<< Пред.           стр. 53 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 правительства, свои законы; думайте о воспитании, о возделывании
 земли, об истинно полезных науках; заставьте своим трудом природу
 быть
 
 
 381
 
 полезной вам, и тогда боги не сумеют сделать вам ничего" (203, 1,
 609), т. е. тогда исчезнет страх перед богами и потребность обращаться с
 мольбами о помощи к потусторонним мифическим существам.
 Предвидя очень большие трудности в деле повсеместного утверж-
 дения атеистического мировоззрения, Гольбах все же оптимистически
 оценивал перспективы этого процесса, который считал неотъемлемой и
 существенной стороной созидания счастливой жизни для людей. Он вы-
 ражал твердое убеждение, что "истина должна в конце концов востор-
 жествовать над ложью; государи и народы, устав от религиозного кош-
 мара, вернутся к истине, аз азобьет р е свои цепи, властныи голос его,
 долженствующий один повелевать мыслящими существами, разобьет
 оковы суеверия..." (232, 341).
 Историческое Атеизм великих французских мате-
 значение атеизма риалистов, имевший прямые и гл бо-
 великих французских кие "выходы" в область политики,
 материалистов экономики, права, сыграл существен-
  ную роль в процессе идеологической
 подготовки Великой французской революции. Однако он оказал-
 ся неприемлемым для большинства ее активных деятелей, включая ру-
 ководителей главных политических фракций, которые по философским
 соображениям и социальным мотивам считали правильным не идти
 дальше деизма. Действия же в период революции небольшой группы
 противников всякой религии, пытавшихся жесткими административ-
 ными мерами "дехристианизировать" Францию в один-два года и по-
 терпевших на этом пути закономерную неудачу, по существу, компро-
 метировали атеизм и не соответствовали той программе изживания ре-
 лигиозных верований, которая была намечена великими французскими
 материалистами.
 Младшее поколение французских материалистов Нежон (1738 -
 1810), Марешаль (1750 - 1803), Вольней (1757 - 1820), Дюпюи (1742 -
 1809) - отстаивало, пропагандировало и в известной мере развивало ате-
 изм в отмеченное революцией последнее десятилетие XVIII в. Однако с
 начала следующего столетия во Франции сложились крайне неблагоп-
 риятные условия для этой деятельности. В послереволюционный период
 французская буржуазия, завоевавшая политическую власть и обеспе-
 чившая свои экономические позиции, довольно скоро взяла курс на ис-
 пользование христианства в своих классовых интересах, выражением
 чего явился конкордат, заключенный в 1801 г. Наполеоном Бона-
 
 
 382
 
 партом с римско-католической церковью. Правда, в дальнейшем в
 связи с поддержкой церковниками неоднократных (и достигавших вре-
 менного успеха) попыток реакционных сил реставрировать феодаль-
 но-абсолютистский строй буржуазный антиклерикализм получил во
 Франции значительное развитие, но он не ставил перед собой атеисти-
 ческих задач. Что касается буржуазного атеизма в стране, то в силу
 изолированности от революционного движения народных масс он при-
 обрел в ХIХ в. сектантский характер и стал именно в это время узкоп-
 росветительским.
 Не будучи в состоянии развернуть серьезной теоретической кри-
 тики атеистического наследия великих французских материалистов,
 клерикалы и философы-спиритуалисты стремились с порога отвергнуть
 его как якобы крайне поверхностное и в то же время социально опасное,
 что привело к фактическому замалчиванию его содержания. Выдающи-
 еся религиоведы XIX в. из среды буржуазных исследователей игнориро-
 вали, как правило, достижения французских материалистов, хотя при
 всем богатстве нового фактического материала, вовлеченного в науч-
 ный оборот, они в трактовке иудаизма и христианства приходили к вы-
 водам, которые несколькими десятилетиями ранее были, по существу,
 уже сделаны Дидро, Гольбахом и многими просветителямидеистами.
 Лишь с позиций революционного пролетариата, нашедших свое
 адекватное мировоззренческое выражение в марксистском материализ-
 ме, благодаря которому атеизм был поднят на качественно высшую сту-
 пень и ему был придан последовательно научный характер, оказалось
 возможным выработать исторически конкретное понимание значения
 предшествующих ступеней атеистической мысли. Никто с такой глуби-
 ной не выявил действительные ограниченности атеизма великих фран-
 цузских материалистов, как классики марксизма. В то же время именно
 Маркс, Энгельс, Ленин признавали наличие в нем несомненных круп-
 ных достижений, подчеркивая необходимость их активного использова-
 ния марксистами. Энгельс, указывая в 1874 г. на важность атеистичес-
 кого воспитания народных масс под углом зрения классовых задач ре-
 волюционного пролетариата, советовал не ограничиваться собственно
 марксистской критикой религии, а вместе с тем "позаботиться о массо-
 вом распространении среди рабочих превосходной французской матери-
 алистической литературы прошлого века, той литературы, которая до
 сих пор как по форме, так и по содержанию является высшим достиже-
 нием французского духа..." (1, 18, 514).
 
 
 383
 
 Ленин, определяя задачи воинствующего материализма в нашей
 стране после совершения победоносной социалистической революции,
 писал в 1922 г., что не утратил актуальности совет Энгельса "руково-
 дителям современного пролетариата переводить для массового расп-
 ространения в народе боевую атеистическую литературу конца XVIII
 века" (2, 45, 25). В первые годы Советской власти, когда только начи-
 налась великая культурная революция, которой было суждено корен-
 ным образом изменить духовный облик нашей страны и гигантски под-
 нять образовательный уровень народных масс, Ленин делал акцент на
 том, что "бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападаю-
 щая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов
 ХУП1 века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей
 для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, су-
 хие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фак-
 тами пересказы марксизма..." (2, 45, 26).
 Ныне, когда религиозность в нашем обществе во все большей мере
 уже не является неким спонтанным результатом традиций и образа
 жизни, а нередко представляет собой плод мировоззренческих исканий
 недостаточно зрелой мысли, не нашедшей правильных ориентиров, про-
 изведения французских материалистов могут оказать немалую помощь
 в развеивании этих "вторичных" религиозных иллюзий и своей содер-
 жательной стороной, которая, по характеристике Энгельса, "еще и сей-
 час стоит бесконечно высоко" (1, 18, 514). По двум причинам боль-
 шинство атеистических аргументов французских материалистов сохра-
 няет свою значимость в наше время: во-первых, потому, что при всей
 имевшей место в последние десятилетия модернизации религиозного
 сознания оно сохранило в себе очень многое из своего прежнего теоло-
 гического оснащения; во-вторых, потому, что в последние годы намети-
 лась линия апологетов религии на оживление ее самого традиционного
 содержания.
 Следует учитывать и то, что со стороны ревизионистов уже давно
 является модным призывать марксизм к "примирению" с религией и
 квалифицировать воинствующий, атеистически заостренный материа-
 лизм как якобы устаревшее наследие XVIII в. Вкупе с ревизионистами
 чрезвычайно активно выступают в настоящее время поборники так на-
 зываемого религиозного возрождения, уверяющие о величайшей благот-
 ворной роли религий в истории человечества, списывая в графу досад-
 ных "недоразумений" и "случайных" уклонений, а то и просто замал-
 чивая те действия церковни-
 
 
 384
 
 ков в прошлом, которые людьми нашей эпохи, включая массы ве-
 рующих, осуждаются как бесчеловечные и преступные. Обращение к
 трудам французских материалистов и вообще просветителей помогает
 разоблачать апологетические в отношении религии фальсификации ее
 истории и сущности. Эти труды являются живыми и убедительными
 свидетельствами того, какими страшными вредоносными силами были
 религия и церковь в те мрачные эпохи, когда они занимали господству-
 ющее положение в обществе. Запечатленные в этих трудах уроки прош-
 лого со всей очевидностью говорят о том, что если люди начинают ис-
 кать решения своих насущных проблем на путях обращения к религии,
 то это заводит человечество в зловещие тупики. Французские материа-
 листы вместе с другими просветителями XVIII в. сыграли громадную
 прогрессивную роль в том, что человечество встало на путь освобожде-
 ния от религиозного дурмана и ига клерикализма, сосредоточивая уси-
 лия на решении задач по созданию на Земле достойных людей условий
 жизни.
 Исторические К концу XVIII в. система идей, раз-
 судьбы французского витых великими французскими ма-
 материализма 18 в. териалистами, сошла с национальной
  философской сцены 1, которую стали
 занимать учения Шотландской школы, кантовский идеализм и
 спиритуализм Мен де Бирана (1766 -- 1824). При всем обилии опровер-
 жений этого материализма со стороны его французских противников
 начала XIX в. он в теоретическом плане оставался, в сущности, непоко-
 лебленным в своих главных положениях, против которых не было выд-
 винуто убедительных аргументов. На своей родине французский мате-
 риализм XVIII в. утратил авторитет главным образом по социальным
 причинам, среди которых наряду с политикой буржуазного правитель-
 ства важнейшую роль играло то,
 
 --------------------------
 1 - Последним представителем материалистической мысли фран-
 цузского Просвещения является Кабанис (1757 -- 1808), лекции которо-
 го "Соотношение физического и духовного в человеке", прочитанные в
 1796 -- 1797 гг. в парижском Национальном институте, были изданы
 отдельной книгой в 1802 г. По характеристике Маркса, "Кабанис за-
 вершил картезианский материализм" (1, 2, 140). Однако от философски
 развитого материализма своих великих предшественников XVIII в. Ка-
 банис отступал к его естественно-научной форме и временами даже к
 вульгарному материализму. Ключ к пониманию "духовной природы че-
 ловека" Кабанис видел в исследовании физиологической стороны обра-
 зования понятий и нравственных побуждений. Он вместе с Вольнеем и
 Дестютом де Траси (1754 -- 1836) полагал, что таким путем создается
 научное понимание законов возникновения идей -- "идеология".
 
 
 385
 
 что восприимчивая к философским идеям общественная аудито-
 рия, в большинстве своем состоявшая тогда из представителей имущих
 слоев населения, смертельно напуганных революционной активностью
 народных масс, перестала поддерживать это "подрывное" учение и на-
 чала проявлять жадный интерес к всякой критике в его адрес.
 Следует учесть, что классическая немецкая философия, в кото-
 рой, как отмечал Маркс, "метафизика XVII века, побитая французским
 Просвещением и в особенности французским материализмом XVIII ве-
 ка, пережила свою победоносную и содержательную реставрацию..." (1,
 2, 139), развивалась от Канта до Шеллинга без непосредственного тео-
 ретического соприкосновения с французским материализмом. В своих
 "критических сражениях" с материализмом эти мыслители имели дело
 лишь с эпикуреизмом, картезианской "физикой" и спинозизмом. Ге-
 гель, в учении которого диалектический идеализм классиков немецкой
 философии достиг вершины, лишь в последнее десятилетие своей жиз-
 ни начал уделять внимание французскому материализму XVIII в., но
 его основательного критического рассмотрения произвести не успел.
 Последующая младогегельянская трактовка этой формы материализма
 оказалась поверхностной и грешащей принципиальными ошибками, вы-
 явленными Марксом в "Святом семействе". Содержащийся здесь параг-
 раф "Критическое сражение с французским материализмом" положил
 начало научному пониманию роли этого течения в развитии философс-
 кой мысли нового времени. Маркс показал, что учения Ламетри, Дидро,
 Гельвеция, Гольбаха, имевшие в качестве своих теоретических источни-
 ков декартовское учение о природе и локковскую сенсуалистическую
 гносеологию, существенно обогатили материалистическую мысль своей
 эпохи и подняли ее на новую ступень, которая оказалась необходимой
 предпосылкой для дальнейшего, еще более значительного прогресса ма-
 териализма, связанного с его превращением в мировоззрение революци-
 онного пролетариата.
 Маркс сосредоточил внимание на выявлении того факта, что
 представляемое в наибольшей мере Гельвецием и Гольбахом направле-
 ние французского материализма XVII1 в. "ведет прямо к социализму",
 "вливается непосредственно в социализм и коммунизм" (1, 2, 139,
 145). Под последними имелись в виду утопические формы начала XIX в.
 Обосновывая тезис о важнейшем значении французского материализма
 для социалистической теории, формировавшейся в условиях развития
 капиталистического общества и насы-
 
 
 386
 
 щающейся новыми положениями, Маркс указывал, что "не тре-
 буется большой остроты ума, чтобы усмотреть необходимую связь меж-
 ду учением материализма" о равенстве умственных способностей лю-
 дей, "о всемогуществе опыта, привычки, воспитания, о влиянии внеш-
 них обстоятельств на человека, о высоком значении промышленности, о
 правомерности наслаждения и т. д. -- и коммунизмом и социализмом"
 (1, 2, 145). Маркс обратил внимание далее на те выводы французских
 материалистов, которыми обосновывалась необходимость коренного
 преобразования наличного общества для утверждения в нем гуманисти-
 ческих отношений между людьми и создания достойных человека усло-
 вий жизни. Маркс отмечал, что опиравшиеся на французский социа-
 лизм утопические социалисты и коммунисты Фурье, Оуэн, Кабе, Деза-
 ми, Гей и другие развивали "учение материализма как учение реально-
 го гуманизма и как логическую основу коммунизма" (1, 2, 146).
 Таким образом, посредством гельвециевско-гольбаховского эду-
 кационизма и общепросветительских идеалов социальной справедли-
 вости французский материализм становился философским основанием
 утопического социализма первой половины XIХ в., который явился од-
 ним из трех основных теоретических источников марксизма. Тем самым
 устанавливалась одна из принципиально важных линий преемственнос-
 ти между французским материализмом XVIII в. и марксизмом, на кото-
 рую обращали особое внимание его основоположники.
 Вторую линию преемственности образует последовательно мате-
 риалистическое учение о природе и материальном единстве человека,
 выработанное Ламетри, Дидро, Гельвецием, Гольбахом. Наличие этой
 линии преемственности всегда отрицалось ревизионистами, пытавши-
 мися изобразить энгельсовскую критику ограниченностей французско-
 го материализма XVIII в. в понимании природы (и общества) как полное
 отмежевание от него. Смысл этого извращения, выявленный В. И. Ле-
 ниным в ходе критического разбора воззрений русских махистов из сре-
 ды социалдемократов, заключался в стремлении выхолостить материа-
 листическое содержание из марксизма, замещая это содержание идеа-
 листическо-агностическими -положениями буржуазной философии
 конца XIХ -- начала ХХ в. Разъясняя, что Энгельс критиковал фран-
 цузский материализм XVIII в. исключительно и только за три сущест-
 венные oграниченности (механицизм и метафизичность в понимании
 природы, "сохранение идеализма "вверху", в области об-
 
 
 387
 
 щественной науки"), Ленин подчеркивал, что "по всем осталь-
 ным, более азбучным, вопросам материализма (извращенным махиста-
 ми) никакой разницы между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и
 всеми этими старыми материалистами -- с другой, нет и быть не мо-
 жет" (2, 18, 253 - 254). В работе "Три источника и три составных части
 марксизма" французский материализм характеризуется Лениным как
 исходный пункт для осуществленного марксизмом дальнейшего разви-
 тия материалистической философии, ставшей в результате этого дейс-
 твительно целостным, глобальным мировоззрением: "Маркс не остано-
 вился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед"; обога-
 тив материализм диалектическими "приобретениями немецкой класси-
 ческой философии", особенно гегелевской, Маркс "довел его до конца,
 распространил его познание природы на познание человеческого об-
 щества" (2, 23, 43 - 44).
 Третью линию преемственности составляет воинствующий атеизм
 великих французских материалистов, который классики марксизма
 считали необходимым использовать коммунистами в деле атеистичес-
 кого воспитания народных масс.
 Наследие французского материализма XVIII в. активно использо-
 валось в следующем столетии идеологами революционного антифео-
 дального движения в различных европейских странах, в том числе и
 особенно в России. Несомненно, однако, что именно марксизм решаю-
 щим образом способствовал тому, что с середины XIX в. осмысление те-
 оретического наследия французского материализма и сыгранной им со-
 циальной роли, вовсе не ограничивающейся идеологической подготов-
 кой Великой французской революции, становилось во все большей мере
 неотъемлемым компонентом передовой философской культуры.
 
 
 
 АББАДИ - христианский теолог
 АБЕРДИНСКИЙ - университет
 АБЛЕНГОМ ГИССЕНБУРГ - голландский антиклерикал
 АВГУСТИН - крупнейший отец церкви
 АДЕИСИДЕМОН - сочинение Толанда (1708)

<< Пред.           стр. 53 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу