<< Пред.           стр. 3 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 20
 
 ние или плотность, а это значит утверждать, что он может унич-
 тожить материю" (41, 1, 71). Эту последжою возможность Толанд ре-
 шительно отвергал, и в этом отношении он шел дальше Локка, который
 не только усматривал в боге источник движения материи, но и призна-
 вал сотворение материи, а также приписывал богу способность унич-
 тожить любую частицу материи (см. 23, 1, 193).
 Деизм и материализм Толанда не могли "мирно" сосуществовать
 в рамках одной философской системы. Деизм приводил к колебанию в
 решении основного вопроса философии. Материализм же в свою оче-
 редь вступал в противоречие с исходным принципом деизма - признани-
 ем бога в качестве безличной разумной первопричины мира. Примеча-
 тельно, что Толанд отдавал себе отчет о несовместимости положений
 материализма и посылок деизма. Так, в конце своих "Писем к Серене"
 он пишет, обращаясь к адресату: "...вы говорите, что раз допущена ак-
 тивность материи, то, по-видимому, исчезает необходимость в верхов-
 ном уме" (41, 1, 195). Согласиться с таким выводом Толанд, однако, не
 решился. Напротив,, он вновь повторил свой довод, что "бог так же мог
 создать материю активной, как и протяженной..." И все же, несмотря на
 эти колебания, мысль Толанда о движении как существенном свойстве
 материи знаменовала новый шаг в разработке учения о материи. Толанд
 первым из мыслителей нового времени выдвинул и обосновал положе-
 ние о движении как атрибуте материи. Опираясь на это положение,
 французские материалисты XVIII в., в частности Гольбах, определили
 движение как "способ существования, вытекающий необходимым обра-
 зом из сущности материи..." (230, 1, 75).
 Пространство и время. Отвергнув представление о пространстве и
 времени как самостоятельных сущностях (субстанциях), отличных от
 материи и независимых от нее, Толанд настаивал на неразрывной связи
 пространства и времени с материей, а следовательно, и с движением.
 Новаторский характер этой точки зрения заключался в отказе от мета-
 физического отрыва пространства и времени от материи, а также от нь-
 ютоновской концепции абсолютного пространства и времени. "Что ка-
 сается меня, - писал Толанд, - то я не могу поверить в абсолютное
 пространство, существующее якобы отдельно от материи и вмещающее
 ее в себе, как не могу поверить и тому, что есть абсолютное время,
 оторванное от вещей, о длительности которых идет речь" (41, 1, 165.)
 
 
 21
 
 Особое внимание Толанд обращал на раскрытие несостоятельнос-
 ти поняти пустого пространства, считая его вымыcлом, фикцией. Это
 понятие, поясняет он, было создано главным образом для того, чтобы
 объяснить возможность движения пассивной материи (в качестве места,
 где оно могло бы происходить). Толанд имел в виду натурфилософские
 взгляды на пустое пространство, разделявшиеся многими его предшест-
 венниками и современниками, в частности Гассенди и Локком. Но если
 материя не бездеятельна, а, напротив, активна, если движение входит в
 ее определение, то понятие пустого пространства как условия движения
 тел теряет всякий смысл. "...Бесконечная материя и есть реальное
 пространство и вместилище, а также реальный субъект своих собствен-
 ных частей и модификаций" (41, 1, 185). Решительно отвергались То-
 ландом и религиозно-идеалистические трактовки абсолютного прост-
 ранства, попытки объявить его "каким-то новым видом небытия, наде-
 ленным свойством сущего" или даже провозгласить "самим верховным
 существом..." (41, 1, 186). Высмеивая подобные стремления связать по-
 нятие абсолютного пространства с идеей бога, Толанд приводит шуточ-
 ное четверостишие:
  Тебя с пространством правильно, ей-ей,
  Отождествляют те, кто помудрей:
  Пространство пусто, - стало быть, и ты
  Полнейшее подобье пустоты.
  (41, 1, 186)
 Таким образом, в "Письмах к Серене" Толанд, критически проа-
 нализировав существовавшие в философии и естествознании того исто-
 рического периода концепции пространства и времени, пришел к обос-
 нованному выводу, что невозможно "мыслить пространство без мате-
 рии", .точно так же как нельзя мыслить "длительность без вещей" (41,
 1, 164). Эти высказывания английского философа следует рассматри-
 вать как дальнейшее развитие материализма, как предвосхищение той
 идеи, согласно которой пространство и время являются всеобщими фор-
 мами бытия материи.
 "Пантеистикон". К числу основных философских произведений
 Толанда принадлежит также "Пантеистикон". Он представляет значи-
 тельный интерес не только в связи с необычной литературной формой (в
 нем проза чередуется с белыми стихами, поются оды и гимны, прослав-
 ляющие "сократическое содружество" мудрецов, а также идею "луч-
 шего и славнейшего мужа"), но и благодаря своему содержанию. Здесь
 Толанд углубляет и конкретизирует ма-
 
 
 22
 
 териалистический взгляд на природу, утверждает идею "беско-
 нечной и вечной Вселенной" (41, 1, 355). Обосновывая свой материа-
 лизм, философ ссылается на "коперниковскую астмию" привлекает
 учение Ньютона "о взаимодействии мировых тел", корпускулярную те-
 орию строения веществ, использует данные других наук.
 "Пантеистикон" интересен и тем, что в нем Толанд развивает ма-
 териалистическую трактовку мышления. Еще в "Письмах к Серене" он
 отмечал связь мышления с деятельностью мозга подчеркивая, что "мы
 мыслим при помощи мозга, и только его одного" (41, 1, 142). Однако
 при этом философ не касался вопроса о природе мышления. В "Пакт ис-
 тиконе" же Толанд предпринимает попытку ответить на названный
 вопрос: "Мышление... есть особенное движение мозга специального ор-
 гана этой способности; вернее сказать, оно - некая часть мозга, перехо-
 дящая в спинкой моз г и нервы с их разветвлениями" (41, 1, 360 - 361).
 Ограниченность механистического материализма, отсутствие необхо-
 димых естественно-научных знаний не позволяли Толанду выявить
 специфику мышления и тем более раскрыть его сущность. Отсюда идет
 отождествление мышления с его биологическим субстратом, а также
 попытка использования понятия эфира для объяснения механизма пси-
 хической деятельности. Именно эфир, или эфирный огонь, указывает
 Толанд, "более подвижный, чем даже мысль, и гораздо более тонкий,
 чем всякое другое вещество", быстро пробе гая "по натянутым струнам
 нервов" и проникая в мозг, "выполняет всю механику восприятия, во-
 ображения воспоминания, расширения и сокращения понятий"
 (41,1,361 ).
 Отталкиваясь от концепции эфира, разработанной античными
 философами, и трактуя эфир как особый вид материи, Толанд стремил-
 ся тем самым свести идеальное, психическое к материальному, физи-
 ческому.При этом он исходил также из предположения, что мозг, буду-
 чи телесным органом, "может производить только телесное " (41,1,361)
 Такое решение психофизической проблемы при всей его ограниченнос-
 ти утверждало верный в своей основе тезис о сознании как функции
 мозга, о зависимости мышления от своего материального носителя:
 "Язык - не более орган вкуса, чем мозг - орган мышления" (41, 1,362 ).
 Натуралистическии пантеизм. Если в "Письмах к Серене" Толанд выс-
 тупает как материалист и деист, то в "Пантеистиконе" он больше тяго-
 теет к натуралистическому пантеизму.Идейная эволюция Толанда от
 деизма к пантеизму была обусловлена рядом причин. Следует прежде
 всего от-
 
 
 23
 
 метить то большое влияние, которое оказало на Толанда знакомс-
 тво с философией Д. Бруно. Интерес к Бруно и его сочинениям усилил-
 ся в последний период жизни и деятельности Толанда. Именно в эти го-
 ды он переводит на английский язык один из самых известных диалогов
 Бруно - "Изгнание торжествующего зверя". Другим источником толан-
 довского пантеизма была философия стоиков, которую он усиленно
 пропагандирует в "Пантеистиконе". Обращение к натуралистическому
 пантеизму, растворявшему бога в природе, было также, по-видимому,
 вызвано неудовлетворительностью Толанда деистским решением проб-
 лемы бога и мира, в особенности же креационистской установкой деиз-
 ма. Пантеизм, противостоящий креационизму с его идеей творения ми-
 ра богом,утверждавший, что природа есть не что иное, как "бог в ве-
 щах" (Бруно), безусловно больше соответствовал духу толандовского
 материализма, чем деизм.
 В "Пантеистиконе" явственно обнаруживается близкое пантеиз-
 му гилозоистическое понимание природы, признание ее одушевленнос-
 ти. Толанд приписывает неорганической материи свойства живой при-
 роды: способность питаться, дышать, расти. "...В недрах земли нет ни-
 чего неорганического..." (41, 1, 365). Земля сравнивае-.ся с всеродящей
 матерью, а Солнце - с животворящим, оплодотворяющим началом. Не-
 мало в "Пантеистиконе" высказываний и рассуждений, созвучных на-
 туралистическому пантеизму и гилозоизму Бруно. Излагая кредо пан-
 теистов, Толанд пишет о "неизмеримой и вечной Вселенной", управля-
 емой богом, "которого можно назвать если угодно, разумом и духом
 Вселенной" (41, 1, 358). А в уста "распорядителя" сократического сод-
 ружества пантеистов он вкладывает следующие слова: "Частями мира
 является все то, что в нем заключено и объемлется чувствующей приро-
 дой, обладающей совершенным разумом... Эту живую силу они считают
 душой мира, умом и совершенной мудростью, которую называют также
 богом" (41, 1, 387).
 Толанд подчеркивает, что в "Пантеистиконе" содержится "фило-
 софское, а не теологическое описание содружества" (41, 1, 354). И это
 становится особенно ясным, когда читатель знакомится с обычаями и
 правилами членов содружества, их философским каноном, представля-
 ющим собой сочетание материализма, натуралистического пантеизма с
 элементами деизма. Что касается "религии" пантеистов, то Толанд ха-
 рактеризует ее как "простую, ясную, доступную, свободную от всяких
 нелепостей и никем не навязанную"" (41, 1, 397). Целью этой религии
 является познание природы,
 
 
 24
 
 служение добродетели и искоренение суеверий. Она не лицемер-
 на и не продажна, не служит корыстным интересам отдельных лиц, не
 преследует инакомыслящих, не подвергает их пыткам и казням. Такая
 религия, отмечает Толанд, имеет "просветительское значение", а ее
 приверженцы, философы-пантеисты "по заслугам могут называться
 служителями и пророками природы" (41, 1, 397).
 Речь идет, таким образом, не о религии в собственном смысле
 слова и уже во всяком случае не о христианстве. Последнее вообще не
 упоминается в "Пантеистиконе". "Религия" пантеистов - это безрели-
 гиозное по своему содержанию философское учение, направленное на
 утверждение "тройного завета мудрецов". истины, свободы и здраво-
 мыслия (см. 41, 1, 379).
 Отношение к атеизму. Духовное развитие Толанда вплотную под-
 водило его к отказу от религии, к атеизму. Но Толанд не стал атеистом,
 и не только потому, что его материализм сочетался с деизмом и панте-
 измом. "Деизм - по крайней мере для материалиста - есть не более, как
 удобный и легкий способ отделаться от религии" (1, 2, 144). Не подле-
 жит сомнению и атеистическая направленность натуралистического
 пантеизма. Переход на позиции атеизма требовал, однако, преодоления
 того негативного отношения к нему, которое выражалось в идентифи-
 кации атеизма с аморализмом, безнравственностью и которое разделя-
 лось Толандом вместе со многими мыслителями своей эпохи'. Нельзя,
 наконец, забывать, что полный отказ от религии был сопряжен в усло-
 виях того времени с большой опасностью, а в Англии приравнивался к
 государственному преступлению. И Толанд, всю жизнь преследуемый
 за свои материалистические убеждения, отдавал себе полный отчет в
 том, какая судьба ждет отступника от религии и церкви: "Если он не
 будет предан смерти, изгнан из пределов страны, лишен своих должнос-
 тей, подвергнут штрафу или отлучен (смотря по размерам власти той
 церкви, к которой он принадлежит), то в лучшем случае им будут гну-
 шаться и его будут сторониться другие члены общества, а это не всякий
 способен выдержать даже во имя величайших истин" (41, 1, 83).
 Думается, что в этих словах - ключ к пониманию не только выска-
 зываний Толанда о пользе "истинной религии", "истинного благочес-
 тия" и т. п., но и развиваемой им в ряде
 
 ----------------
 1 - Это отношение наиболее четко выражено в трактате Толанда
 "Адеисидемон".
 
 
 25
 
 сочинений концепции двойственной философии: экзотерической
 (явной, открытой) и эзотерической (скрытой и тайной). Смысл этой
 концепции заключается в утверждении, что распространение передовых
 научно-философских взглядов в условиях отсутствия политической,
 гражданской свободы чревато опасностью, связано с риском. Вот поче-
 му вольнодумцы вынуждены скрывать свои истинные взгляды и, испо-
 ведуя их в тайне, поддерживают для виду "ходячие воззрения". Толанд
 признает, что подобное поведение порождает неискренность, усиливает
 подозрительность. И все же у вольнодумцев нет другого выхода, они
 "до тех пор не будут вполне откровенны, пока им самим не будет раз-
 решено мыслить так, как они хотят, и высказывать то, что они мыслят"
 (41, 1, 402).
 Концепция двойственной философии использовалась, таким об-
 разом, Толандом в интересах борьбы за свободу мысли и слова. Вместе с
 тем эта концепция проливает дополнительный свет на свободомыслие
 Толанда, позволяет лучше понять его особенности. Несомненно, Толанд
 вынужден был делать определенные уступки господствующей религи-
 озной идеологии, заявлять о своей лояльности по отношению к госу-
 дарственной англиканской церкви, прибегать в своих сочинениях к фи-
 гуре умолчания, оговоркам. Но с другой стороны, нет никаких основа-
 ний сомневаться в том, что во всех произведениях Толанда излагаются
 подлинные взгляды философа, которые он отстаивал с большим му-
 жеством и достоинством. Не следует поэтому считать, что колебания
 Толанда в отношении атеизма были обусловлены исключительно теми
 стоятельствами, в которых жил и творил английский мыслитель и о ко-
 торых говорилось выше. Учитывая эти обстоятельства и принимая во
 внимание их влияние на Толанда, нельзя не видеть сложности и проти-
 воречивости его мировоззрения, развивавшегося через материализм к
 атеизму и вместе с тем ограниченного рамками деизма и пантеизма.
 
 
 Глава 2. КОЛЛИНЗ
 
 Антони Коллинз - друг и единомышленник Толанда - родился 21
 июня 1676 г. в Хестоне (Мидлсекс), учился в Итоне, затем в Кэмбридже.
 Большое влияние на Коллинза оказало знакомство с Локком, с которым
 он неоднократно общал-
 
 
 26
 
 ся и находился в оживленной переписке. Коллинз - автор ряда
 произведений, которые публиковались им анонимно и вызывали, как
 правило, ожесточенные нападки идеологов англиканской церкви. К
 числу главных сочинений Коллинза принадлежат "Рассуждение о сво-
 бодомыслии" (1713), "Философское исследование человеческой свобо-
 ды" (1715), "Рассуждение об основах и причинах христианской рели-
 гии" (1724). Умер Коллинз 13 декабря 1729 г.
 Для характеристики философских взглядов Коллинза наибольшее
 значение имеет второе из названных сочинений, в котором он предстает
 как материалист и детерминист. Однако материалистические убежде-
 ния Коллинза проявились еще раньше, в споре о бессмертии души, воз-
 никшем между философами-материалистами и сторонниками религии.
 Начало этому спору положила работа У. Кауарда "Зрелое размышление
 относительно человеческой души" (1704). В ней опровергалось понятие
 души как продукта особой, нематериальной субстанции, отвергалось
 учение о бессмертии души. Кауард доказывал, что принципам "правого
 разума" соответствует точка зрения, согласно которой "человеческая
 душа прекращает свое существование, когда тело умирает" (71, 124).
 Отсюда делался вывод, что нет и не может быть бессмертного духа как
 самостоятельной субстанции. Аналогичные взгляды развивал Г. Доду-
 элл. "Душа - начало, смертное по природе", - гласило его сочинение.
 Идеологи англиканской церкви не замедлили выступить против
 взглядов Кауарда и Додуэлла. Показательно в этом отношении "Письмо
 к Додуэллу" (1707), принадлежащее религиозному философу С. Клар-
 ку. Обвиняя Додуэлла в безбожии, Кларк настаивал на бессмертии и
 нематериальности души. Однако позицию Додуэлла поддержал Кол-
 линз. Возражая Кларку, он развивал материалистический подход к соз-
 нанию. Согласно Коллинзу, сознание представляет собой "разновид-
 ность некоторых общих свойств, присущих материи", оно "возникает,
 существует и приходит к своему концу точно так же, как это происхо-
 дит с другими видами материи" (цит. по: 78, 73). Материальным носи-
 телем сознания Коллинз считал мозг человека, связывая способность
 сознания с деятельностью нервной системы и мозга.
 Философский В сочинении "Философское исследо-
 детерминизм вание человеческой свободы" Кол-
  линз выступает как убежденный про-
 тивник учения о свободе воли, которое всецело поддерживали ка-
 толическая и англиканская церкви. Основная идея
 
 
 27
 
 сочинения состоит в обосновании положения: "Человек есть не-

<< Пред.           стр. 3 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу