<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  - использование различных степов и уходов с линии атаки;
  - подставки руками.
  3. Каратэ до (традиционные стили):
  - блоки руками и ногами;
  - захваты и броски;
  - уходы с линии атаки.
  4. Муай тай:
  - подставки руками и ногами;
  - ударное закаливание корпуса и ног;
  - "вязание" противника руками.
  5. Кёкусинкай:
  - блоки;
  - уходы на ногах;
  - набивание корпуса и ног.
  6. Дайдо-джуку:
  - уходы на ногах;
  - уклоны;
  - захваты и броски.
  Этот поверхностный обзор защитных техник позволяет проследить, насколько правила соревнований диктуют защитные действия. Если в WTF не бьют руками в голову, зачем поднимать руки и прижимать подбородок? Вот и получается, что, скажем, каратист, не имеющий опыта работы в боксёрских перчатках, не может реализовать свой тип защиты, а борцы слишком часто выигрывают у боксёров в "боях без правил" именно вследствие специфики и тактики борьбы на критической дистанции. Любой вид борьбы - это 80% времени нахождения в критической дистанционной зоне, для боксёра подобная тактика - это 80 % времени нахождения в "клинче" - т. е. грубое нарушение правил. Вот и получается, что борцу стоит с горем пополам добежать до корпуса боксёра (скажем, подняв руки, закрывая голову) и поединок начнёт проходить уже по борцовским правилам, на борцовской дистанции.
  Поговорим непосредственно о защите, важность правильного формирования которой доказывали предыдущие примеры. Защиту следует разделить на активную и пассивную.
  Под активной понимается система блоков, отбивов и захватов, т. е. достаточно динамичная амплитудная техника.
  Пассивная защита - это:
  - набитые, укрепленные поверхности рук, ног, корпуса и, как следствие нечувствительность к боли;
  - правильное положение локтей, прикрывающих корпус;
  - крепкая шея, плечи, способные при необходимости закрывать большую часть головы;
  - свободная, неширокая стойка, позволяющая быстро разорвать дистанцию и реагировать на удары противника.
  То есть пассивная безопасность - это всё то, что не требует специальных действий и должно быть у подготовленного спортсмена постоянно. Она (пассивная защита) хороша сама по себе, не стесняет действия спортсменов и является хорошим дополнением к любой активной защитной технике, вне зависимости от стиля, так как не идёт вразрез ни с одними из принятых правил соревнований. Самой главной частью пассивной безопасности является укрепление поверхностей тела. Для этого существует несколько методик:
  1. Натирание голени, локтей, бедер и корпуса сухим мылом. Позволяет значительно укрепить мягкие ткани, не травмируя их.
  2. Натирание тела гимнастической палкой со значительным усилием. Позволяет укреплять надкостницу.
  3. Легкие удары гимнастической палкой по предполагаемым зонам поражения до появления легкой боли.
  4. Набивание тела небольшим (до 1 кг) мешком с песком.
  5. Удары голенью по боксёрскому мешку, набитому песком.
  6. Работа с партнёром. Попеременное нанесение ударов средней силы по неподвижному партнёру с целью понижения его чувствительности к боли.
  7. Различные формы хождения по телу партнёра ногами, коленями и т. д.
  Укрепление тела, нечувствительность к боли, правильное положение рук и головы могут уберечь от незамеченных ударов и будут являться прекрасным дополнением к любым активным защитным действиям.
 
 ЗОНЫ ПОРАЖЕНИЯ
 В "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ"
 
  С самого начала нужно заметить, что зоны поражения в значительной степени определяются, исходя из ограничений, вводимых в поединок правилами соревнований и формой одежды бойцов в случае боевого единоборства.
 
 
 Спортивный раздел
 
  В спортивном разделе рассмотрим поединки в стиле каратэ "Кои но такинобори рю", т. к. на сегодняшний день это самый свободный от ограничений вид спортивного поединка. Напомню, что поединок "Кои но такинобори рю" проходит в полный контакт, часто в абсолютной весовой категории, без протекторов и щитков, но в паховой раковине (и, по желанию, в защитных перчатках на руки). Ограничения в поединке сводятся к запрещению: захвата за волосы, ударов в шею, спину, затылок. Исходя из принципа "Всё, что не запрещено, то разрешено", стоит предположить, что всё остальные удары и болевые приемы разрешены. Это, в свою очередь, дает широкий выбор тактических действий. Опираясь на опыт соревнований, можно отметить, что в поединках преобладают удары в голову и бедро. Такая узость технических действий при такой свободе выбора удивляет. Совершенно не используется такая мощная техника, как прямые удары руками в область сердца и солнечного сплетения, приводящая при определенных условиях к нокауту. Есть просто невостребованная техника. Приведу только несколько ударов и болевых приемов, способных вывести соперника из строя, причём в рамках правил:
  - удар в нижнее прикрепление дельтовидной мышцы (кулаком);
  - удар в левую кисть (кулаком);
  - болевые на кисть;
  - болевые на пальцы;
  - болевые на локоть, в основание трицепса (предплечьем или коленом);
  - удары по внутренней части плеча и в подмышку (кулаком).
  Самой ближней частью тела противника является рука. Обладая множеством суставов, нервных узлов и связок, руки крайне привлекательны как объект атаки. Особое значение руки как мишень приобретают при позиционной борьбе, когда оба противника предпочитают работать на дальней дистанции. В этом случае шокирующий удар кулаком по кисти соперника будет хорошим началом атаки. Не надо забывать, что удары по рукам должны быть крайне мощными, хлёсткими, рассчитанными на тяжелое повреждение. Следует помнить, что удар в руку, как правило, проходит, но только один раз. Что касается болевых на кисть и локоть - это огромное разнообразие технических действий, которые даже были выделены в отдельные виды единоборств - джиу-джитсу, хапкидо, айкидо. Вся значимость болевых на кисть и локоть заключается в том, что их при определенных условиях можно выполнять даже в стойке. И зачастую соперник не готов к подобным техническим действиям, что расширяет тактические возможности.
 
 
 Приоритетные зоны поражения
 в прикладном разделе
 
  Данный раздел предназначен для тренинга специальных задач под руководством преподавателя.
  Из каких составляющих складывается эффективность поражения в контактном бою?
  - Дистанция.
  - Внезапность.
  - Техника (траектория) удара.
  - Скорость нанесения.
  - Сила удара (масса).
  - Форма одежды.
  - Зона поражения.
  Если рассмотреть всю динамику поражения, то мы видим, что эффективный удар зависит от комплекса факторов, а результируется именно последствиями в зоне поражения. Верно выбранная точка приложения удара в конечном итоге определяет степень поражения. При определённом совершенстве техники, верно выбранной дистанции и значительной собственной массе боец может пренебрегать акцентированными ударами в жёстко определённые зоны, так как большой вес удара опасен сам по себе, но этот подход слишком прямолинеен и энергозатратен. Нанесение ударов по объективно "слабым" зонам противника может:
  * значительно повысить внезапность;
  * утяжелить поражение;
  * снизить энергозатраты;
  * стабилизировать контроль над противником болевым методом;
  * реализовать скрытые тактические задачи;
  * компенсировать негативные особенности бойца (небольшие - вес, рост, физическая сила);
  * добиться физического уничтожения противника без применения штатного оружия.
  Что следует понимать под "зонами поражения"? Прежде всего это "точки" на теле человека, под которыми находятся жизненно важные органы или нервные окончания, а по восточной версии - энергетические узлы и каналы. То есть, исходя из важности поражаемого органа для жизнедеятельности, можно предположить степень, силу и продолжительность поражения предполагаемого противника.
  Какие тактические цели могут стоять и как они влияют на выбор зоны поражения?
  • Шокирующий удар. Применяется в начале тактического действия для отвлечения внимания противника от основной цели вашей атаки, а при идеальном исполнении может вызвать у противника состояние ступора (торможение психической деятельности). Шокирующие последствия после удара должны продолжаться не менее 2 секунд. Так как нанесение тяжёлого повреждения с первого удара не может носить гарантированный характер, то и применять следует именно скоростные, внезапные удары с акцентом на болезненность повреждения, а не на возможные последствия для жизнедеятельности в целом.
  Зонами поражения для этого типа удара являются:
  1. Пальцы стопы сверху (каблуком).
  2. Голень спереди 1/3 снизу (сокуто).
  3. Колено снизу (прямолинейно ребром стопы - сокуто, с проносом).
  4. Камбаловидная мышца голени (нервный узел в средней части, носком ботинка) сзади, снизу.
  5. Копчик (коленом).
  6. Вся кисть (разбить кулаком или сломать палец).
  7. Надбровные дуги снизу (прямолинейно, снизу вверх, тей со).
  8. Нос снизу (тей со) либо сверху (головой).
  9. Подбородок снизу или сбоку (тей со, эмпи).
  10 Вся шея и всё горло (проникающими ударами).
  11. Основание черепа (эмпи или тей со).
  12. Солнечное сплетение (коротко, внезапно).
  13. Пах (для этого типа тактической задачи - коленом).
  14. Уши (открытой ладонью либо отрыванием).
  15. Глаза (пальцами - сверху вниз либо изнутри наружу - хлёстом).
  При нанесении шокирующего удара важно помнить, что площадь ударной поверхности должна быть минимальной либо очень жёсткой для увеличения ударного давления. Это означает, что в идеале бить следует ребром или основанием ладони, кончиками пальцев, локтем, головой, жёстким рантом обуви либо ударным приспособлением, рассчитанным на проникающие удары.
  • Упреждающий удар. Форма действий контратакующего типа. Задача, стоящая перед этим ударом, крайне проста - остановить противника с максимальной долей вероятности. Как правило, прямые удары руками в голову и грудь, без определённого прицеливания, ногами в живот и в бок (печень, селезёнка, почки). Нельзя проводить этот тип удара из нестабильного положения при движении назад. Даже если вы отступаете, в момент проведения удара следует жёстко закрепить опорную ногу для стабилизации положения и акцентирования удара.
  • Удар добивания. Самый ответственный по задаче тип удара, потому что должен вызвать значительные повреждения либо смерть противника. Находясь в конце тактической цепочки, этот удар должен (при правильном выполнении предварительных действий) производиться с максимальной силой по контролируемому (максимально обездвиженному) противнику. Причём внезапность и скорость, так необходимые в начале связки, теперь играют меньшую роль, чем правильно выбранная траектория (техника и зона поражения) и сила нанесения удара. Серьёзность задачи подразумевает особое внимание к выбору места нанесения удара. Положение противника, выведенного из баланса, также накладывает свой отпечаток при завершении связки. Перечислим перспективные зоны поражения для добивания противника.
  1. Основание черепа (под волосяной покров), удар должен быть максимально тяжёлым, производиться основанием ладони (тей со), ребром ладони (суто) либо локтем (эмпи). Максимальная амплитуда, с проносом через центр цели и акцентом в точке приложения. При правильном выполнении происходит перелом основания черепа, что, как правило, несовместимо с жизнью. Самое малое, что должно произойти, - это глубокий обморок.
  2. Гортань, одно из наиболее распространенных мест нанесения завершающего удара. Удар наносится узкими ударными поверхностями: суто, нуките (кончики пальцев), вилка между большим и указательным пальцами. В этом виде поражения крайне важна прямолинейная траектория и акцент в точке приложения. При прямолинейном попадании наступает перелом гортани, сопровождающийся болевым шоком и удушьем.
  3. Сонные артерии находятся в непосредственной близости от гортани, максимально приближены к поверхности кожи под челюстью. Способ поражения аналогичен гортани, но можно добавить различные формы удушения, целью которого является перекрыть доступ крови к головному мозгу. Потеря сознания при поражении этой зоны наступает в зависимости от тяжести через 5 - 20 сек., причём при повреждении артерии летальный исход неизбежен.
  4. Основание носа (снизу), способ поражения аналогичен "основанию черепа", вызывает большую кровопотерю, а при мощном исполнении - глубокий обморок с возможным кровоизлиянием в мозг. Очень перспективным для поражения этой зоны является удар лобной частью головы, выполняемый с захватом двумя руками за одежду либо тело противника.
  5. Висок, темя, ключица, глаза, троичный нерв - зоны поражения, предпочтительные для ударов добивания вооружённой рукой.
  6. Пах, удар в промежность следует наносить не стопой, а голенью (маэ-гери-киаги) либо коленом (хидза), причём, как и при ударе головой, захват осуществляется двумя руками с натягиванием противника на удар. Поражение вызывает столь мощные болевые ощущения, что возможны необратимые процессы в организме, при определённых условиях приводящие к смерти. Надо особо отметить, что при травме паха человек не в состоянии двигаться и кричать.
  Сердце, солнечное сплетение, печень, почки, селезёнка, мочевой пузырь и многие другие точки поражения крайне интересны при работе с холодным оружием, но добивающие удары (без оружия) по ним не имеют гарантированного результата по объективным причинам - наличие одежды и затруднённый доступ при работе на критической дистанции. Суета и метания при добивании - непозволительная роскошь, поэтому эти зоны поражения доминируют только при работе холодным оружием.
  Прикладной раздел подразумевает использование холодного и ударного оружия. Типы и способы его применения будут отражены в отдельной публикации с грифом ДСП. Пока же хотим предложить поэкспериментировать с обычной суповой ложкой, по сути, это универсальное холодное оружие колющего и рубящего типа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 РИТМЫ И ЗВУКИ
 В МЕТОДИКЕ
 "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ"
 
  Осэнсэй Уэсиба потратил последние годы своей жизни на изучение звуков и их влияния на людей. Мало того, он утверждал, что существуют комбинации звуков, способные деморализовать или даже убить противника.
  Постараемся рассмотреть эту проблему без налета восточной мистики.
  Типичные звуки, применяемые в боевых стилях.
  1. Ки-ай. Жёсткое звуковое сопровождение удара (путь энергии).
  2. Ос. Напряжённое, мобилизующее сочетание (терпи).
  3. Раум. Звуковая форма, вызывающая агрессию.
  4. Ом (Аум). Звуковая форма медитативного свойства.
  5. Сэй. Звуковая форма, усиливающая акцент в выполнении движения.
  6. Музыкальное сопровождение в муай тай. Заунывная музыка, вводящая бойцов в боевой транс.
  Что же происходит при исполнении боевого крика?
  1. В момент нанесения удара следует резко и жёстко выдохнуть для усиления концентрации и вывода углекислоты из нижних долей лёгких, что снижает утомляемость. Наиболее резкий и полный выдох происходит с криком.
  2. В процессе боевого крика (правильно выполненного) кровь приливает к голове и лицу, повышая тем самым внутричерепное давление. Это "опустошает" сознание, переводя бойца в состояние рефлекторного восприятия, придает лицу решительное выражение, которое японцы называют "мэцкей сутэми!" ("тотальная решимость идти до конца").
  3. Крик, совмещённый с ударом, несет огромный заряд негативной для соперника информации, и при мощном исполнении эти две составляющие могут подавить волю, а при определённых условиях вызвать состояние перегрузки психики - оцепенение у соперника.
  4. Крик за счёт повышения внутричерепного давления вызывает состояние боевого транса, характеризующееся нечувствительностью к боли и всплеску огромной физической силы. На моих глазах боец весом всего 70 кг в процессе атаки, сопровождающейся криком, оторвал у соперника кусок пояса. После соревнований мы пробовали разорвать этот пояс - безрезультатно.
  Боевой крик, как правило, является частью ритуала школы, зачастую носит мистический характер. Мне видится, что это должен быть резкий выкрик не более чем из двух звуков, подобранных индивидуально. Важно скорее не звучание, а энергичный способ произношения. В тренинге нужно представить, как ваш боевой крик парализует соперника, чем он громче и резче, тем лучше. Стоит особенно выделить, что крик, продолжающийся и после удара, облегчает судейство, но вызывает состояние ступора у самого кричащего, что недопустимо при боевом применении.
  Любое действие бойца имеет ритмическую основу. Самый яркий пример зависимости тактики от ритма - бои муай тай. Заунывное, ритмически не выраженное музыкальное сопровождение заставляет бойцов вести поединок в раскованной, вязкой манере. Всплески тактической деятельности происходят из состояния полного расслабления, что позволяет наносить жёсткие, тяжёлые удары. Считаю заблуждением практику обучения связкам с нарастающим ритмом. В этом случае связки обязательно разделятся на подготовительную и основную части, а, учитывая фактор силового доминирования, каждый удар должен производиться на поражение, без подготовительной суеты и эффектных финтов.
  Другое дело, что привыкать к одному ритму - тоже вредно, связка производится в одном темпе, а вот в каком именно - это должен выбрать сам боец, исходя из ситуации и особенностей соперника. Ярким примером в работе с ритмом является Биг Джордж Форман. Боксер, возраст которого перевалил за 50, вынуждает (силовым доминированием) более молодых, физически сильных и скоростных спортсменов вести бой на его дистанции и в его темпе. Кстати, Форман крайне редко травмируется и также редко проигрывает. Правильно выбранный индивидуальный ритм - залог успеха бойца. Потеря индивидуального ритма либо неумение адаптироваться к другому темпу боя - стопроцентный проигрыш.
  Боевые крики и ритмы особенно важны на высших ступенях обучения, но формироваться они должны с первых дней.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ЯПОНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
 В МАНЕРЕ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА
 
  Иаи-дзюцу - искусство первого удара, очень показательный пример истинно японской манеры ведения схватки. Этот способ ведения боя в мгновенно-наступательной манере, самурай из положения сидя (релаксация) переходил к взрывной атаке (концентрация). Легенда гласит, что изобрёл Иаи-дзюцу Ходзё Дзинсукэ, основатель школы Син Мусо Хаясидзакэ рю.
  Перед ним стояла, казалось бы, непосильная задача - отомстить убийце отца, знаменитому фехтовальщику, не прибегая к убийству из-за угла, и он добился своей цели. В Иаи-дзюцу весь расчёт строится на одном, максимум двух ударах, производимых неожиданно, чётко, с максимальной скоростью без напряжения "Рази прежде, чем поразят тебя". Подобная тактическая направленность очень интересна для изучения прикладными разделами, так как:
  • практически не подразумевает активных защитных действий;
  • атака носит скорее скоростной, чем силовой характер;
  • явно выражены фазы:
  1. неявного сближения;
  2. (возможно) шокирующего удара;
  3. добивания.
  Такой взгляд на поединок имеет чисто японские корни, только в Японии так развит рационализм, а чистота движения доводится до эстетического совершенства. Приведу лишь некоторые примеры целесообразности самурайского подхода к боевым искусствам:
  • Чистая победа в дзюдо даётся за один эффективный бросок.
  • Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосредственно перед схваткой проводят сикири - психологическую борьбу взглядов, сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника.
  • На старых самурайских мечах не так много зарубок, победитель выявлялся за два-три удара, а подставление якиба (закалённая режущая часть меча ~ 5мм) дедовского меча под удар врага было исключительным шагом.
  • Только в Японии воин-самурай мог совершить сэппуку (ритуальное самоубийство), если не имел возможности выполнить свой долг. Подобная бескомпромиссность и должна быть основой стратегии специальных подразделений.
  Китай, Корея, Вьетнам и Таиланд, безусловно, достигли ощутимых результатов в развитии боевых дисциплин, но нигде не добились такой рациональности, как в Японии. Было бы разумно после адаптации к местным условиям использовать богатый тактический и технический опыт древних воинов Востока. Вот только не стоит забывать, что всё движется, изменяясь, любое наследие должно быть лишь поводом для размышления, а не аксиомой, не требующей доказательств.
 
 
 СПОСОБЫ
 ПСИХИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ"
 
  Существует способ настроя на поединок, называемый "фантомным замещением", хорошо знакомый всем любителям Востока по "звериным" стилям у-шу. Боец отождествляет себя с тотемным животным и поручает ему вести поединок за себя, устраняясь как личность и передавая свое тело в управление духу зверя. Это очень интересная психотехника, т. к. она полностью реализует принцип "опустошения". Мало того, она обостряет, буквально на животном уровне, всё рефлекторные наработки. Учитывая доминирующие качества конкретного зверя (ярость, хитрость, силу, беспощадность и бесстрашие), боец приобретает удивительные боевые качества, при этом ментально не участвуя в процессе схватки. Ассоциировать себя можно не только со зверем, фантомом может быть любой объект, отвечающий следующим требованиям:
  - позитивное восприятие его бойцом;
  - четкая тактическая направленность;
  - обоснованная объективная или субъективная вера в его непобедимость;
  - наличие общих черт с "пользователем".
  В процессе индивидуального психотренинга следует выбрать себе фантомную замену из ярких воспоминаний вашей жизни. Либо синтезировать некое существо, наделенное четкими качествами, выдающимися способностями и обязательно дружественное для вас самих. Для фантома подойдет собственный тренер, танк, медведь, воображаемый самурай, Мохаммед Али, паровоз и т. д. Выбор "замены" всегда субъективен, потому что должен отвечать психическому типу бойца, его стилю ведения боя, компенсировать своими явными качествами недостатки конкретного спортсмена. Например, танк хорош для нерешительных, но мощных спортсменов, боящихся травм. Он прямолинеен, непобедим и могуч. К тому же он стальной и не чувствует боли и готов раздавить все, что попадет ему под гусеницы. Боец, уподобляясь выбранному фантому, приобретает его типичные качества, ведет бой не сам, а от имени своего "идеального воина". Для упрощения перехода в состояние "фантомного замещения" следует применять следующие психологические шаги:
  1. Конкретизировать "идеального бойца", акцентировать его боевые качества.
  2. Представить себя в его теле, "взглянуть на мир его глазами".
  3. Ввести "ключи перехода":
  - ментальный - представление образа;
  - вербальный - ключевое слово;
  - кинестетический - через определенное мышечное напряжение.
  Например, самураи, предвидя неминуемый бой, наклоняли голову вперед (чтобы не показать бледность) - кинестетический ключ и делали резкий выдох через нос - итоговый ключ. После этого в бой вступал уже самурай с "опустошенным" сознанием.
  4. Практиковать "фантомное замещение" следует во всех экстремальных упражнениях на снарядах и в паре, особенно при перспективе пиковой нагрузки. И всегда перед упражнением, а не во время него.
  Система "фантомного замещения" - это всего лишь одна из сторон психологической подготовки и, несмотря на свои явные плюсы, может практиковаться только при условии индивидуальной психической пригодности обучаемого, т. к. при некоторых обстоятельствах может вызвать неуправляемые проявления агрессии либо сумеречные состояния сознания.
  Наиболее простым способом психофизического тренинга является тренинг "пограничного состояния". Обучаемый в процессе выполнения задания должен побывать на субъективной границе между жизнью и смертью, и это не высокие слова. Жизнь - это ярость, борьба, движение, безрассудная воля к победе. Смерть - это сломленная воля и прекращение борьбы. Рекомендую следующее задание, имитирующее эти два состояния. Задание должно выполняться только между инструктором и обучаемым. Обоюдная работа коленями. Почему именно это задание:
  - удары коленями носят явный силовой характер;
  - технически достаточно просты;
  - проводятся на критической дистанции при жёстком контакте с противником;
  - благодаря короткой траектории позволяют выполнять динамичные серии.
  Боевая стойка, жёсткий захват за кимоно - обоюдно. А теперь - главное. Инструктор не отвечает на удары соперника до тех пор, пока ему "нравится" то, что делает обучаемый. Ярость, крик, сила удара и темп должны быть сокрушительными. Держать удар коленом достаточно просто, опустив скрещенные руки по корпусу и подворачиваясь под каждый удар, напрягая пресс. Задание выполняется без учёта времени. В какой-то момент обучаемый начнёт "ломаться", ему делается два-три отрезвляющих удара. Если они не заставят его возобновить яростную атаку, то инструктор обязан "забить" его коленями до состояния нокдауна - нокаута. Задание выполняется не чаще одного раза в неделю и с одним обучаемым в занятие. Оно позволяет:
  - бороться даже тогда, когда конец неизбежен;
  - чётко понять, что пока ты борешься - ты жив;
  - отрабатывать реальные удары на реальном человеке, что очень полезно;
  - инструктору - укрепить свою пассивную защиту;
  - обучаемому - познакомиться с состоянием реального нокдауна и объективно оценить свою психофизическую форму и решимость.
  Психологический тренинг является основной частью подготовки продвинутых спортсменов и бойцов специального назначения. Исходя из этого, предъявляются особые требования к компетентности инструкторов в этой области.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ
 И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
 ПСИХОТАКТИКИ
 
  Психотактика - это раздел обучения, формирующий нестереотипную тактическую форму ведения боя, содержание которого контролируется ощущениями, а его стратегическая цель задаётся предварительным психотренингом.
  В предыдущих материалах уже отмечалось, что размышления и поиски тактических решений губительны, если заниматься ими не до, а во время поединка. Тренировочный процесс - это и есть поиск истины, сопряжённый с сомнениями, пробами и ошибками. Поединок - это уже не поиск, это форма существования истины, её сиюминутное проявление. Основная проблема современных тренинговых методик заключается в конвенционном, статичном отношении к содержанию систем рукопашного боя. Создаётся впечатление, что диалектика окружающего мира не проникает в бесчисленные федерации, спортивные и прикладные клубы, преподаватели которых больше разбираются в том, кто и как тренировался, или кто и почему победил, чем в том, какие цели стояли перед создателями стиля и актуальны ли сейчас эти задачи. Осмысление этого вопроса даст почву для уяснения направлений перспективного развития, логически вытекающего из предыдущего пути школы.
  Задумаемся, отчего современные тренеры столь консервативны? Дело в том, что развитие боевых систем ушло в спортивном направлении, а что является доминирующей темой в спортивной подготовке - техника и привязанная к ней физическая форма. Как проще объяснить обучаемому техническое действие - абстрагировать комплекс тех. действий до состояния символа. Первые удары ученик проводит чисто символически, больше заботясь о том, чтобы понравиться тренеру, чем о том, какой смысл заложен в этом ударе. Такой алгоритм обучения выводит технику в ранг некой чистой, неизменной дисциплины, а уже эта константа не даёт преподавателю право на искания относительно новых форм ведения боя.
  Происходит феноменальное развитие единоборств самих в себе, однажды утверждённый способ существования стиля доводится до уровня конвенции, т. е. соглашения по поводу всех сторон проявления данной школы - одинаковая форма, доминирующая техника и, что самое негативное, подогнанные под эту технику правила соревнований. Типичные конвенции плюс жёсткая субординация в любой существующей спортивной федерации исключают развитие школы в нетипичном, несогласованном с руководством, направлении. Любой аппарат любого спортивного объединения консервативен, это значительно упрощает руководство в целом и не позволяет подвергать сомнению методический авторитет (главных наставников) в частности.
  Методики "Кои но такинобори рю" призваны совершенствовать боевые качества обучаемых, причём, исходя из индивидуального подхода, они строятся по принципу максимальной адаптации к уже имеющимся навыкам. Это позволяет избегать штампов и необоснованных стереотипов. Что должно двигать бойцом во время схватки?
  • Движение к запрограммированной (процессом обучения) цели.
  • Невозможность выбора другого типа поведения.
  • Боевой азарт.
  Совершению любого действия предшествует некий побудительный мотив. Чем более чётко и привычно осознан мотив, тем больше вероятность успешного исполнения. Причём повторение предварительной мотивировки более 7 раз (с последующим выполнением) приводит к подсознательному закреплению подобного опыта, что в дальнейшем позволяет обходиться без каких-либо ментальных форм предварительного свойства. К примеру, вы когда-нибудь думали, как вы ходите? Наверняка да, когда натрёте ногу и пытаетесь найти стиль ходьбы, подходящий для этой ситуации, причём поиски оптимальной техники в данном случае будут выглядеть в лучшем случае комичными. Естественный алгоритм движения всегда самый верный, стоит лишь найти его в изучаемом задании.
  Теперь рассмотрим элементы побудительных мотивов применительно к тактике реального боя:
  1. Невозможность (психологическая) отступления.
  2. Позитивно-естественное отношение к смерти.
  3. Отсутствие ограничений в средствах ведения боя.
  4. Чёткое определение цели, а значит, допустимые ограничения поединка.
  Перейдём к подробному рассмотрению каждого мотива.
  1. Невозможность отступления задаётся предварительным подбором заданий наступательной направленности.
  Работой на защиту без возможности отступления (в углу, со связанными ногами, привязанным к противнику на средней дистанции и т. д.).
  Вербальным и тактическим зомбированием. При внушении перспективного поведения следует избегать отрицательных частиц и противопоставлений, противник должен отождествляться, как абстрактная мишень, уже обречённая, но ещё пытающаяся затруднить вашу задачу.
  Проведение условных поединков, проигрывает в которых отступающий спортсмен.
  2. Позитивное отношение к смерти формируется способом осмысления своего долга, при котором смерть гораздо предпочтительнее позора.
  Каждую тренировку следует начинать с самостоятельной работы, заключающейся в представлении картин собственной гибели, это старая японская методика позволяет компенсировать негативную составляющую инстинкта самосохранения и относиться к смерти, как к естественному ходу вещей, более того, смерть порой - это единственный выход, достойный мужчины, трусость и позор -- слишком высокая цена за жизнь.
  3. Не отягощаясь ограничениями в средствах ведения боя, не задумываясь над предполагаемыми действиями, боец получает возможность действовать интуитивно, полагаясь на свои ощущения, т. е. с максимальной естественностью, "изобретая" по ходу боя ситуационные тактические приёмы, даже не виденные ранее, самураи называли это состояние - сатори.
  4. Уже писалось, что принятие решения должно происходить за 7 вдохов. За это время боец обязан чётко определить цель своих действий и уже не сомневаться в своём решении, каким бы абсурдным оно ни казалось. Целеустремлённость - это критерий психологической готовности бойца.
  Подготовленная психика, диктующая линию поведения, способна сама моделировать технические и тактические шаги, в зависимости от внешних условий. Это своего рода уход от стереотипных связок и ударов, поставленных в абстрактных тактических условиях.
  Задача психотактики - формировать индивидуальные побудительные мотивы, способные вызвать спонтанное принятие решений, а следовательно, интуитивное, импровизационное управление тактической ситуацией.
  Интуиция - это неосознанный анализ предыдущего опыта.
 
 
 
 ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ
 НА МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
 ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СИСТЕМ
 РУКОПАШНОГО БОЯ
 
  Любая религия, вне зависимости от своей направленности, формирует, явно или скрыто, собственную философскую доктрину, которая, по сути, является продуктом религиозного взгляда на закономерности развития окружающей действительности и представляет собой, как правило, свод оформленных закономерностей. Философские законы напрямую зависят от конкретного религиозного базиса и позволяют изучать мир через призму взглядов данного религиозного направления. Если религия в данном контексте первична, философия, вытекающая из религиозных воззрений, - вторична, то мировоззрение, сформированное на основе данных философских взглядов, - третично и представляет собой итоговый продукт религиозного воззрения на мир, выраженного, для простоты оперирования, философскими категориями и законами, свойственными для конкретного социума.
  Совершенно бесспорно, что основой для создания и развития боевых восточных систем служили традиционные для данного региона религиозные течения - буддизм, синтоизм и т.д.
  Древний Китай наиболее интересен для исследователей истории развития боевых систем, так как обладал, вне сомнений, мощнейшей философской базой, оказавшей влияние на развитие всего Дальнего Востока. Абстрагировано можно выделить две философские традиции, взаимно дополняющие друг друга: конфуцианство и даосизм.
  Конфуций разработал систему конвенционных взглядов, призванных руководить этическими, ритуальными и юридическими сторонами жизни общества. Другими словами, конфуцианство призвано регламентировать взаимоотношения внутри общества, помогать личности находить своё место, опираясь на общепринятые (конвенционные) воззрения, в то же время подчиняя эту личность нормам общественного порядка.
  Даосизм по способу взаимоотношений с действительностью представляет собой противоположность конфуцианству, так как осуществляет познание мира не застывшими, абстрактно-упрощёнными терминами, а опираясь на комплекс ощущений и воспринимая мир в виде системы процессов, подразумевая изменение (движение) как неотъемлемую составляющую любого определения (предмета, явления).
  Даосизм - это, скорее, философско-мировоззренческая практика "продвинутого" мастера, вынужденного в процессе совершенствования спонтанно реагировать на изменения обстановки. Необходимость подобного реагирования подразумевает отказ от линейно-плоского конвенционного мышления, заменяющего комплекс "предмет в движении" на абстрактный термин, обозначающий, для удобства определения, этот предмет. Ярким примером философского разногласия конфуцианства и даосизма может являться способ принятия судебного решения:
  • Для Лао-цзы (последователя даосизма) свойственно субъективно-идеалистическое мировоззрение, подразумевающее доктрину "У каждого человека собственная правда". Существует старинная легенда о том, как к Лао-цзы пришли два спорящих человека с просьбой рассудить их с точки зрения Дао (До). Выслушав обоих, мудрец сообщил, что один из них прав. "А я, что, не прав?" - спросил второй. "Нет, ты тоже прав..." - ответил Лао-цзы. "А я прав?" - спросил проходящий мимо человек. "И ты тоже прав..." - сказал Лао-цзы. - "Вы всё правы, потому что у каждого из вас своя правда!"
  • Конфуцианство опирается на объективно-идеалистические основы мировоззрения, подразумевающие некие стабильные по времени и абстрактно-законченные по форме истины, представляющие собой общие для данного социума договорённости. Законы, принятые в обществе (уголовные, гражданские, религиозные и т. д.), по сути, и есть конвенции, заменяющие в момент общения либо принятия решения сами процессы. Конвенция, скорее, напоминает ярлык на товаре с его названием, чем сам товар. Подобный способ мышления "ярлыками" достаточно обоснован при рассмотрении общепринятых, устоявшихся в обществе традиций, но крайне негативен при творческом процессе самопознания. Порочность стереотипного мышления демонстрирует знаменитый даосский вопрос: "Куда исчезает кулак, когда я разжимаю ладонь?"
  Взаимопересекаясь, конфуцианство и даосизм создали уникальную методологическую систему, в которой устоявшиеся традиции и ритуалы изначально формируют направленность процесса изучения выбранной дисциплины (конфуцианский подход), а затем обучаемый начинает пересекать очерченные границы общепринятых традиций и знаний, интуитивно открывая новые грани познания, не связанные порой с традиционными (конвенционными) представлениями в выбранной области. Переход к самосовершенствованию либо изменению прежних устоев возможен лишь при наличии фундаментальных знаний и только в случае, когда этот "багаж знаний" уже не удовлетворяет возросшим запросам. Подобная преемственность и взаимопересечение ритуального порядка и раскрепощённого творческого процесса значительно ускоряют процесс развития, внося в него фазы накопления фундаментальных знаний, прикладной практики и теоретических исследований, которые после прикладной апробации переходят в раздел фундаментальных знаний и т. д. по спирали.
  Подробнее рассмотрим конфуцианскую традицию применительно к дальневосточным боевым искусствам.
  Так как традиционный восточный тренинг наполнен ритуалами, мы можем с уверенностью отнести её к конвенционным процессам. Какие цели преследует ритуальная часть тренинга?
  • Чётко определить место ученика в иерархической системе школы.
  • Определить цели и задачи, стоящие перед каждым адептом и школой в целом.
  • Подчеркнуть бережное отношение к фундаментальному знанию и традициям школы.
  • Регламентировать порядок проведения занятия.
  • Вводить традиционные меры поощрения и наказания занимающихся.
  • Проводить поединки с учётом традиционных мер безопасности.
  Незыблемость основных традиций школы позволяет осознать принципы и направление её развития, уловить систематику построения её технической и тактической баз, методы психологического тренинга, осознать целенаправленность индивидуального развития в рамках данного направления. Как раз эти области знания интересовали Конфуция, и именно традиции и так называемый здравый смысл ставил он во главу процесса развития. Вообще думается, что из всех восточных философских течений конфуцианство наиболее принимаемо западными философскими школами, так как отличается рациональностью и не оперирует (в отличие от философии Дзен) вербально неопределёнными терминами. Что касается взглядов конфуцианства на военную стратегию, то в этом смысле показательна знаменитая легенда о том, как Конфуция спросили, как выбирать военачальника в случае внезапной войны? Конфуций ответил, что он не знает кого, бы он выбрал, но точно знает, кого бы он не выбрал никогда:
  • человека, мечтающего голыми руками убить тигра;
  • человека, пытающегося без лодки переплыть реку;
  • человека, стремящегося в одиночку сразиться с войском.
  Достаточно европейский прагматизм! А теперь вспомним "Хагакурэ" с её высшими самурайскими добродетелями, где личная доблесть и безрассудная смелость и есть смысл существования подлинного самурая. "Хагакурэ" (Бусидо) - произведение, пронизанное духом Дзен (Дао), но опирающееся на традиционные буддийские воззрения и связь воинственных поколений самурайского рода с их неизменным жизненным укладом, то есть практикующее конфуцианство.
  Рассмотрим теперь непосредственно практику конфуцианских идей в тренинговом процессе. Наиболее ярким примером в этом смысле можно назвать комплексы формальных упражнений, широко применяемые традиционными дальне- и юго-восточными школами. Причём совершенно замечательны не сами "бои с тенью", а их смысловое либо методическое обоснование, порой удивительно, насколько разный смысл вкладывается разными школами в достаточно типичные упражнения, это в значительной степени подтверждает первичность философско-мировоззренческой основы в процессе формирования данного боевого направления. Цели, формируемые основателями перед созданием школы либо боевого направления, в значительной степени зависели от доминирующего среди них мировоззрения, вытекающего из традиционной философии, которая, в свою очередь, была порождением религиозной практики.
  Ощутимые успехи, достигнутые Востоком в области формирования боевых единоборств, подтверждают значительную роль конфуцианства в развитии региона в целом, а учитывая традиционную обособленность Китая и Японии от остального мира, подчёркивают самодостаточность этого религиозно-философского течения и его неоценимую роль в мировой истории.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу