<< Пред. стр. 3 (из 8) След. >>
Гражданин РФ - физическое лицо (человек), обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.Иностранный гражданин в РФ - лицо, не имеющее гражданства РФ, но имеющее подтверждение своей принадлежности к гражданству иного государства.
Лицо без гражданства (апатрид) - человек, не являющийся гражданином РФ и не имеющий доказательства наличия гражданства иностранного государства. По своему правовому статусу апатриды приравниваются к иностранцам.
Гражданство каждого человека оформляется индивидуально, подтверждается паспортом и иными документами, устойчиво и не может быть изменено произвольно. Через гражданство государство распространяет на человека свою суверенную власть как внутри страны, так и за ее пределами.
Основные принципы гражданства РФ:
• единство;
• равенство независимо от оснований его приобретения;
• право на гражданство и на его изменение; •• запрещение лишения гражданства;
• возможность двойного гражданства;
• недопустимость автоматического изменения гражданства при изменении гражданства супруга, родственников;
• сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ;
• защита и покровительство со стороны России граждан РФ, находящихся за границей РФ.
Суть принципа единства в том, что гражданин, в каком бы субъекте федерации постоянно ни проживал или ни находился, является гражданином единого государства - Российской Федерации.
Равенство независимо от оснований приобретения гражданства. Граждане РФ по рождению; бывшие иностранные граждане или апатриды, принятые в российское гражданство; лица, которые приобрели гражданство России по иным основаниям, имеют равные права и обязанности гражданина РФ.
Каждый человек имеет право на российское гражданство. При отсутствии указанных в законе оснований, препятствующих получению гражданства России, данное гражданство должно быть предоставлено обратившемуся лицу. Гражданин РФ вправе изменить свое гражданство в установленном порядке при отсутствии неисполненных обязательств перед -физическими и юридическими лицами.
Запрещение лишения гражданства означает, что одностороннее расторжение государством (РФ) по собственной инициативе гражданских связей с гражданином РФ не допускается. Этот принцип свидетельствует о демократизации данного института.
Принцип двойного гражданства означает, что РФ допускает наличие у гражданина России одновременно гражданства иного государства. Это возможно, если у России и данного государства имеется соответствующий договор. Двойное гражданство не умаляет гражданских прав его обладателя и не освобождает от исполнения обязанностей.
Недопустимость автоматического изменения гражданства при изменении гражданства супруга, родственников означает, что при вступлении гражданина РФ в брак с иностранцем, изменении гражданства его супруга, родственника российское гражданство автоматически не прекращается и сохраняется за данным гражданином.
Сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ, означает, что проживание гражданина РФ за рубежом не приводит к потере им российского гражданства.
Российская Федерация через консульские и дипломатические учреждения осуществляет защиту и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами страны.
21. Основания и порядок приобретения российского гражданства
Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным законом "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 № 62-ФЗ, вступившим в силу 01.07.2002.
Гражданами РФ являются лица, которые:
• имели гражданство РФ на день вступления в силу закона - то есть на 01.07.2002;
• приобрели гражданство РФ в соответствии с этим законом. Документ, подтверждающий гражданство:
• паспорт гражданина РФ;
• иной документ, содержащий указание на гражданство.
Новый Закон "О гражданстве РФ" исключил такие основания приобретения гражданства, как:
• признание (исчерпало себя);
• восстановление в гражданстве лиц, ранее лишенных гражданства (предполагается, что такое восстановление состоялось, и нет смысла сохранять данную норму);
• регистрация (предполагается, что большинство граждан этим правом уже воспользовались);
• регистрация в результате заключения брака с гражданином РФ (в целях противодействия фиктивным бракам).
После 01.07.2002 иностранный гражданин может стать гражданином РФ, как правило, путем приема в гражданство через обращение в соответствующие госорганы и подписание указа Президентом РФ.
Новый закон "О гражданстве РФ" предусматривает четыре основания приобретения гражданства:
• по рождению;
• в результате приема в гражданство;
• в результате восстановления в гражданстве;
• по иным основаниям, предусмотренным законодательством и международными договорами РФ.
Гражданство ребенка по рождению приобретается в случае:
• если оба или единственный его родитель - граждане РФ независимо от места рождения ребенка;
• один из его родителей - гражданин РФ, а другой - иностранный гражданин, при условии рождения ребенка на территории России или если в ином случае он станет лицом без гражданства;
• один из родителей - гражданин РФ, а другой - лицо без гражданства, либо признан безвестно отсутствующим, либо его местонахождение неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
• оба родителя - иностранные граждане или лица без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории России, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство;
• ребенок находится на территории РФ, родители его неизвестны и не установлены в течение 6 месяцев со дня обнаружения ребенка. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, желающие стать гражданами РФ, после вступления в силу нового закона могут получить гражданство РФ путем приема в гражданство.
Прием в гражданство РФ осуществляется:
• в общем порядке;
• упрощенном.
Для приема в гражданство в общем порядке необходимо отвечать следующим условиям:
• непрерывно проживать на территории РФ в течение 5 лет с момента получения вида на жительство и до момента обращения с заявлением о приеме в гражданство (проживание считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение года);
• соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
• владеть русским языком;
• иметь законный источник средств к существованию;
• обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства (за исключением случаев, когда законом или международным договором этого не требуется или если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин).
Срок проживания на территории РФ сокращается до одного года, если лицо отвечает хотя бы одному из требований:
• имеет высокие достижения в области науки, техники, культуры или обладает профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ;
• родилось на территории РСФСР и в прошлом имело гражданство СССР;
• состоит в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет;
• лицо нетрудоспособно и имеет дееспособного сына или дочь - граждан РФ, достигших 18 лет;
• заявителю предоставляется политическое убежище;
• заявитель признан беженцем.
В упрощенном порядке - без соблюдения условия о непрерывном проживании на территории РФ - могут быть приняты в гражданство РФ дееспособные лица:
• имеющие высокие заслуги перед РФ;
• имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя - гражданина РФ;
• имели гражданство СССР, проживали и проживают на территории государства - бывшей республики СССР и не получили гражданство данного государства;
• ребенок или недееспособные лица.
Ребенок или недееспособное лицо принимаются в гражданство в упрощенном порядке:
• по заявлению родителя, имеющего гражданство РФ, при наличии письменного согласия другого родителя (согласия не требуется, если ребенок проживает на территории РФ);
• по заявлению единственного родителя - гражданина РФ;
• по заявлению опекуна или попечителя - гражданина РФ - при приеме в гражданство недееспособного лица, над которым установлена опека или попечительство.
Новый Закон "О гражданстве РФ" предусматривает такое основание приобретения гражданства, как восстановление в гражданстве. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве РФ, могут быть восстановлены в российском гражданстве при соблюдении тех же условий, что и прием в гражданство в общем порядке. Отличие лишь в том, что срок постоянного проживания на территории РФ сокращается с 5 до 3 лет.
Закон не устанавливает исчерпывающего перечня оснований приобретения гражданства. Основной путь получения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства - прием в гражданство. Но закон предусматривает также такое основание получения гражданства, как оптация (изменение территории), иные основания.
Исходя из конституционного принципа о праве на гражданство (ст. 6 Конституции), нового закона предполагается, что лицо, обратившееся с заявлением о приобретении гражданства РФ, должно его получить, если нет оснований для отказа.
Основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ:
• выступление за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или создание угрозы безопасности РФ иными действиями;
• в течение 5 лет, предшествующих дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство или о восстановлении в гражданстве РФ, лицо выдворялось за пределы РФ;
• использование подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений;
• состояние на военной службе или на службе в органах безопасности, правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
• наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с законом;
• отбывание наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые федеральным законом (до истечения срока наказания);
• преследование в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
• отсутствие законного источника средств к существованию или непрерывного проживания на территории РФ в течение установленного срока. Лицо считается принятым в гражданство РФ с даты вступления в силу
решения компетентного государственного органа РФ, в частности, Указа Президента РФ о приеме в гражданство.
22. Основания и порядок прекращения российского гражданства
Основания прекращения гражданства РФ.
• выход из гражданства;
• отмена решения о приеме в гражданство;
• оптация (выбор) гражданства при изменении государственного статуса территории;
• иные основания.
Выход из гражданства - наиболее распространенная процедура его прекращения. Выход из гражданства РФ не допускается:
• если лицо призвано на военную (альтернативную) службу - с момента получения повестки;
• против лица возбуждено уголовное дело либо имеется неисполненный обвинительный приговор суда;
• лицо имеет невыполненное обязательство перед РФ, физическими или юридическими лицами;
• лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна, если в судебном порядке доказано, что лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений или фальшивых документов. Подобное решение не распространяется на супруга и детей данного лица, если не будет доказана их осведомленность о незаконном приобретении гражданства данным лицом. Закон допускает возможность прекращения гражданства и по иным основаниям.
Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ:
• Президент РФ;
• Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ;
• Министерство внутренних дел РФ;
• Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.
Высшая инстанция по вопросам гражданства РФ - Президент РФ. Своими указами он решает вопросы:
• приема в российское гражданство иностранных граждан, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства;
• восстановления в гражданстве РФ;
• выхода из гражданства;
• отмены решений по вопросам гражданства;
• наличия двойного гражданства;
• предоставления почетного гражданства.
Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ предварительно готовит материалы, документы на подпись Президенту РФ. Органы МВД, в частности:
• принимают от лиц, проживающих в РФ, заявления и ходатайства по вопросам гражданства;
• проверяют факты и документы, имеющие отношение к делам о гражданстве;
• направляют ходатайства и материалы в Комиссию по делам гражданства при Президенте РФ;
• определяют принадлежность к гражданству лиц, проживающих в РФ. МИД, дипломатические и консульские учреждения осуществляют аналогичные функции в отношении лиц, проживающих за границей.
23. Общая характеристика федеративного устройства России
По форме государственного устройства Россия - федерация - сложное государство, состоящее из территорий (субъектов Российской Федерации), имеющих признаки государства. В то же время Россия - единое государство, отвечающее следующим признакам:
• наличие государственного суверенитета;
• единой территории;
• единого государства;
• единой правовой системы в масштабах всей страны;
• общих для всей федерации органов госвласти;
• общегосударственной собственности;
• единой денежной и кредитной систем;
• государственного языка - русского;
• Вооруженных Сил;
• судебной системы;
• правоохранительных органов;
• государственных символов - герба, гимна и флага;
• международной правосубъектности.
Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации шести видов:
• республики в составе РФ;
• автономная область;
• автономные округа;
• области;
• края;
• города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую
эпоху автономных республик (АССР) и автономных областей. В России 21 республика данного вида:
• Республика Адыгея (Адыгея);
• Республика Алтай;
• Республика Башкортостан;
• Республика Бурятия;
• Республика Дагестан;
• Республика Ингушетия;
• Кабардино-Балкарская Республика;
• Республика Калмыкия;
• Карачаево-Черкесская Республика;
• Республика Карелия;
• Республика Коми;
• Республика Марий Эл;
• Республика Мордовия;
• Республика Саха (Якутия);
• Республика Северная Осетия - Алания;
• Республика Татарстан (Татарстан);
• Республика Тыва;
• Удмуртская Республика;
• Республика Хакасия;
• Чеченская Республика;
• Чувашская Республика - Чувашия.
Их главное отличие от иных субъектов федерации (например областей) в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов госвласти.
Республики в составе РФ имеют:
• свою конституцию;
• систему органов госвласти;
• республиканское гражданство;
• государственную символику;
• иные привилегии, обусловленные республиканским статусом. Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, -
Еврейская автономная область. В советскую эпоху в РСФСР было пять автономных областей, но Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская, Хакасская автономные области преобразовались в республики в составе РФ.
Еще один вид субъектов РФ - автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, хантов и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус.
• самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации);
• одновременно входят в состав других субъектов РФ - краев и областей (Тюменской области, Краснодарского края и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области.
Всего автономных округов - 10 (их перечень указан в Конституции РФ).
Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа -соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.
Остальные субъекты федерации - края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население - территориальные образования в составе РФ.
Области (их 49) составляют большинство субъектов федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта федерации. Особый вид области - край.
Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе иные образования - автономные области и автономные округа:
• в состав Красноярского края входят Таймырский и Эвенкийский автономные округа, ранее входила Хакасская автономная область;
• в состав Хабаровского края входит Еврейская автономная область;
• ранее в состав Ставропольского края входила Карачаево-Черкесская автономная область;
• в Краснодарский край входит Адыгейская автономная область;
• в Алтайский край - Горно-Алтайская автономная область;
• Приморский край был единственным краем, не имевшим в своем составе иных образований.
В связи с особым статусом Москвы - столицы РФ - и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы РФ) Санкт-Петербурга, данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ.
Новая особенность федерации в России - наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.
В целях упорядочения государственного управления в РФ Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (в ред. от 30.01.2001) в России образовано семь федеральных округов:
Центральный федеральный округ: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва.
Центр федерального округа - г. Москва.
Северо-Западный федеральный округ: Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ и г. Санкт- Петербург.
Центр федерального округа - г. Санкт-Петербург.
Южный федеральный округ: Республики Адыгея (Адыгея), Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия - Алания; Чеченская, Краснодарский и Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.
Центр федерального округа - г. Ростов-на-Дону.
Приволжский федеральный округ: Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская - Чувашия; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Коми-Пермяцкий автономный округ.
Центр федерального округа - г. Нижний Новгород.
Уральский федеральный округ: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Центр федерального округа - г. Екатеринбург.
Сибирский федеральный округ: Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский и Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа.
Центр федерального округа - г. Новосибирск.
Дальневосточный федеральный округ: Республики Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Корякский и Чукотский автономные округа.
Центр федерального округа - г. Хабаровск.
24. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
В федеративном государстве все субъекты наделены определенной самостоятельностью в различных областях общественной жизни, что необходимо для нормального функционирования органов власти. В этих целях и в Конституции РФ и в других нормативно-правовых актах разграничиваются полномочия между федеральной властью и властью на местах.
В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании:
• Конституции РФ;
• Федеративного договора;
• договоров между РФ и отдельными субъектами.
Основной принцип разграничения - выделение трех сфер ведения:
• исключительного ведения РФ;
• совместного ведения РФ и субъектов РФ;
• ведения субъектов РФ.
К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов:
• государственного строительства;
• регулирования экономики и социального развития;
• внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
• обороны и охраны границы;
• создания правоохранительных органов и правовой системы;
• метеорологии и статистики;
• государственных наград и почетных званий;
Основные вопросы государственного строительства:
• принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов;
• федеративное устройство;
• регулирование и защита прав и свобод человека;
• устройство федеральных органов государственной власти;
Основные вопросы регулирования экономики и социального развития:
• государственной собственности;
• финансового, валютного, денежного, кредитного, таможенного регулирования;
• установления основ единого рынка;
• федерального бюджета;
• федеральных налогов и сборов;
• ядерной энергетики;
• космических исследований;
• транспорта;
• связи;
Основные вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:
• вопросы войны и мира;
• заключения международных договоров;
• внешнеполитической деятельности;
Вопросы обороны и охраны границы:
• обороны и безопасности;
• оборонной промышленности;
• защиты государственной границы;
Вопросы правоохранительных органов и правовой системы:
• судоустройства;
• прокуратуры;
• уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, арбитражно-процессуального законодательства;
• правового регулирования сферы интеллектуальной собственности; Вопросы метеорологии и статистики:
• метеорологической службы;
• эталонов;
• стандартов;
• исчисления времени;
• геодезии и картографии;
• бухгалтерского учета;
• статистики.
Сфера совместного ведения федерации и субъектов РФ:
• обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам;
• обеспечение законности и правопорядка;
• установление общих принципов организации местного самоуправления;
• природопользование;
• здравоохранение;
• местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ;
• подбор кадров судебных и правоохранительных органов;
• адвокатура;
• нотариат;
• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство; законодательство о недрах и об охране окружающей среды.
Предметы ведения субъектов РФ определены в Конституции РФ по остаточному принципу, а именно: в Российской Федерации к ведению субъектов РФ отнесено все то, что не отнесено к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов.
Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий. Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные. Основным законом и Федеративным договором.
25. Общие принципы организации власти в субъектах РФ
Основные нормативные акты, регулирующие вопросы организации власти в субъектах РФ:
• Конституция РФ;
• Федеральный законы;
• Основные законы субъектов федерации.
Базовый документ для отдельно взятого субъекта РФ, регулирующий в соответствии с Конституцией РФ и указанными федеральными законами основы организации власти в субъектах РФ, - Основной закон субъекта РФ. Наиболее типичные названия Основного закона субъекта федерации:
• Конституция (Основной закон Республик в составе РФ);
• Устав или Устав (Основной закон) в большинстве остальных субъектов федерации.
Встречаются также уникальные названия Основного закона, например Степное Уложение (Калмыкия).
Несмотря на разнообразие субъектов РФ и их Основных законов, Федеральными законами был закреплен ряд принципов, обязательных для всех субъектов РФ:
• регулярность выборов органов власти;
• запрет устанавливать цензы оседлости для избрания в органы власти субъекта РФ (любой гражданин России может выдвигаться на любые должности в любом субъекте РФ независимо от места проживания, например житель Москвы может стать губернатором Чукотки, и т. д.);
• установление единого возраста для осуществления активного и пассивного избирательного права: 18 лет - для права избирать, 21 год - для права быть избранным в законодательный (представительный) орган субъекта, 30 лет - для права быть избранным главой субъекта РФ (субъекты РФ не имеют права устанавливать иные возрастные требования);
• срок полномочий должностных лиц субъектов РФ не может превышать 5 лет;
• время пребывания у власти главы субъекта РФ ограничено двумя сроками.
В настоящее время вступил в действие новый принцип, по которому главы субъектов Российской Федерации будут утверждаться законодательными органами субъектов по представлению Президента РФ.
Типичная схема организации власти в субъекте РФ предусматривает наличие:
• законодательного (представительного) органа;
• исполнительного органа;
• главы субъекта РФ.
Различие - в соотношении их полномочий и законодательно оформленной организации взаимодействия между ними.
Законодательный (представительный) орган (своеобразный "парламент" субъекта РФ) - высший орган власти субъекта РФ - обычно принимает Конституцию, Устав, иные законы субъекта; решает важнейшие вопросы жизни субъекта. Наиболее распространенные названия законодательного (представительного) органа:
• Законодательное собрание;
• областной (краевой) совет;
• областная Дума;
• парламент;
• Государственное собрание;
• Государственный совет.
Встречаются также и уникальные названия: Эл Курултай (Республика Алтай), Хурал (Бурятия, Калмыкия), Государственная Дума (Ставропольский край, Ямало-Ненецкий автономный округ), Суглан (Эвенкийский автономный округ).
Как правило, данные органы избираются по мажоритарной системе относительного большинства и имеют однопалатную структуру. Сложная (двухпалатная) структура законодательных органов:
• Карелии (Палата республики и Палата представителей);
• Кабардино-Балкарии (Совет республики и Совет представителей);
• Республики Саха (Якутия) - Палата республики и Палата представителей;
• Свердловской области. Двухступенчатую структуру имеют парламенты:
• Татарстана (Верховный совет, Законодательное собрание);