<< Пред.           стр. 7 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  § 5. УПРАВЛЕНИЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ
 
  Процесс контроля составляет основу управления по отклонениям, которое сегодня в западных фирмах получило довольно широкое распространение. Суть его состоит в том, что все цели, стоящие перед организацией и ее подразделениями, содержащиеся в планах или существующие самостоятельно, формализуются в систему нормативов, отклонения от которых выявляются в результате контроля и служат основой принятия управленческих решений.
  Отклонения от заданной "траектории движения" возникают потому, что процесс достижения целей является не таким гладким, как хотелось бы. Причинами отклонений могут быть различного рода непредвиденные ситуации, возникающие в процессе выполнения плана, игнорирование исполнителями необходимых действий из-за небрежности, усталости, вызванной перегрузками, некомпетентности, недобросовестности, злоупотреблении.
  Возникающие отклонения могут быть разными по масштабам и последствиям. Если они незначительны, на них можно вообще не обращать внимания, или подчиненные могут самостоятельно исправить положение, не ставя в известность руководителя. При значительных отклонениях, создающих опасность для развития организации или подразделения, руководителю приходится брать бразды правления в свои руки.
  Для того чтобы правильно определить момент, когда руководителю нужно вмешаться в дело, отклонения классифицируются по качественным и количественным параметрам, срокам, причинам возникновения, степени опасности с определением критических Значений. Если последние превзойдены, возникает необходимость вмешательства руководителя в управленческий процесс.
  Таким образом, руководитель включается в управленческую деятельность только в серьезных случаях, положившись в остальном на опыт и способности исполнителей. Это позволяет ему не растрачивать на пустяки силы, время и способности, сократить количество Принимаемых решений и дать простор творчеству подчиненных. Иными словами, часть своих полномочий по выработке и принятию менее важных и ответственных решений руководитель передаёт подчиненным, не дистанцируясь от них, а наблюдая за их действиями и при необходимости поправляя. Для того чтобы такая система была эффективной, руководитель должен доверять подчиненным, своевременно поощрять их за успехи и одновременно пресекать попытки переложить на него ответственность за решения.
  Управление по отклонениям используется для обучения подчиненных, расширения их кругозора, овладения направлениями деятельности фирмы, подготовки к более высоким должностям в будущем.
  В то же время управление по отклонениям связано с определенными сложностями и негативными последствиями. Оно культивирует у руководителей и исполнителей слишком формальный подход к делу, оценке ситуации, принятию решений. В результате при нехватке информации, возникновении нестандартных ситуаций, особенно связанных с психологическими аспектами поведения персонала, в его реализации могут возникнуть серьезные препятствия.
  Внедрение управления по отклонениям требует создания специальной системы учета отклонений и оповещения о них руководителя, что ведет к дополнительной бюрократизации управленческого процесса.
  Наконец, управление по отклонениям во многом исходит из идеи несвойственной деловой жизни стабильности, усыпляет бдительность, особенно в отношении незначительных на первый взгляд отклонений, которые могут иметь самые неблагоприятные последствия.
  Контрольные вопросы и задания
  1. В чем сущность контроля?
  2. Каковы задачи управленческого контроля?
  3. Перечислите принципы контроля.
  4. Каковы виды контроля?
  5. Какие вы знаете стадии контроля?
  6. Через какие этапы проходит контроль?
  7. Что такое внешний контроль?
  8. В чем сущность внутреннего контроля?
  9. Каким должно быть соотношение внешнего и внутреннего контроля?
  10. Что такое управление по отклонениям, в чем его преимущества и недостатки?
 
  Глава 16 МАРКЕТИНГ - ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
  § 1. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА В АПК
 
  В современных условиях особое место в деятельности любого предприятия независимо от организационно-правовой формы, специализации и размеров отводится маркетингу как одному из важнейших элементов рыночного механизма хозяйствования.
  Маркетинг - понятие многоплановое и динамичное. В широком смысле маркетинг есть концепция управления, интегрированная целевая философия бизнеса, сущность которой выражена формулой: производите то, что у вас безусловно будет куплено, а не навязывайте покупателю то, что вам удалось произвести. В узком смысле - это целостная, гибкая система организации и управления всеми сторонами деловой активности предприятия на основе комплексного анализа рынка, запросов покупателей с целью успешной реализации продукции и получения на этой основе максимального дохода (прибыли).
  Научную основу маркетинговой деятельности составляет познание объективных законов рыночной экономики, которые выражаются в целостности и диалектике системы маркетинга, непрерывности маркетинговой деятельности. Принципы маркетинга следующие.
  Маркетинговая деятельность требует целенаправленности, поскольку взаимоотношения "потребитель - производитель (продавец) есть результат взаимодействия многообразных, порой разнонаправленных, неуправляемых факторов.
  Планирование маркетинга и принятие управленческих решений относительно любого элемента маркетинга должны базироваться на анализе внутренней и внешней среды. Ориентация предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой деятельности придает особую значимость исследованиям спроса и предложения товара, прогнозам конъюнктуры рынка.
  Регулирование спроса, формирование гармоничных потребностей предполагают построение рациональной системы управления маркетингом, целенаправленное воздействие на покупателя с помощью всех доступных средств.
  Максимальное приспособление производства к требованиям рынка, структуре спроса обеспечивается единством стратегии и тактики маркетинга.
  Эти принципы составляют первооснову маркетинговой деятельности и воплощаются в функциях маркетинга.
  Аналитическая функция состоит в изучении потребителей, конкурентной структуры рынка, анализе конкурентоспособности товара.
  Производственная функция включает организацию рационального материально-технического снабжения и производства, управление конкурентоспособностью и позиционирование товара.
  Под сбытовой функцией понимают организацию эффективной системы товародвижения и сервисного обслуживания покупателей, формирования спроса и стимулирования сбыта, осуществление товарной и ценовой политики.
  Функция управления и контроля выражается в организации стратегического и оперативного планирования на предприятии, информационном обеспечении управления маркетингом, организации контроля маркетинга.
  Соотношение, взаимосвязь и координацию функций отражает программа маркетинговой деятельности (рис. 13).
  Маркетинг обеспечивает руководителя информацией о том, какие товары и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые они готовы платить, какова динамика спроса на локальных рынках, а также позволяет определить, в какие виды производства наиболее выгодно инвестировать средства, и рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию продукции.
  Функции маркетинга двойственные. С одной стороны, это тщательное изучение рынка, то есть спроса и вкусов покупателей, ориентация производства на эти требования, адресность; с другой - активное воздействие на спрос, формирование потребностей и покупательских предпочтений.
  Согласование запросов потребителей и возможностей предприятия происходит в определенной внешней среде, которая характеризует факторы и силы, неподвластные прямому управлению со стороны менеджеров предприятия. Выделяют внешнюю микро- и макросреду маркетинга.
  Микросреда включает совокупность субъектов и факторов, определяющих возможности предприятия обслуживать своих потребителей (рис. 14).
  Под макросредой понимают совокупность общественных и природных условий, которые воздействуют на все субъекты микросреды и включают политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы. Политические факторы характеризуют уровень стабильности политической системы в стране, что обеспечивает защиту инвестиций в различных сферах предпринимательской деятельности. Социально-экономические факторы включают жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных слоев, демографические процессы в обществе, особенности и состояние финансовой системы, инфляционные процессы. К правовым относят законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей, стандарты в области производства и потребления продукции, законодательные ограничения рекламы товаров, нормативные документы по охране окружающей среды. Научно-технические факторы обеспечивают преимущества предприятиям, активно использующим достижения научно-технического прогресса. Культурные в основном выражаются в традициях населения и базируются на специфических географических и исторических условиях его проживания.
 
  Рис. 14. Микросреда маркетинга
  Маркетинг сельскохозяйственной продукции отличается сложностью и высокой степенью риска.
  Специфика агромаркетинга обусловлена рядом причин:
  сельскохозяйственный товаропроизводитель выступает в качестве продавца на товарных рынках и покупателя на сырьевых; предложения сельскохозяйственной продукции определяются соотношением цен на нее и приобретаемые ресурсы;
  толчком к увеличению предложения продукции является научно-технический прогресс;
  ограниченность основного ресурса - земли - обусловливает Невозможность быстрого перемещения материальных и финансовых ресурсов из одной отрасли производства в другую, цикличность рыночных цен;
  огромное влияние на эффективность производства оказывают природно-климатические и биологические факторы, плодородие и структура сельскохозяйственных угодий, география хозяйства; это обусловливает необходимость сочетания специализации с диверсификацией производства;
  отдельные виды сельскохозяйственной продукции характеризуется неэластичностью спроса;
  организационная структура аграрного рынка отличается наличием множества однородной, заменяемой по спросу и предложению продукции; рыночная цена есть результат взаимодействия совокупных спроса и предложения; позиция товаропроизводителя определяется уровнем себестоимости продукции по отношению к рыночной цене;
  к конечному потребителю поступает незначительная доля производственной продукции; основная ее часть проходит несколько каналов распределения, поступая к оптовым и розничным посредникам; отсюда доля сельскохозяйственного товаропроизводителя в Конечной, рыночной цене товара невелика;
  наличие скоропортящихся видов продукции обусловливает, с одной стороны, стремление товаропроизводителя в максимально сжатые сроки реализовать такую продукцию, с другой - требует создания разветвленной, многоканальной системы товародвижения, резервных хранилищ и холодильных мощностей, значительной доли первичной переработки;
  большая часть сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки является товарами первой необходимости, велика доля трудозатрат как при производстве продукции, так и во всей маркетинговой цепочке ее продвижения от производителя к потребителю. Направление маркетинговой деятельности в АПК определяется степенью обеспеченности населения продовольствием. В условиях дефицита продукции (спрос превышает предложение) главным является увеличение предложения, при насыщенности рынка возникает потребность в дифференцированном ассортименте, ориентации на различия в требованиях потребителей.
 
 
 
 
  § 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАРКЕТИНГА
 
  Управление маркетингом осуществляется путем воздействия на его элементы.
  Комплекс маркетинга - это набор поддающихся контролю элементов, которые менеджер предприятия использует для того, чтобы вызвать желаемую реакцию целевого рынка, то есть определенной группы покупателей.
  В комплексе маркетинга выделяют четыре основные составляющие: товар, цена, система распределения товара, система стимулирования продаж.
  Товар содержит набор свойств, которые нужны потребителю и Которые он желает приобрести.
  Агропромышленные предприятия могут обновлять отношения с покупателями при продаже известных продуктов, последовательно улучшая их потребительские свойства - обогащать кисломолочные продукты белковыми, фруктово-ягодными, витаминными добавками и т. д. (цель данного направления - удержать спрос покупателей на определенном уровне);
  выходить на рынок с новыми продуктами - молоко, обогащенное витаминами и пищевыми экстраполяционными веществами растительного происхождения и т. д.; внедрение нового продукта в ассортимент известных позволяет снизить риск до минимума;
  использовать возможности диверсификации производства - освоить производство диетических продуктов с пониженным содержанием жиров, утилизацию особо ценных продуктов сельскохозяйственного производства - желез внутренней секреции, крови забиваемых животных и т. д. (данное направление является наиболее рискованным, но в случае успеха обеспечивает максимальную прибыль). Цена - это денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
  Ценовой механизм в АПК сочетает рыночную цену с регулируемыми гарантированными ценами. Рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, являются основной формой экономических взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с другими субъектами рынка. Гарантированные цены определяют минимально допустимый уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, выполняют страховую функцию по отношению к доходам сельскохозяйственных товаропроизводителей. В основе ценовой политики предприятия лежат три фактора: положение предприятия на рынке, которое определяется организационной структурой, долей товаропроизводителя, его товарным ассортиментом и финансами;
  перспективность товара, обусловленная его конкурентоспособностью, технологией производства, уровнем платежеспособного спроса;
  перспективность рынка, определяемая его емкостью и насыщенностью, ценовой и подоходной эластичностью спроса на товар.
  Возможными целями предприятия, определяющими политику ценообразования, являются выживание, максимизация текущей прибыли, максимизация рыночной доли, лидерство в области качества продукции.
  В основу определения цен могут быть положены издержки производства, мнение покупателей, цены конкурентов.
  Система распределения товара есть деятельность, благодаря которой товар становится доступным для потребителя. Она заключается
  В организации эффективных каналов товародвижения, подборе оптовых и розничных посредников, поддержании необходимых запасов, обеспечении эффективной транспортировки и складирования товаров.
  Канал товародвижения - это путь, по которому движутся товары от производителя к потребителю.
  Участники каналов товародвижения выполняют следующие функции: собирают и распространяют маркетинговую информацию, стимулируют сбыт, доводят продукты в соответствии с требованиями покупателей, транспортируют и хранят товары, финансируют функционирование каналов, принимают на себя риск за хищения и устаревание запасов.
  Предприятия агропромышленного комплекса используют каналы прямого маркетинга, косвенные каналы, вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы.
  Канал прямого маркетинга представляет собой товаропроизводителя, продающего товар непосредственно потребителю. Косвенный канал включает одного или нескольких товаропроизводителей, оптовых и розничных посредников. Маркетинговые системы - это системы распределения, в которых производители, оптовые и розничные посредники действуют как единое целое.
  Система стимулирования продаж представляет собой деятельность по распространению сведений о достоинствах товара и убеждению покупателей приобретать его; включает различные виды рекламы и методы стимулирования сбыта продукции.
  Целью рекламы является психологическое воздействие на покупателя, заставляющее его думать о товаре. Основными ее принципами являются юридическая безупречность, правдивость, характерными чертами - высокая действенность, хорошая запоминаемость и эмоциональность.
  В зависимости от этапа жизненного цикла товара выделяют информативную, увещевательную и напоминающую рекламу.
  Информативная реклама преобладает на этапе внедрения товара на рынок, когда стоит задача формирования первичного спроса. Она заключается в информации рынка о товаре или его новом применении, имеет целью рассеять опасения потребителя, несет сведения об изменении цены.
  Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста продаж, когда встает задача формирования избирательного спроса, основана на сравнении товаров с товарами конкурентов или предыдущей моделью предприятия.
  Напоминающая реклама важна на этапе зрелости жизненного цикла товара, когда большинство потенциальных покупателей товар уже приобрели. Используется, чтобы заставить потребителя вспоминать о товаре, поддерживать осведомленность о нем на высоком уровне.
  В зависимости от вида товара предприятия АПК могут использовать разнообразные методы стимулирования сбыта: кредит, бесплатные образцы, купоны на покупку со скидкой, различные виды скидок к цене.
 
  § 3. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
 
  Задачи и функции маркетинга не остаются неизменными. Менеджеры каждого предприятия должны периодически оценивать общий подход к маркетингу.
  Стратегия маркетинга - это генеральная программа действий, в которой сформулированы главные цели предприятия и основные пути их достижения. Сельскохозяйственные предприятия могут использовать стратегии проникновения на рынок, развития рынка, развития товара, диверсификации производства.
  Стратегия проникновения на рынок эффективна при ненасыщенном растущем спросе на продукцию. Спрос представляет собой Полный объем продукции, который может быть закуплен определенной потребительской группой на административно-ограниченной территории в конкретной маркетинговой обстановке. С целью стабилизации или расширения доли рынка предприятие стремится расширить сбыт имеющихся товаров при помощи интенсификации товародвижения, скрытого или прямого снижения цен, привлечения потенциальных покупателей.
  Стратегия развития рынка базируется на признании его неоднородности. Покупателей много, они разбросаны географически, отличаются друг от друга потребностями, привычками, по-разному мотивируют совершение покупок. Все это обусловливает вариации спроса на продукт. Рынок делится на сегменты (части), характеризующиеся одинаковой реакцией на мероприятия маркетинга.
  Стратегия развития рынка эффективна, если в результате изменения уровня, стиля жизни, демографических факторов возникают новые сегменты, для хорошо известной продукции выявляются новые области применения. Предприятие стремится увеличить сбыт товаров посредством выхода на новые сегменты рынка, спрос на которые еще не удовлетворен, по-новому предлагает товары, использует новые методы распределения и сбыта. Цель этих мероприятий состоит в максимальном проникновении в отдельные сегменты рынка вместо распыления усилий по всему рынку.
  Наиболее распространенным методом сегментирования рынка является метод группировок, суть которого состоит в последовательной разбивке покупателей на группы по наиболее значимым географическим, демографическим, психографическим и поведенческим признакам.
  Сегментация рынка позволяет обнаружить незаполненные ниши, воспользоваться различиями сегментов для получения максимума прибыли.
  Стратегия развития товара приемлема для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.
  Сущность стратегии состоит в том, что предприятие разрабатывает новые товары или модифицирует их для существующих рынков, расширяет номенклатуру товаров, работает с продуктовым портфелем. Продуктовым портфелем называется совокупность продуктов, находящихся на различных стадиях жизненного цикла, что обеспечивает преемственность производственно-сбытовой деятельности предприятия, постоянное получение прибыли, снижает риск убытков от реализации товаров, находящихся на начальных этапах жизненного цикла.
  Стратегия диверсификации применяется и целях снижения уязвимости предприятия от воздействия факторов внешней среды, использования рыночных шансов. Под диверсификацией понимают включение в программу производства продуктов, которые не имеют непосредственной связи с традиционной сферой деятельности предприятия.
  Выбор той или иной стратегии зависит главным образом от ресурсов предприятия и готовности к риску. Если предприятие имеет достаточные ресурсы, но не желает идти на риск, оно может использовать стратегию развития товара. Если ресурсов недостаточно, можно избрать стратегию развития рынка. Главная опасность диверсификации - возможное распыление сил.
 
  § 4. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ
 
  Единой формулы организации работы на основе принципов маркетинга не существует, как нет единой схемы построения маркетинговой работы на уровне предприятия. Конкретные формы, содержание и направление маркетинга могут значительно различаться в зависимости от рода деятельности, ее масштабов, внешних условий.
  Организация маркетинговой деятельности включает построение структуры управления маркетингом, подбор специалистов надлежащей квалификации, распределение задач, прав и ответственности между сотрудниками службы, создание условий эффективной работы и взаимодействия с другими службами предприятия.
  Организация маркетинга может быть ориентирована на продукт, сегмент, может быть функциональной.
  При продуктовой ориентации специалисты службы маркетинга закрепляются за видами или группами продукции. Деятельность по управлению продуктом включает:
  планирование продуктовой стратегии;
  прогнозирование объема продаж;
  мониторинг характеристик продукции;
  рекламу и стимулирование продаж;
  маркетинговые исследования;
  выбор марки продукта, упаковки;
  планирование производства и инновационной деятельности;
  ценообразование;
  распределение продукции.
  При рыночной (сегментной) ориентации каждый специалист службы маркетинга работает с определенной группой покупателей, несет ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности в определенных сегментах рынка. Главным достоинством такой структуры управления является концентрация маркетинговой деятельности вокруг конкретных рыночных сегментов.
  Наиболее приемлемой для развивающегося аграрного рынка России является функциональная ориентация. Деятельность специалистов службы в таком случае организуется, исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (рис. 15).
  В вертикальных и горизонтальных маркетинговых системах чаще применяются комбинированные структуры управления: функционально-продуктовая, функционально-рыночная, продуктово-рьночная.
 
 
  Функциональную организацию и управление маркетинговой деятельностью агропромышленной финансовой группы осуществляет маркетинг-директор (рис. 16). Ему подчинены руководители мостоятельных структурных подразделений агропромышленной • финансовой группы (центрального аппарата) и руководители и главные специалисты предприятий - ее участников. Маркетинг-директор осуществляет целеполагание, планирование, организацию и управление удовлетворением спроса потребителей на товары и услуги агропромышленной финансовой группы.
 
 
  Маркетологи по продуктам проводят исследования рынков и спроса потребителей, разрабатывают стратегию и тактику агропромышленной финансовой группы в целом и предприятий-учредителей в отдельности. Организация управления строится на следующих принципах: во-первых, маркетолог работает не с широким кругом товаров, а с отдельным товаром или их группой (конечная продукция, сельскохозяйственное сырье, материально-технические средства, услуги); во-вторых, ни один товар не должен быть обойден вниманием.
  Контрольные вопросы и задания
  1. Перечислите принципы маркетинга.
  2. Каковы функции маркетинга?
  3. Что такое внешняя микро- и макросреда маркетинга?
  4. В чем особенности маркетинга сельскохозяйственной продукции?
  5. Что представляет собой комплекс элементов маркетинга?
  6. Назовите основные стратегии маркетинга. В чем их сущность?
  7. Как организуется маркетинговая деятельность?
 
  Глава 17 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  § 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОТИВАЦИИ
 
  Мотивация представляет собой комплекс условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его деятельность в нужную для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, трудозатраты, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей.
  Мотивы деятельности могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими-либо не принадлежащими ему объектами. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от имеющегося объекта, который работник желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а следовательно, стремлением от него избавиться. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение, он зачастую готов трудиться почти даром; в противном случае работник готов на все, лишь бы от работы избавиться.
  Мотивы, формирующиеся под воздействием множества внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, начинают действовать под влиянием стимулов. Стимулы могут быть материальными, в виде действий других людей, представляющихся возможностей, надежд и пр.
  По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь, последние делятся на организационные и моральные. Однако четкой границы между ними не существует; на практике они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а зачастую взаимопереходящие, так что их невозможно разделить. Например, повышение в должности и связанное с ним денежное вознаграждение дают возможность не только приобрести какие-либо дополнительные блага, но и добиться известности, уважения, почета.
  Итак, применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в решении задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов называется стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, как он выполняет порученную работу. Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, работник ведет себя стабильно или меняет поведение в требуемую сторону.
  Соотношение различных мотивов, обусловливающих поведение людей, образует мотивационную структуру, являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающуюся целенаправленному формированию, например в процессе воспитания. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентациями и т. д.
  Для успешного руководства людьми каждый менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят или не хотят его подчиненные, каковы внешние и внутренние мотивы их поведения, в каком соотношении они находятся, как можно воздействовать на них и каких результатов при это следует ожидать. Исходя из этого, он либо формирует определенную мотивационную структуру поведения подчиненных, развивает у них желательные мотивы и ослабляет нежелательные, либо осуществляет прямое стимулирование их действий.
  В то же время необходимо отметить, что между мотивацией и конечным результатом деятельности человека нет однозначной связи, ибо этому препятствует много случайных или субъективных факторов, таких, как способности работника, его настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние третьих лиц.
  В зависимости оттого, что именно необходимо стимулировать - саму деятельность или ее результат, - мотивация выступает в двух формах: текущего поощрения (наказания) или вознаграждения (наказания) по итогам.
  Текущие поощрение или наказание предназначены для стабилизации или корректировки в необходимую сторону продолжающейся работы и относятся к тому поведению, которое уже проявилось.
  Величина вознаграждения должна быть минимальной, чтобы постоянно поддерживать заинтересованность в продолжении нужной деятельности и при этом не истощать ресурсы организации. Нужно иметь в виду: важна не столько величина, сколько форма, способ, режим вознаграждения. Так, оно может быть регулярным, эпизодическим (неожиданным), вариабельным (комбинация того и другого). Иногда целесообразным бывает поощрение "авансом", обязывающее человека работать лучше. Однако всегда вознаграждение должно быть своевременным и конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано и как ему быть дальше.
  Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достигнутым результатам, поэтому оно должно отражать истинный вклад в него, быть справедливым, создавать у человека стремление в будущем еще лучше работать.
  Основные задачи мотивации:
  формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации деятельности;
  обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  формирование у руководителей демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
  Для решения этих задач необходим анализ процесса формирования мотивации в организациях; индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется, и зависимости между ними; изменений, происходящих в мотивации деятельности при переходе к рыночным отношениям.
  Первым и наиболее распространенным методом поощрения и наказания был метод "кнута и пряника". С повышением роли человеческого фактора большое значение стали играть психологические методы мотивации. Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной, которые будут рассмотрены ниже.
 
  § 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОТИВАЦИИ
 
  В основе содержательной концепции мотивации находятся потребности человека, то есть его ощущения нехватки чего-либо, дискомфорта, которые он желает преодолеть. Потребности могут быть первичными (естественного происхождения) и приобретенными (социальными). К первым относятся потребности в пище, воде, тепле, ко вторым - в общении, получении знаний, самореализации.
  При осознании потребностей у человека возникает желание и: удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что позволяет это сделать. Однако интерес становится мотивом для активных действий только тогда, когда человек уверен в том, что достичь желаемого ему по силам.
  К сторонникам этой концепции можно отнести американские психологов А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда. К ней относятся следующие теории.
  Теория мотивации по А. Маслоу. Первая из рассматриваемых теорий - иерархия потребностей Маслоу, сформулированная в 1940 г.
  В соответствии с этой концепцией у людей постоянно возникают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и представил их в виде пирамиды (рис. 17).
  Чем более высокое место в иерархии занимают определенные потребности, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотивами поведения.
  Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают быть мотивацией, их место занимают другие неудовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первоочередного удовлетворения, и лишь после того, как они будут в основном удовлетворены, начинают действовать потребности следующего уровня.
  К первому уровню Маслоу отнес физиологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает человеку выживание - пища, жилье, отдых и т. д. Для их удовлетворения необходимы минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.
  Ко второму уровню причислены потребности в безопасности и уверенность в будущем, удовлетворяемые с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень. Такая заработная плата позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в Пенсионный фонд. Уверенность в будущем - это работа в надежной организации, представляющей сотрудникам определенные социальные гарантии. Без удовлетворения потребностей первого и второго уровней, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
  На третьем уровне помещены
  потребности в поддержке со стороны окружающих, признание заслуг человека, принадлежность к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимы участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.
  Четвертый уровень составляет потребности в самоутверждении, признании со стороны окружающих. Они удовлетворяются путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. Управление имеющими эти потребности облегчается присвоением им титулов, званий, вручением различного рода наград и пр.
  На пятой ступени иерархии у Маслоу - потребности в самовыражении, реализации потенциальных возможностей, причем независимо от внешнего признания. Для удовлетворения этих потребностей человек Должен иметь максимальную свободу творчества, выбора методов и средств решения стоящих перед ним задач.
  В концепции Маслоу есть ряд слабых мест. Он не учитывал влияние, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивал на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу вверх; считал, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.
  Теория мотивации Д. Мак Клелланда. Это теория приобретенных потребностей. В ней представлены высшие уровни потребностей Маслоу, но вне иерархии. Автор выделяет три вида потребностей: успех, причастность и власть.
  Потребность в успехе проявляется как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Цели многие предпочитают ставить самостоятельно, причем таким образом, чтобы они были реальными, и в случае, если будут гарантированы конечный результат и успех, с удовольствием берут на себя персональную ответственность.
  Потребность в причастности реализуется через установление хороших отношений с окружающими, получение их поддержки. Для удовлетворения этой потребности необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и др.
  Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия. Однако в данном случае речь идет не только об административной власти, но и о власти авторитета, таланта и т. д. Одни люди жаждут власти ради самой власти, чтобы командовать окружающими, самоутверждаясь таким образом в собственных глазах; другим нужна власть для решения назревших проблем организации, которые они понимают лучше других и готовы взять на себя все связанные с этим тяготы. Именно последнюю форму Мак Клелланд считает главной Для менеджера.
  Теория мотивации Ф. Герцберга. Ф. Герцберг создал двухфакторную модель (вторая половина 50-х годов). Автор показал, что мотивацией может служить не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Причем нарастание или убывание удовлетворенности и неудовлетворенности являются самостоятельными процессами, а факторы, влияющие на них, действуют автономно.
  -
 
  Исходя из своей модели, Герцберг предложил две шкалы (рис. 18).
  Потребности Герцберг разбил на две группы: мотивационные (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе и т.д.) и "гигиенические", связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды и т. д.).
  Герцберг считал, что "гигиенические" факторы не мотивируют работников, а только предотвращают появление у них чувства неудовлетворенности деятельностью и ее условиями. Для стимулирования необходимо включение мотивационных факторов. Руководитель сначала должен снять имеющую место неудовлетворенность в чем-то, а потом уже добиваться удовлетворённости.
 
 
 
  § 3. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОТИВАЦИИ
 
  Согласно процессуальному подходу поведение личности определяется не только его потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой своих возможностей и последствий выбранного типа поведения. В результате человек принимает решение об активных действиях или бездействии.
  Теория ожидания В. Врума. Врум считал, что помимо осознанных потребностей человеком движет надежда на справедливое вознаграждение. Своей теорией он пытался объяснить, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими возможностями, и сколько он готов затратить усилий на достижение результата.
  Степень желательности, привлекательности, приоритетности конкретного результата в рамках данной концепции получила название валентности. Если результат имеет ценность, валентность положительна; если отношение к нему негативное, валентность отрицательна; если отношение безразличное, валентность нулевая.
  Ожидание может относиться как к возможности выполнения какой-то работы, так и к возможности получения за нее справедливого вознаграждения. Итоговая оценка, определяющая степень мотивации к определенной деятельности, интегрирует оценки вероятности-того, что работник сможет справиться с поставленной задачей и что его успех будет замечен руководителем и должным образом вознагражден.
  Теория справедливости Дж. Адамса. На мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и, что самое главное, по сравнению с достижениями других людей. Если человек видит, что к нему подходят с той же меркой, что и к остальным, он чувствует себя удовлетворенным и будет проявлять активность, и наоборот. При этом чувство неудовлетворенности может возникнуть даже при высоком абсолютном уровне вознаграждения.
  По мнению Адамса, каждый субъект всегда мысленно оценивает отношение:
 
  При этом в затраты включают не только усилия человека по выполнению данной работы, но и его стаж в организации, уровень квалификации, возраст, социальный статус и др. Оценка затрат и результатов субъективна, особенно высок субъективизм в отношении других лиц, о которых человек может судить лишь на основе догадок и ограниченной информации.
  Если в результате всех оценок и сопоставлений работник делает вывод, что нарушений нет, значит мотивирующие факторы действуют нормально; если же нарушения обнаруживаются, а тем более становятся хроническими, происходит демотивация личности.
  Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Теория построена на сочетании элементов теорий ожидания и справедливости. Суть ее в том, что вводятся определенные соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
  Авторы ввели переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что вознаграждение будет адекватно затраченным усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно степень удовлетворения. Отсюда важный вывод, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно этой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
  Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л. С. Выготский, его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии в педагогической деятельности, производственные проблемы не рассматривали. По этой причине их работы не получили дальнейшего развития.
  По теории Выготского, в психике человека имеются два уровня развития - высший и низший, которые определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
  Л. С. Выготский сделал вывод, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
  По мнению некоторых авторов, эта теория более прогрессивна, чем все другие. Однако она не учитывает высшие потребности человека.
 
  § 4. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ
 
  Как уже отмечалось, к неэкономическим способам стимулирования относятся организационные и моральные. Организационные стимулы включают мотивацию целями, привлечением к участию в делах организации, обогащением труда.
  Теория постановки целей Э. Лока. Теория базируется на том, что все работники в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовольствие от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность к ним человека, их приемлемость, сложность и т. д.
  Если цели реальны, то чем они выше, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения; в противном случае цели перестают быть средством мотивации. К высоким результатам ведут ясность и определенность целей, четкость и конкретность их постановки. В то же время их расплывчатость, аморфность вызывают распыление усилий, а поэтому и соответствующий результат. Чем выше приемлемость целей для работника, тем упорнее он будет следовать им, несмотря на сложность, специфичность и иные препятствия.
  В соответствии с теорией постановки целей значительное воздействие на мотивацию оказывает и полученный результат. Если он позитивен, исполнитель удовлетворен собой, мотивация к труду повышается, в противном случае происходит обратное.
  На степень удовлетворенности достигнутым результатом влияет его внутренняя или внешняя оценка. С внешней оценкой могут быть связаны определенные коллизии. Например, стремясь получить высокую оценку, исполнитель может брать на себя заниженные обязательства. В то же время, несмотря на очень большой объем проделанной работы, неполное ее выполнение даже в связи с объективными трудностями оценку снижает, а следовательно, приводит к демотивации человека.
  Теория партисипативного управления. В данной теории исходят из того, что если человек принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, более качественно и производительно. Считается, что партисипативное управление, открывая работнику доступ к принятию решений по вопросам, связанным с его деятельностью, является мотивом к лучшему выполнению работы. Оно приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации, то есть происходит более полное использование потенциала человеческих ресурсов.
  Содержание партисипативного управления может быть следующим. Работники получают право самостоятельно принимать решения по осуществляемой ими деятельности. Они могут привлекаться к принятию решения по поводу выполняемой работы, то есть к постановке целей, задач, которые предстоит решать. Работникам дается право контролировать качество и количество собственного труда и соответственно устанавливается ответственность за конечный результат. Партисипативное управление предполагает также широкое участие работников в рационализаторской деятельности, во внесении предложений по совершенствованию работы. Возможным направлением является предоставление работникам права на формирование рабочих групп из тех членов организации, с которыми им хотелось бы работать вместе.
  В практике эти направления партисипативного управления обычно используются в определенной комбинации, так как они тесно связаны и дополняют друг друга.
  Наконец, мотивация обогащением труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда.
  К моральным методам стимулирования относится прежде всего признание, которое может быть личным или публичным. Суть личного признания состоит в том, что особо отличившихся работников упоминают в специальных докладах высшему руководству организации, они получают право подписывать документы, в разработке которых принимали участие, их персонально поздравляет администрация по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране такого рода практика не получила пока широкого распространения. Публичное признание знакомо нам лучше. Оно состоит в распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах (Доска почета), награждении людей почетными знаками, грамотами, внесении их идей в специальные книги.
  Специфическими моральными методами мотивации являются похвала и критика. Похвала должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей и даже самыми незначительными положительными результатами, полученными ими, но обязательно конкретными и способствующими достижению целей организации. К ней предъявляются такие требования, как дозированность, последовательность, регулярность. Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, незаслуженная или неискренняя похвала демо-тивируют работника, поэтому для повышения ее действенности желательно использовать объективные критерии. Критика, то есть отрицательная оценка окружающими результатов работы, должна быть прежде всего конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на устранение недостатков, конфиденциальной, доброжелательной, без обвинительного акцента, с элементами похвалы, уважительной по отношению к критикуемому; замечания следует высказывать в косвенной форме, они должны быть аргументированными. Не стоит категорично требовать признания ошибок и правоты критикующего; желательно подчеркнуть возможность устранения недостатков и продемонстрировать готовность прийти на помощь.
  Контрольные вопросы и задания
  1. Сформулируйте понятие мотивации.
  2. Каковы задачи мотивации?
  3. Расскажите о содержательной концепции мотивации (теории А. Маслоу, Мак Клелланда, Ф. Герцберга).
  4. В чем суть процессуальной концепции мотивации (теории В. Врума, Дж. Адамса, Л. Портера - Э. Лоулера, Л. Выготского)?
  5. Каковы неэкономические способы мотивации?
  6. В чем смысл теории постановки целей Э. Лока?
  7. В чем состоит теория партисипативного управления?
  8. Какие существуют моральные методы стимулирования?
  9. Каким требованиям должны отвечать похвала и критика?
 
 
 
 
  РАЗДЕЛ IV УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
  Глава 18 ПРОИЗВОДСТВО КАК СИСТЕМА
  § 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВОМ
 
  Системный подход -это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности) и найти оптимальные пути и методы воздействия на их развитие и систему управления.
  Системный подход является необходимым условием при использовании математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта.
  Каждая система имеет свои, присущие ей особенности, реакцию на управление, формы возможного отклонения от программы, способность реагировать на различного рода воздействия.
  Производственные объекты представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем: предприятие, отделение (цех), бригада.
  Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:
  установление характера взаимосвязей элементов системы и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы;
  создание условий для согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена;
  создание механизма, обеспечивающего это согласование;
  построение органов управления, разработку методов и приемов управления системой.
  Системный подход предполагает единство системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.
  Всестороннее изучение связей элементов (подсистем) необходимо для построения модели объекта управления фирмы или предприятия. Эксперименты с моделью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить пути наиболее эффективного достижения общих целей.
  Системный подход можно рассматривать как принципиальную позицию лица, принимающего решение или предъявляющего некоторые требования, соблюдение которых позволит эффективно исследовать систему, а для систем управления еще и разработать оптимальный алгоритм функционирования. Системный анализ можно рассматривать как методологию исследования систем, применение которой позволит выполнить требования системного подхода. Главное значение в системном подходе имеют разработка и использование представлений о целостности систем.
  Познать целое - значит раскрыть:
  сущность и специфику, то есть присущие этому целому системные качества;
  состав, количественную и качественную характеристики элементов, их координацию, противоречивость, являющиеся важными источниками движения и развития целого;
  структуру -то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь элементов, установив при этом причины их определенного сочетания и взаимодействия, отличающиеся от других систем; функции элементов и их влияние на функции целого; интеграционные факторы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие с внешней средой и с целым, частью которого она является;
  историю целого, начало и источник его возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, переход этого Целого в новую систему.
  Системный подход включает формулировку цели функционирования системы и определение ее границ или состава входящих в нее элементов, структурный анализ, разработку математической модели системы и ее элементов, решение модели, сравнение альтернатив, выбор оптимального решения, определение чувствительности решения к различным факторам, то есть допустимых пределов изменения состояния системы, при которых ее функционирование остается оптимальным. Последняя задача тесно связана с определением степени управляемости объекта или системы.
 
  § 2. КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА
 
  Производство - это любой процесс (процедура), предназначенный для превращения совокупности ресурсов в продукцию определенного состава.
  Производство можно рассматривать как систему, состоящую из трех компонентов: ресурсов, производственного процесса и продукции. Ядром производства является система "ресурсы - продукция".
  Ресурсы определяются как элемент производства, олицетворяющий в основном переменные расходы - издержки, изменяющиеся пропорционально объему производства. К переменным расходам относятся ресурсы, состоящие из материалов, рабочей силы и энергии. Сумма этих расходов зависит от объема выпущенной продукции в натуральном выражении. В переменные расходы включают расходы на заработную плату работникам (кроме конторских и административного персонала) и расходы на материалы, которые можно отнести непосредственно на единицу продукции. Регулирование выпуска продукции осуществляется с помощью ресурсов, вводимых в производственный процесс.
  Производственный процесс может быть простым и сложным, требующим множества ресурсов для выпуска широкой номенклатуры изделий. Поэтому необходимо проектирование реального процесса "ресурсы - продукция", предназначенного для достижения определенных целей.
  Производственный процесс состоит из элементов, в основном имеющих отношение к постоянным расходам, которые остаются неизменными независимо от уровня операций фирмы.
  Постоянные расходы - это издержки, не зависящие от объема производства, муниципальные налоги, налоги на земельную собственность и строения, страховые сборы, заработная плата административно-управленческого персонала, расходы на отопление и освещение, амортизационные отчисления, инвестиции в производственные постройки, оборудование.
  Накладные, или косвенные, расходы - это издержки, которые нельзя непосредственно отнести на стоимость конкретной продукции: заготовительные, управленческие, канцелярские и т. д.
  Характер продукции отражает направление деятельности фирмы, производственного подразделения. Исходным моментом производственной деятельности служит именно определение вида и состава продукции.
  Изменение рыночных условий и финансового положения фирмы стимулирует поиск новых направлений деятельности.
  Регулирование производственной системы осуществляют двумя путями:
  регулированием ресурсов - темпов их ввода, стоимости, качества и т. д., в результате чего добиваются изменения переменных расходов;
  изменением процесса (производства) путем перекомпоновки его элементов, что достигается регулированием постоянных расходов, относящихся к системе в целом.
  Производственный процесс занимает центральное место в системе "ресурсы - продукция" (рис. 19), поэтому требуется более детальное его рассмотрение.
  -
 
 
  § 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
 
  Производственный процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки. Каждый производственный процесс состоит из множества элементов, в результате выполнения которых создаются отдельные части товара. Все частичные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.
  Под основными процессами понимают такие, в результате которых изменяются форма или размеры предмета труда, его внутренние свойства, состояние поверхности, взаимное расположение составных частей.
  К вспомогательным относят процессы, которые непосредственно не соприкасаются с предметами труда, а призваны обеспечить нормальное протекание основных процессов, например изготовление инструментов, производство различных видов энергии для собственных нужд, ремонт основных фондов, контроль качества предмета труда.
  К обслуживающим относятся такие процессы, как внутрифирменная транспортировка, техническое обслуживание, складирование и т. д.
  Аналогично производственному процессу на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяется управленческий процесс, который представляет собой совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы. Только здесь в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение какого-либо параметра управляемого предмета труда, этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относят процессы накопления, контроля, передачи предмета труда; к вспомогательным - те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих: изготовление, приобретение, ремонт средств технического оснащения и т. д.
  Проектирование процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация, стандартизация операций, процедур, методов информации и других элементов систем управления.
  Организация производственного процесса в пространстве представляет собой способ сочетания всех производственных процессов на Территории фирмы для переработки "входа" (сырья) системы в ее "выход" (продукцию) с параметрами, заданными в бизнес-плане. Она реализуется в производственной структуре фирмы.
  Организация производственного процесса во времени представляет собой сочетание во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов по переработке "входа" системы в ее "выход" - готовый продукт. Важнейшим параметром организации производственного процесса является производственный цикл, состоящий из рабочего периода и перерывов.
  Производственные процессы принято классифицировать по пяти основным признакам.
  По способу воздействия на предмет труда. Воздействие на предмет труда может осуществляться как при непосредственном участии человека - неважно, идет ли речь о прямом воздействии или только о регулировании, - так и без него. В первом случае, примерами которого являются обработка деталей на станке, процесс доения, составление компьютерной программы, ввод данных и т. д., такое воздействие называют технологическим; во втором, когда действуют только природные силы (брожение, закисание и др.), - естественным.
  По характеру связи исходных элементов и результата выделяют три типа производственных процессов: аналитический, синтетический и прямой. При аналитическом типе из одного вида сырья получают несколько продуктов - переработка молока, зерна и др. При синтетическом типе, наоборот, из нескольких исходных элементов создают один продукт, например из отдельных деталей собирают сложный агрегат. При прямом производственном процессе происходит преобразование одной начальной субстанции в один конечный продукт, например из зерна получают муку.
  По типу используемого оборудования производственные процессы
  принято подразделять на открытые и аппаратурные. Первые связаны с механической обработкой предмета труда - резанием, сверлением, ковкой, шлифовкой и т. д. Примером вторых является химическая, термическая и иная обработка, протекающая уже не открыто, а изолированно от внешней среды, например, на молокозаводах при производстве масла, творога, сыра.
  По уровню механизации. Там, где она отсутствует, например при рытье канавы с помощью лопаты, речь идет о ручных процессах. При механизации основных операций и выполнении вручную вспомогательных имеют место машинно-ручные процессы (механизированное доение коров). Когда оборудование функционирует самостоятельно, а человеку остается лишь нажимать кнопки, говорят о частично механизированных процессах. Наконец, если без участия человека осуществляется не только производственный процесс, но и оперативный (контроль и управление), например с помощью компьютеров, - это комплексно-автоматизированные процессы.
  По масштабам выпуска продукции и услуг производственные процессы делятся на массовые, серийные, индивидуальные. Массовые связаны с изготовлением больших объемов однотипной продукции (птицефабрики, животноводческие комплексы); серийные предполагают выпуск регулярно повторяющихся крупных, средних или мелких партий товаров достаточно широкой номенклатуры (сельскохозяйственные предприятия); в индивидуальных производственных процессах создаются уникальные объекты, например, произведения архитектуры, искусства.
  Небольшим по объему, непродолжительным по времени, относительно самостоятельным элементом любого производственного процесса является операция.
  Содержание операции в производственном процессе следующее:
  Целенаправленное изменение физических и химических свойств предметов труда;
  сборка или разъединение деталей или других предметов;
  подготовка предмета к другой технологической, транспортной или контрольной операции или хранению;
  планирование, калькуляция, сообщение или получение информации.
  Операции различают по двум основным признакам: назначению и степени механизации.
  По назначению выделяют прежде всего технологические операции, обеспечивающие изменение качественного состояния, размера, формы предмета труда. Другой категорией являются транспортные и погрузочно-разгрузочные операции, изменяющие пространственное положение объекта в рамках технологического процесса. Их нормальное осуществление обеспечивают обслуживающие операции - ремонтные, складские, уборочные и т. д. И наконец, измерительные операции служат для проверки соответствия всех компонентов производственного процесса и его результатов заданным стандартам.
  По степени механизации операции делятся на ручные, механизированные, машинно-ручные (комбинация механизированных и ручных работ); машинные (выполняемые всецело машинами, управляемые людьми - вспашка, культивация и т. д.); автоматизированные (выполняемые машинами под управлением машин при общем соблюдении и контроле со стороны человека); аппаратурные (естественные процессы, стимулируемые и контролируемые работником, протекающие в замкнутой искусственной среде).
  Необходимо отметить, что от особенностей производственных процессов во многом зависят размеры и структура конкретного предприятия.

<< Пред.           стр. 7 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу