<< Пред. стр. 53 (из 55) След. >>
правительства, свои законы; думайте о воспитании, о возделыванииземли, об истинно полезных науках; заставьте своим трудом природу
быть
381
полезной вам, и тогда боги не сумеют сделать вам ничего" (203, 1,
609), т. е. тогда исчезнет страх перед богами и потребность обращаться с
мольбами о помощи к потусторонним мифическим существам.
Предвидя очень большие трудности в деле повсеместного утверж-
дения атеистического мировоззрения, Гольбах все же оптимистически
оценивал перспективы этого процесса, который считал неотъемлемой и
существенной стороной созидания счастливой жизни для людей. Он вы-
ражал твердое убеждение, что "истина должна в конце концов востор-
жествовать над ложью; государи и народы, устав от религиозного кош-
мара, вернутся к истине, аз азобьет р е свои цепи, властныи голос его,
долженствующий один повелевать мыслящими существами, разобьет
оковы суеверия..." (232, 341).
Историческое Атеизм великих французских мате-
значение атеизма риалистов, имевший прямые и гл бо-
великих французских кие "выходы" в область политики,
материалистов экономики, права, сыграл существен-
ную роль в процессе идеологической
подготовки Великой французской революции. Однако он оказал-
ся неприемлемым для большинства ее активных деятелей, включая ру-
ководителей главных политических фракций, которые по философским
соображениям и социальным мотивам считали правильным не идти
дальше деизма. Действия же в период революции небольшой группы
противников всякой религии, пытавшихся жесткими административ-
ными мерами "дехристианизировать" Францию в один-два года и по-
терпевших на этом пути закономерную неудачу, по существу, компро-
метировали атеизм и не соответствовали той программе изживания ре-
лигиозных верований, которая была намечена великими французскими
материалистами.
Младшее поколение французских материалистов Нежон (1738 -
1810), Марешаль (1750 - 1803), Вольней (1757 - 1820), Дюпюи (1742 -
1809) - отстаивало, пропагандировало и в известной мере развивало ате-
изм в отмеченное революцией последнее десятилетие XVIII в. Однако с
начала следующего столетия во Франции сложились крайне неблагоп-
риятные условия для этой деятельности. В послереволюционный период
французская буржуазия, завоевавшая политическую власть и обеспе-
чившая свои экономические позиции, довольно скоро взяла курс на ис-
пользование христианства в своих классовых интересах, выражением
чего явился конкордат, заключенный в 1801 г. Наполеоном Бона-
382
партом с римско-католической церковью. Правда, в дальнейшем в
связи с поддержкой церковниками неоднократных (и достигавших вре-
менного успеха) попыток реакционных сил реставрировать феодаль-
но-абсолютистский строй буржуазный антиклерикализм получил во
Франции значительное развитие, но он не ставил перед собой атеисти-
ческих задач. Что касается буржуазного атеизма в стране, то в силу
изолированности от революционного движения народных масс он при-
обрел в ХIХ в. сектантский характер и стал именно в это время узкоп-
росветительским.
Не будучи в состоянии развернуть серьезной теоретической кри-
тики атеистического наследия великих французских материалистов,
клерикалы и философы-спиритуалисты стремились с порога отвергнуть
его как якобы крайне поверхностное и в то же время социально опасное,
что привело к фактическому замалчиванию его содержания. Выдающи-
еся религиоведы XIX в. из среды буржуазных исследователей игнориро-
вали, как правило, достижения французских материалистов, хотя при
всем богатстве нового фактического материала, вовлеченного в науч-
ный оборот, они в трактовке иудаизма и христианства приходили к вы-
водам, которые несколькими десятилетиями ранее были, по существу,
уже сделаны Дидро, Гольбахом и многими просветителямидеистами.
Лишь с позиций революционного пролетариата, нашедших свое
адекватное мировоззренческое выражение в марксистском материализ-
ме, благодаря которому атеизм был поднят на качественно высшую сту-
пень и ему был придан последовательно научный характер, оказалось
возможным выработать исторически конкретное понимание значения
предшествующих ступеней атеистической мысли. Никто с такой глуби-
ной не выявил действительные ограниченности атеизма великих фран-
цузских материалистов, как классики марксизма. В то же время именно
Маркс, Энгельс, Ленин признавали наличие в нем несомненных круп-
ных достижений, подчеркивая необходимость их активного использова-
ния марксистами. Энгельс, указывая в 1874 г. на важность атеистичес-
кого воспитания народных масс под углом зрения классовых задач ре-
волюционного пролетариата, советовал не ограничиваться собственно
марксистской критикой религии, а вместе с тем "позаботиться о массо-
вом распространении среди рабочих превосходной французской матери-
алистической литературы прошлого века, той литературы, которая до
сих пор как по форме, так и по содержанию является высшим достиже-
нием французского духа..." (1, 18, 514).
383
Ленин, определяя задачи воинствующего материализма в нашей
стране после совершения победоносной социалистической революции,
писал в 1922 г., что не утратил актуальности совет Энгельса "руково-
дителям современного пролетариата переводить для массового расп-
ространения в народе боевую атеистическую литературу конца XVIII
века" (2, 45, 25). В первые годы Советской власти, когда только начи-
налась великая культурная революция, которой было суждено корен-
ным образом изменить духовный облик нашей страны и гигантски под-
нять образовательный уровень народных масс, Ленин делал акцент на
том, что "бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападаю-
щая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов
ХУП1 века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей
для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, су-
хие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фак-
тами пересказы марксизма..." (2, 45, 26).
Ныне, когда религиозность в нашем обществе во все большей мере
уже не является неким спонтанным результатом традиций и образа
жизни, а нередко представляет собой плод мировоззренческих исканий
недостаточно зрелой мысли, не нашедшей правильных ориентиров, про-
изведения французских материалистов могут оказать немалую помощь
в развеивании этих "вторичных" религиозных иллюзий и своей содер-
жательной стороной, которая, по характеристике Энгельса, "еще и сей-
час стоит бесконечно высоко" (1, 18, 514). По двум причинам боль-
шинство атеистических аргументов французских материалистов сохра-
няет свою значимость в наше время: во-первых, потому, что при всей
имевшей место в последние десятилетия модернизации религиозного
сознания оно сохранило в себе очень многое из своего прежнего теоло-
гического оснащения; во-вторых, потому, что в последние годы намети-
лась линия апологетов религии на оживление ее самого традиционного
содержания.
Следует учитывать и то, что со стороны ревизионистов уже давно
является модным призывать марксизм к "примирению" с религией и
квалифицировать воинствующий, атеистически заостренный материа-
лизм как якобы устаревшее наследие XVIII в. Вкупе с ревизионистами
чрезвычайно активно выступают в настоящее время поборники так на-
зываемого религиозного возрождения, уверяющие о величайшей благот-
ворной роли религий в истории человечества, списывая в графу досад-
ных "недоразумений" и "случайных" уклонений, а то и просто замал-
чивая те действия церковни-
384
ков в прошлом, которые людьми нашей эпохи, включая массы ве-
рующих, осуждаются как бесчеловечные и преступные. Обращение к
трудам французских материалистов и вообще просветителей помогает
разоблачать апологетические в отношении религии фальсификации ее
истории и сущности. Эти труды являются живыми и убедительными
свидетельствами того, какими страшными вредоносными силами были
религия и церковь в те мрачные эпохи, когда они занимали господству-
ющее положение в обществе. Запечатленные в этих трудах уроки прош-
лого со всей очевидностью говорят о том, что если люди начинают ис-
кать решения своих насущных проблем на путях обращения к религии,
то это заводит человечество в зловещие тупики. Французские материа-
листы вместе с другими просветителями XVIII в. сыграли громадную
прогрессивную роль в том, что человечество встало на путь освобожде-
ния от религиозного дурмана и ига клерикализма, сосредоточивая уси-
лия на решении задач по созданию на Земле достойных людей условий
жизни.
Исторические К концу XVIII в. система идей, раз-
судьбы французского витых великими французскими ма-
материализма 18 в. териалистами, сошла с национальной
философской сцены 1, которую стали
занимать учения Шотландской школы, кантовский идеализм и
спиритуализм Мен де Бирана (1766 -- 1824). При всем обилии опровер-
жений этого материализма со стороны его французских противников
начала XIX в. он в теоретическом плане оставался, в сущности, непоко-
лебленным в своих главных положениях, против которых не было выд-
винуто убедительных аргументов. На своей родине французский мате-
риализм XVIII в. утратил авторитет главным образом по социальным
причинам, среди которых наряду с политикой буржуазного правитель-
ства важнейшую роль играло то,
--------------------------
1 - Последним представителем материалистической мысли фран-
цузского Просвещения является Кабанис (1757 -- 1808), лекции которо-
го "Соотношение физического и духовного в человеке", прочитанные в
1796 -- 1797 гг. в парижском Национальном институте, были изданы
отдельной книгой в 1802 г. По характеристике Маркса, "Кабанис за-
вершил картезианский материализм" (1, 2, 140). Однако от философски
развитого материализма своих великих предшественников XVIII в. Ка-
банис отступал к его естественно-научной форме и временами даже к
вульгарному материализму. Ключ к пониманию "духовной природы че-
ловека" Кабанис видел в исследовании физиологической стороны обра-
зования понятий и нравственных побуждений. Он вместе с Вольнеем и
Дестютом де Траси (1754 -- 1836) полагал, что таким путем создается
научное понимание законов возникновения идей -- "идеология".
385
что восприимчивая к философским идеям общественная аудито-
рия, в большинстве своем состоявшая тогда из представителей имущих
слоев населения, смертельно напуганных революционной активностью
народных масс, перестала поддерживать это "подрывное" учение и на-
чала проявлять жадный интерес к всякой критике в его адрес.
Следует учесть, что классическая немецкая философия, в кото-
рой, как отмечал Маркс, "метафизика XVII века, побитая французским
Просвещением и в особенности французским материализмом XVIII ве-
ка, пережила свою победоносную и содержательную реставрацию..." (1,
2, 139), развивалась от Канта до Шеллинга без непосредственного тео-
ретического соприкосновения с французским материализмом. В своих
"критических сражениях" с материализмом эти мыслители имели дело
лишь с эпикуреизмом, картезианской "физикой" и спинозизмом. Ге-
гель, в учении которого диалектический идеализм классиков немецкой
философии достиг вершины, лишь в последнее десятилетие своей жиз-
ни начал уделять внимание французскому материализму XVIII в., но
его основательного критического рассмотрения произвести не успел.
Последующая младогегельянская трактовка этой формы материализма
оказалась поверхностной и грешащей принципиальными ошибками, вы-
явленными Марксом в "Святом семействе". Содержащийся здесь параг-
раф "Критическое сражение с французским материализмом" положил
начало научному пониманию роли этого течения в развитии философс-
кой мысли нового времени. Маркс показал, что учения Ламетри, Дидро,
Гельвеция, Гольбаха, имевшие в качестве своих теоретических источни-
ков декартовское учение о природе и локковскую сенсуалистическую
гносеологию, существенно обогатили материалистическую мысль своей
эпохи и подняли ее на новую ступень, которая оказалась необходимой
предпосылкой для дальнейшего, еще более значительного прогресса ма-
териализма, связанного с его превращением в мировоззрение революци-
онного пролетариата.
Маркс сосредоточил внимание на выявлении того факта, что
представляемое в наибольшей мере Гельвецием и Гольбахом направле-
ние французского материализма XVII1 в. "ведет прямо к социализму",
"вливается непосредственно в социализм и коммунизм" (1, 2, 139,
145). Под последними имелись в виду утопические формы начала XIX в.
Обосновывая тезис о важнейшем значении французского материализма
для социалистической теории, формировавшейся в условиях развития
капиталистического общества и насы-
386
щающейся новыми положениями, Маркс указывал, что "не тре-
буется большой остроты ума, чтобы усмотреть необходимую связь меж-
ду учением материализма" о равенстве умственных способностей лю-
дей, "о всемогуществе опыта, привычки, воспитания, о влиянии внеш-
них обстоятельств на человека, о высоком значении промышленности, о
правомерности наслаждения и т. д. -- и коммунизмом и социализмом"
(1, 2, 145). Маркс обратил внимание далее на те выводы французских
материалистов, которыми обосновывалась необходимость коренного
преобразования наличного общества для утверждения в нем гуманисти-
ческих отношений между людьми и создания достойных человека усло-
вий жизни. Маркс отмечал, что опиравшиеся на французский социа-
лизм утопические социалисты и коммунисты Фурье, Оуэн, Кабе, Деза-
ми, Гей и другие развивали "учение материализма как учение реально-
го гуманизма и как логическую основу коммунизма" (1, 2, 146).
Таким образом, посредством гельвециевско-гольбаховского эду-
кационизма и общепросветительских идеалов социальной справедли-
вости французский материализм становился философским основанием
утопического социализма первой половины XIХ в., который явился од-
ним из трех основных теоретических источников марксизма. Тем самым
устанавливалась одна из принципиально важных линий преемственнос-
ти между французским материализмом XVIII в. и марксизмом, на кото-
рую обращали особое внимание его основоположники.
Вторую линию преемственности образует последовательно мате-
риалистическое учение о природе и материальном единстве человека,
выработанное Ламетри, Дидро, Гельвецием, Гольбахом. Наличие этой
линии преемственности всегда отрицалось ревизионистами, пытавши-
мися изобразить энгельсовскую критику ограниченностей французско-
го материализма XVIII в. в понимании природы (и общества) как полное
отмежевание от него. Смысл этого извращения, выявленный В. И. Ле-
ниным в ходе критического разбора воззрений русских махистов из сре-
ды социалдемократов, заключался в стремлении выхолостить материа-
листическое содержание из марксизма, замещая это содержание идеа-
листическо-агностическими -положениями буржуазной философии
конца XIХ -- начала ХХ в. Разъясняя, что Энгельс критиковал фран-
цузский материализм XVIII в. исключительно и только за три сущест-
венные oграниченности (механицизм и метафизичность в понимании
природы, "сохранение идеализма "вверху", в области об-
387
щественной науки"), Ленин подчеркивал, что "по всем осталь-
ным, более азбучным, вопросам материализма (извращенным махиста-
ми) никакой разницы между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и
всеми этими старыми материалистами -- с другой, нет и быть не мо-
жет" (2, 18, 253 - 254). В работе "Три источника и три составных части
марксизма" французский материализм характеризуется Лениным как
исходный пункт для осуществленного марксизмом дальнейшего разви-
тия материалистической философии, ставшей в результате этого дейс-
твительно целостным, глобальным мировоззрением: "Маркс не остано-
вился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед"; обога-
тив материализм диалектическими "приобретениями немецкой класси-
ческой философии", особенно гегелевской, Маркс "довел его до конца,
распространил его познание природы на познание человеческого об-
щества" (2, 23, 43 - 44).
Третью линию преемственности составляет воинствующий атеизм
великих французских материалистов, который классики марксизма
считали необходимым использовать коммунистами в деле атеистичес-
кого воспитания народных масс.
Наследие французского материализма XVIII в. активно использо-
валось в следующем столетии идеологами революционного антифео-
дального движения в различных европейских странах, в том числе и
особенно в России. Несомненно, однако, что именно марксизм решаю-
щим образом способствовал тому, что с середины XIX в. осмысление те-
оретического наследия французского материализма и сыгранной им со-
циальной роли, вовсе не ограничивающейся идеологической подготов-
кой Великой французской революции, становилось во все большей мере
неотъемлемым компонентом передовой философской культуры.
АББАДИ - христианский теолог
АБЕРДИНСКИЙ - университет
АБЛЕНГОМ ГИССЕНБУРГ - голландский антиклерикал
АВГУСТИН - крупнейший отец церкви
АДЕИСИДЕМОН - сочинение Толанда (1708)