<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  • Республики Тыва (Верховный хурал и Великий хурал).
  Самый малочисленный законодательный орган в Ингушетии (27 депутатов), многочисленный - в Татарстане (250 депутатов).
  Основные законы всех субъектов РФ предусматривают должность главы субъекта РФ. Главы субъектов называются по-разному и имеют неодинаковый статус. Президент республики избирается:
  • в Адыгее;
  • Башкортостане;
  • Бурятии;
  • Калмыкии;
  • Кабардино-Балкарии;
  • Ингушетии;
  • Марий Эл;
  • Саха (Якутии);
  • Северной Осетии - Алании;
  • Татарстане;
  • Тыве;
  • Чувашии. Председатель правительства:
  • в Карелии;
  • Хакасии.
  Глава республики:
  • в Коми;
  • Мордовии.
  Председатель Государственного совета:
  • в Удмуртии;
  • Дагестане.
  Главой остальных субъектов (краев, областей, автономной области и автономных округов) является губернатор или глава администрации.
  В Москве в качестве главы субъекта федерации избирается мэр.
  Во всех субъектах федерации глава субъекта избирался непосредственно народом. Теперь будет назначаться Президентом РФ и утверждаться законодательным органом субъекта РФ.
  В Удмуртии Председатель Госсовета избирается на заседании Государственного совета - законодательного и представительного органа данного субъекта.
  В Дагестане Народное собрание (парламент) созывает Конституционное собрание, которое избирает Государственный совет - "коллективного главу республики" (из 14 человек - по одному от каждой из 14 преобладающих национальных общин). Госсовет выбирает из своего состава председателя.
  В субъектах РФ взаимоотношения между главой субъекта и исполнительным органом (правительством, администрацией) строятся по одной из трех схем:
  • правительство (администрация) - орган исполнительной власти, подотчетный непосредственно главе субъекта РФ (большинство субъектов РФ);
  • глава субъекта РФ возглавляет систему исполнительной власти и одновременно является председателем правительства (Коми, Бурятия, Тыва, Карелия, Хакасия);
  • правительство (администрацию) формирует законодательный (представительный) орган (Удмуртия, Дагестан).
  Органы законодательной власти играют доминирующую роль (например осуществляют контроль за исполнительной властью) в меньшинстве субъектов РФ. Наиболее "сильными" считаются законодательные органы Дагестана, Удмуртии, Мордовии. В большинстве же субъектов полномочия исполнительной власти шире, чем законодательной.
 
 26. Порядок принятия в РФ и образование нового субъекта
  Принятие в РФ нового субъекта - процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.
  Основные условия принятия в РФ нового субъекта:
  • добровольность;
  • наличие соответствующего международного договора;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • учет государственных интересов РФ;
  • учет сложившихся экономических и культурных связей между другими субъектами РФ.
  Процедура принятия в РФ нового субъекта:
  • поступает предложение от иностранного государства (его полномочных органов) о его вступлении в РФ или вступлении в РФ его части;
  • Президент РФ информирует об этом Госдуму, Совет Федерации, Правительство РФ;
  • заключается международный договор между Россией и иностранным государством, выступившим с предложением о вступлении в РФ;
  • в международном договоре определяется статус будущего субъекта РФ, вопросы гражданства, порядок интеграции данного государства (его части) в экономическую систему, а также в систему органов госвласти РФ; при необходимости может быть предусмотрен переходный период;
  • принимается федеральный конституционный закон о вступлении в РФ нового субъекта; данным ФКЗ вносятся также изменения в ст. 65 Конституции РФ (содержащую перечень всех субъектов РФ);
  • новый субъект федерации приобретает статус республики в составе РФ, если иное не предусмотрено международным договором.
  Образование в составе РФ нового субъекта - изменение в составе субъектов РФ, не связанное с вступлением в состав России иностранного государства или его части.
  Новый субъект РФ может быть образован только путем объединения территории двух или более граничащих между собой субъектов РФ. При этом соблюдается следующая процедура:
  • субъекты федерации, желающие объединиться (заинтересованные субъекты), направляют Президенту РФ обоснованное предложение об образовании на их территории нового субъекта;
  • в заинтересованных субъектах проводятся референдумы об образовании нового субъекта;
  • для создания нового субъекта необходимо, чтобы решение об образовании нового субъекта было принято на референдуме во всех заинтересованных субъектах;
  • если хотя бы один из заинтересованных субъектов проголосует против объединения, то не ранее чем через год в субъектах проводятся новые референдумы по вопросу объединения, независимо от результатов предыдущих референдумов;
  • в случае принятия на референдумах в заинтересованных субъектах решения об образовании нового субъекта, издается соответствующий федеральный конституционный закон, в котором регулируются вопросы правопреемства и организации власти в новом субъекте;
  • данным ФКЗ вносятся изменения в ст. 65 Конституции, регулирующую состав субъектов РФ;
  • прежние субъекты, на территории которых создан новый субъект, прекращают свое существование.
 
 27. Основные принципы организации местного самоуправления в РФ
  Местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению вопросов местного значения, осуществляемая на уровне, следующем за уровнем субъекта федерации. Конституционные основы местного самоуправления:
  • органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти;
  • местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
  • население муниципальных образований самостоятельно решает вопросы местного значения; владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью;
  • население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления;
  • границы муниципальных территорий не могут быть изменены без учета мнений жителей данных территорий;
  • местное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
  Предмет ведения органов местного самоуправления, закрепленный конституционно:
  • управление муниципальной собственностью;
  • установление местных налогов и сборов;
  • формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  • осуществление охраны общественного порядка;
  • иные вопросы местного значения.
  Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов госвласти.
  Местное самоуправление может осуществляться гражданами:
  • непосредственно;
  • через органы местного самоуправления.
  Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • собрание (сход) граждан;
  • народная правотворческая инициатива;
  • обращения граждан в органы местного самоуправления;
  • территориальное общественное самоуправление.
  Местный референдум проводится по вопросам местного значения, и его решения по юридической силе выше юридической силы актов органов местного самоуправления.
  Местный референдум проводится обязательно:
  • в случае изменения границ территории;
  • при определении структуры органов местного самоуправления. Местный референдум назначается органом местного самоуправления. С инициативой проведения референдума могут выступить указанный орган, граждане. В референдуме могут участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования и имеющие право голоса. Голосование проходит тайно. Решение местного референдума является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  Самая распространенная форма непосредственного народного волеизъявления - муниципальные выборы, которые проходят на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С помощью выборов формируются как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления.
  Устав муниципального образования может предусматривать возможность собраний (сходов) граждан, на которых решаются, как правило, локальные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей отдельных районов муниципального образования.
  Народная правотворческая инициатива - внесение населением в органы местного самоуправления проектов правовых актов по вопросам местного Ж значения - должна быть рассмотрена на открытом заседании с участием ж представителей населения и также является одной из форм прямого народного волеизъявления. К данным формам относятся индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и к их должностным лицам. Последние обязаны дать ответ на подобные обращения в течение месяца и в случае нарушения порядка и сроков ответов на обращения граждан могут быть привлечены к административной ответственности.
  Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или создаваемыми им органами территориального общественного самоуправления. Граждане могут осуществлять местное самоуправление в иных формах, не противоречащих Конституции и федеральным законам, законам субъектов РФ.
  Местное самоуправление может проводиться через органы местного самоуправления и их должностных лиц. Наличие таких органов в муниципальных образованиях обязательно. По общему правилу, это представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования.
  Разновидность, наименование, сроки их полномочий определяются муниципальными образованиями самостоятельно и закрепляются в уставе.
  Представительный орган и глава избираются населением на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Данные органы наделяются собственной компетенцией, а депутаты представительного органа, глава - особым статусом. Глава может избираться и представительным органом. К осуществлению местного самоуправления могут привлекаться также иные должностные лица для выполнения функций исполнительного характера.
 
 28. Основные принципы избирательного права в РФ
  Избирательное право - институт конституционного права, регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением права граждан избирать и быть избранным в органы госвласти и органы местного самоуправления РФ, а также осуществлять свою непосредственную власть через референдум.
  Главные нормативные акты, регулирующие основные принципы указанных отношений, - Конституция РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002 № 67-ФЗ, законы субъектов РФ, иные нормативные акты.
  Основные принципы избирательного права в РФ:
  • свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Прямые выборы в РФ - народ избирает своих представителей в органах госвласти и местного самоуправления непосредственно (минуя разного рода коллегии выборщиков, многоступенчатую систему и т. д.); равные - каждый имеет один голос и равные права при голосовании (отсутствуют квоты, цензы, другие ограничения); свободные - контроль за волеизъявлением запрещен (голосование производится в специально оборудованных кабинах); голосование тайное - осуществляется бюллетенями без указания имени избирателя в кабинах для голосования;
  • регулярное, периодичное проведение в России выборов во все органы госвласти и местного самоуправления. Выборы в органы госвласти РФ (как федеральные, так и субъектов РФ), органы местного самоуправления регулярно проводятся в строго оговоренные законом сроки - решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока полномочий органов госвласти и местного самоуправления (в том числе их выборных должностных лиц), в течение 14 дней - в случае их досрочного прекращения. После чего выборы проводятся в федеральные органы - не позднее 110 дней и не ранее 80 дней с момента их назначения; в органы власти субъектов федерации - не позднее 100 дней и не ранее 80 дней с момента их назначения; в органы местного самоуправления - не позднее 80 дней и не ранее 70 дней со времени их назначения;
  • запрет изменять продолжительность срока избрания во время течения данного срока. Срок избрания может быть увеличен или сокращен только начиная со следующих выборов, назначенных после официального опубликования данной нормы;
  • запрет устанавливать сроки полномочий выборных лиц, превышающие 5 лет. Законом запрещено вводить, например 7-летние, 10-летние сроки полномочий выборных органов и должностных лиц; такие попытки предпринимались в ряде республик в составе РФ (в Калмыкии, Якутии);
  • недопустимость ограничения пассивного избирательного права для граждан РФ в связи с местом их проживания, кроме случаев, указанных в Конституции. Гражданин России вправе выдвигать свою кандидатуру в органы власти на всей территории России независимо от места проживания; установление цензов проживания на какой-либо территории может быть предусмотрено только Конституцией. Сегодня такого ограничения нет, что позволило ряду федеральных политиков, например Л. Руцкому, А. Лебедю, Р. Абрамовичу и др., возглавить субъекты РФ, постоянными жителями которых они не являлись;
  • установление возраста приобретения активного и пассивного избирательного права: активное (право избирать) - с 18 лет, пассивное (право быть избранным) - с 21 года (в органы госвласти и местного самоуправления); 30 лет - для избрания на должность главы субъекта РФ, 35 лет - для избрания на должность Президента РФ;
  • право иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на территории их постоянного проживания;
  • запрещается назначать проведение выборов и референдума в рабочие и праздничные дни;
  • запрет проведения референдума за год до истечения полномочий федеральных органов власти.
 
 29. Референдум (плебисцит) как форма непосредственной демократии
  Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, - принцип народного суверенитета: народ является источником власти в обществе. Народ осуществляет свою власть:
  • непосредственно;
  • через избираемых им представителей (например депутатов, президента и др.).
  Основные формы непосредственной демократии:
  • выборы;
  • референдум.
  Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различаются по объекту волеизъявления:
  • кандидаты, партии - выборы;
  • вопросы государственной жизни, по которым граждане должны выразить свое мнение, - референдум.
  Референдум - высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.
  Референдум отличается от плебисцита спецификой решаемых вопросов. Предмет плебисцита - вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще всего это вопросы о государственной независимости или изменении статуса территории. (В некоторых странах, например в США, не признают особой разницы между плебисцитом и референдумом).
  В международной практике на референдум обычно выносятся вопросы:
  • принятия или изменения конституции;
  • вхождения или выхода из международных союзов, организаций;
  • о форме правления;
  • важнейшие законы.
  На референдум обычно запрещается выносить вопросы:
  • о налогах и сборах;
  бюджете;
  • об амнистии.
  По территориальному охвату референдумы бывают:
  • общенациональными;
  • региональными;
  • местными;
  По юридической силе решения бывают:
  • обязательными;
  • факультативными,
  Решения обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например референдумы о принятии конституции). Факультативные референдумы носят характер опроса (совета с народом), и их решения не обязательны (носят консультативный характер).
  Нормативно-правовая основа референдума РФ:
  • Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  • Конституция РФ 1993 г.;
  • Федеральные конституционные законы.
  Федеральный конституционный закон устанавливает общие принципы проведения референдума РФ:
  • референдум РФ проводится на всей территории России на основе прямого и равного волеизъявления при тайном голосовании;
  • правом участия в референдуме обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы либо признанных судом недееспособными;
  • контроль за волеизъявлением граждан не допускается; голосование является личным;
  • вопросы, выносимые на референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина;
  • референдум РФ не может проводиться в период военного или чрезвычайного положения на всей территории страны и в течение 3-х месяцев после их отмены;
  • повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума РФ с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопросов;
  • финансирование референдума осуществляется за счет средств федерального бюджета.
  На референдум РФ запрещается выносить вопросы:
  • досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, досрочных выборов данных Органов либо об отсрочке подобных выборов;
  • изменения статуса субъектов РФ;
  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • амнистии и помилования.
 
 30. Конституционный статус Президента РФ
  Согласно Конституции РФ (ст. 80) Президент РФ - глава государства. Основные функции Президента РФ:
  • выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • принимать конституционные меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти;
  • определять основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • представлять РФ внутри страны и в международных отношениях. Важнейшая функция Президента РФ - гарантировать соблюдение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, что осуществляется путем:
  • обеспечения положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции;
  • обнаружения неконституционности действий каких-либо органов власти и обращения к ним с требованием привести свои акты в соответствие с Конституцией;
  • принятия мер, вплоть до принуждения, по борьбе с преступностью;
  • принятия иных законных мер по защите Конституции РФ, прав и свобод личности.
  Общими называются полномочия, которые не нуждаются в специальной регламентации и вытекают из статуса главы государства.
  К таким полномочиям относятся:
  • назначение выборов Госдумы;
  • роспуск в предусмотренных законом случаях Госдумы;
  • назначение референдума в соответствии с законом;
  • право законодательной инициативы;
  • подписание федеральных законов;
  • обращение к парламенту с ежегодными посланиями.
  Общие полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопасности, гражданства, наград, помилования:
  • осуществление руководства внешней политикой;
  • подписание международных договоров и ратификационных грамот;
  • принятие верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;
  • введение в соответствии с Конституцией военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопросов гражданства и предоставление политического убежища;
  • осуществление помилования;
  • награждение государственными наградами РФ; присвоение почетных, высших роенных и специальных званий.
  Специальные полномочия - это полномочия, прямо указанные в Конституции РФ в качестве таковых.
  К специальным полномочиям относятся:
  • назначение с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ;
  • право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • принятие решения об отставке Правительства РФ;
  • представление Госдуме кандидатуры для назначения председателем Центрального банка РФ, постановка перед Госдумой вопроса об освобождении от этой должности;
  • назначение на должность по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, а также их освобождение от должности;
  • представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов;
  • назначение на должность судей федеральных судов;
  • формирование Совета безопасности РФ и руководство его деятельностью;
  • формирование Администрации Президента РФ;
  • утверждение военной доктрины;
  • назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ;
  • назначение и освобождение Полномочных представителей Президента РФ;
  • назначение и отзыв после консультаций с комитетами и комиссиями парламента дипломатических представителей РФ в международных организациях и иностранных государствах.
  Помимо специальных, Президент РФ обладает рядом общих полномочий в сферах обороны и безопасности, международной политики, законодательного процесса, гражданства и др.
  Важнейший элемент статуса Президента РФ - право личной неприкосновенности. Президент РФ не может быть подвергнут уголовному и другому преследованию во время осуществления им своих полномочий, обладает иммунитетом при поездках за границу; его жизнь и деятельность охраняются законом.
  Акты Президента РФ - указы и распоряжения: обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
 
 31. Порядок избрания Президента РФ
  Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  Способы избрания президента:
  • прямые выборы - президент избирается непосредственно народом (в большинстве стран, где существует данная должность, в том числе и в России);
  • избрание президента парламентом (в ФРГ, Турции, Италии, Латвии, Югославии);
  • косвенные всенародные выборы (в США избираются выборщики президента в каждом штате).
  Наиболее демократичными считаются прямые выборы, хотя каждая система имеет свои плюсы и минусы.
  Срок полномочий Президента РФ ограничен 4 годами. Возможно повторное избрание, но не более чем на два срока подряд.
  Ограничение президентского срока - важное демократическое завоевание, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц. В большинстве демократических государств президент избирается на 4- или 5-летний срок и не более чем на два срока.
  Конституционные требования к кандидату в Президенты РФ:
  • наличие гражданства РФ;
  • достижение 35-летнего возраста;
  • постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет.
  Из мировой практики известны более серьезные ограничения (например требование гражданства по рождению; языковые, образовательные, национальные и другие барьеры).
  Конституция РФ 1993 г. предусматривает достаточно демократичный порядок избрания Президента РФ.
  Правом выдвижения кандидатов в президенты обладают политические партии, избирательные блоки, граждане в порядке самовыдвижения (при условии поддержки группой избирателей из не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом).
  Чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, необходимо собрать в свою поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей; при этом в одном субъекте РФ - не более 50 тыс. подписей. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами РФ, общее число подписей не может быть более 50 тыс.
  Выборы Президента РФ могут быть только альтернативными. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.
  Орган, осуществляющий организационные мероприятия по выборам Президента РФ, - постоянно действующая Центральная избирательная комиссия и ее органы на местах.
  Орган, назначающий выборы Президента РФ, - Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. День голосования - второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов публикуется в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
  Совет Федерации в предусмотренных законом случаях (смерть, отставка президента и др.) может назначить досрочные выборы. День голосования в этом случае - последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.
  Зарегистрированные кандидаты имеют равные права и равные обязанности.
  После проведения процедуры голосования начинается завершающая стадия - подсчет голосов, который осуществляют в присутствии наблюдателей члены участковой избирательной комиссии. Полученные данные обобщаются на уровне субъектов РФ и федерации в целом. Участковые избирательные комиссии составляют протоколы о результатах голосования, на основании которых Центризбирком оформляет протокол, определяющий результаты выборов.
  Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% включенных в списки избирателей и если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
  Избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший свыше 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (число избирателей определяется по числу избирательных бюллетеней в ящиках для голосования).
  Если ни один из кандидатов не был избран Президентом РФ, Центризбирком назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов (проводится через 21 день). Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другой претендент (при условии, что число голосов, поданных за кандидата-победителя, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов). Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один из них. При этом он считается избранным, если получит не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
  Если выборы признаны несостоявшимися или недействительными либо если на день проведения повторного голосования оба кандидата сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, Совет Федерации назначает повторные выборы.
  Президент РФ вступает в должность по истечении 4-х лет со дня вступления в должность предыдущего Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также, в случае если ко дню истечения 4-х лет назначены повторные выборы, - на 30-й день со дня опубликования общих результатов выборов.
  Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Федерального Собрания в присутствии членов Конституционного Суда РФ. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства.
 
 32. Прекращение обязанностей президента. Процедура импичмента
  Общие основания прекращения обязанностей Президента РФ - по истечении конституционного срока - 4-х или 8 лет (при повторном избрании). Момент прекращения полномочий - принесение присяги следующим главой государства.
  Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право:
  • на социальное обеспечение;
  • медицинское обслуживание;
  • пользование транспортом и связью, жилым помещением;
  • штат помощников.
  Бывший Президент РФ не может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности за деяния, совершенные в период осуществления им функций президента, кроме тяжких преступлений.
  После смерти Президента РФ члены его семьи находятся под защитой государства.
  Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения президентских полномочий в случаях:
  • отставки;
  • стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья;
  • отрешения от должности.
  В первом случае президент представляет парламенту соответствующее заявление.
  Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в настоящее время законодательно не урегулирована.
  Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности, именуемая в международной практике процедурой импичмента.
  Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента - в 1865, 1974 и 1999 гг.). В Российской Федерации дважды предпринимались тоже безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг.
  Процедура импичмента в РФ предусматривает три стадии:
  • выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;
  • заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;
  • отрешение президента от должности Советом Федерации. Содержание стадий:
  • обвинение выдвигается Госдумой РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;
  • Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о соблюдении порядка выдвижения обвинения;
  • Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов - 2/3 + 1 голос от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения
  • Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета Федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.
  В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы.
  Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.
 
 33. Федеральное Собрание Российской Федерации и его структура
  Конституция РФ 1993 г. выделяет следующие органы госвласти России:
  • Президент РФ;
  • Правительство РФ;
  • Федеральное Собрание - парламент РФ;
  • суды РФ.
  В системе госорганов Федеральное Собрание - парламент РФ играет роль представительного и законодательного органа России. Главные функции парламента:
  • представление многонационального народа России с учетом федеративного устройства государства;
  • законодательная деятельность на федеральном уровне. Принципы деятельности парламента РФ:
  • независимость от других органов госвласти;
  • невмешательство в работу других органов госвласти;
  • взаимодействие с другими органами госвласти в рамках компетенции.
  Федеральное Собрание - парламент РФ отличается от прежних высших органов законодательной власти СССР и РСФСР (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) тем, что:
  • современный парламент практически не имеет контрольных функций (например, отдельные министры не несут, как прежде, ответственности перед Федеральным Собранием и могут быть назначены на должность президентом без согласия парламента);
  • не составляет с законодательными собраниями субъектов РФ единой иерархической системы подобно системе советов во главе со Съездом и Верховным Советом СССР (до 1991 г.) и РСФСР, России (до 1993 г.).
  Двухпалатная структура парламента характерна для стран с устойчивыми демократическими традициями, а также для федераций (например для США, ФРГ, Бразилии, Франции, Великобритании, Италии, Японии и др.).
  Цели разделения парламента на две палаты:
  • обеспечение равновесия между интересами страны в целом и ее регионами;
  • консолидация федераций;
  • профессионализация деятельности парламента, "разделение труда";
  • воспрепятствование радикализму (одна палата сдерживает другую);
  • укрепление стабильности в обществе.
  Обычно одна из палат (которую часто называют нижней) выражает интересы народа в целом, например Палата Представителей в США, Палата Общин, в Великобритании, Национальное Собрание во Франции.
  Другая палата (верхняя, в большинстве стран Сенат) выражает интересы составных частей государства.
  Парламент РФ состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.
  Госдума представляет народ Российской Федерации в целом и играет роль нижней палаты (распространенный термин, хотя не закреплен в Конституции официально). Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года.
  Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ и играет роль верхней палаты, формируется по должностному принципу из глав законодательной и исполнительной власти субъектов федерации и соответственно состоит из 178 членов (по два от каждого субъекта).
 
 34. Компетенция парламента РФ
  Компетенция - объем полномочий, посредством которых раскрываются функции того или иного государственного органа.
  Обычно парламенты имеют три главные функции:
  • принятие законов;
  • утверждение бюджета;
  • контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с другими странами).
  Виды компетенции:
  • общая - направленность деятельности парламента в целом;
  • специальная - вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленные в Конституции.

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу