<< Пред. стр. 1 (из 10) След. >>
Б. Г. КолкерУчебник языка эсперанто
Основной курс
Предисловие
В 1973 году на страницах республиканской молодёжной газеты "Ленинец" (Уфа) был опубликован курс эсперанто из 15 уроков под заголовком "Изучаем язык дружбы". Этот курс лег в основу "Методических разработок по международному языку эсперанто", ставших необыкновенно популярными - они издавались и издаются по всей территории бывшего СССР в самых различных модификациях и до сих пор являются "букварем" международного языка для большинства изучающих эсперанто. Последний печатный вариант курса имеет следующие выходные данные: Б. Г. Колкер. Учебник языка эсперанто. Основной курс. М.: Наука, 1992, 160 с. Эта книга есть во многих библиотеках России.
Настали новые времена - и вот уже для значительной части жителей нашей страны слово "Интернет" перестало быть отзвуком заоблачной дали. Мировая сеть связала людей, разделённых тысячами километров, морями и океанами. И курс эсперанто Бориса Колкера зажил новой жизнью, когда Юрий Финкель подготовил и опубликовал в Интернете его сетевой вариант.
Едва ли можно найти хотя бы одну книгу, в которой не было бы ошибок. Увы, в процессе практической работы с сетевым вариантом учебника эсперанто и в нём находились недочёты - и опечатки, и пропуски, и устаревшие сведения. Подготовкой новой редакции "Учебника" занялась группа единомышленников, которую возглавил автор курса Борис Григорьевич Колкер. Уроки внимательно перечитывались людьми и компьютерами; были переработаны, исправлены и дополнены тексты, задания и объяснения, обновлены материалы познавательного характера, публикуемые в качестве приложения к урокам.
В работе принимали участие: Борис Колкер, Юрий Финкель (Ульяновск), Анна и Мати Пентус (Москва), Александр Осокин (Санкт-Петербург) и Александр Галкин (Казань).
Интернет - не только "книжный магазин", в котором вы смогли найти наш учебник. Вы можете пройти этот курс эсперанто с помощью квалифицированных преподавателей. Сделать это очень просто. Отправьте пустое сообщение по электронному адресу
esperanto-kurso-subscribe@yahoogroups.com
С этого момента вы станете участником почтовой рассылки. Сюда (по адресу esperanto-kurso@yahoogroups.com) вы будете отправлять выполненные задания уроков, сюда же преподаватели отправят результаты проверки.
Наши студенты находятся на самых различных уровнях: кто-то из них только начинает изучение языка, кто-то уже подходит к концу базового курса. Вы можете "заглядывать в чужие тетради", просматривая задания своих коллег и замечания преподавателей. Это поможет вам избежать многих ошибок и, может быть, облегчит вашу собственную работу.
Несколько замечаний, которые необходимо сделать, прежде чем вы приступите к курсу.
Практически каждый урок содержит теоретическую часть, текст, задания к уроку, материал для "внеклассного чтения" и ключ к заданиям.
Внимательно изучив теоретическую часть урока и лексику, прочтите текст (желательно вслух). Скорее всего, понимание его не вызовет у вас никаких проблем. Постарайтесь как можно точнее перевести текст на русский язык. В случае, если у вас возникли сомнения, задайте вопрос преподавателю (ряд заданий к уроку вы будете выполнять письменно и отправлять свою работу по электронной почте - в этом же письме уместны любые вопросы). Если текст представляет собой диалог, советуем выучить его наизусть или близко к тексту.
Начните выполнять задания. Очень удобно скопировать текст заданий в новое сообщение, которое вы отправите затем в почтовую рассылку для проверки, и выполнять задания "между строк", сохраняя оригинальный текст заданий (этим вы облегчите работу преподавателя, которому не придётся для проверки заглядывать куда-то ещё).
Как правило, к первому и второму заданиям в конце урока даны ответы. Эти задания вы можете проверить самостоятельно и удалить из сообщения (или выполнить их устно). Ваш ответ может не совпасть с авторским - далеко не всегда перевод можно сделать однозначно. Вы можете задать вопрос по поводу своего варианта перевода.
Все остальные задания даны без ответа - их проверкой займутся преподаватели. Сделав их и проверив свою работу (очень многие ошибки являются следствием невнимательности), отправьте письмо в почтовую рассылку. Можете, не ожидая результата, переходить к следующим урокам. Как правило, на проверку задания уходит не больше одного дня, задержек быть не должно.
Если данный курс покажется вам сложным, пройдите для начала экспресс-курс эсперанто, который можно найти по следующему адресу:
* http://www.esperanto.mv.ru/Esp16/RUS/
* http://www.esperanto.mv.ru/Esp16/UTF8/index.html
Любые ваши вопросы по экспресс-курсу вы также можете присылать в нашу рассылку.
Если вы хотите уже сейчас узнать побольше об эсперанто, эсперантской литературе и мире эсперантистов, загляните для начала на следующие интернетовские страницы:
I. Очень хороший сайт Юрия Финкеля (на русском языке и эсперанто). http://www.esperanto.mv.ru/RUS/index.html
II.
Страницы-каталоги со ссылками на эсперанто-ресурсы.
* Virtuala Esperanto-Biblioteko (Martin Weichert) http://www.esperanto.net/veb/
* Open Directory - World: Esperanto http://dmoz.org/World/Esperanto/
* Esperanto Access (Don Harlow) http://www.webcom.com/~donh/esperanto.html
III.
Отдельные сайты.
* Rusia Esperantista Unio (информация о союзе, а также каталог книг, которые можно заказать по почте). http://reu.da.ru/
* Учебник эсперанто в картинках - Benson Universala Esperanto-Metodo. http://www.geocities.com/nuboj/bs-00.htm
* Корневые слова эсперанто с объяснениями их значений на простом эсперанто. http://www.xs4all.nl/~pilger/breo-al3.htm
IV.
Обучающие тексты на эсперанто.
* Gerda malaperis (Claude Piron). http://alumni.aitec.edu.au/~bwechner/Documents/Esperanto/gerda.html
* La verda koro (Julio Baghy). http://www.best.com/~donh/Esperanto/Kursoj/Verda_Koro/
V.
ftp-сайты.
* ftp://ftp1.netclub.ru/mirrors/esperanto/
* ftp://ftp.atoll.ru/mirrors/esperanto/
* ftp://f14.n5100.z2.fidonet.net/fido/ESPERANT/
VI. Группа новостей news:soc.culture.esperanto
Желаем вам успехов!
По поручению коллектива, подготовившего этот сетевой вариант учебника эсперанто,
Александр Осокин
Урок 1
Алфавит
1-1. Алфавит эсперанто построен на основе латинской графики и состоит из 28 букв; 22 фонемы обозначены латинскими буквами непосредственно, шесть используют латинские буквы с диакритическими знаками (табл. 1).
Таблица 1
Буквы Названия букв Русские соответствия A a a а B b bo б C c co ц C c co ч D d do д E e e э F f fo ф G g go г G g go джь H h ho г (придыхательное) H h ho х I i i и J j jo й J j jo ж K k ko к L l lo ль M m mo м N n no н O o o о P p po п R r ro р S s so с S s so ш T t to т U u u у U u uo у (краткое) V v vo в Z z zo з Произношение
1-2. Каждой букве соответствует один звук, каждому звуку соответствует одна буква. Все звуки произносятся чётко. Ударение всегда падает на предпоследний слог.
Гласные
1-3. В эсперанто пять гласных фонем.
'a' произносится как русское [а]: ananaso, atako, dato.
'e' произносится как русское [э]: ekonomio, momento, metro, adreso, teniso, temperaturo. В связи с тем, что 'l' мягкий звук, 'e' после 'l' звучит ближе к русскому [е]: bileto, problemo.
'i' произносится как русское [и]. Поскольку перед 'i' согласные звуки не смягчаются, как в русском языке, 'i' после согласных (особенно после 't' и 'd') произносится как в русском слове "Иглами", т. е. слегка приближаясь к [ы]: pioniro, kino, instituto, apetito, direktoro, kandidato, radio.
'o' произносится как русское ударное [о]: formo, modo, biblioteko, koncerto, portreto. Нельзя произносить безударное 'o' как [а], особенно в окончаниях слов.
'u' произносится как русское [у]: frukto, komunisto.
Если два гласных стоят рядом, они произносятся раздельно: poeto, ideo, miliono, partio, linio, situacio, disertacio, demokratio, federacio.
Согласные
1-4. В эсперанто 23 согласные фонемы.
'r' произносится как русское [р]: procento, karaktero.
'l' произносится мягче, чем в русском [ла], но твёрже, чем в [ля]; такой звук образуется, если установить кончик языка чуть выше верхних зубов: fakultato, palmo, filmo, rezulto, lampo, plano, kilogramo, metalo, klubo, lustro.
'c' произносится как русское [ц]: konferenco, sceno, medicino, revolucio.
'c' произносится как [ч]: campiono, cokolado.
'g' произносится как [г]: grupo, gitaro, geografio, signalo.
'g' произносится мягче, чем сочетание [дж] в словах "джунгли" и "джерси", т. е. как звонкое [ч]: etago, ingeniero.
'h' соответствует украинскому 'г' или придыхательному звуку в русском слове "ага": horizonto, heroo, historio.
'h' произносится как русское [х]: kolhozo, horo, hemio.
'j' произносится как русское [й] и может смягчать предыдущий согласный; будучи согласным, не несет на себе ударения и не влияет на место ударения: jubileo, projekto, majo, sinjoro, Filipinoj.
'j' произносится как [ж]: jaketo, jurio.
's' произносится как русское [с]: soldato, studento, kongreso.
's' произносится как [ш]: masino, afiso, soforo, gulaso.
'v' произносится как русское [в]: vagono, vino.
'z' произносится как русское [з]: rozo, muziko.
'u' напоминает русское [у] в быстро произнесённых словах "мяу", "гаубица", "пауза"; будучи согласным, не несет на себе ударения и не влияет на место ударения: automobilo (= auto), autobuso, autoro, kosmonauto, pauzo, Europo.
Произношение остальных согласных не представляет трудностей.
Ассимиляция согласных допустима, но не обязательна: absoluta [абсолюта] или [апсолюта], ekzameno [экзамэно] или [эгзамэно].
В названиях согласных букв добавляется -o: bo, co, co, do, fo и т. д. Некоторые аббревиатуры читаются по буквам, поэтому в них каждый слог является ударным: USSR (u-so-so-ro), UEA (u-e-a), UK (u-ko). Другие читаются как обычные слова; если они оканчиваются на гласный, то ударение стоит на предпоследнем слоге: TEJO, EVA, REU, если же на согласный, то на последнем слоге: OSER, OkSEJT, IFEF.
Правописание
1-5. Заглавные буквы употребляются в тех же случаях, что и в русском языке. Перенос слова на следующую строку производится в любом месте, например: Es-peranto, Esp-eranto, Esper-anto, однако желательно одну букву не переносить и не оставлять.
Грамматика
1-6. Имена существительные оканчиваются на -o: klaso, fabriko.
Имена прилагательные (а также порядковые числительные и притяжательные местоимения) оканчиваются на -a: juna, aktiva, speciala, aktuala, lazura. Прилагательные обычно стоят перед существительными: nova domo.
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -i: vidi 'видеть', sidi 'сидеть', rekomendi 'рекомендовать'.
Производные наречия оканчиваются на -e: serioze 'серьёзно', fakte 'фактически', originale 'оригинально', sekrete 'секретно', 'по секрету', automobile 'в автомобиле', maje 'в мае'.
Другие части речи не имеют специальных окончаний: minus, plus, tri, nul, nu.
Словообразование
1-7. Меняя окончания, получаем слова, относящиеся к разным частям речи: intereso 'интерес', interesa 'интересный', interesi 'интересовать', interese 'интересно'. Из следующих ниже восьми корней путём добавления окончаний -o, -a, -e, -i можно образовать 32 слова: sport-, inform-, fot-, praktik-, reklam-, organiz-, kritik-, telefon-.
Лексика
1-8. Интернациональные слова составляют основу лексики эсперанто, ударение в них не всегда совпадает с ударением в аналогичных словах русского языка: 'революция', но revolucio. Полезно проводить сопоставление эсперантских слов с родственными словами в русском и в других языках. Благодаря тому, что эсперанто базируется на общеевропейской лексике, после освоения основного курса эсперанто вы будете довольно легко ориентироваться в ряде европейских языков, даже не изучая их, и углубите своё знание русского языка.
Имена собственные
1-9. Имена собственные, взятые из языков, пользующихся латинским алфавитом, сохраняют исходное написание. Но рекомендуется при первом употреблении такого имени в тексте давать в скобках его написание эсперантскими буквами: Auld (Old), Beaucaire (Boker), Grosjean-Maupin (Grojan-Mopen), Kalocsay (Kalocaj), Lejzerowicz (Lejzerovic), Newell (Njuuel), Schwartz (Svarc), Szathmari (Satmari), Waringhien (Varengjen).
1-10. При передаче имен собственных, написанных русским алфавитом, русские буквы, не имеющие соответствий в эсперанто, обозначаются следующим образом:
* 'щ' = sc: Verescagin, Scusev, Scebetovka, Blagovescensk;
* 'ы' = i: Kujbisev, Ribakov, Siktivkar, Groznij, Belih, Cernovci;
* 'е' =
o e после согласных: Fedorenko, Vasilevskij, Ijevsk, Tuapse;
o je в остальных случаях: Jesenin, Dmitrijev, Mendelejev, Kijev, Gribojedov, Gurjev, Vasiljev, Zaporojje, Objedkov;
* 'ё' =
o o после 'л' и шипящих: Mogilov, Gumilov, Lihacov, Scolkovo;
o jo в остальных случаях: Jolkin, Fjodorov, Okajomov, Solovjov;
* 'ю' =
o u после 'л': Ludmila, Lubimov, Ilusin, Kluci, Mamlutka, Luba;
o ju в остальных случаях: Jutkevic, Neftejugansk, Aktjubinsk, Izjum, Cjurupinsk, Temrjuk, Vjugin;
* 'я' =
o a после 'л': Celabinsk, Polana, Salapin, Lapunov, Gala;
o ja в остальных случаях: Jalta, Krasnojarsk, Feodosija, Suja, Pjatigorsk, Slavjansk, Uljanovsk, Podjacev, Tatjana, Majja;
* 'ь' =
o перед 'и', 'о' - j: Iljic, Zaharjin, Rujjin, Ardaljon;
o перед остальными гласными опускается: Grigorjev, Prokofjev, Ojerelje, Muravjov, Rucjov, Vjunov, Iljusin, Darja, Uljancev;
o в конце слова и перед согласными:
* после 'л' и шипящих опускается: Tiraspol, Babel, Uralsk, Kerc;
* после остальных согласных - j: Kazanj, Harjkov, Ustj-Kamenogorsk, Igorj;
* 'ъ' опускается: Podjablonskij, Objacevo, Izjurov.
1-11. Ударение в именах собственных сохраняется на том же месте, где оно стоит в соответствующем языке.
1-12. Имена собственные обычно не принимают окончания -o: Piron, Varankin, Lorjak, Sekelj, Maura, Nemere, Tallinn, Vilnius, Tartu, Magadan, Tihvin, Soci, Gagra, Batumi, Samarkand, Vjaceslav, Nelli.
Но широко известные имена могут употребляться и с окончанием -o. В таких словах ударение падает на предпоследний слог: Maksimo, Arhimedo, Moskvo, Simferopolo, Eupatorio, Kisinevo, Rigo, Azio, Ameriko, Volgo, Bajkalo, Atlantiko, Altajo, Krimeo, Marso.
Женские имена обычно не принимают окончания -o и часто употребляются с окончанием -a: Svetlana, Maria, Izabela.
Задания
1.1. Изучите теоретический материал урока. В дальнейшем изучайте теоретические разделы урока без особого на то указания. Все тексты и упражнения прочитывайте по несколько раз вслух, чётко и не торопясь. Записывайте их на магнитофонную ленту и время от времени прослушивайте. Постарайтесь приобрести записи текстов в образцовом произношении, а также записи песен на эсперанто.
1.2. Перепишите алфавит и выучите его наизусть.
1.3. Прочитайте и расставьте ударения:
Rusio, Ukrainio, Belorusio, Litovio, Latvio, Estonio, Moldavio, Kazahio, Uzbekio, Turkmenio, Kirgizio, Tagikio, Azerbajganio, Armenio, Kartvelio, Sovet-Unio (= Sovetio, = USSR).
Afganio, Algerio, Anglio, Argentino, Austrio, Bangladeso, Brazilo, Cipro, Cehio, Cilio, Dominika Respubliko, Egipto, Ekvadoro, Etiopio, Figio, Finnlando, Francio, Germanio, Grekio, Hindio, Hispanio, Indonezio, Irano, Islando, Israelo, Jemeno, Kambogo, Kanado, Kenjo, Kubo, Libano, Lihtenstejno, Luksemburgio, Mauritanio, Meksikio, Mongolio, Mozambiko, Nederlando, Nikaragvo, Norvegio, Nov-Zelando, Omano, Pakistano, Peruo, Portugalio, Ruando, Svedio, Turkio, Urugvajo, Vatikano, Venezuelo, Vjetnamio, Zimbabvo.
1.4. Прочитайте, расставьте ударения, переведите:
Aktuala filmo. Speciala plano. Absoluta campiono. Nova modo. Moda jaketo. Partia konferenco. Geografia fakultato. Historia jubileo. Sporta grupo. Esperanta klubo. Europa kongreso. Koncerta afiso. Cokolada fabriko. Fabrika klubo. Kluba biblioteko. Ekonomia problemo. Kolhoza soforo. Revolucia ideo. Hemia instituto. Direktora automobilo. Partia organizo. Fota lampo. Kandidata disertacio. Elektra masino. Sekreta signalo. Heroa karaktero. Tria etago. Minusa temperaturo. Absolute nova ideo. Interesi praktike. Organizi serioze. Organizi maje. Ataki heroe. Reklami afise. Informi telefone. Sidi grupe. Sidi biblioteke.
1.5. Переведите на эсперанто:
Новая гитара. Интересная история. Исторический факт. Автомобильный спорт. Спортивный автомобиль. Студенческий хор. Хоровая музыка. Музыкальный фильм. Рекламная афиша. Концертная реклама. Медицинский институт. Телефонная линия. Активный студент. Студенческая конференция. Рекомендательная форма. Организационный комитет. Инженерная проблема. Автобусный билет. Юбилейная дата. Экономическая география. Нулевая температура. Особое (специальное) жюри. Партийный съезд (конгресс). Идейный фильм. Идейно формировать. Серьёзно интересовать.
1.6. Напишите эсперантскими буквами фамилии писателей и поэтов:
Айтматов, Андреев, Антонов, Антокольский, Ахмадулина, Ахматова, Багрицкий, Бажов, Бакланов, Бек, Беляев, Белый, Блок, Брюсов, Булгаков, Бунин, Вересаев, Визбор, Вознесенский, Высоцкий, Гранин, Грин, Гроссман, Добролюбов, Дудинцев, Ерошенко, Жигулин, Заболоцкий, Зощенко, Ильина, Инбер, Каверин, Карелин, Кассиль, Катаев, Кедрин, Ковальджи, Коган, Кольцов, Корнилов, Короленко, Коротич, Луговской, Мандельштам, Мартынов, Матвеева, Окуджава, Пастернак, Паустовский, Пильняк, Пришвин, Рождественский, Самойлов, Светлов, Сельвинский, Семёнов, Слуцкий, Смеляков, Стругацкий, Твардовский, Трифонов, Уткин, Хлебников, Цветаева, Чуковский, Шмелёв, Шукшин, Щипачёв, Эренбург, Языков.
1.7. Заведите эсперанто-русский и русско-эсперантский алфавитные словари в общих тетрадях. Выписывайте в них все простые (корневые), производные и сложные слова, которые встречаются во всех разделах урока. Корневые слова подчёркивайте. Слово полезно выписывать вместе с тем словом, с которым оно связано по смыслу. Желательно эти словари иметь всегда при себе и просматривать их от начала до конца в свободное время. Слова, которые вы знаете твёрдо, помечайте и в дальнейшем при сплошном просмотре пропускайте. Заучивать слова наизусть не нужно: всё, что вам понадобится, постепенно уложится у вас в голове в процессе занятий.
Вероятно, изучение первого урока не доставило вам затруднений. А между тем вы сделали большой шаг в освоении эсперанто: теперь вы знаете алфавит, произношение, правописание, базовые правила грамматики и словообразования, а также 120 корневых слов (10% корневых слов этого курса!) и много собственных имен. Переходите к следующему уроку, лишь твёрдо освоив предыдущий.
Для занятий эсперанто старайтесь находить время каждый день, хотя бы по 15 минут. Благодаря стройной структуре языка изучать вам его будет интересно, легко и приятно. С каждым пройденным уроком вы будете чувствовать, что ваши знания значительно пополнились. И если вы приложите определённые усилия, то недалек тот день, когда вы будете владеть международным языком эсперанто почти так же свободно, как и родным. Приложения
В приложения входят языковые игры, которые способствуют выполнению целей основного курса эсперанто (их можно повторять и в дальнейшем на материале последующих уроков), а также дополнительные информационные, литературные и интерлингвистические материалы, которые можно использовать для статей, лекций, стенгазет, художественной самодеятельности, организационной работы.
Языковая игра "Образуйте сами слова"
Образуйте на эсперанто слова на основе соответствующих русских слов: анализ, асфальт, атом, бензин, бомба, бровь, цемент, чек, диалог, диплом, дисциплина, душ, экран, электроника, элемент, энергия, фантазия, фигура, фонтан, фронт, геофизика, инвалид, инструмент, ирония, какао, категория, кларнет, компания, конституция, копия, коридор, котлета, квадрат, краб, кран, лаборатория, лифт, лилия, лирика, литр, метод, механика, миллиард, министр, митинг, нерв, норма, облигация, опера, операция, паста, патриот, пенсия, поэма, поэзия, проза, принцип, ракета, религия, рецепт, роса, салат, секция, сезон, сфера, симпатия, структура, сумма, шнур, табак, телеграф, теория, термометр, территория, тип, типография, тон, торт, вальс, вата, вертикаль, вуаль, зона.
А. М. Горький
О единице
(отрывки)
Лет за 20 до сего года, когда я жил на острове Капри, явились ко мне гости из Якутии - Алексей Семёнов, полурусский-полуякут, с женою Наташей, китаянкой из-под Шанхая...
Семёнов рассказал, что он сирота, жил - кажется - в Троицко-Савске "мальчиком" при магазине фирмы "Кунст и Альберс", в свободное время занялся "от скуки" изучением "эсперанто", но, изучив его, стал сомневаться в том, что есть люди, которые говорят на таком языке. Сомнение - поучительно, не сомневаясь - не убедишься. Алексей Семёнов убедился в том, что эсперанто существует, очень своеобразным способом: он послал в Лондон, фирме, торгующей дичью, телеграмму на эсперанто, предложив поставлять англичанам мороженых рябчиков. Рябчиков у него, конечно, не было, но англичане ответили ему тоже на эсперанто, значит, этот язык существует и, зная его, можно путешествовать по Европе...
Через некоторое время Семёнова переводят приказчиком в Якутск, там он знакомится с нижегородским маляром Упрыжкиным и евреем извозчиком Браиловским... Втроём они начинают развивать культурную работу в Якутске: организуют кружок любителей драматического искусства...
Зоркий глаз Семёнова открывает в окрестностях Якутска огнеупорную глину, тройка "культуртрегеров" делает кирпич, он идёт на перекладку печей в казённых зданиях города: зимою при двух топках в день простой кирпич быстро перегорал. Устроили первую в Якутске оранжерею, нашли около города литографский камень...
Вооружённый только "эсперанто" и прочитав несколько книг по истории культуры, он с женою объехал все главнейшие города Западной Европы, побывал во всех музеях, осмотрел ряд промышленных предприятий и крайне удивил меня емкостью своей памяти, своеобразием оценок...
Алексей Семёнов был избран наркомфином в Якутии...
Коцюбинский, говоря о Семёнове, вспоминал Крашенинникова, Дежнева, Щапова и других северян. У меня к людям, подобным Семёнову, с юности горит, не угасая, чувство глубокого уважения и - не скрою - зависти. Хорошо они умеют жить. Это потому, что радостно и неутомимо умеют работать.
1929 г.
[Якутские друзья А. М. Горького. Якутск, 1988, с. 63-73.]
Урок 2
Грамматика
2-1. Наиболее употребительные личные местоимения: mi 'я', li 'он', ni 'мы', vi 'ты', 'вы'.
Притяжательные местоимения образуются прибавлением окончания -a к личным местоимениям: mia adreso, via pasporto, nia progreso, lia gitaro.
2-2. Глаголы в настоящем времени имеют во всех формах окончание -as. Личное местоимение перед глаголом не опускается. Например, от глагола havi 'иметь': mi havas 'я имею (у меня есть)', vi havas 'ты имеешь (у тебя есть)', li havas 'он имеет (у него есть)', ni havas 'мы имеем (у нас есть)'.
2-3. В отличие от русского языка, в настоящем времени глагол-связка estas 'есть', 'является', 'имеется', 'находится' от глагола esti 'быть' не опускается: Nia celo estas demokratio. Marso estas planedo. Если же в предложении имеется глагол-сказуемое, то связка не употребляется: Ni sidas.
2-4. Формы множественного числа слов, оканчивающихся на -o или -a, образуются прибавлением окончания -j: novaj frazoj; niaj geografiaj kartoj; Vi estas juna 'Ты молод'; Vi estas junaj 'Вы молоды'.
2-5. Винительный падеж слов, оканчивающихся на -o или -a, а также личных местоимений образуется прибавлением окончания -n: Mi vidas komedian filmon; Mi vidas Lunon; Ni vidas lin. Глагол havi всегда требует винительного падежа, глагол esti - никогда; Li havas elegantan palton; Lia palto estas eleganta.
Если слово стоит во множественном числе, то сначала прибавляется окончание -j, а потом -n: Mi havas tri rublojn; Aktoro havas interesajn rolojn.
Значения других падежей выражаются предлогами.
2-6. Определённый артикль la употребляется с существительным, обозначающим предмет, о котором слушающему или читающему что-то известно. Артикль не переводится на русский язык или изредка переводится словами 'этот', 'известный', 'упомянутый', 'всякий'. Отсутствие la равносильно неопределённому артиклю: Mi vidas portreton (какой-то, не известно какой); La portreto (именно этот) estas originala.
Если существительному предшествуют определения, то артикль стоит перед ними: Li kontrolas la trian teknikan projekton.
При именах собственных, количественных числительных, всех местоимениях и при слове Esperanto (которое всегда пишется с прописной) артикль la обычно не употребляется, кроме редких специальных случаев, указанных в последующих уроках: tri kilometroj, nia klaso. Обычно la не употребляется также при существительном в роли именной части составного сказуемого: Li estas soforo. Употребление или неупотребление артикля обязательно лишь в несомненных случаях. В менее явных случаях артикль употребляется по смыслу.
2-7. Значение родительного падежа выражается предлогом de, который обычно не переводится на русский язык или иногда переводится как 'от': fiziko de metaloj, parko de kulturo, la profesio de Petro, studento de la pedagogia instituto, la gramatiko de Esperanto, la klimato de Afriko. Ni vidas progreson de Esperanto. Обратите особое внимание: projekti domon, но projekto de domo.
2-8. Русское слово "его" очень многозначно и, относясь к человеку, имеет на эсперанто следующие переводы: de li, lin, lia, liaj, lian, liajn: Mi vidas lin. Mi vidas lian automobilon. Lia automobilo estas eleganta. Liaj ideoj estas novaj. Mi vidas liajn dokumentojn.
2-9. Отрицание выражается частицей ne 'не': Ivano ne estas pedagogo; Li ne sportas. Частица ne не влияет на употребление падежа: 'Я вижу дом' Mi vidas domon - 'Я не вижу дома' Mi ne vidas domon (а не *Mi ne vidas de domo); 'У меня есть лампа' Mi havas lampon - 'У меня нет лампы' Mi ne havas lampon.
2-10. Наиболее употребительные союзы: kaj 'и', 'а', sed 'но', 'а': La trolebuso estas nova kaj komforta; Vi estas akurataj, sed vi ne estas aktivaj; Ni reklamas kaj afisas koncerton.
2-11. Наиболее употребительные предлоги: en 'в', sur 'на', kun 'с': En la teatro estas interesa komedio. Sur la sceno estas aktoroj. Nadejda kun Anna sidas en la universitata biblioteko.
Предлоги в эсперанто имеют более узкие и конкретные значения, чем в русском языке: Li estas en la fabriko 'Он на фабрике' (а не *'в фабрике'). Поэтому на русский язык их следует переводить в соответствии с правилами, а на эсперанто - в соответствии со смыслом, с логикой, но в обоих случаях не буквально.
2-12. Наиболее употребительные вопросительно-относительные слова: kiu 'кто', 'который', 'какой (из)', kio 'что', kie 'где'. Слово kiu может принимать окончания -j и -n: Kiu estas kapitano? Kiu romano estas interesa? Kiujn fruktojn vi vidas? Mi vidas domon, kiu estas nova. Kio estas en la telegramo? Kion vi vidas? Kie estas la redaktoro? - Li estas en la kabineto.
Словообразование
2-13. Сложное слово образуется путём сложения простых слов или корней, причём определяемое слово находится в конце цепи, а предыдущее его определяет: kinofilmo, radioprogramo, trietaga domo. При сложении слов нежелательны труднопроизносимые скопления согласных, для чего определяющее слово употребляется с окончанием: elektromotoro (а не *elektrmotoro). Чтобы показать составные части слов, на письме их можно соединять дефисом: sport-klubo.
2-14. Суффикс -ist- обозначает профессию или человека, имеющего какой-либо постоянный вид занятий или являющегося приверженцем определённого учения, движения: traktoristo, specialisto, marksisto, matematikisto, literaturisto.
2-15. Суффикс -in- обозначает лицо женского пола: studento - studentino, poeto - poetino, heroo - heroino, tenisisto - tenisistino. Однако при обозначении профессий и должностей, когда принадлежность к женскому полу не является существенной, суффикс -in- может опускаться: Irena estas sekretario de nia Esperanto-klubo.
Teksto
Eugeno Jevtusenko kaj Nikolao Gribacov estas rusiaj poetoj. Alberto kaj Viktoro estas fizikistoj. Valentena estas ekonomiisto. Veronika kaj Marina estas pedagogoj. Li estas direktoro de la Respublika biblioteko. Ni vidas sur afiso detalan informon. Lia sekretariino telefonas. Liaj lekcioj estas en la centro de niaj interesoj. Lin ne interesas viaj projektoj. La studentino de la fizika-matematika fakultato havas ekzamenojn en majo. En nia biblioteko estas katalogoj. Li kritikas la programon de nia koncerto. Tri sekundoj. La grupo de programistoj sidas en la tria etago de la informa centro. Tbiliso estas centro de la Kartvela respubliko. La elektristo akurate kontrolas elektrajn lampojn en la redakcio. La Esperanta literaturo estas juna. La rezultoj de viaj ekzamenoj interesas min. Mi ekzamenas vin. La soldatoj marsas. Kiu estas gitaristo? Kun kiu vi sidas en la parko? Ni organizas lekciojn, kiuj propagandas novajn teknikajn ideojn. La teknika progreso en Rusio estas reala. Kion vi vidas sur la horizonto? Kie estas la geografia karto de Europo? En la direktora kabineto estas portreto de nacia heroo.
Задания
2.1. Прочитайте текст вслух, расставьте ударения, переведите в соответствии с нормами русского языка. Сделайте обратный перевод на эсперанто и сравните его с оригиналом. Проанализируйте допущенные ошибки.
2.2. Прочитайте названия городов, расставьте ударения:
Krasnodaro, Astrahano, Permo, Tjumeno, Omsko, Novosibirsko, Kievo, Harkovo, Minsko, Ashabado, Dusanbeo, Alma-Atao, Erevano, Bakuo; Prago, Berlino, Bukaresto, Beogrado, Londono, Kopenhago, Helsinko, Parizo, Bruselo, Antverpeno, Madrido, Barcelono, Roterdamo, Genevo, Vasingtono, Novjorko, Cikago, Otavo, Havano, Pekino, Gakarto, Tokio, Hanojo, Bejruto, Kabulo, Teherano, Kinsaso, Jerusalemo.
2.3. Что означают следующие слова? Переведите их.
Esperantisto; masinisto; propagandisto; teknikisto; historiisto; hemiisto; kontrolisto; muzikisto; lekciisto; planisto; projektisto; signalisto; campionino; sportistino; biletistino; telefonistino; elektrogitaro; elektrosistemo; elektrotekniko; kinoklubo; kinobileto; kinoheroo; kinokomedio; kinopropagando; kinoreklamo; kinoaktorino; kinokritikisto; radiokoncerto; radiosignalo; radiotekniko; radiosistemo; radiosporto; radiotelefono; radioingeniero; fototelegramo; fotodokumento; fotoreklamo; adresi; signali; ekzameni; dokumenti; neinteresa; neakurata.
2.4. Переведите сочетания:
en la autobuso; en la centro de la parko; en nia etago; esti en la kongreso; frazo en Esperanto; sur Luno; kun apetito; kun nula rezulto; romano de Dostojevskij; la historio de Esperanto.
2.5. Переведите на эсперанто:
Я вижу парк на плане Самары. Трёхкилометровый поход (марш). Инженеры и техники сидят в кабинете директора. Где ваш шофер? - Он в автомобиле. Он экзаменует студентов Московского физико-технического института. Мы фотографируем студенток нашего университета. Вы видите афишу с рекламой кинофильмов. Что интересует тебя? - Меня интересует физика и математика, а не география. У кого есть (кто имеет) роман Пушкина "Евгений Онегин"? - Роман у Натальи Васильевны Крыловой.
2.6. Напишите эсперантскими буквами фамилии, имена, отчества членов вашей семьи, друзей, коллег, вашего учителя эсперанто, названия городов, в которых вы бывали.
Возможно, вам показалось, что в этом уроке очень много теоретического материала. Однако весь он использован в тексте, а текст очень легок, не так ли? Зато ваши познания в области грамматики теперь весьма велики: они позволили вам перевести с русского языка, хоть не без труда, довольно сложные фразы. А ведь вы пока прошли всего лишь два урока!
Изучение каждого урока будет приносить вам радость познания и открытий, а также усвоение 5% курса. Например, к настоящему моменту вы прошли уже 10% курса - конец близок!
Регулярность занятий - вот залог вашего успеха. Оптимальный темп - один урок в неделю при ежедневных занятиях по 15-30 минут. Если же вы хотите работать с полной нагрузкой, то изучайте по одному уроку ежедневно. Результат будет феноменальным - всего лишь через три недели вы освоите основы международного языка! Для тех, кто знает хотя бы один западноевропейский язык и обладает усидчивостью, можно рекомендовать метод "погружения" - проходить ежедневно по три урока. Такое интенсивное изучение основ эсперанто за одну неделю лучше всего проводить во время отпуска или каникул. Приложения
Языковая игра "Определяемое"
Не заглядывая в учебник или словарь, подберите к прилагательному как можно больше подходящих по смыслу существительных. Например: nova - domo, masino... Побеждает тот, кто за определённое время подобрал наибольшее число слов.
Я. Голованов
Выдуманный язык в придуманном городе
(отрывок)
Традиционная фраза для начала репортажа "Под сводами зала, где проходил Международный конгресс, звучала разноязыкая речь..." на этот раз не годилась - речь звучала одноязыкая: во дворце, специально построенном в столице Бразилии, городе Бразилиа, для конференций, конгрессов и съездов, проходил 66-й Международный конгресс эсперантистов.
Эсперанто - искусственный язык, дерзкий вызов божьей каре, - ведь, по библейской легенде, всевышний наказал людей разными языками за попытку построить Вавилонскую башню, достичь небес. Башню не построили, небес достигли на космических кораблях, но "наказание" осталось: сегодня человечество говорит на нескольких тысячах языков и диалектов. Многие великие умы искали способы разрушения языковых барьеров, разъединяющих людей. Искусственный язык изобретал Рене Декарт, об универсальном языке думали Толстой, Горький, Барбюс, известно около 900 попыток создать некий "общий язык". Но само время заставляет признать сегодня, что лишь одна из них увенчалась относительным успехом. Первая публикация была подписана: "Докторо Эсперанто"-"Доктор Надеющийся" - такой псевдоним выбрал себе врач-окулист Людвик Заменгоф - создатель самого совершенного искусственного языка, словарей и хрестоматий на эсперанто, переводов на этот язык произведений мировой классики.
Сегодня в мире на эсперанто говорят уже миллионы. На нём (и только на нём!) написано около 50 романов [1], издаются сотни журналов и газет, в том числе и специализированные издания по химии, медицине, проблемам транспорта и т. д. Советская ассоциация эсперантистов объединяет сотни кружков и клубов в нашей стране. Издаётся ежемесячный "Бюллетень ассоциации советских эсперантистов". Трудами энтузиастов на эсперанто переведены труды К. Маркса и В. И. Ленина, произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова, Леси Украинки, Есенина, Маяковского, Шолохова.
[Комсомольская правда. 03.01.1982.]
[1] В 1988 г. число оригинальных, т. е. непереводных романов на эсперанто достигло 100 и продолжает быстро расти.
Урок 3
Лексика
agrabla 'приятный', bazo 'основа', 'база', bela 'красивый', bona 'хороший', 'добрый', diri 'сказать', 'говорить (что-либо)', facila 'легкий', 'нетрудный', frato 'брат', granda 'большой', 'великий', jaro 'год', knabo 'мальчик', konatigi 'познакомить', kurso 'курс', 'курсы', labori 'работать', 'трудиться', leciono 'урок', lerni 'учить (что-либо)', 'изучать', 'учиться', 'обучаться', lingvo 'язык', longa 'длинный', 'долгий', monato 'месяц', necesa 'необходимый', 'нужный' (estas necese = necesas 'необходимо', 'нужно', 'надо'), plezuro 'удовольствие', povi 'мочь', rica 'богатый', saluti 'приветствовать', sama 'тот же самый', 'такой же самый', scii 'знать', tago 'день', tempo 'время', vespero 'вечер', voli 'хотеть'.
Грамматика
3-1. Личные местоимения: si 'она', gi 'он, она, оно' (о неодушевленном предмете или абстрактном понятии, о животном или о лице, пол которого неизвестен), ili 'они'. Русское слово "его", кроме переводов, указанных во 2-м уроке, может иметь следующие переводы: de gi, gin, gia, giaj, gian, giajn.
3-2. Глаголы в прошедшем времени имеют во всех формах окончание -is: mi laboris, vi laboris, li laboris, si laboris, gi laboris, ni laboris, ili laboris.
3-3. Количественные числительные: nul (nulo) 'нуль', unu 'один', du 'два', tri 'три', kvar 'четыре', kvin 'пять'. Количественные числительные не могут присоединять к себе окончаний -j и -n (кроме unuj 'одни', nuloj, nulon, nulojn) и не влияют на падеж существительного: 'Я изучил пять уроков курса эсперанто' Mi lernis kvin lecionojn de Esperanto-kurso.
Порядковые числительные образуются с помощью окончания -a: nula 'нулевой', kvina 'пятый'. Окончание -o превращает числительное в существительное: unuo 'единица', trio 'тройка', а окончание -e - в наречие: due 'во-вторых', kvine 'в-пятых'.
3-4. Вопросительно-относительные слова: kiom 'сколько', kiel 'как, в качестве'.
3-5. Вопросительная фраза строится либо с помощью вопросительных слов (например, kiu?, kio?, kie?, kiom?, kiel?), либо с помощью вопросительной частицы cu, которая на русский язык обычно не переводится, но может и переводиться частицей "ли". В разговорной речи частица cu иногда может опускаться: Mi kontrolas, cu vi scias la lecionon 'Я проверяю, знаете ли вы урок'; Vi lernas Esperanton. Cu vi lernas Esperanton? Vi lernas Esperanton? Vi scias, cu ne? Vi ne scias, cu?
3-6. Иногда для выражения русского родительного падежа используется не предлог de, а предлог da. Он употребляется между существительным или наречием, обозначающим более или менее определённое количество (меру), и словом, обозначающим однородную массу, не имеющую чётких границ, из которой берется это количество. Предлог da не употребляется после количественных числительных и прилагательных, а также перед артиклем. На русский язык предлог da не переводится, а следующее за ним существительное переводится в родительном падеже: kilogramo da fruktoj (но kvar fruktoj), grupo da soldatoj; Kiom da jaroj li havas? Li havas kvin jarojn; Kiom da tempo vi lernas Esperanton?
3-7. Значение дательного падежа выражается предлогом al, который на русский язык не переводится или может переводиться предлогом "к": Li diris al si agrablan frazon.
3-8. Предлоги: por 'для', 'за', 'с целью', 'для того чтобы'; dum 'во время', 'в течение', 'пока', 'в то время как' (dume 'тем временем', 'пока'); inter 'между', 'среди': Kio estas bona por vi, estas bona por mi; plano por jaro; dum leciono; inter ni.
3-9. В эсперанто после предлога обычно употребляется именительный падеж, т. е. существительное имеет окончание -o: domo 'дом', en domo 'в доме', inter domoj 'между домами'; mi 'я', por mi 'для меня', kun mi 'со мной'. Если же после предлога употреблен винительный падеж, то это зависит не от предлога, а от других причин.
3-10. В отличие от предлога наречие употребляется самостоятельно: Elvira lernas kun Rimma - Ili lernas kune (вместе); La knabo estas en la domo - La knabo estas ene (внутри).
3-11. Непроизводные наречия: ankau 'также', 'тоже', 'и' (стоит непосредственно перед словом, к которому относится), hodiau 'сегодня', tre 'очень': Hodiau ankau mi estis en la universitato 'Сегодня и я был в университете'; tre interese 'очень интересно'; La romano estas tre interesa 'Этот роман очень интересен'; La problemo tre interesas min 'Эта проблема очень интересует меня'.
3-12. Частицы: jes 'да'; ne 'не', 'нет'; nur 'только', '(всего) лишь': Jes, mi volas; Ne, mi ne povas; Al mi estas bone nur kun vi.
3-13. Дополнительное придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союза ke 'что', 'чтобы', который не следует путать с местоимением kio 'что': Li diris, ke li lernis la lecionon 'Он сказал, что он выучил этот урок'; Li diris, kion li lernis hodiau 'Он сказал (то), что он выучил сегодня'.
3-14. Иногда слова-приветствия являются усечённой формой длинной фразы, в таких случаях винительный падеж сохраняется: saluton al vi! 'привет тебе!' (т. е. я шлю тебе привет), bonan tagon! 'добрый день!' (т. е. я желаю вам доброго дня), bonan apetiton! 'приятного аппетита!' (т. е. я желаю вам приятного аппетита).
Словообразование
3-15. Предлог может употребляться в функции приставки и называется в таком случае полуприставкой: internacia 'интернациональный', 'международный', interplaneda 'межпланетный', enpartia 'внутрипартийный', kunlabori 'сотрудничать', kunsidi 'заседать', dumkongresa 'происходящий во время конгресса'.
3-16. Приставка mal- придаёт слову противоположное значение: rica 'богатый' - malrica 'бедный'; malbone 'плохо'; malagrable 'неприятно'; malplezuro 'неудовольствие'; malkomforto 'дискомфорт', 'неудобство'; malprogresi 'регрессировать', 'приходить в упадок'; Estas malfacile diri 'Трудно сказать'; Nia domo estas negranda, sed ankau ne malgranda; Si havas malbonan karakteron.
Пунктуация
3-17. Знаки препинания можно расставлять так же, как и в русском языке.
Ni lernas Esperanton
- Bonan tagon, Andreo!
- Saluton, Nikolao! Mi volas konatigi vin kun Nina.
- Tre agrable. Cu ankau vi lernas en la universitato?
- Ne. Mi laboras. Cu vi estas studento?
- Jes. Mi lernas kun Andreo en la sama grupo. Kio estas nova?
- Nina diris al mi, ke hodiau vespere en la centra kulturdomo estas la unua leciono de Esperanto-kurso.
- Kio estas Esperanto?
- Cu vi ne scias? Gi estas internacia lingvo, facila, bela kaj rica. Ni povas lerni gin dum mallonga tempo.
- Dum kiom da jaroj?
- Necesas nur kvar-kvin monatoj por lerni la bazon de la lingvo. Nu, kiel? Cu vi volas lerni Esperanton?
- Jes. Kun granda plezuro. Kaj Nina?
- Ankau si. Kaj du knaboj Sasa kaj Jenja. Ili estas siaj fratoj.
Задания
3.1. Что означают следующие слова?
Malnova; maljuna; nejuna; nemaljuna; metalisto; realisto; motoristo; portretisto; automobilisto; medicinisto; radiisto; laboristino; partia; momenta; dua; hodiaua; jesa; longo; grando; afisi; sporti; lernojaro; filmaktoro; metalohemio; automotoro; motorvagono; sistemotekniko; triprograma; triprocenta; novmoda; muzik-pedagogia instituto; unuaklasa; scivola; scipovi.
3.2. Переведите сочетания:
diri al la kapitano; de tago al tago; miliono da faktoj; dum koncerto; dum laboro; mi ne vidis vin dum longa tempo; dum kunsido; inter ili; por knabinoj; programo por tago; romano en la franca lingvo; lerni en vespera kurso; labori kun plezuro; domo kun kvin etagoj; vidi sur la plano; heroo de nia tempo.
3.3. Переведите фразы:
Esperanto estas la lingvo por ni. Por bonaj aktoroj ne estas malbonaj roloj (F. Schiller/Siler). Kritiki estas tre facile. Kiun daton ni havas hodiau? - Hodiau estas la kvara (tago) de majo. Kie vi lernis por esti hemiisto? - Same kiel Paulo, mi lernis en la Moskva universitato dum kvin jaroj. En la bona malnova tempo. Li diras "jes", si diras "ne". Cu ankau vi scias, ke en la Esperanto-klubo estas interese? - Jes, mi scias: de tempo al tempo mi estis inter esperantistoj kune kun mia frato Danielo. Kiom da jaroj havas via fratino Helena? - Si estas malgranda, nur trijara. Ili laboras kaj laboras, sed ili ne havas bonajn rezultojn. Mi ne scias, kio estas necesa por havi bonajn rezultojn; mi scias nur, ke necesas tempo. Cu la interleciona pauzo estis mallonga? - Ne, gi estis longa. En la unua vespero mi vidis lin, lian fratinon kaj liajn fratojn; sur lia fratino estis bela palto. Bertalan Farkas estis la unua kosmonauto-esperantisto. Unue necesas voli, due necesas povi. Bonan novan jaron al vi! La tempo laboras por ni (W. Gladstone/Gladstoun).
3.4. Переведите на эсперанто:
Лена учится в пятом классе. Она изучает эсперанто в классе в течение трёх месяцев. Её брат Александр тоже изучает международный язык, но на курсах в республиканской библиотеке. Он говорит, что эсперанто - необходимый язык с оригинальной и очень легкой грамматикой, что изучать эсперанто - удовольствие.
3.5. Составьте на эсперанто диалог по ситуации:
Вы встречаете товарища, которого давно не видели. Расскажите ему, где вы учитесь, поинтересуйтесь, где учится он. Расскажите ему, как вы начали изучать эсперанто.
Если вы хотите расширить свой языковой кругозор, познакомиться с увлекательной историей слов эсперанто, русского и других языков, создать себе представление о "путешествиях" слов из одних языков в другие, использовать эти сведения для углубления знания русского языка, а также для более быстрого освоения эсперанто и других языков, то пытайтесь найти эсперантским словам "родственников" в русском и в других языках, пользуясь словарем иностранных слов, этимологическими, энциклопедическими, терминологическими, двуязычными и другими словарями. Приложения
Языковая игра "Родственные слова"
В изученных уроках встречается много интернациональных слов. Отыщите родственные им слова в русском и в других языках, которые вы знаете. Систематическое занятие этой игрой значительно облегчит вам изучение иностранных языков.
Валентин Мельников
Эсперанто
(отрывок)
Разноязычие всегда мешало народам общаться друг с другом, поэтому с древнейших времен люди мечтали о языке, понятном для всех. Проблемой международного языка занимались такие учёные и философы как Платон, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. В. Лейбниц. Различных проектов искусственных международных языков известно более 2 тысяч [1]. Для общения между людьми (разговор, переписка, издание литературы) реально использовались не более десяти. И лишь один искусственно созданный язык стал по-настоящему живым, полноценным средством общения, не уступающим национальным языкам по богатству, красоте, гибкости и выразительности. Это - язык эсперанто, созданный врачом из Варшавы Людвиком Заменгофом (1859-1917).
Л. Заменгоф родился в Белостоке, на территории нынешней Польши, в то время входившей в состав Российской империи. Город населяли русские, белорусы, поляки, евреи, немцы [2]. Люди разных национальностей нередко относились друг к другу с подозрением и даже враждебно. Заменгоф с ранней юности мечтал дать людям общий, всем понятный язык, чтобы преодолеть отчуждение между народами. Этой идее он посвятил всю жизнь. Изучая языки в гимназии, он понял, что в любом национальном языке слишком много сложностей и исключений, затрудняющих его освоение. Кроме того, использование в качестве общего языка какого-то одного народа дало бы неоправданные преимущества этому народу, ущемляя интересы остальных.
Над своим проектом Заменгоф работал более десяти лет. В 1878 г. друзья-гимназисты уже увлечённо пели на новом языке: "Пусть падёт вражда народов, уже пришло время!" Но отец Заменгофа, работавший цензором, сжег работу сына, заподозрив что-то неблагонадежное [3]. Пришлось начинать всё сначала...
И вот 26 июля 1887 г. в Варшаве появилась небольшая брошюра на русском языке: "Международный язык. Предисловие и полный учебник". Автор укрылся за псевдонимом д-р Эсперанто, что в переводе с нового языка означало "надеющийся". Скоро это слово стало названием языка.
Заменгоф сразу отказался от авторских прав на своё изобретение, разрешив вносить в него усовершенствования. Однако его разработка была весьма удачной, принципиальных изменений практически не понадобилось. Вскоре была создана Академия эсперанто с целью поддержания единства языка, утверждения новых слов и решения спорных вопросов, а в 1905 г. состоялся 1-й всемирный конгресс эсперанто.
История эсперанто полна драматических событий. Две мировые войны нанесли удар по движению эсперантистов, их жестоко преследовали Гитлер и Сталин. Но всё-таки стремление людей к свободному международному общению оказалось сильнее, и движение эсперанто снова возродилось.
Количество эсперантистов в мире достигает 20 млн. человек [4]. Ежегодно проводятся всемирные конгрессы, собирающие до 6 тыс. участников. На эсперанто издаётся свыше 150 газет и журналов, регулярно ведут передачи более десяти радиостанций. В сети Интернет вторым по распространенности языком после английского является именно эсперанто [5]. Число изданных книг приближается к 100 тыс. названий: переводы всего лучшего, созданного на национальных языках, и оригинальные произведения - проза и поэзия, сказки и комиксы, литература на любой вкус. Спектакли, фильмы, множество прекрасных песен - это тоже неотъемлемая часть культуры эсперанто.
Грамматика эсперанто состоит из 16 правил [6], которые можно уместить на небольшой открытке; правила не имеют ни одного исключения. Каждый изучающий найдёт в эсперанто что-то близкое своему родному языку. Француз или итальянец найдёт знакомые корни слов, немец или китаец - способ образования сложных понятий простым присоединением слов, венгр или узбек - способ словообразования "приклеиванием" морфем, поляк - привычные ударения на предпоследнем слоге, русский - свободный порядок слов в предложении.
Алфавит эсперанто построен на основе латинского, причём каждая буква читается всегда одинаково, независимо от места в слове и сочетаний с другими буквами. Таким образом, даже впервые увидев слово, вы не ошибетесь в произношении.
Отсутствуют грамматический род, разные типы склонений и спряжений, неправильные глаголы и т. п. Падежей только два - именительный и винительный, а значения остальных передаются с помощью предлогов. Все существительные имеют окончание -о, прилагательные - -а; к ним присоединяются показатели множественного числа -j и винительного падежа -n. Всё это делает грамматику эсперанто предельно простой и упорядоченной.
Первый учебник эсперанто содержал всего 900 корневых слов, однако из них как из элементов можно по несложным правилам составлять новые слова с любым оттенком смысла. Появляются и новые корни, их число составляет сейчас около 20 тыс., так что общее число слов в эсперанто в принципе неограниченно.
[Энциклопедия для детей, том 10. Языкознание. Русский язык. Москва, Аванта+, 1998, стр. 424-425.]
[1] Наиболее полный каталог насчитывает около одной тысячи известных проектов международного языка.
[2] Евреи составляли значительное большинство тогдашнего населения Белостока. Во время 2-й мировой войны почти все евреи Белостока (как и всей Польши) были убиты.
[3] Эта легенда не имеет подтверждений. Даже в легенде речь идёт не о неблагонадежности, а о желании отца, чтобы сын целиком посвятил себя учёбе на медицинском факультете, не отвлекаясь на несерьёзные занятия.
[4] По реалистичным оценкам количество людей, знающих эсперанто в той или иной степени, составляет около 2 миллионов человек.
[5] Это слишком оптимистичное утверждение.
[6] Точнее, первое описание грамматики было изложено в виде 16 правил.
Урок 4
Лексика
bildo 'картина', 'картинка', 'изображение', 'образ', blanka 'белый', cambro 'комната', cevalo 'лошадь', demandi 'спросить', familio 'семья', fari 'делать', gazeto 'периодическое издание', 'журнал', 'газета', hundo 'собака', instrui 'учить' (обучать, преподавать), kalkuli 'считать', 'подсчитывать', 'вычислять', kamarado 'товарищ', kato 'кот', 'кошка', kreto 'мел', kusi 'лежать', legi 'читать', lernanto 'учащийся', 'ученик', meblo 'мебель' (один предмет), muro 'стена', ofico 'должность', 'служба', papero 'бумага', paroli 'говорить' (о чём-либо), respondi 'отвечать', skribi 'писать', stari 'стоять', tablo 'стол', tabulo 'доска', vorto 'слово'.
Грамматика
4-1. Глаголы в будущем времени оканчиваются на -os: mi faros 'я сделаю', 'я буду делать' (нельзя сказать *mi kunfaros или *mi estos fari), vi faros, li faros, si faros, gi faros, ni faros, ili faros; Vi estos esperantisto.
4-2. Наречия: morgau 'завтра', nun 'теперь', 'сейчас', multe 'много': Hodiau al mi, morgau al vi; Nun vi povas demandi; Kiu multe vidis, multe scias.
4-3. Предлог per указывает на орудие, предмет, посредством которого совершается действие; на русский язык передаётся формой слова в творительном падеже, а иногда словами "посредством", "с помощью" или другими предлогами по смыслу: Per malmultaj vortoj li multe diras 'Немногими словами он многое говорит'; interparoli per telefono 'разговаривать по телефону'.
4-4. Предлоги: pri 'о'; ce 'у', 'при'; gis 'до': Mi parolis pri vi nur bone 'Я говорил о тебе только хорошо'; ce la frato 'у брата'; ceesti 'присутствовать'; gis morgau 'до завтра'; Gis la celo estas kvin kilometroj 'До цели пять километров'.
Переводя с русского языка, не следует злоупотреблять предлогами, так как в эсперанто они не управляют падежами: 'документ с фотографией' dokumento kun foto (а не *dokumento kun per foto).
4-5. Числительные: ses 'шесть', sep 'семь', ok 'восемь', nau 'девять', dek 'десять'.
Сложные числительные от "одиннадцати" до "девятнадцати" образованы путём сложения основ (сложные слова, в первой части которых dek 'десять', а во второй - соответствующая единица): 11 - dek unu, 12 - dek du и т. д.
Десятки представляют собой сложные слова, во второй части которых dek 'десять', а в первой - соответствующая единица: 20 - dudek, 60 - sesdek и т. д., 24 - dudek kvar, 45 - kvardek kvin, 69 - sesdek nau, 73 - sepdek tri, 88 - okdek ok, 99 - naudek nau, 100 - cent, 215 - ducent dek kvin, 1000 - mil, 2512 - du mil kvincent dek du, 18781 - dek ok mil sepcent okdek unu; XX век - la dudeka jarcento.
4-6. Порядок слов в эсперанто такой же свободный, как и в русском языке, его можно использовать для логического выделения слова или группы слов: Ni havas nur dek tagojn; Nur dek tagojn havas ni.
4-7. При обращении к одному лицу или к нескольким лицам артикль la не употребляется: Knaboj! Necesas legi la tekston! 'Мальчики! Необходимо прочитать этот текст!'
Словообразование
4-8. Суффикс -et- обозначает уменьшительность: domo - dometo 'дом - домик', tablo - tableto, afiso - afiseto.
4-9. Суффикс -eg- обозначает увеличение или усиление степени качества, состояния: bela - belega 'красивый - прекрасный', domo - domego 'дом - домище', delonge - delongege 'давно - давным-давно', belega vespero.
4-10. Приставка re- обозначает повторение, возвращение; legi 'читать' - relegi 'перечитать', 'снова прочитать'; rekontroli 'перепроверить'; relaboro 'переработка'; rediro 'реплика'; resaluto 'ответное приветствие'.
4-11. Суффиксы числительных:
-on- образует дробные числительные от количественных: duono 'одна вторая', 'половина'; tri kvaronoj 'три четверти'; Du kilogramoj kaj duono (= du kaj duona kilogramoj). Поскольку дробные числительные обозначают часть целого, имеющего чёткие границы, после них употребляется не da, а de: duono de la jaro. Можно использовать duon- и ему подобные элементы в качестве полуприставки: duonjaro (= jarduono) 'полугодие'. Для обозначения десятичных дробей применяется слово komo 'запятая': 1,57 - unu komo kvindek sep.
-obl- образует кратные числительные: duoble 'дважды', 'вдвойне'; triobla 'тройной'.
-op- образует собирательные числительные: kvarope 'вчетвером'; triopo 'трое', 'тройка', 'трио'.
Словоупотребление
4-12. Фраза Kiu estas li? означает 'Кто он?; Как его зовут?': Li estas Andreo. Фраза Kio estas li? означает 'Кто он такой?': Li estas instruisto (учитель); bona kamarado (хороший товарищ); (sporta) campiono (чемпион); esperantisto (эсперантист).
4-13. Иногда удобно переводить слова gi и ili на русский язык словом 'это': Kio estas gi? 'Что это?' (один предмет); Kio estas ili? 'Что это?' (два или несколько предметов); Mi ne volas scii pri gi 'Я не хочу знать об этом'.
4-14. В русском языке глагольные приставки могут образовывать слова, имеющие новые значения. При переводе на эсперанто для этих приставок следует найти эквиваленты: 'переделать' refari, 'описать' priskribi. Но нередко русские глагольные приставки только образуют форму совершенного вида, выражая законченность действия, но не придавая нового значения - в таких случаях приставки на эсперанто не переводятся: 'я смогу' mi povos (а не *kunpovos), 'я сделал' mi faris (а не *kunfaris), 'сфотографировать' foti (а не *kunfoti), 'написать' skribi (а не *surskribi).
<< Пред. стр. 1 (из 10) След. >>