<< Пред. стр. 3 (из 13) След. >>
является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.3. Академия - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно - педагогической деятельности;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
4. Институт - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно - правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
Комментарий к статье 9
Статья имеет важное значение в системе норм, закрепляющих новые способы государственного контроля за качеством высшего профессионального образования и реализацией вузом образовательных программ. Она устанавливает виды вузов (университет, академию и институт), а также критерии, которым должно удовлетворять образовательное учреждение соответствующего вида и которые лежат в основе государственной аккредитации.
Возможности вуза решать основные задачи в сфере образования и научной деятельности, закрепленные ст. 8 настоящего Закона, в конечном счете, определяются его материальными возможностями, информационным, финансовым и кадровым обеспечением. В зависимости от интенсивности деятельности вузов в соответствующих сферах образовательной и научной деятельности выделяются три вида образовательных учреждений: университет, академия и институт. Отнесение вузов к тому или иному виду образовательных учреждений осуществляется с учетом четырех критериев:
1) совокупности направлений специальностей, по которым ведется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием;
2) участия в подготовке профессорско - преподавательского состава, повышении квалификации научных и научно - педагогических работников;
3) наличия научных и других исследований;
4) признания образовательного учреждения в качестве ведущего научного и методического центра.
Институтом признается такое образовательное учреждение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, как правило, по одному или нескольким направлениям подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Институт также обязан вести фундаментальные или прикладные научные исследования и реализовывать программы послевузовского профессионального образования, т.е. иметь магистратуру или аспирантуру. Однако последнее направление деятельности института является желательным, но не обязательным. Допускается создание и деятельность институтов, которые не имеют ни магистратуры, ни аспирантуры.
Институт может входить в состав академии или университета на правах структурного подразделения.
Институт может реализовывать программы дополнительного образования, в том числе осуществлять подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности. В настоящее время наиболее широкое распространение в вузах получает деятельность по обучению лиц, имеющих высшее образование, другой специальности.
По сфере реализации программ высшего профессионального образования академия практически не отличается от института. Она ведет подготовку по одному или нескольким направлениям (специальностям). Качественно отличие академии от института выражается в его интенсивной и плодотворной деятельности в научной сфере, подготовке, переподготовке и (или) повышении квалификации работников, осуществляющих научную или научно - педагогическую деятельность и имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, ученое звание доцента или профессора.
Академия должна быть не просто вузом, реализующим образовательные программы высшего и послевузовского образования, а ведущим научным и методическим центром в соответствующей сфере образования и науки. Это означает, что академия как научный центр осуществляет разработку перспективных научных направлений, имеющих важное теоретическое и практическое значение. Результаты научных исследований вносят весомый вклад в развитие науки и научно - технического прогресса, публикуются в виде монографических работ, сборников статей, ученых трудов, признаются в установленном порядке изобретениями и открытиями, а также получают признание со стороны других ученых - специалистов в соответствующей сфере научного знания. Значительная часть разработок академии находит применение в практической деятельности предприятий, организаций, государственных органов.
Как методический центр высшего и послевузовского образования академия имеет аспирантуру, докторантуру, один или несколько диссертационных советов и осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации для удовлетворения не только своих потребностей в научно - педагогических кадрах, но и других вузов и научных организаций. Академия издает собственные учебники и учебные пособия, курсы лекций, программы по учебным дисциплинам, которые широко используются другими образовательными учреждениями. Академия характеризуется высококвалифицированными научно - педагогическими кадрами, имеющими ученые степени докторов наук и ученые звания профессоров и читающими лекции на высоком методическом и научном уровне, с применением новейших методов и методик преподавания. При академии действует факультет (курсы, центр) повышения квалификации научно - педагогических кадров, где высококвалифицированные преподаватели академии передают свой преподавательский опыт.
Университет характеризуется теми же признаками, что и академия. Он также должен быть ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности, вести фундаментальные и прикладные научные исследования, осуществлять подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации научных и научно - педагогических работников. Отличительная черта университета от академии выражается в его многопрофильности. Университетом признается такое образовательное учреждение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей). В университете должно осуществляться обучение, например, по техническим и гуманитарным специальностям, техническим и экономическим специальностям и т.д.
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров РФ - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597 (САПП РФ, 1993, N 28. Ст. 2594), называет еще один вид вузов - колледж. Такой вуз представляет собой самостоятельное учреждение или структурное подразделение университета или академии, реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального образования. Специфика колледжа как образовательного учреждения состоит в том, что он наряду с программами высшего профессионального образования реализует программы среднего профессионального образования.
Вид вуза имеет основополагающее значение для характеристики его правового статуса, оказывает непосредственное влияние на систему прав и обязанностей, которые приобретает вуз в качестве института, академии или университета. Институт, например, может и не иметь аспирантуры, тогда как для академии или университета являются обязательными не только аспирантура, но и докторантура. Институт может и не вести фундаментальных научных исследований, тогда как их отсутствие в академии или университете означало бы ненадлежащее исполнение этими учреждениями своих обязанностей. Таким образом, вид вуза отражает основу его правового статуса, характеризует его основные права как института, академии или университета.
Другим признаком, оказывающим непосредственное влияние на основы статуса вузов, систему их конкретных прав и обязанностей, является организационно - правовая форма образовательных учреждений, которая определяется составом его учредителей. По этому основанию выделяют государственные, муниципальные и негосударственные вузы. Учредителями государственных вузов выступают Минобразование России, а также органы управления образованием субъектов Федерации. Учредителями муниципальных вузов являются органы местного самоуправления. Негосударственные вузы могут быть образованы российскими и иностранными организациями, их объединениями, общественными и религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, гражданами России и иностранцами.
На статус вуза, бесспорно, влияет наличие или отсутствие государственной аккредитации, поскольку с этой процедурой связывается право выдачи дипломов государственного образца (см. комментарий ст. 10). В то же время вряд ли правомерно статус вузов сводить только к трем аспектам: видам, организационно - правовым формам и государственной аккредитации и требовать включения статуса высшего учебного заведения в его наименование (см. ч. 5 комментируемой статьи).
В правоведении статус понимается как совокупность всех прав и обязанностей, которыми обладает лицо, в данном случае вуз, в соответствии с действующим законодательством. Статус вуза образуют его многочисленные права и обязанности как юридического лица, как субъекта договорных отношений с учредителями, как субъекта образовательных отношений с обучающимися, с научно - педагогическими работниками, с органами управления образованием, с зарубежными и международными организациями. Словом, все права и обязанности вузов, предусмотренные настоящим Законом, иными нормативно - правовыми актами, а также уставами вузов, и образуют их правой статус.
Ограничение правового положения вузов только правами и обязанностями, опосредующими их вид, организационно - правовую форму и государственную аккредитацию, не соответствует действительному содержанию данного понятия, т.е. налицо имеется законотворческая ошибка, связанная с неточным использованием правового термина. Более того, в наименовании вуза невозможно отразить его статус, а можно лишь включать понятия, характеризующие вид и организационно - правовые формы вузов. Именно таким способом и реализуется данное предписание на практике. В наименовании вуза отражается его вид и организационно - правовая форма: государственный университет, московская государственная академия, московский городской педагогический университет, негосударственный институт и др.
В соответствии с ч. 6 ст. 9 настоящего Закона вузы, в наименовании которых употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и др.), наряду с этим названием должны указывать вид высшего учебного заведения: университет, академия или институт. Например, консерватория - академия, высшее училище - институт.
Следует отметить, что в настоящее время наименование вузов не в полной мере соответствует требованиям ч. 5 ст. 9 настоящего Закона. В частности, негосударственные вузы в наименовании, как правило, не имеют сведений о своей организационно - правовой форме. Например, Институт международного права и экономики, Академия экономики и права и др. Не все действующие университеты соответствуют закрепленным законом требованиям. Наименование вузов приводится в соответствие с требованиями закона в процессе их аккредитации и лицензирования либо реорганизации, изменения статуса. Закон специально оговаривает, что при изменении статуса вуза его наименование должно меняться в обязательном порядке.
Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации
1. Высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в заявительном порядке в соответствии с его решением или с условиями учредительного договора и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общие вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании".
Учредителем высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (военно - учебных заведений), может быть только Правительство Российской Федерации.
2. Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются и реорганизуются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, создаются и реорганизуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
Муниципальные высшие учебные заведения создаются и реорганизуются соответствующими органами местного самоуправления.
3. Право юридического лица в части ведения финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом, возникает у высшего учебного заведения с момента его государственной регистрации. Право на реализацию образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования и на льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, возникает с момента выдачи ему лицензии.
4. Лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием на основании заключений экспертной комиссии.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых высшим учебным заведением, требованиям органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления к обеспеченности учебными площадями, санитарным и гигиеническим нормам, охране здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательному цензу педагогических работников.
Лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения по новым для него направлениям подготовки (специальностям) производится на общих основаниях независимо от наличия у высшего учебного заведения лицензии.
Лицензии на ведение образовательной деятельности по военным профессиональным образовательным программам выдаются только государственным высшим учебным заведениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационно - правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, могут быть выданы лишь при наличии у них на правах собственника, оперативного управления, аренды или самостоятельного распоряжения необходимой учебно - материальной базы.
5. Право выдачи документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании появляется у высшего учебного заведения с момента его государственной аккредитации, осуществляемой федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием по результатам аттестации высшего учебного заведения.
6. Аттестация высшего учебного заведения проводится государственной аттестационной службой по заявлению высшего учебного заведения или по инициативе федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в ведении которых находится высшее учебное заведение.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).
Критерии аттестации, порядок функционирования государственной аттестационной службы определяются Правительством Российской Федерации.
7. Государственная аккредитация высшего учебного заведения осуществляется на основе аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также ступени высшего профессионального образования и квалификации (степени).
8. Высшие учебные заведения могут получать общественную аккредитацию. Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Общественная аккредитация не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства.
Комментарий к статье 10
Для осуществления задач, предусмотренных ст. 8 настоящего Закона, каждый вуз, независимо от его вида и организационно - правовой формы, должен пройти государственную регистрацию и иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. Для приобретения права выдавать дипломы государственного образца вуз должен получить свидетельство о государственной аккредитации.
Порядок прохождения государственной регистрации, лицензирования и аккредитации, закрепленный настоящим Законом, Федеральным законом "Об образовании", конкретизируется и дополняется нормативно - правовыми актами Правительства РФ, Минобразования России и бывшего Госкомвуза России. В числе этих актов наиболее важное значение имеют:
1) Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (САПП РФ, 1993, N 28. Ст. 2534);
2) Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомвуза России от 7 февраля 1994 г. N 108 (РВ, 1994, 6 марта);
3) Временное положение о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. N 6 (РВ, 1995, 27 апреля);
4) письмо Минобразования России "Об учредителях государственных и муниципальных образовательных учреждений сферы Минобразования России" от 21 января 1994 г. N 09-м (РВ, 1994, 22 февраля).
Процесс создания государственного и муниципального вуза состоит из четырех процедур:
1) принятия решения компетентным органом государственной исполнительной власти или органом местного самоуправления создать соответствующий вуз;
2) подготовки учредительных документов и устава вуза;
3) государственной регистрации вуза как юридического лица;
4) получения лицензии на право реализации образовательных программ по определенным направлениям (специальностям). Из этих же четырех процедур состоит процесс образования негосударственных вузов, с той лишь разницей, что решение об образовании вуза принимается его учредителями - гражданами, юридическими лицами, общественными объединениями и другими негосударственными организациями.
Вузы федеральной подчиненности могут создаваться только по решению Правительства РФ и по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Учредителем вузов федеральной подчиненности выступает Правительство РФ. После создания вуза полномочия учредителя переходят к Минобразованию России. Вузы, отнесенные к подчинению субъектов Российской Федерации, создаются органами государственной исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Минобразованием России, а муниципальные вузы - органами местного самоуправления. Учредителем вузов, отнесенных к подчинению субъектов Российской Федерации, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные вузы своими учредителями имеют органы местного самоуправления.
Негосударственные вузы могут образовываться отечественными и иностранными организациями всех форм собственности, их объединениями, общественными и религиозными организациями, зарегистрированными на территории РФ, гражданами РФ и иностранцами. В соответствии со ст. 120 ГК РФ негосударственные вузы могут образовываться только в форме учреждения без права извлечения коммерческой прибыли.
Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ.
Для регистрации вуза учредитель представляет четыре документа:
1) заявление;
2) решение учредителя создать вуз либо договор учредителей;
3) устав вуза;
4) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ст. 33 Федерального закона "Об образовании" регистрация образовательных учреждений, в том числе и вузов, осуществляется в заявительном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Ст. 51 ГК РФ предусматривает принятие специального федерального закона по вопросам регистрации юридических лиц органами юстиции. Однако такой закон пока не принят и регистрацию организаций, предприятий, учреждений по-прежнему осуществляют органы местного самоуправления. Они же определяют систему органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц. Регистрация вузов осуществляется по решению органов местного самоуправления либо теми же органами, которые осуществляют регистрацию всех иных юридических лиц, либо местными (муниципальными) органами управления образованием.
Орган, осуществляющий регистрацию вуза, не может отказать в регистрации по мотивам нецелесообразности создания такого образовательного учреждения. Отказ возможен только по двум основаниям: из-за нарушения установленного законом порядка образования вуза либо вследствие несоответствия учредительных документов требованиям, установленным федеральными законами об образовании. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы учредителем в суд. Исковое заявление подлежит рассмотрению в суде в месячный срок.
Уполномоченный орган в месячный срок производит регистрацию вуза, о чем письменно уведомляет учредителя, финансовые органы, Минобразование России. С этого момента у вуза возникают права юридического лица в части ведения финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса.
Для ведения образовательной деятельности вузу необходимо получение лицензии, т.е. письменного документа, разрешающего ведение образовательной деятельности только по определенным, прямо указанным в этом документе направлениям (специальностям), уровням профессионального и программам дополнительного профессионального образования. Чтобы открыть новые для вуза направления (специальности) профессиональной подготовки, требуется получение на них лицензии, в том числе и тогда, когда у вуза уже имеется лицензия на ведение профессиональной подготовки по другим направлениям (специальностям).
Процедура получения лицензии состоит из:
1) подачи вузом заявки;
2) проведения экспертизы;
3) принятия решения о выдаче лицензии или отказе в ней;
4) оформления и выдачи вузу лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям (специальностям), уровням профессионального и программам соответствующего дополнительного образования.
Лицензирование проводится в целях обеспечения и защиты права граждан Российской Федерации на получение профессионального образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития учреждений профессионального образования различных организационно - правовых форм.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учреждением профессионального образования, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся и работников, оборудования учебных помещений, обеспеченности учебного процесса (материально - технической и финансовой), образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Лицензирование учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования независимо от подведомственности и организационно - правовых форм, государственных институтов повышения квалификации, а также учреждений профессионального образования религиозных организаций всех типов и видов осуществляет Министерство общего и профессионального образования РФ (Минобразование России).
Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем лицензируемого вуза. Учредитель(и) имеет право на отзыв заявления на лицензирование на любом этапе. При этом учредитель оплачивает реально произведенные затраты на проведение экспертизы.
Экспертиза проводится экспертной комиссией, создаваемой Минобразованием России по заявлению учредителя вуза в двухнедельный срок после регистрации заявления. К заявлению учредителем прилагаются следующие документы и материалы по установленной форме:
копии свидетельства о регистрации вуза, учредительных документов и устава вуза;
структура образовательно - профессиональных программ по каждому направлению (специальности), уровню, программе и форме подготовки кадров, представленному на лицензирование;
общие сведения о структуре учреждения профессионального образования, численности обучающихся и преподавателей;
сведения о площадях, используемых учреждением профессионального образования;
копии документов, подтверждающих право владения, пользования помещениями на срок подготовки специалистов;
заключения санитарно - эпидемиологической службы и органов государственного пожарного надзора о пригодности помещений, используемых для проведения образовательного процесса, по заявленным на лицензирование направлениям (специальностям), уровням подготовки и повышения квалификации кадров;
сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и оборудованием;
сведения об обеспеченности учреждения профессионального образования библиотечными площадями. Документы, подтверждающие право владения, пользования библиотечными площадями;
сведения об обеспеченности учреждения профессионального образования объектами общественного питания, медицинского обслуживания, общежитиями и т.п. Копии документов, подтверждающие право владения, пользования указанными объектами. Сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса;
сведения о средствах учреждения профессионального образования и стоимости оборудования;
гарантийное письмо на оплату услуг по экспертизе;
в случае использования негосударственным учреждением профессионального образования оборудования, инвентаря, фондов и помещений библиотек, учреждений социально - бытовой сферы и т.п. государственных образовательных учреждений на условиях аренды, совместной деятельности, совместного пользования и т.п. в составе документов, представленных на лицензирование, надлежит приложить письменное согласие руководителя государственного образовательного учреждения, подтвержденное решением его Совета.
Если в ходе экспертизы будет установлено, что представленные вузом сведения не соответствуют действительному состоянию дел, вуз не может обеспечить надлежащих условий для осуществления образовательного процесса, то лицензия вузу не выдается. При этом плата, внесенная за проведение экспертизы, возврату не подлежит.
Руководство экспертными комиссиями возлагается на ведущих работников Минобразования России. В состав экспертных комиссий на паритетных началах входят представители соответствующего государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств (Минюста России, Минздрава России и др.), представители общественности.
Экспертиза проводится в месячный срок. Учредитель и руководитель лицензируемого учреждения имеют право ознакомиться с материалами экспертизы. Решение по результатам экспертизы принимает Минобразование России не позднее двух недель после получения заключения экспертной комиссии. При положительном заключении оформляется лицензия установленного образца и в десятидневный срок направляется учредителю. В такой же срок высылается мотивированное решение об отказе в выдаче лицензии, которое может быть обжаловано учредителем в суд.
Минобразование России осуществляет контроль за деятельностью лицензированных им учреждений высшего профессионального образования в части соблюдения контрольных нормативов и предельного контингента обучающихся, зафиксированных в лицензии, а также сроков ее действия по направлениям (специальностям) и уровням образования.
Лицензия может быть изъята в случае нарушения требований и контрольных нормативов. Распорядительный документ об изъятии лицензии направляется учредителю(ям), ее владельцу, в местные подразделения Федеральной налоговой службы Российской Федерации и соответствующий государственный орган управления образованием. Возобновление лицензии в случае ее изъятия осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
Лицензия разрешает вузу осуществлять образовательную деятельность в соответствующей сфере, но не предоставляет права выдавать обучающимся документы государственного образца о высшем профессиональном образовании. Подобное право у вуза может появиться лишь после получения свидетельства о государственной аккредитации. Чтобы получить такое свидетельство, необходимо осуществить три выпуска и пройти аттестационное обследование.
Государственная аккредитация - это процедура установления государством принадлежности вуза к определенному типу и виду образовательных учреждений на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки специалистов государственным требованиям, предъявляемым к соответствующему виду и типу образовательных учреждений. Вузы, прошедшие государственную аккредитацию, получают свидетельство установленного образца на срок до пяти лет, которое действует также в отношении филиалов, отделений, входящих в структуру вуза.
Согласно ч. 6 ст. 10 настоящего Закона аттестация вузов должна проводиться государственной аттестационной службой. Однако в настоящее время такой службы не создано. Положением о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 (СЗ РФ, 1997, N 15. Ст. 1796), государственная аттестация вузов, независимо от их подведомственности и организационно - правовых форм, проводится Минобразованием России. Государственная аттестация проводится с участием заинтересованных министерств и ведомств в целях осуществления действенного контроля государственных органов за деятельностью и защитой прав граждан на получение образования в объеме и в сроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами. Внесение изменений в свидетельство о государственной аккредитации осуществляется в общем порядке и оформляется соответствующим приложением к свидетельству о государственной аккредитации.
Для получения свидетельства о государственной аккредитации вуз должен обратиться в Минобразование России с соответствующим заявлением и приложением к нему копии лицензии на право ведения образовательной деятельности по представленным к государственной аккредитации направлениям и специальностям подготовки кадров. Все затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются образовательным учреждением, подавшим заявление на ее проведение. Вуз может отозвать свое заявление о государственной аккредитации на любом этапе.
Претензии образовательного учреждения на статус вуза признаются правомерными по результатам аттестации и оценки:
- соответствия содержания рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям и специальностям подготовки кадров);
- информационной базы учебного процесса (наличие и достаточность современных источников учебной информации на различного рода носителях, предусмотренных в качестве обязательных в программах учебных дисциплин рабочих учебных планов, а также средств их передачи, хранения и использования);
- соответствия качества подготовки выпускников по результатам трехлетних итоговых государственных аттестаций выпускников (дисциплинарный или междисциплинарный экзамен по выбору Минобразования России, защиту дипломной работы или проекта) требованиям государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Вид вуза (университет, академия или институт) определяется в соответствии с классификационными признаками, установленными ст. 9 настоящего Закона и включающими в себя:
- совокупность основных образовательных профессиональных программ (из числа указанных в лицензии и признанных при установлении типа образовательного учреждения), позволяющая сделать вывод об универсальности образовательного учреждения в части структуры подготовки кадров;
- разнообразие образовательных программ из числа указанных в лицензии и признанных при установлении типа образовательного учреждения;
- наличие и объем в учебном заведении научных исследований (фундаментальные, поисковые, прикладные);
- результаты научно - методической работы учебного заведения (учебники, монографии) по направлениям и специальностям образовательного процесса;
- качественный состав научных и педагогических кадров;
- обеспеченность основных образовательных профессиональных программ (из числа указанных в лицензии и признанных при установлении типа образовательного учреждения) необходимым учебно - лабораторным оборудованием и инвентарем;
- востребованность результатов научных и научно - методических исследований образовательного учреждения.
В ходе аттестации осуществляется экспертиза качества подготовки специалистов. Такая экспертиза проводится в ходе государственных итоговых аттестаций выпускников образовательного учреждения государственными аттестационными комиссиями. При проведении государственной аккредитации учитывается итоговая аттестация выпускников, подготовленных по основным образовательным программам высшего профессионального образования, с присвоением соответствующей квалификации в сроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников).
Для получения свидетельства о государственной аккредитации необходимо иметь положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех лет подряд. Решение о выдаче свидетельства о государственной аккредитации Минобразование России оформляет своим распорядительным документом на основании результатов аттестации. Филиалам, отделениям и другим территориально обособленным структурным подразделениям образовательных учреждений выдаются копии свидетельства о государственной аккредитации базового образовательного учреждения, заверенные Минобразованием России, с указанием местоположения этого структурного подразделения.
Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает) государственный статус (тип и вид) образовательного учреждения, уровень реализуемых им основных образовательных профессиональных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, перечень аккредитованных направлений и специальностей подготовки кадров, по которым образовательное учреждение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, срок действия свидетельства о государственной аккредитации.
Сведения об образовательных учреждениях, получивших свидетельство о государственной аккредитации, и перечень аккредитованных в них образовательных профессиональных программ публикуются в периодических изданиях Минобразования России.
Согласно п. 15 Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. N 6 (РВ, 1995, 27 апреля), отрицательное заключение о результатах аттестации и основанный на нем отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации могут быть обжалованы в судебном порядке только в части процедуры аттестаций. Впоследствии это предписание было закреплено ст. 33 Федерального закона "Об образовании". Однако данное предписание противоречит ст. 13 ГК РФ, которая не содержит подобного ограничения. Суды должны рассматривать и рассматривают все дела заинтересованных лиц (граждан, организаций, учреждений) о защите прав и охраняемых законом интересов, нарушенных неправомерными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц.
Образовательные учреждения вправе потребовать повторную государственную аккредитацию не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа в выдаче свидетельства о государственной аккредитации.
Минобразование России может принять решение о досрочной утрате вузом свидетельства о государственной аккредитации. В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об образовании" первоначально Минобразование России должно направить в адрес вуза рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта. Рекламация направляется в вуз после проверки Минобразованием России обращения к нему общего собрания студентов с жалобой либо официального представления государственной службы занятости. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение вуза государственной аккредитации.
Распорядительный документ о признании свидетельства о государственной аккредитации утратившим силу направляется учредителю(ям), владельцу. В случае лишения государственного или муниципального вуза государственной аккредитации подлежат освобождению от занимаемых должностей ректор вуза и проректоры, отвечающие за качество подготовки студентов, а ученый совет вуза прекращает свою работу в прежнем составе.
Возобновление свидетельства о государственной аккредитации в случае признания его утратившим силу осуществляется в том же порядке, что и его получение.
Срок предварительного рассмотрения документов, представленных на государственную аккредитацию, не может превышать двух недель с момента их регистрации. Срок проведения аттестации и принятия решения о государственной аккредитации утверждается Минобразованием России. Свидетельство о государственной аккредитации оформляется и выдается в месячный срок с момента принятия решения о государственной аккредитации.
Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием
1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется учредителем (учредителями) высшего учебного заведения.
Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и (или) ступени.
Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании. Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируются в приемных документах и заверяются личной подписью абитуриента.
2. Направления подготовки (специальности) определяются лицензией. Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности), сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования определяются высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и соответствующим государственным образовательным стандартом.
Общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием в соответствии с нормативами, установленными настоящим Федеральным законом.
Число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются ими ежегодно по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
3. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением.
Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно - трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в высших учебных заведениях, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.
4. В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обучение в аспирантуре при указанных учреждениях и организациях может осуществляться в очной или в заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме - четырех лет.
5. В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук.
Срок пребывания в докторантуре указанных учреждений или организаций не может превышать трех лет.
6. Прием иностранных граждан в аспирантуру и докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации, а также в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Прием лиц без гражданства в аспирантуру и докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, по решению ученого совета высшего учебного заведения допускается получение высшего профессионального образования по сокращенной или по ускоренной образовательной программе высшего профессионального образования.
Обучение в высшем учебном заведении по сокращенной или по ускоренной программе допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. Решение об обучении лиц по указанной программе принимают ученые советы высших учебных заведений.
8. Высшее учебное заведение создает обучающимся необходимые условия для получения качественного образования. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.
9. Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно - правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
10. Требования к государственной итоговой аттестации (выпускной работе, государственным экзаменам, диссертации) определяются государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования. Контроль за выполнением указанных требований осуществляется в установленном законодательством порядке.
Комментарий к статье 11
Настоящая статья регулирует вопросы приема на обучение в высшие учебные заведения, в аспирантуру, докторантуру, а также некоторые вопросы организации учебного процесса. Рассматриваемая статья развивает положения ст. 16 Федерального закона "Об образовании" с учетом специфики высшего и послевузовского профессионального образования, а также устанавливает ряд оригинальных норм.
Вопросы приема, определяемые настоящей статьей, следует рассматривать в совокупности с правовыми положениями ст. 5, 9, 14, 16, 20, 41 и 50 Федерального закона "Об образовании".
Определяя порядок приема в высшие учебные заведения, Закон как бы устанавливает два уровня регулирования: уровень положений, устанавливаемый Законом, и уровень положений, устанавливаемый учредителем образовательного учреждения. Однако фактически есть и третий уровень регулирования, когда учредитель часть своих полномочий по вопросам приема в вузы делегирует непосредственно вузу.
Ч. 1 настоящей статьи устанавливает следующие положения, закрепляющие порядок приема в высшие учебные заведения, которые являются обязательными для вузов всех организационно - правовых форм:
1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Следует обратить внимание, что в данной трактовке Закон не устанавливает обязательного проведения конкурса в виде экзаменов, как в большинстве случаев практикуется. Законодатель дает право учредителю образовательного учреждения самому выбрать форму конкурса при поступлении в вуз.
2. Поступающие в вуз должны иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Таким образом, Закон устанавливает нижний уровень образования, имея который можно поступать (на конкурсной основе) в высшие учебные заведения.
3. Учредитель обязан проводить конкурсный отбор абитуриентов на условиях, которые должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление в вуз наиболее способных и подготовленных к обучению в вузе. Эта обязанность возлагается на учредителя нормой, которая отнесла к полномочиям учредителя определение порядка приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Законом. Указанные правовые нормы в настоящее время являются особенно актуальными в связи с широко применяемым в последнее время в вузах обучением студентов на платной основе. Закон не устанавливает каких-либо скидок или льгот для приема граждан на обучение на платной основе и обязывает учредителя применять для всех поступающих единый принцип конкурсного отбора.
Согласно ч. 1 ст. 11 настоящего Закона высшее учебное заведение приобретает право на объявление приема граждан на обучение только при наличии лицензии.
Одновременно часть 1 настоящей статьи содержит норму, которая обязывает вуз ознакомить поступающего (абитуриента) с лицензией на право ведения образовательной деятельности. При ознакомлении с лицензией следует обратить внимание на направления подготовки (специальности), по которым может вести подготовку вуз, а также учитывать, что лицензия на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам высшего профессионального образования выдается федеральным (центральным) органом управления образованием (в настоящее время - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации). Также Закон обязывает образовательное учреждение ознакомить абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о завершении высшего профессионального образования. Поскольку наличие у образовательного учреждения государственной аккредитации определяет важное право выпускника данного вуза - получение диплома государственного образца, то Закон устанавливает, что факт ознакомления поступающего в вуз со свидетельством о государственной аккредитации или отсутствием такового должен быть зафиксирован в приемных документах и заверен личной подписью абитуриента. Закон не устанавливает форму документа, в котором должны быть зафиксированы результаты ознакомления абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации.
Ч. 2 статьи 11 относит установление содержания образования по каждому направлению подготовки (специальности) и сроки освоения соответствующей образовательной программы к полномочиям высшего учебного заведения, но с учетом требований законодательства Российской Федерации и соответствующих государственных образовательных стандартов. Следует отметить, что по направлениям подготовки (специальности), по которым образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию, оно имеет право на выдачу выпускникам документа о высшем профессиональном образовании государственного образца. В современных условиях данное положение является одним из ключевых для абитуриентов при выборе вуза.
Ч. 2 устанавливает положение, согласно которому вуз может реализовывать образовательные программы только по тем направлениям подготовки (специальностям), которые зафиксированы в лицензии. Абитуриенту важно обратить внимание при ознакомлении с лицензией вуза на реализацию этой нормы вузом.
Закон относит содержание образовательных программ по каждому направлению подготовки (специальности) и определение сроков освоения соответствующей образовательной программы к компетенции образовательного учреждения. Но содержание образовательной программы и срок ее освоения должны соответствовать законодательству Российской Федерации и государственным образовательным стандартам. При этом указанную норму следует рассматривать в совокупности со статьями 9 и 14 Федерального закона "Об образовании", а также со ст. 6 настоящего Закона. В частности, п. 5 ст. 14 Федерального закона "Об образовании" устанавливает, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается, принимается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно. Но ч. 3 этой же статьи устанавливает, что профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации. Последняя норма накладывает на образовательное учреждение при реализации профессиональной программы обязательство обеспечить вышеприведенное условие.
Ст. 6 настоящего Федерального закона устанавливает минимальные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования. В частности, установлено, что указанный срок для получения высшего профессионального образования квалификации "бакалавр" должен быть не менее 4 лет, квалификации "дипломированный специалист" - не менее 5 лет, квалификации "магистр" - не менее 6 лет. Таким образом, Закон ограничивает только минимальный срок обучения. Но в этом правиле Закон делает исключение при реализации образовательных программ для получения высшего профессионального образования квалификации "дипломированный специалист". Ч. 4 ст. 6 настоящего Закона установлено, что для получения указанной квалификации сроки обучения, в порядке исключения, могут быть установлены соответствующим государственным образовательным стандартом. Следовательно, для квалификации "дипломированный специалист" сроки обучения могут быть понижены соответствующим образовательным стандартом.
Ч. 2 ст. 11 определяет механизм планирования количества обучающихся в вузах с позиции финансирования стоимости обучения за счет средств федерального бюджета. В частности, установлено, что как общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, так и структура этого приема определяется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. При этом Закон обязывает соблюдать нормативы, установленные рассматриваемым Законом. Например, федеральный центральный орган управления высшим профессиональным образованием обязан обеспечить количество студентов, обучение которых финансируется за счет средств федерального бюджета, из расчета не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
Кроме того, указанная часть рассматриваемой статьи устанавливает, что прием в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, устанавливается ими по согласованию с федеральным (центральным) органом управления образованием как по объему, так и по структуре приема. Эта норма призвана компенсировать негативные стороны разноведомственной подчиненности вузов.
Ч. 3 ст. 11 устанавливает льготы для определенной категории поступающих в вузы любых организационно - правовых форм. В частности, установлено, что по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, в вузы принимаются лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования. Однако эта норма ограничена требованием о необходимости образовательным учреждениям иметь государственную аккредитацию. Например, выпускник среднего (полного) общего образовательного учреждения, окончивший это образовательное учреждение с медалью, может воспользоваться правом поступления в вуз без вступительных экзаменов только при условии, если образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию, а выпускник соответственно - диплом государственного образца.
Содержание и процедуру собеседования Закон не регламентирует. Следовательно, они должны быть установлены учредителем или это право учредитель может делегировать образовательному учреждению.
Дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности для указанной категории абитуриентов устанавливает само образовательное учреждение.
В случае, если абитуриент не прошел собеседование, ему Законом предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.
Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также инвалидам I и II групп, которым согласно заключению врачебно - трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в вузах, Закон также устанавливает льготные условия поступления в вуз. Они принимаются на обучение вне конкурса, но при условии успешной сдачи вступительных испытаний. Закон оставляет эту правовую норму открытой и для некоторых других категорий поступающих, что определяется законодательством. Например, такие категории установлены Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
В соответствии с ч. 1 настоящей статьи порядок приема граждан в вузы в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем (учредителями) вуза. Учредителем большинства государственных вузов в Российской Федерации является Правительство Российской Федерации. Однако в соответствии с положениями ч. 3 ст. 24 настоящего Закона осуществление полномочий учредителя подведомственных вузов отнесено к компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием. Поэтому в настоящее время в абсолютном большинстве вузов действует порядок приема, установленный Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. N 500 "Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти" (БМОиП, 1998, N 5).
Указанный Порядок детально закрепляет процедуру приема, а также часть полномочий учредителя передает непосредственно высшему учебному заведению. Так, определено, что в высшие учебные заведения Российской Федерации принимаются имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на ее территории, граждане Республики Беларусь, а также соотечественники из государств ближнего зарубежья.
Указанные граждане имеют право получить на конкурсной основе бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях, если образование данного уровня они получают впервые. Однако эту норму следует рассматривать в совокупности с ч. 7 ст. 50 Федерального закона "Об образовании", где установлены категории граждан, имеющих право на неоднократное получение бесплатного профессионального образования:
- в соответствии с международными соглашениями, а также договорами (соглашениями), заключенными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию с органами управления образованием иностранных государств и другими организациями, в пределах контрольных цифр приема по направлениям Госкомвуза России;
- в соответствии с прямыми договорами (контрактами) высшего учебного заведения, предусматривающими оплату за обучение, на дополнительные места на условиях, определяемых ученым советом вуза.
Граждане, проживающие на территории республик бывшего СССР, могут приниматься в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета.
При этом следует руководствоваться принципами социальной поддержки лиц, испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование.
При приеме высшее учебное заведение обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.
К заявлению о приеме в государственное высшее учебное заведение поступающий представляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство, документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании (при зачислении - подлинник этого документа) и необходимое количество фотографий.
Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или если они затребованы от поступающего при наличии ограничений на соответствующее высшее профессиональное образование, установленных законодательством Российской Федерации.
Прием документов от поступающих на первый курс очной формы обучения заканчивается не ранее 15 июля. Зачисление должно проводиться после окончания приема документов и заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий.
Перечень вступительных испытаний должен предусматривать испытание по русскому языку или национальному языку республики в составе Российской Федерации, на территории которой расположено высшее учебное заведение, если на этом языке ведется преподавание в вузе.
На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.
Вступительные испытания проводятся предметными экзаменационными комиссиями высшего учебного заведения в форме письменного или устного экзамена, собеседования, тестирования, прослушивания, просмотра и т.п.
Для всех категорий поступающих на места, финансируемые из средств федерального бюджета (по общему конкурсу, по целевому приему, имеющих право на внеконкурсный прием), на определенную профессиональную образовательную программу проводятся одинаковые вступительные испытания.
Не явившиеся на вступительные испытания без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку выбывают из конкурса и не зачисляются в высшее учебное заведение.
Все вступительные испытания (кроме испытаний по специальности в высших учебных заведениях, подготавливающих специалистов в области искусства и физической культуры) проводятся по программам, соответствующим учебным программам среднего (полного) общего образования.
Поступающие имеют право сдавать вступительные испытания на языке республики в составе Российской Федерации, на территории которой расположено высшее учебное заведение, или на русском языке.
В целях содействия государственным органам и общественным организациям в подготовке кадров для решения социально - экономических проблем регионов высшие учебные заведения могут выделять в рамках контрольных цифр приема определенное количество мест для целевого приема, организовывать на эти места отдельный конкурс и использовать для этих целей подготовительное отделение, правила приема на которое устанавливает высшее учебное заведение.
В этом случае вузы заключают договоры о целевой подготовке с соответствующими государственными органами и общественными организациями, не предусматривающие материальную компенсацию за реализацию основной профессиональной образовательной программы.
Ряд полномочий этим Постановлением Госкомвуз передал непосредственно высшему учебному заведению.
В частности, на специальности, по которым ведется подготовка специалистов в области искусства, а также на очно - заочную (вечернюю) и заочную формы обучения прием производится в сроки, определяемые высшим учебным заведением.
Количество, перечень и форма вступительных испытаний определяются правилами приема в высшее учебное заведение, утверждаемыми ректором, и могут отличаться в зависимости от специальности (направления) подготовки, формы обучения, типа реализуемой профессиональной образовательной программы (полная или сокращенная).
Поступление граждан на дополнительные платные места (сверх контрольных цифр) регулируется правилами приема, устанавливаемыми вузом.
В качестве результатов вступительных испытаний, кроме установленных настоящим Порядком, вуз может засчитывать:
- результаты выпускных экзаменов слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений;
- результаты централизованного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, проводимого под руководством Госкомвуза России;
- результаты всероссийских и региональных олимпиад, конкурсов (для победителей), а также других видов испытаний, проводимых в порядке эксперимента, разрешаемого Госкомвузом России.
В части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Порядку, высшее учебное заведение не позднее 1 июня самостоятельно разрабатывает и ежегодно утверждает правила приема, предусматривающие порядок зачисления и порядок рассмотрения апелляций.
Настоящий Закон отдельно регулирует порядок приема в аспирантуру и докторантуру (ч. 4 - 6 ст. 11).
Ч. 4 ст. 11 содержит два принципиальных положения, определяющих право граждан при поступлении в аспирантуру:
1) в аспирантуру могут поступать лица, имеющие высшее профессиональное образование;
2) прием в аспирантуру осуществляется на конкурсной основе.
Указанная норма призвана обеспечить прием в аспирантуру наиболее подготовленных к научной деятельности лиц. Очевидно, что на условия конкурса в аспирантуру должны распространяться требования, установленные ч. 1 настоящей статьи.
Обучение в аспирантуре ограничивается двумя формами: очной и заочной. Одновременно устанавливается предельный срок обучения в аспирантуре: для очной формы - 3 года; для заочной - 4 года.
Ч. 5 настоящей статьи содержит нормы, регулирующие прием и обучение в докторантуре. Установлено, что для поступающих в докторантуру граждан Российской Федерации необходимым условием является наличие у них ученой степени кандидата наук. При этом устанавливается предельный срок пребывания в докторантуре - 3 года.
Следует обратить внимание, что Закон не требует проведения конкурса при приеме в докторантуру.
Постановлением Госкомвуза России от 31 мая 1995 г. N 3 утверждено Положение о подготовке научно - педагогических и научных кадров в Российской Федерации (РВ, 1995, 17 августа). Положением детально определены все вопросы функционирования аспирантуры и докторантуры. В частности, вопросы приема в аспирантуру регулируются следующим образом.
В аспирантуру на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и творческие достижения в научной работе.
Граждане иных государств принимаются в аспирантуру высших учебных заведений и научных организаций на основе международных договоров и соглашений, а также по прямым связям с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями.
Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре или окончившие аспирантуру - стажировку, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре.
Заявление о приеме в аспирантуру подается на имя ректора высшего учебного заведения или руководителя научной организации, осуществляющих подготовку аспирантов, с приложением следующих документов:
- копии диплома о высшем профессиональном образовании (для лиц, получивших образование в других странах, удостоверение об эквивалентности их документов об образовании);
- списка опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно - исследовательской работе при наличии у поступающего научных работ и изобретений;
- удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов.
Паспорт и диплом об окончании высшего учебного заведения представляются лично поступающим в аспирантуру.
Прием в аспирантуру проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые высшими учебными заведениями и научными организациями. Для проведения приема в аспирантуру организуется приемная комиссия под председательством ректора (проректора) высшего учебного заведения или руководителя (заместителя руководителя) научной организации. Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно - педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов.
Поступающие в аспирантуру проходят собеседование предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результатах собеседования в приемную комиссию.
Решение о допуске к вступительным испытаниям в аспирантуру приемная комиссия выносит с учетом итогов собеседования поступающего с научным руководителем и доводит до сведения поступающего не позднее недельного срока со дня его принятия.
Поступающие в аспирантуру участвуют в сдаче вступительных испытаний по:
- специальной дисциплине в объеме действующей программы для специалиста или магистра;
- иностранному языку, определяемому высшим учебным заведением или научной организацией и необходимому аспиранту для выполнения диссертационной работы;
- философии.
Прием вступительных испытаний в аспирантуру проводится комиссиями, назначаемыми руководителем организации, ведущим подготовку аспирантов. В состав комиссии входит профессор или доктор наук по той специальности, по которой проводится экзамен.
При отсутствии докторов наук в состав комиссии могут включаться кандидаты наук, доценты, а по иностранному языку - квалифицированные преподаватели, не имеющие ученой степени и ученого звания.
Пересдача вступительных испытаний не допускается. Сданные вступительные испытания в аспирантуру действительны в течение календарного года.
Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных испытаний.
Результаты выпускных магистерских экзаменов засчитываются в качестве вступительных испытаний в аспирантуру, если в индивидуальном плане магистра были предусмотрены магистерские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине.
Приемная комиссия по результатам вступительных испытаний выносит решение по каждому кандидату. При наличии конкурса зачисляются наиболее способные кандидаты, подготовленные к научно - педагогической деятельности и научной работе.
Решение о приеме в аспирантуру или отказе о приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после заключения приемной комиссии, но не позже чем за две недели до начала занятий.
Зачисление в аспирантуру производится приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научной организации.
Прием в докторантуру обусловлен следующими условиями. В докторантуру принимаются граждане Российской Федерации - кандидаты наук, имеющие научные достижения в соответствующей области знаний и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.
Граждане иных государств принимаются в докторантуру высших учебных заведений и научных организаций на основе международных договоров и соглашений, а также по прямым связям с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями.
Заявление о приеме в докторантуру подается на имя ректора высшего учебного заведения или руководителя научной организации, осуществляющих подготовку докторантов, с приложением следующих документов:
- копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук (для лиц, получивших образование за рубежом, - копии диплома соответствующих ученых степеней и копии удостоверения о сданных кандидатских экзаменах по специальной дисциплине, философии и иностранному языку);
- развернутого плана подготовки докторской диссертации;
- списка опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно - исследовательской работе.
Паспорт и диплом о присуждении ученой степени кандидата наук представляются лично поступающим в докторантуру.
Ректор высшего учебного заведения или руководитель научной организации, где имеется докторантура, рассматривает документы поступающего в докторантуру и на основании заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборатории) принимает решение о приеме в докторантуру с утверждением плана и темы диссертации. Зачисление в докторантуру производится приказом ректора (директора) высшего учебного заведения и научной организации.
Лица, зачисленные в докторантуру, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а стипендия выплачивается им со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.
Срок подготовки в докторантуре засчитывается в стаж научно - педагогической и научной работы.
Ч. 7 - 9 ст. 11 регулируют организационные вопросы функционирования высшего учебного заведения.
Так, высшему учебному заведению вменяется в обязанность создание необходимых условий для получения качественного образования, запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения. Данная норма направлена на защиту прав граждан на получение качественного образования, охрану здоровья обучающихся.
Ч. 9 ст. 11 определяет порядок организации учебной и производственной практики студентов. Практика, предусмотренная соответствующим государственным образовательным стандартом, осуществляется на основе договоров между вузами и организациями. Закон устанавливает, что в соответствии с этими договорами предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно - правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию. Финансирование практики осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
Ч. 10 ст. 11 устанавливает, что требования к государственной итоговой аттестации (выпускной работе, государственным экзаменам, диссертации) определяются соответствующими государственными образовательными стандартами. Эта норма направлена на защиту прав обучающихся, а также профессорско - преподавательского состава, так как устанавливает посредством государственных образовательных стандартов конкретные требования к знаниям выпускников, что исключает возможные волюнтаризм и предвзятость при проведении государственной итоговой аттестации.
Статья 12. Управление высшим учебным заведением
1. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.
Устав высшего учебного заведения принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее - общее собрание (конференция)).
Военно - учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет.
В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.
Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).
Уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов.
3. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение.
В случае мотивированного отказа органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, проводятся новые выборы, при этом если кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке.
В случае, если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации по результатам аттестации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованием по трудовому договору (контракту) на срок не более чем пять лет. Учредителем (учредителями) высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем (учредителями) органом управления образованием по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.
После повторной аттестации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения государственной аккредитации) и возобновления государственной аккредитации в высшем учебном заведении вновь избирается ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном высшем учебном заведении до формирования ученого совета устав государственного или муниципального высшего учебного заведения утверждается государственным органом управления образованием на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор (контракт) на тот же срок.
Комментарий к статье 12
Статья определяет систему нормативно - правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется управление вузом, а также порядок формирования органов, осуществляющих управление. При этом устанавливаются три порядка формирования таких органов:
1) год спустя после образования или реорганизации вуза;
2) в последующие периоды его функционирования;
3) в случае лишения вуза государственной аккредитации.
Помимо ст. 12 настоящего Закона отношения в сфере управления вузом регулируются Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 597 (далее - Положение от 26 июня 1993 г. N 597) (САПП РФ, 1993, N 28. Ст. 2594). В условиях реального действия принципа автономии вузов значительно повышается роль устава как источника регулирования образовательных отношений вообще и отношений в сфере управления вузом, в частности. Вузу предоставляется право самому устанавливать порядок формирования ученого совета вуза, за исключением кандидатур, определяемых настоящим Законом, и его полномочия, порядок избрания ректора и его полномочия, структуру вуза и положения о его структурных подразделениях, порядок избрания руководителей структурных подразделений вуза. При решении названных и иных вопросов необходимо органически сочетать принципы единоначалия и коллегиальности.
Принцип единоначалия означает, что непосредственное управление вузом осуществляет ректор, который несет персональную ответственность за качество подготовки выпускников, надлежащее состояние финансовой и договорной дисциплины, учета и отчетности, сохранности имущества и других материальных ценностей, находящихся в собственности или оперативном управлении вуза, соблюдение трудовых прав работников вуза, а также прав обучающихся, соблюдение и исполнение законов Российской Федерации и иных нормативно - правовых актов.
Соответственно, ректору должно быть предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, входящим в его компетенцию, и осуществлять контроль за их исполнением. В то же время ряд принципиально важных вопросов, затрагивающих интересы всего или большей части трудового коллектива и обучающихся либо связанных с определением перспективных направлений деятельности вуза, надлежит решать коллегиально. В этих целях в вузе создается и функционирует представительный орган - ученый совет вуза, наделяемый правом принимать обязательные решения в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством и уставом вуза.
Согласно ч. 2 ст. 12 ученый совет создается во всех вузах независимо от их организационно - правовой формы. В его состав входят по должности ректор и проректоры. Остальные члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) из представителей всех категорий работников, обучающихся, общественных и других организаций. Закон не содержит конкретных норм относительно состава, полномочий, порядка выборов и деятельности ученого совета, а предоставляет право их решения трудовому коллективу вуза в его уставе и с учетом норм Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Действующее Типовое положение от 26 июня 1993 г. N 597 ограничивает срок полномочий ученого совета пятью годами. Досрочные перевыборы могут проводиться по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза. Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию) определяется действующим ученым советом. При этом должно обеспечиваться представительство всех категорий работников вуза, обучающихся и общественных организаций, действующих в вузе. Представительство членов ученого совета на общем собрании (конференции) не может составлять более 50% от общего числа делегатов.
Ученый совет может избираться как открытым, так и тайным голосованием. Состав ученого совета института объявляется приказом ректора (директора). Свою работу ученый совет проводит в порядке, определяемом положением о совете, утвержденным самим советом. Решение принимается открытым голосованием и оформляется протоколом.
В соответствии с настоящим Законом и Типовым положением от 26 июня 1993 г., иными нормативно - правовыми актами к ведению ученого совета института относится:
1) рассмотрение проектов изменений и дополнений к уставу, правил внутреннего распорядка;
2) решение вопросов изменения организационной и управленческой структуры института, вступления института в ассоциации (союзы);
3) определение направлений образовательной деятельности;
4) рассмотрение вопросов замещения должностей профессорско - преподавательского состава и повышения квалификации сотрудников института;
5) утверждение планов перспективного (финансового, экономического и социального) развития вуза;
6) установление формы и системы оплаты труда, размер доплат и надбавок и других выплат стимулирующего характера, а также размеры должностных окладов всех категорий работников (без ограничения их предельных размеров);
7) принятие порядка разработки и утверждения учебных планов и программ, планов издательской деятельности;
8) утверждение тем докторских и кандидатских диссертаций, представление к ученым званиям;
9) обсуждение и утверждение отчетов ректора (директора) и проректоров (заместителей директора), руководителей структурных подразделений;
10) принятие решений по всем важнейшим вопросам организации учебного процесса, научных исследований, международных связей и хозяйственной деятельности.
Уставом вуза к ведению ученого совета могут быть отнесены и другие вопросы, в частности, определение порядка использования бюджетных и внебюджетных средств, в том числе и доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников, правила приема в вуз, распределение обязанностей между проректорами и др.
Порядок избрания ректора государственного или муниципального вуза определяется ч. 3 ст. 12 настоящего Закона и уставом вуза. Часть 3 ст. 12 Закона устанавливает четыре требования к этой процедуре:
1) ректор избирается на общем собрании (конференции) трудового коллектива тайным голосованием;
2) срок полномочий избранного директора не может превышать пяти лет;