<< Пред.           стр. 26 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

  Как было показано ранее, особая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит, иностранным инвестициям, которые должны способствовать разрешению следующих проблем социально-экономического развития:
 * освоению невостребованного научно-технического потенциала России;
 * продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;
 * содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала в развитии имнортнозаменяющих производств в отдельных отраслях;
 * содействию притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
 * созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;
 * освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
 * содействию производственной инфраструктуры.
  Для осуществления указанных направлений инвестирования рекомендуются следующие формы использования иностранного капитала:
 * инвестиции зарубежных государств и международных финансовых институтов в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;
 * инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;
 * инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственных, корпоративных и институциональных эмитентов;
 * иностранные кредиты;
 * лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;
 * финансовые кредиты российским предприятиям.
  Правовую среду привлечения иностранных инвестиций в регионы во многом формируют законодательные акты, непосредственно посвященные разграничению полномочий центра и регионов во внешнеэкономической области. Речь идет о федеральных законах от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Наконец, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо установил, что субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс привлечения инвестиций, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
  К настоящему моменту «пакеты» документов, включающие в себя договоры между органами государственной власти федерального и регионального уровней о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения между органами исполнительной власти разных уровней о взаимном делегировании полномочий, подписаны федеральным центром более чем с 30 регионами.
  В целом существующее законодательство дает субъектам федерации достаточно широкие возможности создавать на региональном уровне собственные преференциальные системы для иностранных инвесторов. Регионы имеют право:
 * регулировать ставки некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты (в частности, налога на прибыль);
 * устанавливать региональные и местные налоги в соответствии с условиями, определенными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации;
 * устанавливать налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов;
 * создавать на своей территории свободные экономические зоны с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов;
 * создавать за счет средств региональных бюджетов страховые и залоговые фонды, гарантирующие соблюдение обязательств перед иностранными инвесторами.
  Следует подчеркнуть, что эти возможности используются регионами весьма активно.
  С середины 1990-х гг. в попытке восполнить недостаток средств на инвестиционные нужды региональные власти стали прибегать к внутренним и внешним заимствованием. К августу 1998 г. собственные еврооблигации разместили на внешних рынках около десятка российских регионов. Так, Москва разместила на рынке еврооблигации в объеме 500 млн дол., Санкт-Петербург — 300 млн дол. и Нижний Новгород — 100 млн дол. Однако в условиях финансового кризиса все они были вынуждены прекратить обслуживание накопленных обязательств или начать переговоры о реструктуризации долга. В августе 2000 г. в действующий Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым субъекты федерации утратили право финансировать дефицит региональных бюджетов за счет внешних источников. В таких условиях региональным властям не остается ничего другого, как решать свои финансовые проблемы путем стимулирования мер по привлечению иностранных инвестиций на свою территорию и расширению тем самым собственной базы налоговых поступлений.
  Собственные законы об инвестиционной деятельности были приняты в абсолютном большинстве субъектов федерации, в них, как правило, предусматривается разветвленная система льгот и гарантий для инвесторов. Во многих регионах получили распространение такие меры, как: освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий (или снижение их ставки); отсрочка по налоговым и арендным платежам; предоставление инвестиционного налогового кредита и т. д.
  Регионы, проводящие активную инвестиционную политику, можно разделить нате, где налоговые льготы предоставляются и российским, и иностранным инвесторам, и те, в которых существуют преференции только для инвесторов из-за рубежа. К первой группе относятся, в частности, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ярославская, Белгородская область. Ко второй — Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Бурятия.
  На региональное распределение потоков иностранных инвестиций определяющее влияние оказывает совокупность географических, политических и социально-экономических факторов, которые формируют инвестиционный климат. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Среди факторов, безусловно повышающих такой потенциал, следует выделить прежде всего приграничный (со странами дальнего зарубежья) статус региона, столичный статус Москвы и мегаполиса Санкт-Петербурга, статус региона с наличием минерально-сырьевых ресурсов. По состоянию на начало 2001 г. (табл. 20.5) наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были:
 * регионы, уровень развития экономики которых позволяет эффективно функционировать предприятиям с иностранными инвестициями в непроизводственной сфере (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области);
 * регионы с сырьевым экспортным потенциалом (Сахалинская и Тюменская области, Красноярский край). К числу регионов, которые сумели добиться притока инвестиций за счет активной промышленной политики, можно отнести Самарскую и Новосибирскую области.
 
  Таблица 20.5
  Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов
 
 
  Примечание: ПИИ — прямые иностранные инвестиции.
 
  Регионами-лидерами в привлечении иностранных инвестиций до сих пор (2003 г.) являются те субъекты федерации, где существуют достаточно благоприятные стартовые условия (запасы природных ресурсов; соответствующая специализация отраслевой структуры региональной экономики; географическое положение, в частности, близость к странам происхождения инвестиций). Размещение иностранных инвестиций определяется преимущественно интересами инвесторов.
  Уровень инвестиционной деятельности неразрывно связан с инвестиционным климатом, оценка которого является рыночным инструментом оптимизации потока капиталовложений.
  Территориальное размещение иностранных инвестиций также характеризуется четко выраженной концентрацией в относительно небольшом числе территорий. Иностранный капитал сосредотачивается в регионах, имеющих или четко выраженное отраслевое «лицо» (восточные регионы, обладающие привлекательной базой для развития добывающей промышленности; европейский центр, располагающий возможностями производства импортозамещающей продукции), или высокий уровень развития производственной, транспортной и финансовой инфраструктуры (мегаполисы, в первую очередь Москва и Санкт-Петербург, центрально-европейские и северо-западные области). Около половины общего объема иностранных инвестиций концентрируется в мегаполисах и прилегающих к ним областях. В целом на европейскую часть страны приходится 82 % привлеченного в страну зарубежного капитала, в том числе на Центральный экономический район — 42 %, (на Москву и Московскую область — около 40 %). Доля зауральских регионов, располагающих наиболее значительными запасами природных ресурсов и одновременно остро нуждающихся в капиталовложениях, до сих пор составляют менее 20 %.
  Давая оценку роли зарубежных капиталовложений в развитии экономического потенциала России и в эффективности структурной перестройки ее хозяйственного комплекса, нельзя не отметить тот позитивный вклад, который был ими внесен в решение этой проблемы (табл. 20.6).
 
  Таблица 20.6
  Показатели эффективности деятельности предприятий с иностранными инвестициям и в экономике России
 
  Удельный вес Удельный вес Удельный вес Удельный вес объема предприятий инвестиций занятых на произведенной и организаций предприятии предприятиях продукции с участием и организаций и организациях предприятиями иностранного с участием с участием и организациями капитала в общем иностранного иностранного с участием числе капитала в общем каптала иностранного капитала предприятий объеме инвестиций в общем числе в общем объеме и организаций, в основной капитал. занятых, производства. % % % % 1995г. 0,75(0,2) 2,7(1,8) 0,6(0,3) 3,0(1,7) 1997г. 0,6(0,1) 4,0 (2,0) 0,7(0.4) 4,6(2,1) 1998г. 0,3(0,1) 10,3(5,8) 1,5(1,1) 7,9(4,4) 1999г. 0,3(0,1) 9,9(5,1) 1,6(1,1) 10,6(6,2) 2000 г. 0,3(0,1) 11,3(5,5) 2,1 (1,5) 12,6(8,5) Примечание: Первая цифра — по экономике в целом, в скобках — по промышленности в целом. Источник: Госкомстат России.
 
  Данные таблицы 20.6 достаточно четко показывают, что эффективность производства на предприятиях с иностранными инвестициями заметно выше, чем в целом по экономике. Такой вывод напрашивается при сопоставлении относительных показателей, которые с одной стороны — характеризуют численность этих предприятий, задействованный на них инвестиционный и трудовой фонд, и с другой — объем произведенной на предприятиях с иностранным присутствием продукции. Однако масштаб этого вклада совершенно не соответствует масштабу тех задач, которые стоят перед нашей экономикой.
  Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Россию зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост временами был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 1997 г. (5,5%, или 681 млн дол.), затем эти показатели стали снижаться. С 2000 г. они опять возрастали, поднявшись в 2001 г. на второе после 1997 г. место за истекшее десятилетие.
  Зарубежные портфельные капиталовложения в России изначально не могли играть той активной роли в формировании ее инвестиционных ресурсов, которую они выполняют в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть эту роль и российские портфельные инвестиции. Это связано с сохраняющейся неразвитостью фондового рынка страны, незначительным количеством эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов.
  К 2002 г. Россия накопила 1 8 млрд дол. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), но в итоге ее доля в этом секторе международного обмена капиталом остается незначительной в накопленных за годы реформ мировых ПИИ. Ее можно оценить на уровне 0,2-0,3 %, в текущих мировых ПИИ — в 0,6 %-1,2%. Среди государств с переходной экономикой Россия занимает одно из последних мест в мире по таким показателям, как абсолютный объем накопленных ПИИ в расчете на душу населения, отношение ПИИ к ВВП, доля ПИИ в суммарном объеме национального инвестиционного фонда.
  В 2000 г. объем накопленных ПИИ в России составлял 5,5 % от уровня Китая, 9,6 % от уровня Бразилии, 21 % от уровня Мексики, 26 % от уровня Аргентины, 35 % от уровня Малайзии, 45 % от уровня Чили, 53 % от уровня Польши, 79 % от уровня Таиланда, т. е. был намного ниже, чем в большинстве основных развивающихся стран и государств с переходной экономикой. «Достижения» России в сфере привлечения ПИИ выглядят еще скромнее при сравнении ее не только со странами Центральной и Восточной Европы, но и с большинством республик бывшего СССР. Так, объем поступивших в российскую экономику в 1990-е гг. ПИИ на душу населения составлял лишь 9 % от уровня Эстонии, 14 % от уровня Латвии, 22 % от уровня Литвы, 25 % от уровня Азербайджана и 29 % от уровня Казахстана. Даже в самой крупной стране мира по численности населения - Китае - этот показатель был почти в два раза выше.
  В процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) накопленные за 1992-1999 гг. в России ПИИ составили 3,0 %, что заметно ниже, чем в странах с развивающейся и переходной экономикой.
  По данным ЮНИДО, за счет накопленных ПИИ в мире формируется 16,3 % объема внутренних валовых инвестиций, при этом в развитых странах данный показатель равен 7,0 %, в развивающихся странах - 13,8 %, в государствах Центральной и Восточной Европы - 18,4 %. В России он составляет 11,0 %. В большинстве республик бывшего СССР он выше, чем в России - в Казахстане доля ПИИ в общем объеме внутренних валовых инвестиций составляет 43,3 %, в Армении - 42,9 %, в Эстонии и Грузии - 23,6 %, в Латвии -21,3 %, в Литве - 20,3 %, в Молдавии и Киргизии - 1 7,7 %.
  Отраслевая структура иностранного капитала, пришедшего в Россию в годы реформ, в целом не отвечала задачам подъема и структурной перестройки ее экономики.
  На долю промышленности в анализируемый период приходилось от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений, при этом основной поток привлеченного капитала (от 40 до 70 %) направлялся в топливную (прежде всего в нефтедобычу) и пищевую промышленность (табл. 20.7). Относительно крупными отраслями — реципиентами зарубежного капитала — выступали черная и цветная металлургия, отрасли лесного комплекса.
 
  Таблица 20.7
  Объем иностранных инвестиций по отраслям экономики России
 
 
  Источник: Госкомстат России.
 
  Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является финансово-кредитная и страховая деятельность — ее доля в общей сумме зарубежных капиталовложений уже в 1997 г. превысила соответствующий показатель по промышленности. Затем, в соответствии с логикой поведения инвесторов в ухудшающихся условиях развития финансово-кредитной сферы в России, эта доля стала уменьшаться вплоть до 1999 г., остановившись в 2001 г. на уровне менее чем в 1 %.
  На торговлю и общественное питание в 2001 г. приходилось 37 % всей суммы иностранных инвестиций. Здесь четко прослеживается тенденция к увеличению доли этой сферы с 1997 г.
  Удельный вес общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, достигнув пика в 1996 г. (23,4 %), стал стабильно и заметно снижаться (до 2,0 % в 1999 г.), поднявшись в 2001 г. лишь до 5,6 %.
  В целом по названным трем секторам экономики России в период 1995-1997 гг. произошло увеличение их суммарного удельного веса в общем объеме иностранных инвестиций с 32,5 % до 64,3 %, затем он стал снижаться, достигнув, тем не менее, в 2001 г. уровня в 44 %.
  На долю трех основных (после промышленности) отраслей материального производства и сферы ублуг — строительства, транспорта и связи — во второй половине 90-х годов в сумме приходилось от 4,0 до 19 % всего объема привлеченного иностранного капитала, при этом она снизилась с 10,6 % в 1995 г. до 3,8 % в 1997 г., затем стала расти, достигнув в 2001 г. 19 %. При том. что доля строительства снижалась практически в течение всего периода, доли транспорта и связи стали стабильно расти с 1998 г. до 2000 г. Удельный вес двух последних секторов в 2001 г. составил 5,3 % и 3,5 % соответственно.
  Доля машиностроения, стратегически важной для экономики России отрасли, в общей сумме иностранных инвестиций не превышала 7 %, находясь, как правило, на уровне 2,5-4,0 %.
  Подавляющая часть иностранных инвестиций поступала в Россию из стран дальнего зарубежья, прежде всего из США, Германии, Кипра, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов (табл. 20.8). На эти семь стран приходится почти 78 % накопленных зарубежных капиталовложений. Если проанализировать десять крупнейших инвесторов по структуре накопленных инвестиций, то окажется, что на прямых инвестициях «специализируются» компании Швеции — 82,5 % всего ввезенного ими в Россию капитала, а также Нидерландов - 80,2 %, США - 78,0 %, Кипра -76,2 % Японии — 57,8 %, Швейцарии — 50 %. Доля прочих инвестиций преобладает в накопленных капиталах компаний Франции — 92,2 %, Германии — 80,4 %, Великобритании — 55,2 %.
 
  Таблица 20.8
  Объем инвестиций, поступивших от десяти основных государств-инвесторов в экономику России
 
 
 
  Начиная с 1999 г. заметно возросли инвестиции в российскую экономику из «экзотических» стран (Кипр, Гибралтар, Антильские острова), имеющих в мире славу «налоговых гаваней». Без всякого сомнения, эти капиталы имеют в основном российское происхождение, но вернулись в страну «под иностранным флагом» в условиях наметившейся на родине политической и экономической стабилизации.
  Таким образом, иностранный капитал предпочитал и предпочитает идти в те отрасли, которые производят продукцию, имеющую для него и долгосрочном плане стратегическое значение, так как ее реализация гарантирована относительно стабильным спросом на мировом рынке (нефтедобыча, металлы, лесопродукция), а также характеризуется быстрым оборотом вложенных средств и максимальной рентабельностью производства (пищевая промышленность, сфера услуг).
 
  Краткие выводы
 
 1. В современных условиях при разработке условий привлечения инвестиций приходиться анализировать многообразные внешние и внутренние факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность проектов. Как правило, при анализе проблемы инвестиционной привлекательности проектов их разработчики акцентируют внимание на оценках степени благоприятности инвестиционной ситуации, инвестиционном климате, а также на наличии у проекта определенных преимуществ в сравнении с другими, конкурирующими.
 2. Инвестиционная привлекательность проекта зависит от совокупного влияния ряда факторов, включающих: его технико-экономическую обоснованность; систему законодательных норм, регламентирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов в области привлечения; степень перспективной стабильности функционирования предприятия; возможности применения инновационных решений в технологии производства и в оборудовании.
 3. Одним из основных средств, необходимых для осуществления какой либо деятельности предприятия, является наличие необходимого капитала или инвестиционного ресурса.
 4. Основными источниками заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием акции, облигации. Вместе с тем реинвестированная прибыль остается в настоящее время одним из основных источников пополнения капитала, поскольку ее использование не требует специального механизма по сравнению, к примеру, с эмиссий акций или облигаций.
 5. Структура капитала определяет его цену, которая характеризует ту норму рентабельности (порог рентабельности) или норму прибыли, которую должно обеспечить предприятие.
 6. Максимизация рыночной стоимости предприятия достигается в результате выбора минимальной стоимости всех возможных источников формирования капитала, которые в свою очередь в каждый момент времени могут иметь разные значения.
 7. Высокая неоднородность инвестиционного пространства России является одной из особенностей ее экономики. Поэтому анализ и оценка степени инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес в условиях проводимых реформ и формирования концепции долговременного развития страны.
 8. Инвестиционная привлекательность региона — это совокупность определенных признаков (условий, ограничений), определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью.
 9. Инвестиционная привлекательность региона формируется инвестиционным потенциалом территории и возможными рисками. В свою очередь инвестиционный потенциал и риск — это агрегированное представление целой совокупности факторов. Наличие региональных инвестиционных рисков свидетельствует о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.
 10. Факторы формирования инвестиционного потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как взвешенная сумма ряда статистических показателей. Отбор большинства факторов может быть осуществлен в основном путем качественного и качественного анализов, включающих в себя изучение различных политических, экономических, социальных и природно-ресурсных характеристик регионов. Необходимость учета их объясняется прежде всего их важностью.
 
  Рекомендуемая литература
 
 1. Бюллетень банковской статистики.1998-2001 гг. М.: Центральный банк Российской Федерации.
 2. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий. — Вопросы экономики. № 7, 2001. — С. 71-72.
 3. Изард У. Методы регионального анализа. М.: «Наука», 1996.
 4. Ройзман А., Гришина И., Шахназаров И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. — Инвестиции в России. №4, 2001.
 5. Олейников Е.А. и др. Инвестиционная политика современной России. — М.: Рос. экон. акад., 2001.
 6. Социально-экономическое положение России, 1998-2001гг.Государственный комитет Россиской Федерации по статистике. /Рынок ценных бумаг № 21 (204), 2001.
 7. Социально-экономическое положение России. Январь-июль 2000 г. Государственный комитет Россиской Федерации по статистике. /Рынок ценных бумаг № 21 (204), 2001.
 8. Управление проектами. / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие/ Под редакцией И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2001.
 9. Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику .— М.: Бюро экономического анализа; ТЕИС, 2001.
 10. Экономика и жизнь. Март. № 13, 2002.
 
 Глава 21. Бизнес-план
 
 21.1. Общие положения
 
  Неотъемлемой частью деятельности любого предприятия является подготовка бизнес-планов, составляемых как на стадии создания организации, так и на стадии осуществления инвестиционных проектов. Бизнес-план наряду с другими финансовыми документами служит для обоснования необходимости инвестиций, дает представление о том, каким образом предполагается решить задачи выхода на рынок с новыми товарами или достигнуть других целей, намеченных инвестиционным проектом.
  Существуют следующие основные виды бизнес-планов:
 * полный бизнес-план инвестиционного проекта или коммерческой идеи. В нем содержится информация результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынков, предполагаемые финансовые результаты, необходимые для потенциальных инвесторов или партнеров;
 * концепт бизнес-план инвестиционного проекта или коммерческой идеи. Он предназначен для переговров потенциальных инвесторов или партнеров с целью выяснения их заинтерисованности в участии в проекте;
 * бизнес-план компании (группы). В нем излагаются перспективы развития компании (группы) на предстоящий плановый период с целью ознакомления совета директоров или собрания акционеров с основными направлениями расходования средств, включая инвестиционную деятельность;
 * бизнес-план как заявка на кредит служит для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;
 * бизнес-план как заявка на грант служит для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для общества от выделения средств или ресурсов под данный проект.
  Следует отметить, что российское законодательство не предусматривает разработки бизнес-планов в обязательном порядке. Это новый документ для большинства российских предприятий, нуждающихся в привлечении инвестиций для осуществления проектов и отдельных мероприятий. Видимо, этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что на отечественном рынке крайне незначительно предложение услуг консалтинговых фирм, выполняющих заказы по составлению бизнес-планов для предприятий или дающих консультации на сей счет.
  Кое-кто считает, что отсутствие проработанного бизнес-плана можно компенсировать знанием особенностей отечественного бизнеса, интуицией и здравым смыслом отдельных специалистов. Однако такая позиция не может быть признана обоснованной, поскольку в условиях инфляции, непостоянства банковских и налоговых ставок, хронических неплатежей и высокого риска вложений роль этого документа неизмеримо возрастает, при условии, конечно, что он будет грамотно составлен.
  Бизнес-план, как учит зарубежный и отечественный опыт, является, подобно технико-экономическому обоснованию (ТЭО), четко структурированным, требующим тщательной проработки документом, описывающим цели предприятия и способы их достижения. Особенность бизнес-плана состоит не столько в точности и достоверности количественных показателей, сколько в содержательном, качественном обосновании идей проекта.
  Предпринимателю бизнес-план помогает обрести ясное видение будущего дела, служит руководством к действию. Для инвесторов, желающих с выгодой вложить деньги, — это документ, дающий представление об ожидаемых объемах продаж и прибыли, помогающий прогнозировать риск инвестирования.
  Таким образом, подготовка бизнес-плана позволяет предприятию оценить эффективность инвестиционного проекта в условиях конкуренции, определить перспективы развития производства и сбыта продукции.
  Бизнес-план служит для предприятий важным инструментом привлечения финансовых ресурсов, а для инвесторов — гарантией надежного и выгодного помещения капитала.
  Анализ мировой реализации инвестиционных проектов показывает, что организация, стремящаяся найти партнера или инвестора, должна иметь четкое представление о предполагаемом производстве, его масштабах и рыночном потенциале, ценах на продукцию или услуги, способах их продвижения на рынок сбыта, будущих прибылях и т.п. Кроме того, необходимо доказать, что организация способна грамотно и эффективно наладить предполагаемый бизнес.
  Потенциальные инвесторы не станут встречаться с разработчиками инвестиционного проекта до тех пор, пока не ознакомятся с бизнес-планом организации, претендующей на финансовую поддержку. Тщательное обоснование бизнес-плана создает у владельцев капитала уверенность в эффективности и безопасности вложений.
  Как правило, бизнес-план разрабатывается на весь срок осуществления инвестиционного проекта, составляющий обычно от трех до пяти лет. Естественно, этот срок условный.
  Авторы многочисленных методик по составлению бизнес-плана сходятся в одном: это должен быть сжатый вариант полного плана, концентрирующий в себе основные положения последнего. На наш взгляд, такой подход к разработке бизнес-плана оправдан для отраслей, в которых наблюдается высокий уровень конкуренции, высокая степень непредсказуемости, быстрая сменяемость продукции. При иных обстоятельствах, а также в том случае, если инвесторы проявили заинтересованность в реализации проекта, целесообразно составлять подробный бизнес-план или расширять, пополнять информацией и уточнять сжатый вариант.
  Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштабов и отраслевой принадлежности проекта. Так, если проектом предусмотрена организация производства новой продукции или предоставления новых услуг, то должен быть разработан весьма подробный план. Если же речь идет об увеличении объема выпуска уже освоенных товаров или предоставления традиционных услуг, то бизнес-план может быть простым по структуре и содержанию.
  Разработке бизнес-плана должны предшествовать определение и обоснование целей проекта, сбор и обработка достоверной информации по большому кругу вопросов. Объем этой информации по мере осуществления проекта постоянно увеличивается, поэтому рекомендуется готовить два варианта одного бизнес-плана.
  Первый вариант должен представлять собой официальный документ, подробно или вкратце излагающий все аспекты настоящего и будущего состояния проекта, т.е. идеи и способы их реализации, потребность в финансовых ресурсах.
  Второй вариант бизнес-плана, призванный служить внутрифирменным рабочим документом, должен сосредоточить в себе весь объем информации, необходимой для решения конкретных задач и прогнозирования развитии событий при выполнении отдельных мероприятий, а также мониторинга.
  Разработка бизнес-плана является сложным и трудоемким делом.
  Только его корректировка (уточнение отдельных показателей) может повлечь за собой перерасчет всех промежуточных и конечных показателей по каждому разделу плана. Поэтому исключительно актуальным является использование программных средств разработки бизнес-плана.
  Среди программных продуктов, предназначенных для формирования бизнес-планов, наибольшее распространение получил пакет «Project Expert». Он успешно применяется для формирования и анализа эффективности инвестиционных проектов.
  Как правило, рабочий вариант бизнес-плана используется как основа для составления официального варианта. Составление бизнес-плана целесообразно поручить специалистам предприятия, а в помощь им привлечь профессиональных консультантов, которые подскажут, как правильней сформулировать цели проекта и оценить его эффективность, найти рыночную нишу, грамотно разработать планы маркетинга и финансирования, оценить предполагаемые риски и наметить меры их снижения.
 
 21.2. Структура бизнес-плана
 
  Наиболее распространенной является структура бизнес-плана, приведенная ниже.
  1. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
  1.1. Наименование и адрес предприятия
  1.2. Учредители
  1.3. Суть и цели проекта
  1.4. Стоимость проекта
  1.5. Потребность в инвестициях
  1.6. Сроки окупаемости вложений
  1.7. Уровень конфиденциальности материалов проекта
  2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОТРАСЛИ
  2.1. Текущая ситуация в отрасли и тенденции ее развития
  2.2. Направления и задачи деятельности компании
  2.3. Ближайшие перспективы развития компании
  2.4. Описание ведущих компаний отрасли
  3. СУЩЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА
  3.1. Продукция (услуги, работы)
  3.2. Технология
  3.3. Лицензии
  3.4. Патенты
  4. АНАЛИЗ РЫНКА
  4.1. Потенциальные потребители продукции
  4.2. Емкость рынка и тенденции его развития
  4.3. Оценочная доля компании на рынке
  5. ПЛАН МАРКЕТИНГА
  5.1. Цены
  5.2. Ценовая политика
  5.3. Каналы сбыта
  5.4. Реклама
  5.5. Прогноз объемов продаж новой продукции
  6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
  6.1. Производственный процесс
  6.2. Производственные помещения
  6.3. Оборудование
  6.4. Источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров
  6.5. Субподрядчики
  7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
  7.1. Форма собственности
  7.2. Партнеры, владельцы компании
  7.3. Руководящий состав
  7.4. Организационная структура
  8. АНАЛИЗ РИСКОВ
  8.1. Слабые стороны компании
  8.2. Вероятность появления новых технологий
  8.3. Альтернативные стратегии
  9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
  9.1. Отчет о прибыли
  9.2. Отчет о движении денежных средств
  9.3. Баланс
  9.4. Показатели эффективности
  10. ПРИЛОЖЕНИЯ
  10.1. Копии контрактов, лицензий и т.п.
  10.2. Копии документов, из которых почерпнута исходная информация
 
  Рассмотрим подробнее содержание перечисленных разделов бизнес-плана.
 
 21.3. Краткое содержание
 
  Раздел «Краткое содержание» представляет собой аннотацию бизнес-плана. Основное назначение этой вводной части состоит в том, чтобы привлечь внимание тех, кто знакомится с содержанием проекта, с первых же слов возбудить их интерес, заставить вникнуть в детали.
  По содержанию вводной части инвестор судит о том, стоит ли терять время и читать план до конца. Поэтому резюме, как, впрочем, и другие разделы бизнес-плана, должно быть написано лаконично и предельно ясно, чтобы оно легко читалось и инвестор без труда находил ответы на все возникающие вопросы. Не стоит злоупотреблять специальной терминологией. Куда лучше привести несколько цифр, которые докажут преимущества проекта любому непосвященному.
  Вводную часть бизнес-плана, как правило, составляют в последнюю очередь, после того как подготовлены все остальные разделы.
 
 21.4. Анализ положения дел в отрасли
 
  В этом разделе рекомендуется не только охарактеризовать текущее состояние отрасли, но и очертить тенденции ее развития. Особо следует рассмотреть специфику и размеры предприятия, указав, как планы его развития скажутся на производственном и научном потенциале, каналах распространения продукции, доле рынка и т.п. Нелишне перечислить потенциальных конкурентов, выявить их сильные и слабые позиции. На основе изучения прогнозов развития отрасли надлежит объяснить, на какого потребителя рассчитаны товары или услуги компании. Необходимо привести справку о последних новинках отрасли.
  При написании раздела обычно используют сведения из заслуживающих доверия источников, специальных и массовых периодических изданий, личных бесед и т.п.
 
 21.5. Существо предлагаемого проекта
 
  Основное назначение раздела — дать описание продукции или услуг, которые будут предложены потребителю. При этом акцент должен быть сделан на особенностях, которые отличают предлагаемую продукцию или услуги от продукции и услуг конкурентов, а также на товарной политике компании, т.е. планах дальнейшего совершенствования товара (услуг). Очень важно, чтобы эти сведения были изложены ясным, простым языком. Нецелесообразно перегружать текст техническими и технологическими подробностями, специальной терминологией.
  Красной нитью сквозь раздел должна проходить мысль об уникальности предлагаемой компанией продукции (услуг), в чем бы эта уникальность ни проявлялась: новаторской технологии, неповторимом качестве, небывало низкой себестоимости или каких-то иных достоинствах, удовлетворяющих запросам взыскательных покупателей. Здесь неплохо привести таблицу, позволяющею сопоставить технико-эксплуатационные параметры продукции (услуг) компании и конкурентов.
  Убедительными доводами в пользу новой продукции (услуг) послужат возможности ее совершенствования, экономические, социальные, экологические и прочие выгоды, которые получит потребитель.
  Отдельно следует прояснить вопрос о правах собственности на продукцию. Оформление патентов, регистрация авторских прав, товарных и фирменных знаков, заключение регулирующих права владения контрактов создают барьеры вторжению конкурирующих фирм на рынок.
 
 21.6. Анализ рынка
 
  Этот раздел формируют в первую очередь, так как рыночная конъюнктура предопределяет целесообразность осуществления проекта. Назначение этого раздела состоит в том, чтобы определить основные характеристики потенциальных рынков сбыта новой продукции, а также способов продвижения новой продукции к потребителю и достижения требуемых объемов сбыта.
  Для того чтобы убедить инвестора в существовании спроса на продукцию или услуги, нужно выявить тот сегмент рынка, который будет для компании главным, и определить его емкость. Выбор сегмента помимо всего прочего зависит от остроты конкурентной борьбы.
  При составлении раздела рекомендуется придерживаться следующего порядка изложения:
 * общая характеристика рынка, оценка его текущих размеров (объемов продаж) и стадии развития (зарождающийся, растущий, зрелый или отмирающий);
 * краткое описание продукции, реализуемой на данном рынке (целесообразно остановиться на том, какую стадию своего «жизненного цикла» проходит тот или иной вид продукции);
 * анализ требований к продукции различных групп покупателей (новизна, высокий технический уровень, отменное качество, надежность в эксплуатации, модный дизайн, хорошо поставленное послепродажное обслуживание, дешевизна);
 * оценка спроса на конкретном сегменте рынка;
 * определение уровня конкурентоспособности продукции.
 
 21.7. План маркетинга
 
  В разделе «План маркетинга» надо показать, какие меры обеспечат успешный сбыт продукции. Здесь рассматриваются следующие аспекты:
 * постановка целей и выбор соответствующих им способов проникновения на рынок;
 * формулирование ценовой политики и анализ ожидаемых объемов продаж новой продукции;
 * планирование сбыта и распространения продукции;
 * обоснование методов продвижения продукции на рынок, включая организацию послепродажного и гарантийного обслуживания, проведение рекламной кампании.
  Ценовую политику строят с учетом множества разнообразных факторов, в число которых входят: конкурентоспособность продукции, структура рынка, этап жизненного цикла товара, общие цели компании, а также то, в какой степени способны влиять на уровень цен поставщики ресурсов, потребители продукции, участники сети распространения продукции, конкуренты, государство и другие рыночные агенты.
  Например, при внедрении нового продукта на рынок зачастую устанавливается намеренно заниженная «цена проникновения», позволяющая быстро привлечь множество покупателей и захватить значительную долю рынка.
  Производители, желающие окупить затраты на научные исследования и опытно-конструкторскую разработку продукции, которая отличается высоким качеством и новизной, назначают цепу таким образом, чтобы получить максимальную прибыль.
  При расчете цены наукоемкой продукции целесообразно оценить экономический эффект, который получит потребитель продукции от ее использования.
  Главным аргументом при выборе той или иной ценовой политики является получаемая компанией прибыль.
  Программа сбыта должна базироваться на анализе функционирования сложившейся сбытовой сети, оценке целесообразности использования традиционных каналов распространения продукции или создания новых.
  Кроме того, следует привести план рекламной кампании и стимуляции сбыта путем предоставления скидок с цены при последующей покупке новых версий и модификаций товара, гарантийного и послепродажного обслуживания клиентов и т.п.
 
 21.8. Производственный план
 
  В разделе «Производственный план» приводят описание технологии, оценку потребности в материально-технических ресурсах, а также рассматривают предполагаемое месторасположение предприятия с точки зрения его близости к рынкам сбыта.
  Рекомендуется привести сведения о парке технологического оборудования, профессионально-квалификационной структуре рабочего персонала, потребной производственной мощности, планируемом уровне загрузке оборудования, а также данные о работах, выполняемых субподрядчиками.
  Необходимо отразить структуру и уровень производственных издержек, выделив в их составе постоянные затраты, которые исчисляются для временного интервала, равного продолжительности эксплуатационной фазы проекта, и переменные затраты, относимые на себестоимость продукции.
 
 21.9. Организационный план и управление персоналом
 
  Раздел «Организационный план» обычно содержит описание организационной структуры управления проектом, сведения об организационно-правовом статусе предприятия, форме собственности и потребности в персонале.
  Если предприятие представляет собой общество с ограниченной или неограниченной ответственностью, следует изложить условия, на которых строится его деятельность. Характеризуя акционерное общество, надлежит указать, какие акции и в каком количестве оно выпускает.
  При описании организационной структуры управления проектом целесообразно уточнить состав и правовой Статус участников, права собственности и объем ответственности каждого.
  Раздел обычно содержит данные о руководящем составе проекта, в том числе имена ведущих администраторов и специалистов, адреса и краткие биографические справки. Особо нужно остановиться на распределении прав, обязанностей и ответственности. Предполагается, что в идеале квалификация и навыки работников высшего звена должны дополнять друг друга, охватывая все функции управления (маркетинг, финансовый менеджмент, управление кадрами, координация производства). Практика, однако, показывает, что на стадии реализации проекта трудно создать сбалансированную команду, а потому к управлению привлекают консультантов.
  Особое внимание следует уделить мотивации, в частности материальному стимулированию работников, пояснив, какие приемы позволят заинтересовать персонал в достижении намеченных бизнес-планом целей.
  Ознакомление с организационным планом позволит инвестору составить представление о том, кто и как будет руководить проектом, каким образом сложатся отношения между участниками.
 
 21.10. Анализ рисков
 
  В разделе «Анализ рисков» рассматривают вероятность возникновения при реализации проекта неблагоприятных событий, приводят обусловливающие их причины и меры предотвращения или снижения ущерба.
  Ситуации, грозящие неблагоприятными последствиями, должны быть описаны просто и объективно. При этом необходимо сделать их привязку к конкретным фазам реализации проекта (прединвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной), раскрыть природу и происхождение опасности (действия конкурентов, собственные промахи и просчеты, изменение налогового законодательства и т.д.).
  Даже если ни один из внутренних и внешних факторов не заключает в себе сколько-нибудь серьезной угрозы, следует все-таки их перечислить и пояснить, почему опасаться нечего.
  Определяя меры снижения рисков, надо привести перечень конкретных мероприятий, в том числе таких: создание резервов для покрытия непредвиденных расходов, распределение риска между участниками проекта, страхование.
  Включение в бизнес-план пессимистического сценария, рисующего наихудший вариант развития событий, и плана выхода из кризиса позволит инвестору сформулировать мнение о степени рискованности вложений в проект.
 
 21.11. Финансовый план
 
  Назначение раздела заключается в прогнозной оценке экономической эффективности проекта на основе анализа притоков и оттоков денежных средств.
  Финансовый план составляют на срок три-пять лет. Он включает в себя: отчет о прибыли; отчет о движении денежных средств; баланс; совокупность показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность предприятия, соотношение привлеченных, заемных и собственных средств.
  Последовательность изложения должна быть такова:
 * исходные предпосылки, на основе которых выполняются расчеты (обычно базой расчетов служат пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный прогноз);
 * расчет потребных финансовых ресурсов, исходя из прогнозируемых объемов производства и сбыта продукции;
 * источники финансирования и условия привлечения заемного капитала;
 * постатейный,расчет текущих доходов и затрат (производственных расходов, издержек обращения, затрат на обслуживание кредитов, обязательных отчислений и т.п.) с указанием сроков и размеров поступлений и платежей;
 * прогноз движения чистого денежного потока, доходов и расходов;
 * балансовый план;
 * расчет экономической эффективности проекта.
 
 21.12. Исходная информация для составления бизнес-плана
 
  Составлению бизнес-плана обычно предшествует один из важнейших этапов обоснования эффективности инвестиционного проекта — сбор и обработка информации. На этой стадии выявляются цели и задачи, оценивается спрос на продукцию или услуги предприятия, уточняются их основные характеристики, отличия от продукции или услуг конкурентов.
  Одновременно выявляется структура производственных затрат по статьям:
 * сырье и материалы (определению материальных издержек предшествует выбор поставщиков и расчет ориентировочных цен);
 * оплата труда, в том числе: основная и дополнительная заработная плата, расходы на подготовку и переподготовку специалистов и т.п.
 * эксплуатация основных производственных фондов, в частности их активной и пассивной части, включая аренду, приобретение, строительство новых или реконструкцию (расширение) существующих производственных площадей, аренду и приобретение технологического оборудования;
 * энергоснабжение, как-то: содержание собственного хозяйства или приобретение ресурсов (тепла, газа, электроэнергии, воды и т.п.);
 * налоги и прочие обязательные платежи.
  Данные о емкости рынка, объемах продаж получают как путем проведения собственных исследований, так и путем заключения договоров о предоставлении информации.
  Производственную информацию, необходимую для обоснования цены продукции, м.ожно почерпнуть из ТЭО или документации производителей аналогичных товаров.
  Сложнее всего раздобыть сведения о ценовой политике конкурентов. Дело в том, что в условиях рыночной экономики такого рода информация составляет коммерческую тайну. Как правило, публикуются лишь цены предложения, которые нередко существенно отличаются от реальных цен поставки из-за использования разнообразных скидок. Для определения предполагаемой себестоимости продукции или услуг можно воспользоваться анализом нормы доходности на вложенный капитал, который позволяет с некоторой доверительной вероятностью рассчитать этот показатель.
 
 21.13. Рекомендации по формированию бизнес-планов
 
  В настоящее время, несмотря на определенную новизну составления бизнес-планов, накоплен определенный опыт их формирования. Однако разработчики бизнес-планов не всегда правильно учитывают показатели этого важного документа, вследствие чего осуществление инвестиционных проектов происходит с нарушением сроков выполнения работ, входящих в проект, и превышением их стоимости.
  Как показал анализ деятельности кредитных отделов коммерческих банков и конкурсной комиссии при министерстве финансов РФ, имеющиеся недостатки инвестиционного проектирования по их характерным признакам условно можно разделить на общие и методические.
  Одна из основных проблем инвестиционного проектирования состоит в том, что бизнес-план (план деловой деятельности предприятия) всегда является «адресным», то есть ориентированным на конкретного инвестора. Универсальных, пригодных «но все случаи жизни», бизнес-планов попросту не существует. Поскольку каждый инвестор определяет свои условия возможного выделения средств, он имеет свои требования к составу и полноте обосновывающих материалов. Учет этого обстоятельства является основополагающим в инвестиционном проектировании. Например, бизнес-план, разработанный для какого-либо коммерческого банка в целях привлечения кредита, учитывает основные требованиям именно этого банка и не может отвечать критериям других инвесторов.
  Чаще всего при разработке инвестиционного проекта дается неправильная оценка стоимости проекта и общей потребности в инвестициях. Показатели, формирующие их, являются в определенном отношении родственными, но лишь отчасти близкими по содержанию. Как экономическая категория понятие «инвестиция» значительно шире, и сметная стоимость — это только одна из его составляющих.
  Сметная стоимость проекта — сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Этот показатель является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и его доставке, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
  Исходя из сметной стоимости, определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов предприятия. Сметная стоимость проекта не учитывает потребности в оборотных средствах и некоторых других видах затрат, необходимых для реализации инвестиционного проекта. При этом стоимость оборудования складывается как сумма всех затрат на его приобретение и доставку: контрактной цены (включая запасные части), таможенных платежей, прочих расходов по закупке и транспортировке, налога на добавленную стоимость.
  Объем оборотных средств рассчитывается (по действующим в отрасли нормативам) как минимальная потребность в них для запуска производства в рамках данного инвестиционного проекта. Общая сумма средств по всем источникам должна быть равна объему инвестиций.
  Практика рассмотрения инвестиционных проектов показывает, что значительной проблемой бизнес-планирования является определение собственных средств предприятия. Нередки случаи, когда в бизнес-планах в их составе указываются основные фонды, денежные эквиваленты имущественных и неимущественных прав и другие активы, что является методически неправильным.
  В экономической науке понятие «собственные средства» включает в себя финансовые ресурсы предприятия, формируемые за счет уставного фонда, чистой прибыли, целевых, страховых фондов и т.д. Использование заемных средств (кредитов, ссуд, кредиторской задолженности и т.п.) не входит в понятие собственных средств.
  В случае использования для оснащения объекта импортного оборудования и техники их стоимость указывается как в валюте контракта, так и в рублевом эквиваленте.
  Для конкурсных инвестиционных проектов продолжительность принимаемого в бизнес-плане расчетного периода определяется условиями финансирования проекта и не может быть меньше срока выплаты долгов по кредитам, т.е. должна охватывать весь срок погашения кредита от начала кредитования до его окончания.
  Принятый расчетный период разбивается на шаги: по кварталам (полугодиям) и годам. При этом в качестве понятия «годы» имеются в виду не календарные годы, а расчетные. Получаемый таким образом расчетный период включает в себя время освоения инвестиций, ввода объекта в действие, достижения проектных показателей, «нормального» функционирования предприятия.
  Для инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку в форме выделения средств из Бюджета развития РФ для финансирования высокоэффективных проектов, принятый период расчета не может быть менее трех лет с начала реализации проекта.

<< Пред.           стр. 26 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу