<< Пред.           стр. 18 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  От 19.01.1995 № 2
 
 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 о постоянно действующей экспертной комиссии
 организации
 
 1. Общие положения
  1.1. Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов (определению сроков их хранения), отбору дел на хранение и уничтожение создается действующая на постоянной основе экспертная комиссия (ЭК) организации.
  1.2. Экспертная комиссия является совещательным органом при руководителе организации, который утверждает принятые комиссией решения.
  1.3. В своей работе ЭК руководствуется законодательными актами Российской архивной службы, перечнями документов со сроками хранения и настоящим положением.
  1.4. Председателем экспертной комиссии является один из заместителей руководителя организации, секретарем - заведующий архивом (лицо, ответственное за архив).
  Персональный состав ЭК назначается приказом руководителя организации из числа наиболее квалифицированных сотрудников ведущих структурных подразделений организации, включая представителя делопроизводственной службы (канцелярия, секретариат, общий отдел и т.п.).
 
 2. Основные задачи ЭК
  Основными задачами ЭК являются:
  2.1. Организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства, определение сроков хранения документов при составлении номенклатуры и формировании дел.
  2.2. Организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии подготовки их к архивному хранению.
  2.3. Рассмотрение результатов отбора дел на хранение и уничтожение, утверждение (одобрение) проектов соответствующих документов, составляемых после завершения этой работы.
  2.4. Контроль за обеспечением сохранности, формированием и упорядочением документов в структурных подразделениях организации.
 
 
 3. Основные функции ЭК
  В соответствии с возложенными на нее задачами ЭК выполняет следующие функции:
  3.1. Осуществляет методическое руководство работой по экспертизе ценности документов, подготовке их к архивному хранению, а также по разработке номенклатур дел и других нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность архива и делопроизводственной службы организации.
  3.2. Организует ежегодный отбор документов на хранение и
  уничтожение.
  3.3. Рассматривает и принимает решения об одобрении (утверждении):
  - проектов номенклатур дел (сводной и по структурным подразделениям организации);
  - описей на дела постоянного хранения, на документы по личному составу, а также на дела временного (свыше 10 лет) хранения, подлежащие передаче в архив организации;
  - описей на дела, подлежащие передаче на государственное хранение в соответствии с договором, заключаемым с учреждением Государственной архивной службы (эти описи затем направляются на утверждение экспертно-проверочной комиссии указанного архивного учреждения);
  - актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих дальнейшему хранению;
  - предложения об изменении сроков хранения отдельных категорий (видов) документов, установленных действующими перечнями, и об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями (предложения в установленном порядке направляются на рассмотрение соответствующего учреждения Государственной архивной службы).
  3.4. Совместно со службой делопроизводства и заведующим архивом (ответственным лицом) осуществляет контроль за формированием дел в делопроизводстве структурных подразделений и качеством подготовки документов к передаче в архив организации.
  3.5. Организует инструктаж, оказывает консультативно-методическую и практическую помощь работникам организации и подведомственных ей учреждений по вопросам экспертизы ценности документов, подготовки номенклатур дел, описей, актов и т.п.
 
 4. Права ЭК
  Экспертная комиссия имеет право:
  4.1. В пределах своей компетенции давать рекомендации структурным подразделениям и отдельным сотрудникам организации по вопросам разработки номенклатур дел и формирования дел в делопроизводстве, экспертизы ценности документов, розыска недостающих дел постоянного хранения и по личному составу, упорядочения и оформления документов.
  4.2. Заслушивать на своих заседаниях руководителей структурных подразделений о состоянии работы по отбору и подготовке дел к архивному хранению, обеспечению их сохранности и учета, о выполнении действующих требований по оформлению документов и формированию дел в делопроизводстве.
  4.3. Приглашать на заседания комиссии в качестве консультантов и экспертов специалистов структурных подразделений, представителей Государственной архивной службы и других организаций.
  4.4. ЭК в лице ее председателя и секретаря комиссии имеет право не принимать к рассмотрению и возвращать для доработки некачественно и небрежно подготовленные документы.
  4.5. Информировать руководство организации по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.
  Приложение 7.12
 
 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
 НА КОТОРЫХ ПРОСТАВЛЯЕТСЯ ГРИФ
 УТВЕРЖДЕНИЯ15
  Акты (проверок и ревизий; приема законченных строительством объектов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации организаций, учреждений, предприятий и т.д.);
  Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; на проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ;
  технические и т.д.);
  Инструкции (правила) - (должностные; по делопроизводству; технике безопасности; внутреннего трудового распорядка и т.д.); Нормативы (расхода сырья, материалов, электроэнергии; технологического проектирования; численности работников и т.д.);
  Отчеты (о производственной деятельности, командировках, научно-исследовательских работах и т.д.);
  Перечни (должностей работников с ненормированным рабочим днем; предприятий, на которые распространяются определенные льготы; типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств, ведомств и других организаций с указанием сроков хранения материалов и т.д.);
  Планы (производственные; строительно-монтажных, проектно-изыскательских, научно-исследовательских работ; внедрения новой техники; по капитальному ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого совета и т.д.);
  Положения (об организации; структурном подразделении; премировании и т.д.);
  Программы (проведения работ и мероприятий, командировок
  и т.д.);
  Расценки на производство работ;
  Сметы (расходов на содержание аппарата управления, зданий, помещений, сооружений, использования средств фонда предприятия; на подготовку и освоение производства новых изделий; на капитальное строительство и т.д.);
  Стандарты (государственные, отраслевые, технические условия);
  Структура и штатная численность;
  Тарифные ставки;
  Уставы организаций;
  Формы унифицированных документов;
  Штатные расписания и изменения к ним.
 
 
  Приложение 7.13
 
 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
 НА КОТОРЫХ СТАВИТСЯ ГЕРБОВАЯ ПЕЧАТЬ16
  Акты (приема законченных строительством объектов, оборудования, выполненных работ; списания; экспертизы и т.д.);
  Архивные справки;
  Архивные копии;
  Доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, ведение дел в арбитраже и т.д.);
  Договоры (о материальной ответственности, поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений; о производстве работ и т.д.);
  Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; технические и т.д.);
  Заключения и отзывы;
  Заявления (на аккредитив; об отказе от акцепта и т.д.);
  Исполнительные листы;
  Командировочные удостоверения;
  Нормы расхода;
  Образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций;
  Письма гарантийные (на выполнение работ, услуг и т.д.);
  Поручения (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные (сводные, в банк; на получение и перевод валюты, на импорт и т.д.);
  Положения об организациях;
  Представления и ходатайства (о награждении орденами и медалями, премиями и т.д.);
  Реестры (чеков; бюджетных поручений, представляемые в
  банк);
  Сметы расходов (на содержание аппарата управления; на калькуляцию к договору и т.д.);
  Соглашения;
  Справки (лимитные; о выплате страховых сумм; использовании бюджетных ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся зарплате и т.д.);
  Спецификации (изделий, продукции и т.д.);
  Титульные списки;
  Удостоверения;
  Уставы организаций;
  Штатные расписания.
 
 
  Приложение 7.14
 
 Правительство Российской Федерации
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 27 декабря 1995 г. № 1268
 г. Москва
 ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ,
 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ
 ПЕЧАТЕЙ И БЛАНКОВ С ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕМ
 ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
  В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. № 2050 "О Государственном гербе Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 49, ст. 4761) Правительство Российской Федерации постановляет:
  1. Установить, что изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие выданные Комитетом Российской Федерации по печати лицензии на существующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.
  Изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляется по заказам федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов и учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. № 2050 и утвержденным этим Указом Положением о Государственном гербе Российской Федерации.
  2. Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Комитетом Российской Федерации по печати обеспечить в установленном порядке разработку и принятие государственного стандарта на печати и бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
  3. Комитету Российской Федерации по печати:
  Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить положение о порядке сертификации полиграфических и штемпельно-граверных предприятий, осуществляющих изготовление продукции с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации;
  обеспечить составление и ведение единого перечня полиграфических и штемпельно-граверных предприятий, осуществляющих изготовление продукции с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации;
  совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ускорить разработку и представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке и условиях хранения, использования и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации;
  совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить порядок и условия хранения, использования и уничтожения оснастки (форм, матриц, клише и т.п.) для изготовления печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
  Председатель Правительства
  Российской Федерации
  В. Черномырдин
 
 
 Тема 8.
 НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 ПРИ ПЕЧАТАНИИ ТЕКСТОВ
 СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ
 
  1. Особенности официально-делового стиля
  2. Употребление прописных и строчных букв
  3. Наиболее употребляемые сокращения слов
  4. Оформление дат и чисел в документах
 
 
 1. Особенности официально-делового стиля
 
  Как целостная структура любой документ должен отвечать определенным требованиям. Это:
  • краткость и компактность изложения официального материала;
  • точность и определенность формулировок, однозначность и единообразие терминов;
  • последовательность использования технических приемов правотворчества.
  Официально-деловому стилю присуще использование слов только в тех значениях, которые признаются нормой общелитературного словоупотребления, а также в значениях, традиционных именно для деловых документов, которые не нарушают их стилистического единообразия и соответствуют общей тенденции стандартизации делового языка.
  Отбор лексики предполагает внимательное отношение к лексическому значению слов. Незнание лексического значения отдельных слов приводит к ошибкам типа: "необходимо улучшить зоотехническое и ветеринарное обслуживание животноводства" (можно улучшить обслуживание скота, но не животноводства), "удешевить себестоимость" (удешевить можно товары, продукты, но не себестоимость; возможный вариант: "снизить себестоимость").
  Не допускается использование неологизмов, даже образованных по традиционным моделям, например "конструкторат", "переорганизация", а также слов, относящихся к разговорной лексике, например "секретарша", "лаборантка".
  Если неправильно выбрать слово из ряда однокоренных, различающихся значением, можно исказить смысл. Например, нередко путают слова "представить" и "предоставить". Представить - 1) предъявить, сообщить ("представить список сотрудников", "представить доказательства"); 2) познакомить с кем-либо ("представить коллективу нового работника"); 3) ходатайствовать (о повышении, о награде) ("представить к очередному званию", "представить к ордену"); 4) составить, обнаружить ("представить (собой) значительную ценность"); 5) мысленно вообразить ("представить (себе) картину боя"); 6) изобразить, показать ("представить в смешном виде"). Предоставить - 1) отдать в чье-либо распоряжение, пользование ("предоставить квартиру", "предоставить транспортные средства"); 2) дать право, возможность сделать, осуществить что-либо ("предоставить отпуск", "предоставить слово"); 3) разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра ("предоставить самому себе", "предоставить дело случаю").
  Неумение выразить мысль точно и лаконично приводит к следующим ошибкам: "в апреле месяце" (апрель - именно месяц, и ничто иное), "информационное сообщение" (любое сообщение содержит информацию) и т.д. Затрудняют восприятие текста повторы типа: "польза от использования", "следует учитывать следующие факты", "данное явление полностью проявляется в условиях..."
  Для текстов официальных документов не характерно использование образной фразеологии, оборотов со сниженной стилистической окраской.
  Стандартные обороты речи типа: "в связи с распоряжением правительства", "в порядке оказания материальной помощи", "в связи с тяжелым положением, сложившимся..." - постоянно воспроизводятся в служебных документах, приобретают устойчивый характер и по своей роли сближаются с фразеологизмами. В языке документов они выполняют ту же функцию, что и устойчивые сочетания типа: "принять во внимание", "довести до сведения". Но если нормы нарушаются из-за незнания особенностей употребления того или иного фразеологизма, возникают ошибки. Например, глагол "допускать" ("допустить") в .значении "сделать что-либо, совершить" принято сочетать со словами "нарушение", "ошибка", "просчет" и некоторыми другими именами существительными, характеризующими отрицательные явления, но не называющими конкретного поступка: "допустить грубость, чванство". Неправильны сочетания типа: "допускать дефекты (брак, поломки, хищения)", в которых существительные указывают на результат ошибок, просчетов и т.д.
 
 2. Употребление прописных и строчных букв
 
  В названиях органов при Президенте Российской Федерации с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные. Например: Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
  Все слова с прописной буквы пишутся в следующих названиях:
  Правительство Российской Федерации;
  Коллегия/ Правительства Российской Федерации;
  Совет Министров Республики Башкортостан и т.п.
  В названиях министерств, государственных комитетов и других центральных органов государственного управления Российской Федерации и республик в ее составе с прописной буквы пишется первое слово. Если в словосочетание входят имена собственные или названия других учреждений, эти имена собственные и названия пишутся так же, как при самостоятельном употреблении. Во множественном числе или не в качестве имени собственного названия указанного типа пишутся со строчной буквы: "правительство", "министерство", "республиканские министерства", "государственный комитет", "государственные комитеты".
  Названия органов судебной власти принято писать так:
  Конституционный Суд Российской Федерации;
  Верховный Суд Российской Федерации;
  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
  Аналогичным образом пишутся названия соответствующих органов и должностей в республиках в составе Российской Федерации:
  Верховный Суд Республики Башкортостан;
  Высший Арбитражный Суд Удмуртской Республики.
  Во всех остальных случаях слова "суд", "судья", "государственный арбитр" пишутся со строчной буквы.
  В названиях актов высших органов государственной власти и управления Российской Федерации прописные буквы употребляются следующим образом:
  Конституция Российской Федерации;
  Конституция (но: конституции республик);
  Декларация прав и свобод человека и гражданина;
  Федеративный договор;
  Основы законодательства Российской Федерации;
  Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (но: законы);
  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  Указ Президента Российской Федерации (но: указы Президента Российской Федерации);
  распоряжение Президента Российской Федерации; постановление Правительства Российской Федерации;
  Распоряжение Правительства Российской Федерации.
  С прописной буквы пишутся названия должностей в системе государственной власти и управления Российской Федерации:
  Президент Российской Федерации;
  Руководитель Администрации Президента Российской Федерации;
  Советник Президента Российской Федерации; Председатель Правительства Российской Федерации;
  Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
  Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
  Председатель Конституционного Суда Российской Федерации; Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
  Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  Министр финансов Российской Федерации;
  Председатель Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства;
  Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации.
  Аналогично пишутся названия должностей в системе представительной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
  Со строчной буквы пишутся названия следующих должностей:
  начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации;
  начальник Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации;
  генеральный директор Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
  первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации;
  заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;
  заместитель Председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом;
  председатель Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр;
  генеральный директор Российского космического агентства;
  глава администрации Красноярского края;
  губернатор Сахалинской области;
  мэр Санкт-Петербурга;
  премьер правительства Москвы;
  председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
  член коллегии Генеральной прокуратуры.
  Названия должностей руководителей общественных организаций пишутся со строчной буквы:
  председатель Федерации независимых профессиональных союзов России;
  президент Союза арендаторов и предпринимателей России.
  С прописной буквы пишутся такие звания, как Герой Российской Федерации. Почетные звания Российской Федерации пишутся в кавычках и с прописной буквы, в других случаях почетные звания пишутся без кавычек и со строчной буквы. Например: "установить почетное звание "Народный артист Российской Федерации"", "присвоить почетное звание "Народный художник Российской Федерации"" (но: "наградить народного артиста Российской Федерации").
  Воинские звания, ученые степени и звания пишутся со строчной буквы:
  маршал артиллерии (но: Главный маршал авиации);
  генерал армии;
  адмирал;
  академик;
  действительный член Российской академии наук;
  доктор технических наук; ,
  член-корреспондент Российской академии наук;
  лауреат Государственной премии.
  Существуют так называемые условные имена собственные. В особом стилистическом употреблении с прописной буквы пишутся слова "Родина", "Отчизна", "Человек" и др.
  Со строчной буквы пишется первое слово в следующих словосочетаниях:
  государственная граница Российской Федерации; государственная награда Российской Федерации. Слово "Государственный" пишется с прописной буквы в следующих словосочетаниях:
  Государственный герб Российской Федерации; Государственный гимн Российской Федерации; Государственный флаг Российской Федерации; Государственная программа...
 
  3. Наиболее употребляемые сокращения слов
 
  Все сокращения слов и наименований должны быть обще-принятыми. Например, сокращенно записываются название единиц измерения (при цифрах):
  ампер - А метр - м
  атмосфера - атм миллиметр - мм
  гектар - га секунда - с
  грамм - г тонна - т
  килограмм - кг центнер - ц
 
  Существуют и другие общепринятые сокращения:
  год, годы - г. , гг. (при цифрах) область - обл.
  город - г. поселок - пос.
  дом - д. прочее - пр.
  другие - др. пункт - п.
  и так далее - и т.д. район - р-н (при названии)
  и тому подобное - и т.п. рубль - р., руб.
  железнодорожный - ж.д. село - с. (при названии)
  копейка - к., коп. смотри - см.
  миллиард - млрд то есть - т.е.
  миллион - млн тысяча - тыс.
 
  Официально узаконено множество сокращенных наименований учреждений, организаций. Некоторые из них по первым буквам полного наименования (буквенные аббревиатуры), например МГУ (Московский государственный университет); по слоговому принципу, например Минздрав (Министерство здравоохранения); по смешанному принципу, например Гипрохолод (Государственный институт по проектированию холодильников, фабрик мороженого, заводов сухого и водного льда и жидкой углекислоты). При этом буквенные аббревиатуры, читаемые по слогам, склоняются как обычные слова. Исключение составляют слово ГЭС и подобные, которые не склоняются.
  Сокращенная запись слов полностью отвечает стремлению уместить максимальное количество информации в минимальном объеме текста. Но сокращенные написания должны быть понятны читающему, например сокращения "бук.", "бух." известны только специалистам ("бук." - буксир, "бух." - бухта). Однако документ, в котором употреблено слово в сокращенном виде, может быть предназначен для очень широкого круга лиц. В этом случае сокращение должно быть заменено полным написанием. Необходимо учитывать и то, что насыщенность текста сокращениями снижает официальный тон документа.
  Написание сокращений должно быть унифицировано. Недопустимо, например, в одном тексте сокращать слово "район" и "р.", и "р-н". Нельзя сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр. Исключение составляют единицы физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы.
  В официальных текстах не должно быть разнобоя в написании имен, географических названий, терминов, должностей, учреждений и т.д. Так, если однажды фамилия написана с двумя инициалами, например "Иванов В.В." или "В.В.Иванов", она и в дальнейшем Должна писаться так же.
 
 4. Оформление дат и чисел в документах
 
  Даты и календарные сроки в тексте проектов решений рекомендуется писать в одной строке таким образом: 15 мая 1993 г., в мае 1993 г., но: за 8 месяцев 1993 года, в 1993 году, план на 1993 год, с 1988 по 1995 год, в 1992 - 1993 годах; в первом полугодии 1991 г., но: в I квартале 1993 г.
  В названиях праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишутся первое число и имена собственные: Восьмое марта, Новый год, День металлурга, День российской печати, Рождество Христово, но: День Победы. Если начальное порядковое числительное в таком названии написано цифрой, с прописной буквы пишется следующее за ним слово. Порядковое числительное при этом не имеет наращения: 1 Мая, 8 Марта.
  Порядковое числительное пишется словами и со строчной буквы в словосочетании типа: "представители Российской Федерации на семьдесят первом заседании Генеральной Ассамблеи ООН".
  Порядковые числительные, обозначаемые арабскими цифрами, пишутся с наращением: 8-й ряд, 80-е годы. Порядковые числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишутся без наращения: рабочие III разряда, II очередь строительства, специалист I категории.
  Денежные выражения, обозначающие суммы более одной тысячи, в тексте проекта решения рекомендуется писать цифрами и словами: 5 тыс. рублей, 1 млн рублей. Денежные выражения в рублях следует писать так: 108 руб.
  Названия единиц измерения в текстах указов, постановлений и распоряжений рекомендуется писать следующим образом: 5 тыс. метров, 16 тонн, 120 кв. метров, 60 куб. метров, 20 млн тонн; в приложениях - сокращенно: 5 тыс. м, 120 кв. м, 60 куб. м, 20 млн т.
  Существительное после дробного числа согласуется с дробной его частью и ставится в родительном падеже единственного числа: 28,5 метра, 28,5 кв. метра, но: 28,5 тыс. метров.
  При обозначении количества предметов, а также количества людей не употребляются слова "штук", "человек": 10 автомобилей, 50 рабочих, а не 50 человек рабочих. Но: 100 голов скота (птицы). Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся так: 150-летие, 3-месячный, 25-процентный, 3-дневный, 1-, 2- и 3-секционный.
  Необходимо помнить, что округление числовых значений величий до первого, второго, третьего и т.д. десятичного знака для различных типоразмеров, видов, марок продукции одного названия, как правило, должно быть одинаковым.
  Недопустимо использовать в тексте математический знак минус перед отрицательными значениями величин. Знак минус следует заменять словом "минус". Нельзя употреблять знаки номера и процента без цифр.
  Задания
  1. Укажите, в чем отличия официально-делового стиля от других стилей.
  2. Перечислите часто встречающиеся аббревиатуры слов.
  Приложения
 
  ______________________________________________________
 
 
  Приложение 8.1
 Краткий словарь терминов из области делопроизводства
 
 Наиболее часто применяемые термины,
 получившие отражение в государственных стандартах,
 рекомендациях международной организации по стандартизации, нормативно-технических разработках
 
  Адресат - получатель.
  Адресант - отправитель.
  Акт-документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.
  Акцепт - согласие на предложение вступить в сделку, заключить договор на условиях, указанных в предложении.
  Анкета-документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определенной теме и место для ответов (или ответы) на них.
  Аннотация - краткое изложение первоисточника.
  Архивная выписка - дословное воспроизведение части текста документа, хранящегося в архиве, заверенное в установленном порядке.
  Архивная справка - справка об имеющихся в документальных материалах архива сведениях по определенному вопросу, теме, предмете или биографических сведениях, заверенная в установленном порядке.
  Аспект - точка зрения, с которой производится поиск документа или извлечение из него необходимых сведений.
  Бланк - белый лист с частично напечатанным текстом и пробелами, которые заполняются актуальной информацией (например, анкетный Б.).
  Ведомость - перечень каких-либо данных (сведений), расположенных в определенном порядке (платежная В., оборотная В. и т.п.).
  Виза - подпись, подтверждающая факт ознакомления должностного лица с документом.
  Внутренний адрес письма - наименование и адрес организации или фамилия и адрес лица, которому направлено письмо.
  Внутренний документ - документ, предназначенный для использования тем учреждением, в котором он создан.
  Входящий документ - документ, поступивший в учреждение.
  Выписка - копия части текстового документа.
  График-текстовой документ, отражающий, как правило, план работы с точными показателями норм и времени выполнения.
  Гриф - пометка, указывающая на особый характер или особый способ пересылки деловой корреспонденции ("секретно", "срочно", "не подлежит оглашению", "лично").
  Дата - число, месяц и год составления или подписания документа, указанные на нем арабскими цифрами.
  Дело-- единица хранения письменных документов в архиве, помещенных в отдельную папку.
  Деловое письмо - документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические, и физические лица.
  Делопроизводство - ведение канцелярских дел, совокупность работ по документированию деятельности учреждений и по организации документов в них.
  Директивный документ - документ, содержащий обязательные к исполнению указания вышестоящих органов.
  Доверенность - документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя.
  Договоренность - документ, фиксирующий соглашение двух или нескольких сторон.

<< Пред.           стр. 18 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу