<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Совет Федерации ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:
  • утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;
  • утверждает указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения, военного положения;
  • решает вопрос об использовании Вооруженных Сил за пределами страны;
  • назначает выборы Президента РФ;
  • отрешает Президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • назначает судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного Судов;
  • назначает и смещает Генерального прокурора РФ;
  • назначает и смещает заместителя председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.
  Государственная Дума ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:
  • дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решает вопрос о доверии Правительству РФ;
  • назначает и смещает председателя Центрального банка РФ;
  • назначает и смешает председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;
  • назначает и смещает Уполномоченного по правам человека;
  • объявляет амнистию;
  • выдвигает обвинение против Президента РФ с целью импичмента.
  Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Собрание решает ряд вопросов общей компетенции. Наиболее важные направления общей компетенции:
  • финансы;
  • оборона и безопасность;
  • международная политика.
 
 34. Организация работы палат Федерального Собрания
  Палаты Федерального Собрания РФ - Госдума и Совет Федерации заседают раздельно. Совместные заседания палат предусмотрены для заслушивания:
  • посланий Президента РФ;
  • посланий Конституционного Суда РФ;
  • руководителей иностранных государств.
  Документы, определяющие порядок работы палат парламента РФ:
  • Регламент Госдумы от 22.01.98 № 2134-11 ГД (с изменениями и дополнениями, которые вносятся регулярно);
  • Регламент Совета Федерации от 30.01.2002 № 33-СФ (с изменениями и дополнениями).
  Руководство деятельностью Госдумы осуществляют:
  • Председатель Госдумы, избираемый из ее состава;
  • первый заместитель и заместители Председателя Госдумы;
  • Совет Госдумы.
  В состав Совета Госдумы наряду с председателем палаты и его заместителями входят руководители фракций и депутатских групп. В Совете Федерации подобный орган не предусмотрен.
  Работой Совета Федерации руководят:
  • Председатель СФ, избираемый из числа его членов;
  • заместители Председателя СФ.
  Рабочие органы Совета Федерации, Государственной Думы - комитеты и комиссии.
 
 35. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ
  Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" от 05.08.2000 № 113-ФЗ установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):
  • гражданин РФ;
  • достигший 30-летнего возраста;
  • обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы госвласти РФ.
  От каждого субъекта России в Совет Федерации входят по два представителя:
  • один назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • один избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ.
  Представитель в Совете Федерации от органов исполнительной власти субъекта РФ:
  • назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • в 3-дневный срок указанное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения;
  • вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата;
  • представитель от исполнительной власти назначается на срок полномочий главы соответствующего субъекта РФ.
  Представитель в Совете Федерации от органов законодательной власти субъекта РФ:
  • избирается депутатами представительного (законодательного) органа субъекта РФ;
  • на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа;
  • если представительный (законодательный) орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты. Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от
  субъекта РФ, наделяется полномочиями члена СФ с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).
  Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).
 
 36. Структура Совета Федерации
  Структура Совета Федерации включает в себя кроме председателя и его заместителей комитеты и комиссии.
  Комитеты и комиссии - рабочие органы Совета Федерации. Комитеты и комиссии СФ:
  • готовят и предварительно рассматривают законопроекты;
  • организовывают парламентские слушания;
  • рассматривают вопросы, входящие в предмет деятельности данного комитета, и иные вопросы, входящие в компетенцию СФ.
  Каждый комитет СФ имеет утвержденную регламентом компетенцию. Численность комитета не может быть меньше 10 человек. Председатели комитетов избираются членами комитета, после чего их кандидатуры утверждаются СФ. В отличие от комитетов Госдумы комитеты СФ (как и сама палата) формируются без указания срока полномочий, и обновление их членов происходит путем ротации. Заседания комитетов должны проходить не реже раза в месяц (в Москве или в субъектах федерации). Каждый комитет имеет собственный аппарат, может создавать рабочие группы.
  В Совете Федерации созданы следующие комитеты:
  • по конституционному законодательству;
  • правовым и судебным вопросам;
  • делам федерации и региональной политике;
  • вопросам местного самоуправления;
  • обороне и безопасности;
  • бюджету;
  • финансовым рынкам и денежному обращению;
  • взаимодействию со Счетной палатой РФ;
  • международным делам;
  • делам СНГ;
  • Регламенту и организации парламентской деятельности;
  • методологии реализации конституционных полномочий СФ;
  • социальной политике;
  • науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
  • делам молодежи и спорту;
  • экономической политике, предпринимательству и собственности;
  • промышленной политике;
  • естественным монополиям;
  • природным ресурсам и охране окружающей среды;
  • аграрно-продовольственной политике;
  • делам Севера и малочисленных народов;
  • информационной политике;
  • контролю за обеспечением деятельности СФ.
  Совет Федерации может упразднять существующие комитеты и создавать новые. Комитеты могут образовывать подкомитеты. Наиболее важные комиссии Совета Федерации:
  • мандатная;
  • по регламенту и парламентским процедурам.
 
 37. Порядок выборов депутатов Государственной Думы РФ
  Государственная Дума Федерального Собрания РФ избирается непосредственно гражданами РФ на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
  Выборы проходили по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе:
  • половина депутатов (225) избирается по одномандатным округам (территория России делится на 225 примерно одинаковых по численности избирателей округов (и не менее одного округа в одном субъекте федерации), от каждого из которых избирается один депутат - мажоритарная система;
  • другая половина (225) депутатских мандатов распределяется между партиями (блоками партий) пропорционально числу поданных голосов - округом становится вся страна: чем больше голосов россиян отдано за партию, тем больше депутатских мест она получит.
  Во время выборов избиратель получал два бюллетеня - первый с именами кандидатов от округа, где он проживал; второй с названиями партий (блоков), участвующих в выборах по стране в целом. Избиратель мог голосовать только за одного кандидата в мажоритарном округе и только за одну партию (блок) по пропорциональному (общефедеральному) округу.
  В будущем планируется проводить выборы в депутаты Государственной Думы РФ только по пропорциональной системе.
  Право избирать депутатов Госдумы имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депутатом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года.
  Не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.
  Законодательство о выборах депутатов Госдумы не отличается стабильностью. За 10 лет существования Госдумы каждые новые выборы (1993, 1995, 1999 гг.) проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно "под" очередные выборы и менял правила их проведения. Не станут исключением и следующие выборы. Несмотря на то, что закон, по которому проводились выборы 2003 г., - новый, выборы 2007 г. также планируется проводить по новым правилам - соответствующие законопроекты уже одобрены согласительной комиссией парламента.
  Законом о выборах № 175-ФЗ введены следующие новшества:
  • четко фиксируется срок проведения выборов - первое или второе воскресенье месяца, в котором истекают полномочия Госдумы (первое воскресенье после истечения 3-месячного срока со дня роспуска - при досрочных выборах);
  • выборы назначаются Президентом РФ в указанные сроки; при их неназначении президентом это делает Центризбирком;
  • списки кандидатов по выборам по пропорциональной системе (общефедеральный округ) могут выдвигать только политические партии, имеющие региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, что сужает круг участников предвыборной гонки и отдает предпочтение крупным политическим силам;
  • право выдвижения своих кандидатов в одномандатных округах имеют политические партии (блоки), а также возможно самовыдвижение независимых кандидатов;
  • независимые кандидаты должны собрать в свою поддержку подписи не менее 1% от числа избирателей в округе, но не менее 1 тыс. подписей - усложнен порядок сбора подписей;
  • политическая партия (блок) должна собрать в поддержку своего общефедерального списка кандидатов не менее 200 тыс. подписей по России, при условии, что в одном субъекте федерации будет собрано не более 14 тыс. подписей;
  • в случае проведения досрочных выборов число требуемых подписей как в одномандатном округе, так и в общефедеральном сокращается вдвое;
  • партия, по итогам предыдущих выборов допущенная к распределению мандатов и уже имеющая представительство в парламенте, на следующих выборах подписи в поддержку своих кандидатов не собирает - таким образом оказывается поддержка стабильным парламентским партиям;
  • ужесточены требования к предоставлению информации о доходах и имуществе кандидатов.
  В мажоритарном округе избранным считался кандидат:
  • набравший больше голосов, чем другие кандидаты,
  • при условии, что в выборах приняло участие более 25% избирателей, зарегистрированных в округе (соблюден кворум),
  • и за победившего кандидата подано больше голосов, чем "против всех".
  К распределению депутатских мандатов (всего 225) в общефедеральном (пропорциональном) округе допускаются зарегистрированные федеральные списки, которые:
  • набрали 5 и более процентов голосов по стране, при условии, что таких списков не менее трех и вместе они получили более 50% голосов избирателей;
  • если списки, получившие 5 и более процентов голосов, вместе набрали 50 и менее процентов голосов по общефедеральному округу, то к распределению мандатов допускаются также списки, набравшие менее 5% голосов, пока списки, допущенные к распределению мандатов, в сумме не наберут более 50% голосов;
  • если менее чем за три списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процентов, а также в порядке убывания поданных голосов списки, набравшие менее 5% голосов, до того как общее число списков, допущенных к распределению, не достигнет трех.
  Допущенные к распределению мандатов списки получают количество мандатов, пропорциональное итоговому результату в соответствии с очередностью кандидатов в списках.
  Центризбирком признает выборы по общефедеральному округу несостоявшимися, если:
  • ни один список не наберет 5 и более процентов голосов избирателей, пришедших на выборы;
  • в выборах примет участие менее 25% зарегистрированных избирателей;
  • списки, набравшие более 3% голосов, вместе наберут 50 или менее процентов голосов.
  При состоявшихся выборах депутатские мандаты между списками, допущенными к их распределению, делятся по следующей методике:
  • (1) 225 депутатских мест делится на 100% - 1% набранных голосов соответствует 2,25 депутатских места (4% дает девять мандатов);
  • (2) 100% делится на общее число процентов, набранное списками, допущенными к распределению мандатов; на полученный коэффициент умножаются набранные проценты (так распределяются голоса списков, не прошедших 5- и 3%-ный барьер);
  • (3) списки, допущенные к распределению мандатов, получают целое количество мандатов, которое определяется путем умножения квоты 2,25 мандата за процент на количество процентов с учетом коэффициента нераспределенных мандатов (например к распределению мандатов допущены списки А - 40%, Б - 20%, Г - 6,67%. Вместе они набрали более 50%, остальные списки к распределению не допущены; коэффициент - около 1,5 (100%разделить на 66,67). В итоге список А получит 60%, Б - 30%, В -10% и соответственно А -135 мандатов, Б - 68 мандатов, В - 22 мандата). Несмотря на то, что данный закон новый, согласительной комиссией парламента утвержден законопроект, предусматривающий, что с 2007 г. заградительный барьер для партийных списков будет повышен с 5% до 7%.
 
 38. Роспуск Государственной Думы
  Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Госдумы. Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:
  • трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ;
  • двукратного в течение 3-х месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;
  • вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.
  Роспуск Государственной Думы невозможен
  • в течение одного года со дня ее избрания;
  • в течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;
  • с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;
  • в период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.
 
 39. Структура Государственной думы РФ
  Комитеты и комиссии - рабочие органы Госдумы. Комитеты и комиссии ГД:
  • готовят законопроекты;
  • предварительно рассматривают законопроекты;
  • организовывают парламентские слушания;
  • рассматривают вопросы, входящие в предмет деятельности (специализации) данного комитета или комиссии;
  • рассматривают иные вопросы, входящие в компетенцию Госдумы.
  Комитеты - постоянные рабочие органы палаты формируются на весь срок созыва Госдумы. Численный и персональный состав каждого комитета определяется палатой. Каждый депутат обязан быть членом того или иного комитета.
  Председатели и заместители председателей комитетов утверждаются Госдумой. Численный состав комитета - от 12 до 35 человек.
  Комиссии, как правило, - временные рабочие органы палаты. Мандатная комиссия, подтверждающая правомочность депутатов, - постоянно действующая, имеет статус комитета.
  Комитеты и комиссии имеют собственные аппараты.
  В Госдуме созданы следующие комитеты:
  • по законодательству;
  • государственному строительству;
  • труду и социальной политике;
  • бюджету и налогам;
  • кредитным организациям и финансовым рынкам;
  • экономической политике и предпринимательству;
  • собственности;
  • промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
  • энергетике, транспорту и связи;
  • обороне;
  • безопасности;
  • международным делам;
  • делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
  • делам федерации и социальной политике;
  • вопросам местного самоуправления;
  • Регламенту и организации работы Госдумы;
  • информационной политике;
  • охране здоровья и спорту;
  • образованию и науке;
  • делам женщин, семьи и молодежи;
  • аграрным вопросам;
  • природным ресурсам и природопользованию;
  • экологии;
  • делам общественных объединений и религиозных организаций;
  • делам национальностей;
  • культуре и туризму;
  • проблемам Севера и Дальнего Востока;
  • делам ветеранов.
  Перечень комитетов не является исчерпывающим; при необходимости могут создаваться новые комитеты.
  Комиссии Госдумы формируются из числа членов комитетов. Созданы следующие комиссии:
  • мандатная;
  • по этике;
  • для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;
  • для подсчетов результатов тайного голосования;
  • для дачи заключения, предусмотренного ст. 93 Конституции (по импичменту);
  • иные комиссии.
 
 40. Конституционный статус Правительства РФ
  Правительство РФ - орган исполнительной власти РФ. В состав Правительства РФ входят:
  • Председатель Правительства РФ;
  • заместители Председателя Правительства РФ;
  • федеральные министры.
  Данный перечень членов Правительства РФ не является исчерпывающим перечнем должностных лиц, работающих в системе исполнительной власти РФ. Правительство РФ - вершина данной системы.
  Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ.
  Непосредственный руководитель Правительства - Председатель Правительства РФ, который утверждается Госдумой РФ большинством голосов: от общего числа депутатов по предложению Президента РФ.
  Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства РФ:
  • две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава Правительства;
  • одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.
  В случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства своим указом и распускает Госдуму.
  Председатель Правительства в недельный срок после утверждения представляет Президенту РФ для назначения на должности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.
  Правительство РФ осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительством РФ:
  • по воле Президента РФ;
  • в случае вынесения вотума недоверия Правительству Госдумой при согласии Президента РФ;
  • по собственной инициативе Правительства.
  Председатель Правительства вырабатывает основные направления деятельности Правительства и организовывает его работу.
 
 41. Структура Правительства РФ
  Нормативную базу организации работы Правительства РФ и создания его структуры составляют:
  • Конституция РФ;
  • ФКЗ "О Правительстве РФ" от 17.12.97 № 2-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями";
  • Указ Президента РФ от 24.02.2004 № 264;
  • иные нормативные акты.
  Состав Правительства РФ:
  • Председатель Правительства РФ;
  • заместители Председателя Правительства РФ;
  • федеральные министры.
  В Российской Федерации в настоящее время созданы следующие:
  I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  - Федеральная миграционная служба;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации;
  • Министерство обороны Российской Федерации;
  - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
  - Федеральная служба по оборонному заказу;
  - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  - Федеральное агентство специального строительства;
  • Министерство юстиции Российской Федерации;
  - Федеральная служба исполнения наказаний;
  - Федеральная регистрационная служба;
  - Федеральная служба судебных приставов;
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации;
  • Служба внешней разведки Российской Федерации;
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации;
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации;
  • Управление делами Президента Российской Федерации.
  II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
  - Федеральная служба по труду и занятости;
  - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
  - Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму;
  • Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  - Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
  - Федеральное архивное агентство;
  - Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
  - Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
  - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  - Федеральное агентство по науке и инновациям;
  - Федеральное агентство по образованию;
  • Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
  - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  - Федеральное агентство водных ресурсов;
  - Федеральное агентство лесного хозяйства;
  - Федеральное агентство по недропользованию;
  • Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации;
  - Федеральное агентство по промышленности;
  - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
  - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  - Федеральное агентство по энергетике;
  • Министерство регионального развития Российской Федерации;
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
  - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  - Федеральное агентство по рыболовству;
  - Федеральное агентство по сельскому хозяйству;
  • Министерство транспорта Российской Федерации;
  - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  - Федеральное агентство воздушного транспорта;
  - Федеральное дорожное агентство;
  - Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
  - Федеральное агентство морского и речного транспорта;
  - Федеральное агентство геодезии и картографии;
  • Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации;
  - Федеральная служба по надзору в сфере связи;
  - Федеральное агентство по информационным технологиям;
  - Федеральное агентство связи;
  • Министерство финансов Российской Федерации;
  - Федеральная налоговая служба;
  - Федеральная служба страхового надзора;
  - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  - Федеральная служба по финансовому мониторингу;
  - Федеральное казначейство;
  • Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
  - Федеральная таможенная служба;
  - Федеральное агентство по государственным резервам;
  - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
  - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
 III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
  - Федеральная антимонопольная служба;

<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу