<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  - Федеральная служба по тарифам;
  - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  - Федеральная служба государственной статистики;
  - Федеральная служба по финансовым рынкам;
  - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  - Федеральное агентство по атомной энергии;
  - Федеральное космическое агентство.
  Обеспечение работы Правительства РФ и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений осуществляет Аппарат Правительства РФ.
  Структура Аппарата Правительства РФ:
  • административный департамент;
  • департаменты госслужбы и кадров;
  • культуры, образования и науки;
  • международного сотрудничества;
  • оборонного комплекса;
  • правительственной информации;
  • производственной инфраструктуры и строительства;
  • развития агропромышленного комплекса;
  • регионального развития;
  • по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями;
  • социального развития;
  • финансов;
  • экономики и управления собственности;
  • контрольное управление;
  • правовое управление;
  • управление делопроизводства и архивов;
  • управление материально-технического обеспечения;
  • управление по защите государственной тайны;
  • отдел по работе с обращениями граждан.
  Возглавляет Аппарат Правительства РФ руководитель Аппарата Правительства РФ (в статусе Министра РФ).
 
 42. Осуществление полномочий Правительством РФ
  Конституция РФ определяет круг исключительных (специальных) полномочий Правительства РФ:
  • разработка и представление Госдуме федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление отчета об исполнении бюджета;
  • обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ;
  • единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управление государственной собственностью;
  • обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
  • обеспечение законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;
  • иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ,
  Акты Правительства РФ - постановления и распоряжения, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. Акты, противоречащие данным документам, могут быть отменены Президентом РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат исполнению на всей территории РФ.
 
 43. Основы государственной службы в РФ
  Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий госорганов.
  Государственный служащий - гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы и получающий за это денежное вознаграждение из государственного бюджета.
  Государственные должности - первичные структурные подразделения в федеральных органах госвласти, органах госвласти субъектов РФ; органах, созданных в соответствии с Конституцией РФ, с соответствующим кругом организационно-распорядительных функций, обязанностей, ответственности, за работу в которых предусмотрено денежное вознаграждение за счет государства.
  Государственные должности в РФ делятся на три категории - "А", "Б" и "В".
  Категория "А" - должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий госорганов:
  • Президент РФ;
  • Председатель Правительства РФ;
  • председатели палат Федерального Собрания РФ;
  • руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
  • депутаты;
  • судьи;
  • министры;
  • иные должности.
  Срок полномочий должностей категории "А" ограничен Конституцией и законами (срок избрания, назначения).
  Категория "Б"- должности, созданные для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории
  "А" - патронатная служба, например советники, помощники и др. Должности патронатной службы замещаются на срок полномочий соответствующих должностей категории "А".
  Категория "В" - все иные должности, учреждаемые госорганами для осуществления их полномочий (самая распространенная категория государственных должностей - основная масса работников госорганов РФ и госорганов субъектов РФ, не являющихся их руководителями, помощниками и советниками руководителей).
  Перечень должностей закреплен в Реестре государственных должностей РФ.
  К государственным должностям госслужбы относятся должности категории "Б" или "В".
  Помимо классификации по категориям, государственные должности классифицируются по уровням:
  • высшие государственные должности госслужбы (5-я группа) - квалификационные разряды -действительный государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса;
  • главные государственные должности госслужбы (4-я группа) - квалификационные разряды - государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса;
  • ведущие государственные должности госслужбы (3-я группа) - квалификационные разряды - советник РФ 1, 2, 3-го класса;
  • старшие государственные должности госслужбы (2-я группа) - квалификационные разряды - советник госслужбы 1, 2, 3-го класса;
  • младшие государственные должности госслужбы (1-я группа) - квалификационные разряды - референт госслужбы 1, 2, 3-го класса.
  Государственные должности замещаются по конкурсу и в ином порядке, предусмотренном законодательством (для категорий "А" и "Б").
  Госслужащий пользуется комплексом политических, социально-экономических прав; имеет право на социальное обеспечение. Государственный служащий не вправе:
  • участвовать в забастовках;
  • использовать свое положение в интересах политических партий, иных организаций;
  • принимать награды и почетные звания иностранных государств без разрешения Президента РФ;
  • получать вознаграждение от физических или юридических лиц (в денежной и иной форме), в том числе после выхода на пенсию;
  • заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или творческой;
  • выполнять иные действия, запрещенные законом.
  Вопросы организации и прохождения госслужбы регулируются Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ" от 31.07.95 № 119-ФЗ (в ред. от 07.11.2000), иными нормативными актами.
 
 44. Конституционные принципы правосудия в РФ
  Конституционные принципы правосудия - основные начала, составляющие основу правосудия, - деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами - судами (судьями), особыми методами (юридическими) и средствами (применение права) в строгом соответствии с процессом и подтвержденная принудительной силой государства по защите прав и интересов граждан и охране закона. К ним относятся:
  • осуществление правосудия только судом (судьей);
  • компетентность и беспристрастность суда;
  • независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей;
  • соединение принципов коллегиального и единоличного рассмотрения дел;
  • участие граждан в осуществлении правосудия;
  • законность;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • обеспечение права граждан на судебную защиту;
  • обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • состязательность сторон в процессе;
  • национальный язык судопроизводства;
  • гласность;
  • устность;
  • непосредственность;
  • непрерывность судебного заседания.
  Правосудие в РФ осуществляется судом:
  Только суд может признать человека виновным в совершении преступления и назначить ему наказание.
  Осуществлять правосудие может только суд, входящий в единую судебную систему РФ и созданный на основе Конституции РФ и Федеральных конституционных законов.
  Запрещается внесудебная репрессия (применение наказания) и создание судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральными конституционными законами - чрезвычайных судов, "троек", шариатских судов и т. д. Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, что снижает вероятность назначения судьей некомпетентного претендента. Беспристрастность обеспечивается мерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (родственные связи, имущественные интересы). При наличии сомнений в беспристрастности судьи он может быть отведен в соответствии с процессуальным порядком. Независимость судей гарантируется:
  • процедурой осуществления правосудия, исключающей под угрозой ответственности чье-либо вмешательство в деятельность судей;
  • особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • неприкосновенностью судьи;
  • правом судьи на отставку;
  • системой органов судейского сообщества;
  • предоставлением судье за счет государства соответствующего материального и социального обеспечения;
  • судьи, присяжные и арбитражные заседатели подлежат государственной защите.
  Дела в судах рассматриваются судьями единолично или коллегиально. Единолично (только судьей) рассматриваются несложные дела, не представляющие большой общественной опасности. Коллегиально (судья и заседатели, коллегия из трех профессиональных судей) рассматриваются дела, представляющие среднюю или большую общественную опасность; дела, которые по тем или иным причинам не могут быть рассмотрены единолично (о преступлениях несовершеннолетних, инвалидов и т. д.); пересматриваются приговоры.
  К отправлению правосудия в РФ наряду с профессиональными судьями привлекаются представители народа - арбитражные заседатели (рассматривают дела совместно с судьей), присяжные заседатели (граждане, не имеющие отношения к рассматриваемому делу и выносящие вердикт о виновности или невиновности подсудимого) при рассмотрении дел, представляющих большую общественную опасность.
  Законность - это исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов гражданами, государственными и негосударственными учреждениями, организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т. д.).
  При осуществлении правосудия в РФ должны обеспечиваться права и свободы человека. Запрещается нарушать права и свободы человека во время судебного процесса (право на личную неприкосновенность, достоинство; нельзя применять пытки, скрывать информацию, заставлять свидетельствовать против себя и т. д.).
  Граждане имеют право на судебную защиту: суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию; рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), восстановив тем самым нарушенное право человека и защитив закон.
  Граждане имеют право на защиту во время судебного процесса (часто путается с правом на судебную защиту) - наличие защиты с момента привлечения к ответственности до вступления в силу приговора (решения) суда. Защита может осуществляться гражданином самостоятельно, но, как правило, профессиональным юристом - адвокатом. Если невозможно оплатить труд адвоката, защитник (адвокат) предоставляется бесплатно.
  В Российской Федерации все равны перед законом и судом: любой человек независимо от его положения и заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело - рассмотрено и по нему вынесено справедливое решение (приговор).
  Судебный процесс в РФ проходит на основе состязательности и равенства сторон:
  • равенства обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде;
  • равенства сторон в гражданском деле;
  • равенства защиты и обвинения;
  • состязательного характера рассмотрения дела в суде - стороны могут доказывать свою правоту и бороться за решение дела в их пользу. Правосудие в РФ осуществляется на русском языке. Если дело рассматривается в местности, где распространен иной язык (например в республике в составе РФ), правосудие ведется на национальном языке. Если участник процесса не владеет языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.
  Рассмотрение дел в судах РФ открытое. Граждане (имеющие и не имеющие отношения к делу), пресса, представители госорганов и др. вправе беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований (интересы госбезопасности; сохранение государственной тайны, тайны усыновления, интимной жизни и др.) по решению суда проводится закрытое судебное заседание.
  Дела в судах РФ рассматриваются устно, доказательства исследуются непосредственно (то есть предъявляются суду).
  Слушание дела происходит непрерывно:
  • дело рассматривается без перерывов (кроме обеденных и времени окончания рабочего дня судей - при слушании дела более суток);
  • судья не может приступить к рассмотрению в суде следующего дела, если не вынесено решение по предыдущему.
 
 45. Основы судебной системы РФ
  Судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами (судьями). Суд - особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу.
  Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе:
  • единства;
  • иерархичности;
  • соподчиненности.
  Единство судебной системы:
  • устанавливается в масштабе всей страны;
  • правила судопроизводства едины;
  • право применяется единообразно;
  • решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны;
  • судьи в РФ имеют единый статус;
  • суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета. Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида:
  • федеральные;
  • субъектов РФ;
  • городские - межмуниципальные;
  • районные;
  • мировые судьи.
  Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда (например. район для районного суда, федерация для Верховного Суда РФ).
  Все суды РФ относятся к федеральным органам госвласти. Верховный Суд РФ, суды субъектов федерации, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (а не субъекта РФ, района и т. д.).
  Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной (как в США, где сосуществуют единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата). Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. Исключение составляет предусмотренная ФКЗ "О судебной системе РФ" возможность введения в России института мировых судей.
  Мировые судьи - органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы. Цель введения мировых судей:
  • разгрузить суды общей юрисдикции;
  • передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности;
  • приблизить судебную систему к народу.
  Соподчиненность звеньев судебной системы: вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.
  В зависимости от специфики дел (гражданские, уголовные, хозяйственные, конституционно-правовые, административные и др.)
  Судопроизводство в РФ подразделяется:
  • на конституционное;
  • гражданское;
  • административное;
  • уголовное.
  Особый вид судопроизводства - арбитражное (экономическое). В этой связи судебная система РФ состоит из трех подсистем:
  • конституционная юстиция;
  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды.
  Органы конституционной юстиции рассматривают конституционно-правовые вопросы; суды общей юрисдикции - гражданские, административные и уголовные дела; арбитражные суды - экономические споры.
  Органы конституционной юстиции:
  • Конституционный Суд РФ;
  • конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ.
  Суды общей юрисдикции составляют единую систему. В нее входят:
  • Верховный Суд РФ;
  • верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (суды субъектов РФ);
  • суды "промежуточных" звеньев между субъектом РФ и районом - городские, межмуниципальные;
  • районные суды;
  • мировые судьи;
  • военные суды (гарнизонов, армий, флотилий и т. д.).
  Систему арбитражных судов (первичное звено арбитражных судов -субъект федерации, а не район) составляют:
  • Высший Арбитражный Суд;
  • федеральные арбитражные суды округов (федеральные округа (всего 10) охватывают несколько субъектов РФ);
  • арбитражные суды субъектов РФ.
  Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения).
  Суд первой инстанции - суд, принимающий решение по существу дела. По уголовному делу это вопросы:
  • виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления;
  • применения или неприменения к нему уголовного наказания, его конкретной меры.
  По гражданскому делу:
  • вопрос о доказанности (недоказанности) гражданского иска;
  • юридических последствиях, которые должны наступить. Судами первой инстанции являются суды основного звена:
  • районные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды субъектов РФ.
  Они рассматривают по существу подавляющее большинство гражданских, уголовных дел и экономических (хозяйственных) споров. При рассмотрении отдельных категорий дел (особой общественной опасности) в качестве суда первой инстанции могут выступать вышестоящие суды.
  Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.
  • суды общей юрисдикции субъектов РФ;
  • федеральные арбитражные суды округов.
  В некоторых случаях эту функцию могут выполнять вышестоящие суды.
  В апелляционном порядке проверяются законность, обоснованность и справедливость приговора и постановления мирового судьи.
  В надзорной инстанции проверяются законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу; пересматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды (подразделения судов) данной инстанции:
  • президиумы судов среднего звена (субъектов РФ);
  • коллегии Верховного Суда РФ;
  • Президиум Верховного Суда РФ;
  • Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
 
 46. Статус судей в РФ
  Правосудие в РФ осуществляется только судом в лице специально уполномоченных должностных лиц - судей (в ряде случаев представителей народа - присяжных заседателей).
  Судьей РФ может быть гражданин РФ:
  • достигший 25 лет;
  • имеющий высшее юридическое образование;
  • стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;
  • не совершивший порочных поступков;
  • сдавший квалификационный экзамен;
  • получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.
  К судьям вышестоящих и иных судов предъявляются дополнительные требования.
  Судьей суда субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет. Судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин РФ:
  • достигший 35 лет;
  • имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ:
  • достигший 40 лет;
  • имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;
  • обладающий признанной квалификацией в области права.
  Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ назначаются на должность:
  • Советом Федерации ФС РФ большинством голосов от общего числа его членов;
  • по представлению Президента РФ, которое вносится (в отношении кандидатов на должность судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ) с учетом мнения председателей соответствующих судов.
  Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются:
  • Президентом РФ;
  • по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
  Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются:
  • Президентом РФ;
  • по представлению Председателя соответственно Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
  Судьи РФ представляются к назначению только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии. Судьи РФ назначаются:
  • первый раз - на 3-летний срок;
  • после его окончания и при соответствии занимаемой должности - бессрочно.
  Кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе. Любой гражданин РФ, отвечающий установленным требованиям, может быть допущен к участию в конкурсе. Кандидат на должность судьи сдает квалификационный экзамен специальной комиссии при органе юстиции. Окончательное решение о рекомендации на должность судьи дает квалификационная коллегия судей с учетом результатов экзамена и при соответствии личности кандидата установленным требованиям.
  Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу судьи. С этого момента он считается наделенным полномочиями и приступает к исполнению обязанностей судьи.
  В своей деятельности судья независим и подчиняется Конституции РФ и законам. Гарантии независимости судьи:
  • предусмотренная законом процедура осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности любого постороннего вмешательства в деятельность судей;
  • несменяемость судьи и особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей;
  • право судьи на отставку;
  • неприкосновенность судьи;
  • наличие системы органов судейского сообщества;
  • материальное и социальное обеспечение судьи, предоставляемое за счет государства.
  Судья не обязан допускать к делу посторонних лиц, давать объяснения по его существу до вынесения решения (приговора). Приговоры и решения выносятся судьями (судьей) в особом помещении - совещательной комнате. Предусмотрен режим тайны совещательной комнаты. Никто не должен знать, что в ней происходит; присутствовать при вынесении приговора (решения); оказывать воздействие на судью (судей). Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.
  Судьи несменяемы. После вторичного назначения на должность судья занимает ее пожизненно или до отставки. Судья не должен заботиться о своем переизбрании, зависеть от начальства, он не может быть уволен с работы и без его согласия переведен в другой суд (даже на повышение). Полномочия судьи приостанавливаются и прекращаются в особом порядке.
  Полномочия судьи приостанавливаются квалификационной коллегией судей в случае:
  • признания судьи решением суда, вступившим в законную силу, безвестно отсутствующим;
  • возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  • участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ;
  • избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ.
  В течение времени приостановления полномочий за судьей сохраняются рабочее место и заработная плата. Полномочия судьи возобновляются решением квалификационной коллегии.
  Полномочия судьи прекращаются вследствие:
  • его письменного заявления об отставке;
  • неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
  • письменного заявления судьи о переходе на другую работу;
  • истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  • увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • прекращения гражданства РФ;
  • занятия деятельностью, не совместимой со статусом судьи;
  • вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи или судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  • вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи или признании его недееспособным;
  • смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  • отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
  • достижения предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение о прекращении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия.
  Деятельность, несовместимая со статусом судьи:
  • нахождение в должности депутата Госдумы либо законодательного (представительного) органа субъекта РФ, третейского судьи, арбитра;
  • членство в политических партиях;
  • предпринимательская деятельность;
  • иная оплачиваемая деятельность, кроме преподавательской, научной, творческой.
  Судья имеет право на отставку - почетный уход с должности - в любое время. В случае отставки за ним сохраняются статус судьи и привилегии; выплачивается выходное пособие в размере месячного оклада по последнему месту работы за каждый проработанный год. Находясь в отставке, судья не может заниматься деятельностью, не совместимой со статусом судьи (любой, кроме научной, преподавательской и творческой); совершать порочащие его поступки; выходить из гражданства РФ. В противном случае отставка будет прекращена и он будет исключен из судейского сообщества.
  Неприкосновенность судьи распространяется на его личность, служебное помещение, жилище, паспорт, средства связи, имущество, документы. Судья не может быть задержан; привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной ответственности.
  Судья имеет право на материальное и социальное обеспечение за счет государства.
  Органы судейского сообщества, созданные для выражения интересов судей как носителей судебной власти:
  • Всероссийский съезд судей;
  • конференции судей субъектов РФ;
  • Совет судей РФ;
  • советы судей субъектов РФ;
  • общие собрания судей судов;
  • Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
  • квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
  Деятельность органов судейского сообщества регулируется принимаемыми ими актами (регламентами, положениями). Основные задачи органов судейского сообщества:
  • содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • защита прав и законных интересов судей;
  • участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
  Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ. В Высшую квалификационную коллегию судей входят 29 членов, которые избираются из числа судей по нормам представительства:
  • от судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - по 2 судьи;
  • от судей федеральных арбитражных судов округов - 3 судьи;
  • от судей верховных судов республик; краевых, областных судов; судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - 4 судьи;
  • от судей арбитражных судов субъектов РФ - 4 судьи;
  • от судей окружных (флотских) военных судов - 3 судьи.
  Десять членов коллегии - представители общественности - назначаются Советом Федерации. Один член коллегии - представитель Президента РФ назначается главой государства.
  Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня; не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.
  Полномочия члена квалификационной коллегии судей могут быть досрочно прекращены:
  • по его инициативе;
  • в случае совершения им дисциплинарного проступка;
  • отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение 4-х месяцев без уважительных причин.
  Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.
 
 47. Конституционный Суд РФ
  Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Существует с 1991 г.; состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.
  Компетенция Конституционного Суда РФ:
  1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ:
  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, касающихся вопросов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов;
  • договоров между органами госвласти РФ и субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ;
  2) разрешение споров о компетенции:
  • между федеральными органами госвласти;
  • между органами госвласти РФ и субъектов РФ;

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу