<< Пред.           стр. 19 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
  в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
  5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:
  а) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь тоже обойти очередь;
  б) возмутитесь, но про себя;
  в) открыто выскажете свое негодование.
  6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, новая работа вашего товарища, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:
  а) выскажетесь и о положительных и об отрицательных сторонах этого проекта;
  б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;
  в) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки.
  7. Представьте: свекровь (теша) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Ома хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:
  а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;
  б) скажите, что эта вещь безвкусна;
  в) в очередной раз поругаетесь с ней из-за этого.
  8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
  а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных детей»;
  б) делаете им замечание;
  в) если бы это было в общественном месте, вы бы их отчитали.
  9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
  а) в таком случае, вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили;
  б) попросите, чтобы он еще раз при нас подсчитал сумму;
  в) это будет поводом для скандала.
  10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой, разнообразием меню. Возмущает ли вас это?
  а) да, но если вы даже выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;
  б) вы находите способ пожаловаться на него, предлагая наказать или даже уводить;
  в) вы вымешаете недовольство на младшем персонале; уборщицам, официантках.
  11. Вы спорите и вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?
  а) нет;
  б) разумеется, признаете;
  в) какой же будет авторитет, если вы признаетесь, что были неправы?
 Ключ
  Каждый вариант ответа получает определенное количество очков:
  ответ а — 4 очка
  ответ б — 2 очка
  ответ в — 0 очков
  Подсчитайте сумму набранных вами очков.
 Результат
  От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, стремитесь избегать критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?
  От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы принципиальный и смелый человек. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные иди личные отношения. И за это вас уважают.
  От 10до 14очков. Вы ищете поводы для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если неправы. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
  Задание 2 Тест. Что значит для вас деловой этикет1
 Инструкция
  Перед нами контрольные вопросы, позволяющие определись, что значит для вас деловой этикет. По возможности искренне отпетые, как вы обычно поступаете в следующих ситуациях:
  1. Получив приглашение на деловую встречу, я отвечаю на него в течение недели: а) да б) нет в) иногда
  2. Вели мне кто-то звонит, я перезваниваю ему в тот же лень: а) да б) нет в) иногда
  3. Я никогда не употребляю бранных слов на работе или дома: а) да б) нет в) иногда
  4. Я всегда благодарю по телефону или пишу благодарственные записки после получения поздравлений, подарков или другой оказанной мне любезности: а) да б) нет в) иногда
  5. Мое поведение за столом безупречно: а) да 6) нет в) иногда
  6. Я рассматриваю себя как часть коллектива, а не как одиночного игрока, стремящегося получить вознаграждение за свои личные старания: а) да б) нет в) иногда
  7. На важные письма я отвечаю сразу, а остальную почту разбираю и реагирую на нес и течении недели: а) да б) нет н) иногда
  8. Прежде чем общаться с человеком иной культуры, я постараюсь выяснить, в чем отличие манер, принятых среди людей той культуры, так что никто в этом плане на меня не обижается: а) да б) нет в) иногда
  9. Если кто-то мне помог, я всегда письменно или устно упоминаю о его помощи: а) да 6) нет в) иногда
  10. Я посылаю поздравительные открытки наиболее важным из моих деловых знакомых: а) да б) пет в) иногда
 
  1См.: Ягер Дж. Деловой этикет. М.: Джон Уайли энд Санз. 1994. – С. 15—17.
 
 Ключ
  Каждый вариант ответа получает определенное количество очков:
  ответ а—3 очка
  ответ б—1 очко
  ответ в—1 очка
 Результат
  От 28 до 30 очков. С этикетом дела у вас обстоят превосходно.
  От 25 до 27 очков. Вы хорошо соблюдаете правила этикета.
  От 20 до 24 очков. Ваши манеры могут быть оценены только на «удовлетворительно».
  От 19 до JO очков. Уровень соблюдения вами правил этикета явно недостаточен.
  Задание 3 Как предупредить конфликт?
  В известной притче о царе Соломоне легендарному царю удалось разрешить конфликт между двумя женщинами, которые претендовали быть матерью одного и того же ребенка.
  Каким образом можно было предупредить этот конфликт?
  Задание 4 Конфликт в клинике1.
  В больнице, специализирующейся по пересадке донорского сердца, возникла следующая конфликтная ситуация:
  В больницу поступило очередное донорское сердце. На очереди по его пересадке в клинике находилось пять человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого находится в стадии завершения; шестнадцатилетняя беременная девушка, сирота; молодая симпатичная, обаятельная женщина, пользовавшаяся исключительной любовью сотрудников больницы: врач той же больницы, также нуждавшийся в пересадке сердца; учительница, мать двоих детей, только что похоронившая мужа, погибшего в автокатастроф.
  Поскольку каждому из больных оставалось жить не более месяца, ситуация сложилась критическая.
  Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
  1. Как разрешить возникшую конфликтную ситуацию, кому отдать предпочтение при пересадке донорского сердца?
  2. Как можно было бы вообще исключить возможность возникновения в клинике ситуаций подобного рода?
 
  1 См.: Хрестоматия но социальной психологии. — М.: Международная педагогич. академия. 1994.
 
 Глава 17. Разрешение конфликтов
  Задание 1 Тест. Насколько вы терпимы1.
  Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы?
  Перед нами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.
  1. Вы считаете, что у нас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь? а) да; б) нет.
  2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
  а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
  б) чтобы играли те, кто еще не знает правил.
  3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?
  а) да;
  б) нет.
  4 Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
  а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
  6) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
  5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иной, чем у вас, профессией, положением, обычаями?
  а) мне трудно было бы это сделать:
  б) я не обращу внимания на такие веши.
  6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
  а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
  б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.
  7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», - делают не слое дело»?
  а) да;
  б) нет.
  8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
  а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
  б) я лишь радуюсь за нею (нее).
 
  1 Психологические тесты для деловых людей. — М: Интел-Ситез. – С. 130 – 132.
 
  9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
  а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
  б) вступаете в спор.
 Результат
  А теперь подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
  От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим, часто не колеблясь, чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
  6—12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
  14—18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку; даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
  Задание 2 Разрешите конфликтную ситуацию.
  Вы руководитель одного из отделов фирмы. Неожиданно вам позвонил глава фирмы и сообщил, что к нему на прием пришел работник вашего отдела и сказал, что вы относитесь к нему предвзято, необъективно. Для вас JTO полная неожиданность. Руководитель просит вас переговорить с работником, уладить дело. Как вы построите беседу? Какие вопросы зададите? Как начнете беседу? Как завершите?
  Задание 3 Изберите наилучшую линию поведения. В вашем учреждении есть работа, которую вы хотели бы делать. Но вам поручают другую, для вас неинтересную, нетворческую.
  Какой из семи вариантов действии вы изберете?
  1. Продолжите корпеть над тем, что вам поручают в надежде на то, что ваша преданность делу будет вознаграждена.
  2. Пожалуетесь сотрудникам, что теряете время впустую.
  3. Напишете письмо руководству,
  4. Скажете руководителю, что хотите делать другую работу, а вашу пусть делает кто-то другой.
  5. Станете говорить всем, что рассчитываете получить работу в другой фирме.
  6. Начнете без лишних разговоров подыскивать работу в другой организации.
  7. Наметите план работы и покажете его руководителю, сказав, что вы могли бы делать и еще многое другое. Объясните вашу позицию.
  Задание 4 Проанализируйте ситуацию «эффективный товаровед»1.
  У предпринимателя — эффективный товаровед, одной из важнейших функций которого является продажа товара за наличные. Этот товаровед выполняет свою работу намного успешнее всех других продавцов товара. Вклад этого работника в экономическое благополучие фирмы весьма существенен. Но вдруг до предпринимателя доходит слух, что его эффективный товаровед продает товар значительно выше установленной фирмой стоимости, а разницу кладет себе в карман. Предприниматель проводит скрытую проверку и убеждается, что так оно и есть. Он в раздумье:
  • то ли увольнять нечестного, хотя и очень полезного товароведа;
  • то ли делать вид, что ничего необычного не происходит.
  • то ли провести с ним беседу.
  Предприниматель решил посоветоваться со своим дядей, который два года назад порекомендовал ему на работу этого товароведа,
  Выберете для себя одну из трех указанных ролей (предприниматель, дядя, товаровед), которая наиболее соответствует вашему жизненному опыту, и изложите свою позицию в данной конфликтной ситуации.
  Задание 5 Проанализируйте ситуацию «бухгалтер на двоих»2.
  Начинающий предпринимаюсь попросил своего знакомого брокера помочь ему с поисками бухгалтера. Тот, не долго думая, предложил ему догрузить своего собственного.
 
  1 См.: Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. — СПб; 1995.
  2 Там же.
 
  Так бухгалтер начата работать помимо брокерской конторы, где у нее шла основная зарплата, еще и на полставки у начинающего предпринимателя. Он был благодарен брокеру.
  Дела у новичка пошли очень успешно, чего нельзя сказать о брокере. И через полгода брокер стал на него ревниво оглядываться. Кроме того, все хуже и хуже стал относиться к своему бухгалтеру, которую сам же и просил «помочь новичку».
  Бухгалтер, чувствуя все больший дискомфорт, обратилась к предпринимателю с просьбой взять ее на полную ставку с тем, чтобы она могла уволиться от брокера, избавиться от его придирок и подозрений. Предпринимателю не хочется платить «черной неблагодарностью» брокеру, но и не хочется бросать в беле прекрасного бухгалтера, чья жизнь становится все более невыносимой, поскольку брокер подозревает ее в передаче предпринимателю «ценной коммерческой информации», чего на самом деле нет.
  Выберите одну из предлагаемых ролей, которая в наибольшей степени соответствует вашему жизненному опыту, и итожите нашу позицию в данном конфликте, учитывая возможность различных вариантов развития конфликтной ситуации.
 Глава 18. Переговоры как способ разрешения конфликтов
 Ситуатные задачи
  1 На алмазном рынке ведущее положение принадлежит южноафриканской компании «Де Бирс». Однако в 90-е годы ряд стран, ведущих добычу камней, в частности Австралия. Ангола, Конго, отказались продавать свои сырые алмазы по каналам «Де Бирс». Кроме того, ситуацию обострила кампания общественности против торговли контрабандным сырьем из зон военных конфликтов и призыв к бойкоту «кровавых камней». «Де Бирс» же обвиняют в скупке таких алмазов.
  Есть ли, на ваш взгляд, перспектива решения проблемы путем переговоров или в данной ситуации предпочтительнее односторонние действия участников алмазного рынка? И почему?
  2 Участники супружеского конфликта в итоге обсуждения выработали два варианта решения вопроса о том, с кем после развода будет проживать их несовершеннолетний ребенок: или с матерью, или с отцом.
  Какие объективные критерии для оценки и выбора окончательного решении проблемы вы могли бы предложить? И в чем конкретно они заключаются?
  3 Жил-был пастух, и было у него три сына. Не желая, чтобы сыновья спорили из-за наследства, он составил завещание, по которому старший сын должен получить половину всех овей, средний — одну треть, а младший — одну шестую масть. Беда в том, что когда пастух умер, в его стаде было 19 овец. Пытаясь поделить наследство, сыновья перессорились, так как девятнадцать не делится поровну ни на два, ни на три, ни на шесть. Тогда они решили обратиться за помощью к одной мудрой старухе. Послушала она, как спорят между собой братья, а выход найти так и не могут, и скачала: «Я знаю, как решить вашу проблему, но за совет вы должны отдать мне одну овцу». Братья подумали и согласились. В результате у них осталось 18 овец, которых можно было замечательно поделить.
  Какая модель посредничества имела место в этой притче? К какому типу можно отнести это решение?
  4 В 1996 г. экстремисты движения «Тупик Амару» захватили заложников и резиденции японского посла в Перу. В обмен на их освобождение они потребовали освободить из тюрем своих сторонников. Власти около пяти месяцев веди с террористами переговоры, что дало возможность подготовиться к штурму здания и освободить заложников.
  Какую функции выполняли, прежде всего, эти переговоры?
  5 Представьте ситуацию, в которой муж и жена решают проблему приближающегося отпуска. Причем их позиции по этому вопросу расходятся: муж предлагает поехать к родственникам в деревню, а жена хочет провести отпуск за границей.
  Определите, что может быть общего в их интересах. Разработайте возможные варианты компромиссного решения проблемы. Каковы в этой ситуации могут быть варианты асимметричного решения?
  6 Итогом так называемой «странной войны» между Москвой и Литвой (1487 - 1494) стал переход к мирному урегулированию конфликта. Весь 1493 г. прошел в переговорах между великим князем московским Иваном III и великим князем литовским Александром Каземировичем, которые обменивались посланиями через доверенных лиц. В качестве одною из важнейших условий заключения мирного договора Иван Великий выдвинул пункт о признании своего нового титула - знаменитой краткой формулы «государь всея Руси». По отношению к великому князю литовскому это требование звучало почти как оскорбление: ведь именно он и был владетелем большей части этой самой Руси.
  Какой тактический прием был использован Иваном III? Можно ли его считать манипулятивным и почему?
  7 Страны, занимающиеся китобойным промыслом, в целях его регулирования подписали Конвенцию, в соответствии с которой Международная китобойная комиссия определяет, какие виды китов, где, когда и в каких количествах можно добывать. Однако это не решило всех проблем. И можно констатировать наличие конфликтного противостояния как внутри самой организации, так и между китобойными странам и защитниками китов.
  Каким, на ваш взгляд, могло бы быть решение проблемы, устраивающее все стороны:
  • полностью запретить любой промысел всех видов китов;
  • выход китобойных стран из Конвенции:
  • разрешить торговлю китовым мясом;
  • разрешить традиционный прибрежный промысел (т.е. для тех народов, для которых китовая охота — элемент традиционного образа жизни), но запретить любой другой промысел и международную торговлю китовым мясом;
  • разрешить добычу китов в научных и коммерческих целях, но ограничить международную торговлю продуктами из них.
  8 Муж с женой спорят о том, как провести воскресный вечер — пойти на футбол или в театр. Муж предпочитает футбол, а жена — театр. Однако проведение вечера врозь не нравится обоим. К тому же, речь не идет о разовом взаимодействии сторон, ведь это не последнее воскресенье, которое супруги посвящают совместному досугу. Таблица выигрышей в таком случае может выглядеть следующим образом:
  Какие варианты решения проблемы находятся вне зоны переговорного пространства? Определите, какой in ниже следующих вариантов действий может быть наилучшей альтернативой переговорному соглашению:
  • муж отправляется на футбольный матч, жена — на спектакль;
  • муж приступает к ремонту телевизора, жена занимается стиркой;
  • развод;
  • совместное посещение кинотеатра.
  9 Распад СССР и возникновение новых прикаспийских государств привели к жесткому столкновению интересов вокруг раздела Каспийского моря, на дне которого сосредоточены огромные запасы нефти и газа. При этом объемы лих запасов на разных участках существенно различаются. Статус Каспия до сих пор определяется договорами между СССР и Ираном и соответственно интересы Азербайджана, Туркменистана и Казахстана оказываются ущемленными. На фоне этой правовой неопределенности прикаспийские государства, в том числе и Россия, приступили к разработке месторождений в тех зонах моря, которые они считают своими национальными секторами. Неоднократные переговоры по проблеме статуса Каспия не принесли видимого успеха.
  Что, по вашему мнению, определяет жесткость позиций сторон и нежелание идти на уступки? Можно ли считать принцип «общего моря» (т.е. совместное использование ресурсов) объективным критерием для выбора окончательного решения и почему?
  10 В составе делегации фирмы, формируемой для деловой поездки, скажем, в США, есть одно вакантное место. Па него претендуют двое, причем ни один из сотрудников не желает уступить. Руководитель, пытаясь разобраться в ситуации, выясняет, что один из участников конфликта стремится попасть в состав делегации потому, что для него это возможность лишний раз встретиться с братом, проживающим в США. Другой же участник рассматривает включение в состав делегации как признание его профессионализма, высокую опенку его деятельности, знак благожелательного отношения руководства фирмы. Выяснив это, руководитель предлагает первому – отправиться в США, а второму — повышение по службе. Подумав, оба сотрудника сочли такое решение взаимоприемлемым.
  К какому типу можно отнести это решение? В чем, собственно, состояла помочь руководителя в разрешении конфликта? На какую модель 'завершения конфликта ориентировались первоначально его участники?
  11 Тест. Моя тактика ведения переговоров.1
  Выберите ответы «а» или «б».
  а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего.
  б) Чаше я старюсь найти точки соприкосновения.
  2. а) Я пытаюсь избежать неприятностей.
  б) Когда я доказываю свою правоту, на дискомфорт партнеров не обращаю внимания.
  3. а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения.
  б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека.
  4. а) Не стоит волноваться из-за разногласий с другими людьми.
  б) Разногласия всегда волнуют меня.
  5. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить с ним нормальные
  отношения.
  б) Всегда надо доказать свою точку зрения.
  6. а) Всегда надо искать общие точки зрения.
  б) Надо стремиться к осуществлению своих замыслов.
  7. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и прошу его высказать
  свое мнение.
  б) Лучше показывать преимущество своей логики рассуждения.
  8. а) Я обычно пытаюсь убедить других людей.
  б) Чаще я пытаюсь понять точки зрения других людей.
  9. а) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  б) Беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника.
  10. а) Я отстаиваю свою позицию до конца.
  б) Я склонен найти другую позицию, если меня убедят.
 Ключ
  Противоборство: 1а, 2б, За, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9а, 10а.
  Сотрудничество: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а. 6а, 7а, 8б, 9б, 10б.
  Оцените, что преобладает (сотрудничество или противоборство) в вашем поведении. А также определите, на что вы больше ориентированы: на стремление во что бы то ни стало добиться победы, доказать свое или на стремление к совместному решению проблемы.
 
  1 Власова Н. И. ...И проснешься боссом. Справочник по психологии управления. Ч. 2. – Новосибирск. 1994. – С. 184 – 185.
 
 
 
  Глава 1.
  Библиографический список
  Аллахвердова О. В. и др. Конфликтология — СПб.: Лань. 1999.
  Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.— М.: ЮНИТИ. 1999.
  Ликсон Ч. Конфликт. — СПб.: Питер, 1997.
  Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.— М.: Просвещение, 1995. Кн. 1.
  Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта». — М.: Политиздат. 1982.
  Основы конфликтологии. / Под ред. Кудрявцева В. Н. — М.: Юристъ, 1997.
  Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. — М.: Радио. 1977,
  Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.
  Социальный конфликт: современные исследования. — М.: ИНИОН.1991.
  Хрестоматия по социальной психологии. / Под ред. Кутасовой Т. В. — М.: МГУ. 1994.
  Цибульская М. В. и др. Конфликтология. — М.: МГИЭСИ, 1998.
  Глава 2.
  Библиографический список
  Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука, 1989.
  Гительмахер Р. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. — Иванове: ИГУ, 1995.
  Громова О. Н. Конфликтология. — М: ГАУ. 1993.
  Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. — Калуга: КИСИ. 1993,
  Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. — М.: Аспект Пресс. 1995-
  Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество.— Белгород: БГУ. 1997.
  Конфликты в коллективе и пути их преодоления. — Л.: ВИПК. 1991.
  Конфликты и согласие в современной России. — М.: ИФ РАН. 1998.
  Kopнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. — М.: Стрингер, 1992.
  Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: МГУ, 1977.
  Скотт Дж. Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. — СПб: ВИС, 1994.
  Социальные конфликты.— М.: ИС РАН, 1994.
  Глава 3.
  Библиографический список
  Анцупов А. Я. Шипилов А.И. Конфликтология.— М.: ЮНИТИ, 1999.
  Бородкин Ф.М„ Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука, 1989.
  Громова О. М. Конфликтология. — М.: ГАУ. 1993.
  Дмитриев А. В. Конфликтология.— М.: Гардарика, 2000.
  Здравомыслов Л. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996.
  Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.— М.; Владос, 1999,
  Основы конфликтологии. / Под ред. В. Н. Кудрявцева.— ЛЛ.: Юристъ, 1977
  Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. — М.: Экмос. 1998.
  Юридический конфликт — М.: Юрисгь, 1994.
  Глава 4.
  Библиографический список
  Аллдхвердова 0.В. и др. Конфликтология. — СПб.: Лань, 1999.
  Анцупов А.Я., Шипилов Л. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ. 1999.
  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Социальная литература. 1996.
  Егидес А. Лабиринты общения. — М.: Филинъ. 1999.
  Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос. 1999.
  Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000,
  Леонтьее Д. А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл. 1993.
  Лисон Ч. Конфликт. — СПб.: Питер, 1997.
  Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К0. ЛТД 1991.
  Социальный конфликт: современные исследования. — М.: ИНИОН. 1991.
  Стивенсон Дж. Приручи своих драконов. — М.: Харьков. Минск: Питер. 1996.
  Шейнов В. Л. Конфликты в нашей жизни. — Минск: Амалфея. 1997.
  Глава 5.
  Библиографический список
  Аллахвердова О. В. и др. Конфликтология. — СПб.: Лань. 1999.
  Анцупов А. Я., ШипиловА.И. Конфликтология. —М.: ЮНИТИ. 1999.
  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— СПб.: Социальная литература. 1996.
  Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: Конфликт! — Новосибирск: Наука. 1989.
  Дмитриев А. В. Конфликтология. — М.: Гардарика. 2000,
  Егидес А. Лабиринты общения. — М.: Филинъ. 1999, Конфликты и согласие в современной России. — М.: ИФ РАН. 1998.
  Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. — М.: Персей, Вече, АСТ, 1995.
  Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону: Феникс. 2000. Основы конфликтологии. / Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М.: Юристъ, 1997.
  Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов.— Киев: Верзилин и К°, ЛТД, 1991.
  Уткин Э.А. Конфликтология. — М.: Экмос. 1998.
  Глава 6.
  Библиографический список
  Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.
  Бородкин Ф. М., Коряк К. М. Внимание; конфликт! — Новосибирск: Наука, 1989.
  Громова О. Н. Конфликтология. — М.: ГАУ, 1993. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество. — Белгород: БГУ, 1997.
  Конфликты и согласие в современной России.— М.: ИФ РАН, 1998.
  Основы конфликтологии. / Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М.: Юристъ, 1997.
  Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ. 2000.
  Социальные конфликты. — М.: ИФ РАН, 1994.
  Уткин Э. А. Конфликтология. — М.: Экмос, 1998.
  Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. — М.: Прогресс. 1993.
  Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни. — Минск: Амалфея. 1997.
  Глава 7.
  Библиографический список
  Млахвердавд О. В. и др. Конфликтология. — СПб., Лань, 1999.
  Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.; ЮНИТИ. 1999,
  Бандурка А. М., Арузь В. А. Конфликтология. – Харьков: 1997.
  Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект — Иваново: ИГУ, 1995.
  Дмитриев А. В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2000.
  Здравомыслов А. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996.
  Ликсон Ч. Конфликт. — СПб.: Питер, 1997.
  Основы конфликтологии. / Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М.: Юристъ, 1997.
  Социальный конфликт: современные исследования. — М.: ИНИОН, 1991.
  Уткин Э. Л. Конфликтология. — М.: Экмос, 1998.
  Глава 8.
  Библиографический список
  Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ. 1999.
  Зимняя И. Л. Педагогическая психология. — М.: Логос. 1999.

<< Пред.           стр. 19 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу