<< Пред.           стр. 21 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 * разработка предложений по повышению надежности принятых решений.
  Результаты организационного анализа проекта направлены на оценку организационной, правовой и административной обстановки, в рамках которой должен реализовываться проект. Анализу подвергаются следующие разделы проекта:
 * менеджмент;
 * организационная структура;
 * планирование;
 * комплектование и обучение персонала;
 * финансовая деятельность;
 * координация деятельности;
 * общая политика.
  Сравнение полученных в ходе анализа данных с нормативными, полученными в ходе обоснования задач проекта, указывает на необходимость введения изменений.
  Целью социального анализа является оценка пригодности вариантов плана проектов для его пользователей. Результаты анализа должны способствовать выработке стратегии взаимодействия планов, формируемых органами местного самоуправления, и предусмотренных проектом в части решения расширения числа объектов социально-культурной сферы и жилищного строительства.
  Притом что социальный анализ сам по себе сложен, он в основном поддается стоимостной оценке. Поскольку социальные результаты включаются в состав общих результатов проекта, необходимо при оценке эффективности особенно крупных проектов отразить:
 * изменение количества рабочих мест в регионе;
 * улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
 * изменение условий труда работников;
 * изменение структуры производственного персонала;
 * изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;
 * изменение уровня здоровья населения;
 * экономию свободного времени.
  В условиях конкурентной среды, а также в целях повышения эффективности инвестиционных проектов особое значение должно уделяться экономическом анализу. На его основе должны анализироваться: структуры возможных доходов и затрат, капитальных вложений, потенциальных рынков сбыта предполагаемой продукции или услуг; сроки осуществления проектов и их жизнеспособность в сравнении с другими проектами. Для решения этих задач на стадии прединвестиционных исследований инвесторами могут создаваться специальные подразделения, включающие в себя:
 * экспертов, оценивающих идею проекта и экономическую целесообразность вложения капитала;
 * производственников, оценивающих возможности выпуска продукции или предоставления услуг с помощью имеющейся или приобретаемой техники, технологии;
 * специалистов по маркетингу, определяющих возможные рынки и ценовую политику при реализации проекта;
 * финансистов, оценивающих возможности осуществления проекта за счет собственных или заемных средств.
  Работа сформированной таким образом группы строится на основе имеющейся и формируемой информации по заранее подготовленным вопросникам. В процессе сбора и обработки информации производится отсев неприемлемой информации, включая идею проекта, а также возможности ее реализации. Обычно на стадии прединвестиционных исследований оставляют 2-3 варианта проектов для дальнейшего детального анализа и принятия окончательного решения.
  В течение всего периода анализа, целью которого является оценка экономической целесообразности осуществления инвестиционного проекта, инвестор проводит с группой специалистов обсуждения, направленные на выработку концепции проекта, привлекая при необходимости внешних экспертов-консультантов.
  Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта по таким показателям, как стоимость, сроки осуществления и сроки окупаемости. Полученная оценка должна обеспечить уверенность инвестора (заказчика) в том, что на предполагаемую к выпуску продукцию будет держаться стабильный спрос, достаточный для установления цены, необходимой не только для покрытия расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов, но и получения определенной нормы прибыли на вложенный капитал с учетом покрытия возможных задолженностей по кредиту. При этом срок осуществления проекта не должен превышать жизненного цикла предполагаемой продукции или услуг.
  Оценка жизнеспособности проекта служит также ответом на следующие вопросы:
 * возможности обеспечения необходимой динамики доходов;
 * способности проекта генерировать потоки доходов, достаточных для компенсации инвесторам вложенных ресурсов и взятого ими риска вложений капитала.
  В качестве базы для сравнения как при наличии альтернативных вариантов, так и единственного варианта служит так называемая ситуация «без проекта». Это означает, что в случае, к примеру реконструкции предприятия, следует сравнивать показатели предполагаемого проекта с показателями действующего предприятия, а при намерении создавать новое предприятие с ситуацией «без строительства нового предприятия».
  Исследования по оценке жизнеспособности проекта осуществляются в 2 этапа:
 * из альтернативных вариантов проекта выбирается наиболее жизнеспособный. При этом оцениваются показатели от инвестиционной и операционной деятельности, а также рассчитываются ожидаемые коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости, ликвидности и др.;
 * для выбранного варианта проекта подбираются методы финансирования и структура инвестиций, обеспечивающие ему максимальную жизнеспособность.
  Особое место в анализе эффективности проекта принадлежит учету инфляции. Чаще всего учет этого фактора осуществляется либо путем ввода индекса инфляции, либо корректировкой ставки дисконтирования. Вместе с тем более предпочтительной является методика, основанная на корректировке всех элементов денежных потоков (объема выручки и переменных затрат). Поскольку зачастую приходиться иметь дело с неоднородной инфляцией, то единственно правильным решением будет учет ее влияния на отдельные элементы, входящие в себестоимость продукции. С помощью учета таким образом инфляции рассчитываются новые денежные потоки, которые в итоге сравниваются между собой с помощью критерия чистого дисконтированного дохода (ЧДД).
  Аналогично осуществляется учет риска. Как известно, риск оказывает влияние на элементы денежного потока, формирующего доходность проекта. Как показано в главе 22, для учета фактора риска могут использоваться разные методы. Предположим, что из всех возможных методов выбран метод статистических испытаний (Метод Монте-Карло). С его помощью искусственным способом по каждому проекту генерируются три возможных варианта развития проекта: пессимистический, наиболее вероятностный, и оптимистический. Затем по каждому проекту рассчитаются соответственно три величины ЧДДн, ЧДДнв, ЧДДоп и размах вариации. Из сравниваемых вариантов проектов тот считается более рискованным, у которого размах вариации ЧДД больше.
  Существуют и другие методы анализа эффективности инвестиционных проектов, в основе которых лежит оценка будущей прибыли либо за счет внедрения (замены) принципиально нового оборудования на предприятии, либо за счет увеличения объемов производства. Все они базируются на элементарных аналитических расчетах, основанных на прямом счете. Глубина анализа определяется числом рассматриваемых параметров.
  Таким образом, па стадии проектирования происходит отсев заведомо неприемлемых решений и уточняются результативные показатели проекта.
 
 17.3. Экспертиза проектов
 
  Под экспертизой понимается анализ, исследование, проводимое с целью предотвращения создания проектов, использование которых либо может привести к нарушению прав физических и юридических лиц, а также интересов государства, либо не отвечает требованиям утвержденных стандартов, строительных норм и правил.
  Экспертизе подлежит, помимо чисто технических аспектов, убедиться:
 * в правильности расчета эффективности проекта;
 * в правильности оценки воздействия на окружающую среду;
 * в рыночной привлекательности продукции или услуг;
 * в добросовестности экономического анализа общих последствий проекта для национальной экономики;
 * в надежности оценки социальных последствий проекта;
 * в организационных возможностях реализации проекта.
  Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется правительством РФ, одним из важнейших является Градостроительный кодекс РФ, в котором определен предмет экспертизы — градостроительной документации. В основном она направлена на оценку строительной части проекта, в то время как соответствие нормам технологической части проекта определяется на основе ведомственных актов.
  Например, Минстрой РФ ввел единый порядок проведения экспертизы градостроительной документации и проектов строительства, суть которого сводится к следующему.
 * Градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений (далее - документация и проекты), независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, до их утверждения подлежат экспертизе в Главгосэкспертизе России, местных (республиканских, краевых и др.) организациях вневедомственной экспертизы, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.
 * Документация и проекты утверждаются только при наличии положительного заключения органов государственных экспертиз, а в некоторых случаях — согласований органов государственного надзора.
 * Основной проектной стадией, подлежащей экспертизе, является ТЭО. Для технических и экологически сложных объектов, осуществляемых в особых природных условиях строительства, а также по требованию органов государственной экспертизы по рассмотренному ТЭО выполняется дополнительная детальная разработка отдельных проектных решений.
  В состав экспертных комиссий входят государственная экспертная комиссия Минэкономики России, Главэкспертиза России, организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, экспертные подразделения министерств и ведомств.
  Государственная экспертная комиссия Минэкономики России осуществляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение ( в том числе с привлечением иностранных инвесторов), определяемых Минэкономики России совместно с Госстроем России. Государственная экспертная комиссия Минэкономики России организует рассмотрение указанных ТЭО с участием Главэкспертизы России и Главного управления государственной экологической экспертизы Минприроды России.
  На федеральном уровне Главэкспертиза России осуществляет экспертизу документации:
 * градостроительной: схем районной планировки административно-территориальных образований, если они затрагивают интересы федерального значения; генеральных планов городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более, исторических и курортных городов, городов-новостроек;
 * объектов, строительство которых осуществляется за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню устанавливаемому Госстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
 * объектов, строительство которых осуществляется за границей при техническом содействии Российской Федерации;
 * объектов совместных с другими государствами-пользователями, с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объеков из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;
 * экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения, разрабатываемых по планам бюджетных работ Госстроя России;
 * потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно ГКЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
  Главэкспертиза России производит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народнохозяйственное значение, градостроительное и социальное значение.
  На уровне субъектов Федерации Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу документации:
 * градостроительной, нефедерального значения;
 * проектов строительства:
 * объектов, строительство которых осуществляется на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий.
  Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.
  На уровне отраслей и ведомств Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной ведомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
  Работа по проведению экспертизы целесообразно поручать группе экспертов в следующем составе:
 * специалист по промышленной экономике (желательно в качестве руководителя группы);
 * специалист по анализу рынка;
 * технолог;
 * инженер-механик по оборудованию;
 * инженер-строитель;
 * эксперт по управлению промышленностью и анализу хозяйственной деятельности;
 * юрист;
 * эксперты по специальным вопросам и др.
  По результатам экспертизы готовится сводное экспертное заключение с учетом заключений экспертиз по отдельным разделам проекта.
  При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом может быть предложено применение в установленном порядке к организациям-разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановления (аннулирования) действия выданных им лицензий.
  Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию.
 
  Краткие выводы
 
 1. Принятию решения о размещении промышленного предприятия и объектов социально-культурной сферы предшествует выявление факторов, влияющих не только на объем производства продукции или предоставления услуг, но и на окружающую среду.
 2. Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на принятие решения о месторасположении будущего производства, является земля. Стоимость приобретения земли или взятия ее участка в аренду зависит от цены, которую устанавливает продавец или арендодатель. Цена земли зависит от ее потребительских свойств и конкуренции на рынке.
 3. При изъятии земельных участков для государственных или общественных нужд все убытки, причиненные землепользователям, подлежат возмещению.
 4. Чтобы согласовать отвод земельного участка, местные органы самоуправления формируют специальную комиссию, которая рассматривает возможность предоставления (продажи) земельного участка с учетом сохранения существующих плодородных угодий и охраны окружающей среды.
 5. При размещении промышленного предприятия необходимо анализировать объемы потребляемых материальных ресурсов и способы их доставки.
 6. В ряде случаев важным фактором, определяющим возможность размещения промышленного предприятия, выступает отсутствие в намечаемом районе необходимых трудовых ресурсов, привлечение которых требует опережающего строительства объектов жилья и соцкультбыта.
 7. Чтобы создать дополнительные рабочие места, местные органы самоуправления могут предоставлять инвесторам для реализации проекта земельные участки, здания и сооружения, а также кредиты на льготных условиях.
 8. При принятии решения о месторасположении предприятия особое значение придается оценке факторов воздействия его на окружающую среду, вплоть до полного запрета деятельности.
 9. Окончательный выбор месторасположения промышленного предприятия основывается на минимизации расходов, связанных с производством и реализацией продукции, включая затраты на охрану окружающей среды.
 10. Размещение объектов социально-культурной среды осуществляется на основе требований строительных норм и правил (СНиП).
 11. Конкретное размещение учреждений социально-культурной сферы выполняют с учетом их радиуса обслуживания населения.
 12. Общую потребность в учреждениях социально-культурной сферы рассчитывают, исходя из численности населения территориального образования (города, поселка, села и др.).
 13. При размещении социально-культурных учреждений используют принцип ступенчатости. Различают учреждения повседневного, периодического и эпизодического пользования.
 14. Определенный интерес представляет трехуровневая система размещения объектов социально-культурного назначения, в соответствии с которой все учреждения не ограничиваются радиусом их доступности.
 15. В условиях конкурентности инвестиционных проектов, реализующих один замысел или идею проекта, особое значение придается проектному анализу, целью которого является оценка экономической целесообразности осуществления инвестиционного проекта.
 16. Различают следующие виды проектного анализа: технический; финансовый; экологический; организационный (институциональный); социальный; экономический.
 17. Наряду с анализом проектных решений проводится экспертиза с целью предотвращения принятия проектов, использование которых может привести к нарушению прав физических и юридических лиц или интересов государства, а также не отвечающих требованиям утвержденных стандартов, строительных норм и правил.
 18. По результатам экспертизы готовится сводное экспертное заключение с учетом заключений экспертиз по отдельным разделам проекта.
 
  Использованная и рекомендуемая литература
 
 1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. №73 ФЗ от 07.05.1998.
 2. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Интерэксперт, Инфра-М, 1995.
 3. Временная инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных материалах. — М.: Минприроды, 1993.
 4. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составления проектной документации на строительство объектов жилищно-гражданского и общественного назначения. - М.: Госстрой России, 1993.
 5. Строительные нормы и правила (СНиП 2.07.01-89). Градостроительство и застройка городских и сельских поселений — М.: Госстрой СССР, 1989.
 6. Управление проектами./И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие/ Под редакцией И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. — М: Высшая школа, 2001.
 7. Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов жилищно-гражданского и общественного назначения. — М.: Госстрой РФ, 1993.
 8. Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов производственного назначения. — М.: Госстрой РФ, 1993.
 9. Серов В. М., Ивановский В. С., Козловский А. В. Инвестиционный менеджмент. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
 10. Экономика градостроительства: Учеб. пособие для вузов. — Л.: Стройиздат, 1981.
 
 Раздел 4. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов и мероприятий
 
 Глава 18. Эффективность реальных инвестиций
 
 18.1. Существующие подходы к оценке эффективности
 
  Как уже не раз отмечалось, оценка эффективности инвестиций имеет огромный научный и практический интерес, поскольку от того, насколько объективно и всесторонне осуществлена эта оценка, зависят сроки окупаемости вложенного капитала, темпы развития фирмы, а также решение многих проблем социально-экономического развития страны. А объективность и всесторонность оценки эффективности инвестиционных проектов (ИП) в свою очередь в значительной мере определяются использованием современных методов проведения такой оценки.
  Оценка эффективности ИП должна осуществляться на стадиях:
 * разработки инвестиционного предложения и декларации о намерениях (экспресс-оценка инвестиционного предложения);
 * разработки обоснования инвестиций;
 * разработки ТЭО проекта;
 * осуществления ИП (экономический мониторинг).
  Подходы и принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях. Однако набор исходных данных, степень их конкретизации, а также получаемая при этом оценка могут различаться.
  На стадии разработки инвестиционного предложения ограничиваются, как правило, общей оценкой эффективности проекта в целом.
  При формировании обоснования инвестиций и ТЭО проекта должны оцениваться все приведенные выше виды эффективности. Причем:
 * на стадии формирования обоснования инвестиций схема финансирования может ориентировочной;
 * на стадии разработки ТЭО проекта должны использоваться реальные исходные данные, в том числе и по схеме финансирования.
  Представляет определенный практический интерес экономический мониторинг, в процесс которого приходится оценивать и сопоставлять с исходным расчетом только показатели участия предприятия в проекте. Если при этом обнаруживается, что показатели эффективности, полученные при исходном расчете, не достигаются, рекомендуется на основании расчета эффективности расчета рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения проекта, введения в него изменений и т.д., после чего пересчитать эффективность участия всех заинтересованных лиц.
  В соответствии Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо внедрять следующие четыре принципа, используемые в зарубежной практике.
 1. Принцип оценки возврата инвестируемого капитала на основе показателя денежного потока (англ. cash flow), который формируется за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений в процессе реализации инвестиционного проекта.
 2. Принцип обязательного приведения к настоящей стоимости будущих поступлений, т. е. денежного потока. Действительно, инвестиционный процесс длится порой не один год. В течение времени реализации проекта увеличивается стоимость вложенных денег сегодня. Поэтому за исключением денег, вложенных сегодня, все последующие инвестируемые суммы должны быть приведены к настоящей стоимости.
 3. Принцип выбора дифференцированной ставки процента (дисконтной) в процессе дисконтирования потока для различных инвестиционных проектов. При этом размер предполагаемого дохода формируется с учетом следующих факторов:
 * средней или реальной депозитной ставки;
 * темпа инфляции (или премии за инфляцию);
 * премии за риск;
 * премии за низкую ликвидность.
  Соблюдение этого принципа весьма важно при сравнении двух и более инвестиционных проектов, различающихся разными уровнями риска или продолжительностью осуществления.
 4. Принцип гибкой системы использования ставки процента для дисконтирования денежных потоков в зависимости от целей оценки инвестиционного проекта. Так, при расчете различных показателей эффективности инвестиций в качестве ставки процента, выбираемой для дисконтирования, могут быть использованы:
 * средняя депозитная или кредитная ставка;
 * индивидуальная норма доходности инвестиций с учетом уровня инфляции, риска и ликвидности инвестиций;
 * альтернативная норма доходности по другим возможным видам инвестиций;
 * норма доходности по текущей хозяйственной деятельности или реально отвечающая.
  Наряду с перечисленными принципами надо рассматривать финансовую реализуемость и эффективность инвестиционного проекта. Если финансовая реализуемость является показателем, характеризующим объем финансирования и его наличие, то эффективность ИП - отражает соответствие ИП целям и задачам инвесторов. При этом основные характеристики инвестиционных объектов могут измеряться в номинальной или порядковой шкале, позволяющей с минимумом информации о свойствах объектах отличить их.
  Возможна ситуация, когда имеющиеся финансовые ресурсы могут неэффективно использоваться при реализации проекта, поскольку недостаточно полно учтены организационно-экономические принципы взамодеиствия участников проекта или управление ими. В связи с этим на стадии подготовки проекта все работы по его реализации надо осуществлять в соответствии с принятой технологией по схеме: выбор эффективных архитектурно-планировочных, конструктивных и технологических решений - определение исполнителей проекта - оценка эффективности проекта.
  Различают эффективность проекта и эффективность участия в проекте.
  Эффективность проекта в целом используется с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источников финансирования. Она включает в себя:
 * показатели общественной эффективности, учитывающие социально-экономические последствия осуществления проекта как для общества в целом, так и в смежных секторах экономики, экологические, экономические и иные внеэкономические эффекты;
 * показатели коммерческой эффективности (финансовое обоснование) проекта, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
  Эффективность участия в проекте рассчитывается с целью оценки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников. Она включает в себя:
 * эффективность ИП для предприятий - участников проекта;
 * эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров АО - участников);
 * региональную и народнохозяйственную эффективность - для отдельных регионов и народного хозяйства РФ. Как указано в Рекомендациях, «в тех случаях, когда ИП затрагивает интересы не одной страны, а нескольких, общественная эффективность характеризует проект с точки зрения всей системы в целом». В российской действительности общественная эффективность ИП совпадает с народнохозяйственной;
 * отраслевую эффективность - для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
 * бюджетную эффективность ИП отражает влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного).
  Оценка эффективности осуществляется в три этапа (см. рис. 18.1).
 
 
 
  На первом этапе определяется общественная или коммерческая значимость проекта. При этом из некоторого множества конкурирующих между собой проектов предлагается выбрать по определенному критерию эффективности оптимальный вариант проекта. Если в результате оценки эффективности проектов все они оказываются равнозначимыми, то вступают в силу дополнительные показатели и критерии эффективности проектов.
  Общественно значимыми являются проекты, в реализации которых заинтересовано государство, субъекты федерации и регионы, а также международное содружество. Проекты могут разрабатываться для решения определенных задач социально-экономического развития, включая решение крупных проблем в определенной сфере производства, экономики, экологии и др.
  На втором этапе предлагается рассчитать показатели эффективности проекта в целом. При положительных результатах оценки проекта можно рекомендовать его к осуществлению. Если же эффективность общественно необходимых проектов подтверждается расчетами, то они могут рассчитывать на государственную поддержку.
  В процессе разработки проекта оцениваются его социальные и экологические последствия, а также затраты, связанные с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.
  Оценка экономической эффективности проекта в соответствии с Рекомендациями предполагает знание инженерной части (зданий, сооружений, коммуникаций и т. д.), а также умение осуществлять качественный экономический анализ. План и методика такого анализа рассмотрены, к примеру, в системе Project-Expert.
  Если инвестиционный проект не предусматривает участия государства и, следовательно, не требуется бюджетного финансирования, то порядок, методы и степень детальности расчетов эффективности определяет заказчик проекта или его представитель. Если же проект представляется на согласование или утверждение в государственные органы, то помимо тех расчетов, которые требует заказчик проекта, в обязательном порядке следует выполнить расчеты, предусмотренные Рекомендациями.
  Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность.
  Надо отметить, что оценка эффективности проектов предполагает прежде всего определение их привлекательности. В каждом конкретном случае могут возникнуть ситуации, когда проект мало эффективен как коммерческий, но в тоже время представляет интерес для региона, поскольку оказывает влияние на социально-экономические процессы региона (эффективность деятельности других предприятий, экологическую обстановку, уровень безработицы и т.п). По сути, если исключить социальный аспект осуществления проектов, то оценка эффективности рассматривается как процедура определения максимальной прибыли на вложенный капитал для каждого участника реализации проекта. Участие в проекте для каждого юридического или физического лица - это дело добровольное. Они могут найти лучшую возможность использования собственного и заемного капитала путем вложения его, к примеру, в другой проект.
  Могут также существовать и другие ситуации, связанные в основном с тем, что в процессе реализации проекта отдельные участники реализации проекта могут отказаться от дальнейшего участия в нем. Не анализируя причин отказа, следует найти им замену, используя организационно-экономический механизм.
  Для выполнения расчетов экономической эффективности ИП необходима определенная информация, объем которой зависит от стадии проектирования и сложности проекта. Она включает в себя:
 * цель проекта;
 * информацию о фирме, реализующей проект. Ее правовой статус, финансовое состояние, организационная структура, кадры, опыт работы, число акционеров, сведения о руководстве и т.п.;
 * сведения о применяемой технологии, виде производимой продукции или предоставляемых услугах и рынках сбыта, об экономическом окружении ИП;
 * сроки строительства или реконструкции, технического перевооружения объектов, входящих в ИП, необходимые капитальные вложения;
 * представление о возможных инвесторах и их требованиях (возможные размеры и условия финансирования проекта, требования к показателям проекта и т.д.);
 * оценку риска.
  Кроме того, на стадии предпроектных исследований необходима информация о возможных затратах и результатах по годам реализации проекта, которые могут относиться как к отдельным видам ресурсов (например, расходам на строительство, на приобретение оборудования или оплату труда и т.п.), так и к отдельным периодам реализации проекта. Кроме того, не все затраты связаны с денежными платежами, подлежащими оплате кому-либо. Так, при замене магистральных трубопроводов, могут возникнуть значительные потери свободного времени граждан, которые вынуждены будут объезжать закрытые для проезда транспорта дороги.
  Результаты теоретически могут определяться на каждом шаге расчета проекта. Однако не всегда представляется возможным на практике получить необходимую информацию о ценности операционных (продукция, товары или услуги) или финансовых (доходы по предоставляемым займам, дивидендам и др.) результатов, к примеру помесячно.
  Во всех методах расчета эффективность инвестиционных проектов оценивается в течение расчетного периода, охватывающего период времени от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода рекомендуется определять в задании на расчет эффективности ИП, например па дату приобретения земельного участка (см. прединвестиционную стадию). Момент прекращения ИП определяется экономической целесообразностью реализации продукции или исчерпанием ресурсов.
  Говоря об эффективности проекта нельзя смешивать ее с эффектом. Под эффективностью проекта следует понимать отношение результатов проекта к затратам его участников, включая в необходимых случаях государство и население.
  Под эффектом понимается разность оценок получаемых результатов и затрат. Эффект может быть положительным, отрицательным (если затраты превышают результаты) или нулевым.
  Каждый блок указанной на рис. 18.1 блок-схемы несет определенную нагрузку. Считается, что инвестору предоставляется возможность из определенного множества предполагаемых проектов выбрать по наибольшему значению критерия эффективности лучший из них. При этом выбор инвестиционного проекта предполагается начинать с общественно значимого проекта с последовательным введением показателей эффективности и ограничений.
  Определенный интерес представляет оценка эффективности коммерческих проектов (см. рис. 18.2). В отличие от общественно значимых проектов их оценка эффективности должна в первую очередь удовлетворять инвесторов. Притом что все затраты являются производственными, т.е. всецело связаны с выпуском и реализацией продукции, реализация их связана с финансовой и экономической оценкой.
 
 
 
  Каковы же общие критерии коммерческой привлекательности инвестиционного проекта? Кратко их можно обозначить как финансовая состоятельность проекта и эффективность инвестиций. По этим критериям и проводят соответственно финансовую и экономическую оценки. Оба подхода взаимно дополняют друг друга. Первый используется для анализа ликвидности (платежеспособности) проекта в ходе его реализации. Во втором — потенциальная способность проекта сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить достаточный темп их прироста.
  Таким образом, существующее методическое обеспечение оценки эффективности при наличии корректных исходных данных дает основание для действительно эффективного вложения капитала в тот или иной проект.
  Важной, отличительной особенностью всех хозяйственных субъектов, действующих в рыночной экономической системе, следует считать различия в целях, которые они преследуют. Так, государственные органы управления, призванные регулировать социально-экономические процессы в стране, исходят из интересов всего народного хозяйства. Поэтому надо проводить сравнительный анализ различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, а затем выбирать из них лучший и обосновывать размеры и формы государственной поддержки проекта. В качестве критерия оптимальности принимаемого решения рекомендуется использовать наибольшее значение показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта — ЧДД, который в свою очередь отражает условия реализации проекта за весь период, в то время как коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта базируется на определенной норме доходности, удовлетворяющей как проект в целом, так и отдельных его участников с учетом вкладов каждого из них. Таким образом, различие в целях предопределило появление критериев оценки эффективности. Так, критериями для обоснования эффективности инвестиционного проекта могут быть максимум прибыли или доходности, минимум трудовых затрат, срок окупаемости или безубыточность, качество продукции, доля рынка и др. При их удовлетворении крайне важно правильно учесть затраты, связанные с реализацией проекта, а также размеры инфляции и риска.
  Наличие критериев эффективности проектов и ограничений (по финансовым возможностям инвестора, срокам осуществления ИП, риску) предопределило необходимость использования системы показателей эффективности, которые, как правило, в большей мере относятся к определенному субъекту. К ним принадлежат:
 * показатели общественной эффективности — к обществу в целом;
 * показатели коммерческой эффективности проекта — к инвесторам, осуществляющим проект целиком за свой счет;
 * показатели эффективности участия предприятия в проекте — для этого предприятия;
 * показатели эффективности инвестирования в акции предприятия — для акционеров АО, являющихся участниками проекта;
 * показатели эффективности структур более высокого уровня — к этим структурам;
 * показатели бюджетной эффективности — к бюджетам всех уровней.
  Как будет показано ниже, инвестиционные проекты можно оценивать разными способами, порой противоречивыми с точки зрения полученных результатов. Вместе с тем, применяя любой способ расчета, весьма важно знать уровень дохода, который обеспечат инвестиции, и норму прибыли, которую они принесут. При этом в долгосрочном периоде, когда за основу расчета принимают жизненный цикл продукции или горизонт расчета, ответы на поставленные вопросы должны быть одинаковыми, а в краткосрочном возможны значительные отличия. Это связано с тем, что при новом строительстве большая часть средств используется на приобретение земельного участка, формирование проектно-сметной документации, строительство зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, приобретение и монтаж технологического оборудования, а если разрабатывается новая или принципиально новая продукция, то зачастую расход средств превышает их поступления. Поэтому, как уже отмечалось, необходимо больше внимания уделять возможностям реконструкции, расширения и технического перевооружения существующих в стране предприятий, чтобы осваивать на них новую продукцию с минимальными единовременными вложениями капитала.
  Как принято во всем мире, практически любой инвестиционный проект при всех его положительных характеристиках и значимости для общества должен содержать экономический или социальный эффект (или то и другое вместе) и тем самым обеспечивать возмещение вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации продукции или услуг. При этом в качестве критерия оценки эффективности чаще всего выступает прибыль, обеспечивающая сроки окупаемости и рентабельность инвестиций не ниже желаемого уровня или срока. Оценка реальности достижения именно таких результатов и есть основная задача формальных (или неформальных) методов (процедур) оценки и анализа любого вложения средств в реальные активы.
  Прогноз финансовых показателей проекта служит исходным пунктом оценки его экономической эффективности. Если же на этом этапе анализа получен отрицательный результат, то следует продолжить исследования, чтобы окончательно убедиться в его экономической несостоятельности.
  В состав финансовых показателей обычно входят:
 * единовременные затраты, т. е. капитальные вложения в землю, подготовку строительной площадки, проектно-изыскательские и проектно-конструкторские работы, строительство зданий и инженерных сооружений, приобретение технологического оборудования и его монтаж, пусконаладочные работы, прирост оборотного капитала непредвиденные расходы;
 * финансовые результаты, определяющие источники и размеры поступлений денежных средств хозяйствующему субъекту, который реализует проект. Источниками поступлений, определяющими входной денежный поток, могут быть выручка от реализации продукции или услуг, кредиты и займы внешних агентов, акционерный капитал, привлекаемый за счет дополнительной эмиссии акций, выручка от ликвидации активов, вовлекаемых в проект и реализуемых по его завершении, и др.;
 * текущие затраты по проекту, которые определяют направления, сроки и размеры выплат денежных средств, необходимых для выполнения взятых хозяйствующими субъектами обязательств по реализации проекта:
 
 
 где ЧП — чистая прибыль (строка 12 отчета о прибыли); П — объем продаж (строка 1 отчета о прибыли).
  В зарубежной, а теперь и в отечественной практике наиболее часто используют финансовые расчеты в предположении трех вариантов условий реализации проекта:
 * наименее выгодный (пессимистический вариант);
 * наиболее выгодный (оптимистический вариант);
 * наиболее вероятный (вероятный вариант).
  Оптимистический вариант прогноза предполагает наибольшие объемы реализации продукции (услуг), поэтому, основываясь на его результатах, можно определить потребность в инвестируемом капитале. Пессимистический вариант ориентирует инвестора на самые худшие события, которые могут произойти при реализации небольших объемов продукции, если усилится конкуренции на рынках сбыта.
  Возможный или вероятностный вариант прогноза с учетом факторов риска и инфляции надо рассматривать как нечто среднее между оптимистическим и пессимистическим вариантами прогноза. При этом практически любой инвестиционный или инновационный проект базируется на предпосылках и условиях, которые определяют, насколько будущие выгоды от реализации этих проектов оправдают сегодняшние затраты. При этом инвесторы сталкиваются с одним из вариантов альтернативных возможностей потребления, являющихся основой принятия инвестиционных решений (рис.18.3).
 
 
 
  Как видно из рис. 18.3, увеличить уровень потребления, можно лишь сократив его в начале периода, и наоборот. Однако при всей простоте эта проблема поднимает множество вопросов, относящихся к способам реализации проекта, финансирования и надежности принимаемых решений, а потому найти однозначный ответ весьма сложно. Поэтому рассмотренные методы оценки эффективности инвестиционных проектов имеют определенную целевую направленность. Вместе с тем в мировой практике для оценки эффективности проектов, в реализации которых заинтересованы государственные органы управления или отдельные их участники, используется метод моделирования потока реальных денег при оценке коммерческой и бюджетной эффективности и потока ценностей при оценке экономической эффективности участия предприятия. При этом если в проекте не участвует государство, т. е. не нужны бюджетное финансирование или налоговые льготы, то порядок, методы и степень детальности расчетов эффективности должен указывать заказчик проекта.
  Надо отметить, что в мировой практике сложились подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, предусматривающие:
 * моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
 * учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую природную среду и т. д.;
 * определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей;
 * приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде;
 * учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов на ценность используемых денежных средств;
 * учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.
  Следует также отметить, что во избежание излишних сложностей при рассмотрении сущности и действия методов оценки эффективности как правило используют определенные допущения в части налоговой политики, инфляции и рисков, что в свою очередь реализуется в расчетах эффективности с помощью специальных программных продуктов.
 
 18.2. Учет затрат
 
  В процессе разработки и анализа инвестиционного проекта важное значение придается определению затрат на всех стадиях (во всех фазах) реализации проекта.
  Затраты, осуществляемые участниками выполнения проекта, подразделяются на первоначальные (единовременные или капиталообразующие инвестиции), текущие и ликвидационные. Для их оценки могут использоваться базисные, прогнозные, расчетные и мировые цены.
  Под базисными понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени t. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода.
  Базисные цены, как правило, используются на стадии технико-экономических исследований инвестиционных возможностей.
  Прогнозная цена Цt продукции или ресурса в конце t-го шага расчета (например, t-гo года) определяется по формуле:
 
 
 
 где Цб — базисная цена продукции или ресурса; I(t/tн) — коэффициент (индекс) изменения цен продукции или ресурсов соответствующей группы в конце t-го шага по отношению к начальному моменту расчета (в котором известны цены).
  Приведение цен j-го ресурса в момент времени t = tн (базисных, т е. заданных цен) к ценам того же ресурса в конце t-гo шага (прогнозная цена) производится по формуле:
 
 
 
 где Цjt — цена j-го ресурса на t-м шаге (прогнозная или текущая цена); Цj — цена того же ресурса в ценах на момент to (базисная цена); Ij — индекс цен на j-й ресурс с учетом изменения его стоимости.
  Согласно существующему положению, для проектов, разрабатываемых по заказу органов государственного управления, значения индексов изменения цен на отдельные виды продукции и ресурсов устанавливаются в задании на проектирование в соответствии с прогнозами Министерства экономики РФ. По сути, речь идет о том, что для части продукции и ресурсов государство на основе прогнозных оценок инфляции определяет значения индексов изменения цен.
  Напомним, что под инфляцией в экономике принято понимать повышение общего (среднего) уровня цен или уровня цен на определенный вид ресурса (продукции, услуг, труда).
  Инфляцию в конце шага t1 по отношению к начальному моменту t0 (или моменту приведения), непосредственно предшествующему первому шагу, можно характеризовать:
 * индексом изменения цен ресурса I(t1/t0), т. е. отношением цены ресурса в конце шага t1 к цене того же ресурса в момент tн;
 * уровнем инфляции ?(t1/t0):
 
 
 
  В зарубежной практике поправка на инфляцию цены предложения осуществляется с помощью следующей формулы:
 
 
 где Цнов — прогнозная цена предложения товара; Цб — базовая (оазисная) цена товара; Аi — доля i-го (i = 1, 2, ..., n) ресурса (материалов, энергоресурсов, транспортных расходов и т. д.) в цене товара; аiн/аiб — индексы роста цен ресурса А; В — доля прочих (не вошедших в число Ai) расходов в цене товара (должно выполняться равенство Ai + В = 1 ), инфляцию которых можно учитывать; Цб, Ai (i = l, 2,..., п), В устанавливается в момент разработки проекта.
  Надо отметить, что основное влияние на показатели затрат и результатов проекта оказывают:
 * неоднородность инфляции (т. е. различная величина ее уровня) но видам продукции и ресурсов;
 * превышение уровня инфляции над ростом иностранной валюты.
  Надо отметить, что и однородная инфляция влияет а показатели эффективности. Так, увеличение запасов материалов и кредиторской задолженности становится более выгодным, чем их отсутствие, в то время как наличие запасов готовой продукции и дебиторской задолженности может стать менее выгодным, чем без инфляции.
  Наличие инфляции и ее влияние на показатели проекта не только в денежном, но и натуральном выражении отрицательно сказываются на финансовых результатах осуществления проекта, в том числе и на условиях предоставления займов и кредитов, а также на объемах производства и продаж.
  Вместе с тем, зная влияние инфляции на общее изменение цены, можно получить ее расчетное значение. Формула для определения расчетных цен имеет вид:
 
 
 где Ip (t1, tn) — индекс цен на конкретный ресурс (продукт) в период tn к периоду t1; Iц(t1, tn) — общий индекс цен в период tn к периоду t1.
  Прогнозные цены, приведенные к уровню фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции, называются дефлированными.
  Существуют определенные правила подготовки исходной информации для оценки эффективности проекта. Так, в случае неоднородной инфляции вся информация о проекте должна предоставляться в расчетных ценах Цp. Расчетные цены позволяют учитывать изменение цены конкретного ресурса (или продукта) относительно общего индекса цен.
  Не рекомендуется производить оценку в прогнозных (текущих) ценах, т. е. ценах, фактически действующих на каждом шаге расчета. Дело в том, что в этом случае возникает дополнительная потребность в исходных данных, связанных с инфляцией, усложняются расчетные формулы, а точность результатов не изменяется.
  По каждой составляющей структуры инвестиций (капитальных затрат) должны быть указаны их стоимость, график ввода в действие и норма амортизации (срок службы). Инвестиционные издержки должны отражать информацию о стоимости:
 * приобретения и подготовки земельного участка;
 * проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ;
 * постоянных и временных зданий и сооружений;
 * оборудования и сетей коммуникаций;
 * нематериальных активов (лицензий, патентов);
 * непредвиденных расходов.
  В состав инвестиционных затрат необходимо включить также изменение оборотного капитала, рассчитываемое для шага t по формуле:
 
 
 
 где OK(t-1) — оборотный капитал на (t-1)-м шаге; TП(t) — текущие активы на t шаге; TП(t) — текущие пассивы на t-м шаге.
  Прирост оборотного капитала является элементом оттока реальных денег, т.е. прирост оборотного капитала на некотором шаге расчета уменьшает значение потока реальных денег на этом шаге.
  Стоимость запаса материала, комплектующих (СМ) можно определить по следующей формуле:
 
 
 
  Аналогично расчету стоимости запаса материалов (СМ) можно рассчитать стоимость незавершенного производства (СНП):
 
 
 
  По каждой составляющей текущих активов необходимо определить:
 * по запасам материалов — покрытие потребности (периодичность поставки) и страховой запас (в днях). В том числе надо учесть запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, комплектующих, а также запасы по запчастям для ремонта, таре, расходным материалам; по топливу, энергии;
 * по незавершенной продукции — цикл производства (в днях);
 * по готовой продукции, — срок хранения или периодичность отгрузки (в днях);
 * по кредитам покупателям (счетам к получению) — долю кредитов в выручке (в процентах) и средний срок кредита (отсрочки платежей) в днях;
 * по авансам поставщикам — долю авансов в прямых материальных затратах (в процентах) и средний срок авансовых платежей (в днях);
 * по резерву денежных средств — срок покрытия потребности (в днях).
  В состав оборотных активов входит также НДС, уплаченный в рассматриваемом интервале планирования, который определяется на основании данных по НДС к полным производственным затратам, постоянным и оборотным активам.
  По каждой составляющей текущих пассивов необходимо указать:

<< Пред.           стр. 21 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу