<< Пред. стр. 2 (из 55) След. >>
Столь же радикальным образом решал Толанд и вопрос о соотно-шении веры и разума. Он не только провозглашал первенство разума
перед верой, как это делал, например,
13
Локк, но стремился доказать, что "истинная вера" в принципе
ничем не отличается от знания, поскольку предполагает понимание,
требует логического обоснования. Но если вера есть знание, то "разум
более валсен, чем откровение". И хотя Толанд для виду оспаривал вы-
вод, что "такое понятие о вере делает бесполезным откровение" (42,
167), не составляет труда заметить, что философ, по существу, прихо-
дил к отрицанию значения веры и откровения, провозглашал безуслов-
ный приоритет разума.
Рационалисгической интерпретации подвергается Толандом и по-
нятие чуда. Идеологи религии усматривают в нем выражение божест-
венного всемогущества, непостижимое и сверхъестественное деяние.
Согласно же Толанду, "все противоречащее разуму не может быть чу-
дом, ибо... противоречие есть лишь другое слово для обозначения невоз-
можного или ничего" (42, 170). Толанд стремился отмежеваться в пер-
вую очередь от "вымышленных чудес", которыми изобилуют, по его
мнению, все религии, включая христианство. Не решаясь отбросить, как
подделку и ложь, евангельские чудеса, Толанд значительно суживал
сферу их проявления, ограничивал рамками понятного и возможного.
Тем самым он фактически подрывал веру во всемогущество бога, ставил
под сомнение реальность чудес вообще.
Сказанное позволяет выявить специфику толандовской критики
христианской религии. С одной стороны, он стремился отбросить мис-
тические, иррациональные элементы христианства, рационализировать
его содержание. С другой стороны, философ-деист пытался свести к
минимуму функции бога по отношению к миру и человеку, максималь-
но ограничить его потенции.
Выше уже говорилось о стремлении деистов противопоставить
историческим вероисповеданиям раэумную, или естественную, рели-
гию. В книге Толанда "Христианство без тайн" подобную роль призвано
было играть первоначальное христианство. С этой целью он настойчиво
и последовательно отстаивал положение о том, что "христианство было
задумано как разумная и понятная религия" (42, 118), что в своем пер-
воначальном виде оно не содержало ничего противоречащего разуму
или недоступного ему. Однако впоследствии, указывал Толанд, христи-
анская религия подверглась искажениям, ответственность за которые
несет духовенство. Он обвинял церковников в том, что они с помощью
"мошеннических уловок" извратили истинную сущность христианства,
поставили его в один ряд с "мистерями Цeреры и оргиями Вакха"" (42,
175).
14
Речь шла в книге Толанда в первую очередь о таинствах христиан-
ской религии. На примере главных из них - крещения и причащения -
философ показывает, как под влиянием язычества в христианство про-
никли "тайны и тайные обряды",как "из-за хитрости и честолюбия
священников" оно заполнилось "нечестивыми суевериями". Под этим
же углом зрения Толанд рассматривает становление и других элементов
христианского культа. К нелепостям "иудейского или языческого про-
исхождения" он относит молитвы, покаяние, заклинания, поклонение
иконам, святым, посты, похоронные обряды и т. п. В религиозных обря-
дах и таинствах Толанд усматривал источник ошибок и заблуждений.
"Нет ничего более противоположного друг другу по своей природе, чем
обряд и христианство" (42, 182).
Таким образом, Толанд выступил одним из первых исследовате-
лей первоначального христианства, критически проанализировавшего
его историческую эволюцию. Он справедливо указывает на то, что хрис-
тианство впитало в себя множество элементов языческого и иудейского
происхождения, усвоило ряд понятий и представлений античной фи -
лософии, заимствованных главным образом у платонизма. Нельзя не
заметить, однако, что концепция, развиваемая Толандом, имела немало
уязвимых пунктов. Провозглашая тезис о "разумности" первоначаль-
ного христианства, философ явно отступал от исторической правды. 0
противоречиях и несуразностях, которыми изобилует новозаветная ли-
тература, писали еще античные критики христианства, и Толанд не мог
не знать об этом. Да и сам он, будучи большим знатоком евангельских
текстов, мог без особого труда в этом удостовериться. Ошибочным было
и утверждение философа о том, что первоначальное христианство не
содержало в себе ничего мистического, что "непостижимые тайны"
были привнесены в него только впоследствии. В действительности лю-
бая религия неотделима от мистики, и христианство с самого начала не
составляло исключения. Вместе с тем Толанд правильно подметил воз-
растание роли и значения мистических элементов в процессе формиро-
вания и развития христианского вероучения и культа.
"Когда, почему и кем были введены в христианство тайны?" (42,
173) - ставит в заключение вопрос Толанд. Ответ на него нам отчасти
уже известен. Вину за превращение христианства из "простой" и "ра-
зумной" религии в религию, окутанную тайнами, таинствами, философ
возлагал на духовенство. Хронологически же этот процесс совпадал, по
Толанду, со временем превращения христиан-
15
ства в государственную религию Римской империи, т. е. происхо-
дил в III - IV вв. Что касается причин, приведших к тому, что христианс-
тво утратило свою первоначальную сущность и выродилось в "антих-
ристианство", то к ним Толанд относил опять-таки честолюбивые уст-
ремления церковников, их желание возвыситься над мирянами, приоб-
рести с помощью власть имущих привилегии и льготы, стать замкнутым
сословием.
Это была чисто просветительская концепция религии, усматри-
вающая ее источники в невежестве народных масс и кознях священнос-
лужителей, обманывающих народ в своих корыстных интересах и инте-
ресах власть имущих.
Если не считать отдельных замечаний Толанда о подлержке хрис-
тианства римскими императорами с целью укрепления своей власти, а
также высказываний о сословных интересах духовенства, то можно
сказать, что он практически игнорировал социальную обусловленность
исторической эволюции христианской религии и церкви. Не замечал
Толанд и того, что широкое распространение христианства, а затем и
превращение его в мировую религию во многом зависело от тех факто-
ров, которые он считал причиной перерождения христианской религии
(усвоение христианством элементов язычества, иудаизма, греко-римс-
кой философии, ассимиляция дохристианской обрядности и т. п.).
Слабости и недостатки толандовской трактовки христианства не
умаляют значения его книги. "Христианство без тайн" вошло в историю
свободомыслия как произведение воинствующего антицерковного ха-
рактера. Самого же Толанда можно по праву считать одним из пионеров
исторической и рационалистической критики христианства. В дальней-
шем он не раз возвращался к поднятой в этом произведении теме, не
только продолжил, но и усилил свою критику религии и церкви.
"Письма к Серене". Важной вехой в духовном развитии Толанда
стали его "Письма к Серене". Произведение включает пять писем, кото-
рые по своей тематике делятся на две группы. Первые три письма адре-
сованы непосредственно "Серене" - прусской королеве Софии-Шарлот-
те. В них содержится критика религиозных суеверий и предрассудков,
прослеживается возникновение и развитие представлений о бессмертии
души, выявляются их земные корни. С сарказмом и гневом пишет То-
ланд о духовенстве, особом сословии оплачиваемых лиц, "назначение
которых не просвещать остальных людей, а удерживать их в их заблуж-
дениях" (41,
16
1, 80). Выдавая собственные домыслы за слово божие, священнос-
лужители, отмечает философ, насаждают ложные взгляды и учения,
которые находят поддержку со стороны правителей, поскольку помо-
гают им держать народ в страхе и повиновении.
Следует отдельно остановиться на содержании третьего письма -
"Проискождение идолопоклонства и причины возникновения язычест-
ва". На первый взгляд объектом критики являются здесь религии древ-
них народов мира. д ствительности же Толанд показывает истоки и кор-
ни христианского культа, выявляет его родство с языческими веровани-
ями и обрядами. "Сюда относятся жертвоприношения, ладан, свечи,
иконы, омовения, праздники, музыка, алтари, паломничества, посты,
безбрачие духовенства, освящения, порицания, заклинания, поклонения
умершим... канонизация все новых святых... добрые и злые духи, анге-
лы- хранители... которым посвящаются храмы и воздаются особые почести"
(41, 1, 135 - 136).
Толанд характеризует все эти языческие элементы, воспринятые
христианской религией, как "антихристианство". Вину же за превра-
щение первоначального христианства в "новое идолопоклонство" он,
как и прежде, возлагает на духовенство, осуждая лживость и своеволие
священников, разоблачая "поповские хитрости" и "благочестивые
плутни".
Письмо заканчивалось четверостишием, которое как ы подводило
итог толандовской критике христианства:
Ту религию, которой учит нас сама природа,
Басни в тайну превратили, дары - в выгодный обман;
Д ховенство в дни закланий на глазах всего народа
Пьет вино и ест жаркое, а народ не сыт, не пьян.
(41, 1, 137)
Таким образом, Толанд остался в целом верен той просветитель-
ской концепции религии, которая была им сформулирована в книге
"Христианство без тайн". Вместе с тем Толанд приближался к уясне-
нию земных корней религии, ее социальных функций, стремился к
раскрытжо "человеческого происхождения богов" (41, 1, 128).
Вторую группу "Писем к Серене" составлжот четвертое и пятое.
Они явились результатом переписки Толанда с одним голландским
спинозистом и носят чисто философский характер. В этих двух письмах
Толанд выступает как философ-материалист. Он развивает здесь свое
учение о
17
материи и движении, рассматривает пространственно-spe менные
формы существования движущейся материи.
Философский Движение - существенное свойство
материализм материи. Обоснованию этого поло-
жения и критике той точки зрения,
согласно которой материя сама по себе бездейственна и пассивна,
Толанд уделяет главное внимание. Нужно иметь в виду, что представ-
ления о пассивности, инертности материи преобладали в европейской, в
том числе и английской, философии XVII - начала XVIII в. Их разделя-
ли, в частности, кембриджские платоники. Именно Кедворту, главе
этой идеалистической философской школы, принадлежит уподобление
материи "мертвой глыбе", приобретающей движение и силу благодаря
божественному духу, его разуму и воле. Аналогичные идеи развивал
теолог Бентли, утверждавший, что мертвая и грубая материя не способ-
на к движению без божественного импульса. Как известно, подобные
взгляды разделяли Ньютон и Локк. Последнему принадлежит мысль о
том, что "материя... не обладает способностью произвести в себе движе-
ние" (23, 1, 604).
В противовес этим взглядам на материю Толанд писал: "Я отри-
цаю, что материя есть или когда-либо была бездейственной, мертвой
глыбой, находящейся в состоянии абсолютного покоя, чем-то косным и
неповоротливым" (41, 1, 152). Толанд настаивал на том, что движение
является одним из атрибутов материи, составляет ее существенное и
неотъемлемое свойство. При этом он подчеркивал абсолютный характер
движения материи и относительный характер покоя. Движение абсо-
лютно, потому что оно выступает реальным субъектом всех изменений,
которые претерпевают тела, служит источником их разнообразных
свойств, причиной многообразия природы. В этом широком смысле
движение есть внутренне присущая материи движущая сила (moving
force), или активность (action). В узком же смысле движение - это пе-
ремещение тел в пространстве, или пространственное движение gocal
motion). "Это последнее является лишь некоторым изменчивым опреде-
лением активности, которая всегда, в целом и в каждой части, одна и та
же и без которой движение не может принимать никаких модифика-
ций" (41, 1, 152).
Значение толандовской трактовки движения станет яснее, если
сопоставить ее с пониманием движения двумя крупнейшими предста-
вителями механистического материализма XVII в. - Гоббсом и Гассенди.
Taк, для Гоббса "движение есть непрерывная перемена мест" (20, 1,
141), и только.
18
Сходной точки зрения придерживался Гассенди: "Под движением
я понимаю лишь переход с места на место..." (19, 1, 167). Правда, Гас-
сенди различал "движение перехода" (motus transitus) и те движения,
которые называют изменением (mutatio) и преобразованием (alteratio).
Однако с позиций своей атомистики он сводил качественные изменения
и преобразования тел к движению перехода атомов внутри самого тела.
У Толанда же активность представляет собой внутренне присущий ма-
терии атрибут, она так же неотделима от ее природы, как и протяжение:
"Материя по необходимости столь же активна, сколь и протяженна"
(41, 1, 154). Что касается покоя, то он, как отмечалось, то мечалось,
всегда относителен, ибо "одно движение всегда сменяется другим дви-
жением, но никогда не сменяется абсолютным покоем" (41, 1, 193).
Обосновывая в "Письмах к Серене" атрибутивный характер дви-
жения, Толанд подвергает критике спинозовскую онтологию,обращает
внимание на ее существенный недостаток. Спиноза, пишет Толанд, не
признает существа, от дельного или отличного от субстанции Вселен-
ной, такого существа, которое сообщило бы ей движение и непрерывно
Спиноза не считает движение атрибутом субстанци 51 0, а, следова-
тельно, не признает его существенным и неотъемлемым свойством.
"Отсюда я уверенно заключаю что его система в целом неверна и лише-
на какого бы то ни было основания, что она непродуманна и несостоя-
тельна в философском отношении" (41, 1, 146).
Нет сомнения в том, что Толанд допустил ошибку в общей оценке
учения Спинозы. Он недооценил прежде всего спинозовскую концеп-
цию субстанци, провозгласившую природу причиной самой себя (causa
sui). Не учел он и того, что движение выступает в спинозовской онтоло-
гии в качестве бесконечного модуса субстанции и поэтому может расс-
матриваться как ее необходимое свойство. Но Толанд был прав в том от-
ношении, что выявил непоследовательность Спинозы в истолковании
движения и убедительно показал, что только признание движения атри-
бутом материи дает ключ к решению проблемы материи и движения.
Обосновывая мысль о всеобщей активности материи, английский
философ рисует впечатляющую картину беспрерывного движения "ми-
ровой материи" извечного кру-
-------------------
1 Атрибутами субстанции Спиноза считал протяжение и мышле-
ние.
19
говорота природы, постоянного созидания и разрушения, возник-
новения и уничтожения явлений и предметов внешнего мира. Однако в
целом Толанду был присущ метафизический, неисторический взгляд на
природу. Окружающий мир находится в непрестанном движении, пос-
тоянно меняется, обновляется. "Но изменения в частях не влекут за со-
бой никакого изменения Вселенной, ибо ясно, что постоянные переме-
ны, переходы и превращения материи не могут вызвать ни увеличения,
ни уменьшения ее общего количества, как ни одна буква не прибавляет-
ся к алфавиту и не убавляется из него из-за бесчисленных сочетаний и
перестановок букв в великом множестве слов и языков" (41, 1, 169).
Короче говоря, "мировая материя повсюду одна и та же", "мир во всех
своих частях и видах пребывает во все времена в одном и том же состоя-
нии" (41, 1, 167, 169).
Сформулировав, таким образом, диалектическую идею самодви-
жения материи, Толанд остался в рамках метафизической концепции
развития, и это понятно, поскольку для выдвижения и тем более обос-
нования диалектической концепции не было еще ни естественно-науч-
ных, ни философских предпосылок.
Деистская форма материализма. Деистский характер материализ-
ма Толанда проявляется прежде всего в колебании по поводу решения
кардинального вопроса: создан ли мир богом или он существует извеч-
но? Как известно, Энгельс считал этот вопрос специфической формой
выражения основного вопроса философии в условиях средних веков
(см. 1, 21, 283). Однако постановка и решение названного вопроса оста-
вались актуальными и для нового времени, в условиях продолжающейся
борьбы материализма и религиозно-идеалистического мировоззрения.
Автор "Писем к Серене" делает специальную оговорку, что не желает
вмешиваться в споры относительно происхождения и долговечности ма-
терии, настаивая лишь на ее изначальной активности. "Поэтому те, кто
считает материю сотворенной, могут по-своему верить, что бог перво-
начально наделил ее активностью, как он наделил ее протяжением, а те,
кто считает . ее вечной, могут по-своему полагать, что она извечно ак-
тивна..." (41, 1, 153). Уклоняясь от прямого ответа на вопрос о том, сот-
ворена ли материя или она извечна, но настаивая на атрибутивном ха-
рактере движения, Толанд с большей последовательностью высказывал-
ся относительно неуничтожимости материи и движения. "...Говорить,
что бог может лишить материю движения, тогда как оно присуще ей,
равносильно утверждению, что он может отнять у нее протяже-