<< Пред.           стр. 14 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.
  Исполнительная власть - назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.
  Использование права - форма его реализации, связанная с осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага,
  Исполнение права - форма реализации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны.
  Историческо-политическое толкование норм права - способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий их принятия.
  Источник права в идеологическом смысле - причины возникновения правовых норм, связанные с различными правовыми идеями, представлениями, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.
  Источник права в материальном смысле - причины возникновения правовых норм, связанные с материальными условиями жизни общества, формами собственности, интересами и потребностями людей.
  Источник права в юридическом смысле - см. Форма права.
 
 
  Казуальное толкование - разъяснение смысла правовой нормы, обязательное только для данного случая.
  Казус - случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.
  Каноническое право - система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулирующих отношения внутрицерковной организации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.
  Качество закона - совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности общества, государства или отдельной личности соответственно природе права.
  Квалификация правовая - юридическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных предписаниях,
  Кворум - установленное законом или уставом количество присутствующих на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми.
  Кодекс - систематизированный единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений.
  Кодификация - форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт с изменением их содержания.
  Коллизии юридические - противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
  Компетенция - совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.
  Конкретизация норм права - мыслительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в "привязке" правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации общественных отношений, в результате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире по содержанию).
  Консолидация - форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
  Конституция - Основной закон (закон законов) государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства.
  Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.
 
 
  "Лоббизм - форма воздействия "групп давления" на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения в интересах определенных социальных структур.
  Логическое толкование норм права - способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с использованием законов и правил логики.
  Легальность власти - юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.
  Легитимность власти - качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять.
  Локальный нормативный акт - такой нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, учреждений и организаций и который направлен на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах данной структуры.
  Льгота правовая - правомерно данная субъекту возможность более полно удовлетворять свои интересы, выражающаяся как в предоставлении особых дополнительных прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
 
 
  Материальное право - совокупность правовых норм, институтов, подотраслей и отраслей, с помощью которых государство прямо воздействует на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможность удовлетворять их материальные (а не процессуальные) интересов.
  Меры защиты - разновидность правового принуждения, обеспечивающая исполнение юридической обязанности и гарантирующая реализацию права.
  Метод теории государства и права - совокупность приемов, принципов, средств, с помощью которых постигается предмет теории государства и нрава, получаются новые знания.
  Метод правового регулирования - совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовая регламентация качественно однородных общественных отношений.
  Механизм правового регулирования - система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
  Монархия - форма государственного правления, при которой высшая власть не избирается и не назначается, а передается по наследству и осуществляется бессрочно.
  Мораль - система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности.
  Мотив поведения - внутреннее побуждение лица совершить какое-либо деяние, причина поступка.
 
 
  Награды государственные РФ - высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав личности, благотворительной деятельности и иные заслуги перед обществом и государством,
  Неосторожность - форма вины, при которой лицо, совершившее противоправное общественно опасное деяние, предвидело возможность наступления опасных (вредных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело таких последствий, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть,
  Неофициальное толкование - разъяснение смысла правовых норм органами или отдельными лицами по своей инициативе, не влекущее юридических последствий.
  Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
  Нормативное толкование норм права- разъяснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяющееся на большой круг лиц и случаев).
  Нормативность - признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний,
  Нормативный акт - см. Акт нормативный.
  Нормативный договор - см. Договор нормативный.
 
 
  Обратная сила закона - распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.
  Общественный порядок - состояние урегулированное(tm) общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
  Общество - (в широком смысле) - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
  Объект правоотношения - то, на что обращены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий).
  Объективная сторона правонарушения - совокупность внешних признаков, характеризующих данное деяние (действие либо бездействие) лица, что нарушает правовые предписания, причиняет вред обществу, государству, личности,
  Объективно-противоправное деяние - действие либо бездействие, сходное по своим объективным признакам с правонарушением, но совершенное невиновно, т. е, субъективно направленное на достижение правомерных целей.
  Обыденное толкование - неофициальное разъяснение смысла правовых норм на основе повседневной практики и житейского опыта.
  Ограничительное толкование норм права - разъяснение правовой нормы, действительный смысл которой уже ее текстуального выражения.
  Отклоняющееся (девиантное) поведение - деяние индивидов или групп лиц, не соответствующее сложившимся в обществе социальным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.
  Относительное правоотношение - разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе его стороны.
  Отрасль права - упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
  Отрешение от должности - см.: Импичмент.
 
 
  Парламентская республика - разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося главой лишь государства, но не исполнительной власти.
  Подзаконный нормативный акт - изданный на основе и во исполнение законов акт, содержащий юридические нормы.
  Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой.
  Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т, п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
  Политический режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.
  Полномочие - комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъекту в соответствии с занимаемой должностью и необходимый для разрешения какого-либо вопроса.
  Полупрезидентская республика - разновидность республиканской формы правления, при которой сочетаются элементы президентской и парламентской республики.
  Право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
  Правовая аксиома - положение правовой теории, которое берется в исследованиях в качестве исходного, не требующего доказательства.
  Правовая идеология - система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
  Правовая информация - существующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, юридической практике и юридической системе в целом.
  Правовая культура личности - знание и понимание права, а также деятельность в соответствии с ним.
  Правовая культура общества - уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
  Правовая политика - деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических "средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.
  Правовая психология - совокупность переживаний, чувств, настроений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
  Правовая семья - совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
  Правовая система общества - конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
  Правовая фикция - несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.
  Правовое воздействие -- взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
  Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.
  Правовое государство - организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений.
  Правовое дозволение - предоставляемая субъекту нормами права возможность самостоятельно осуществлять свои интересы.
  Правовое наказание - форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
  Правовое ограничение - правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.
  Правовое поощрение - форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается.
  Правовое предписание - властное веление, выражающее государственную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем формулирования общеобязательной или индивидуальной нормы поведения для соответствующих субъектов права.
  Правовое регулирование - осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочить.
  Правовой вакуум - специфическое правовое явление, характеризуемое как временное наличие новых общественных отношений, не урегулированных ранее, но нуждающихся в правовой регламентации.
  Правовой обычай - исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку (в результате многократного применения) и приводящее к правовым последствиям.
  Правовой режим - особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятиости для удовлетворения интересов субъектов права.
  Правовой символ - установленный в правовых предписаниях внешний условный замещающий знак (материальный предмет), несущий определенную информацию о другом явлении или предмете и понятный окружающим (флаг, герб, гимн - символы государства).
  Правовой статус субъекта - юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей.
  Правовой стимул - правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
  Правовые средства - все те юридические инструменты (явления), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.
  Правомочие - предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотношения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующего поведения от других участников этого правоотношения.
  Правомерное поведение - деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.
  Правонарушение - виновное, противоправное, общественно вредное деяние (действие либо бездействие) деликтоспособ-ного лица, причиняющее вред интересам общества, государства, личности.
  Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
  Правоположеиия юридической практики - сформулированные в ходе разрешения юридических дел правила (образцы, примеры) наиболее целесообразного и эффективного применения норм права, которые могут и должны использовать компетентные субъекты при разрешении юридических дел данного рода.
  Правопорядок - система общественных отношений, в которой поведение субъектов является правомерным; состояние урегулированное(tm) социальных связей.
  Правосознание - совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отношение людей к действующему или желаемому праву.
  Правопреемство - изменение в субъектном составе правоотношений, при котором субъективные права и субъективные юридические обязанности переходят от одного лица к другому.
  Правосубъектность - признаваемая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также лично своими действиями осуществлять их в правоотношении.
  Правоспособность - установленная (признанная) в законе возможность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
  Правотворчество - деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене юридических норм.
  Преамбула - вводная или вступительная часть нормативного акта, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к его принятию, излагающая цели и задачи, стоящие перед данным документом.
  Предмет правового регулирования - те общественные отношения, социальные связи, которые упорядочивает праве
  Представительство - правовое средство, с помощью которого одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает от имени другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности.
  Президентская республика - разновидность республиканской формы государственного правления, в которой верховная власть принадлежит президенту как главе государства, избираемому всенародным голосованием (либо парламентом или же
 
  особым институтом) и выступающему в системе разделения властей субъектом координации всех ветвей государственной власти.
  Презумпция - факт, существование или отсутствие которого предполагается установленным (неустановленным), поскольку доказаны другие, находящиеся с ним в связи, факты.
  Презумпция невиновности - закрепленное в праве предположение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.
  Преюдициалъностъ- обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по какому-либо другому делу.
  Применение права - властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.
  Принципы права - основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
  Причинная связь - необходимая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение - причиной именно этого результата).
  Пробел в праве - полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
  Публичное право - упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов.
 
 
  Распространительное (расширительное) толкование - разъяснение юридических норм, действительный смысл которых шире их текстуального выражения.
  Реализация права - претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения юридических норм.
  Реквизиция - принудительное изъятие имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости.
  Рекомендательный метод правового регулирования - способ правового воздействия, связанный с советом по осуществлению конкретного желательного для общества и государства поведения,
  Республика - форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти, ее срочностью и зависимостью от избирателей.
  Референдум - см. Всенародное голосование.
  Рецепция права - это возрождение и использование отечественного и мирового опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных исследованиях, законодательстве и юридической практике.
 
 
  Санкция правовой нормы - элемент нормы права, предусматривающий неблагоприятные (негативные) либо благоприятные (позитивные) последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
  Свод законов - собранные в одном издании и расположенные в определенном порядке действующие нормативные акты, сборники законодательства,
  Система права - внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
  Систематизация законодательства - деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими.
  Систематический способ толкования - разъяснение смысла правовой нормы с помощью анализа ее системных связей с другими нормами, выявления места и роли конкретного правила поведения в иерархии правовых предписаний.
  Соблюдение права - форма реализации норм права, связанная с наличием запретов, которые субъект не должен нарушать.
  Событие - такой юридический факт (жизненное обстоятельство), который не зависит от сознания и воли людей.
  Социальные нормы - правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений.
  Способы толкования - совокупность приемов и средств, направленных на уяснение смысла правовых норм.
  Статья нормативного акта - форма выражения (изложения) нормы права, содержащая (в различной степени) ее элементы.
  Структура нормы права - упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.
  Субсидиарное применение норм права - разрешение юридического дела в ситуации, когда правоприменительный орган использует норму смежной отрасли права в силу неурегулированности этой ситуации нормами обычно применяемой им отрасли.
  Субъекты права - участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
  Субъективное право - мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.
  Сфера правового регулирования - система общественных отношений, упорядоченных правом либо подлежащих правовой регламентации.
 
 
  Технические нормы - правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы.
  Тип правового регулирования - общая направленность юридической регламентации общественных отношений, выражающая специфику лежащего в основании его способа правового регулирования (дозволения, обязывания, запрета) либо различных вариантов сочетания этих способов.
  Типология государства и права - их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационого.
  Толкование права - деятельность, направленная на установление смысла юридических норм.
 
 
  Умысел - форма вины, при которой лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит вредные последствия и желает (прямой умысел} либо не желает, но сознательно их допускает или относится к ним безразлично (косвенный умысел).
  Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства).
 
 
  Фактический состав - совокупность юридических фактов, необходимых для наступления определенных правовых последствий.
  Федеративное государство - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают той или иной мерой суверенитета и другими признаками государственности (в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации).
  Физическое лицо - индивид, выступающий в правоотношениях носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
  Форма государства - способ организации политической власти, охватывающий форму государственного правления, форму государственного устройства и государственно-правовой режим.
  Форма государственного правления - элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с гражданами.
  Форма государственного устройства - элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
  Форма права - способ выражения вовне государственной воли, объективирования юридических правил поведения.
  Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
  Функции права - основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
 
 
  Ценность права - реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для осуществления интересов общества, государства, различных групп и индивидов.
 
 
  Частное право - упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.
 
 
  Эффективность права - соотношение между результатами действия правовых норм и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты.
 
 
  Юридическая обязанность - мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица.
  Юридическая ответственность - необходимость лица подвергнуться государственному принуждению в виде мер личного, имущественного и/или организационного характера.
  Юридическая практика - деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т. д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
  Юридическая техника - система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях повышения их эффективности.
  Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении
 
  обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
  Юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении сходных дел.
  Юридический факт - такое жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление определенных юридических последствий.
  Юридические последствия - реальный результат действия правового акта, выражающийся в приобретении субъектами прав и несении обязанностей.
 
 
 Учебник: краткий курс
 
 Глава 1. Предмет и метод теории государства и права
 
 1. Предмет теории государства и права
 
  Теория государства и права ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о государстве и праве, этих специфических социальных явлениях, занимающих важное место в жизни общества. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали как активная, деятельная сила. Составляя лишь часть общественно-политической структуры социума, эти институты настолько срослись с ним, что многие мыслители прошлого их отождествляли.
  Наука о государстве и праве - это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, которые исследуются в целом.
  Для теории государства и права в структуре универсальных связей, обладающих указанными выше признаками, важны не все их стороны, а только те, которые объясняют свойства данных институтов как особых (специфических) явлений общественной жизни, отличных от всех иных.
  Таким образом, в теории государства и права закономерность есть объективная, необходимая, общая и устойчивая связь государственно-правовых явлений между собой и с другими общественными (социальными) явлениями, связь, которая воплощает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства.
  Теория государства и права, изучая государственно-правовые явления, опирается на философское знание самого высокого теоретического уровня, так как философия имеет своим предметом изучение всеобщих свойств и закономерностей развития природы, общества, мышления. Философские категории - причина и следствие; необходимость и случайность; общее, особенное и единичное, сущность и форма; базис и надстройка; материальные и идеологические отношения и т. п. - являются отправными, исходными знаниями, которые в теории государства и права конкретизируются применительно к государственно-правовым явлениям. На начальном этапе источником первостепенной важности выступает история государства и права, богатый фактический материал которой должен быть использован в целях усвоения диалектики их развития как объективных явлений человеческого общества. Опора на этот материал поможет усвоить основные понятия теории государства и права.
  В системе этих понятий главную теоретическую и познавательную роль выполняют наиболее общие понятия - категории, являющиеся результатом максимального обобщения: "сущность государства", "форма государства", "тип государства", "функция государства", "механизм государства", "сущность права", "форма права", "правовое отношение", "система права" и т. д. Понятие - это мыслительный образ, аналог закономерностей государственно-правовой жизни общества. В этом - онтологическая сторона понятия как научно достоверного знания. Любое понятие в теории государства и права объективно по содержанию, по природе, но субъективно по происхождению, иными словами, это результат мышления, что отражает гносеологическую его сторону. Для усвоения категорий со стороны их исторически развивающегося содержания необходимо обогащать свою память сведениями о фактах современной жизни обществ, классов, государств. Но задача не сводится к простому накоплению фактов. Требуется их восприятие в категориальной форме, т. е. с точки зрения того, какие закономерные связи в этих фактах проявляются. Творческий характер познания государства и права, использование в этом процессе существующих категорий отражают их методологическую сторону.
  В специальной юридической литературе главное внимание уделяется онтологической стороне понятия, т. е. раскрытию их содержания, хотя методологическая сторона требует умения и навыков использования категорий в процессе познания государственно-правовых явлений.
  Таким образом, каждая категория теории государства и права имеет онтологическую, гносеологическую и методологическую стороны, является частью логически стройной, проникнутой определенным иерархическим началом системы.
  Основу этой иерархии составляют всеобщие исходные категории - "сущность государства" и "сущность права". На их базе формулируются другие всеобщие категории, которые конкретизируют исходные. Всеобщие категории глубоки по содержанию и нуждаются в дальнейшей конкретизации. Эта необходимость и объясняет тот факт, что все категории находятся в иерархической зависимости друг от друга, предполагают друг друга, как бы продолжают одна другую в цепи конкретизации.
  Итак, теория государства и прана является по отношению к отраслевым и другим юридическим наукам теоретико-методологической наукой, при этом многие ее категории функционируют в специальных дисциплинах, где вместе с тем имеется ряд категорий, присущих только им.
  Предмет науки - это область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование. В данном случае им являются наиболее существенные стороны государства и права.
  Государство и право тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга, не существуют раздельно. Государство устанавливает правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит определенность в осуществление государством политической власти. Теория государства и права изучает государство в его правовом оформлении, а право - а государственном выражении с учетом их социально-экономической обусловленности, политического назначения.
  Государство, устанавливая нормы права, обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества.
  Большинство ученых признают, что возникновение и развитие государства и права не зависят от воли и сознания людей, а представляют собой закономерные общественные процессы. Эти закономерности становятся предметом особой области познания. Теория государства и права изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются: закономерности возникновения государства и права, смены их исторических типов; развитие сущности и содержания государства и права, механизм, внутренние и внешние функции государства; назначение аппарата публичной власти, признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права, пределы правового регулирования. Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственны всем типам государства и права. Однако эти закономерности специфически преломляются в каждом их типе; в то же время каждому историческому типу присущи "собственные" общие закономерности, которые тоже являются предметом рассмотрения теории государства и права. Иные частные закономерности анализируются в специальных юридических науках.
  Следовательно, предметом общей теории государства и права является изучение системы общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
  Государство и право существуют в системе взаимодействующих в обществе явлений; таковыми выступают экономические и вытекающие из них общественные отношения, политика, идеологические воззрения, философия, мораль и др. Все они в той или иной степени влияют на государство и право и в свою очередь сами испытывают их влияние на себе. Эти явления объективного мира по своему воздействию на государство и право неравнозначны. Перед историками, политиками, социологами, которые изучали социальные процессы, руководствуясь свободным субъективным усмотрением, но не владели научным методом познания, это взаимодействие представало как хаотическое нагромождение разнообразного по характеру противоречивого материала. Предпочтение отдавалось тому или другому в зависимости от воззрений исследователя, хотя задача должна быть одна: отразить в понятиях логику исторического развития государственно-правовых явлений, рассматривая их в общем сложном процессе взаимодействия как неравнозначные по своей роли и влиянию на государство и право и потому подлежащие определенной систематизации, классификации.
  В теории государства и права одним из классификационных критериев выступает экономический базис общества. В итоге все богатое многообразие имевшихся в истории конкретных форм государственности и права предстает совершенно в ином виде. Становится очевидным, что есть конкретные сменяющие друг друга типы государства, соответственно существуют и типы права. Процесс смены одного типа государства и права другим в конечном счете не зависит от воли и сознания людей как исторически закономерное явление.
  Таким образом, теория государства и права выясняет объективные законы общественного развития, отраженные в государстве и праве, их социально-политические цели, вскрывает весь механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденции его развития.
  Однако связь государства и права с общественными, прежде всего экономическими отношениями не так проста. Право не есть простой слепок с экономических отношений. Последние отражаются в сознании политических сил, стоящих у власти, формируют у них определенные политические и правовые убеждения, на основе которых затем формируется государственная воля, выраженная как закон.
  Поэтому теория государства и права изучает и политические отношения, влияние правовой идеологии на развитие данных институтов, а также правовые отношения, через которые право воздействует на общественные связи.
  Теоретические знания необходимы не только для того, чтобы создавать различные материальные и культурные блага, но и, в большей степени, - для самостоятельного и рационального мышления. Без минимума знаний экономического, политического, государственно-правового характера невозможно существование устойчивого свободного и демократического общества.
  Предмет теории государства и права, как и всякой науки, не остается неизменным. Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теоретического осмысления и решения на основе политического обобщения и практики. В первую очередь должны быть исследованы проблемы:
  закономерности формирования и развития аппарата власти и управления, пути повышения его ответственности;
  пути развития демократии, совершенствования представительной системы;
  пути совершенствования системы права и разработка основ систематизации законодательства, практики его реализации;
  анализ проблемы реализации законности в качестве неотъемлемого компонента образа жизни российского общества;
  роль права как регулятора общественных отношений в период научно-технической революции;
  пределы воздействия государства и права на общественные отношения, функции права и др.
  Взгляд на государство и право как исторически закономерные институты является логическим выводом учения об обществе.
  Теория государства и права изучает государственно-правовые явления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а в тесной и неразрывной связи с ними. Особое влияние на них оказывают возникновение и развитие классов и классовой борьбы, реализация общих интересов собственников основных средств производства и т. д. Государство и право не являются, однако, пассивным следствием этих процессов, а обладают относительной самостоятельностью, активной силой. Они непосредственно влияют прежде всего на экономику, оказывая тем самым воздействие на весь ход истории. В современных условиях социально-политическое развитие всех стран мира характеризуется возрастанием роли государства и права в жизни общества, усилением государственно-правового вмешательства в различные общественные процессы.
 
 2. Метод теории государства и права
 
  Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает собственный метод. Имеет его и теория государства и права. Методология (от греческих слов "метод" - путь к чему-либо и "логос" - наука, учение) - это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.
  Государственно-правовые явления изучаются с различных философских, мировоззренческих позиций: а) метафизики; б) диалектики (материалистическая и идеалистическая). Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой либо объективным разумом (объективный идеализм); вторые - с сознанием человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и право результатом согласования воли, договора людей (субъективный идеализм); третьи акцентируют внимание на материально-диалектических причинах (объективный материализм); четвертые связывают формы государства и права с географическими характеристиками территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный материализм). Существуют теории, представляющие государство и право явлениями постоянными (они были всегда и будут существовать вечно) и неизменными, глубоко не связанными друг с другом и иными общественными явлениями (метафизические учения о государстве и праве). Религиозные теории отвергают саму возможность познания государства и права (агностицизм), утверждают примат веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы, категории.
  Методологической основой теории государства и права является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Философия изучает наиболее общие законы развития объективного мира, человеческого общества и мышления, позволяет проникнуть за внешнюю сторону явлений общественной жизни, увидеть их связи и взаимосвязи, познать их сущность, законы, которые управляют ими. Как мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и человека, а также пути их реализации. Она раскрывает смысл человеческого бытия, очерчивает ценностные параметры политического, правового, нравственного, эстетического и научного отношения человека к миру.
  Диалектическая логика не существует вне материалистической диалектики. Она раскрывает значение наиболее общих законов развития объективного мира для движения мысли к истине, т. е. является наукой о тождестве содержания знания и объекта, раскрывает формы мышления лишь с позиции их строения, не отвлекается от выраженного в них конкретного содержания, берет их не в застывшем, изолированном виде, а во взаимосвязи, в движении, в развитии.
  Если формальная логика анализирует уже сложившиеся теории, то диалектическая вскрывает логические принципы перехода к новому знанию, исследует образование и развитие теорий.
  Основные требования диалектической логики: а) всесторонний охват предмета в мышлении; б) рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении; в) привлечение всей человеческой практики для полного определения предмета; г) понимание того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
  Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области - теория государства и права, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.
  В теории государства и права главная цель познания - выяснить истину для того, чтобы преобразовать действительность, опираясь на объективный критерий-практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мыслительные образы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых, теоретические выводы сверяются с практикой, т. е. явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, проверяется историческая истинность этих выводов в качестве установок на творческое преобразование существующих условий.
  Диалектика как методология не сводится к подбору примеров из предметной области для иллюстрации истинности ее положений; в своих категориях диалектика формирует законы познания, и ею нельзя овладеть, обращаясь только к сумме примеров, фактов.
  Далее, диалектика не является орудием, инструментом простого доказывания, подобно тому, как при ограниченном понимании проблемы можно было бы считать таким инструментом формальную логику или элементарную математику. Даже формальная логика представляет собой, прежде всего метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному.
  Доказывает истинность того или иного теоретического положения историческая материальная практика людей, поэтому ссылка на категории диалектики как средство простого доказывания не имеет ничего общего с ее методологическим применением. Она не является универсальной "отмычкой" для решения всех вопросов специальных наук, для открытия новых истин конкретных наук, ибо эти вопросы решают сами специалисты.
  Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют всеобщее методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания, являются одновременно и логическими категориями.
  Таким образом, материалистическая диалектика как методология, т. е. как диалектическая логика, включает: общие категории - понятия о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления (например, "содержание", "форма"; "сущность", "явление", "причина", "следствие"); категории, отражающие специфические связи в процессе познания ("материя" и "сознание"; "эмпирическое" и "теоретическое"; "абстрактное" и "конкретное"; "историческое" и "логическое"); принципы познания (единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному); общелогические и общенаучные приемы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, системный и функциональный анализ, конкретно-социологический анализ).
  Экономический базис (содержание) - определяющая причина возникновения и развития государства и права (форма). Категории "содержание" и "форма" объясняют как зависимость государства и права от базиса, так и их относительную самостоятельность.
  Теория государства и права, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные институты с помощью этих категорий, прослеживает, какое выражение они получают в исследуемой области. Например, философская категория "сущность" фиксирует определенный уровень знания объективного мира. Сущность предмета-это его основание, которым реаль-но, в действительности определяются другие его свойства. Оперируя этим понятием, теория государства и права вырабатывает свои: "сущность государства", "сущность права". Эти категории не создают новой философской концепции, они диалектически "снимают" содержание философских положений.
  Методологическое и теоретическое значение конкретных категорий огромно. Это - "остов", "скелет" знания и инструмент его дальнейшего приобретения. Категории логически связаны между собой, составляют систему знаний. Их применение для всякого нового познания и составляет методологию науки.
  Юридические понятия (категории) формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явлений. Они, несомненно, имеют теоретическое значение для соответствующей отрасли государственно-правовой науки и немаловажны для практики применения права. Чем сложнее соответствующее государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное. Определение в таком случае служит лишь средством для первоначальной ориентировки в предмете.
  Теория государства и права, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений, вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права, вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ действительности.
  Теория государства и права в процессе познания государственно-правовых явлений использует: а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т. п.); б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование); в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т. п.).
  Методология не может оставаться раз и навсегда данной. Она постоянно обогащается, подчиняясь задачам все более глубокого изучения государства и права, которые в свою очередь тоже находятся в постоянном развитии.
 
 
 Глава 2. Происхождение государства и права
 
 1. Общая характеристика социальной власти
 и норм догосударственного периода
 
  Общество возникло гораздо раньше государства (если первое - около 3-4,5 миллионов, то второе - всего лишь 5-6 тысяч лет назад).
  Особенностью социальной власти и норм догосударственного периода являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда - необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства.
  Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.
  Признаки социальной власти, существовавшей в догосу-дарственный период:
  1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
  2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);
  3) органами власти выступали родовые собрания, старей шины, военоначальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
  Признаки норм, существовавших в догосударственный период:
  1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения);
  2) существовали в поведении и в сознании людей, не будучи, как правило, закреплены в письменной форме;
  3) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
  4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;
  5) выражали интересы всех членов рода и племени.
 
 2. Причины и формы
 возникновения государства
 
  Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе социального развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
  Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этом. Отсюда - различные теории возникновения государства: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т. д.
  Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
  На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как "азиатский способ производства" (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.
  По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
  Афины - это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку оно вырастет непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
  В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев).
  Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю).
 
 3. Основные теории происхождения государства
 
 Теологическая теория происхождения государства
 
  Теологическая теория получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).
  По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
  Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.
  Вместе с тем данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.
 
 

<< Пред.           стр. 14 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу