<< Пред. стр. 1 (из 55) След. >>
В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов
Западноевропейская философия 18 века
Неотсканированные страницы:196-197,246-253,368-369,389-400.
Раздел 1. АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII ВЕКА
В конце XVII - первой половине XVIII в. в Англии продолжалось и
усиливалось развитие капиталистических отношений. В сельском хо-
зяйстве утверждается система крупного землевладения капиталисти-
ческого типа - лендлордизм. В промышленности мелкое ремесленное
производство уступает место мануфактуре, ставшей одной из ранних
форм капиталистического предприятия. Во второй половине XVIII в.
английский капитализм вступил в стадию перехода от мануфактурного
производства к фабричному. Это был промышленный переворот, кото-
рый представлял собой "крутое и резкое преобразование всех общест-
венных отношений под влиянием машин" (2, 2, 231).
Главным социальным последствием указанных преобразований
явилось возникновение промышленного пролетариата, который превра-
тился в самый многочисленный и наиболее обездоленный класс анг-
лийского общества. Одновременно происходило обогащение и возвыше-
ние буржуазии, росло ее влияние на все стороны общественной жизни.
Промышленный переворот дал мощный импульс внутренней и внешней
торговле, способствовал росту городов, развитию путей и средств сооб-
щения.
Политическое развитие Англии в рассматриваемый период проте-
кало под знаком государственного переворота 1688 - 1689 гг., получив-
шего наименование "славной революции" и представлявшего компро-
мисс между землевладельческой аристократией и крупной буржуазией.
"Политические трофеи - доходные и теплые местечки - оставлялись в
руках знатных дворян-землевладельцев при условии, что они в доста-
точной мере будут соблюдать экономические интересы финансового,
промышленного и торгового среднего класса" (1, 22, 310).
Здесь и далее везде в скобках первая цифра означает порядковый
номер цитируемого произведения по списку литературы, данному в
конце книги; последняя - страницы; цифры, набранные курсивом, обоз-
начают том, а римские - часть из собрания сочинений.
7
"Славная революция", поставившая на английский престол Виль-
гельма III Оранского, покончила с абсолютистскими притязаниями
Стюартов, заложила основы парламентарной монархии в Великобрита-
нии. (Это название закрепилось за страной после заключения в 1707 г.
унии Англии с Шотландией, но нередко название "Англия" употребля-
ется для обозначения всей Великобритании.) Важную роль в политичес-
кой жизни страны сыграл акт о престолонаследии (1701), согласно ко-
торому право на престол закреплялось за протестантской ганноверской
династией. [Первым представителем новой династии стал король Георг 1
(1714 - 1727).]
Заключив взаимовыгодный компромисс, имущие классы стали
проводить ту внутреннюю и внешнюю политику, которая наиболее пол-
но отвечала их интересам. Эксплуатация и угнетение трудящихся, пау-
перизация народных масс, принуждение к труду бедняков, торговые
войны и колониальные захваты - таковы основные звенья этой полити-
ки. Ее итогом явилось превращение Великобритании в ведущую про-
мышленную и колониальную державу.
Конец 18 в. был ознаменован двумя историческими события-
ми: войной за независимость в Северной Америке (1775 - 1783) и бур-
жуазной революцией во Франции (1789 - 1794). Освободительная война
североамериканских колоний нанесла ощутимый удар по позиции Ве-
ликобритании в Новом Свете, но не поколебала ее торгово-промышлен-
ную и колониальную монополию. Когда же французский народ поднял-
ся на революционную борьбу, английское правительство во главе с У.
Питтом (младшим) стало организатором реакционной коалиции евро-
пейских государств против революционной Франции. Правящие классы
Великобритании не щадили средств, чтобы удушить французскую рево-
люцию, используя с этой целью дипломатические, экономические и во-
енные меры.
Характеризуя духовную жизнь английского общества в рассмат-
риваемую эпоху, следует обратить внимание как на прогрессивные сто-
роны, связанные с успехами и достижениями естествознания, развити-
ем материалистической философии, распространением свободомыслия,
так и на негативные, связанные с деятельностью сторонников религиоз-
но-идеалистического мировоззрения, идеологов государственной анг-
ликанской церкви в первую очередь.
Значительное влияние на научно-философскую мысль продолжа-
ли оказывать физическое учение Ньютона, его методологические прин-
ципы, а также материалистическая гносеология Локка. Следует пом-
нить, что Локк стоял у исто-
8
ков английского Просвещения, являлся классическим выразите-
лем политически-правовых воззрений буржуазного обшества.
Локк был непосредственным предшественником английских ма-
териалистов XVIII в.: Толанда, Коллинза, Гартли, Пристли. Он повлиял
на формирование этических взглядов Шефтсбери и Мандевиля. Велико
было воздействие идей Локка и на развитие философской мысли в дру-
гих странах. Но философия Локка послужила отправным пунктом и для
субьективно-идеалистических спекуляций Беркли: "И Беркли и Дидро
вышли из Локка" (2, 18, 127).
Характеризуя английское Просвещение, нужно иметь в виду, что,
несмотря на общие черты, объединяющие его с аналогичными идейными
движениями, в частности с французским Просвещением, оно отлича-
лось от последнего умеренностью, ограниченностью своих целей. Это
было обусловлено рядом факторов, и прежде всего тем обстоятельством,
что английское Просвещение не предшествовало буржуазной револю-
ции, как это было во Франции, а, напротив, последовало за нею. К тому
же английская буржуазная революция XVII в. выступала в религиозном
облачении. Ее идеологическим знаменем стал пуританизм, который
противостоял господствовавшей англиканской церкви и королевскому
абсолютизму. Завершением же буржуазной революции явился классо-
вый компромисс 1688 - 1689 гг., который также наложил отпечаток на
характер просветительской идеологии в Англии. Пользуясь известным
выражением Ф.Энгельса, можно сказать, что сыновьями этого компро-
мисса были в той или иной мере все английские просветители, начиная
с Локка (см. 1, 37, 419).
И все же в развитии английского Просвешения прослеживаются
две основные линии. Первая представлена философами-материалистами
(Толанд, Коллинз, Кауард и др.), называвшими себя "свободными мыс-
лителями" (free-thinkers) и ставшими выразителями интересов демокра-
тических кругов английского общества, наиболее радикальными крити-
ками религии и церкви. Вторая линия представлена мыслителями типа
Шефтсбери и Болингброка, приналлежавшими к кругам дворянской
аристократии. В их философии, которая "оставалась аристократичес-
ким, эзотерическим учением" (1, 22, 311), материалистические эле-
менты не получили развития, а свободомыслие сочеталось с утвержде-
нием необходимости сохранения официальной религии "для укрепле-
ния государства" (44, 292).
Впрочем, между представителями названных линий были
9
и точки соприкосновения, поскольку они примыкали к одной ре-
лигиозно-философской концепции, к деизму. Отвергая ортодоксальное
христианство и другие исторические формы религиозной ортодоксии,
деисты противопоставляли им "естественную" религию, которая исхо-
дила из признания безличной разумной первопричины мироздания. От-
вергалось также божественное вмешательство в жизнь природы и об-
щества, подвергались критике сверхъестественные источники религиоз-
ной веры (откровение, чудеса, пророчества и т. п.), а богопочитание сво-
дилось к нравственному поведению, следованию добродетели. И хотя,
как мы увидим в дальнейшем, деистская форма материализма вплотную
подводила ее сторонников к атеизму, критика религии именно с пози-
ций деизма, а не атеизма, составляла отличительную черту идеологии
английского Просвещения.
Наряду с леистской формой материализма в Англии получила
развитие и та разновидность деизма, которая не выходила за рамки кон-
цепции, постулировавшей бога в качестве безличной первопричины ми-
ра и отвергавшей логматизированные религии откровения (иудаизм,
христианство, ислам). К этому направлению английского деизма первой
половины XVIII в. примыкали П. Аннет, М. Тиндал, Т, Уолластон, Т.
Чабб и др. Наибольшей известностью среди них пользовался Мэтью Тин-
дал (1675 - 1733), автор книги "Христианство столь же старо, как и
сотворение мира", получившей наименование "Библии деистов". В ней
показывалось, что истинной религией является религия разума и приро-
ды, суть которой состоит в благочестии, совпадающем с нравствен-
ностью. Пропаганда "разумной", или "естественной", религии состав-
ляла основное содержание деятельности названных представителей де-
изма в Англии.
Свободомыслию и просвещению противостояли церковные круги,
сторонники и проповедники религиозно-идеалистических воззрений.
Англиканская церковь, будучи государственной, пользовалась большим
влиянием и привилегиями, занимала доминирующее положение в шко-
лах и университетах страны (в данном случае речь идет о собственно
Англии, тогда как в Шотландии преобладала пресвитерианская цер-
ковь), оказывала сильнейшее воздействие на все стороны общественной
жизни. Принятый в 1689 г. "Акт о веротерпимости" признавал право
так называемых нонконформистов, т. е. лиц, не принадлежавших к анг-
ликанской церкви, отправлять свой религиозный культ, но лишал их
многих гражданских прав, в частности права занимать государственные
должности. К тому же этот акт не распространялся на наиболее ради-
кальные протестанские секты: на социниан и унитариев, которые отвер-
гали один из главных догматов христианства - догмат троицы, отрицали
божественность
10
Христа, стремились к рационалистическому толкованию священ-
ного писания.
Гонениям подвергались и философы-деисты, свободомыслящие
писатели и ученые, деятели просвещения. Воинствующие идеологи анг-
ликанской церкви рьяно выступали против всех, кто подвергал сомне-
нию или критике ее догматы, насаждали дух религиозной нетерпимос-
ти, фанатизма.
Материалистическое направление в развитии английской фило-
софии испытывало особые трудности. Оно подвергалось нападкам со
стороны не только защитников религии, но и приверженцев идеализма.
Идеалистическую линию представляли в рассматриваемую эпоху Берк-
ли, Юм, шотландская философская школа "здравого смысла". Эта ли-
ния выражала консервативные устремления господствующих классов,
упорно противившихся демократизации общественной жизни, высту-
павших против революционного и освободительного движений народ-
ных масс.
Изучение английской философии XVIII в. дает возможность оз-
накомиться с новыми историческими формами материалериализма и
идеализма. Речь идет, с одной стороны, о деистской форме материализ-
ма, на существование которой обратил внимание Ф.Энгельс ( см.1, 22,
311) и которая получила наибольшее развитие у последователей мате-
риалистической философии Гоббса и Локка: Толанда, Коллинза, Прист-
ли и их единомышленников в Англии. С другой стороны, имеются в ви-
ду берклианство и юмизм, специфические формы идеализма и агности-
цизма, широко использовавшие в своей борьбе против материализма
гносеологическую проблематику, проложившие путь к феноменалист-
скому истолкованию процесса познания и его результатов.
История английской философии XVIII столетия выявляет, таким
образом, конкретно-исторические особенности конфронтации двух
главных философских направлений, борьба которых и составляет со-
держание историко-философского процесса.
1. ФИЛОСОФЫ-МАТЕРИАЛИСТЫ
Глава 1. ТОЛАНД
Джон Толанд родился 30 ноября 1670 г. в Северной Ирлан-
дии,близ г. Лондондерри. Как писал впоследствии философ, он "воспи-
тывался с колыбели в обстановке грубей-
11
шего суеверия и идолопоклонничества" (42, 82). Видимо, это обс-
тоятельство вызвало у Толанда с ранних лет неприязнь к религии, спо-
собствовало формированию его свободомыслия.
Свое образование Толанд получил в университетах Англии, Шот-
ландии и Голландии. Он изучал философию, теологию, гуманитарные
науки и древние языки. Толанд владел также основными европейскими
языками. В 1691 г. он издал первую книгу, названную им "Племя леви-
тов". Это был памфлет, в котором острой критике подвергались свя-
щеннослужители (левиты), уподоблявшиеся страшной язве, разъедаю-
щей человеческое тело. В 1696 г. выходит в свет "Христианство без
тайн", принесшее Толанду широкую известность и вызвавшее злобные
нападки со стороны защитников религии. (Первое издание было ано-
нимным, но вскоре вышло второе, дополненное издание с указанием ав-
тора. В 1702 г. вышло третье и последнее издание книги.)
В течение ряда лет книга Толанда "Христианство без тайн" была
предметом бурной полемики. На нее писались многочисленные опро-
вержения, а автора "богопротивного" сочинения требовали привлечь к
суду. В 1697 г. книга была действительно осуждена на сожжение. Са-
мому же Толанду угрожало тюремное заключение, и он вынужден был
спасаться бегством от своих преследователей, а также публично защи-
щаться от предъявленных ему обвинений. И хотя в дальнейшем судеб-
ное дело против Толанда было прекращено, его книга "Христианство без
тайн", так же как и другие сочинения, подверглась ожесточенной кри-
тике.
В 1701 - 1702 гг. Толанд совершает путешествие в Германию, по-
сещает Ганновер, где встречается с Лейбницем, а затем Берлин, куда он
был приглашен прусской королевой Софией-Шарлоттой. Беседы с коро-
левой, увлекавшейся философией, а впоследствии переписка с ней пос-
лужили Толанду основой для написания своего наиболее выдающегося
произведения - "Писем к Серене" (1704).
В 1707 - 1710 гг. Толанд вновь путешествует по странам Европы.
Сначала он направился в Германию, потом посетил. Вену и Прагу, отту-
да его путь лежал в Голландию. Обосновавшись в Гааге, Толанд пробыл
там около двух лет, после чего вернулся в Англию. Из сочинений, напи-
санных Толандом в этот период, следует назвать "Адеисидемон" (1708)
и "Назарянин" (1718). В первом из них разоблачались суеверия и пред-
рассудки, широко распространенные в древности и продолжавшие гнез-
диться в умах современников философа. Речь шла о вере в чудеса, при-
меты, гадания, пророчества и
12
прочих "выдумках жрецов-шарлатанов". Во втором Толанд исс-
ледовал раннее христианство в сопоставлении с иудаизмом и исламом.
В "Назарянине" содержался также призыв к веротерпимости, к уравне-
нию в правах приверженцев всех религий.
В последние годы своей жизни Толанд сильно нуждался. Продав
за долги дом, он переселился в местечко Путней близ Лондона, где на-
шел приют в семье простого плотника. Несмотря на все лишения, То-
ланд пишет и издает в 1720 г. два произведения: "Тетрадимус", состоя-
щий из четырех философских трактатов, и "Пантеистикон", в котором
в своеобразной литературной форме пропагандируется материализм и
натуралистический пантеизм, обосновывается необходимость свободы
мысли и слова.
Умер Толанд 11 марта 1722 г.
Критика религии. "Отцом" английского свободомыс-
Свободомыслие лия был Локк (см. 1, 7, 220). Ученик
и последователь Докка, Толанд
продолжил и углубил критику религии и церкви с позици Й деиз-
ма и материализма, способствовал дальнейшему развитию свободомыс-
лия.
Критика христианства. Особый интерес представляет в данной
связи книга Толанда "Христианство без тайн". Острие толандовской
критики было направлено против мистицизма и иррационализма хрис-
тианской религии. Все, что противоречит разуму, что объявляется хрис-
тианскими богословами непостижимым, недоступным разуму, должно
быть отвергнуто. Рационалистической критике подвергается Толандом
и само откровение, трактуемое теологией как сверхьестественный ис-
точник познания исходящих от бога истин, как его волеизъявление. То-
ланд же низводил откровение до уровня информации, поступающей от
обычных людей, и накладывал и на то и на другое одинаковое ограниче-
ние. "Кто бы ни раскрывал нам что-нибудь, т. е. кто бы ни сообщал нам
нечто, чего мы раньше не знали, его слова доллсны быть понятны, а дело
- возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает,
бог или человек" (42, 115). И чтобы не было никаких недоразумений на
этот счет, Толанд уточняет: "...всеявления, сообщаемые в откровении
богом или человеком, должны быть в равной мере понятны и возмолс-
ны" (42, 116).
<< Пред. стр. 1 (из 55) След. >>