<< Пред.           стр. 2 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 Столь же радикальным образом решал Толанд и вопрос о соотно-
 шении веры и разума. Он не только провозглашал первенство разума
 перед верой, как это делал, например,
 
 
 13
 
 Локк, но стремился доказать, что "истинная вера" в принципе
 ничем не отличается от знания, поскольку предполагает понимание,
 требует логического обоснования. Но если вера есть знание, то "разум
 более валсен, чем откровение". И хотя Толанд для виду оспаривал вы-
 вод, что "такое понятие о вере делает бесполезным откровение" (42,
 167), не составляет труда заметить, что философ, по существу, прихо-
 дил к отрицанию значения веры и откровения, провозглашал безуслов-
 ный приоритет разума.
 Рационалисгической интерпретации подвергается Толандом и по-
 нятие чуда. Идеологи религии усматривают в нем выражение божест-
 венного всемогущества, непостижимое и сверхъестественное деяние.
 Согласно же Толанду, "все противоречащее разуму не может быть чу-
 дом, ибо... противоречие есть лишь другое слово для обозначения невоз-
 можного или ничего" (42, 170). Толанд стремился отмежеваться в пер-
 вую очередь от "вымышленных чудес", которыми изобилуют, по его
 мнению, все религии, включая христианство. Не решаясь отбросить, как
 подделку и ложь, евангельские чудеса, Толанд значительно суживал
 сферу их проявления, ограничивал рамками понятного и возможного.
 Тем самым он фактически подрывал веру во всемогущество бога, ставил
 под сомнение реальность чудес вообще.
 Сказанное позволяет выявить специфику толандовской критики
 христианской религии. С одной стороны, он стремился отбросить мис-
 тические, иррациональные элементы христианства, рационализировать
 его содержание. С другой стороны, философ-деист пытался свести к
 минимуму функции бога по отношению к миру и человеку, максималь-
 но ограничить его потенции.
 Выше уже говорилось о стремлении деистов противопоставить
 историческим вероисповеданиям раэумную, или естественную, рели-
 гию. В книге Толанда "Христианство без тайн" подобную роль призвано
 было играть первоначальное христианство. С этой целью он настойчиво
 и последовательно отстаивал положение о том, что "христианство было
 задумано как разумная и понятная религия" (42, 118), что в своем пер-
 воначальном виде оно не содержало ничего противоречащего разуму
 или недоступного ему. Однако впоследствии, указывал Толанд, христи-
 анская религия подверглась искажениям, ответственность за которые
 несет духовенство. Он обвинял церковников в том, что они с помощью
 "мошеннических уловок" извратили истинную сущность христианства,
 поставили его в один ряд с "мистерями Цeреры и оргиями Вакха"" (42,
 175).
 
 
 14
 
 Речь шла в книге Толанда в первую очередь о таинствах христиан-
 ской религии. На примере главных из них - крещения и причащения -
 философ показывает, как под влиянием язычества в христианство про-
 никли "тайны и тайные обряды",как "из-за хитрости и честолюбия
 священников" оно заполнилось "нечестивыми суевериями". Под этим
 же углом зрения Толанд рассматривает становление и других элементов
 христианского культа. К нелепостям "иудейского или языческого про-
 исхождения" он относит молитвы, покаяние, заклинания, поклонение
 иконам, святым, посты, похоронные обряды и т. п. В религиозных обря-
 дах и таинствах Толанд усматривал источник ошибок и заблуждений.
 "Нет ничего более противоположного друг другу по своей природе, чем
 обряд и христианство" (42, 182).
 Таким образом, Толанд выступил одним из первых исследовате-
 лей первоначального христианства, критически проанализировавшего
 его историческую эволюцию. Он справедливо указывает на то, что хрис-
 тианство впитало в себя множество элементов языческого и иудейского
 происхождения, усвоило ряд понятий и представлений античной фи -
 лософии, заимствованных главным образом у платонизма. Нельзя не
 заметить, однако, что концепция, развиваемая Толандом, имела немало
 уязвимых пунктов. Провозглашая тезис о "разумности" первоначаль-
 ного христианства, философ явно отступал от исторической правды. 0
 противоречиях и несуразностях, которыми изобилует новозаветная ли-
 тература, писали еще античные критики христианства, и Толанд не мог
 не знать об этом. Да и сам он, будучи большим знатоком евангельских
 текстов, мог без особого труда в этом удостовериться. Ошибочным было
 и утверждение философа о том, что первоначальное христианство не
 содержало в себе ничего мистического, что "непостижимые тайны"
 были привнесены в него только впоследствии. В действительности лю-
 бая религия неотделима от мистики, и христианство с самого начала не
 составляло исключения. Вместе с тем Толанд правильно подметил воз-
 растание роли и значения мистических элементов в процессе формиро-
 вания и развития христианского вероучения и культа.
 "Когда, почему и кем были введены в христианство тайны?" (42,
 173) - ставит в заключение вопрос Толанд. Ответ на него нам отчасти
 уже известен. Вину за превращение христианства из "простой" и "ра-
 зумной" религии в религию, окутанную тайнами, таинствами, философ
 возлагал на духовенство. Хронологически же этот процесс совпадал, по
 Толанду, со временем превращения христиан-
 
 
 15
 
 ства в государственную религию Римской империи, т. е. происхо-
 дил в III - IV вв. Что касается причин, приведших к тому, что христианс-
 тво утратило свою первоначальную сущность и выродилось в "антих-
 ристианство", то к ним Толанд относил опять-таки честолюбивые уст-
 ремления церковников, их желание возвыситься над мирянами, приоб-
 рести с помощью власть имущих привилегии и льготы, стать замкнутым
 сословием.
 Это была чисто просветительская концепция религии, усматри-
 вающая ее источники в невежестве народных масс и кознях священнос-
 лужителей, обманывающих народ в своих корыстных интересах и инте-
 ресах власть имущих.
 Если не считать отдельных замечаний Толанда о подлержке хрис-
 тианства римскими императорами с целью укрепления своей власти, а
 также высказываний о сословных интересах духовенства, то можно
 сказать, что он практически игнорировал социальную обусловленность
 исторической эволюции христианской религии и церкви. Не замечал
 Толанд и того, что широкое распространение христианства, а затем и
 превращение его в мировую религию во многом зависело от тех факто-
 ров, которые он считал причиной перерождения христианской религии
 (усвоение христианством элементов язычества, иудаизма, греко-римс-
 кой философии, ассимиляция дохристианской обрядности и т. п.).
 Слабости и недостатки толандовской трактовки христианства не
 умаляют значения его книги. "Христианство без тайн" вошло в историю
 свободомыслия как произведение воинствующего антицерковного ха-
 рактера. Самого же Толанда можно по праву считать одним из пионеров
 исторической и рационалистической критики христианства. В дальней-
 шем он не раз возвращался к поднятой в этом произведении теме, не
 только продолжил, но и усилил свою критику религии и церкви.
 "Письма к Серене". Важной вехой в духовном развитии Толанда
 стали его "Письма к Серене". Произведение включает пять писем, кото-
 рые по своей тематике делятся на две группы. Первые три письма адре-
 сованы непосредственно "Серене" - прусской королеве Софии-Шарлот-
 те. В них содержится критика религиозных суеверий и предрассудков,
 прослеживается возникновение и развитие представлений о бессмертии
 души, выявляются их земные корни. С сарказмом и гневом пишет То-
 ланд о духовенстве, особом сословии оплачиваемых лиц, "назначение
 которых не просвещать остальных людей, а удерживать их в их заблуж-
 дениях" (41,
 
 
 16
 
 1, 80). Выдавая собственные домыслы за слово божие, священнос-
 лужители, отмечает философ, насаждают ложные взгляды и учения,
 которые находят поддержку со стороны правителей, поскольку помо-
 гают им держать народ в страхе и повиновении.
 Следует отдельно остановиться на содержании третьего письма -
 "Проискождение идолопоклонства и причины возникновения язычест-
 ва". На первый взгляд объектом критики являются здесь религии древ-
 них народов мира. д ствительности же Толанд показывает истоки и кор-
 ни христианского культа, выявляет его родство с языческими веровани-
 ями и обрядами. "Сюда относятся жертвоприношения, ладан, свечи,
 иконы, омовения, праздники, музыка, алтари, паломничества, посты,
 безбрачие духовенства, освящения, порицания, заклинания, поклонения
 умершим... канонизация все новых святых... добрые и злые духи, анге-
 лы- хранители... которым посвящаются храмы и воздаются особые почести"
 (41, 1, 135 - 136).
 Толанд характеризует все эти языческие элементы, воспринятые
 христианской религией, как "антихристианство". Вину же за превра-
 щение первоначального христианства в "новое идолопоклонство" он,
 как и прежде, возлагает на духовенство, осуждая лживость и своеволие
 священников, разоблачая "поповские хитрости" и "благочестивые
 плутни".
 Письмо заканчивалось четверостишием, которое как ы подводило
 итог толандовской критике христианства:
  Ту религию, которой учит нас сама природа,
  Басни в тайну превратили, дары - в выгодный обман;
  Д ховенство в дни закланий на глазах всего народа
  Пьет вино и ест жаркое, а народ не сыт, не пьян.
  (41, 1, 137)
 Таким образом, Толанд остался в целом верен той просветитель-
 ской концепции религии, которая была им сформулирована в книге
 "Христианство без тайн". Вместе с тем Толанд приближался к уясне-
 нию земных корней религии, ее социальных функций, стремился к
 раскрытжо "человеческого происхождения богов" (41, 1, 128).
 Вторую группу "Писем к Серене" составлжот четвертое и пятое.
 Они явились результатом переписки Толанда с одним голландским
 спинозистом и носят чисто философский характер. В этих двух письмах
 Толанд выступает как философ-материалист. Он развивает здесь свое
 учение о
 
 
 17
 
 материи и движении, рассматривает пространственно-spe менные
 формы существования движущейся материи.
  Философский Движение - существенное свойство
  материализм материи. Обоснованию этого поло-
  жения и критике той точки зрения,
 согласно которой материя сама по себе бездейственна и пассивна,
 Толанд уделяет главное внимание. Нужно иметь в виду, что представ-
 ления о пассивности, инертности материи преобладали в европейской, в
 том числе и английской, философии XVII - начала XVIII в. Их разделя-
 ли, в частности, кембриджские платоники. Именно Кедворту, главе
 этой идеалистической философской школы, принадлежит уподобление
 материи "мертвой глыбе", приобретающей движение и силу благодаря
 божественному духу, его разуму и воле. Аналогичные идеи развивал
 теолог Бентли, утверждавший, что мертвая и грубая материя не способ-
 на к движению без божественного импульса. Как известно, подобные
 взгляды разделяли Ньютон и Локк. Последнему принадлежит мысль о
 том, что "материя... не обладает способностью произвести в себе движе-
 ние" (23, 1, 604).
 В противовес этим взглядам на материю Толанд писал: "Я отри-
 цаю, что материя есть или когда-либо была бездейственной, мертвой
 глыбой, находящейся в состоянии абсолютного покоя, чем-то косным и
 неповоротливым" (41, 1, 152). Толанд настаивал на том, что движение
 является одним из атрибутов материи, составляет ее существенное и
 неотъемлемое свойство. При этом он подчеркивал абсолютный характер
 движения материи и относительный характер покоя. Движение абсо-
 лютно, потому что оно выступает реальным субъектом всех изменений,
 которые претерпевают тела, служит источником их разнообразных
 свойств, причиной многообразия природы. В этом широком смысле
 движение есть внутренне присущая материи движущая сила (moving
 force), или активность (action). В узком же смысле движение - это пе-
 ремещение тел в пространстве, или пространственное движение gocal
 motion). "Это последнее является лишь некоторым изменчивым опреде-
 лением активности, которая всегда, в целом и в каждой части, одна и та
 же и без которой движение не может принимать никаких модифика-
 ций" (41, 1, 152).
 Значение толандовской трактовки движения станет яснее, если
 сопоставить ее с пониманием движения двумя крупнейшими предста-
 вителями механистического материализма XVII в. - Гоббсом и Гассенди.
 Taк, для Гоббса "движение есть непрерывная перемена мест" (20, 1,
 141), и только.
 
 
 18
 
 Сходной точки зрения придерживался Гассенди: "Под движением
 я понимаю лишь переход с места на место..." (19, 1, 167). Правда, Гас-
 сенди различал "движение перехода" (motus transitus) и те движения,
 которые называют изменением (mutatio) и преобразованием (alteratio).
 Однако с позиций своей атомистики он сводил качественные изменения
 и преобразования тел к движению перехода атомов внутри самого тела.
 У Толанда же активность представляет собой внутренне присущий ма-
 терии атрибут, она так же неотделима от ее природы, как и протяжение:
 "Материя по необходимости столь же активна, сколь и протяженна"
 (41, 1, 154). Что касается покоя, то он, как отмечалось, то мечалось,
 всегда относителен, ибо "одно движение всегда сменяется другим дви-
 жением, но никогда не сменяется абсолютным покоем" (41, 1, 193).
 Обосновывая в "Письмах к Серене" атрибутивный характер дви-
 жения, Толанд подвергает критике спинозовскую онтологию,обращает
 внимание на ее существенный недостаток. Спиноза, пишет Толанд, не
 признает существа, от дельного или отличного от субстанции Вселен-
 ной, такого существа, которое сообщило бы ей движение и непрерывно
 Спиноза не считает движение атрибутом субстанци 51 0, а, следова-
 тельно, не признает его существенным и неотъемлемым свойством.
 "Отсюда я уверенно заключаю что его система в целом неверна и лише-
 на какого бы то ни было основания, что она непродуманна и несостоя-
 тельна в философском отношении" (41, 1, 146).
 Нет сомнения в том, что Толанд допустил ошибку в общей оценке
 учения Спинозы. Он недооценил прежде всего спинозовскую концеп-
 цию субстанци, провозгласившую природу причиной самой себя (causa
 sui). Не учел он и того, что движение выступает в спинозовской онтоло-
 гии в качестве бесконечного модуса субстанции и поэтому может расс-
 матриваться как ее необходимое свойство. Но Толанд был прав в том от-
 ношении, что выявил непоследовательность Спинозы в истолковании
 движения и убедительно показал, что только признание движения атри-
 бутом материи дает ключ к решению проблемы материи и движения.
 Обосновывая мысль о всеобщей активности материи, английский
 философ рисует впечатляющую картину беспрерывного движения "ми-
 ровой материи" извечного кру-
 
 -------------------
 1 Атрибутами субстанции Спиноза считал протяжение и мышле-
 ние.
 
 
 19
 
 говорота природы, постоянного созидания и разрушения, возник-
 новения и уничтожения явлений и предметов внешнего мира. Однако в
 целом Толанду был присущ метафизический, неисторический взгляд на
 природу. Окружающий мир находится в непрестанном движении, пос-
 тоянно меняется, обновляется. "Но изменения в частях не влекут за со-
 бой никакого изменения Вселенной, ибо ясно, что постоянные переме-
 ны, переходы и превращения материи не могут вызвать ни увеличения,
 ни уменьшения ее общего количества, как ни одна буква не прибавляет-
 ся к алфавиту и не убавляется из него из-за бесчисленных сочетаний и
 перестановок букв в великом множестве слов и языков" (41, 1, 169).
 Короче говоря, "мировая материя повсюду одна и та же", "мир во всех
 своих частях и видах пребывает во все времена в одном и том же состоя-
 нии" (41, 1, 167, 169).
 Сформулировав, таким образом, диалектическую идею самодви-
 жения материи, Толанд остался в рамках метафизической концепции
 развития, и это понятно, поскольку для выдвижения и тем более обос-
 нования диалектической концепции не было еще ни естественно-науч-
 ных, ни философских предпосылок.
 Деистская форма материализма. Деистский характер материализ-
 ма Толанда проявляется прежде всего в колебании по поводу решения
 кардинального вопроса: создан ли мир богом или он существует извеч-
 но? Как известно, Энгельс считал этот вопрос специфической формой
 выражения основного вопроса философии в условиях средних веков
 (см. 1, 21, 283). Однако постановка и решение названного вопроса оста-
 вались актуальными и для нового времени, в условиях продолжающейся
 борьбы материализма и религиозно-идеалистического мировоззрения.
 Автор "Писем к Серене" делает специальную оговорку, что не желает
 вмешиваться в споры относительно происхождения и долговечности ма-
 терии, настаивая лишь на ее изначальной активности. "Поэтому те, кто
 считает материю сотворенной, могут по-своему верить, что бог перво-
 начально наделил ее активностью, как он наделил ее протяжением, а те,
 кто считает . ее вечной, могут по-своему полагать, что она извечно ак-
 тивна..." (41, 1, 153). Уклоняясь от прямого ответа на вопрос о том, сот-
 ворена ли материя или она извечна, но настаивая на атрибутивном ха-
 рактере движения, Толанд с большей последовательностью высказывал-
 ся относительно неуничтожимости материи и движения. "...Говорить,
 что бог может лишить материю движения, тогда как оно присуще ей,
 равносильно утверждению, что он может отнять у нее протяже-

<< Пред.           стр. 2 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу