<< Пред.           стр. 14 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 326
 
 Экономика Союза Советских Социалистических Республик
 способившимися к условиям рынка в хозяйственном жизни участвовали капиталистические предприятия кооперативы а крестьянство все более вовлекалось в кооперативные обьедниен.-я
 В1926-1928 гг существовало два возможных пути индустриализации и развития хозяйства
 Первый заключался в гам, чтобы использовать европейский и американский опыт (конечно с по правками на социалистический способ производства) продолжать развитие сельска о хозяйств: и легкой промышленности, накапливать в этих отрасляхсредства, а затем использовать эти средства для развития новых отраслей тяжелой промышленности Этот путь означал использование разных форм собственности, товарно-денежных отношений предприимчивости ради получена прибыли Этот путь означал продолжение нэпа
 Второй путь, административный, который стал проводиться с 1929 г, означал концентрацию все-о хозяйства в руках государства и использование административных внеэкономических методов мобилизации ресурсов для индустриализации Индустриализация и в этом случае должна была проводиться за счет сельском хозяйства и легкой промышленности, но не за счет их развития а путем административного изъятия средств из этих отраслей
 Переход от рынка и хозрасчета к централизованной системе распределения ресурсов Отмирал.-товарно-денежные отношения и при обмене продукцией между городом и деревней Сначала IB. бодная торговля была заменена контрактацией, а потом переросла в систему обязательных гог, дарственных поставок Сельскохозяйственная техника направляласьвдеревнюпоуслозным це>-.л' в порядке нормированного распределения, а затем стала поступать в распоряжение МТС Та" централизованная распределительная система охватила все хозяйство А хозяйственные реформь 1929-1933 гг покончили с остатками хозрасчета Инвестиции теперь делались не за счет собствен ных средств предприятий, а засчет госбюджета В условиях государственного распределен.^ р= сурсов цена теряла стимулирующее значение да и, строго говоря, переставала быть ценой потоку что определялась не законами рынка, а решениями государственных органов
 Резко повысилась товарность сельского хозяйства - с 15% накануне коллективизации до 36". в конце второй пятилетки Государственные заготовки зерна для экспорта и снабжения городов BDI-рослис 1925-1928гг до 1938-1940 гг приблизительно на 20 млн т Из этой суммы 2-3 млн тали на экспорт Эти цифры и явились результатом, ради которого проводилась коллективизация
 Индустриализация страны начала осуществляться по административному пути В1932 г ниэдно^ из ведущих отраслей промышленности план выполнен не был
 В условиях мирового кризиса 1933 г все запреты на продажу оборудования СССР бьшсья-ь .'"Э закупку этого оборудования были брошены все средства в ущерб другим отраслям
 Вусловияхколлективизациис 1926по 1939г отголодапогиблидобмлн крестьян
 Главная особенность второ.пятилетки( 1932-1937 гг (заключалась в том чтоос5аивап1\" г _ построенные предприятия Из-за нехватки кадров ва "нейшим условием роста стало сб ,чсп/
 К концу второй пятилетки
 1 Была обеспечена экономическая независл.пст
 2 Аграрная страна превращена в инсстриагчную
 Третья пятилетка! 1938 1942 гг шбървляласьгсипгкс.иачестбаипйплекой-чч! ¦ ' ства материально-технической базы коммунизма
 327
 
 Раздел VII
 К началу воины в 1941 г СССР имел высокий военно промышленный i HI i < ч и MI I мобилизации промышленности, перевода ее на военные рельсы
 Эвакуация и мобилизация - два главных процесса в экономике в 194^
 К концу воины по производству оружия СССР обогнал не только Герм.п . •> ни и ылч 11 ю ШИКОМ Англию и США
 По официальным данным довоенный уровень промышленности был'иосыновли! и 1948 г по расчетамнекоторыхсоеременныхисследователей - в 1950г Сельски! хош( шопипрллалоо! воины силонее чем промышленность
 В 1960 1980 гг экономика СССР развивалась по пятилетним (семиль i MHMJ планам и управлялась на основе командно-бюрократической системы Фактически плановые задания не выполнялись
 
 Раздел VIII
 
 Экономика стран
 Восточной
 Европы
 в 1945-1990 гг.
 Глава 1. Строительство
 социалистического хозяйства
 Глава 2. Развитие экономического сотрудничества социалистических стран. Совет экономической взаимопомощи
 
 Экономика Союза Советских Социалистических Республик
 Глава 1
 Строительство социалистического хозяйства
 После Второй мировой воины образовался социалистический лагерь: ряд государств, по примеру СССР, приступил к строительству социализма. Поскольку экономическое развитие этих стран. составляющих существенную часть мирового хозяйства, на протяжении сорока с лишним лет определялось действиями по строительству социалтма, необходимо рассмотреть исторический опыт социалистических преобразований в этих странах. Мы рассмотрим этот опыт на примере стран Восточной Европы, поскольку преобразования в странах Азии и в Кубинской республике имели слишком большую специфику.
  Первоначально предполагалось, что новые социалистические государства будут точно повторять путь Советского Союза, копируя советский опыт, но многое в нашем опыте оказалось неприемлемым для других с гран. Основные направления преобразовании были те же, что и в СССР, но их конкретное проявление существенно отличалось, и эти отличия определялись как новой исторической обстановкой, так и особенностями предшествующего экономического развития данной страны.
  Такой отход от советского опыта первоначально не поощрялся. его старались даже подавить силой. В дальнейшем была признана возможность многообразия путей строительства социсыизлш.
 Следует выделить два этапа преобразований.
  На первом проводились "революционные преобразования в экономике", т.е. аграрная реформа и национализация - ликвидировалась основа капиталистического строя - частная собственность на средства производства. Это был этап разрушения старого, на развалинах которого предполагалось строить новое.
  Вторым этапом было строительство социалистической эконо мики, социалистическая реконструкция, основными составными частями которой должны были стать индустриализация и кооперирование крестьянства.
  Рассмотрим особенности выделенных этапов социалистических преобразований в странах Восточной Европы.
  1. Национализация банков, транспорта и промыиыенноипи в Советском государстве проводилась в форме конфискации без BOS-
 331
 
 Раздел VIII
 мешения и являлась революционным актом лпмшч.шим (>vp*y-азного строя. Но новые государства не сразу после оконч. шин мои-ны становились социалистическими. Сначала гам yci.ui.iiuiiiii.ui-ся демократический строй с участием буржуазных парши, а рой "народной демократии". Лишь потом в резулыаге борьбы между буржуазными и социалистическими силами происходил социалистический переворот - переход на путь строительства социализма. Например, в Чехословакии таким переворотом стали события 1948 г., когда представители буржуазных партии были вынуждены выйти из правительства, а президент Бенеш ушел в отставку. На первых послевоенных выборах в Венгрии победила аграрная партия, которая выражала интересы крупных землевладельцев и фермеров, а коммунисты на этих выборах получили только 17% голосов. Лишь в 1947 г. победу одержал левый блок во главе с коммунистами.
  Естественно, до социалистических переворотов не могло быть речи о полной национализации. Пока национализировались только предприятия, которые в годы войны стали немецкими, предприятия коллаборационистов и монополий. Эти действия пока не имели четкого антикапиталистического содержания. Лишь после социалистического переворота правительства переходили к национализации всей промышленности. Но при этом мелкие предприятия, особенно в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания, как правило, не национализировались.
  Например, в ГДР первоначально национализировались предприятия, принадлежавшие нацистам, а также входившие в состав монополистических корпораций. Это рассматривалось как процесс денацификации, происходивший в соответствии с потсдамскими соглашениями. Остальные предприятия оставались в собственности прежних владельцев. Эти предприятия, в основном уже в 50-х гг., стали превращаться в смешанные, государственно-капиталистические, в соответствии с ленинской теорией госкапитализма. Государство оказывало помощь в послевоенном восстановлении и реконструкции предприятий, выделяя для этого денежные и материальные средства.
  Как известно, в Западной Германии послевоенное обновление основного капитала тоже проводилось с помощью государства, но только в ГДР в результате такой помощи государство становилось совладельцем предприятия. Такое государственно-капиталистическое предприятие включалось в систему государственного планирования и материально-технического снабжения. Капиталист иногда оставался руководителем предприятия, но теперь он все в большей степени превращался в государственного директора, а предприятие постепенно из смешанного превращалось в государственное.
 332
 
 Экономика стран Восточной Европы в 1945-1990 гг.
  Особое положение сложилось в Польше. К моменту освобождения большая часть промышленности уже не была в собственности польских капиталистов. Не новая власть отобрала у них пред-
 | приятия, а гитлеровские оккупационные органы. Поэтому, если в других странах буржуазия боролась за сохранение своей собственности от национализации, то в Польше она должна была добиваться возвращения собственности, отобранной нацистами, из рук нового государства. И в Польше, действительно, проводилась ча-СТичная реприватизация. Однако в большинстве случаев предпри-
 I ятие не возвращалось прежнему владельцу, потому что оно уже не являлось тем предприятием, которым он когда-то владел. Например, цинковый завод был преобразован гитлеровцами в авторе-, люнтную мастерскую, и того цинкового завода, который принад-
 |, лежал прежнему владельцу, больше уже не было. В других случаях к моменту освобождения предприятие лежало в развалинах и было восстановлено на государственные средства. Естественно, оно и оставалось государственным.
 < • В Чехословакии и Болгарии национализация проводилась в три этапа, а в Венгрии - даже в пять. Вначале она имела не столько социальный, сколько национальный характер: в собственность
 fs государства переходили предприятия иностранного (немецкого) капитала и коллаборационистов, т.е. лиц, сотрудничавших с фашистами.
  2. Аграрной реформой в странах, вступивших на путь социализма, принято называть конфискацию земли у крупных землевладельцев с передачей ее крестьянам. У нас она проводилась в форме национализации земли. Эта особенность аграрной реформы (по декрету о земле) была следствием общинного землевладения русских крестьян: русский крестьянин не привык иметь землю в частной собственности. В новых странах, вступивших на путь социализма, национализация земли не проводилась. У крупных землевладельцев земля отбиралась и продавалась на льготных условиях крестьянам. При этом отбиралась иногда не вся земля, а только излишки земли сверх установленной нормы, причем бывшие ее владельцы в некоторых случаях получали частичную компенсацию. Поскольку ликвидировались крупные товарные хозяйства и преобладающими становились мелкие, мелкотоварные и натуральные, негативные последствия такой реформы для сельского хозяйства были очевидны.
  Например, в Венгрии аграрная реформа была направлена против помещиков, но не против кулаков, т.е. крупных фермеров из крестьян. Следует заметить, что помещики там уже давно не были помещиками, не получали феодальную ренту с крестьян. Они перестроили свои хозяйства на капиталистические рельсы и от ос-
 333
 
 Раздел VIII
 тальных фермеров отличались лишь "соцпроисхождснисм" I ш не менее, для помещиков был установлен максимум ICMJICUJI,тения в 50 га, а для "кулаков" - в 100-150 га ЭТОТ дифференцированный подход расколол аграрную партию, победившую н<1 послевоенных выборах, обеспечил поддержку новых порядком со с го-роны зажиточной верхушки деревни.
  Очень высокий максимум землевладения, 100 га, был установлен в ГДР. Капитализм в сельском хозяйстве здесь развивался по "прусскому пути", помещичье землевладение преобладало, а 70% сельских хозяев, т.е. подавляющее большинство крестьян, имело 17% земли. Реформа была явным компромиссом: она не уничтожала полностью крупных товарных хозяйств, но в то же время удовлетворяла потребности беднейшей части деревни в земле.
  В Болгарии был установлен максимум землевладения всего в 20 га. Здесь не было помещиков. Долгое время Болгария была под властью Турции, поэтому феодалов здесь заменяла турецкая администрация. Когда в конце прошлого века Болгария с помощью русского оружия освободилась из-под власти Турции, земля оказалась в собственности крестьян. Конечно, здесь происходила дифференциация крестьян, но в ходе аграрной реформы богатейшая верхушка деревни потеряла только 16% земли, т.е. лишь 16% земли превышало норму земельных владений в 20 га.
  Поскольку в новых странах сохранялась частная собственность на землю, крестьяне получали конфискованную у крупных землевладельцев землю не совсем бесплатно. Правда, эта плата была чаще всего номинальной. Например, в Польше за полученную из фонда аграрной реформы землю крестьянин должен был заплатить в рассрочку на 10-20 лет стоимость одного урожая с этой земли.
  Таким образом, в новых странах "революционные преобразования в экономике" имели компромиссный характер и проводились гораздо осторожней, чем в Советской России. Был учтен опыт нашей страны, который показывал, что крайние меры ведут к разрушению хозяйства. Этапа "военного коммунизма" в новых странах не было.
  В новых странах "революционные преобразования в экономике" имели компромиссный характер и проводились гораздо осторожней, чем в Советской России. Был учтен опыт нашей страны, который показывал, что крайние меры ведут к разрушению хозяйства. Этапа "военного коммунизма" в новых странах не было.
  Социалистическая реконструкция хозяйства в новых странах еще больше отличалась от аналогичного процесса в СССР.
  3. Кооперирование крестьянства здесь имело несколько иные цели, чем советская коллективизация. Реальной задачей коллективизации в СССР было получение накоплений для индустриализации за счет деревни. В новых государствах на первый план
 334
 
 Экономика стран Восточной Европы в 1945-1990 гг.
 выступала программная задача строительства социализма, обобществление производства Переход от индивидуальных крестьянских хозяйств к кооперативам должен был обеспечить подъем сельского хозяйства и облегчить контроль государства за этой сферой экономики. Но если в СССР общинные отношения облегчили коллективизацию, то здесь надо было переходить от частной к коллективной собственности на землю, а крестьяне неохотно отдавали свою землю в общественную собственность.
  Поэтому, если наша коллективизация проводилась в единообразной форме сельскохозяйственной артели, то в новых государствах разрабатывалось несколько видов производственных кооперативов. В кооперативах низшего типа объединялся только труд, т.е. коллективно проводились основные сельскохозяйственные работы, а земля и другие средства производства оставались в частной собственности. В кооперати вах среднего типа земля и другие средства производства объединялись, но часть доходов делилась в соответствии с внесенными в кооператив паями земли. Это рассматривалось как выкуп земли в кооперативную собственность. И только в кооперативах высшего типа доходы делились по труду.
  Так, в Венгрии было разработано два вида кооперативов: "производственно-кооперативная группа", где объединялся только труд, и "производственный кооператив", где объединялись основные средства производства, но 25% доходов делились пропорционально внесенным паям земли. Здесь в результате попыток форсировать кооперирование по образцу советской коллективизации кооперативы рассыпались, и кооперирование пришлось начать сначала, отменив обязательные государственные поставки и увеличив хозяйственную самостоятельность кооперативов.
  В ГДР было разработано три вида кооперативов, причем даже в кооперативах высшего типа 20% доходов распределялось по паям земли.
  В Болгарии подавляющая часть крестьян была объединена в кооперативы еще до второй мировой войны. Здесь крестьянам не надо было доказывать преимущества кооперативного хозяйства. Поэтому новая власть не стала строить искусственную "лесенку" из видов кооперативов, а использовала традиции и стала сводить существовавшие кооперативы к единому виду - "трудовому земледельческому хозяйству".
  Совсем не получилось кооперирования крестьянства в Польше. Это была страна острого крестьянского малоземелья. Недостаток земли был причиной массовой эмиграции польских крестьян в Америку. Крестьяне получили конфискованную у помещиков землю от новой власти и очень ревниво относились к этой земле. Поэтому в Польше производственные кооперативы объединили лишь
 335
 
 Раздел VIII
 незначительную часть крестьян. Правда, эти крсеп.нт/ .IMIIMMO участвовали вснабженческо-сбытовой кооперации, и>и кооперации, которая у нас преобладала в годы нэпа.
  4. Индустриализацшполько в начальный период сущеспюиа-ния социалистического лагеря считалась обязательной "акомомер-ностью социалистического строительства. Позже было при шано, что в индустриальных странах, к которым относились ГДР и Чехословакия, проводить индустриализацию не было необходимости. Для этих стран она заменялась более расплывчатым понятием социалистической реконструкции промышленности.
  Но и там, где индустриализация проводилась, ее задачи суще-ственно отличались от задач индустриализации вСССР. У нас индустриализация проводилась для обеспечения экономической независимости страны от капиталистического мира и создания мощного военно-промышленного потенциала. В новых условиях не надо было обеспечивать независимость каждого государства от других социалистических стран и создавать все отрасли промышленности, да это было и невозможно в сравнительно небольших странах с ограниченными ресурсами. Можно было развивать лишь некоторые отрасли, получая продукцию остальных из других социалистических стран в обмен на свою продукцию. А военно-промышленный потенциал Советского Союза был достаточен для обеспечения обороноспособности всех стран Варшавского договора. Известно, что все эти государства использовали советские марки вооружения.
  Правда, эти коррективы были внесены лишь со временем, а первоначально копировался опыт советской индустриализации.
  Так, в /ДР стали создавать угольную, металлургическую промышленность и тяжелое металлоемкое машиностроение, т.е. отрасли, которых прежде здесь не было, потому что месторождения угля и руды были расположены на западе Германии. Поскольку здесь не было месторождений каменного угля, в ГДР стали усиленно разрабатывать бурый уголь. Из него стали готовить даже металлургический кокс. Были построены металлургические заводы, которые использовали местную железную руду низкого качества, с низким содержанием металла, а частично - руду из Советского Союза и кокс из Польши.
  Лишь потом было признано, что не следует рассчитывать на полную экономическую независимость от других социалистических стран, что ввозить металл и уголь выгоднее, чем перерабатывать бедную руду и бурый уголь сложными и дорогими способами или развивать металлургию на импортном сырье и топливе. Поэтому развитие угольной и металлургической промышленности было решено ограничивать, а машиностроение специализировать на неметаллоемких отраслях.
 336
 
 Экономика стран Восточной Европы в 1945-1990 гг.
 Чехословакия состояла из двух частей - индустриальной Чехии и аграрной Словакии. В соответствии с программой строительства социализма было решено провести индустриализацию Словакии. 1 Т"м не только строились новые заводы, но три с половиной сотни \ действующих предприятий были переброшены из Чехии в Слова-> Кию. Объяснялось это тем, что в Словакии много горных рек, на ко-(торых выгодно строить гидроэлектростанции, и поэтому в Слова-) КИЮ переводились энергоемкие производства. В Чехословакии, как tllB ГДР, стали спешно создавать недостающие отрасли промыш-яости, продукция которых прежде импортировалась. Наиболее слаборазвитыми из стран Восточной Европы были •Болгария и Румыния, поэтому здесь проводилась индустриализация в прямом смысле этого слова - создавалась фабрично-заводская промышленность.
  В Болгарии в промышленности было занято лишь 7% населе-i ния. Тяжелой промышленности почти не было. Преобладающей ^формой промышленности были кустарные мастерские. С самого ; начала было очевидно, что в этой маленькой стране невозможно создать все отрасли современной промышленности, поэтому здесь • стали строить лишь те отрасли, для которых в Болгарии имелись i/благоприятные условия. Это означало специализацию на пищевой промышленности (особенно на производстве овощных и фрук-j товых консервов), электроэнергетике (использование энергии гор-"-иых рек), цветной металлургии (на базе месторождения руд цвет-: пых металлов в Родопских горах) и лишь некоторых отраслей ма-^шиностроения (в частности, на производстве некоторых сельско-" хозяйственных машин). С развитием международного разделения труда эти отрасли, определяемые природными условиями, стали дополнять другими, уже не связанными с этим фактором: было освоено, например, производство электрокаров и мотокаров, а так-i же производство магнитных дисков для ЭВМ. Именно в таких странах, как Болгария, индустриализация приносила наиболее ощутимые плоды: к 1985 г. промышленность здесь давала свыше 60% национального дохода.
  -¦ Польша и Венгрия не были аграрными странами. Польша уже в составе Российской империи была районом текстильной, угольной и.металлургической промышленности. В Венгрии также были развиты текстильная, металлургическая промышленность, некоторые отрасли машиностроения. В качестве социалистической индустриализации для этих стран было намечено создание ряда "недостающих" отраслей как и в советской индустриализации, упор был сделан на создание новых отраслей тяжелой промышленности. Естественно, это потребовало огромных затрат. Стала отставать легкая промышленность, понизился материальный уровень жизни. В Вен-
 
 12 М. Конотопов
 
 337
 
 Раздел VIII
 грии в начале 50-х гг. в тяжелую промышленность (>ыло н.шр.ише но свыше 90% капиталовложений. После пришлния ш>п> щепных перегибов было решено исправить "диспропорции", причем н Ik-ii фии при этом решили даже вообще почти отказаться oi p.i шигия тяжелой промышленности, ограничившись легкой и пишенои. I Ipo-мышленность была парализована противоречивыми указаниями, и в 1953-1954 гг. производство не увеличивалось
  Таким образом, несмотря на существенные коррективы первоначальной программы социалистической реконструкции, административные методы хозяйствования вели к крупным экономическим потерям.
 Глава 2
 Развитие экономического сотрудничества
 социалистических стран.
 Совет экономической взаимопомощи
  Историю экономического сотрудничества социалистических стран можно разделить на два этапа.
  1-й этап - 40-50-е гг. - сотрудничество преимущественно на двухсторонней основе, в традиционных узаконенных веками формах.
  2-й этап - 60-80-е гг. - переход к международному разделению труда, координации хозяйственных планов через СЭВ.
  Началось с того, что Советский Союз помогал странам Восточной Европы, по которым прокатилась война, восстанавливать хозяйство. Обычно это была безвозмездная помощь. В 50-х годах, когда началось претворение в жизнь программы социалистической реконструкции, промышленно развитые страны стали помогать аграрным проводить индустриализацию. Именно в этот период копировался опыт советской индустриализации, что означало курс на достижение каждой страной полной экономической самостоятельности. Но создание полного комплекса отраслей промышленности, которое и для СССР оказалось крайне трудным и экономически невыгодным, для сравнительно небольших государств стало задачей невыполнимой. Это стало очевидным к началу 60-х гг., когда экономические трудности привели к ряду социальных взрывов. Лишь после этого было принято решение о международном разделении труда внутри социалистического лагеря.
 338
 
 Экономика стран Восточной Европы в 1945-1990 гг.
 
 
 Социалистическая интеграция должна была отличаться от капиталистической. Международное разделение труда означало, что каждая страна будет специализироваться на тех отраслях, которые наиболее соответствуют условиям данной страны (сырье, кадры, традиции), с тем, чтобы обеспечивать продукцией этих отраслей и другие страны, получая в обмен их продукцию.
  Организация Совета Экономической Взаимопомощи в I949 г еще совсем не означала перехода к новому курсу взаимоотношений. Как свидетельствовало название новой организации, она должна была лишь координировать взаимную помощь в достижении каждым государством экономической самостоятельности. Решение же об основных принципах международного разделения труда было принято только в 1962г. Несомненно, в какой-то степени это был ответ на образование "общего рынка", включение в процесс экономической интеграции. Но социалистическая интеграция должна была отличаться от капиталистической. Если капиталистическая означала образование общего рынка, то в условиях социалистической плановой экономики упор делался на объединение планирования. Очередные хозяйственные планы на 1966-1970 гг. были уже скорректированы.
  В советской литературе было принято говорить не о двух, а о трех этапах развития социалистической интеграции. Но эта программа, в сущности, означала дальнейшее развитие тех же принципов разделения труда и координации планов, поэтому выделять третий этап, как качественно отличный от второго было бы неверно.
  Международное разделение труда означало, что каждая страна будет специализироваться на тех отраслях, которые наиболее соответствуют условиям данной страны (сырье, кадры, традиции), с тем, чтобы обеспечивать продукцией этих отраслей и другие страны, получая в обмен их продукцию.
  В условиях социалистической плановой экономики упор делался на объединение планирования
  Необходимость этого разделения труда диктовалась научно-технической революцией. Эта революция повысила требования к масштабам производства до такой степени, что рынок и ресурсы одной страны для него становились уже недостаточными. Так, оптимальным по своей мощности теперь становился тракторный завод, выпускающий 100-130 тыс. тракторов в год, а Румынии было нужно в год лишь 13 тыс. тракторов. Следовательно, рассчитывая только на свое потребление, Румыния могла построить тракторный завод лишь в десять раз меньше оптимального.
  В условиях плановой системы такое международное кооперирование требовало координации хозяйственных планов: в них надо
 
 12"
 
 339
 
 Раздел VIII
 было учитывать потребности в той или иной продукции не только своей страны, но и других стран; надо было рассчитать и сделать соответствующие запросы на продукцию других стран. Короче говоря, требовалось планирование уже в международном масштабе.
  Таким образом, в теории социалистическая интеграция шла даже несколько дальше капиталистической: стихийное регулирование "общего рынка" заменялось сознательным планированием. Однако общие недостатки централизованной административной системы управления хозяйством проявились и в деле интеграции.
  Одним из главных достоинств социалистической интеграции считалась тенденция выравнивания уровней экономического развития. Отсталые страны в составе СЭВ развивались ускоренно, догоняя передовые. Так, к 1986 г. промышленное производство ГДР, по сравнению с довоенным уровнем, выросло в 12,5 раза, в Чехословакии - в 13,5 раза, Венгрии - в 14,6 раза, Польши - в 32 раза, Болгарии - в 90 раз. Но в сущности это означало, что тенденция к достижению экономической самостоятельности каждой страны, к созданию в каждой стране полного комплекса отраслей производства сохранилась и в период интеграции. Это означало, что индустриальные страны, чтобы помочь отстающим, должны были покупатьу нихтакие товары, которые дешев-лебылобы производить у себя. Так, себестоимость машиностроительной продукции Болгарии была вдвое выше, чем аналогичная продукция ГДР, тем не менее ГДР должна была покупать болгарские машины. ГДР при этом терпела экономический ушерб, а для болгарской промышленности создавалисьтепличныеусловия, развивались неконкурентоспособные производства. Главное достоинство социалистической интеграции обращалось в недостаток.
  Тепличные условия создавались не только для самых отсталых стран. Большую часть советского экспорта в страны СЭВ составляли сырье и топливо (70-80% состава экспорта), а импортировал СССР продукцию обрабатывающей промышленности. По составу внешней торговли СССР оказывался колонией. Но страны СЭВ бедны природными ресурсами, поэтому СССР был вынужден обеспечивать их топливом и сырьем.
  К тому же, цены топлива и сырья в рамках СЭВа были установлены ниже мировых цен. Это снижало стимул к их экономии. На единицу продукции в социалистических странах тратилось топлива и сырья на 20-30% больше, чем в индустриальных странах капиталистического мира. Дешевые ресурсы тормозили переход к ресурсосберегающей технологии.
  В обмен на свои товары СССР был вынужден покупать промышленную продукцию, которая была намного ниже мировых стандартов. Координируя взаимные поставки, СЭВ обеспечивал гарантированный сбыт товаров. В результате страны СЭВограж-
 340
 
 Экономика стран Восточной Европы в 1945-1990 гг.
 ()а/шс ь от международной конкуренции, а по этой причине здесь замедленно шла научно-техническая революция. Только 15-20% взаимных поставок промышленной продукции внутри СЭВ соответствовало мировым стандартам.
  НТР выражается в международном разделении труда, поэтому в капиталистическом мире торговля между странами росла быстрее, чем производство. А в странах СЭВ она росла на уровне темпов производства. В этих странах в 80-х гг. экспорт надушу населения был в 4,5 раза меньше, чем в ЕЭС. Интеграция была принята как лозунг, как направление развития, но не подкреплялась соответствующими экономическими стимулами. В отношениях между государствами действовала та же распределительная система, что и внутри каждой страны.
  На все это накладывались общие недостатки административной системы хозяйствования. В результате стал и замедляться темпы экономического роста. По странам СЭВ в 80-х годах они составили 1,5-2% в год.
  Чтобы вырваться из заколдованного круга, некоторые страны (например, Польша) попытались усилить экономические связи с Западом. Взяв за образец японскую модель, они стали закупать на Западе лицензии и оборудование, с тем, чтобы вернуть долг продукцией новых предприятий. Но для строительства новых заводов не хватало средств, эти заводы не вписывались в существовавшую структуру хозяйства. Долги росли. Оказалось, что выход из трудностей невозможен без коренного изменения хозяйственного механизма, без ломки административно-распределительной системы. Экономические реформы, которые стали проводиться во второй половине 80-х годов почти во всех странах Восточной Европы, ускорили дезинтеграцию. Льготные цены на нефть, которые были формой субсидирования социалистического строительства, в это время стали повышаться, приближаясь к мировому уровню. Потеря гарантированного советского рынка вызвала шок. За вымываемой из взаимного обмена продукцией стояли огромные производственные мощности, созданные на основе "братского сотрудничества".
  1990-й год стал переломным. В этом году промышленное производство Польши упало на 23%, Румынии - на 20%, Болгарии - на 10,7%, Венгрии - на 5%, Чехословакии - на 3,7%.
  Основным направлением экономических преобразований, как и в СССР, стал переход от административной системы управления хозяйством к рыночным отношениям, от государственного к частному предпринимательству. Эти реформы еще продолжаются. Они не стали достоянием истории. Поэтому мы ограничиваемся анализом основных направлений исторического эксперимента по строительству социалистической экономики
 341
 
 Раздел VIII
 NB
 Основные направления преобразований в странах Восточной Европы были те же. что и в СССР, но их конкретное проявление существенно отличалось, и эти отличия определялись как нивой экономической обстановкой, так и особенностями предшествующего экономического развития страны Была признана возможность многообразия путей строительства социализма
 Следует выделить два этапа преобразований.
 На первом проводились "революционные преобразования в экономике", т. е. аграрная реформа и национализация - ликвидировалась основа капиталистического строя - частная собственность на средства производства. Это был этап разрушения старого, на развалинах которого предполагалось строить новое.
 Вторым этапом было строительство социалистической экономики, социалистическая реконструкция, основными схтавными частями которой должны были стать индустриализация и кооперирование крестьянства.
 В новых странах "революционные преобразования в экономике" имели компромиссный характер и проводились гораздо осторожней, чем в Советской России Был учтен опыт нашей страны, который показывал, что крайние меры ведут к разрушению хозяйства. Этапа "военного коммунизма" в этих странах не было.
 Изначально копировался опыт советской индустриализации, что означало курс на достижение каждой страной полной экономической самостоятельности. Но создание полного комплекса отраслей промышленности, которое и для СССР оказалось очень трудным и экономически невыгодным, для сравнительно небольших государств стало задачей невыполнимой
 Совет Экономической Взаимопомощи обосновал в 1962 г. основные принципы международного разделения труда.
 В условиях социалистической плановой экономики упор делался на объединение планирования Социалистическая интеграция должна была отличаться от капиталистической Международное разделение труда означало, что каждая страна будет специализироваться на тех областях, которые наиболее соответствуют условиям данной страны (сырье, кадры, традиции), с тем, чтобы обеспечивать продукцией этих отраслей и другие страны, получая в обмен их продукцию.
 В отношениях между государствами действовала та же распределительная система, что и внутри каждой страны:
 - индустриальные страны, чтобы помочь отстающим, должны были покупать у них такие
 товары, которые дешевле было бы производить у себя;
 - тепличные условия создавались для стран СЭВ;
 - дешевые ресурсы тормозили переход к ресурсосберегающей технологии,
 - страны СЭВ ограждались от международной конкуренции, а по этой причине здесь за
 медленно шла научно-техническая революция.
 Выход из трудностей был невозможен без коренного изменения хозяйственного механизма, без ломки административно-распределительной системы.
 Основным направлением экономических преобразований, как и в СССР, стал переход от административной системы управления хозяйством к рыночным отношениям, от государственного к частному предпринимательству.
 342
 
 Раздел IX
 
 
 
 Особенности экономического развития стран "третьего мира" (на примере Африки)
 Глава 1. Экономические трудности Глава 2. Два этапа реформ
 
 Особенности экономического развития стран "треьего мира" (на примере Африки)
 Глава 1
 Экономические трудности.
 После второй мировой войны распались колониальные империи, которые являлись главным признаком империализма (ведь сам термин "империализм" возник из понятия "колониальные империи"). Освободившиеся от колониальной зависимости страны стали называться "развивающимися" или "странами третьего мира". Оба термина неудачны. Слово "развивающиеся", в сущности, означает, что остальные страны не развиваются. Этот термин появился, чтобы не употреблять слово "слаборазвитые", очевидно, обидное для народов этих стран. Обозначение "третий мир" появилось в период противостояния стран капитализма и социализма, но с распадом социалистического лагеря .это обозначение потеряло смысл. Некоторые исследователи предложили называть эти страны "Периферией" или "Югом", но эти термины не получили общего признания.
  В состав этой группы стран вошли и государства, которые никогда не были колониями: Иран, Ирак, Афганистан и др. Объединяет их только одно качество - низкий уровень экономического развития.
  Как известно, разрыв в уровнях экономического развития между странами "третьего мира" и индустриальными продолжает увеличиваться. В начале 90-х гг. жители развивающихся стран составляли 50% населения земли, но здесь производилось только 14% мировой промышленной продукции. Если за 60-е гг. валовой внутренний продукт (ВВП) - главный показатель экономического развития страны - в расчете на душу населения сократился в 13 развивающихся странах, то в 70-х - в 29 странах, а в 80-х - в 59. Внешний долг стран "третьего мира" только за 80-е годы вырос вдвое.
  Принято объяснять экономическую отсталость этих стран последствиями колониальной эксплуатации. Но, очевидно, это не единственная причина. Один из наиболее отсталых регионов "третьего мира" - страны Ближнего Востока - не находились в колониальной зависимости, зато для этих стран была характерна стагнация "азиатского способа производства".
  Некоторые показатели, однако, противоречат представлению о бедственном положении "третьего мира" Доля этих стран в ми-
 345
 
 Раздел IX
 ровом промышленном производстве выросла с 11,3°if в 1975 i. ло 14,2% в 1990 г., а их доля в мировом промышленном экспорте - с 7,6% в 1970 г. до 19,5% в 1991 г. Особенно высокими темпами растет производство и экспорт машин и оборудования. Экспорт этого вида - товаров из стран "третьего мира" за период с 1970 по 1990 г. увеличился в 90 раз и составил 35% всего промышленного экспорта стран "третьего мира".
  Дело в том, что "третий мир" не однороден "Маленькие драконы" Восточной Азии (Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань) уже перешли в разряд индустриальных стран, хоть по традиции их нередко числят среди "развивающихся". Успехи в индустриализации сделал и ряд стран Латинской Америки.
  Чем объясняются эти достижения? "Маленькие драконы" бедны природными ресурсами, эксплуатация которых могла бы служить трамплином для индустриализации. Но здесь уделялось большое внимание созданию прогрессивных форм сельского хозяйства и обеспечивался благоприятный климат для иностранных инвестиций.
  Аграрные реформы включили в процесс развития огромные массы сельского населения, преобладающего в развивающихся странах, обеспечили рост внутреннего рынка. Опыт показывает, что успешное развитие промышленности обеспечивается относительным благополучием сельского хозяйства.
  В промышленности процесс начался с освоения производства несложных изделий текстильных и других отраслей легкой промышленности, а так же отдельных операций в рамках международных промышленных комплексов. На этом начальном этапе конкурентоспособность обеспечивалась дешевизной рабочей силы.
  Транснациональные корпорации (ТНК) столкнулись с ограничениями импорта, и, чтобы удержать перспективные рынки, перешли от экспорта товаров к экспорту капитала для налаживания соответствующих производств на месте.
  Сюда перемещались те производства, которые становились менее перспективными в более развитых странах, а с этими производствами сюда перемещались капиталы, техника и ноу-хау. И, по мере освоения новых технологий, развитие шло дальше.
  Самый отсталый регион "третьего мира" - Африка, но и этот континент неоднороден. Конечно, в состав "развивающихся" стран не включается ЮАР, где живет 5% населения Африки и производится 40% промышленной продукции континента. Арабские страны Северной Африки включаются в состав "третьего мира", но здесь развитие началось с более высокого уровня и в экономике достигнуто относительное благополучие. В 80-х гг. на долю Северной Африки приходилось 46% продукции обрабатывающей промышленности континента, а на долю Черной или гропичес-
 346
 
  Особенности экономического развития стран "треьего мира" (на примере Африки)
 кой Африки - только 5%. Черную Африку Г. Ван дер Bee, исследователь послевоенной экономической истории мира, назвал даже "четвертым миром". Поэтому на примере именно Черной Африки мы и будем рассматривать основные противоречия экономики развивающихся стран.
  1. Экономика развивающихся стран - это отсталая аграрная экономика. В 80-х гг. жители развивающихся стран Африки составляли 11 % мирового населения (450 млн. чел.), а совокупный ВВП этих стран был таким же, как в маленькой Бельгии, население которой - около 10 млн. Эти страны производят только 1 % мировой продукции обрабатывающей промышленности.
  За три десятилетия самостоятельного существования среднегодовые темпы роста ВВП здесь составили 3,1%, причем этот рост замедлился. За 80-е гг. ВВП увеличивался только на 0,4% в год, значительно медленнее, чем росло население, поэтому доход на душу населения сокращался ежегодно на 2,6%.
  Главная отрасль хозяйства развивающихся стран - сельское хозяйство. 3/4 сельского населения мира живет в развивающихся странах, так что именно они определяют уровень сельского хозяйства Земли. В частности, 90% африканцев занято в сельском хозяйстве. Но техника африканского сельского хозяйства не просто отсталая, а по сути первобытная: мотыга, палка для молотьбы, зернотерка вместо мельничных жерновов. Африка занимает одно из первых мест в мире по поголовью скота, но одно из последних - по производству животноводческой продукции. Если во всем мире за70-е гг. сельскохозяйственное производство выросло на 25%, то в развивающихся странах Африки - на 18%. А за 80-е годы оно даже сократилось на 1 %.
  2. Общая экономическая отсталость усугубляется тем, что рост производства отстает от роста населения.
  Ранним стадиям развития человеческого общества свойственна высокая рождаемость. Это необходимое условие выживания при столь же высокой смертности. Но проникновение современной медицины в Африку сократило смертность, результатом чего явился демографический взрыв. С 1965 г. население Африки удвоилось.
  Поскольку население растет быстрее, чем ВВП, доход на душу населения сокращается. За 70-е гг. производство продовольствия в Африке выросло на 20%, но в расчете на душу населения оно сократилось на 10%. В результате аграрным странам приходится ввозить продовольствие. С 1960 по 1980 гг. импорт продовольствия в Африку увеличился в 10 раз, в 80-х гг. импортом покрывалась четверть потребностей в продовольствии, а к 2000 г., по предварительной оценке, коэффициент самообеспечения продовольствием понизится до 50%.
 347
 
 РазделК
  Приходится покупать хлеб, адля покупки машин српк m VAC не хватает Но и для этого приходится залезать а лот и I uui мне шнии долг всего континента в начале 90-х годоь exei одно но ф.к тал на 2,5%, то долг тропической Африки - на 7,7% До S()% но вых займов тратится на погашение прежних.
  3. Колонии были аграрно-сырьевыми придатками метрополий, т. е. хозяйство колоний было приспособлено к потребностям метрополии. Промышленность, в основном, давала минеральное сырье, которое превращалось в готовый продукт лишь на заводах метрополии. Сельское хозяйство имело монокультурный характер, т.е. в основе его лежало производство таких продуктов, которые потреблялись в метрополии. Монокультурой Мали был арахис, который составлял 90% экспорта, Гана вывозила в основном какао-бобы, Эфиопия - кофе.
  Горные предприятия и плантации монокультур, которые принадлежали капиталистам из метрополии, были очагами относительно высокой технологии на фоне примитивного хозяйства коренных жителей.
  Экономика освободившихся стран остается несамостоятельной, привязанной к потребностям индустриальных стран. Чтобы выйти из этой зависимости, необходима коренная перестройка хозяйства, создание новых отраслей обрабатывающей промышленности, модернизация сельского хозяйства Это требует огромных капиталовложений. Но необходимость импортировать продовольствие и огромная задолженность не оставляют средств для таких инвестиций. Получается заколдованный круг: чтобы отказаться от импорта продовольствия, необходимо модернизировать сельское хозяйство, но именно его отсталость не позволяет получить средства для такой модернизации.
  К тому же отказаться от аграрно-сырьевой специализации практически невозможно: продукция только этих отраслей представляет Африку на мировом рынке, только она обеспечивает приток валюты. Но вес развивающихся стран в мировой торговле неуклонно падает. Основной товарообмен теперь происходит не между аграрно-сырьевыми и индустриальны ми странам и, а внутри индустриального мира. Если в 60-е гг. африканский экспорт увеличивался на 6% в год, то в 80-е он ежегодно падал на 1,3%. За 70-80-е г. доля Африки в мировом экспорте снизилась с 4 до 2%. Научно-техническая революция с ее ресурсосберегающими технологиями сократила потребность индустриальных стран в сырье. Это сырье заменяется синтетикой или широко распространенными природными материалами. 50 кг кабеля из стекловолокна в телефонной связи заменяют тонну медного провода. Индустриальные страны теперь полностью обеспечивают себя и про-
 348
 
 Особенности экономического развития стран "треьего мира" (на примере Африки)
 донольствием и даже увеличивают его поставки в страны "тре-п,сю мира" В результате цены африканских товаров падают Только за 80-е г они понизились на 38%.
  4 Ьще одна особенность экономики развивающихся стран - ее искусственная разобщенность. Африку поделили на колонии, не считаясь с ее этническими и географическими границами Некоторые африканские народности оказались рассечены колониальными рубежами на несколько частей. Каждая из этих частей монокультурным характером хозяйства была поставлена в прямую зависимость от метрополии. Поэтому новому государству легче наладить связь с любым индустриальным государством, чем со своими соседями. На внутриконтиненталь-ную торговлю приходится только 7% внешней торговли африканских стран.
  Иными словами, в экономическом отношении Африка разбита на множество не связанных между собой кусочков. А это препятствует обретению подлинной экономической самостоятельности каждым из государств.
  Внутри каждой из стран - такая же разобщенность: одни области развиты в большей, другие в меньшей степени. Некоторое экономическое оживление возникает вокруг морских портов, в районах разработок минерального сырья. После освобождения жители сравнительно богатых районов стараются сохранить свое привилегированное положение и отделиться от бедных районов, чтобы не делиться с ними своими богатствами.
  Это проявилось, например, при рождении Республики Мали. Первое время после освобождения Федерация Мали состояла из двух частей: расположенного на океанском побережье Сенегала, где находились морские порты, была сосредоточена промышленность и имелись наиболее благоприятные условия для сельского хозяйства, и уходящего вглубь континента, в пустыню Сахара Судана, где промышленности почти не было, а для сельского хозяйства условия были наименее благоприятными. Сенегал откололся от Мали и сохранил наиболее тесные связи с Францией.
  Этот фактор усиливает то обстоятельство, что на континенте сохранилисьродоппеменные отношения. Внутри государств межплеменные границы и межплеменная рознь. Этносы Африки находятся на разных стадиях общественного развития, в разной степени усвоили элементы европейской культуры. Некоторые из них захватили ключевые позиции в экономической и социальной жизни, что, естественно, вызывает недовольство остальных. Только в 80-х гг. в Африке велось 9 значительных войн, результатом которых было 2,5-3 млн убитых и 9-13 млн. беженцев. В Африке - почти треть беженцев мира
 349
 
 Раздел IX
  Огромные расходы требовались и для содержания <(к id\\ жаших здесь был унаследован от колониальных премии, м>ьы высокой платой европейцам компенсировались неудобен!.!, uui занные с климатом и отсутствием привычных аксессуаров шиш лизации.
  Этому способствовало и то обстоятельство, что этногене" и Африке еше не завершен. Нации еще не сложились. В большинстве своем африканцы не воспринимают принадлежности к нации, заключенной в рамки государства. "Своим" является племя, а государство рассматривается как аппарат для сбора налогов и распределения благ. Поэтому в сознании африканцев государственная служба должна обеспечивать повышенный доход, а человек, занявший государственный пост, должен оказывать покровительство своим соплеменникам.
  В индустриальных странах зарплата государственного служащего в среднем в 1,7 раза превышает ВВП надушу населения, а в Африке в 6 раз. В маленькой Гвинее на содержание 75 тыс. государственных служащих тратится больше половины бюджетных расходов, в ЮАР - 63% расходной части бюджета.
  В определенной степени преимущества государственных служащих распространяются и на весь государственный сектор. Средняя зарплата на государственных предприятиях здесь в 5-6 раз превышает доход на душу населения, тогда как в развивающихся странах Азии - только в 1,5-2 раза.
  Итак, первые 10-15 лет экономическое развитие почти всех африканских государств шло по сценарию административно-силового регулирования, развития импортозаменяющей промышленности, ограничения иностранного капитала. В этом проявилась гипертрофированная идея национальной независимости. Однако в 70-х гг. этот курс привел к инфляции, свертыванию инвестиций и резкому возрастанию потребности к иностранной помощи. Стало очевидно, что сценарий "опоры на собственные силы" завел в тупик.
  В начале 80-х годов МВФ и МБРР, представляя интересы государств-доноров, предложили африканским государствам провести реформы, круто изменив курс экономической политики. Предлагалось принять за основу рыночную модель развития, начать поиски возможностей участия в международном разделении труда и сотрудничества с иностранным капиталом. Для этого следовало ослабить государственный контроль над хозяйством, провести частичную приватизацию государственного сектора, создать условия для частного предпринимательства. Было рекомендовано ускорить развитие производства на экспорт при сдерживании импортозамещающих отраслей. В состав предлагаемых мер включалось так-
 354
 
 Особенности экономического развития стран "треьего мира" (на примере Африки)
 *<• i окрншеиис государственных расходов (в том числе расходов и.i содержание государственных служащих), девальвация нацио-П.ПН.ИЫХ валют, либерализация внешней торговли.
  Полыпипство африканских государств приняло предлагаемый курс реформ. Этот курс, в сущности, был навязан им: новые займы ieiicpb могли получать лишь те государства, которые обязались переключиться на рыночную модель развития.
  Президент Замбии К. Каунда заявлял: "Мы согласились на осуществление предложений МВФ во многом вопреки нашим убеждениям". Руководители Заира и Мозамбика также рассматривали выполнение инструкций МВФ как вынужденную меру, необходимую для получения помощи.
  Принимая предложенные извне программы реконструкции, африканские правительства возлагали ответственность за их успех на внешние силы, на международные организации. Принятие программ в той или иной степени означало потерю уверенности в собственных силах.
  МВФ и МБРР исходили в своих предложениях из опыта развивающихся стран Азии, где аналогичные реформы привели к хорошим результатам. Но эти рецепты не вполне соответствовали африканским условиям.
  Правда, некоторые положительные результаты все же были. Если в первой половине 80-х гг. региональный ВВП ежегодно сокращался на 1,2%, то в 1986-1988 гг. он возрастал на 2,1% в год, а в 1994 г. впервые был отмечен небольшой прирост ВВП на душу населения.
  При этом за 1987-1992 гг. среднегодовые темпы экономического роста в целом по региону составили 2,1%, а по странам, включившимся в реформы - 4,6%. С другой стороны, темпы инфляции в этих странах оказались выше, чем в остальных. Но в целом результаты реформ оказались значительно слабее, чем предполагалось. Африка оставалась "зоной экономического бедствия". Почему?
  Прежде всего потому, что специалисты международных финансовых институтов не учли преобладания в Африке натурального хозяйства, на которое не действуют кредитно-денежные рычаги. Капиталистические отношения еще не развиты, слой капиталистических предпринимателей крайне мал, поэтому с ослаблением роли государства контроль переходит не к национальному частному сектору, а к международным организациям и иностранным донорам.
  Очень медленно идет приватизация. Ее проведению препятствует сопротивление армии государственных служащих, которые при этом теряют свои доходы и положение, слабость частного сектора, нехватка капиталов.
 355
 
 ла в сфере торговли и ростовщичества. Это соответствовало стадии первоначального накопления.
  К тому же, новый уровень техники требует для создания современной промышленности гораздо больших затрат, чем требовалось в прошлом веке. На такие затраты и европейская буржуазия того времени была неспособна. Правда, здесь был иностранный капитал, но он рассматривался как фактор колониальной эксплуатации.
  Поэтому волей обстоятельств проводить индустриализацию пришлось государству. Создавался государственный сектор хозяйства, государство приступало к планированию хозяйства.
  Чтобы заложить основу государственного сектора, молодое государство в той или иной степени проводило национализацию предприятий иностранцев, ограничивало иностранный капитал.
  В этих условиях особую привлекательность для лидеров африканских стран приобретал опыт строительства социализма в СССР, и некоторые из них встали на путь "социалистической ориентации". В этих странах национализация проводилась наиболее полно. Так, в собственность государства перешла почти вся промышленность Гвинейской республики, 75% промышленности Танзании, 85% промышленности Алжира. Чаше всего при отсутствии подготовленных кадров, необходимой экономической базы такая национализация приводила к развалу производства.
  Следующей задачей было проведение индустриализации. Но сразу приступать к созданию комплекса отраслей современной промышленности было невозможно: не было капиталов, кадров, рынка сбыта. Поэтому задачей первых планов стала подготовка базы для индустриализации.
  В этих планах намечалось строительство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, которое пока вывозилось в сыром виде, и впоследствии вывозить не зерна какао, а шоколад, не лес, а пиломатериалы - увеличивая тем самым доходы от экспорта. Строились предприятия по производству товаров народного потребления: чтобы меньше ввозить, чтобы экономить деньги.
  На первых порах сельское хозяйство реформы затрагивали мало. Обычное преобразование в этой сфере - аграрная реформа, т.е. ликвидация феодального землевладения. Но в Тропической Африке феодализм еще не сформировался. Там сохранилось дофеодальное, общинно-племенное землевладение. Поэтому аграрную реформу направили против землевладения иностранцев. Плантации иностранного капитала отбирались и преобразовывались в государственные. Например, в Мали государственным хозяйством стали владения французской компании "Офис дю Нижер".
 352
 
  Оюбшиости энономического развития стран "треьего мира" (на примере Африки)
  Jli-iiihiuih попытки кооперирования крестьянства. Примером Moiyi служип. "пеизанаты" Руанды. Там силами государства ос-и.шн.иикь iioiii.ic )смли, отобранные у иностранцев, следующим о(>ра ЮМ I осуларстно строили благоустроенный поселок ("пейза-нат"), и крестинам, которые желали поселиться в нем, предоставлялась 1схничсская помощь. Но крестьяне должны были выращивать ic кулыуры, которые были предписаны государством.
  Подобны "пеизанатам" были деревни "уджамаа" в Танзании. *Уджамаа" - кто производственный кооператив, где основные сельскохозяйственные работы проводились коллективно. Здесь тоже государа во строило благоустроенный поселок с госпиталем и школой.
  Но эти попытки почти не затрагивали традиционное натуральное и мелкотоварное сельское хозяйство, в котором была занята подавляющая часть населения. Если, например, в горнозаводской промышленности доля государства составляла 50-75%, то в сельском хозяйстве - 5-6%.
  Таким образом, хозяйство страны оказывалось разделенным на две части: 1) государственные объекты и владения иностранных фирм, которые обслуживали экспорт и государственные потребности, 2)традиционное мелкотоварное и натуральное хозяйство, в котором была занята подавляющая часть населения и которое обслуживало потребности этой основной массы населения. Госсектор оказался оторван от потребностей народа.
  Более того, сельское хозяйство использовалось как источник накоплений для индустриализации. Государство установило монополию на закупку и экспорт сельскохозяйственных продуктов. Назначая заниженные закупочные цены, государство способствовало застою и даже деградации сельского хозяйства. Отток сельского населения в города, который также был следствием застоя сельского хозяйства, государством поощрялся.
  Между тем, индустриализация, которую проводило государство, имела отрицательный экономический эффект. Курс на развитие импортозамещающей промышленности означал ориентацию на ограниченный по емкости, но требующий огромного ассортимента товаров внутренний рынок. Это вело к созданию множества мелких предприятий разных отраслей, выпускающих дорогую продукцию низкого качества. Их существование поддерживалось лишь дотациями и протекционистскими барьерами.
  Еще более убыточными оказывались престижные "проекты века" - грандиозные ирригационные сооружения, огромные промышленные и аграрно-индустриальные комплексы. Например, в Нигерии в 80-х годах бюджетные инвестиции в государственное хозяйство в 25 раз превысили отдачу от него.
 353
 
 Раздел IX
  Iиконы четыре главные особенности экономики африканских с гран после освобождения от колониальной зависимости, замкнутый круг противоречий, из которого, казалось бы, нет выхода.
  Существует представление, что традиционный колониализм сменяется неоколониализмом, т.е. экономической эксплуатацией слаборазвитых стран без статуса колоний. Основанием такого утверждения является то обстоятельство, что эти страны остаются "мировой деревней", сохраняют аграрно-сырьевую структуру хозяйства, т.е. в мировом разделении труда продолжают выполнять роль бывших колоний. Это объективное обстоятельство можно обозначить термином "неоколониализм", только без "эксплуататорского" значения этого термина, потому что индустриальным странам становятся все менее необходимы подобные аграрно-сы-рьевые придатки.
  Неоколониализм - это "коллективный" колониализм. Поскольку каждое из индустриальных государств не имеет своей колониальной империи, то в международном разделении труда "третий мир" противостоит всему индустриальному миру. Это проявляется в создании международных объединений, консорциумов, действующих в развивающихся странах, и таких международных организаций как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), которые пытаются помочь этим странам наладить экономику.
  В новых условиях индустриальные государства не заинтересованы в сохранении аграрной структуры и крайней отсталости стран "третьего мира". Главное теперь для них - дешевая рабочая сила и рынки сбыта. Правда, научно-техническая революция (НТР) понижает значение дешевизны рабочей силы. Затраты труда на выпуск продукции снижаются, сокращается число занятых в материальном производстве. Производство становится наукоемким. И все же этот процесс не охватил еще всю мировую экономику, а пока сохраняются трудоемкие производства и операции, сохраняется и значение дешевизны труда. Чтобы использовать дешевую рабочую силу, надо строить в странах "третьего мира" предприятия, развивать промышленность. Чтобы страна могла быть рынком сбыта, она должна иметь деньги для покупок, т.е. быть не очень бедной. Поэтому "империалисты" содействуют экономическому развитию "третьего мира", способствуют не только рационализации сельского хозяйства и развитию горной промышленности, но и созданию ряда отраслей обрабатывающей промышленности.
  Особенно практикуется в странах "третьего мира" создание предприятий с незаконченным циклом производства - филиалов ТНК, головные предприятия которых расположены в индустриальной стране. Но практика показывает, что именно те страны, в
 350
 
 Особенности экономического развития стран "треьего мира" (на примере Африки)
 миорыс шмпмсгся иностранный капитал, где рождаются филиа чы I ПК. лос ми ли наибольших экономических успехов.
  ( утес i нуег представление, что главным орудием "неоколони-¦иш iM.i" служит "помощь", что в новых условиях "помощь" заменяет сил да i. * Помощь" - это экспорт капитала и товаров, т.е. займы на льготных условиях, поставки продовольствия по пониженным ценам. "Помощь" не дает прибыли. В порядке "помощи" экспортируется не капитал корпораций, а государственный капитал и капитал международных организаций - МБРР и МВФ. Предоставляя помощь, эти организации требуют взамен создать благоприятный климат для предпринимательства, принять рекомендованные программы экономического развития, демократизировать общественные отношения.
  Конечно, "помощь" - это и способ влияния на правительства развивающихся стран. В период противостояния капиталистического и социалистического лагеря "помощь" делила "третий мир" на сферы влияния. Ведь социалистические страны тоже оказывали "помощь" своим подопечным. Правительства развивающихся стран требовали и требуют увеличения "помощи". "Помощь" является нередко единственным способом спасения миллионов людей от голода. Поэтому мы не можем считать "помощь" орудием колониальной эксплуатации.
  Итак, даже если принять термин "неоколониализм", он отражает лишь признание того факта, что "третий мир" - это экономически отсталые страны, сохраняющие аграрно-сырьевую структуру хозяйства и в силу этого экономическую зависимость от индустриальных стран.
 Глава 2
 Два этапа реформ
 После получения независимости перед народами развивающихся стран встала задача ликвидировать "слаборазвитость", догнать остальной мир, добиться экономической независимости. Для этого надо было создать независимую промышленность, т.е. провести индустриализацию, чтобы избавиться от необходимости импортировать промышленные товары.
  В прошлом столетии это делала буржуазия. Но в новых государствах буржуазия слишком слаба: она не могла накопить капиталы, потому что в прошлом капиталы за счет колоний накапливались в метрополиях. Национальная буржуазия пока действова-
 351
 
 Раздел"
 ла в сфере торговли и ростовщичества. Это соответствовало cr.i дии первоначального накопления.
  К тому же, новый уровень техники требует для создания современной промышленности гораздо больших затрат, чем требовалось в прошлом веке. На такие затраты и европейская буржуазия того времени была неспособна. Правда, здесь был иностранный капитал, но он рассматривался как фактор колониальной эксплуатации.
  Поэтому волей обстоятельств проводить индустриализацию пришлось государству. Создавался государственный сектор хозяйства, государство приступало к планированию хозяйства.
  Чтобы заложить основу государственного сектора, молодое государство в той или иной степени проводило национализацию предприятий иностранцев, ограничивало иностранный капитал.
  В этих условиях особую привлекательность для лидеров африканских стран приобретал опыт строительства социализма в СССР, и некоторые из них встали на путь "социалистической ориентации". В этих странах национализация проводилась наиболее полно. Так, в собственность государства перешла почти вся промышленность Гвинейской республики, 75% промышленности Танзании, 85% промышленности Алжира. Чаще всего при отсутствии подготовленных кадров, необходимой экономической базы такая национализация приводила к развалу производства.
  Следующей задачей было проведение индустриализации. Но сразу приступать к созданию комплекса отраслей современной промышленности было невозможно: не было капиталов, кадров, рынка сбыта. Поэтому задачей первых планов стала подготовка базы для индустриализации.
  В этих планах намечалось строительство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, которое пока вывозилось в сыром виде, и впоследствии вывозить не зерна какао, а шоколад, не лес, а пиломатериалы - увеличивая тем самым доходы от экспорта. Строились предприятия по производству товаров народного потребления: чтобы меньше ввозить, чтобы экономить деньги.
  На первых порах сельское хозяйство реформы затрагивали мало. Обычное преобразование в этой сфере - аграрная реформа, т.е. ликвидация феодального землевладения. Но в Тропической Африке феодализм еще не сформировался. Там сохранилось дофеодальное, общинно-племенное землевладение. Поэтому аграрную реформу направили против землевладения иностранцев. Плантации иностранного капитала отбирались и преобразовывались в государственные. Например, в Мали государственным хозяйством стали владения французской компании "Офис дю Нижер".
 352
 
 Особенности экономического развития стран •треьего мира" (на примере Африки)
  Дг'/олись попытки кооперирования крестьянства. Примером Moiyi служить "пейзанаты" Руанды. Там силами государства ос-1ми1Ш1ись новые земли, отобранные у иностранцев, следующим обра юм. Государство строили благоустроенный поселок ("пейза-нат"), и крестьянам, которые желали поселиться в нем, предоставлялась техническая помощь. Но крестьяне должны были выращивать те культуры, которые были предписаны государством.

<< Пред.           стр. 14 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу