<< Пред.           стр. 8 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  Право вуза на закрепленное за ним имущество определяется в соответствии со ст. 296 ГК РФ. Это право ограничено целями вуза, назначением имущества. Оно состоит из прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 296 ГК РФ).
  Право владения - это законодательно обеспеченная возможность хозяйственного господства вуза над вещью. Право пользования - это законодательно обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее использования. Право распоряжения - законодательно обеспеченная возможность определить судьбу вещи, в частности, путем совершения сделок по поводу вещи.
  Собственник имущества, закрепленного за вузом, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ). Порядок изъятия целесообразно определить в договоре между учредителем и вузом.
  Вуз отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ст. 120 ГК РФ). В случае их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник этого имущества.
  Особенности имущественного положения вуза определяются, кроме ГК РФ, законами об образовании.
  Важнейшей льготой вузов является их право пользоваться безвозмездно, бессрочно выделенным ему земельным участком.
  Вуз также имеет имущество на праве собственности. В собственности вуза находятся денежные средства, имущество, иные объекты собственности.
  Право распоряжения вузов имуществом определяется в ст. 298 ГК РФ.
  Собственное имущество вуз обязан согласно ст. 298 ГК РФ учитывать на отдельном балансе. Вуз распоряжается своим имуществом самостоятельно.
  Федеральный закон об образовании разрешает три способа получения вузом собственных средств:
  1) сдача в аренду объектов собственности, земельных участков возможна только с согласия ученого совета вуза. Кроме того, цена аренды не должна быть ниже цен, сложившихся в данном регионе, т.е. фактически ниже самой низкой цены;
  2) платная образовательная деятельность - платные дополнительные образовательные услуги (ст. 45 Закона РФ "Об образовании");
  3) спонсорская помощь вузу (см. комментарий ст. 28).
  Вуз согласно ст. 47 Закона РФ "Об образовании" вправе вести предпринимательскую деятельность, т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Все эти виды деятельности должны быть записаны в уставе вуза. Основные из них перечислены в ст. 47 Закона РФ "Об образовании": сдача в аренду основных фондов и имущества; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений и организаций и т.д.
  Для организации отношений собственности вузу целесообразно разработать и принять положение о собственности вуза.
  В положении о собственности вуза целесообразно определить виды собственности, механизмы реализации права собственности, включая порядок принятия решений по распоряжению собственностью, содержание права оперативного управления на имущество учредителя; сохранение права на имущество при смене учредителя; конкретизировать право общей собственности работников вуза на имущество и денежные средства, которые находятся в собственности вуза; формы отчета администрации вуза о распоряжении собственностью; ответственность лиц за неэффективное пользование собственностью и т.д.
 
  Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
 
  1. Финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования.
  Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, нормативы финансирования устанавливаются с учетом этих коэффициентов и надбавок.
  В случае, если местные нормативы финансирования превышают государственные, дополнительное финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета.
  2. Деятельность негосударственных высших учебных заведений финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем (учредителями) и высшим учебным заведением эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.
  3. Научные исследования, проводимые государственными высшими учебными заведениями, финансируются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности.
  4. Государственные высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления и порядок использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе средств, направляемых на оплату труда и материальное стимулирование своих работников. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты у государственных высших учебных заведений или зачтены в объем финансирования этих высших учебных заведений на последующий период.
  5. Возмещение дополнительных затрат в связи с индексацией расходов высших учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на основе бюджетного финансирования, производится за счет средств соответствующего бюджета.
  6. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных.
 
  Комментарий к статье 28
 
  Настоящая статья регулирует основные принципы финансирования деятельности высшего учебного заведения.
  Вопросы финансирования образовательной деятельности и научной деятельности вуза определяются отдельными правовыми нормами. Так, ч. 1 настоящей статьи устанавливает порядок финансирования образовательной деятельности государственных вузов. Следует отметить, что эта правовая норма не фиксирует однозначно, из какого бюджета (федерального или субъекта Российской Федерации) финансируется вуз. Финансирование вуза может осуществляться из средств федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации, в введении которого находится вуз. Однако следует эту норму рассматривать в совокупности со ст. 41 Федерального закона "Об образовании", которая устанавливает, что деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. А учредителями государственных вузов являются или Правительство Российской Федерации в лице федерального (центрального) органа управления образованием и (или) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  Указанное финансирование осуществляется в зависимости от наличия государственного задания (контрольных цифр) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации. Таким образом, государственное задание на подготовку является необходимым условием для получения государственного финансирования. Следует учесть, что согласно ст. 24 настоящего Закона установление общего приема и структуры приема на обучение в высшие учебные заведения и учреждения системы высшего профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов отнесено к компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием (в настоящее время - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации).
  Однако размеры финансирования вуза зависят не только от объемов государственного заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров, но и от нормативов финансирования вуза. Ч. 1 настоящей статьи предусматривает, что финансирование вузов осуществляется в соответствии с государственными, в том числе ведомственными, нормативами в расчете на одного обучающегося. Рассматривать эту правовую норму следует в совокупности с правовыми нормами ст. 41 Федерального закона об образовании, которые устанавливают, что финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. Государственный норматив финансирования состоит из федерального норматива финансирования и регионального норматива финансирования - норматива финансирования субъекта Российской Федерации. Основополагающий норматив финансирования - федеральный, так как он является минимально допустимым. Следовательно, ведомственные, региональные и местные нормативы финансирования должны только дополнять размер федерального норматива. Назначение этих нормативов - вносить коррективы в нормативное финансирование с учетом специфики образовательного учреждения, его территориального и климатического месторасположения, и должны быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования образовательного учреждения. Ст. 41 Федерального закона об образовании предусмотрено, что федеральные нормативы финансирования устанавливаются ежегодно федеральным законом одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год. Однако до настоящего времени, устанавливающий федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений, закон в Российской Федерации не принимался, что во многом осложняет взаимоотношения учредителя и вуза, а также затрудняет реализацию в целом законов по вопросам образования.
  Региональный норматив финансирования устанавливается органами власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном его законодательством. Естественно, что региональный норматив финансирования действует на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
  Местный норматив финансирования устанавливается органами власти местного самоуправления. В случае введения местного норматива финансирования для высшего учебного заведения, который превышает государственный норматив финансирования, настоящий Закон (ч. 1 ст. 28) четко определяет, что дополнительное финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета. Эта норма стимулирует органы власти местного самоуправления взвешенно принимать решения о размерах местного норматива финансирования, учитывая возможности местного бюджета.
  Правовые нормы ч. 1 ст. 28 предоставляют право государственному вузу требовать и получать средства на обеспечение финансирования образовательной деятельности из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с полученными от них государственными заданиями на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников. При определении объемов финансовых средств в последующие годы следует исходить из государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования, которые должны быть установлены соответствующим законодательством.
  Особо следует подчеркнуть, что рассматриваемые правовые нормы призваны обеспечить реализацию конституционного права граждан (статья 43 Конституции РФ) на получение бесплатного, на конкурсной основе, высшего профессионального образования. При рассмотрении вопросов финансирования государственных вузов за счет средств федерального бюджета следует учитывать положения ст. 40 Федерального закона об образовании, которые фиксируют минимальный объем указанного финансирования. В частности, эти нормы предусматривают, что доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета должно обучаться в государственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
  Финансирование государственного вуза в соответствии с рассматриваемыми положениями определяет его финансовое благополучие, возможности развития и получения выпускниками вуза качественного образования. Поэтому в реализации этих положений заинтересован весь коллектив вуза, в том числе обучающиеся. Неслучайно ст. 32 Федерального закона об образовании предусматривается предоставление общественности ежегодного отчета образовательного учреждения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, что позволяет сделать вывод о финансовом положении вуза.
  Одновременно следует учитывать, что финансирование деятельности государственных образовательных учреждений за счет бюджетных средств не предусматривает запрещения на осуществление государственным вузом платной образовательной деятельности. Ч. 10 ст. 41 Федерального закона об образовании установлено право государственных вузов осуществлять, сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда и специалистов по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Но этой же правовой нормой введены определенные ограничения на платную образовательную деятельность вуза - прием обучающихся на платной основе в государственный и муниципальный вуз не может составлять более 25% приема обучающихся по областям юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления.
  Ч. 2 настоящей статьи регулирует порядок финансирования негосударственных высших учебных заведений. Установлено, что деятельность негосударственного вуза осуществляется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Однако настоящий Закон предусматривает для негосударственных вузов три варианта финансирования:
  полное финансирование деятельности вуза учредителем;
  частичное самофинансирование вуза;
  полное самофинансирование вуза.
  Таким образом, при создании негосударственного вуза, его реорганизации или намерениях изменить принцип финансирования вуза должен быть заключен в обязательном порядке соответствующий договор, регулирующий вопросы финансирования вуза.
  Принцип финансирования негосударственного вуза интересно знать как его работникам, так и обучающимся и абитуриентам. В современных социально - экономических условиях абитуриенту, его родителям (законным представителям) необходимо знать, насколько с финансовой точки зрения положение вуза стабильно.
  Положения ч. 3 настоящей статьи фиксируют, что финансирование научных исследований, проводимых государственным вузом, осуществляется федеральным (центральным) органом управления образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находится вуз. Эта норма направлена на развитие научной деятельности в системе высшего профессионального образования, усиление роли научных исследований в образовательной деятельности вуза.
  Две правовые нормы, установленные ч. 4 ст. 28 настоящего Закона, призваны обеспечить достаточную самостоятельность образовательного учреждения в использовании финансовых средств.
  Первая правовая норма предоставляет право государственному образовательному учреждению самостоятельно определять и направления, и порядок использования имеющихся средств, в том числе полученных из бюджета или иных источников. Особо в этой норме выделяется право вуза на самостоятельное использование средств на оплату труда и материальное стимулирование своих работников.
  Вторая правовая норма усиливает самостоятельность вуза в использовании имеющихся средств во временном порядке. Она устанавливает, что если образовательное учреждение не использовало в текущем периоде (год, квартал, месяц, т.е. периоды, на которые выделяются учредителем финансовые средства), то неиспользованные средства не могут быть изъяты у вуза или зачтены в счет объемов финансирования будущих периодов. Эта правовая норма распространяется только на государственные высшие учебные заведения. Указанная норма призвана запретить широко применяемую ранее практику изъятия у государственных учебных заведений бюджетных средств, если они не были использованы за определенный срок, например, в течение года. Указанная практика принуждала руководителей учебных заведений бесцельно тратить остающиеся к концу года средства, т.к. иначе они изымались.
  Таким образом, законодатели предоставили руководителям вузов широкую "финансовую автономию", что преследует цель рачительного использования средств государственного бюджета.
  Ч. 5 комментируемой статьи фиксирует положение о том, что бюджеты, финансирующие вузы, обязаны за счет своих средств возмещать вузу дополнительные затраты в связи с индексацией расходов высших учебных заведений. Указанную правовую норму следует рассматривать по совокупности с правовой нормой ст. 40 Федерального закона об образовании, которая предусматривает ежеквартальную индексацию размеров и нормативов финансирования образовательных учреждений в соответствии с темпами инфляции. Рассматриваемая правовая норма направлена на финансовую защиту образовательных учреждений в условиях неустойчивой экономики, наличия инфляционных процессов. Норма, накладывая обязанности на учредителей вузов, одновременно предоставляет право образовательному учреждению требовать от органов власти, осуществляющих финансирование вуза из бюджета, возмещение дополнительных затрат, возникших у него в связи с инфляцией.
  Ч. 6 рассматриваемой статьи также направлена на обеспечение финансово - хозяйственной самостоятельности вуза и устанавливает, что вуз имеет счета в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных. Следует обратить внимание, что настоящий Закон не ограничивает учебное заведение количеством счетов, не ставит каких-либо условий на открытие счетов. Право на открытие счетов вуз получает с момента его регистрации, так как право на ведение финансово - хозяйственной деятельности у образовательного учреждения наступает с момента его регистрации (ст. 33 Федерального закона об образовании).
 
  Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения
 
  1. Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности.
  Платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем (учредителями) высшего учебного заведения.
  2. Государственное или муниципальное высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится.
  Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения.
 
  Комментарий к статье 29
 
  Платная деятельность вуза позволяет ему более полно обеспечить материально - техническое снабжение вуза.
  Вуз имеет право осуществлять прием студентов, аспирантов на платной основе при условии согласования этого объема с органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого вуз находится.
  Если вуз получил деньги со студентов, обучение которых было профинансировано за счет бюджета, то эти деньги изымаются учредителем и возвращаются обучающимся.
  Цена обучения определяется в договоре на основе спроса и предложения в образовательных услугах.
  Обязательным условием платной деятельности государственных, муниципальных вузов является то, чтобы эта деятельность не шла в ущерб основной деятельности вуза, т.е. не ухудшала условия и качество обучения студентов, финансируемое из бюджета.
  В соответствии со ст. 41 Федерального закона "Об образовании" прием обучающихся в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для подготовки специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления по договорам с физическими лицами, а также негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями не может составлять более 25% приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности).
  Таким образом, ограничение приема касается только перечисленных направлений (специальностей), по остальным специальностям ограничений не установлено, например, по специальности "бухгалтерский учет" вуз может принимать на платной основе столько студентов, сколько сочтет необходимым.
  Как следует из текста ст. 41, п. 10 Закона об образовании, ограничение приема касается договоров на обучение, стороной которого являются физические лица, а также негосударственные предприятия, учреждения, организации. Значит, если договор заключает местный орган самоуправления, государственная организация, то ограничения на прием по указанным специальностям не установлено.
  Если вуз не ведет подготовку специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления на бюджетной основе и открыл эту подготовку на платной основе, то ограничений по приему в данном случае также не установлено.
  Ст. 41 не ограничивает право образовательного учреждения высшего профессионального образования на платное обучение иностранных граждан на основании соответствующих договоров.
  Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 9 ст. 41 Федерального закона РФ "Об образовании" полученные вузом дополнительные средства не дают права учредителю снизить норматив и (или) абсолютный размер его финансирования.
  На практике прием обучающегося в вузе осуществляется на основе договора, имеющего или устную, или письменную форму. Письменная форма договора в большей степени обеспечивает соблюдение прав сторон.
  Наибольшие споры при заключении подобных договоров вызывает соглашение об оплате обучения, поэтому целесообразно в договоре определить порядок изменения оплаты обучения, учитывая, что стороны при заключении договора на обучение обладают равными правами.
 
  Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения
 
  1. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).
  2. Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).
  3. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
  4. Минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско - преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
  5. Научно - педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
  сорока процентов за должность доцента;
  шестидесяти процентов за должность профессора;
  трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень кандидата наук;
  пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень доктора наук.
  6. Предусмотренные статьей 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" размеры средних должностных окладов (ставок) работников высших учебных заведений в части, относящейся к оплате труда работников высшего учебного заведения, устанавливаются Правительством Российской Федерации первого числа второго месяца каждого квартала в соответствии с законодательно установленным их отношением к достигнутому уровню средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации за предыдущий квартал.
  7. Средние должностные оклады (ставки) работников высшего учебного заведения устанавливаются на уровне:
  для педагогических работников из числа профессорско - преподавательского состава высших учебных заведений - в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
  для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
  для иных работников высших учебных заведений - средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.
  8. Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу ввести соответствующую требованиям настоящей статьи тарифную сетку по оплате труда работников высшего учебного заведения.
  9. Размеры должностных окладов (ставок) работников высшего учебного заведения определяются каждый квартал в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи, являются минимальными для соответствующих категорий работников высшего учебного заведения и обязательны на территории Российской Федерации.
 
  Комментарий к статье 30
 
  Комментируемая статья занимает центральное место в составе правовых норм, регулирующих деятельность вузов. В ней говорится об основной (должностной оклад, тарифная ставка) и дополнительной (доплаты, надбавки, премии) заработной плате работников. В настоящее время она наделяет вузы более широкими полномочиями по установлению оплаты труда, чем раньше.
  Согласно предусмотренным в статье положениям государственные и негосударственные высшие учебные заведения самостоятельно утверждают форму и систему оплаты труда, т.е. обладают правом выбора одного из следующих двух вариантов определения заработной платы: установление должностных окладов или ввод почасовой оплаты труда. Должностные оклады выплачиваются штатным сотрудникам. Привлекаемые для преподавания в вузах работники трудятся, как правило, на условиях почасовой оплаты.
  На работников вузов распространяется общее законодательство о труде, предусматривающее, что заработная плата (должностной оклад) выплачивается им за выполнение функциональных обязанностей и работ.
  Должностной оклад принимаемого на работу по контракту максимальными размерами не ограничивается, но в то же время не может быть ниже минимального должностного оклада, установленного по соответствующей должности законодательством Российской Федерации. Должностной оклад, установленный контрактом, можно увеличить или уменьшить (до минимального должностного оклада) в зависимости от качества работы преподавателя. Условия увеличения или уменьшения должностного оклада заранее оговариваются в контракте.
  Выполнение работником вуза других работ и обязанностей, в том числе и педагогической (преподавательской) работы сверх установленных норм, оплачивается по дополнительному договору.
  Должностные оклады являются фиксированной величиной, соответствующей тому или иному разряду. В свою очередь, разряды находятся в определенной зависимости от категории или должности работника, закрепленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (САПП РФ, 1992, N 16. Ст. 1253).
  Устанавливаются приложения к названному Постановлению. В частности, в приложении N 3 говорится об основных должностях служащих отраслей бюджетной сферы, разряды оплаты труда которых образуют так называемую Единую тарифную сетку. Одну из частей раздела, посвященного образованию, составляют категории работников высших учебных заведений и соответствующие им (категориям) разряды оплаты труда.
  Диапазон разрядов оплаты труда профессорско - преподавательского состава высших учебных заведений, как правило, выше диапазона разрядов, присваиваемых другим работникам вуза. Он колеблется от восьмого до семнадцатого разряда.
  Особо выделяется группа руководящих работников вузов: руководитель основного структурного подразделения, директор филиала, ректор. Чаще всего им присваиваются предельно допустимые разряды оплаты труда. Для сотрудника, возглавляющего структурное подразделение, таким разрядом может быть шестнадцатый, для директора филиала - семнадцатый, для ректора - восемнадцатый разряды. В общей сложности разряды оплаты их труда находятся в интервале от тринадцати до восемнадцати.
  Тарифная ставка (оклад) первого разряда устанавливается в официальном порядке и может периодически (как правило, один раз в квартал) повышаться с принятием правительственного решения. Тарифные ставки (оклады) других разрядов (2 - 18) рассчитываются посредством умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
  Соотношение разрядов и тарифных коэффициентов установлено в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" от 24 августа 1995 года (СЗ РФ, 1995, N 35. Ст. 3524). Для него характерен рост коэффициентов по мере увеличения соответствующих разрядов. Чем выше разряд, присвоенный работнику высшего учебного заведения, тем больше его тарифный коэффициент. Соблюдение данной пропорции при определении конкретного должностного оклада является важной правовой гарантией для работника. Она не допускает установления промежуточного оклада, поскольку основная заработная плата рассчитывается только исходя из рассматриваемых параметров.
  Разряды оплаты труда устанавливаются по результатам аттестации и в соответствии с квалификационными требованиями. Для каждой отрасли бюджетной сферы существуют свои квалификационные требования по каждой категории работников, разработанные тем или иным министерством или ведомством Российской Федерации и утвержденные по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
  Аттестация работников высших учебных заведений производится с учетом требований, закрепленных в приложении N 2 к Постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации "О повышении уровня оплаты труда работников высшей школы" от 14 ноября 1992 года N 108. Полное название этого правового документа - "Квалификационные требования (требования к квалификации по разрядам оплаты) по должностям работников высших и приравненных к ним по оплате труда учебных заведений" (Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, 1993, N 1, с. 59 - 61).
  Основным квалификационным требованием по должностям работников высших учебных заведений является высшее образование. Оно обязательно для всех без исключения работников данной категории, начиная с преподавателя - стажера и заканчивая руководителем студенческого исследовательского бюро.
  Должности работников вузов подразделяются на два вида: должности, на которые принимаются лица независимо от стажа их научно - педагогической или практической деятельности (ассистент, преподаватель и др.); должности, для занятия которых требуется в обязательном порядке стаж работы. Например, должность старшего преподавателя без ученой степени предполагает наличие стажа научно - педагогической деятельности не менее 3-х лет.
  По самым высоким разрядам (14 - 17), как правило, принимаются на работу лица, имеющие ученые звания доцента (старшего научного сотрудника) и профессора, а также ученые степени доктора и кандидата наук.
  В порядке исключения высокие разряды могут быть присвоены высококвалифицированным специалистам, не имеющим ученого звания и не обладающим ученой степенью.
  Повышенные требования предъявляются к руководящему составу вузов и их структурных подразделений. Так, должность ректора 17 разряда предполагает наличие любого ученого звания или ученой степени. Ректору устанавливается 18 разряд только в том случае, если он одновременно имеет степень и ученое звание.
  Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от должностей профессорско - преподавательского состава на руководящие должности вуза в порядке исключения работники не принимаются. Это требование относится не только к руководителям учебным процессом, но и к главным специалистам: главному бухгалтеру, главному инженеру (юристу), главному энергетику (механику).
  В примечании к Квалификационным требованиям уточняется порядок дополнительной оплаты труда ректора вуза. Он сводится к тому, что доплаты и надбавки к должностному окладу ректора (до заключения контракта) определяются органом управления, в ведении которого находится учебное заведение.
  В примечании также излагаются некоторые специфические условия оплаты труда других работников вузов. Например, одновременно с определением разряда оплаты труда заведующего кафедрой устанавливается доплата, соответствующая характеру его деятельности. За руководство факультетом доплата к должностному окладу полагается декану.
  Ставки почасовой оплаты труда вузы устанавливают самостоятельно. Такие ставки определяются исходя из должностного оклада штатного преподавателя и коэффициентов, утвержденных Постановлением Минтруда России "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании" от 21 января 1993 г. N 7 (БМТ РФ, 1993, N 3).
  Данный правовой документ содержит общие для всех бюджетных образовательных учреждений требования. Коэффициенты, применяемые в вузах, выглядят следующим образом:
 
 Контингент обучающихся Размеры коэффициентов профессор,
 доктор наук доцент,
 кандидат
 наук лица, не
 имеющие
 ученой
 степени студенты 0,25 0,20 0,10 аспиранты, слушатели
 учебных заведений по
 повышению квалификации
 руководящих работников
 и специалистов
 0,30
 0,25
 0,15
  Следует отметить, что в ставки почасовой оплаты труда включена оплата за отпуск.
  Рассмотренные правила определения должностных окладов (тарифных ставок) имеют исходное значение для организации оплаты труда в высших учебных заведениях. Они не допускают произвольного присвоения разрядов и коэффициентов по заработной плате. Но в то же время не запрещают руководителям вузов увеличивать размеры должностных окладов (тарифных ставок) с помощью средств собственного бюджетного фонда. Напротив, Правительство РФ, утвердив 26 июня 1993 г. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (далее - Типовое положение о вузе) (БГК РФ, 1993, N 8), наделило их следующими полномочиями. Каждое высшее учебное заведение вправе, во-первых, самостоятельно определять направляемую на оплату труда долю всех своих бюджетных и внебюджетных средств (ст. 101 Типового положения о вузе) и, во-вторых, повышать размеры должностных окладов всех категорий работников без ограничения (ст. 110 Типового положения о вузе).
  В комментируемой статье говорится также о праве высших учебных заведений применять меры материального стимулирования по своему выбору. Одной из таких мер является выдвижение работников или подготовленных ими научно - практических работ на соискание премий, учрежденных Президентом РФ и Правительством РФ.
  На данный момент существуют:
  15 ежегодных премий Президента РФ в области образования (Указ Президента РФ "Об учреждении премий Президента РФ в области образования" от 30 ноября 1995 г. N 1200 (СЗ РФ, 1995, N 49. Ст. 4772));
  15 ежегодных премий Правительства РФ в области образования (Постановление Правительства РФ "Об учреждении премий Правительства РФ в области образования" от 12 декабря 1995 г. N 1221, в ред. Постановления Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 543 (СЗ РФ, 1995, N 51. Ст. 5068)).
  Указанные премии объединяет ряд особенностей.
  Деятельность конкурсантов или выполненные ими работы должны быть направлены на достижение определенных общественно полезных целей.
  Предметом конкурса могут быть авторские программы, учебные пособия, научные труды и т.д., опубликованные в печати и использованные в педагогической деятельности.
  Непременным условием возникновения отношений между организаторами и участниками конкурса является соблюдение порядка представления работников высшего образования или их работ на соискание премий.
  При этом важно иметь в виду, что порядок выдвижения работников или работ на соискание различных премий неодинаков.
  Работы и другие необходимые материалы на соискание премий Президента РФ в области образования направляются в Правительство Российской Федерации не позднее 31 марта. Помимо работ в Правительство РФ представляются: письмо о выдвижении работы на соискание премии; коллегиальное решение о выдвижении работника на соискание премии, справка о творческом вкладе авторов выдвигаемой работы, анкетные сведения о каждом из авторов. Указанные документы заверяются выдвигающей стороной (Порядок представления работ на соискание премий Президента РФ в области образования, утв. Указом Президента РФ от 18 марта 1996 г. N 388 (СЗ РФ, 1996, N 13. Ст. 1302)).
  Работы, материалы и документы кандидатов на соискание премий Правительства РФ в области образования направляются ежегодно в Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования не позднее 1 мая. Выдвижение работ и кандидатов на соискание данных премий предусматривает их предварительное и всестороннее общественное обсуждение. Причем выдвижение на соискание правительственных премий работ и кандидатов, удостоенных или выдвинутых на соискание других премий государственного значения в области образования, не допускается. Коллектив, представляемый на соискание премии, должен состоять лишь из основных авторов, чей творческий вклад был решающим, и не должен превышать 10 человек.
  Необходимо также отметить, что включение в состав коллектива соискателей премий как Президента РФ, так и Правительства РФ в области образования лиц по признаку административной, консультативной или организационной работы не допускается.
  Выполнение всех перечисленных выше указаний создает предпосылки для рассмотрения деятельности участников конкурса или представленных на конкурс работ компетентными органами. В случае признания лица победителем, а также при вынесении другого положительного решения, у кандидатов на соискание премий Президента РФ и Правительства РФ возникает право требовать выплаты награды. Размер существующих в области образования денежных наград различен.
  Лицам, которым присуждена премия Президента РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 600-кратного минимального размера оплаты труда.
  Лицам, получившим премию Правительства РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 400-кратного минимального размера оплаты труда.
  Организационная работа по присуждению премий Президента РФ и Правительства РФ координируется специально созданным советом. Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования объявляет о проведении конкурсов, определяет требования по оформлению представленных работ и материалов, осуществляет их прием и рассмотрение, подготавливает предложения по присуждению премий и т.д.
  Присуждение премий производится:
  лицам, удостоенным премии Президента РФ в области образования, - указами Президента РФ;
  лицам, удостоенным премии Правительства РФ в области образования, - решениями Правительства РФ.
  В настоящее время достаточно хорошо функционирует отраслевая система поощрения работников высших учебных заведений. Ученым советам вузов предоставлено право выдвижения кандидатов к награждению нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования России". Данная форма поощрения, в свою очередь, является основанием для регулярной выдачи материального вознаграждения обладателю почетного знака. Об этом говорится в Положении об отраслевой системе поощрения работников образовательных учреждений системы среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, утвержденном решением коллегии Госкомвуза России от 10 мая 1995 г. N 7/2. "Лицам, удостоенным нагрудных знаков, устанавливается ежемесячная поощрительная надбавка в размере 20% от должностного оклада. Средства на выплату указанной надбавки включаются в базовое финансирование образовательных учреждений" (БГК РФ, 1995, N 8).
  Наряду с рассмотренными способами поощрения за руководителями вузов признается также право самим выдавать работникам премии и внедрять новые виды материального стимулирования. При этом должно соблюдаться одно важное условие: деятельность такого рода возможна только в пределах имеющихся в вузе денежных средств.
  Согласно закрепленным в комментируемой статье предписаниям государственное, а тем более негосударственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда. Очевидно, что данное правило включено в статью в интересах охраны материальных прав его работников. Однако представленный законодателем в таком виде порядок определения финансовых ресурсов вуза нуждается в уточнении.
  Название источников формирования денежного фонда высшего учебного заведения и той его части, которая предназначена для оплаты труда, сформулировано в Типовом положении о вузе и в Типовом положении об образовательном учреждении, приравненном к вузу по оплате труда. Главным источником образования этого фонда, безусловно, являются средства федерального бюджета (бюджета учредителя).
  Другими источниками могут быть:
  средства бюджетов различного уровня, выделяемые на обеспечение государственного образовательного стандарта;
  материальные и денежные взносы учредителей;
  средства, получаемые от осуществления различных видов деятельности;
  кредиты банков и иные кредиты;
  добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных (ст. 98 Типового положения о вузе).
  Почти такие же способы создания денежного фонда учебных заведений повышения квалификации предусмотрены в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 27. Ст. 2580). Разница состоит лишь в том, что круг бюджетов, выделяющих необходимые денежные суммы, сужен до бюджета одного учредителя, а виды деятельности, обеспечивающие финансовое положение данного учебного заведения, ограничены уставной деятельностью.
  Возможности самостоятельных структурных подразделений вузов в данной области представлены законодателем иначе. Их финансирование осуществляется за счет:
  средств, поступающих за обучение по прямым договорам с заказчиками;
  бюджетных ассигнований;
  средств, получаемых за выполнение консультационной деятельности, от реализации учебных, методических, научных и других разработок.
  Данные источники образования денежного фонда, в том числе и фонда оплаты труда работников этих подразделений, закреплены в Типовом положении о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, утвержденном Постановлением Госкомвуза России от 10 апреля 1996 года (БГК РФ, 1996, N 7).
  Кроме того, перечисленные Типовые положения наделяют вузы правом выбирать другие не запрещенные законом пути получения денежных средств. Именно в привлечении дополнительных ресурсов законодатель усматривает самостоятельность высших учебных заведений в формировании фонда оплаты труда. К ним могут относиться, например, ассигнования международных фондов и программ, созданных для поддержки российской науки и образования; доходы от некоторых видов коммерческой деятельности и т.д. Но в выборе дополнительных средств вузы должны придерживаться одного бесспорного принципа: не заключать сделки, последствием которых бывает отчуждение основных фондов высшего образовательного учреждения в пользу третьих лиц.
  Следует отметить, что для негосударственных высших учебных заведений изложенные во всех приведенных выше Типовых положениях правила являются примерными.
  Негосударственные высшие учебные заведения могут устанавливать минимальные ставки заработной платы не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, по собственной инициативе.
  Из содержания комментируемой статьи следует, что исходя из имеющихся средств негосударственные высшие учебные заведения вправе определять работникам размер средней ставки заработной платы, превышающий уровень средней заработной платы в Российской Федерации. У педагогических работников из числа профессорско - преподавательского состава он может быть в 2 раза больше, чем у работников промышленности. Другим работникам негосударственных вузов средний заработок устанавливается не ниже средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности. Речь здесь идет о разнице в оплате, обозначенной в статье 54 Федерального закона "Об образовании", который был принят ранее настоящего Закона.
  Средняя заработная плата педагогических работников государственных высших учебных заведений повышается до такого же уровня путем:
  а) принятия правительственных правовых решений о вводе денежных доплат и надбавок стимулирующего характера;
  б) распространения действия правовых решений о тех или иных льготах и преимуществах.
  В частности, с 1 июня 1994 г. работникам, занимающим штатные должности в государственных высших учебных заведениях, помимо должностных окладов устанавливаются доплаты за ученые степени доктора наук в размере пяти и кандидата наук в размере трех минимальных размеров оплаты труда. Эти доплаты введены с целью нормализации финансового обеспечения ученых России Постановлением Правительства РФ "Об установлении окладов за звания действительных членов и членов - корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук" от 6 июля 1994 г. N 807 (БМТ РФ, 1994, N 8).
  С 1 января 1995 г. в государственных вузах выплачиваются надбавки в размере 60% к должностному окладу работникам, занимающим должность профессора, и в размере 40% к должностному окладу работникам, занимающим должность доцента, в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О материальной поддержке профессорско - преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования" от 9 сентября 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 21. Ст. 2392).
  Особо выделяется порядок повышения уровня оплаты труда ректора высшего учебного заведения федерального подчинения. Прежде всего его деятельность стимулируется должностным окладом, устанавливаемым по наивысшему разряду. Кроме того, ректору вуза полагается выплачивать: надбавку в размере 60% должностного оклада за наличие ученого звания профессора или в размере 40% должностного оклада за наличие ученого звания доцента, ежемесячную доплату к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, размер которой хотя и определяется учредителем, но не должен превышать конкретной суммы - 50% должностного оклада.
  Выравнивание уровня заработной платы ректора обеспечивается еще одной правовой гарантией - предоставлением материальной помощи к ежегодному отпуску в размере должностного оклада.
  Ректорам государственных вузов, имеющих статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, устанавливается дополнительная надбавка в размере 50% должностного оклада, выплачиваемая учредителем сверх тех надбавок и доплат, речь о которых шла выше.
  Указанные способы повышения оплаты труда лиц, возглавляющих вузы, предусмотрены в Положении о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695 (СЗ, 1996, N 40. Ст. 4647).
  На тот случай, если заработная плата работников вузов остается на низком уровне, несмотря на надбавки и доплаты, комментируемой статьей предусмотрены меры по его повышению. В основном они сводятся к указанию следующих конкретных обязательств Правительства РФ: гарантировать допустимое соотношение должностных окладов работников вузов и минимальной заработной платы; первого числа второго месяца каждого квартала пересматривать размер средней заработной платы педагогических работников вузов с тем, чтобы доводить его до уровня средней заработной платы работников промышленности; вносить по данному поводу изменения в Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы.
 
  Статья 31. Оплата труда и стаж работы работников государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием
 
  1. Работникам государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием засчитывается в стаж работы государственного служащего работа в высшем учебном заведении на руководящих должностях и должностях научно - педагогических работников.
  2. Доплата за ученую степень, предусмотренная работникам высших учебных заведений, распространяется и на работников органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием.
 
  Комментарий к статье 31
 
  Комментируемая статья определяет права и устанавливает льготу руководителям и преподавателям вузов, перешедшим на работу в государственные органы управления высшим и послевузовским образованием. Стаж их работы в высшем учебном заведении приравнивается к стажу работы государственного служащего, дающему право на определенную доплату к пенсии. Одновременно служащим указанных государственных органов, имеющим ученую степень, устанавливаются надбавки к должностному окладу, аналогичные надбавкам, выплачиваемым работникам вузов.
  Статья не содержит никаких указаний относительно величины стажа государственной службы и существа тех льгот и преимуществ, которые ему сопутствуют. Об этом говорится в Указе Президента РФ "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" от 16 августа 1995 г. N 854 (СЗ РФ, 1995, N 34. Ст. 3442) и в Положении о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 января 1996 г. N 83 (СЗ РФ, 1996, N 6. Ст. 573).
  Указанные правовые документы предписывают, что ежемесячная доплата к государственной пенсии государственным служащим устанавливается при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания государственного служащего.
  Впоследствии размер доплаты может быть увеличен на 3% месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной продолжительности стажа государственной службы.
  По замыслу законодателя правила о включении в стаж государственной службы периодов работы в вузе должны распространяться на работников всей системы государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием.
  В стаж государственной службы могут входить периоды работы в государственных органах, не связанных с высшим образованием. Их продолжительность определяется на общих основаниях, которые подробно разбираются в приложении N 1 к рассматриваемому Положению, а также в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 (СЗ РФ, 1995, N 3. Ст. 173), и Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33 (СЗ РФ, 1995, N 3. Ст. 174).
  О характере доплат за ученые степени доктора и кандидата наук соответственно в размере пяти и трех минимальных размеров оплаты труда говорится в комментарии к статье 30.
 
  Статья 32. Учет, отчетность и контроль в высших учебных заведениях
 
  1. Высшие учебные заведения в установленном порядке осуществляют оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведут статистическую и бухгалтерскую отчетность.
  2. Должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности.
  3. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины осуществляют органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий.
 
  Комментарий к статье 32
 
  Оперативный и бухгалтерский учет, а также бухгалтерская отчетность осуществляются вузами в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", принятом Государственной Думой 23 февраля 1996 г. (РГ, 1996, 28 ноября), и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 1995 г. N 130) (РВ, 1995, 18 мая).
  С помощью бухгалтерского учета вузы обеспечивают формирование полной и достоверной информации о финансовых результатах деятельности вуза, действенный и систематический контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, своевременное предупреждение негативных явлений в финансовой и хозяйственной деятельности, выявление и мобилизацию внутрихозяйственных ресурсов.
  Ответственность за состояние и организацию бухгалтерского учета и отчетности в вузе несет непосредственно его ректор. Одновременно главный бухгалтер вуза обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, а также составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово - хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности.
  Главный бухгалтер вуза обладает правом подписи совместно с ректором вуза документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно - материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено и другим лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением ректора.
  Главный бухгалтер вуза не может и не должен принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах он письменно сообщает ректору вуза. При получении от него письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет это распоряжение. Однако всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций в этом случае несет ректор.
  За ненадлежащую постановку бухгалтерского учета и отчетности ректор и главный бухгалтер несут дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. В случаях внесения названными лицами, иными работниками в документы бухгалтерского учета и отчетности заведомо ложных сведений, а равно исправлений, искажающих их действительное содержание, из корыстной или иной заинтересованности наступает уголовная ответственность. Виновные лица по приговору суда могут быть наказаны штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  Статистическую отчетность вузы осуществляют в порядке, устанавливаемом Государственном комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстатом России). За непредставление отчетности и других данных, необходимых для проведения статистических наблюдений, искажение отчетных данных либо нарушение сроков представления статистической отчетности ректор вуза и другие должностные лица несут административную ответственность в порядке, установленном Законом РФ "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" от 13 мая 1992 г.
  В соответствии с названным Законом органам государственной статистики Российской Федерации предоставлено право применять к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от их форм собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В случае повторного нарушения в течение года порядка представления статистической отчетности виновные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере от восьмикратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
  Дела об административных правонарушениях рассматривают председатель Государственного комитета Российской Федерации по статистике и его заместители, руководители республиканских (республик в составе Российской Федерации), краевых, областных, автономной области, окружных, Московского городского, Санкт - Петербургского комитетов и управлений статистики и их заместители, начальники районных и городских отделов статистики.
  Действия и решения органов государственной статистики, связанных с наложением административного взыскания, могут быть обжалованы либо в вышестоящем органе статистики либо, в суде.
  На вузы может быть возложена обязанность возместить органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
 
 Глава VI. Международная и внешнеэкономическая
 деятельность высших учебных заведений
 
  Статья 33. Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования
 
  1. Высшие учебные заведения вправе участвовать в международном сотрудничестве Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования посредством:
  1) участия в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками;
  2) проведения совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;
  3) осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно - конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц;
  4) участия в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования.
  2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Российской Федерации, преподавательская и научно - исследовательская работа граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты осуществляются по межгосударственным договорам, договорам между федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или ведомственным государственным органом управления образованием и соответствующими органами управления образованием иностранных государств, а также по прямым договорам, заключенным высшими учебными заведениями с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами.
  3. В целях участия в международной деятельности Российской Федерации высшие учебные заведения имеют право:
  вступать в неправительственные международные организации;
  заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности, которые не могут рассматриваться как международные договоры Российской Федерации;
  создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения (центры, лаборатории, технические парки и другие подразделения).
  4. Высшие учебные заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью, предусмотренной уставами высших учебных заведений и направленной на выполнение задач, которые определены настоящим Федеральным законом, а также на развитие международных контактов.
  5. Денежные средства, полученные высшими учебными заведениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, действующими в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в результате внешнеэкономической деятельности, не подлежат изъятию и налогообложению, в том числе обязательной продаже, если они расходуются на выполнение основных задач, определенных для указанных высших учебных заведений, предприятий, учреждений, организаций настоящим Федеральным законом.
 
  Комментарий к статье 33
 
  Принятие настоящего Закона имеет принципиальное значение для развития сферы международного сотрудничества российской высшей школы.
  Учреждениями высшего профессионального образования обретена способность целостного видения своего масштаба, своей роли и своих возможностей по всем направлениям образовательной деятельности. Появилась возможность определения сфер компетенции в международном сотрудничестве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Многие проекты и программы, разделенные прежде по совершенно формальным основаниям, приобретают новое качество, соединяя проблематику высшей школы и позволяя вузам выступать перед зарубежными партнерами в качестве полноправных представителей мирового образовательного сообщества. Положения настоящего Закона о международной и внешнеэкономической деятельности вузов конкретизируются и дополняются Указом Президента Российской Федерации от 13.06.96 N 902 "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" (СЗ РФ, 1996, N 25. Ст. 3007), Постановлением Правительства РФ от 25.04.95 N 418 "О концепции государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР" (СФ РФ, 1995, N 18. Ст. 1680), Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 N 1039 "О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования" (СЗ РФ, 1995, N 45. Ст. 4317) и другими нормативно - правовыми актами.
  Российские высшие учебные заведения в настоящее время участвуют в реализации 143 межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве в области высшего образования с 68 государствами ближнего и дальнего зарубежья, более чем с 10 международными правительственными и неправительственными организациями.
  Ежегодно в программах двустороннего и многостороннего обмена с зарубежными странами по государственной линии принимают участие более 1000 студентов, около 200 аспирантов и около 1000 научно - педагогических работников вузов Российской Федерации.
  Помимо участия в программах по государственной линии многие российские вузы осуществляют международное сотрудничество по линии прямых связей с зарубежными партнерами. Это право вузов предусмотрено соответствующими статьями межправительственных и межведомственных договоров.
  В вузах России работают более 20 тыс. докторов и 120 тыс. кандидатов наук, что составляет почти половину всех научных кадров России, имеющих ученые степени.
  Важнейшим критерием научно - технического потенциала вузов является наличие у них уникального оборудования. Они располагают собственными атомными реакторами, станциями космической связи, стендами зондирования атмосферы, кораблями и самолетами, биологическими станциями, собственными НИИ, опытными конструкторскими бюро и заводами.
  В настоящее время, когда высшие учебные заведения получили право самостоятельно осуществлять прямые контакты с зарубежными партнерами, необходимой стала выработка Минобразованием России новых механизмов для координации межвузовского международного научно - технического сотрудничества. Одним из путей для достижения этой цели стали соглашения о сотрудничестве в этой области с органами управления образованием зарубежных стран. В частности, с Министерством образования, науки, научных исследований и технологий ФРГ заключено соглашение, предусматривающее необходимость предварительного согласования проектов российских вузов с Минобразованием России, если они финансируются из федерального бюджета Германии.
  Соглашения Минобразования России о научно - техническом сотрудничестве подписаны также с Министерством науки, технологий и окружающей среды Таиланда, Всеиндийским научно - техническим советом, Польской академией наук.
  Активно осуществлялись двусторонние связи в области науки с Нидерландами, Германией, Грецией. Проведен очередной конкурсный отбор проектов по программе российско - голландского сотрудничества, на поддержку которой Министерство науки, образования и культуры Нидерландов выделило 2,5 млн. долларов. Представлены предложения российских вузов на рассмотрение межправительственных смешанных российско - греческой и российско - египетской комиссий по научно - техническому сотрудничеству.
  Достигнута договоренность с Американским фондом гражданских исследований и развития (CRDF) о поддержке фундаментальных исследований в российских вузах. Предполагается выделение грантов на общую сумму около 50 млн. долларов США на развитие фундаментальных научно - исследовательских проектов российских вузов в области естественных наук и поддержку молодых российских ученых и их научных групп.
  Развернута работа по расширению участия ученых российских вузов в международных проектах, финансируемых Комиссией ЕС, в т.ч. TACIS, INTAS, COPERNICUS и т.п., и в международных фондах, поддерживающих науку и образование.
  В ходе реализации программы "Содействие" во взаимодействии с региональными властями была проведена работа по формированию базовой инфраструктуры в виде сети информационно - консультационных центров в Нижнем Новгороде, Перми и Екатеринбурге.
  В результате осуществления данной работы количество проектов с российским участием в программе COPERNICUS за последние два года увеличилось в 3 раза, причем значительная доля среди них пришлась на российские вузы.
  Продолжена работа по выполнению Программы "Экспортные технологии и международное научное сотрудничество", в которой в 1997 г. приняли участие 64 российских высших учебных заведения. Многие из научно - технических проектов, представленных к участию в Программе, предварительно прошли международную экспертизу и получили финансовую поддержку со стороны зарубежных партнеров. Проекты ряда вузов участвовали в европейских программах COST-319 (МАДИ), INTAS (СПбЭТУ, РостГТУ, ТПУ, АлтГТУ, МИЭТ), COPERNICUS (МИФИ) или имели финансовую поддержку со стороны зарубежных фондов (фонд Сороса, NWO, NATO и др.).
  Часть научно - технических исследований осуществляется российскими высшими учебными заведениями с зарубежными организациями на контрактной основе (ПТУ, ТУСУР, НГТУ, Самарский ГТУ, МЭИ, Станкин и др.).
  Суммарный вклад зарубежных партнеров по финансируемым совместным проектам составил в 1997 году около 35 млн. долларов США.
  Для обеспечения участия в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется широкое сотрудничество с организациями системы ООН, и прежде всего с ЮНЕСКО, с другими международными организациями.
  Сегодня Россия существенно влияет на процессы разработки стратегии ЮНЕСКО в образовательной сфере, на решение всего комплекса ее организационных и финансовых вопросов. Российские специалисты участвуют в Консультативном совете ЮНЕСКО, в подготовке совместной Конвенции ЮНЕСКО и Совета Европы по эквивалентности дипломов. Российские органы управления образованием, образовательные учреждения принимали активное участие в подготовке основмых документов сессий Международной конференции по образованию, проводимых Международным бюсо просвещения ЮНЕСКО.
  В 1996 г. впервые за всю историю взаимоотношений с этой организацией ООН проведен на базе Московского госуниверситета II Всемирный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика". Результатом работы конгресса явилось уникальное решение руководства ЮНЕСКО, поддержанное Правительством Российской Федерации, о создании в Москве Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Этот институт организован в Москве в 1997 г.
  Крупным достижением российской высшей школы стало подписание на XXVIII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Меморандума о взаимопонимании между Госкомвузом России, ЮНЕСКО и ЮНИДО. Этот документ, инициированный нашей страной, предусматривает практические шаги по реализации международной Программы "Открытая образовательная система для XXI века" и в ее рамках проектов "Всемирный технологический университет ЮНЕСКО - ЮНИДО - Россия" и "Дистанционное образование в новой информационной среде (DESCOP)". Это первый случай в практике специализированных агентств ООН, когда соглашение подписано с органом управления образованием отдельной страны. Создаются организационные условия для реализации программного документа ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего образования".
  Особо следует отметить такие проекты, как "Фундаментальное университетское образование", "Интерспециалист XXI века - международная система последипломного дополнительного профессионального образования", "Женщины XXI века: проблемы адаптации и развития", "Студенты и общество", "Международный университетский фонд редкой книги", "Новая система гуманитарного образования - эффективный фактор интеграции мирового сообщества", "Всемирный технологический университет".
  В ходе подготовки к 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, октябрь - ноябрь 1997 г.), посвященной утверждению программы и бюджета ЮНЕСКО на 1998 - 1999 гг., Минобразованием России подготовлены проекты резолюций ЮНЕСКО:
  - о продолжении работ в области фундаментального университетского образования;
  - об активизации сети университетов "ЛИНГВАУНИ";
  - о создании Международного научно - образовательного центра инженерного творчества.
  Два первых проекта резолюции были приняты сессией Генеральной конференции, при этом ЮНЕСКО для финансирования проекта по фундаментальному образованию выделила из резерва 15000 долл. США.
  В апреле 1997 года было проведено с участием Минобразования России первое общероссийское совещание заведующих кафедрами ЮНЕСКО. В его работе приняли участие все заведующие кафедрами ЮНЕСКО в России, ректоры и проректоры ряда ведущих высших учебных заведений (всего 34 участника из различных регионов страны). Число кафедр ЮНЕСКО в российских образовательных учреждениях достигло в истекшем году 16.
  Минобразование России приняло активное участие в выработке предложений в проект Соглашения о партнерстве между Европейским Сообществом (ЕС) и Россией в части сотрудничества в области образования. Разработаны и представлены предложения министерства в план работы Комитета по образованию Совета Европы.
  Вопросы практического расширения делового сотрудничества российских образовательных учреждений стали предметом переговоров Минобразования России с делегацией Совета Европы (ЕС), находившейся осенью 1997 года в Москве по приглашению Минобразования России. В ходе визита экспертами Совета Европы был проведен анализ разработанного министерством проекта Концепции очередного этапа реформирования российского образования.
  Продолжается эффективное участие российских вузов в программах и проектах, выполняемых под эгидой Европейской Комиссии (TA-CIS) и Мирового Банка (NDF/CROSS сотрудничество).
  Особое внимание заслуживает программа ТЕМПУС (ТАСИС), которая поддерживает высококачественные проекты, ставящие перед собой цель реорганизации и разработки учебных программ и учебного материала, учебных пособий и совершенствование систем управления в высших учебных заведениях в странах - партнерах. Проекты разрабатываются в течение предварительного периода; гранты Совместных Европейских Проектов (СЕПов) выдаются наиболее успешным проектам. Основная задача СЕПов - создание центров распространения накопленного опыта и положительной практики в соответствующих регионах. В 1996 г. был введен новый тип проектов - Компактные проекты (КП). КП направлены на совершенствование университетского управления или улучшение отношений между университетами и прочими сторонами международного сообщества, национальной системой образования, местной экономической и социальной сферами.
  Проекты ТЕМПУС (ТАСИС) отбираются ежегодно путем открытого конкурса с участием независимых академических экспертов.
  В 1997 г. российским вузам в рамках программы ТЕМПУС удалось подключиться к выполнению ряда совместных европейских проектов и компактных проектов с общим объемом финансирования в 7,8 млн. экю. В результате такого участия учебные заведения России смогут укрепить материальную базу учебного процесса, получить доступ к зарубежным методикам обучения, осуществить с зарубежными вузами обмены студентами и специалистами.
  Продолжена работа по обеспечению вступления России в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития - OECD - Organization for Economic Cooperation and Development). В плане ознакомления с нашей системой образования экспертами ОЭСР в 1997 году проведено изучение состояния дел в региональных образовательных учреждениях Сибири, Урала и Юга России.
  Все более глубоким становится сотрудничество с Мировым банком. Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) был создан по распоряжению Мирового банка как некоммерческая организация, учрежденная совместно Правительством Российской Федерации, рядом российских коммерческих компаний и банков, общественных и профессиональных организаций.
  В настоящее время через НФПК реализуется заем Мирового банка в размере 40 млн. долларов на программу подготовки кадров в следующих областях:
  - развитие управления;
  - развитие бухгалтерского учета, финансового менеджмента и аудита;
  - развитие государственных финансов;
  - развитие банковской деятельности;
  - пилотные проекты в области государственной службы, малого бизнеса, использования средств массовой информации для экономического и бизнес - образования населения.
  По поручению Правительства Российской Федерации НФПК занимается подготовкой реализации еще одного проекта Мирового банка - Образовательного - стоимостью более 80 млн. долл.
  Ожидается, что заем будет направлен на реализацию двух основных компонентов - поддержку инноваций в системе высшего образования (50 млн. долл.) и развитие учебного книгоиздания для системы среднего образования (20 млн. долл.).
  Реализация первого компонента должна содействовать поддержанию научной деятельности, улучшению преподавания общественных наук в российских вузах, повышению эффективности управления ими и распространению полученных результатов на всю систему высшего образования в стране.
  Второй компонент нацелен на развитие устойчивой и работоспособной системы обеспечения школ учебниками и иными образовательными материалами при безусловном повышении их качества. Предполагается, что заем вступит в силу 1 сентября 1997 г.
  Обучение иностранных граждан в учебных заведениях России представляет важное направление реализации ее внешнеполитических и внешнеэкономических задач, определяемых ее геополитическими интересами в мире. Это одна из эффективных форм международного сотрудничества, способствующая интеграции нашего государства в мировое образовательное пространство.
  С 1996 г. возобновлен прием на обучение иностранных граждан по государственной линии за счет средств федерального бюджета, выделяемых на образование.
  На основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 418 "О концепции государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР" и от 28 октября 1995 г. N 1039 "О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования" установлен ежегодный прием иностранных граждан на обучение и повышение квалификации в образовательных учреждениях Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в количестве 4 тыс. чел. (в том числе 1300 человек на эквивалентной основе).
  Другим направлением развития сотрудничества в этой сфере может стать создание в некоторых странах (Индия, Парагвай, Бразилия, Республика Корея, страны Африки) совместных учебных факультетов на базе национальных университетов по специальностям, обучение которым в этих странах не осуществляется, а потребность в специалистах по ним очевидна. В этом случае первые курсы студенты могут обучаться на совместном факультете в собственной стране, с чтением ряда дисциплин приглашаемыми российскими преподавателями или методами дистанционного образования, а заканчивать обучение на компенсационной основе в российском вузе, получая дипломы о высшем образовании в обеих странах.
  Одним из важнейших механизмов привлечения иностранных студентов на обучение в Россию является активизация участия российской высшей школы в международных выставках - ярмарках образовательных услуг.
  Высшая школа России значительно активизировала в течение трех последних лет свою деятельность и заняла определенное место на мировом рынке образовательных услуг. В этих целях в 1997 г. организовано проведение серии международных ярмарок "Образование и карьера", на которых были представлены около 300 образовательных учреждений и организаций России. Ярмарки вызвали большой интерес российской и зарубежной общественности. Их посетили более 200 тыс. человек, в том числе более 4 тыс. иностранцев. Во время работы ярмарок проводилась учеба представителей российских учебных заведений по вопросам международной деятельности.
  Важное место в международной деятельности российской высшей школы занимает развитие устойчивых партнерских связей с зарубежными неправительственными организациями, в частности, с Немецкой службой академических обменов (ДААД, Германия), Американским Советом преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ, США), (АСС, США), Международным Советом по научным исследованиям и обменам (АЙРЕКС, США), Ассоциацией университетов и колледжей Канады, фондами "Открытое общество" и Фулбрайта (США).
  Немецкая служба академических обменов - это организация всех 222 университетов и вузов Германии. Ее задача заключается в организации поддержки развития межвузовских зарубежных контактов. Россия занимает одно из первых мест среди восточноевропейских стран по количеству предоставляемых стипендий. Полторы тысячи российских студентов, ученых, преподавателей и администраторов учились или повышали свою квалификацию при поддержке ДААД в ФРГ в 1996 г. С теми же целями в Российскую Федерацию по линии ДААД было направлено 547 немецких граждан.
  В 1996 г. начата работа в рамках межвузовской программы "Евросотрудничество", главными задачами которой в 1997 г. являются:
  1. Создание сети региональных информационно - консультационных центров (контактных точек) по европейским научно - техническим программам.
  2. Организация и обучение для основных регионов России менеджеров по европейским программам научно - технического развития.

<< Пред.           стр. 8 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу