________________
  Из 89 субъектов Федерации 45 (51%) - приграничные, занимающие по площади 76,6% всей территории страны. В них проживает 43,1% населения России. Причем 2 из этих 45 субъектов в положении приграничных оказались впервые.
  На границе Российской Федерации соприкасаются между собой около 50 народов и национальностей приграничных регионов России и 16 сопредельных государств.
 _____________________________________________________________________________
  Охраной государственной границы занимается специально созданная для этого структура - Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС). В настоящее время в пограничных войсках насчитывается 214 тыс. человек, из них 200 тыс. - военнослужащие.
 _____________________________________________________________________________
  Общая протяженность границ России составляет 60 932, 8 тыс. км. Из них сухопутная граница - 14,51 тыс. км, морская - 38,81 тыс., озерная - 0,48 тыс. км. Протяженность не обустроенных участков составляет 13,5 тыс. км. Ежесуточно на охрану границы заступают более 11 тыс. нарядов, до 100 пограничных кораблей идо 80 самолетов и вертолетов.
 _____________________________________________________________________________
 
  Ситуация с охраной государственной границы непростая. Протяженность границы после распада СССР осталась практически неизменной, а сложившаяся ранее система ее охраны и погранично-таможенного контроля была нарушена.
 _____________________________________________________________________________
  К примеру, очень плохо охраняется граница протяженностью 2070 км, отделяющая Афганистан от Таджикистана, Узбекистана и Туркмении; и чем дальше на запад, тем хуже. Ее восточный участок (1200 км) в Таджикистане в значительной степени проходит по горам. Солдаты 201-й мотострелковой дивизии, осуществляющие войсковое прикрытие границы, не могут достаточно плотно ее закрыть, о чем свидетельствует поток контрабанды наркотиков.
  В Узбекистане протяженность границы с Афганистаном составляет 130 км, и охраняется она, конечно, намного хуже, чем в советские времена.
  Что касается границы с Туркменией, то она не охраняется в принципе, через нее идут все, кто хочет.
  Еще одна проблема состоит в том, что граница между Россией и всеми этими республиками открыта. Из Таджикистана, Узбекистана и Туркмении, входящих в состав СНГ, можно попасть в Россию, имея на руках паспорта этих республик, старый советский паспорт (20 млн. таких паспортов до сих пор находится в употреблении) и даже свидетельство о рождении, которое очень легко подделать.
 _____________________________________________________________________________
  Кроме того, следует иметь в виду, что к концу XX в. около 7 млн. кв. км территории бывшего СССР, где проживало почти 30 млн. человек, являлись спорными.
  Более того, некоторые автономии также настойчиво требуют пересмотра своих границ внутри, собственно, российского государства.
  Исходя из этого, основными задачами России в пограничной сфере являются:
 * совершенствование нормативной правовой базы охраны государственной границы;
 * развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
 * противодействие экономической, демографической, культурно-религиозной и иной экспансий на территорию России со стороны других государств;
 * пресечение деятельности транснациональной организованной преступности и незаконной миграции населения;
 * осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ.
  В целом система мер по обеспечению военной безопасности Российской Федерации и военная доктрина России носят оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность страны и ее союзников.
 Литература к теме
 1. Аснер П. От атомной бомбы до этнической чистки. СПб.: Всемирное слово, 1999.
 2. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ 21 апреля 2000 г.)// Безопасность, 2000, №1-12. ч
 3. Насиновский В. Вооруженные конфликты: поиск решений. М.: Объединенная редакция МВД РФ, 1996.
 4. Серебрянников В.В. Социология войны. М., 1997.
 5. Слипченко В.И. Война будущего. М., 1999.
 6. Хрусталев Е., Цымбал В. Военная безопасность России: замыслы и реалии// Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 1.
 7. Шутов А Д., Романенко В.И. Проблемы безопасности России// Дипломатический ежегодник, 2000.
 Контрольные вопросы и задания
 1. Дайте определение военной безопасности.
 2. При каких обстоятельствах наличие потенциальной военной опасности становится реальной угрозой?
 3. Чем определяется характер современных войн?
 4. Укажите разницу между вооруженным конфликтом, локальной войной, региональной войной и крупномасштабной войной.
 5. Что такое миротворческая деятельность?
 6. Раскройте особенности обеспечения пограничной безопасности России в современных условиях.
 Тема 8 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
  В сфере внешнеэкономической деятельности под состоянием экономической безопасности понимается прежде всего суверенитет государства над своей внешнеэкономической политикой, возможностью ее эффективной реализации. Кроме того, под обеспечением экономической безопасности страны может подразумеваться и поддержание баланса ее и чужих интересов. Балансирование может достигаться путем регулирования факторов и угроз экономической безопасности. Для этого экономика страны должна обладать своеобразным запасом прочности, или надежностью, под которыми понимается способность общественной системы четко и безотказно функционировать для достижения поставленных целей во всех возможных условиях.
  Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности - это комплекс мероприятий по парированию возникающих угроз нашим внешнеэкономическим интересам. Кроме того, это и меры по созданию оптимально благоприятных внешнеторговых условий для российских предприятий и фирм, чьи интересы призвано защищать и обеспечивать государство.
  Экономическая безопасность России связана с состоянием экономики не только нашей страны, но и других - тех, с которыми она вступает во взаимодействие. Поэтому, рассматривая проблемы экономической безопасности, следует учитывать их международный аспект. Можно утверждать, что на экономическую безопасность существенное влияние оказывает баланс состояния экономик стран, вступивших во взаимодействие на мировом рынке.
  Кроме того, содержанием угрозы экономической безопасности могут быть как объективные процессы развития экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных субъектов (международных политических и экономических сообществ; зарубежных государств - их правительств, спецслужб, фирм и корпораций; организованных структур и отдельных граждан в самой России). Они преследуют собственные интересы, как экономические - извлечение наибольшей прибыли, так и политические - в борьбе за власть. К внешним угрозам относят и деятельность иностранных государств - их разведывательных и специальных органов, а также неправительственных структур, направленную на подрыв экономической безопасности России.
  Национальные интересы России во внешнеэкономической сфере сформулированы в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", где указано, что "важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:
 * создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
 * расширение рынков сбыта российской продукции;
 * формирование единого экономического пространства с государствами - участниками СНГ.
  В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.
  Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
  Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.
  Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала".
  Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономической деятельности является составной частью института внешней независимости страны, под которым понимается состояние и сочетание экономических, политических и военных факторов, которые обеспечивают государственность, цели и интересы нации при самостоятельном принятии решений относительно взаимоотношений с иностранными партнерами и использования зарубежных ресурсов и опыта29.
  В условиях современной России, укрупнено внешние угрозы можно свести к нескольким основным видам:
 * лавинообразное нарастание импортной зависимости;
 * чрезмерная открытость экономики;
 * превращение России (часто по собственной инициативе) в нетто-экспортера природных ресурсов;
 * ослабление ее позиций на рынках стран СНГ, опасность чего явно недооценивается руководством страны.
  К числу внешних факторов, усугубляющих угрозы национальной безопасности России в экономической области, относятся:
 * большая задолженность зарубежным странам и их организациям и нерешенность проблем выплаты долгов России иностранными государствами;
 * незавершенность формирования сквозной государственной системы экспортного и валютного контроля, нелегальный вывоз капитала и товаров, неполная репатриация валютной выручки;
 * отсутствие целостной нормативной базы регулирования внешнеэкономической деятельности, недостаточный уровень межведомственной и межрегиональной координации в этой сфере;
 * зависимость от импорта ряда видов стратегически важных сырьевых товаров, продовольственных товаров и медикаментов, промежуточной продукции, машин и оборудования, подрывающая макроэкономическую сбалансированность;
 * неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки российского экспорта и рационализации структуры импорта;
 * стимулирование иностранными партнерами утечки интеллектуальной собственности и квалифицированных кадров из России в зарубежные страны;
 * вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья и товаров при крайне неэффективном или чисто криминальном использовании получаемых от этого доходов;
 * культивирование структурно перекошенного товарооборота и подрыв ресурсов базы отечественного машиностроения.
  Совокупное действие этих факторов ведет к снижению конкурентоспособности российской экономики, что остается фундаментальным источником угроз экономической безопасности России.
  Именно поэтому проблема протекционизма, т.е. государственной защиты национальной экономики, в последнее время чрезвычайно обострилась.
  Стержнем государственной политики обеспечения экономической безопасности России должно стать сохранение страной комплекса своих конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на соответствующий статус страны в мировой экономике и значительную эффективность ее внешнеэкономической деятельности.
  Широкомасштабные перемены в экономике России, происходящие порой совсем не так, как ожидалось, привели к ослаблению ее защитных механизмов, снизили ее конкурентоспособность. Причины этого во многом коренятся в политической сфере, они связаны с кризисом государства и ослаблением его роли в защите и развитии отечественных производителей товаров и услуг.
  В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением ряда государств использовать ее трудности в своих политических и экономических интересах. Россия получила статус страны с "переходной экономикой", означающий, что ее экономическая безопасность тесно связана с состоянием не только своей собственной экономики, но и стран, с которыми она вступает во взаимодействие, поддерживает связи на мировом рынке.
  Сложность заключается в том, что российская экономика стала фактически открытой для неуправляемого и неконтролируемого движения через видимые и невидимые границы практически всех видов ресурсов: материальных, денежных, людских, информационных. Хорошо известно, что любые диспропорции и перепады параметров внутри страны и на ее границах приводят в движение материальные, денежные, информационные потоки, причем это движение тем интенсивнее, чем больше диспропорции и перепады. В российской экономике сложилась именно такая ситуация.
  Слабость российских позиций на мировом рынке обусловливается, прежде всего, ориентировкой на экспорт сырья, зависимостью от импорта продовольствия и медикаментов, машин и оборудования, наличием высокого внешнего долга, а также дискриминацией внешнеторговых усилий со стороны ряда стран мирового сообщества.
  Российские экспортеры сталкиваются с острым противодействием конкурентов. Ведущие западные страны предпринимают целенаправленные усилия по вытеснению России прежде всего с рынков платежеспособных стран (страны Восточной Европы, Иран, Индия, Алжир, Ливия, Ирак, Кувейт и др.), в том числе политическими методами, увязывая, в частности, вопрос о предоставлении экономической помощи с вопросом об ограничении Россией экспорта оружия и военной техники.
  Трудности с попаданием на внешний рынок испытывает практически любой конкурентоспособный российский товар. В настоящее время абсолютно лидирующими по числу ограничений (60%) являются российские черные металлы и изделия из них. Далеко не полный перечень ограничений, введенных отдельными странами против России, дан в табл. 8.1.
  Количество санкций против России неуклонно растет. В 1992 г. их было 13, а в 1999 - уже 150. За 2000 г. число ограничений возросло чуть ли не вдвое. По оценке Минэкономразвития РФ, внешнеторговые санкции наносят экономике России ущерб в размере 1,5-2 млрд. долл. в год.
  Таблица 8.1
  Ограничения, введенные отдельными странами, при продвижении российских товаров на внешний рынок
 Страна Число санкций Товары Ущерб, млн. дол л ./год Аргентина 2 Черные металлы - Бразилия 4 Черные металлы 30,6 Венгрия 4 Химические товары, черные металлы, цемент, древесноволокнистые плиты 1,5 Венесуэлла 2 Черные металлы, химические товары, автомобили - Египет 4 Черные металлы, газетная бумага 14,0 Евросоюз 24 Металл, химические товары, автомобили, уголь, шкуры диких животных, древесноволокнистые плиты, асбест 528,53 Индия 11 Черные металлы, витамины, газетная бумага 155,4 Индонезия 2 Черные металлы 8,4 Казахстан 12 Обои, провод, материалы кровельные и облицовочные, ковры и напольные текстильные покрытия, тара и посуда Канада 5 Черные металлы 157,58 Колумбия 6 Черные металлы, автомобили - Южная Корея 4 Черные металлы, химические товары 173,0 Литва 3 Черные металлы, химические товары - Малайзия 2 - - Мексика 7 Черные металлы, химические товары 10,25 Перу 3 Черные металлы - Польша 10 Черные металлы, химические товары, уголь 85,8 Словакия 1 - 10,0 США 15 Черные и цветные металлы, химические товары, уран, оружие, текстиль 299,1 Таиланд 2 Черные металлы 350,0 Тайвань 2 Черные металлы 1,5 Турция 9 Черные металлы, химические товары 51,8 Украина 7 Химические товары, автомобили, текстиль, лампы накаливания 51,8 Филиппины 5 Черные металлы 369,0 Чехия 1 Автомобили 0,9 Чили 1 Черные металлы 1,0 ЮАР 2 Черные металлы - Итого 150 - 2300,16 Источник: Аргументы и факты, 2000, № 6, с. 8.
 
  Международные экономические санкции включают финансовые и торговые меры. К мерам финансового воздействия относятся:
 * сокращение, приостановка или прекращение различного вида помощи;
 * уменьшение или приостановка кредитования на льготных условиях;
 * замораживание или конфискация банковских активов страны, являющейся объектом воздействия;
 * ограничения или запрет на выплату процентов по займам и на другие трансфертные платежи;
 * отказ в рефинансировании долгов и пересмотр графика погашения займов;
 * осуществление контроля за движением капиталов. Торговыми мерами являются:
 * введение квот на импорт и экспорт;
 * ограничения на выдачу импортных или экспортных лицензий;
 * осуществление эмбарго на импорт или экспорт;
 * дискриминационная тарифная политика;
 * приостановка или полная отмена совместных проектов;
 * разрыв торговых соглашений;
 * запрет на экспорт технологий;
 * занесение в "черный список" отдельных лиц и экономических структур, торгующих со страной - объектом воздействия;
 * запрет на предоставление страховых услуг и др.
  Для применения международных санкции против конкретного государства следует иметь серьезные основания. И часто они имеются в связи с тем, что Россия нарушает мировые рыночные законы, продавая свои товары по существенно заниженным ценам. Стремление российских компаний любыми средствами продать товар и получить валюту наносит урон производителям тех стран, которые допускают нас на свой рынок.
  В то же время практически неисчерпаемый российский потребительский рынок, огромные запасы минерально-сырьевых ресурсов привлекают пристальное внимание западных производителей и инвесторов. То же самое можно сказать о большинстве стран СНГ.
  Основные характеристики запасов минерально-сырьевых ресурсов, а также выгоды стратегического положения отдельных стран СНГ, вызывающие интерес Запада, приведены в табл. 8.2.
  Таблица 8.2
  Потенциальные экономические интересы Запада в странах СНГ
 Страна Имеющиеся в стране ресурсы Туркменистан 4-е место в мире по добыче газа (после США; Канады и России) и 2-е - по его экспорту. Запасы газа - от 3 до 21 трлн. 'куб. м. Запасы нефти - около 6 млрд. т. Это соответствует 20% нефтегазовых ресурсов стран арабского мира, в 2 раза превышает запасы в Северном море и в 5 раз - в Мексиканском заливе Узбекистан Общий минерально-сырьевой ресурс оценивается более чем в 3,3 трлн. долл. Разведанные запасы золота - около 6 тыс. т. Разведанные запасы урана - 120 тыс. т; 10-е место в мире по запасам меди. Запасы нефти и газа оцениваются в 1 трлн. долл. Степень освоения месторождений крайне незначительна Казахстан Согласно утверждениям экспертов, по разведанным запасам нефти Казахстан уже сегодня опережает Россию. Доказанные запасы нефти составляют 2,9 млрд. т, прогнозные - 6-12 млрд. т. Доказанные запасы газа превышают 3 трлн. куб. м. Огромные запасы других полезных ископаемых: никеля, кобальта, молибдена, урана, золота Кыргызстан Минеральные ресурсы незначительны. Геополитическая важность страны заключается в ее крайне выгодном стратегическом месторасположении Таджикистан Минеральные ресурсы изучены пока крайне слабо. Но, по предположениям экспертов, они могут быть очень значительными. Из известных ресурсов наиболее важными считаются запасы урана Азербайджан По экспертным оценкам, запасы нефти и газа оцениваются в 6-10 млрд. т. Сейчас за влияние на страну ведется жесткая борьба между Россией, Западом, Турцией и Ираном. Проект строительства нефтепровода Баку- Джейхан пока "заморожен" Армения Минеральные ресурсы незначительны. Геополитическое значение страны заключается в том, что ее можно использовать в качестве инструмента давления на Азербайджан Грузия Минеральные ресурсы незначительны. Однако, согласно планам Запада, именно через Грузию должен пройти стратегически важный нефтепровод Баку - Джейхан
  Говоря о внешних экономических угрозах России, следует заметить, что в последнее время Запад проявляет необычайный интерес ко всему, что происходит в российской экономике и вокруг нее. Там разработаны так называемые "индикаторы чувствительности", использование которых позволяет принимать рациональные тактические и стратегические решения по отношению к России30.
  Эти индикаторы обычно ранжируют в следующем порядке:
 * стабильность социально-политической ситуации и ее возможные изменения в долгосрочной и среднесрочной перспективе;
 * оценка уровня управленческой деятельности правительства и возможности ухода его в отставку;
 * уровень компетентности директорского корпуса;
 * характеристика официальной оппозиции;
 * характеристика нелегальной оппозиции;
 * тенденции в экономической политике правительства страны;
 * отношение ветвей власти к зарубежному капиталу;
 * риск национализации капитала и возможные варианты ее компенсации;
 * уровень коррумпированности высших руководителей;
 * степень государственного вмешательства в экономику;
 * удельный вес государственной собственности.
  В перечне этих индикаторов заложен не столько интерес возможного партнерства, сколько противостояние вероятного, сильного и беспощадного конкурента, являющего пример деятельности в области экономической безопасности своей страны.
  Важнейшим условием притока иностранных инвестиций, в которых так нуждается Россия, является политическая и экономическая стабильность в стране. Нужно как минимум полгода устойчивого экономического равновесия и предсказуемой политики Правительства РФ, подчеркивают эксперты, для того чтобы иностранные инвесторы удостоверились в необратимости положительных сдвигов. Реальная политическая нестабильность в России конца XX в. вынуждала инвесторов постоянно откладывать реализацию масштабных проектов. Вложения в экономику России носили преимущественно спекулятивный характер и были сопряжены со значительным финансовым риском.
  По данным опроса западных компаний, ключевой фактор при принятии решения относительно вкладывания средств в страны СНГ - это размер и "здоровье" рынка: численность населения, его благосостояние, данные о предыдущих продажах, перспективы общеэкономического развития и прогнозные оценки положения на конкретных рынках, представляющих сферу действия компании. К числу негативных факторов относятся: частые изменения в законодательстве, неуверенность относительно направления и характера будущих изменений, слабое развитие деловой инфраструктуры. Особенно большую роль играет среди них политическая нестабильность, а вот налоговые и иные льготы принимаются во внимание лишь после того, как положительное решение принято по всем перечисленным выше вопросам31.
 _____________________________________________________________________________
  О России сложилась репутация как одного из самых неблагоприятных мест для капиталовложений. В ходе опроса директоров британских компаний, проведенного службой Гэллапа для консультантов по безопасности "Контроль риск труп", 55% опрошенных назвали Россию трудным регионом против 47%, сказавших то же самое об Африке, и 46% - о Южной Америке. В то же время притягательность, к примеру, нефтегазового сектора нашей экономики продолжает оставаться очень высокой: по этому показателю Россия удерживает 2-е место в мире, уступая только Индонезии32.
 _____________________________________________________________________________
  Изучая проблемы безопасности России во внешнеэкономической сфере, следует также иметь в виду, что, к сожалению, свертывание внутреннего производства и снижение спроса в сочетании с обвальной либерализацией внешнеторгового и валютного режима предопределило глубокую зависимость экономики России от вынужденного завоза иностранных товаров в страну, малоэффективного и нерационального сбыта российской продукции за рубежом.
 _____________________________________________________________________________
  За счет зарубежных закупок в настоящее время покрывается, к примеру, свыше половины потребностей страны в продовольственных товарах, а в Москве и других крупных городах эта доля достигает 70-80%.
 _____________________________________________________________________________
  Вместе с тем во всех странах правительства широко используют защитные меры для регулирования внешнеторговых связей в интересах национальных производителей и потребителей товаров и услуг. Тем самым процесс интегрирования национальной экономики в мировое хозяйство становится более упорядоченным, повышается ее эффективность.
  Общее число известных защитных мер насчитывает несколько сотен. Они применяются главным образом для ограждения внутреннего рынка от нежелательной по разным причинам продукции иностранных поставщиков. Однако в большинстве стран, особенно поставляющих за границу сырье, такие меры применяют и в отношении экспорта с тем, чтобы оградить природные ресурсы от расхищения, обеспечить приоритетное снабжение ими отечественной обрабатывающей промышленности, поддержать занятость, ограничить вывоз товаров, изготовление которых субсидируется государством для удовлетворения внутренних потребностей.
  Институт защитных механизмов внутреннего рынка включает:
 * экономические меры, действующие через механизм цен и оставляющие за покупателем свободу выбора среди конкурирующих товаров (импортных и отечественных), что является одним из основных принципов рыночных отношений. Эти меры корректируют действие механизма рынка в пользу отечественного производства;
 * административные меры, т.е. издание нормативных документов, прямым образом регламентирующих в общенациональных интересах внешнеторговые операции с определенными странами и товарами. Такие меры формируют структуру внутреннего рынка (соотношение между импортными и отечественными товарами) без участия покупателя.
  В обычных условиях развития экономики значительная часть административных мер рассматривается как дополнительное средство регулирования торговли и используется, когда экономические меры оказываются недостаточно эффективными.
  Для поддержания приемлемого уровня собственной экономической безопасности от внешних угроз создаются специальные государственные институты.
  Обеспечение контрразведывательной защиты государственных секретов (в том числе и в сфере экономики) является основной функцией органов контрразведки. Что касается помощи экономическим структурам, особенно негосударственным, со стороны органов ФСБ в сохранении коммерческой тайны, то эти проблемы пока еще только обсуждаются.
  Однако, по данным ФСБ, разведывательно-подрывная деятельность иностранных спецслужб направлена не только на военно-промышленный комплекс страны, конверсию и государственные секреты, но и на приоритетную информацию промышленного, технологического, делового, управленческого характера, охраняемую в качестве коммерческой тайны.
  В частности, спецслужбы США в условиях кардинальных изменений международной обстановки значительно усиливают активную помощь национальному предпринимательству, защиту его интересов на внешнем рынке.
 _____________________________________________________________________________
  Агентство национальной безопасности (АНБ) США в качестве приоритетного направления работы ныне выделяет не военный, а экономический шпионаж. Создана система электронного контроля за конкретными иностранными компаниями для сбора самых подробных сведений об их новых товарах, технологиях, готовящихся торговых сделках.
  В ЦРУ создано специальное подразделение экономической разведки. Оно наблюдает за деловой активностью и экономическим потенциалом других стран, изучает торговые приемы иностранных фирм, их экономические возможности и слабые места, стратегию в торговой и финансовой областях, уровни технологии.
 _____________________________________________________________________________
  Это значит, что новая задача американской разведки - предоставлять лицам, ответственным за принятие принципиальных решений, информацию, которая поможет обеспечить национальную безопасность в экономической сфере.
  Соответственная реорганизация идет и в ФБР. Утечка фирменных секретов американских компаний рассматривается ведомством, как такой же удар по национальной безопасности, каким ранее считалось попадание в руки иностранных агентов сведений о новой системе оружия.
  Итак, за внешним фасадом самостоятельности западных фирм, автономности их служб безопасности, защищающих "свои" промышленные секреты, скрывается отлаженный, имеющий солидное правовое обеспечение механизм государственной поддержки, в котором немаловажную роль играют спецслужбы.
  Определенная работа в этой области проводится и в Российской Федерации. Уже сложились отдельные направления деятельности ФСБ по содействию российским предприятиям в защите коммерческой тайны, а именно:
 * предоставление на договорной основе консультационных услуг и практической помощи в работе по защите коммерческой тайны заинтересованным предприятиям и организациям, их службам безопасности;
 * проведение экспертных оценок сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, и содействие в определении возможных каналов утечки этих сведений;
 * исследования системы сохранности коммерческой тайны и подготовка рекомендаций по устранению недостатков;
 * обучение руководителей предприятий и персонала служб безопасности по вопросам защиты коммерческой тайны;
 * помощь в подборе надежных иностранных партнеров для совместной экономической деятельности, участие в подготовке соглашений с ними.
  Эта деятельность осуществляется на основе Закона РФ "О федеральных органах государственной безопасности", которым регламентируются права органов ФСБ оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.
  Важнейшая роль в обеспечении экономической безопасности России, защите отечественного потребителя принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Это объясняется тем, что протекционистские функции (функции защиты внутреннего рынка) в России во многом выполняют таможенные тарифы. Взимание пошлин удорожает импортируемый товар, делает его менее конкурентоспособным по сравнению с аналогичным отечественным продуктом. В результате увеличиваются возможности сбыта последнего, уменьшается угроза банкротства российских предприятий и роста безработицы в стране, что отвечает коренным общенациональным интересам.
  К настоящему времени уже определились и условия повышения эффективности единого таможенно-валютного контроля, а именно:
 * создание сильной аудиторской службы, контролирующей объективность и полноту учета валютных операций;
 * реформирование финансовой и налоговой службы в целях усиления контроля;
 * обеспечение унификации внешнеторговых контрактов, особенно в части, касающейся условий платежа и штрафных санкций; '
 * налаживание эффективной системы единого таможенно-банковского контроля за поступлением валютной выручки.
  На контроле за поступлением валютной экспортной выручки российских экспортеров следует, однако, остановиться подробнее, поскольку принятые недавно Центральным банком (ЦБ) и Государственным таможенным комитетом (ГТК) России решения в этой области создают принципиально новую ситуацию в сфере валютного контроля.
  Суть этого подхода состоит в следующем33. В соответствии с разработанной системой таможенно-банковского валютного контроля создается единый 4-звенный блок для осуществления и контроля валютных поступлений от экспортных операций. В него входят: экспортер; банк, обслуживающий экспортную операцию; таможенное учреждение, оформляющее вывоз товара; Центральный банк России. Прежде эти звенья действовали разрозненно и неэффективно с точки зрения осуществления защиты экономических интересов государства.
  Ныне каждая экспортная поставка по внешнеторговому контракту должна начинаться с оформления так называемого паспорта сделки. В этом документе содержатся не только сведения о намерениях экспортера, но и подтверждение ответственности банка за своевременное возвращение экспортной выручки в страну. Наряду с этим паспорт сделки является обязательным условием принятия экспортного товара к таможенному оформлению, т.е. Грузовой таможенной декларации к оформлению. Информация, содержащаяся в паспорте сделки и Грузовой таможенной декларации, должна быть одинаковой в части необходимых сведений об экспортере и банке, обслуживающем данную операцию, а также о сумме сделки и дате возвращения валюты в Россию.
  Сведения, содержащиеся в паспорте сделки и Грузовой таможенной декларации, позволят ГТК составить учетную карточку таможенно-банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по каждой экспортной сделке. В учетной карточке указан предельно допустимый срок возвращения экспортной выручки в страну по той или иной экспортной операции. В течение этого срока учетная карточка должна быть заполнена экспортером и банком в соответствии с фактическим поступлением валюты. Если выручка не поступила на счет экспортера, банк заполняет учетную карточку с указанием причины невозвращения валюты в страну. Не позднее расчетного срока банк направляет заполненную учетную карточку в ГТК для обработки, полученную информацию направляют в ЦБ России.
  Предполагается, что новая система мер валютного контроля сделает его более эффективным, поскольку к контролю подключаются банки, ответственность которых за поступление валютной выручки от экспортных сделок значительно возрастает, информация о совершенной сделке, сумме и сроках поступления валютной выручки документально фиксируется и находится под контролем разных по подчиненности учреждений. Тройной контроль за каждой экспортной сделкой затруднит сговор между банком и экспортером либо между экспортером и таможенным инспектором, перекроет каналы "утечки" валютных ресурсов.
 _____________________________________________________________________________
  Это нововведение коснулось 35-40 тыс. юридических лиц, которые осуществляют около миллиона экспортных операций в год, 600 коммерческих банков, обслуживающих экспортно-импортные операции. Оно способно кардинальным образом повлиять на пополнение бюджета страны валютными ресурсами, сократить "утечку" валютных ресурсов, существенно содействовать обеспечению экономической безопасности страны.
 _____________________________________________________________________________
  В целом, объективный анализ сложившейся обстановки в мире и состояния международных экономических отношений показывает, что в современных условиях для обеспечения безопасной и эффективной интеграции России в мировую экономику необходимо осуществить ряд первоочередных мер:
 * формирование опирающейся на намечаемые структурные сдвиги в экономике страны в целом, структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки (особенно изделий машиностроения), услуг, а также оптимизацию структуры импорта;
 * выявление и эффективное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарно-страновых ниш на мировом рынке, концентрация основных усилий и средств на достижении рыночного успеха на них, а также всемерное развитие кооперации, инжениринга, лизинга;
 * достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и объединениями, исключение любых дискриминационных ограничений на торговлю с Россией;
 * создание условий для доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин и оборудования, технологий и информации, капитала, минерально-сырьевых ресурсов, а также к транспортным коммуникациям;
 * полномасштабное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с должниками России; совершенствование механизма доступа и оптимального использования зарубежных финансовых ресурсов, включая как кредиты иностранных государств и международных финансовых институтов, так и частные иностранные инвестиции.
  В глобальном масштабе к основным мерам государственного регулирования обеспечения экономической безопасности во внешнеэкономической сфере специалисты относят следующие34:
 1. Укрепление и оснащение таможенной границы по всему периметру Российской Федерации. Без этого не удастся обеспечить надлежащий контроль над соблюдением законодательства во внешнеэкономической деятельности;
 2. Формирование надежной правовой базы по таможенному контролю и контролю за соблюдением законодательства во внешнеэкономической деятельности;
 3. Совершенствование системы экспортного контроля в целях пресечения несанкционированного вывоза из России товаров военного и двойного назначения, а также товаров и технологий, попадающих под режим экспортного контроля;
 4. Формирование единой системы контроля за экспортом лицензируемых товаров и репатриацией валютной выручки. Имеется в виду компьютеризация всей этой системы в целях ведения банков данных о распределяемых квотах, выданных лицензиях, оформленных таможенных декларациях, переведенных валютных платежах, уплаченных таможенных пошлинах и т.д.;
 5. Расширение практики привлечения прямых иностранных инвестиций как одного из важных источников внешнего финансирования, не связанного с увеличением задолженности государства;
 6. Создание условий для отечественных предприятий, способствующих увеличению экспорта, особенно наукоемких технологий, и сокращению импорта за счет создания импортозамещающих производств;
 7. Усиление взаимодействия между органами и агентами валютного контроля в целях осуществления контроля за движением капиталов;
 8. Расширение практики проведения переговоров с зарубежными странами, их экономическими структурами для получения Россией отсрочки платежей, что дало бы возможность "передышки" нашей экономике;
 9. Разработка принципов дифференцированного подхода к предприятиям с участием иностранного капитала в соответствии с концепцией отраслевых приоритетов развития экономики страны.
  Стержнем государственной политики обеспечения экономической безопасности России должно стать сохранение страной комплекса своих конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на соответствующий статус страны в мировой экономике и значительную эффективность ее внешнеэкономической деятельности.
  В дополнение к стратегии внутреннего экономического роста, одним из источников которого должен стать, прежде всего, средний и малый бизнес, нашей стране следует разработать и начать претворять в жизнь комплексную стратегию повышения конкурентоспособности и интеграции России в мировое хозяйство.
  Такая стратегия могла бы включать в себя ряд элементов.
  На основе анализа национального потенциала и тенденций мирового рынка определяются место страны в мировом хозяйстве и отрасли экономики, перспективные для экспорта.
  Возможными (в конкретной ситуации) средствами экономической политики государства создаются условия для развития таких отраслей. Одновременно осуществляются действия по постепенному свертыванию тех отраслей, которые неспособны конкурировать с импортной продукцией.
  Таможенная защита национальной экономики в рамках такого курса осуществляется выборочно: защищаются отрасли, которые имеют хорошие перспективы, но еще не набрали силу, а также отрасли, быстрый крах которых резко обострил бы социальную ситуацию. В определенных случаях защита может потребоваться и тем отраслям, которые осуществляют интенсивную модернизацию.
  Развитие получают рынки тех товаров, которые в стране не производятся, а также товаров, которые способны выдержать интенсивную иностранную конкуренцию.
  Благоприятные условия создаются для импорта товаров, необходимых для развития важных отраслей производства.
  При определении импортной политики в отношении конкретного товара учитывается место этого товара в структуре национальной экономики, его перспективы с точки зрения международного разделения труда.
  Протекционистский режим в отношении определенных товаров осуществляется для достижения конкретной цели и по мере достижения этой цели ослабляется. При этом инвестиционная политика государства поощряет развитие тех отраслей, которые способны стать "точками роста" экспорта.
  В заключение отметим, что в условиях современных реалий принципиальной задачей является завершение формирования адекватной нормативно-правовой базы защиты экономических интересов России. Либерализация экономики и реформирование системы регулирования внешнеэкономической деятельности требует соответствующего пересмотра норм и инструментов защиты экономических интересов. В настоящее время в нашей стране имеются лишь отдельные фрагменты такой системы.
 Литература к теме
 1. Борисов С.М. Финансовый кризис и внешняя зависимость России // Деньги и кредит, 1998, № 10.
 2. Владимиров Ю.И., Павлов А.Г. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность, 1994, № 3.
 3. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. М.: Юристь, 1997.
 4. Кобрин Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности // Экономист, 1999, № 7.
 5. Кочетов Э. Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России // Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 11.
 6. Сабельников Л. Война без перемирия: формы и методы экономической агрессии. М., 1983.
 7. Шмелев Н. Экономическая составляющая российской внешней политики // Безопасность Евразии, 2001, № 3.
 Контрольные вопросы и задания
 1. Сформулируйте основные национальные интересы России во внешнеэкономической сфере.
 2. Перечислите внутренние факторы, усугубляющие внешние угрозы национальной безопасности России в экономической сфере.
 3. Почему применяются международные санкции в отношении России?
 4. Назовите "индикаторы чувствительности", сформулированные западными экспертами в отношении России.
 5. В чем суть таможенной защиты отечественного рынка?
 6. Опишите защитные механизмы внутреннего рынка России.
 Раздел 3 ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
 Тема 9 ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
  Как отмечалось выше, опасности для российского государства могут носить как внешний, так и внутренний характер.
  Под внутренней безопасностью России следует понимать защищенность национальных интересов страны, общества в целом и каждого отдельного гражданина от опасностей, проистекающих от процессов, идущих внутри самой страны.
  Анализ современной обстановки в России показывает, что в результате социальных изменений, происшедших в последнее десятилетие XX в., ситуация в стране продолжает оставаться напряженной и неустойчивой, в том числе в сферах:
 * государственной - власть все еще действует недостаточно эффективно, имеются проявления регионального сепаратизма, широко распространена коррупция должностных лиц, низкая исполнительская дисциплина чиновников и др.;
 * экономической - до недавнего времени наблюдалась тенденция спада производства во всех отраслях экономики, шла широкая контрабанда сырья, цветных металлов и пр.;
 * социальной - социальная обстановка в стране остается несбалансированной, социальная напряженность не снижается и т.п.;
 * правовой - наблюдается серьезный рост преступности, заметна криминализация общества;
 * общественной - неблагополучна демографическая ситуация в стране, снизились рождаемость и средняя продолжительность жизни, произошло резкое снижение уровня жизни абсолютного большинства населения и т.п.;
 * экологической - катастрофическое состояние природной среды не улучшается;
 * военной - границы России в ряде мест (особенно южные) остаются незащищенными и неопределенными.
  Своеобразие ситуации в современной России состоит и в том, что внутренние угрозы безопасности исходят в первую очередь не от факторов, связанных с государственным устройством страны (политической борьбы партий, ветвей власти, смены правительств и т.д.), а от параметров, определяющих жизнь гражданского общества (низкого качества и уровня жизни большей части населения, экономических и финансовых кризисов, высокого уровня преступности и терроризма, растущих межнациональных конфликтов).
  Видение нынешним руководством государства основных внутренних угроз безопасности страны изложено в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации": "Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма".
  Обеспечение внутренней безопасности страны опирается на несколько основополагающих концептуальных посылок. России следует:
 * продолжить развитие и совершенствование рыночных институтов;
 * следовать по демократическому пути развития, на основе верховенство права и закона;
 * оставаться многонациональным федеративным государством при условии совершенствования оптимальных форм отношений и распределения властных полномочий между федеральным Центром и регионами;
 * проводить политику, направленную на то, чтобы занять достойное и выгодное большинству россиян место в мировом сообществе.
  Интересы обеспечения внутренней безопасности России, базируются на учете современных потребностей личности, общества и государства и предполагают достижение ряда основополагающих целей, таких, как:

<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу