<< Пред. стр. 25 (из 36) След. >>
В состав доходов (притоков) рекомендуется включать поступления в бюджет, относящиеся к осуществлению проекта: плату за пользование природными ресурсами (землей, водой и др.); доходы от лицензирования; тендеры на разведку, проектирование, строительство и эксплуатацию проекта; дивиденды по пенным бумагам, принадлежащим государству и выпущенным для финансирования проекта; налоговые поступления (включая подоходный налог с заработной платы) и рентные платежи в бюджет; таможенные пошлины и акцизы по производимым (затрачиваемым) продуктам (ресурсам); отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования и др.).
В составе расходов (оттоков) бюджета учитывают бюджетные средства, выделяемые на прямое финансирование проекта, включая безвозмездное инвестиционное кредитование, бюджетные надбавки к рыночным ценам (на топливо, энергию и т. п.). кредиты, подлежащие компенсации за счет бюджета, различные выплаты (по государственным цепным бумагам, лицам, оставшимся без работы, и т. п.) и др.
При реализации ИП за счет бюджетных средств учитывается косвенный эффект, получаемый сторонними организациями и обусловленный влиянием проекта на них. Он может складываться из изменения налоговых поступлений от деятельности предприятий, выплат пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации ИП, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.
Значения притоков и оттоков бюджетных средств можно рассчитывать так же, как и суммы их дисконтированных годовых значений за период Т осуществления проекта. На их основе вычисляют ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков определяются ВНД и ИД, срок окупаемости и рентабельность бюджетных средств, степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта (отношение общих бюджетных расходов к сумме затрат по проекту).
Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей бюджетной эффективности проекта приведена в приложении 6 (табл. П6.15). На основе данных таблицы составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие ее показатели. При этом для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.
Пример. Предположим, что существующая бюджетная система обеспечения административного района, скажем теплом или электроэнергией, требует реконструкции в связи с увеличением потребления. Она будет выполнена в течение двух лет. Инвестиционные затраты (стоимость земли, зданий и сооружений, оборудования, прирост оборотного капитала и др.) в 1 -м году составят 7 и во 2-м — 13 млн руб. В дополнение к ним проект включает текущие издержки производства (эксплуатационные расходы на топливо, материалы, оплату труда, обслуживание и ремонт, накладные и др.), начиная с 3-го года в сумме 2 млн руб.
Доходы бюджета будут получены в виде дополнительной платы за пользование системой коммунального обеспечения (водой, теплом и т. п.), увеличения поступлений от налогов и т. д. Их сумма в 3-м году (начало эксплуатации системы) может составить 8 млрд руб.; в 4-м — 15; в 5-м и 6-м — 22; в 7-м — 10 млрд руб., после чего потребуется новая реконструкция. Для данного примера процентную ставку принимают в размере 0,20. Расчет бюджетного эффекта (млн руб) выполнен в таблице, приведенной ниже.
Таким образом, интегральный бюджетный эффект (ЧДД) составит:
(3,77 + 6,27 + 8,04 + 6,7 + 2,23) - (5,83 + 9,02) = 12,16 млн руб.
Следовательно, инвестиционный проект может быть рекомендован к реализации.
19.7. Общественная эффективность
Общественная эффективность определяется на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия и учитывает затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиционных проектов, показатели которых выходят за пределы прямых финансовых интересов их участников.
Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производят по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного эффекта, который вычисляют по формулам п. 19.3.
Показатели общественной эффективности включают в себя:
* конечные производственные результаты, т.е. выручку от реализации на внутреннем и внешнем рынках производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими предприятиями-участниками. Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензии на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т. п.), создаваемые участниками в ходе осуществления проекта;
* социальные и экологические результаты, рассчитанные, исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
* прямые финансовые результаты;
* кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т. п.
Учитывают также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта и связанными с ним изменениями доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимостью земельных участков, зданий и иного имущества и др.
Социальные, экологические, политические и иные результаты и затраты, не всегда поддающиеся стоимостной оценке, рассматривают как дополнительные показатели соответствующего уровня эффективности и учитывают в процессе принятия решения о реализации проекта и (или) о его государственной поддержке.
Социальные результаты отражают вклад проекта в улучшение социальной среды и в конечном счете - повышение качества жизни людей, характеризуемое оценками:
* уровня жизни — доходы населения (средняя заработная плата и другие выплаты); обеспеченность населения товарами и услугами потребительского назначения; цены и тарифы на товары и услуги; потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; обеспечение жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами;
* образа жизни — это занятость населения (количество новых рабочих мест); это подготовка кадров (численность работников, которые пройдут переподготовку, повысят квалификацию, получат новую профессию); это, наконец, обеспечение населения объектами образования, культуры и искусства, здравоохранения, спорта, транспортного обслуживания, включая социальную безопасность (снижение правонарушений и преступности);
* здоровья и продолжительности жизни - улучшение условий труда (сокращение числа рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, профессиональных заболеваний и производственного травматизма); развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения, уровень обслуживания.
Отдельные компоненты социальной эффективности могут иметь стоимостную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности проекта. К таковым, согласно Методическим рекомендациям, следует относить:
* изменение рабочих мест в регионе;
* улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
* изменение структуры производственного персонала;
* изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными товарами;
* изменения уровня здоровья работников и населения;
* экономия свободного времени населения.
Однако следует признать, что оценка социальной эффективности весьма сложна, поэтому для нее чаще всего используют экспертный метод.
Экологические результаты инвестиционного проекта могут состоять из оценок:
* выбросов и отходов в окружающую среду (водный, воздушный бассейны, земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир). Оценка производится в сравнении с предельно допустимыми нормами с помощью определенных показателей, характеризующих влияние объекта на экологическое состояние территории, уровень которой не должен снижаться после осуществления проекта. Кроме того, должен учитываться экологический риск: вероятность и тяжесть возможных катастроф;
* безотходности производства за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки могут фиксировать полностью или частично безотходные технологии, а также степень утилизации отходов производства, организации оборотного водоснабжения, малоотходных и бессточных производств;
* приближения к биосферосовместимому типу технологии - оценки степени перехода природоперерабатывающего типа производства на процессы, близкие к естественным, с замкнутым вещественно-энергетическим циклом, или на процессы, ведущие к сокращению объема переработки природных ресурсов. Оценки могут состоять в констатации традиционности принятого в проекте типа природопользования или в регистрации технологических изменений.
В затраты включают текущие и единовременные расходы без повторного счета, т.е затраты предприятий-потребителей некоторой продукции, приобретаемой ими у изготовителей — других участников проекта; амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым другими; все виды платежей предприятий-участников в доход государственного бюджета (налоговые платежи, экспортные и импортные пошлины); проценты по кредитам банков, включенных в число участников реализации проекта. Штрафы и другие санкции за невыполнение, например экологических санитарных норм и правил, учитывают, только если они не выделены особо в составе природоохранных и других затрат или не включены в состав результатов.
При организации совместных предприятий (проектов) с участием иностранных инвесторов затраты на все виды продукции, товаров и услуг рекомендуется определять по мировым ценам.
В состав результатов включают (в денежном выражении) конечные производственные результаты (выручку от реализации). Определяют также социальные и экологические результаты, рассчитанные с учетом совместного воздействия всех участников производства: на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку. Не менее важны косвенные финансовые результаты, обусловленные изменением доходов в связи с реализацией проекта и затратами на консервацию производственных мощностей или их ликвидацию и др.
При расчетах эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включают: региональные (отраслевые) производственные результаты — выручку от реализации продукции, произведенной участниками проекта — предприятиями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта; социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли); косвенные финансовые результаты.
Показатели и расчет общественной эффективности практически не отличаются от принципов оценки коммерческой эффективности (п. 19.5)
Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей общественной эффективности проекта приведена в приложении 6 (табл. П 6.9).
19.8. Особенности оценки различных проектов
Как было показано ранее, существуют ИП, отличающиеся не только целями, характером производства продукции и способами финансового обеспечения, но и спецификой расчетов эффективности. К ним относятся:
* проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд;
* проекты, в реализации которых принимает непосредственное участие действующее предприятие;
* проекты, реализация которых предусматривает аренду (лизинг) основных фондов;
* проекты, в которых взаимоотношения инвестора и государства устанавливаются соглашением о разделе продукции;
* финансовые проекты.
Рассмотрим основные положения по учету специфики проектов в расчетах их эффективности.
Проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд на основе государственного заказа, обеспечивают большую устойчивость рынка сбыта, но в то же время расчет за его выполнение связан с возможностями государства. Поэтому необходимо учесть это обстоятельство при оценке величины риска.
Если же ИП наряду с госзаказом требует государственной поддержки, то оценка его эффективности имеет ряд особенностей.
1. Условия предоставления государственной поддержки могут предусматривать льготные поставки продукции государству по сравнению с другими покупателями. В этом случае необходимо при оценке эффективности от операционной деятельности использовать разные цены на продукцию, поставляемую государству и реализуемую на рынке.
2. Цена приобретаемой государством продукции является предметом соглашения между предприятием и государством. При обосновании этой цены необходимо одновременно обеспечить:
* финансовую реализуемость проекта;
* конкурентноспособность продукции предприятия;
* возможно больший положительный бюджетный эффект.
Для достижения поставленных целей взамовыгодных соглашений необходимы вариантные расчеты, обеспечивающие нахождение приемлемого для сторон нижнего предела цены при безубыточности производства. При этом верхним пределом цены продукции, имеющейся на внутреннем или мировом рынке, является ее отпускная цена, установленная предприятиями-изготовителями или поставщиками.
При всех других условиях одним из основных аргументов в пользу государственной поддержки ИП является его бюджетная эффективность. Для ее обоснования рекомендуется учесть эффект замены, заключающийся в сопоставлении приобретения продукции у предприятия, которому государство оказывает поддержку, и закупаемой на внутреннем и/или мировом рынке. Одновременно, наряду с анализом технико-экономических показателей, учитывается и разница в поступлениях в бюджет НДС, акцизов и пошлин по вариантам закупки.
Интегральный эффект замены определяется как дисконтированная сумма эффектов замены по всем шагам в расчетном периоде. При анализе нескольких видов аналогичной продукции в расчет принимается тот ее вид, которому отвечает минимальный интегральный эффект.
Проекты, реализуемые на действующем предприятии, осуществляются в целях:
* расширения объема и ассортимента выпускаемой продукции;
* внедрения достижений НТП;
* возможности использования накопленных амортизационных отчислений и прибыли;
* снижения риска.
Для оценки эффективности предполагаемых ИП используется приростный метод. Суть его состоит в том, что на основе анализа возможного инвестирования в предприятие дается оценка выгодности ИП предприятию. Как правило, этот метод применяется на предприятиях с относительно устойчивым финансовым положением.
Расчет приростным методом производится аналогично ИП, реализуемым на вновь создаваемом предприятии с некоторыми отличиями. Так, например:
* не учитывается амортизация основных фондов, существовавших независимо от ИП;
* подлежит учету выручка от предусмотренной ИП реализации на сторону имущества действующего предприятия;
* налоги, связанные с реализацией ИП, подлежат отчислению в бюджет, если изменилась выручка, балансовая прибыль, размер оплаты труда и др;
* дополнительно учитывается возможность финансирования ИП за счет средств предприятия.
Проекты, реализация которых предусматривает аренду (лизинг) основных фондов.
Понятия «лизинг», «аренда» давно стали постоянным атрибутом российской экономики. Вместе с тем необходимость специального отражения лизинга в расчетах эффективности возникает тогда, когда проект предусматривает:
* реализацию производимой продукции на условиях лизинга;
* использование имущества на условиях аренды (лизинга, в том числе международного);
* оценку эффективности создания или развития лизинговой компании или организации лизинговой деятельности на действующем предприятии.
Все указанные направления ИП на условиях лизинга возникают в связи необходимостью достижения его финансовой реализуемости и повышения коммерческой эффективности. Поэтому лизинг должен учитываться как при оценке участия в проекте, так и проекта в целом.
Можно рассматривать лизинг как один из видов операционной деятельности, в которой учитываются притоки реальных денег и их оттоки в виде налогов (см. п. 14.2).
Стоимость дополнительных услуг по соглашению сторон может включаться в лизинговые платежи. Это дает возможность лизингополучателю пользоваться льготами по налогообложению. Особенно это обстоятельство касается прибыли и отнесения дорогостоящих НИОКР на себестоимость продукции.
Лизинг производимой продукции должен учитываться при оценке эффективности как участия в проекте, так и проекта в целом. Этот учет производится в составе исходной информации, необходимой для определения операционных затрат и на этапе завершения лизингового договора.
Проекты, реализуемые на основе соглашений о разделе продукции, осуществляются с учетом схемы их финансирования (см.п.14.2.). В качестве критерия эффективности ИП рекомендуется использовать ЧДД участников соглашения. В тех случаях, когда оптимальные сроки соглашения для отдельных участников различаются, рекомендуется предусматривать дополнительные меры обеспечения срока существования ИП. Как правило не рекомендуется ограничивать доли «разделяемой продукции», т.е. достижения некоторого критического значения показателей эффективности.
Существует определенный порядок оценки эффективности ИП, который включает в себя оценку эффективности производимой продукции и ее рентабельности в разрезе бюджетной, региональной и федеральной эффективности.
Оценка эффективности финансовых проектов осуществляется с целью получения финансового результата. Известно, что в любом финансовом проекте участвуют две стороны: лицо (или лица), предоставляющие денежные средства (кредитор, заимодатель), и лицо (или лица), получающее денежные средства (дебитор, заемщик). Основным содержанием финансового проекта, как правило, является схема платежей от кредитора к дебитору и обратно на определенных условиях. Типичной особенностью потока платежей является представление платежей в процентной или дисконтной форме.
Разработчиком финансового проекта как правило является дебитор, заинтересованный в наиболее выгодном способе получения кредита и вместе с тем в наибольшей привлекательности проекта для возможных кредиторов. Наряду с привлекательностью особое внимание уделяется надежности выполнения условий. В связи с этим в финансовом проекте может присутствовать третье лицо — гарант выполнения условий. Он может не участвовать в формировании потока платежей при их реализации в соответствии с условиями, но берет на себя обязательства по компенсации потерь дебитора при невыполнении этих условий.
Результатом разработки финансового проекта является юридический документ — договор между участниками проекта.
Финансовый проект может быть открытым и закрытым. В первом случае он ориентирован на широкий круг участников, согласных с объявленными условиями размещения денежных средств; во втором - на привлечение заранее определенного круга участников, с которыми заключаются односторонние или многосторонние договоры.
Открытый характер финансового проекта предполагает открытость информации о проекте и его условиях, операционных затратах.
Открытым типом открытых финансовых проектов является эмиссия ценных бумаг (облигаций, акций и др.).
Закрытый тип финансового проекта предполагает привлечение средств, исходя из потребности и на период действия договора, из заранее определенного круга участников.
Способ оценки проекта зависит от схемы кредитования. Простейшая схема заключается в получении однократного кредита в сумме, позволяющей покрыть все потребные затраты дебитора в расчетном периоде, и возврате полученной суммы вместе с процентными начислениями в конце периода.
19.9. Анализ эффективности проектов
В условиях конкурентной среды, а также в целях повышения эффективности инвестиционных проектов необходимо анализировать структуру возможных доходов и затрат, капитальных вложений, потенциальные рынки сбыта предполагаемой продукции или услуг, сроки осуществления проектов и их жизнеспособность в сравнении с другими проектами. Для решения этих задач инвесторами на стадии прединвестиционных исследований могут создаваться специальные подразделения, включающие:
* экспертов, оценивающих идею проекта и экономическую целесообразность вложения капитала;
* производственников, оценивающих возможности выпуска продукции или предоставления услуг с помощью имеющейся или приобретаемой техники, технологии;
* специалистов по маркетингу, определяющих возможные рынки и ценовую политику при реализации проекта;
* финансистов, оценивающих возможности осуществления проекта за счет собственных или заемных средств.
Работа сформированной таким образом группы строится на основе имеющейся и формируемой информации по заранее подготовленным вопросникам. В процессе сбора и обработки информации производится отсев неприемлемой информации, включая идею проекта, а также возможности ее реализации. Обычно на стадии прединвестиционных исследований оставляют 2-3 варианта проектов для дальнейшего детального анализа и принятия окончательного решения.
В течение всего периода анализа, целью которого является оценка экономической целесообразности осуществления инвестиционного проекта, инвестор проводит с группой специалистов обсуждения, направленные на выработку концепции проекта, привлекая при необходимости внешних экспертов-консультантов.
Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта по таким показателям, как: стоимость, сроки осуществления и сроки окупаемости. Полученная оценка должна обеспечить уверенность инвестора (заказчика) в том, что на предполагаемую к выпуску продукцию будет держаться стабильный спрос, достаточный для установления цены, необходимой не только для покрытия расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов, но и для получения определенной нормы прибыли на вложенный капитал с учетом покрытия возможных задолженностей по кредиту. При этом срок осуществления проекта не должен превышать жизненный цикл предполагаемой продукции или услуг.
Оценка жизнеспособности проекта способствует также ответу на следующие вопросы:
* возможности обеспечения необходимой динамики доходов;
* способности проекта генерировать потоки доходов, достаточных для компенсации его инвесторам вложенных ресурсов и взятого ими риска вложений капитала.
В качестве базы для сравнения как при наличии альтернативных вариантов, так и единственного варианта служит так называемая ситуация «без проекта». Это означает, что в случае, к примеру реконструкции предприятия, следует сравнивать показатели предполагаемого проекта с показателями действующего предприятия, а при намерении создавать новое предприятие — с ситуацией «без строительства нового предприятия».
Исследования по оценке жизнеспособности проекта осуществляются в 2 этапа:
* из альтернативных вариантов проекта выбирается наиболее жизнеспособный. При этом оцениваются показатели от инвестиционной и операционной деятельности, а также рассчитываются ожидаемые коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости, ликвидности и др.;
* для выбранного варианта проекта подбираются методы финансирования и структура инвестиций, обеспечивающие ему максимальную жизнеспособность.
Особое место в анализе эффективности проекта принадлежит учету инфляции. Чаще всего учет этого фактора осуществляется либо путем ввода индекса инфляции, либо корректировкой ставки дисконтирования. Вместе с тем более предпочтительной является методика, основанная на корректировке всех элементов денежных потоков (объема выручки и переменных затрат). Поскольку зачастую приходится иметь дело с неоднородной инфляцией, то, естественно, правильным решением будет учет ее влияния на отдельные элементы, входящие в себестоимость продукции. С помощью учета таким образом инфляции рассчитываются новые денежные потоки, которые в итоге сравниваются между собой с помощью критерия ЧДД.
Аналогично осуществляется учет риска. Как известно, риск оказывает влияние на элементы денежного потока, формирующего доходность проекта. Как показано в главе 22 (п.1), для учета фактора риска могут использоваться разные методы. Предположим, что из всех возможных методов выбран метод статистических испытаний (метод Монте-Карло). С его помощью искусственным способом по каждому проекту генерируются три возможных развития проекта: пессимистический, наиболее вероятностной и оптимистический. Затем по каждому проекту рассчитаются соответственно три величины ЧДДп, ЧДДнв, ДДоп и размах вариации. Из сравниваемых вариантов проектов тот считается более рискованным, у которого размах вариации ЧДД больше.
Существуют и другие методы анализа эффективности инвестиционных проектов, в основе которых лежит оценка будущей прибыли за счет внедрения (замены) принципиально нового оборудования на предприятии или увеличения объемов производства. Все они базируются на элементарных аналитических расчетах, основанных на прямом счете. Глубина анализа определяется числом рассматриваемых параметров.
Краткие выводы
1. Дисконтирование — это приведение разновременных денежных потоков (поступлений и выплат или потоков и оттоков) к единому моменту времени.
2. Стоимость определенной суммы денег — это функция от времени возникновения денежных доходов или расходов (англ. time value of money), т. е. временная стоимость денег.
3. Дисконтировать (англ. discount) — это определять настоящую (текущую) стоимость будущих денежных потоков.
4. Коэффициент дисконтирования (англ. discount factor) — это пропорция между текущей стоимостью (англ. present value) и стоимостью будущих поступлений (англ. сash flow). Коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы и зависит от ставки доходности (нормы прибыли, дисконта).
5. Ставка доходности Е зависит от цены денег на рынке капитала, риска вложений, «рисковой премии» и инфляции. При использовании заемного капитала Е должна быть не меньше процентных выплат и погашений по займам. Размер «рисковой премии» зависит от вида инвестиций и структуры вложенного капитала (собственного и заемного).
6. Разница между поступающей в будущем суммой и ее дисконтированной к настоящему времени стоимостью составляет доход.
7. С увеличением сроков инвестирования уменьшается доходность, поскольку возрастает риск вложения и инфляции.
8. Различают простые и сложные способы начисления процентов. Каждый из них используется при определенном горизонте планирования инвестирования.
9. Одним из важнейших показателей, используемых при оценке и анализе инвестиционных проектов и характеризующих потоки денежных средств, являются потоки денежных средств или рента и аннуитеты.
10. Под аннуитетом инвестиционного проекта понимают такой поток постоянных годовых доходов, настоящая стоимость которого в течение всего периода использования объекта совпадает с его чистой настоящей стоимостью. Поступления, генерируемые в рамках одного временного периода, могут быть либо в его начале, либо в конце, т. е. они не распределены внутри периода, в течение которого происходят поступления, а расположены на одной из его границ. В первом случае поток называют потоком (рентой) пренумерандо или авансовым, во втором — потоком (рентой) постнумерандо. Чаще всего на практике используется постнумерандо, поскольку позволяет лучшим образом обеспечить учет и анализ различных схем накопления денежных средств.
11. В зависимости от срока, объема денежных поступлений и начисляемых при этом процентов аннуитеты могут быть: срочные, с изменяющейся величиной платежа, бессрочные.
12. Существуют оценки финансовой реализуемости и эффективности инвестиционного проекта: эффективность проекта и эффективность участия в проекте; эффективность проекта для предприятий-участников проекта; эффективность инвестирования в акции предприятия; региональная и народнохозяйственная эффективность; отраслевая, бюджетная и коммерческая эффективность проектов. Каждая их этих оценок базируется па определенных принципах, соблюдение которых позволяет принять в каждом конкретном случае оптимальное решение.
13. В процессе разработки проекта оцениваются его социальные и экологические последствия, а также затраты, связанные с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.
14. Реализация инвестиционного проекта как правило связана с потоками денежных средств, которые могут быть как зависимыми, так и независимыми от получаемых финансовых результатов.
15. Для оценки сравнительной эффективности инвестиционных проектов используют следующие показатели: чистый доход (ЧД), чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД); внутреннюю норму доходности (ВНД), рентабельность инвестиций (РИ); срок окупаемости; метод аннуитета.
16. Чистый дисконтированный доход — это сумма текущих эффектов Эt за весь расчетный период (горизонт расчета, Т), приведенная к начальному интервалу планирования (шагу), или как превышение интегральных результатов над затратами.
17. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капитальных вложений. Это относительный показатель, характеризующий уровень дохода на единицу затрат.
18. Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта Евн, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капитальным вложениям. При этом ЧДД становится равным нулю.
19. При всех преимуществах и недостатках показателя ВНД, руководствуясь эффективностью вложенного капитала, инвестор может в каждом конкретном случае его использовать для оценки доходности проекта.
20. В случае противоречивости оценки эффективности инвестиционных проектов для их выбора применяют метод аннуитета, с помощью которого уточняются значение годового экономического эффекта.
21. Оценка коммерческой, общественной или бюджетной эффективности определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих заданную норму доходности.
22. В качестве критерия общественной, коммерческой или бюджетной эффективности выступает сальдо реальных денег, отражающее разность между притоком, равным размеру денежных поступлений, и оттоком денежных средств, равным платежам, на каждом шаге расчета. Решение о реализации проекта принимается на основе положительного сальдо накопленных реальных денег, равного разности между притоком и оттоком.
23. Притоки и оттоки имеют различное содержание при инвестиционной, операционной или финансовой деятельности. Так, для денежного потока от инвестиционной деятельности к оттокам относятся капитальные вложения или единовременные затраты, увеличение оборотного капитала, затраты на пуско-наладочные работы, затраты на ликвидацию и др. К притокам - продажа активов (возможно условная) в течение и по окончании периода времени.
24. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного). В качестве критерия оценки эффективности проекта выступает бюджетный эффект, который определяют на основе дисконтированных денежных потоков.
25. Социальные, экологические, политические и иные результаты и затраты, не всегда поддающиеся стоимостной оценке, рассматривают как дополнительные показатели соответствующего уровня эффективности и учитывают в процессе принятия решения о реализации проекта и/или о его государственной поддержке.
26. Существуют ИП, отличающиеся не только целями, характером производства продукции и способами финансового обеспечения, но и спецификой расчетов эффективности. К ним относятся: проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд; проекты, в реализации которых принимает непосредственное участие действующее предприятие; проекты, реализация которых предусматривает аренду (лизинг) основных фондов; проекты, в которых взаимоотношения инвестора и государства устанавливаются соглашением о разделе продукции; финансовые проекты. Оценка эффективности каждого ИП осуществляется на основе учета преимуществ и недостатков от внедрения тех или иных мероприятий. Некоторое исключение составляют финансовые проекты, эффективность реализации которых зависит от рациональности принятой схемы финансирования.
27. Для анализа эффективности ИП используют широкий арсенал средств, обеспечивающий не только достоверность необходимой информации, но и оценку эффективности проекта.
Рекомендуемая литература
1. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов /Пер.с англ. под ред. Л. П. Белых. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
2. Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование (методы оценки и обоснований). — СПб.: ГУ,1988.
3. Как рассчитать эффективность инвестиционного проекта. Расчет с комментариями. — М.: Ин-т промышленного развития (Информэлектро), 1996.
4. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: «Финансы и статистика», 1998.
5. Ковалев В. В.Введение в финансовый менеджмент. — М: «Финансы и статистика», 2000.
6. Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: Методы подготовки и анализа: Учеб. - справ, пособие. — М.: БЕК, 1996.
7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. — М.: Экономика, 2000.
8. Пинчукова Е.Ю., Олейников Е.А. Основы инвестирования; Учебное пособие; Рос. экон. акад. — М., 1998.
9. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. — 2-е изд., нспр. и доп. — М.: Дело Лтд, 1995.
Глава 20. Инвестиционная привлекательность проектов, предприятий и регионов
20.1. Методы оценки привлекательности инвестиционных проектов
Современная практика формирования инвестиционных ресурсов для реализации проектов создания предприятий указывает на то, что при разработке условий привлечения инвестиций приходится анализировать многообразные внешние и внутренние факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность проектов. Необходимость проведения подобного анализа обусловлена прежде всего открытостью экономического пространства России, возможностью использования для достижения поставленных целей множества различных методов и ресурсов.
Как правило, при анализе проблемы инвестиционной привлекательности проектов их разработчики акцентируют внимание на оценках степени благоприятности инвестиционной ситуации, инвестиционном климате, а также на наличии у проекта определенных преимуществ в сравнении с другими конкурирующими.
Анализ показывает, что на инвестиционную привлекательность проекта совокупно влияют следующие группы факторов.
1. Технико-экономическая обоснованность проекта со следущими данными:
* технико-экономическим обоснованием проекта;
* инвестиционным проектом и бизнес-планом к нему;
* юридическим обоснованием проекта, учитывающим требования действующего законодательства.
2. Система законодательных норм, регламентирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов в области привлечения инвестиций.
Эта группа факторов отражает законодательные гарантии равной зашиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от формы собственности. Так, например, Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены равные права инвесторов:
* на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
* на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
* на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления;
* на осуществление контроля за целевым использованием средств;
* на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления инвестирования.
В рамках этого закона государство предусматривает в первую очередь создание благоприятных условий для инвесторов, включая:
* совершенствование налоговой системы, механизма начисления амортизации и использования амортизационных начислений;
* защиту интересов инвесторов;
* принятие антимонопольных мер;
* расширение возможностей использования ипотеки;
* развитие финансового лизинга;
* переоценку основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
* формирование субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Предусматривается также прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
3. Степень перспективной стабильности функционирования предприятия. Она отражает прогнозируемые возможности сбыта продукции и обеспечения высокого уровня использования производственных мощностей предприятия, что является необходимым условргем высокой эффективности использования инвестиций. К этой группе факторов следует отнести:
* стабильность спроса на данную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
* прогнозируемый уровень использования производственных мощностей предприятия;
* надежность обеспечения предприятия материально-трудовыми и финансовыми ресурсами.
4. Степень применения инновационных решений в технологии производства и в оборудовании, которая характеризует для инвестора потенциальные возможности предприятия обеспечить высокую конкурентоспособность продукции. К группе факторов, отражающих влияние научно-технического прогресса, относятся:
* использование в процессе производстве продукции новейших достижений науки и техники;
* соответствие параметров продукции требованиям потребителей и ее высокая конкурентоспособность;
* обеспечение строгого соблюдения требований охраны окружающей среды.
5. Ожидаемая эффективность инвестиций должна отражать действительную инвестиционную привлекательность проекта. Для этого определяются основные показатели эффективности проекта:
* чистый доход;
* чистый дисконтированный доход;
* индекс доходности;
* аннуитет;
* внутренняя норма доходности;
* срок окупаемости инвестиций;
* оценка риска.
Для интегральной характеристики влияния всей приведенной выше совокупности факторов могут быть использовны как расчеты с примением простых или сложных методов (к примеру, экономико-математических методов), так и экспертные оценки значимости каждого фактора и суммирование баллов применительно к проекту предприятия.
Значения баллов по каждому фактору применительно к отдельным предприятиям отраслей промышленности могут определялятся методом анкетирования репрезентативной группы экспертов, включающих ученых, специалистов отрасли и инстуциональных инвесторов (коммерческих банков, инвестиционных фондов, компаний и т.д.).
Таким образом, инвестиционная привлекательность проекта может быть оценена различными методами, направленными на выявление положительных и отрицательных факторов влияния.
20.2.Факторы инвестиционной привлекательности предприятий
Одним из основных средств для осуществления какой-либо деятельности предприятия является наличие необходимого капитала или инвестиционного ресурса. В качестве альтернативы вложения капитала могут быть создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях народного хозяйства, ценные бумаги и нелевые денежные вклады, научно-техническая продукция, объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную продукцию.
Объем финансовых вложений предприятий России в первом полугодии 2000 г. составил 582,44 млрд руб., из них на покупку облигаций и иных долговых обязательств было затрачено более 31%, на покупку паев и акций других компаний — более 15% и около 6% средств — на предоставление займов другим компаниям.
Надо отметить, что капитал предприятия представляет сложный структурированный объект. Структура капитала определяется соотношением собственных и заемных средств, а также условно постоянными и условно переменными затратами на производство продукции. Оценка структуры капитала производится но его источникам. При этом основу инвестирования в основной капитал составляют собственные средства предприятий и заемные средства, включающие в себя кредиты банков, эмиссию ценных бумаг, заемные средства других компаний и средства государственного бюджета. В таблице 20.1 представлена структура средств по источникам финансирования, привлеченных предприятиями в основной капитал.
Таблица 20.1
Структура средств по источникам финансирования, привлеченных предприятиями в основной капитал,%
Источник 1 полугодие 1998 г. 1 полугодие 1999 г. 1 полугодие 2000 г. 1 кв. 2001 г. Бюджетные средства 45,0 38,0 44,0 37,0 Средства внебюджетных фондов 17,0 20,0 8,0 9,0 Заемные средства 13,0 12,0 20,0 12,0 Эмиссия 1,0 0,6 1,0 0,2 Прочие 13,0 18,0 18,0 30,08 Кредиты 11,0 12,0 9,0 11,0 Всего средств, млрд руб.: 155,8 183,7 350,7 331,0 Собственных 55,6 56,6 55,9 49,6 Заемных 44,4 43,4 44,1 50,4
Как видно из данных таблицы 20.1, сложившаяся к началу 2001г. структура финансирования капитальных вложений характерна тем, что 80% составляют собственные средства предприятий и менее 20% приходится на привлеченные (банковские займы, средства от эмиссии акций и займы у других компаний).
Задолженность по полученным кредитам банков и займам в целом по России составила на 1 июля 2000 г. 804,7 млрд руб., в том числе просроченная — 99 млрд руб. или 12,3% от полученных кредитов банков и по займам.
Анализ временного распределения кредитного портфеля российских банков (табл. 20.2) свидетельствует о гипертрофированном развитии денежного рынка России, где большую часть кредитов составляли кредиты до одного года.
Таблица 20.2
Распределение кредитного портфеля российских банков,%
Срок На 1 июня 1998 г. На 1 июня 1999г. На 1 июня 2000г. На 1 июня 2001г. До 30 дней 4 2 5 9 От 3 1 до 90 дней 6 5 7 7 От 91 до 180 дней 17 14 15 15 От 181 до 1 года 39 30 37 41 От 1 года до 3-х лет 23 31 20 17 Свыше 3 лет 11 18 16 11 Всего кредитов, млрд дол. 11,2 11,5 18,8 39,5
Как известно, основными источниками заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием акции, облигации. Каждый из этих элементов характерен особенностями обслуживания. Так, согласно существующим нормативным документам, проценты за пользование кредитами включаются в себестоимость продукции, в то время как займы, получаемые предприятием, не могут относиться на себестоимость продукции.
Реинвестированная прибыль остается одним из основных источников пополнения капитала, поскольку ее использование не требует специального механизма по сравнению, к примеру, с эмиссий акций или облигаций.
Отложенная прибыль имеет свои преимущества, связанные с тем, что предприятие в зависимости от решения стоящих перед ним задач может отложить с согласия владельцев обыкновенных акций выплату дивидендов, если последние найдут ожидаемую от этого мероприятия прибыль по сравнению с получаемыми дивидендами более предпочтительной.
Структура капитала определяет его цену, однако, она не является необходимым и достаточным условием эффективного функционирования предприятия. Вместе с тем, чем меньше цена капитала, тем привлекательнее предприятие. Цена (стоимость) капитала характеризует ту норму рентабельности (порог рентабельности) или норму прибыли, которую должно обеспечить предприятие, чтобы не снизить свою рыночную стоимость. С другой стороны, стоимость заемных средств ассоциируется с уплачиваемыми процентами, поэтому возникает задача выбора из нескольких вариантов привлечения капитала того, который позволяет его сформировать с наилучшим использованием. Максимизация рыночной стоимости предприятия достигается в результате выбора минимальной стоимости всех источников формирования капитала, которые в свою очередь в каждый момент времени могут иметь разные значения.
Критерием при выборе объекта вложения, способствующего формированию инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности предприятия, во всех случаях принимается уровень прибыльности используемых активов, рассчитываемый в двух вариантах:
* прибыль от реализации продукции (товаров или услуг), отнесенная к общей сумме используемых активов;
* балансовая прибыль, отнесенная к общей сумме используемых активов.
Источниками прибыли, как известно, могут быть как результаты собственной деятельности предприятия по выпуску и реализации продукции, так и финансовая деятельность. Основными из них при инвестиционной деятельности являются:
* особенности объекта инвестирования;
* норма прибыли на капитал;
* продолжительность инвестирования;
* уровень инвестиционного риска;
* темп инфляции.
Анализируя объект инвестирования, надо особое внимание уделять научно-техническому прогрессу. В России за последнее десятилетие процесс смены технологий практически прекратился. По данным одного крупного обследования [2, С. 71-72], 50% предприятий располагают активной частью основных фондов в возрасте старше 15 лет. При этом в течение 1999-2000 гг. основные фонды обновлялись лишь на 3% предприятий, главным образом в пищевой и добывающей промышленности. В конце 2000 г. в машиностроении предприятия со средним возрастом основных фондов старше 15 лет составили 76%, а в электронике — почти 70%. С учетом того, что зарубежные конкуренты обновляют активную часть основных фондов в последней один раз в 4-5 лет, отставание российской электроники измеряется двумя сроками жизненного цикла.
В современных условиях предприятие выступает как объект хозяйствования, который ориентирован на определенный рынок с определенной продукцией или услугами. При оценке рыночного потенциала предприятия, как правило, используются данные маркетинговых исследований. Результаты маркетинговых исследований дают основание для принятия решений о целесообразности реализации той или иной производственной программы и не более того. Однако, рассматривая предприятие как один из объектов инвестирования, инвестор анализирует, наряду с другими параметрами, ожидаемую прибыль на вложенный капитал, с учетом перспективности производства продукции и всевозможных рисков. Если при всех прочих равных условиях прибыль оказывается максимальной, то предпочтение инвестирования отдается предприятию.
Уровень минимальной прибыли должен отражать не номинальный ее размер, а реальный, т.е. должен быть «очищен» от инфляции. Нельзя игнорировать и тот факт, что правительство приняло решение о последовательном повышении относительных цен на энергоносители, что неизбежно повлечет увеличение затрат на получение продукции. Следовательно, возможность быстрого изъятия инвестором вложенных средств будет затруднена.
Выбор порогового значения прибыли будет сопровождаться учетом необходимости обновления основных фондов, изношенных морально и физически. При этом потребуется использовать комплекс финансовых показателей, отражающих различные стороны деятельности предприятия.
Кроме анализа деятельности самих предприятий необходимо особое внимание уделить их производственным связям с другими организациями, функционирующими на данной территории. Известно, что крупные предприятия образуют своего рода холдинги, которые представляют определенный интерес для инвесторов.
20.3. Рейтинг инвестиционной привлекательности региона
Высокая неоднородность инвестиционного пространства России является одной из особенностей ее экономики. Поэтому анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес.
Надо отметить, что анализ инвестиционной привлекательности, проводимый в целях привлечения инвестиций, проводился и до перехода на рыночные отношения. При этом широко применялись в основном зарубежные методики.
В настоящее время существует несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов. Каждый из анализируемых нами подходов имеет свои «плюсы» и «минусы». Поэтому, не претендуя на абсолютную истину, рассмотрим один из подходов, авторы которого на протяжении ряда лет работают над формированием методики определения и анализа инвестиционной привлекательности регионов. Думается, что по мере экономического роста нашей страны многие из аргументированных подходов будут уточняться и дополняться показателями, характеризующими как ее инвестиционный климат, так и инвестиционную привлекательность регионов.
Инвестиционный климат можно рассматривать как условия инвестирования, влияющие на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. На макроуровне это понятие включает в себя показатели политического, экономического и социального состояния государства или отдельного региона.
На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя во взаимоотношениях отдельных инвесторов и конкретных государственных органов, включая местные органы самоуправления, банки, предприятия и др.
Инвестиционная привлекательность региона — это совокупность признаков (условий, ограничений), определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью. В свою очередь инвестиционная активность региона может рассматриваться как интенсивность притока капитала. Она, как и инвестиционная привлекательность, может быть как текущей (за период анализа), так и прогнозируемой, или перспективной. При этом применяемые подходы к оценке привлекательности и активности региона на стадии анализа должны оставаться неизменными. В то же время показатели, используемые при оценке привлекательности или активности региона на каждом этапе развития российской экономики, могут меняться. Например, на этапе системного кризиса (1992-1998 гг.) такие важнейшие для рыночной экономики индикаторы, как объем прибыли и темпы ее изменения в региональном разрезе, перестали играть значимую роль.
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов составляется ежегодно и предназначен прежде всего для сопоставления регионов по условиям деятельности прямых инвесторов.
Инвестиционная привлекательность региона формируется с одной стороны — инвестиционным потенциалом территории, а с другой — возможными рисками. В свою очередь инвестиционный потенциал и риск — это агрегированное представление целой совокупности факторов. Наличие региональных инвестиционных рисков свидетельствуют о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.
При определении инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические, социально-демографические и другие факторы. К ним относятся:
* политические (авторитетность местных органов управления, стабильность законодательных и исполнительных структур);
* экономические (структура экономики региона, тенденции в социально-экономическом развитии региона, уровень инфляции, наличие высокоэффективных инвестиционных объектов и др.);
* ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
* трудовой (наличие трудовых ресурсов и их образовательный уровень, наличие квалифицированной рабочей силы);
* производственный (результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона, объем промышленного производства, объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий, доля убыточных предприятий, наличие экспортного потенциала);
* финансовый (объем бюджетных доходов, прибыльность предприятий и доходы населения региона, объем налоговых льгот);
* инновационный (уровень развития науки, НИОКР и их финансирования, внедрение достижений научно-технического прогресса в регионе);
* институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, уровень развития малого предпринимательства);
* инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
* социальный (обеспеченность населения жильем, уровень безработицы, отношение населения к рыночным реформам, совокупная покупательная способность населения региона).
Вместе с тем перечисленные факторы формирования инвестиционного потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как взвешенная сумма ряда статистических показателей. В результате корреляционно-регрессионного анализа может быть выделено около сотни наиболее важных первичных показателей, влияющих на искомый показатель. Теоретически для реализации используемой модели регрессионного анализа необходим большой объем информации, характеризующей влияние на искомый показатель огромного числа факторов. Однако, используя эвристический подход к формированию необходимой для реализации информации, можно использовать сравнительно небольшой ее объем для получения надежных результатов. Так, отбор большинства факторов может быть осуществлен в основном путем качественного анализа, включающего в себя изучение различных политических, экономических, социальных и природно-ресурсных характеристик регионов. Необходимость их учета объясняется прежде всего их важностью для инвесторов.
При отборе частных факторов инвестиционной привлекательности, характеризующих производственно-финансовый результат регионов, наряду с указанными, используются количественные методы, позволяющие установить величину факторной нагрузки на каждый показатель этой группы. В последующем анализ коэффициентов парной корреляции между каждым из частных факторов и инвестиционной активностью в регионе позволяет выявить наиболее инвестиционно-значимые из них.
Общая или интегральная текущая инвестиционная привлекательность региона в свою очередь определяется как взвешенная сумма частных факторных признаков, измеряемых соответствующими показателями. Числовое значение инвестиционной привлекательности Российской Федерации в целом принимается за 1,00 или за 100, а значения интегральных показателей для регионов страны определяются по отношению к среднероссийскому уровню. При этом для преобразования факторов, оказывающих отрицательное влияние (со знаком «минус»), в условно положительное влияние рекомендуется прибавлять постоянную величину +2 к каждому факторному показателю соответствующего негативного влияния.
Для определения инвестиционной привлекательности региона можно использовать следующую формулу:
где Мi — интегральный уровень инвестиционной привлекательности i-гo региона, сопоставимый со среднероссийским уровнем, принятым за 1,0; i = 1,..., r — регионы; r — количество регионов; s = 1,..., с — сводимые частные показатели; с — количество сводимых показателей; ks — весовой коэффициент (весовой балл) s-го показателя; psi — числовое значение s-го показателя по i-му региону; s — числовое значение s-гo показателя в среднем по РФ; psi/s — стандартизированное (нормализованное) числовое значение s-го показателя по i-му региону.
Определение значений весовых коэффициентов является наиболее ответственным элементом расчета. Поэтому для того чтобы свести к минимуму элемент субъективизма, ежегодно проводится опрос российских и иностранных экспертов из российских и зарубежных компаний и банков. При этом получаемые и в последующем используемые весовые коэффициенты отражают усредненное представление хозяйственных субъектов о важности тех или иных показателей.
Результаты опроса, к примеру в 1999 г., показали, что взгляды потенциальных инвесторов на оценку инвестиционного климата в России неуклонно сближаются, а значит, полученный таким образом рейтинг становится все более объективным.
Для реализации указанных моделей рекомендуется использовать данные государственной статистики или производные от них. При отсутствии их за последний истекший год допускается применение информации за предыдущий год.
В таблице 20.3 приведен примерный состав инвестиционно-значимых показателей для определения интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов РФ. Для измерения показателей используются данные государственной статистики и производные от них.
Таблица 20.3
Примерный состав основных показателей оценки
интегрального уровня инвестиционной
привлекательности регионов РФ
Примечание. Ряд частных показателей (4,17,18,19,20,22) влияют негативно, поэтому учитываются в расчете со знаком «минус».
Применение указанного подхода позволило рассчитать комплексные (интегральные) уровни инвестиционной привлекательности регионов России (см. табл. 20.4).
Таблица 20.4
Комплексные (интегральные) уровни текущей инвестиционной привлекательности России
Как показал анализ инвестиционной привлекательности регионов России, различия между регионами весьма значительны. По-видимому, существующие тенденции сохраняться на ближайшие годы, поскольку для изменения ситуации необходимо ускорение работ по институциональным преобразованиям с целью уменьшения убыточных предприятий, усиление государственного контроля над ведением инвестиционной деятельности в отраслях естественных монополий, развитие банковского сектора, финансового рынка, повышение инвестиционной привлекательности предприятий и др.
20.4. Привлечение иностранных инвестиций