<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  - в Японии: индекс Никкей - индекс курсов ведущих акций, операции с которыми проводятся на Токийской фондовой бирже; публикуется в газете "Нихон Кэйзай Симбун" (Nihon Keizai Shimbun);
  - в России: РТС-индекс - индекс "Российской торговой системы", где проходят торги корпоративными ценными бумагами; индекс газеты "Коммерсант-Daily"; индексы акционерного общества "АК&М"; индексы агентств "Интерфакс"(сводный), "Скейт-Пресс" (ASP-General) и др.
 
  Рассмотрим для примера семейство индексов "Стэндард энд Пур". Компания "Standard & Poor's Corporation" (S&P) публикует около 100 фондовых индексов, охватывающих различные отрасли промышленности. Наиболее известны семь индексов S&P, публикуемых в ежедневных финансовых газетах по следующим наборам акций: 400 промышленных предприятий, 40 коммунальных компаний, 40 финансовых компаний, 20 транспортных компаний и составной индекс S&P 500 (включает все перечисленные наборы акций и является наиболее популярным), а также S&P 400 и S&P 100.
 
  Таблица 9.2.
 
 Наиболее известные фондовые индексы и их расчетная база
 
 Название индекса Страна Кол-во
 акций Виды акций Индекс промышленных компаний Доу Джонса
 (Dow Jones Industrial Average, DJIA) США 30 Акции ведущих промышленных корпораций Составной индекс Доу Джонса
 (Dow Jones Composite) США 65 Акции ведущих промышленных корпораций (30), транспортных компаний (20) и коммунальных компаний (15) Составной индекс Стэндард энд Пур (Standard & Poor's 500 Index, S&P 500) США 500 Акции промышленных компаний (400), коммунальных предприятий (40), финансовых компаний (40), транспортных компаний (20) Индекс Файнэншл Таймс (Financial Times Stock Exchange 100 Share Index, FT-SE 100) Велико-
 британия 100 Списочные акции ведущих компаний, представляющих почти две трети общей капитализации рынка Индекс фондовой биржи Торонто (Toronto Stock Exchange Index, TSE 100) Канада 100 Наиболее ликвидные акции Индекс Никкей (Nikkei Index) Япония 225 Акции ведущих компании, операции с которыми проводятся на Токийской фондовой бирже
  Фондовые индексы также называют биржевыми индексами, поскольку они рассчитываются по биржевым ценам. В обобщенной форме роль фондовых (биржевых) индексов может быть сведена к трем функциям: диагностической, индикативной и спекулятивной.
 
  Под диагностической функцией понимается способность системы индексов характеризовать состояние и динамику развития как национальной экономики в целом, так и ее отдельных составляющих.
  Выполнение индексами индикативной функции предполагает, что наличие объективной оценки ценовой ситуации на фондовом рынке дает точку отсчета для поведения инвесторов.
 
  Спекулятивная функция фондовых индексов проявляется в том, что в биржевой игре активно используются производные финансовые инструменты, в основе которых лежат индексы (фьючерсы на индексы и т.д.). Фондовые индексы способны мгновенно реагировать на изменение широкого круга явлений экономического, политического и социального характера. Совместные действия этих факторов делают движение индексов непредсказуемым, особенно на коротких временных отрезках, что используют спекулянты в стремлении получить повышенный доход и сознательно принимающие на себя повышенный риск.
 
 2. Основные информационные ресурсы
 
  В ходе принятия инвестиционных решений используются различные источники информации. В круг наиболее распространенных источников экономической и общеполитической информации входят специализированные финансовые газеты и журналы, газеты общего характера, информационно-аналитические бюллетени информационных агентств и фондовых бирж, информационные вестники банков и финансовых компаний.
 
  В России сложилась достаточно полная структура специализированных периодических изданий, освещающих различные аспекты деятельности рынка ценных бумаг. Важную роль в этом деле играет Издательский дом "Рынок ценных бумаг". Его деятельность связана с развитием комплекса аналитических продуктов, охватывающих различные составляющие инфраструктуры рынка ценных бумаг, основным из которых является специализированный аналитический журнал "Рынок ценных бумаг", который выходит тиражом 15 тыс. экземпляров 2 раза в месяц. Статьи журнала охватывают практически все вопросы, касающиеся функционирования и развития рынка ценных бумаг в России, позволяющие инвесторам оценивать ход дел в различных секторах рынка, отдельных отраслях и регионах, а также содержат новостную информацию от эмитентов и торговых институтов.
 
  К другим популярным источникам финансовой информации в России относятся:
 
 "Эксперт" - еженедельный журнал тиражом 60 тыс. экземпляров. Вмещает практически все виды информации, необходимые для инвестора. Журнал предоставляет читателю возможность взглянуть на мир глазами экономиста. Популярен среди руководства российских компаний различных видов деятельности и высшего звена государственных служащих. Содержит специальные страницы "Финансовые рынки России" и "Мировые рынки", на которых дается краткий обзор финансовых рынков за прошедшую неделю, проиллюстрированный графиками динамики различных показателей, характеризующих поведение рынков.
 "Коммерсант-Ъ" - ежедневная газета издательского дома "Коммерсантъ", имеющая аудиторию более 120 тыс. читателей, - является важным источником информации практически для всех профессиональных участников российского рынка ценных бумаг. В ней помещаются котировки российских финансовых инструментов, а также новости - мировые, российские, местные, относящиеся к отдельным предприятиям.
 
 "Ведомости" - ежедневная деловая газета, которая издается закрытым акционерным обществом "Бизнес Ньюс Медиа" совместно с "Уолл Стрит Джорнел" (The Wall Street Journal)35 и "Файнэншл таймс" (Financial Times) тиражом 35 тыс. экземпляров. На ее страницах ежедневно помещается финансовая информация: котировки российских государственных долговых обязательств, а также государственных облигаций стран с развитой и формирующейся рыночной экономикой; итоги торгов акциями на российских организованных рынках и в мировых финансовых центрах (Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт, Токио).
 
 
  На отечественном рынке биржевой и финансовой информации в настоящее время действует более 40 российских и несколько международных информационных агентств, которые предоставляют информацию в режиме реального времени и осуществляют мониторинг более 100 ежедневных и еженедельных изданий, а также радио и телевизионных программ. Некоторые фирмы предоставляют сведения о коммерческих банках, имеющиеся в Центральном банке России. Гигантское хранилище информации представляет собой глобальная электронная сеть Интернет.
 
  Выделим наиболее распространенные услуги на рынке финансовой информации:
 предоставление оперативной информации по финансовым рынкам, в т.ч. рынкам ценных бумаг;
 аналитические исследования на финансовых, в т.ч. фондовых рынках;
 финансовые консультации начинающим компаниям;
 анализ портфелей ценных бумаг;
  рейтинговые экспертизы ценных бумаг и публичных компаний.
 
  Основой работы на рынках ценных бумаг является наличие доступа в режиме реального времени (on-line) к данным по различным финансовым инструментам (цены, котировки, ставки и т.д.), которых в целом по всему миру насчитывается несколько тысяч, а также к деловым, экономическим и политическим новостям, влияющим на текущую конъюнктуру. Сегодня в мире действуют более 50 информационных агентств - телекоммуникационных служб финансовой информации, наиболее известными их которых являются агентства Рейтер (Reuters) и Блумберг (Bloomberg), концерн Доу Джонс (Dow Jones), компания СиКуДжи Интернешнл (СQG International), Тенфор (Tenfore), Найт-райдер файнэншл (Knight-ridder Financial), АйСиВи (ICV) и ряд других, причем первые пять из них работают и на территории СНГ. Активную роль в формировании внутренней информационной среды России играют и отечественные телекоммуникационные системы - информационные агентства, специализирующиеся на внутреннем фондовом рынке. Это "AК&М", "АЦФИ", "Финмаркет", "РосБизнесКонсалтинг", "МФД-Инфоцентр", агентства "Соболев", "Прайм-ТАСС", "Интерфакс", "ИТАР ТАСС", "Скейт-пресс" и другие.
 
  Основными клиентами телекоммуникационных служб финансовой информации в России являются коммерческие банки, брокерские и дилерские компании, крупные производственные компании, пенсионные фонды, страховые компании, информационные агентства, некоторые государственные структуры и др.
 
  Основным продуктом служб финансовой информации информационных агентств является информационный поток. В общем виде он состоит из набора "информационных страниц" и включает два основных компонента:
 текущие котировки финансовых инструментов (цены на долговые обязательства, депозитные сертификаты, акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги), поступающие в режиме реального времени и формируемые на основе сети контрибуторов - поставщиков финансовой информации (биржи, банки, брокерские компании, альтернативные информационные службы и т.п.);
 блока финансово-экономических, деловых, политических и светских новостей, комментариев и аналитических материалов (в основном в телексной, голосовой и телевизионной форме), получаемых от собственной корреспондентской сети либо приобретаемых у независимых информационных агентств на договорной основе.
 
  Контрибутор - это либо участник финансового рынка, раскрывающий и поставляющий информацию о проводимых им или с его участием операции на финансовом рынке (банки, биржи, профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты, инвесторы, предприятия), либо участник рынка информационных услуг, поставляющий собранную им информацию (информационные агентства). В совокупности контрибуторы представляют собой контрибуторскую сеть.
 
  Сформированный в результате фильтрации всех данных, поступивших в единый центр службы финансовой информации, информационный поток кодируется и передается потребителям по спутниковым либо выделенным каналам.
 
  Теперь обратимся к конкретным представителям информационного бизнеса.
 
  "Патриархом" рынка информации по праву считается агентство Рейтер (Reuters), которое занимает традиционно прочные позиции в Европе и Америке. Предоставляемые им услуги достаточно дороги и являются эталоном качества: говорят, что "есть новости Рейтер и есть - все другие".
 
  Корпорация Доу Джонс (Dow Jones) - крупнейший поставщик финансовой информации, контролирует более 60% мирового рынка информационных услуг, имеет американские корни, сохраняя там ведущие позиции, а также лучшую контрибуторскую сеть.
 
  Корпорация Доу Джонс известна своими изданиями "Уолл Стрит Джорнел" (The Wall Street Journal) и "Бэронс" (Barrons), она владеет несколькими телевизионными каналами. Для формирования блока новостей она использует корреспондентскую сеть "Ассошиэйтед пресс" (Associated Press), сотрудничает с "Франс пресс" (France Press), "Киото ньюс" (Kyoto News), VWD и другими ведущими агентствами, а в России получает информацию от агентства "Прайм" и "Интерфакс".
 
  Международная информационная система Тенфор (Tenfore) - спутниковая система финансово-экономической информации, действующая в России с 1993 г. и строящая свою политику по принципу "достаточности информации", исходя из реальных потребностей и возможностей российских пользователей.
  Информационное агентство Блумберг (Bloomberg). Это молодая и мобильная американская компания. Как и другие службы финансовой информации освещает все ключевые аспекты мирового финансового и фондового рынков, предоставляя, в том числе, всевозможную статистику по рынкам акций, валюты, залоговых ценных бумаг, индексам, рынкам муниципальных, корпоративных, правительственных облигаций, еврооблигаций, облигаций внешнего государственного долга и т.д., но делает это более подробно, что определяет основной круг пользователей. Ими являются корпорации-эмитенты, посреднические финансовые учреждения и институциональные инвесторы в лице менеджеров по инвестициям и управлению средствами и активами. Ведущие позиции компании обеспечила ее прогрессивная технология: открытые базы данных, содержащие большой объем информации (вплоть до информации по каждому эмитенту, включая текущее финансовое состояние и историю), в сочетании с качеством и скоростью доставки сообщений.
 
  АК&М. Известное российское агентство, специализирующееся на оказании информационно-аналитических услуг. Основные продукты:
 информационная база данных "АК&М-List", которая содержит текущие котировки от финансовых компаний, банков, инвестиционных (паевых) фондов, другие цены спроса и предложения за период с 01.09.1993 г. по настоящее время, динамику цен в графической форме, данные о более чем 1500 эмитентах, информация о выпусках ценных бумаг, сведения о профессиональных участниках;
 новостная лента "АК&М Online News", позволяющая оперативно получать и анализировать актуальные экономические и политические новости.
 
 
  Агентство экономической информации "Прайм-ТАСС". С 1993 года работает в области обработки и анализа финансовой информации и является официальным распространителем информации Банка России. Основные направления деятельности:
 сбор и распространение новостей в режиме реального времени;
 подготовка комментариев и аналитических обзоров текущей ситуации на финансовых рынках;
 выпуск аналитических материалов по отраслям промышленности и регионам.
 
  Агентством создана база данных "Экономические субъекты России", которая содержит комплексную детальную информацию о деятельности 1000 крупнейших промышленных предприятий, 150 банков и 89 регионов-субъектов РФ. В основу создания базы положен принцип многоуровневой системы финансово-аналитических показателей деятельности экономического субъекта.
 
  Другим направлением деятельности агентства является разработка информационно-аналитической системы, позволяющей трейдерам и их клиентам одновременно и независимо от места их нахождения получать трансляцию хода торгов на российских торговых площадках - Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), Российской торговой системы (РТС), Московской фондовой биржи (МФБ).
 
  Информационное агентство "Финмаркет". Формирует ежедневный информационный поток по всем секторам рынка (денежному, валютному, рынку государственных и корпоративных ценных бумаг), поставляет информацию с ведущих торговых площадок Москвы в режиме реального времени, экономические и финансовые новости, осуществляет статистический мониторинг внебиржевого рынка, предоставляет аналитические обзоры и многое другое. Агентство предлагает инвесторам, заинтересованным в активной работе на рынке акций, информационную систему "Финмаркет - Фондовый портал" - специализированный информационный пакет, содержащий всю информацию о фондовом рынке России в режиме реального времени.
 
  В последнее время наблюдается тенденция к сближению позиций передовых служб финансовой информации в части выработки единых стандартов и предоставление конкурирующим фирмам данных о внутренней структуре информационного потока с целью обеспечения его приема на их аппаратуре, а также повсеместный переход от жесткого экранно-ориентированного формата потока данных (информационные страницы в виде телетекста, первоначально расчитанные на визуальное восприятие) к более гибкой, записе-ориентированной структуре информации, позволяющей создавать в реальном времени синтетические информационные окна, формировать собственные базы данных и осуществлять доступ к удаленным архивам.
 
  Эти тенденции проявляются и в России, причем уровень подачи информации по российскому рынку приближается к мировым стандартам.
 
 3. Развитие информационных потоков через сеть Интернет
 
  Интернет представляет собой гигантское хранилище информации, это непрерывно изменяющийся гигантский текст, состоящий из множества частей с дополняющими эти тексты графиками.
 
  Сеть Интернет создана в конце 60-х годов в рамках проекта Advanced Research Project Agency Network (ARPANET) как глобальная, расширяемая компьютерная сеть, в которую в 70-е годы включились американские университеты, в 80-е годы - академические институты, а в 90-е - отдельные лица и организации. В 1995 году появилась российская часть Интернет.
 
  В настоящее время наиболее популярной частью Интернет является так называемая всемирная информационная паутина - World Wide Web, в которой и собрано подавляющее большинство информации и сервисных услуг. Электронные документы хранятся в виде гипертекста, т.е. каждый из них может содержать динамические ссылки на взаимосвязанную информацию. Переход по ссылкам осуществляется автоматически. Собственно, гипертекст и стал источником метафоры "информационная паутина".
 
  Информацию, доступ к которой в Интернете может получить инвестор, можно разделить на следующие группы:
 данные политического и макроэкономического характера, позволяющие оценивать состояние национальной экономики в целом и развитие ее отдельных сфер;
 информация о текущих новостях рынка: котировки, итоги торгов и т.п.;
 анализ финансово-экономического положения конкретных компаний - эмитентов ценных бумаг.
 
 
  Официальную статистику по денежно-кредитному и финансовому обращению в России можно получить на web-сайте Центрального банка РФ (www.cbr.ru) и Министерства финансов (www.minfin.ru). Материалы представляют собой первичную информацию и нуждаются в дополнительной обработке и анализе, которые обычно осуществляют специализированные информационно-аналитические агентства.
 
  Информацию в сети Интернет по отечественному фондовому рынку представляют уже известные нам "АК&М" (www.rbc.ru), "РосБизнесКонсалтинг" (www.rbc.ru), "Финмаркет" (www.finmarket.ru). Спектр оказываемых ими услуг примерно одинаков: это текущие новости, информация по ценам различных инструментов финансового рынка (акции, облигации, векселя, кредитные ставки, валютные курсы), аналитические обзоры различных сегментов рынка, обзоры состояния национальной экономики и мировых финансов. Но есть также индивидуальные особенности, присущие каждому из них. Что касается организации предоставления данных и формы подачи, наши агентства пока сильно уступают зарубежным службам финансовой информации, где инвестору предоставлена возможность искать нужную ему информацию в четко структурированной системе максимально сжатой и эффективно обработанной информации.
 
  Известные российские инвестиционные компании имеют собственные информационно-аналитические подразделения, которые собирают и обрабатывают первичную информацию, готовят прогнозы и подают их в наиболее удобном для инвестора виде. Продукт аналитиков инвестиционных компаний содержат всю возможную информацию - анализ текущих и ожидаемых новостей с точки зрения их влияния на рынок, оценку глобальных тенденций, сравнительные характеристики отраслей и отдельных компаний, рейтинги и рекомендации к покупке отдельных бумаг.
 
  Для примера приведем структуру подачи информации одного из крупнейших операторов фондового рынка - компании "Тройка-Диалог" (www.trodial.ru):
 ежедневные утренние обзоры рынка акций, где содержится информация об основных экономических и политических событиях дня, сравнительные характеристики акций, рекомендации аналитиков;
 еженедельные обзоры, в которых дается оценка рыночной тенденции, факторов, влияющих на нее, представлена вся информация о движении цен в наглядном графическом виде, содержатся прогнозы на неделю.
 
  Кроме общих рыночных обзоров имеются информационно-аналитические исследования по отдельным отраслям и компаниям, где до мельчайших подробностей рассмотрены все стороны деятельности конкретных компаний, а также фундаментальная оценка инвестиционной привлекательности акций.
 
  Назовем еще несколько сайтов российских инвестиционных компаний: "Объединенная финансовая группа" (www.ufg.ru); "ВЭО-Инвест" (www.veo.ru); "Атон" (www.aton.ru).
 
  Как известно, инвестор на рынке ценных бумаг работает через брокера, поэтому ему стоит обратить внимание на наличие и вид лицензии брокера, оценить активность компании и ее положение на рынке, финансовое состояние. Для этого инвестору необходимо обращаться на сайты государственных регулирующих органов и саморегулируемых организаций.
 
  На сайте Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) (www.fedcom.ru) представлена информация о всех компаниях - участниках фондового рынка, о выданных им лицензиях и аттестации конкретных сотрудников, приведены последние данные о финансовой отчетности компаний-брокеров, а также представлены все нормативные акты, регулирующие деятельность по оказанию услуг на рынке ценных бумаг.
 
  Имеет смысл изучить и сайт саморегулируемой организации НАУФОР (www.naufor.ru), где представлен список членов этой организации, дана детальная информация об их финансовом положении, а также приведены стандарты по выполнению различных операций на рынке акций.
 
  Ежемесячные обороты каждой конкретной компании и их динамику в прошлом, по которым можно судить о доле компании на рынке, ее статус, финансовые показатели можно найти на сайте Российской торговой системы (РТС) (www.rtsnet.ru). Там же даны ссылки на все существующие www-адреса членов РТС.
 
  Информацию о конкретных биржевых площадках, существующих правилах торговли на них, включенных в котировальные листы акциях и истории их цен можно получить на серверах бирж. Наиболее известные и крупные торговые российские площадки - РТС, ММВБ (www.micex.ru), МФБ (www.mse-dsu.ru).
 
  Итак, мы познакомились с основными сайтами российской части Интернет, необходимыми при работе на российском рынке ценных бумаг. Для получения информация о рынках в масштабе мира следует обратиться на сайт корпорации CNN (http://cnnfn.com). Это так называемая финансовая сеть CNN, главными достоинствами которой являются достаточно высокая оперативность и широта информационного обзора. Здесь можно найти, например, текущее значение американских фондовых индексов (обновляются с интервалом примерно в 3-5 минут, то есть практически в реальном времени), а также графики внутридневного изменения основных показателей фондового рынка США; информацию об интегральных индексах мировых рынков и даже видеофайл с комментарием текущего положения; текущую доходность государственных обязательств США; котировки акций и паев взаимных фондов с возможностью просмотра истории изменения котировок отдельных компаний от 1 дня до нескольких лет; основные сведения об интересующей корпорации (краткое описание деятельности компании, ее основные параметры - адресные данные, число работающих, биржа, на которой торгуются ее бумаги, количество акционеров и количество акций, имена топ-менеджеров компании и ее основные финансовые показатели, конкуренты компании, мнения аналитиков и многое другое).
 
  В сети CNN имеется возможность заказывать отчеты для каждого организованного рынка США по таким категориям, как:
 самые активно торгуемые бумаги;
 выросшие в цене ценные бумаги;
 упавшие в цене ценные бумаги;
 бумаги, чья цена достигла максимума (минимума) в течение 52 недель;
 предупреждение "самая высокая(низкая) цена" и т.п.
 
  Еще одним полезным ресурсов сети CNNfn является возможность просмотра расписания предстоящих важных событий, которые могут оказать существенное влияние на рынок. Такими событиями могут быть, например, заявления Федеральной резервной системы о повышении (понижении) процентных ставок, доклад правительства об уровне безработицы (производства, потребления и т.п.), публикации компаниями результатов деятельности за период и т.д. Эти события не останутся незамеченными инвесторами и вызовут определенные колебания рынка.
 
  В заключении дадим краткую характеристику и приведем еще несколько электронных адресов-ресурсов, специализированных для целей инвесторов.
 
  Asia, Inc. Online (www.asia-inc.com) - обеспечивает круговой обзор азиатских рынков, включая ежедневный рыночный комментарий, еженедельные сообщения о первоначальном размещении ценных бумаг, рекомендации по купле-продаже китайских и гонконгских акций.
 
  DBC Online (www.dbc.com) - обеспечивает рыночную информацию для индивидуальных инвесторов, включая котировки, графики, персональный портфель, рыночный комментарий, рыночные слухи и многое другое.
 
  Finansial Data Finder-Ohio State University Finance Department (www.cob.ohio-state.edu/dept/fin/osudata.htm) - отличный указатель финансовой и экономической информации, доступной по сети. Содержит в том числе архив загружаемых данных по биржам и различным отчетным формам, представляемых публичными компаниями за несколько лет.
 
 Краткие выводы
 
 Обеспеченность инвестора своевременной и полной информацией является важнейшим условием выработки успешной инвестиционной стратегии и тактики, формирования качественного аналитического прогноза, выбора объекта инвестирования, а также момента покупки и продажи конкретной ценной бумаги.
 В целом информация для инвесторов группируется таким образом, что каждая из видов относится к одной из важных сторон процесса инвестирования: экономическая и общеполитическая информация; информация о состоянии отрасли или компании; информация о различных финансовых инструментах; информация о ценах; информация о стратегиях индивидуальных вложений.
 Информация и советы для инвесторов могут иметь описательный и аналитический характер. Описательная информация содержит фактические сведения о состоянии экономики, рынка или данного финансового инструмента в прошлом. Аналитическая информация содержит текущие сведения, а также подразумевает оценку перспектив и рекомендации о возможностях вложения капитала.
 Важное преимущество информации для инвесторов состоит в том, что она дает им базу для оценки ожидаемого уровня риска и доходности возможных вложений. Более точные ориентиры риска и доходности позволяют выбрать те финансовые инструменты, характеристики которых согласуются с целями инвестора. Еще один плюс информации для инвестора состоит в том, что она может обезопасить инвестора от нежелательных последствий неправильной интерпретации фактов, предлагаемой эмитентом или профессиональным участником ценной бумаги. В этой связи инвестор использует различные информационные продукты, в том числе кредитные рейтинги.
 Среди информационных продуктов выделяют показатели, характеризующие деятельность отдельного эмитента ценных бумаг, и показатели, характеризующие рынок ценных бумаг в целом или отдельные его сегменты. К первым относятся коэффициенты, позволяющие сравнивать результаты деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, а также кредитные рейтинги. Ко вторым - фондовые индексы.
 Среди источников информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, особую практическую ценность представляют фирменные справочники, публикации компаний (годовые отчеты, проекты, монографии, каталоги, рекламные издания), материалы специализированных информационных (рейтинговых) агентств, материалы периодической печати, информационные сайты в Интернет.
 К основным поставщикам финансовой информации относятся: а) компании, специализирующиеся на сборе, хранении и предоставлении информации по конкретным предприятиям, корпорациям, фирмам и т.п., б) информационные агентства; в) издательские дома, деятельность которых связана с развитием комплекса информационно-аналитических продуктов, охватывающих различные составляющие инфраструктуры рынка ценных бумаг.
 Основой работы на рынках ценных бумаг является наличие доступа в режиме реального времени к данным по различным финансовым инструментам, а также деловым, экономическим и политическим новостям, влияющим на текущую конъюнктуру. На российском рынке ценных бумаг подобный доступ обеспечивают как международные, так и отечественные информационные агентства.
 
 Лекция 15. Основы рынка производных финансовых инструментов
 
 1. Понятие производных финансовых инструментов
 
  В экономической литературе среди прочих классификаций ценных бумаг можно встретить деление ценных бумаг на два класса - основные и производные ценные бумаги. В предыдущих главах мы уже познакомились с основными, "классическими" ценными бумагами - акциями, облигациями, векселями, и т д. Сейчас нам предстоит узнать, что такое производные ценные бумаги.
  Как мы уже выяснили, инвестор, располагающий суммой средств, достаточной для приобретения определенного количества ценных бумаг, может купить на рынке эти ценные бумаги с целью долгосрочного владения ими и получения доходов в виде процентов или дивидендов, или с целью последующей перепродажи этих ценных бумаг по более выгодному курсу. Однако, будущий курс ценных бумаг может меняться и в худшую для инвестора сторону. В этом случае кассовая сделка - сделка, по которой одна из сторон предоставляет ценные бумаги, а вторая - платит за них, может оказаться не выгодной для инвестора. Альтернативной формой сделки является срочная сделка, в которой одна сторона обязуется поставить в будущем ценные бумаги, а другая сторона - заплатить за них зафиксированную в заключаемом соглашении цену. Такая сделка позволяет инвестору страховать, или, говоря биржевым языком, хеджировать свои риски, связанные с изменением цен на основные ценные бумаги, изменением валютных курсов, процентной ставки, и т.д. Наиболее распространенной формой срочных сделок являются сделки с производными финансовыми инструментами.
  К производным финансовым инструментам относятся: фьючерс, опцион, своп. Они представляют собой срочные контракты, в основе которых лежат финансовые активы - валюта, процентная ставка, традиционные ценные бумаги. К производным финансовым инструментам некоторые авторы относят и депозитарные свидетельства (расписки), подписные права, варранты, конвертируемые облигации. О них речь пойдет ниже. Сразу оговоримся, что это особый класс ценных бумаг, которым присущи не все свойства производных. Для обозначения этих ценных бумаг будем использовать термин "вторичные ценные бумаги".
 
  Характеризуя производные финансовые инструменты, необходимо отметить присущие им свойства:
 Производные инструменты имеют срочный характер.
 Цены производных инструментов основываются на ценах базисных активов.
 Производные финансовые инструменты имеют ограниченный период существования - от нескольких минут до нескольких лет.
 Операции с производными финансовыми инструментами позволяют получать прибыль при минимальных инвестиционных вложениях.
 
  Срочный характер производных инструментов означает то, исполнение обязательства контрагентов произойдет в определенный момент в будущем, через определенный срок.
 
  Базисные активы - это те активы (валюта, акции, облигации и т.д.), которые должны быть приняты или поставлены в будущем в соответствии со срочным контрактом.
 
  Фьючерс - срочный биржевой контракт, одна сторона которого обязуется купить, а другая - продать определенное количество базисного актива в установленный срок в будущем по фиксированной цене.
 
  Опцион - контракт, покупатель которого приобретает право купить или продать актив по фиксированной цене в течение определенного срока, а продавец - обязуется по требованию контрагента за денежную премию обеспечить реализацию этого права.
 
  Своп - соглашение между двумя контрагентами об обмене в будущем платежами или иными активами в соответствии с определенными в контракте условиями.
 
  История возникновения производных финансовых инструментов уходит далеко в прошлое. В 1605 г. на бирже г. Амстердама (Голландия) уже осуществлялась торговля срочными контрактами. С 1751 г. осуществляется торговля срочными контрактами на продовольственные товары (зерно, скот и т.д.) на Нью-Йоркской продовольственной бирже. В 1848 г. Была основана крупнейшая в мире биржа срочных контрактов - Чикагская торговая палата - Chicago Board of Trade (CBOT). На этой бирже, начиная с 1865 г., стали применяться обезличенные контракты. В 1972 г. на Чикагской торговой бирже -Chicago Mercantile Exchange (СМЕ) впервые было начато
 оформление контрактов по валютным курсам, характерной особенностью которых явилась стандартизация количества, качества и сроков поставки. В 1975 г. началось заключение контрактов по ставкам процента в Чикагской торговой палате. В 1982 г. на ряде американских бирж были введены фьючерсы на фондовые индексы, в 1982-83 гг. - опционы на фьючерсные контракты.
 
  В 1982 г. была открыта Международная Лондонская биржа финансовых фьючерсных сделок (The London International Financial Futures Exchange - LIFFE), а в конце 1990 г. - немецкая биржа срочных контрактов во Франкфурте (die Deutsche Terminal Borse - DTB). Из существующих ныне бирж, обеспечивающих торговлю производными инструментами, отметим также Токийскую, Сингапурскую, Сиднейскую, Парижскую, Швейцарскую биржи. В настоящее время на многих финансовых биржевых рынках объемы торговых операций с производными финансовыми инструментами заметно превышают оборот по обычным операциям на наличный товар.
 
  В России в 90-е годы 20 века первые торги фьючерсными контрактами на доллар США стала проводить Московская товарная биржа. В 1992 г. были приняты "Временные правила фьючерсной торговли" на МТБ. Позднее появились фьючерсы на ГКО. Августовский кризис 1998 г. привел фактически к тому, что рынок срочных контрактов перестал существовать, однако с конца 1999 г. началось его постепенное восстановление. Лидером в этом вопросе выступила Фондовая биржа "Санкт-Петербург", затем эстафету приняла и срочная секция Московской межбанковской валютной биржи.
 
  В настоящее время рынок производных финансовых инструментов является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов финансового рынка в мире.
 
  Производные ценные бумаги являются по сравнению с основными ценными бумагами более гибкими инструментами, поскольку позволяют участникам рынка более эффективно реагировать на происходящие перемены. Поэтому уже появились производные инструменты второго поколения: опционы на свопы, опционы на фьючерсы и т.п. А в системе экономических знаний появилось новое направление - финансовая инженерия, представляющая собой конструирование финансовых инструментов и финансовых технологий для управления портфелем ценных бумаг. Суть финансового инжиниринга (или иначе - финансовой инженерии) состоит в создании новых финансовых продуктов и услуг, которые используются финансовыми институтами для перераспределения денежных ресурсов, рисков, ликвидности, доходов и информации в соответствии с финансовыми потребностями клиентов и изменениями в макро - и микроэкономической ситуации.
  Одно из наиболее удачных определений финансовой инженерии дал Дж. Финнерти: "Финансовая инженерия включает в себя проектирование, разработку и реализацию инновационных финансовых инструментов и процессов, а также творческий поиск новых подходов к решению проблем в области финансов".
 
  В качестве примера возникновения нового продукта можно упомянуть создание в 1927 г. банком "Морган Гэранти" в США принципиально нового инструмента, позволяющего зарубежным инвесторам приобретать на внутреннем рынке акции иностранных эмитентов - американские депозитарные свидетельства (ADR - American Depositary Receipts). Позднее появилась другая разновидность данных инструментов - глобальные депозитарные свидетельства (GDR Global Depositary Receipts). Разница между ними состоит в том, что если АДР размещаются на рынках США, то ГДР могут продаваться и вне Соединенных Штатов.
 
  Таким образом, депозитарные свидетельства - это свободно обращающиеся сертификаты, заменяющие акции зарубежных эмитентов, находящиеся в доверительном управлении зарубежных отделений банков.
 
  Еще одна разновидность продуктов финансового инжиниринга - стрипы - Separate Trading of Registered Interest & Principal of Securities. Эти финансовые инструменты образуются в результате стриппинга - процесса отделения непогашенных купонов от номинала облигации. В результате стриппинга, произведенного депозитарием, одну купонную облигацию можно обратить в две или несколько бескупонных облигаций, одна из которых будет представлять собственно облигацию, а остальные - купоны.
 
  Конвертируемая ценная бумага - это ценная бумага с бесплатной возможностью ее замены на заранее определенное количество обыкновенных акций того же эмитента. Коэффициент конверсии - это количество обыкновенных акций, на которое может быть обменена одна конвертируемая ценная бумага.
  Конверсионный курс представляет собой объявленную стоимость обыкновенной акции, по которой она будет предоставлена инвестору на момент обмена.
  Конверсионная стоимость - это показатель расчетной стоимости, по которой могли бы проводиться операции купли-продажи конвертируемой ценной бумаги, если бы их оценивали по стоимости обыкновенных акций, на которые они обмениваются. Превышение текущего курса конвертируемой ценной бумаги над ее конверсионной стоимостью называется конверсионной премией.
  Необходимо упомянуть еще две разновидности ценных бумаг, которые также являются относительно молодыми финансовыми инструментами, и существование которых невозможно без наличия базовых эмиссионных бумаг.
 
  Подписные права - это ценные бумаги, дающие право на покупку в течение короткого срока определенной доли нового выпуска обыкновенных акций того же эмитента по заранее оговоренному курсу.
 
  Бесплатное получение подписного права дает каждому акционеру возможность сохранить свою долю в уставном капитале компании. Курс новой акции обозначается в "праве" и называется курсом исполнения. Курс исполнения всегда устанавливается на более низком уровне, чем текущий рыночный курс акций.
 
  Варрант - это ценная бумага, дающая его держателю право купить акцию у компании по курсу, обозначенному в самом варранте.
 
  В отличие от подписных прав, варрант является долгосрочной ценной бумагой, срок обращения которой доходит до 5, 10, иногда 20 лет. Некоторые варранты вообще не имеют срока погашения.
 
  Курс исполнения варранта - это объявленный курс, по которому владелец варранта может приобрести лежащую в его основе акцию.
 
  Так как варранты обладают относительно низкой стоимостью, им свойственна неустойчивость курсов и способность обеспечивать высокую норму доходности.
 
  Вложение средств в подписные права и варранты позволяет использовать так называемый "эффект рычага" - возможность приобретения определенной доли в акционерном капитале компании при относительно небольших затратах капитала.
 
  Как уже упоминалось выше, депозитарные расписки, подписные права и варранты, конвертируемые облигации, которые мы назвали "вторичными ценными бумагами", можно лишь условно отнести к производным финансовым инструментам, поскольку их возникновение и использование, а также ценообразование непосредственно связано с обращением основных ценных бумаг. При этом инициатором возникновения и эмитентом этих ценных бумаг выступает как правило эмитент основных ценных бумаг (в случае с "классическими" производными ценными бумагами эмитентом является расчетная палата биржи). Кроме того, если выпуск производной ценной бумаги осуществляется с целью хеджирования торговых позиций участников рынка, то выпуск "вторичных" ценных бумаг позволяет либо поощрять существующих или будущих владельцев основных ценных бумаг (в случае с конвертируемыми облигациями, подписными правами, варрантами), либо выводить основные ценные бумаги на новые финансовые рынки (депозитарные свидетельства).
 
  Итак, мы рассмотрели понятие производных финансовых инструментов, узнали, что представляет собой финансовая инженерия. А сейчас более подробно рассмотрим основные виды производных финансовых инструментов.
 
 2. Фьючерсы
 
  Фьючерсный контракт представляет собой обязательство купить или продать определенное количество товара по согласованной цене в определенную дату в будущем. Фьючерсные контракты - это стандартизованные биржевые контракты.
 
  Фьючерсные контракты впервые стали использоваться в 40-х годах XIX века на крупнейшей товарной бирже - в Чикагской торговой палате. Базисным активом первых фьючерсных контрактов было зерно.
 
  Бурный рост фьючерсных контрактов на биржевые товары начался в 50-60-е годы ХХ века вследствие сильных колебаний цен на сырьевые товары и началом международной экономической интеграции.
 
  Повышение процентных ставок и усиление неустойчивости валютных курсов в 1970-х годах способствовали развитию рынка финансовых инструментов, которые можно было бы использовать с целью уменьшения валютных рисков. В 1972 г. на Чикагской товарной бирже появился первый фьючерсный контракт на валюту, затем - на казначейские векселя и процентные ставки, а в 1982 г. - на биржевые индексы.
 
  Прообразом фьючерсных контрактов послужили форвардные контракты.
 
  Форвардный контракт - это контракт между двумя контрагентами о будущей поставке базисного актива на согласованных условиях. Форвардные контракты - индивидуальны, они не обращаются на биржах.
 
  При наличии общих черт у этих двух видов контрактов есть ряд существенных отличий. Отличительные черты фьючерсных контрактов заключаются в следующем:
 Характеристики контракта Фьючерсный контракт Форвардный контракт 1. Где заключается и обращается контракт Является биржевым договором, разрабатываемым и обращающимся на конкретной бирже. Заключаются на внебиржевом рынке двумя контрагентами. Контракт является необращаемым инстументом. 2. Каковы условия контракта Контракт стандартизован по количеству базисного актива, лежащего в его основе, месту и срокам поставки (типичные сроки поставки - март, июнь, сентябрь, декабрь), срокам и форме расчетов, применяемым штрафным санкциям, и т.д. Единственным не стандартизованным параметром является цена базисного актива. Контракт не стандартизован. Все условия контракта оговариваются участниками сделки. 3. Какой базисный актив лежит в основе контракта Круг базисных активов ограничен правилами ведения фьючерсных торгов конкретной биржи. Определен сторонами сделки. 3. Есть ли гарантии исполнения контракта Исполнение контракта, полнота и своевременность расчетов по фьючерсному контракту гарантируются биржей. Расчетная палата предъявляет ряд требований к участникам. При открытии позиции инвестор обязан внести на счет брокерской фирмы первоначальную маржу - денежную сумму в качестве залога, минимальный размер которой устанавливается расчетной палатой. Расчетная палата устанавливает также нижний уровень маржи, ниже которого никогда не должна уменьшаться сумма на счете клиента. Расчетная палата в конце каждого торгового дня производит перерасчет позиций инвесторов, переводя сумму выигрыша со счета проигравшей стороны на счет выигравшей стороны. Эта сумма называется вариационной (переменной) маржей. Исполнение контракта гарантируется лишь репутацией и платежеспособностью контрагентов сделки. 4. Цель заключения контракта Заключение контрактов производится главным образом не для купли-продажи базисного актива, а с целью получения прибыли от разницы в ценах. Контракт заключается с целью купли-продажи в будущем базисного актива. 5. Могут ли быть ликвидированы обязательства по контракту Каждая из сторон сделки может в любой момент до истечения срока контракта ликвидировать свои обязательства по нему путем заключения сделки, противоположной ранее сделанной, иначе говоря, офсетной сделки. Ликвидация контракта возможна лишь при согласии обоих участников сделки.
 
  Отражением ожиданий инвесторов относительно будущей цены базисного актива является фьючерсная цена.
 
  Фьючерсная цена - это цена, которая фиксируется при заключении фьючерсного контракта. При заключении контракта фьючерсная цена может быть выше или ниже цены базисного актива в текущий момент (цены спот). Ситуация, при которой фьючерсная цена выше цены спот, называется контанго. Ситуация, при которой фьючерсная цена ниже цены спот, называется бэквордэйшн.
 
  В зависимости от вида базисного актива, выделяют следующие виды фьючерсных контрактов.
 
  Фьючерсный товарный контракт - это контракт на принятие или поставку товара определенного количества и качества по зафиксированной в нем цене на установленную дату. В качестве базисного товара могут выступать зерно, нефть, драгоценные металлы, продовольственные товары, и т.д.
  Фьючерсный финансовый контракт - это контракт, представляющий собой соглашение, обязывающее купить или продать определенный финансовый инструмент в определенный срок по зафиксированной в нем цене.
 
  В зависимости от вида базисного актива, который лежит в основе финансового фьючерса, выделяют три основных вида фьючерсов:
 
 Процентные фьючерсы - это фьючерсные контракты, основанные на долговых ценных бумагах. На американском рынке самыми распространенными процентными фьючерсами являются фьючерсы на векселя Казначейства США, 30-дневные процентные ставки, 90-дневные евродолларовые депозитные сертификаты, средне- и долгосрочные облигации Казначейства США.
 
  Цена на фьючерс, базис которого составляет краткосрочный процент, определяется по правилу: 100 - зафиксированная в контракте процентная ставка. Масштаб движения цены контракта - базовый пункт (тик), равный 0,01%. Каждый базовый пункт по каждому типу контрактов имеет одну и ту же абсолютную стоимостную величину:
  Ск
  Ц б.п. = БП ? ---- ? Нк , где
  12
  Ц б.п. - стоимостная оценка базового пункта
  БП - базовый пункт (тик) = 0,0001
  Ск - стандартный срок исполнения контракта (в месяцах)
  Нк - стандартный номинал контракта
 
  Цена на фьючерс, базис которого составляет долгосрочная процентная ставка, определяется по правилу: 100 - величина процента, сложившегося на рынке наличных сделок. Масштабом цен в этом случае является не 0,01%, а 1/32 от каждых 100 единиц номинала, и формула расчета имеет следующий вид:
 
  Цб.п. = 1/32 ? 0,01 ? Нк
 
 Валютные фьючерсы - это фьючерсные контракты, базисом которых является иностранная валюта. Валютные фьючерсы приобретаются на основе валютного курса. Цена фьючерсного контракта выражается в количестве долларов на единицу валюты. Цена базового пункта определяется следующим образом:
  Ц б.п. = С3 ? Нк , где
 
  Цб.п. - стоимость базового пункта (тика) в долларах США на единицу национальной валюты;
  С3 - стандартное значение базового пункта, установленное биржей в долларах на единицу валюты;
  Нк - стандартный номинал контракта
 
 Фьючерсы на фондовые индексы - это фьючерсные контракты, основанные на показателях всесторонней оценки фондового рынка, подобных индексу "Standart & Poor's 500". Наиболее часто используемые в США в качестве основы для фьючерсов индексы - индекс "Standart & Poor's 500", составной индекс Нью-Йоркской фондовой биржи, составной индекс "Value Line".
 
  Стороны, заключающие фьючерсный контракт, строго говоря, не являются "покупателями" и "продавцами", поскольку каждая из них берет на себя твердое обязательство принять один актив (например, акции) и поставить другой актив (например, деньги). Однако по традиции сложилась такая терминология на рынке фьючерсов. О стороне, которая обязуется поставить базисный актив, говорят, что она "продала фьючерс" или заняла "короткую позицию". О стороне, которая обязуется принять базисный актив, говорят, что она "купила фьючерс", или заняла "длинную позицию".
 
 3. Опцион
 
  Инвестор, уверенный в том, что его прогнозы относительно будущих цен на некоторый актив, сбудутся, имеет возможность заключить фьючерсный контракт. Но это сделает его позицию достаточно рискованной, поскольку, если его прогноз будет неверным, инвестор не сможет отказаться от выполнения сделки. Ограничить свой финансовый риск инвестор может с помощью использования опционной сделки.
 
  Первые упоминания об использовании опционов в Англии относятся к 1694 г. Одни из первых опционов появились еще в XVII веке в Голландии: это были опционы на тюльпаны. В настоящее время на развитых фондовых рынках опционные контракты заключаются на различные товары, валюту, ценные бумаги (включая и производные), фондовые индексы. Резкий рост опционных рынков начался после 1973 г. В настоящее время существуют как биржевые опционы, так и опционы, обращающиеся на внебиржевом рынке.
 
  Опцион - ценная бумага, представляющая собой контракт, покупатель которого приобретает право купить или продать актив по фиксированной цене в течение определенного срока, либо отказаться от сделки, а продавец обязуется по требованию контрагента за денежную премию обеспечить реализацию этого права.
 
  Опцион как экономическое явление представляет собой оформляемое договором право купить, продать (или отказаться от сделки) на протяжении договорного срока и по фиксированной договорной цене определенный объем базисного актива, либо получить определенный доход от финансового вложения или денежного займа.
 
  Цена, по которой исполняется опцион, называется ценой исполнения, или "страйковой" ценой (ценой страйк).
 
  В заключении опционной сделки участвуют две стороны - покупатель и продавец опциона.
 
  Покупатель опциона (держатель опциона) - сторона договора, приобретающая право на покупку или продажу базисного актива, либо на отказ от сделки.
 
  Продавец опциона (надписатель опциона) - сторона договора, обязанная поставить или принять предмет сделки по требованию покупателя.
 
  При покупке опциона покупатель уплачивает продавцу премию. Опционная премия - это цена приобретения опциона.
 
  Премия состоит из двух компонентов - внутренней стоимости и временной стоимости.
 
  Внутренняя стоимость - это разность между текущим курсом актива и ценой исполнения опциона.
 
  Временная (внешняя) стоимость - это разность между суммой премии и внутренней стоимостью опциона.
 

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу